Научная статья на тему 'Развитие содержания государственных услуг'

Развитие содержания государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Владимир Анатольевич

Статья посвящена проблемам выявления экономического содержания государственных услуг в процессе государственной деятельности. Приоритетным критерием эффективности данного вида услуг рассматривается качественное изменение состояния участника экономических отношений. При этом цели государственного управления задаются детерминантами общественного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие содержания государственных услуг»

Развитие содержания государственных услуг Development of the maintenance of the state services

Иванова Владимира Анатольевича аспирант кафедры «Экономики и права» ФГОУ ДПО Академии повышения квалификации руководящих работников курортного дела, спорта и туризма,

г.Сочи, e-mail: [email protected] английский вариант

Аннотация

Статья посвящена проблемам выявления экономического содержания государственных услуг в процессе государственной деятельности. Приоритетным критерием эффективности данного вида услуг рассматривается качественное изменение состояния участника экономических отношений. При этом цели государственного управления задаются детерминантами общественного договора.

Abstract

Article is devoted to problems of revealing of the economic maintenance of the state services in the course of the state activity. The priority criterion of efficiency of the given type of service considers qualitative change of a condition of the participant of economic relations. Thus the government purposes are set by determinants of the public contract.

Ключевые слова

Услуги, государственные услуги, гражданское общество, общественный договор, функции государства в экономике.

Keywords

Services, the state services, a civil society, the public contract, functions of the state in economy.

Введение

В последнее время в отечественной науке и обществе достаточно часто стали подниматься темы государственных услуг, их качества и роли в социально-экономическом развитии. Во многом это вызвано началом процесса реформирования государственной системы управления развитием страны, ознаменовавшегося проведением административной реформы, изменениями бюджетной системы, внедрением электронного правительства. Актуальность темы также возрастает и на фоне прошедших в декабре 2011 года выборов в Государственную Думу VI созыва и предстоящих выборов президента Российской Федерации в марте 2012 года.

Между тем важно заметить, что термин «государственные услуги», вместе с термином «сфера государственных услуг» в российской научной и законодательной практике практически не имеют необходимых по полноте и достаточных по содержанию определений. Например, Федеральный закон №210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» содержание термина «государственные услуги» раскрывает как: «... деятельность по реализации функций ... федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги»1. Однако, на наш взгляд, определение термина «государственные услуги», устанавливаемого указанным Федеральным законом, является узким и недостаточным, кроме

1 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2

того, оно не отражает экономическую сущность категории «сфера государственных услуг».

Г енезис трактовок государственных услуг

Выявить экономическую суть государственных услуг невозможно без определения сущности самих услуг. Считается, что впервые термин «услуга» в оборот ввел французский экономист Ж.Б.Сэй, использовавший его в своей работе «Трактат по политической экономики» (1803г.). При этом Ж.Б.Сэй считал, что услуги могут оказываться не только людьми, но и вещами, и силами природы. Ф.Бастиа, будучи последователем Ж.Б.Сэя, понимал под услугами любое усилие, которое прилагалось кем-либо и от которого освобождался кто-либо, кто пользовался данной услугой. Свое определение услуг было и в марксистской традиции, трактовавшей их в широком (результаты труда, предназначенные не для собственного потребления, могут выступать в различной форме и удовлетворять различные потребности других людей, предприятий, государства, стран, оказывая тем самым им услугу) и узком (деятельность, не принимающую предметно-вещественную форму и, соответственно, не получающую в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя этих услуг) смысле слова.

Настоящий рост интереса к терминологическим вопросам «услуг» был отмечен во второй половине XX века, когда множество исследователей вплотную занялись изучением развивающейся сферы.

В настоящее время существует множество различных определений «услуг», «услуговых видов деятельности», «сферы услуг». Во многом это объясняется тем, что сфера услуг представляет собой сложноорганизованную систему взаимодействующих и взаимосвязанных видов деятельности, структура которой может изменяться в зависимости от культурноисторических аспектов развития конкретного сообщества, в рамках которого происходит изучение вопроса.

Таблица 1. - Подборка наиболее распространенных подходов в науке к определению термина «услуга»*

Определение услуги Источник

«Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой» Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.. - М., СПб., К.: Издательский дом «Вильямс», 1999. -С.748.

«Услуги - это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью» Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. - М.: ИНФРА-М., 2001. -С.337

«Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект» Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПБ.: Питер, 1999, - С.448.

«Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Услуги - это действия, дела или выполнение работ; они неосязаемы» Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. - СПб.: Питер, 2002. - С.25.

«Услуга - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. -СПб.: Питер Ком., 1998. - С.541.

«Услуга - это то, что может быть продано или куплено, но не может упасть на ногу» Economist. Service market. - 1994. - №3.

«Service (услуги): Экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы» Экономика: Толковый словарь: Англо-русский. - М.: ИНФРА-М, 2000. -С.661.

«Услуги - работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара» Новый экономический и юридический словарь / Под. ред. А.Н. Азрилияна - М.: Институт новой экономика, 2003. - С.955.

«Услуги - это один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей» Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С.33.

«Services (услуги). Действия, направленные непосредственно на потребителя» Долан Э.Дж., Домненко Б.И. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - М.: Лазурь, 1994. - С.400.

«Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющим какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом» Ширай В.И. Мировая экономика и международные отношения. - М.: Дашков и Ко, 2003. - С.226.

«Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека» Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - СПб.: Питер, 2000. - С.52.

«Услуги - экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций и общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально вещественной форме» Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. - 1998. - №4. - 17.

«Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эту услуги» Курс социально-экономической статистики / Под.ред. проф. М.Г. Назарова. -М.: Финстатинформ, 2002. - С.655.

«Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения» Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна. - СПб.: Питер, 2003. - С.125.

* таблица составлена на основе данных: Бурменко Т.Д., Даниленко

Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. Экономика. - М.: КноРус, 2008. - С.69

В работе отечественных ученых Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко и Т.А.Туренко, была произведена попытка представить разноаспектность существующих определений термина «услуга» (таблица 1) . Из представленной таблицы можно сделать вывод, что наиболее полными и достаточными на сегодняшний день являются определения термина «услуга», которые связывают процесс оказания услуги с изменением качественного состояния того объекта, на который направлена услуга. Другими словами, услуга представляет собой экономический продукт, придающий новые качества объекту, возникающие непосредственно в процессе деятельности по предоставлению услуги. При этом новые качества объекта могут стать постоянными, либо временными, обратимыми или необратимыми, физическими или ментальными.

В этом отношении следует отметить определение, данное американским ученым Т.Хилом: «Услуга может быть определена как изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, которое достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений. При этом воздействие происходит на основе их предварительной добровольной

3

договоренности» .

Изменения, к которым стремятся потребители услуг, могут быть разнообразными. Но большее число из них можно условно отнести к одной

4

из представленных групп :

- изменение состояния потребительских товаров;

- изменение физического состояния лиц;

- изменение, связанное с духовным развитием лиц;

2 Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. Экономика. - М.: КноРус, 2008. - С.69.

3 Hill T. On goods & services // Rev. of income & wealth. - 1977. - Ser.23. - №4. -Р.315-338.

4 Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. - М.: Омега-Л, 2009. -С.655-656.

- изменение общего экономического положения самой институциональной единицы.

Таким образом, основываясь на представленных выше доводах, термин «государственные услуги» можно определить как: государственную

деятельность, связанную с изменением качественного состояния того объекта, на который направлена услуга. В экономическом контексте, термин «государственная услуга» может восприниматься как государственная деятельность, представляющая собой экономический продукт (все то, что производится, создается и используется в экономике и не выражено в вещественно-материальном характере), придающий новые качества объекту, возникающие непосредственно в процессе деятельности по предоставлению услуги. Результатом предоставления/потребления государственной услуги, с экономической точки зрения, так же является качественное изменение (постоянное или временное, обратимое или необратимое, физическое или ментальное) состояния участника экономических отношений (потребителя государственной услуги) или предмета, принадлежащего ему.

Современные подходы к определению сущности государственных

услуг

Таким образом, становится понятно, что должен включать в себя термин «государственные услуги». При этом также важно обратить внимание и на то, что любая услуга, воспринимаемая как процесс или результат, обязательно опосредована субъектом (производителем услуги) и объектом (потребителем услуги). В случае с государственными услугами, исходя из представленного нами понимания термина, вопросов о том, кто может являться объектом услуги - не возникает. Объектом государственных услуг являются участники экономических отношений - потребители этих услуг, являющиеся физическими или юридическими лицами. Кроме того, объектом государственных услуг выступают предметы участников экономических отношений - материально-вещественные ценности физических или

юридических лиц. Следуя данной аналогии, можно говорить о том, что субъектом предоставления государственных услуг является государство.

Что собой представляет государство? В общем приближении, под государством в современной науке понимают особую форму организации общества, действующей на ограниченной территории. Однако ни в науке, ни в международном праве до сих пор не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Одним из немногих документов, определяющих правосубъектность государства с точки зрения международного публичного права, является Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году на VII Панамериканской конференции. В Конвенции закреплены четыре признака государства: постоянное население; определенная территория; собственное правительство; способность к вступлению в отношения с другими государствами5.

По вопросам значения и содержания термина «государство» можно найти множество достаточно серьезных работ, в каждой их которых рассматриваемый термин трактуется по-своему. Например, В.В.Лазарев определяет государство в качестве «особой организации политической

власти общества, располагающей специальным аппаратом принуждения,

~ 6 выражающей волю и интересы господствующего класса или своего народа» .

Э.Гелнер раскрывает содержание государства как «специализированной и

концентрированной силы поддержания порядка, как института или группы

7

институтов, основная задача которых заключается в охране порядка» . Л.Е.Гринин - «Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделенную от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять

5 Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств // Опубликовано Министерством иностранных дел Республики Абхазия. - Режим доступа: http://www.mfaabkhazia.net/ru/print/node/327.

6 Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. - М.: Инфра-М, 2010. - С.23.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - С.28.

7

(требовать выполнения действий) определенными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий»8.

Как видно, каждый автор выдвигает свое понимание и содержание категории «государство». При этом каждая точка зрения раскрывается на основе принимаемой парадигмы происхождения государства, разновидность которых на сегодняшний день насчитывает более десятка.

На наш взгляд, содержание термина «государство» в современном обществе развитых стран наиболее полно может раскрываться через социально-экономическую теорию общественного договора, объясняющую происхождение гражданского общества, государства и права как результатов соглашения между людьми. По сути, данная теория основывается на том, что члены общества отказываются от части своего суверенитета и передают его легитимному органу власти в целях поддержания общественного строя через господство права. Развивая теорию общественного договора, следует полагать, что современное государство посредством органов власти обязуется обеспечивать права человека, выражающиеся не только в праве на жизнь, но и в праве на достойные уровень и качество жизни, на определенные свободы и т.д. Другими словами, государство берет на себя ряд обязательств, в том числе и по обеспечению достойного уровня социально-экономического развития общества.

В этом случае процесс функционирования государства как формы общественного договора и в рамках определения экономической сущности государственных услуг целесообразно рассматривать в контексте «триады» Я.Тинбергена, где в основе процесса управления лежат цели, инструменты и мультипликаторы. Тогда следует говорить о том, что цели государственного управления задаются детерминантами общественного договора, которые формально могут быть выражены в обеспечении определенного уровня и

8 Гринин Л. Е. 1997. Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому. - М.: Либроком, 2010. - С.20.

качества жизни населения, что в дальнейшем опосредует цели экономического развития и др.

Рисунок 1. Функции государства, как формы общественного договора, в экономике в контексте триады Я.Тинбергена (схема составлена автором)

В свою очередь инструменты государственного управления, а именно, их реализация будет представлена ни в чем ином, как в форме государственных услуг. Именно с помощью услуг государственные органы власти способствуют изменению качественного состояния объектов -участников экономических отношений или предметов, влияющих на воспроизводственные процессы в рамках достижения поставленных целей. Отбор конкретных инструментов лимитируется доступными системе государственных органов власти ресурсами (как правило, средства бюджета и внебюджетных фондов). Мультипликаторы связывают эффективность набора инструментов (совокупность государственных услуг) и целей в рамках оценки имеющихся ресурсов.

Таким образом, получается, что содержание государственных услуг раскрывается через набор инструментов - части представленной триады элементов осуществления государственных функций в экономике. При этом, как правило, экономические функции государства принято связывать с

экономическими функциями исполнительных органов власти9. Однако, не стоит забывать, что исполнительные органы власти имеют тесную связь с законодательными и судебными, что также может восприниматься в качестве косвенной роли данных ветвей власти в процессе регулирования экономики. Исходя из этого под вопрос ставится выражение государственной услуги в качестве экономического продукта, так как, по сути, деятельность исполнительных органов власти имеет только косвенное отношение к производству любых видов экономических продуктов, опосредованное регулированием и созданием условий для ведения экономической деятельности. Следовательно, результатом предоставления государственной услуги является не сам экономический продукт, а лишь условия для его создания.

Заключение

Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что экономическое содержание термина «государственные услуги» в условиях развития современного общества может интерпретироваться как: деятельность органов государственной власти (прямая - органов исполнительной власти и косвенная - законодательной и судебной), выражающаяся в создании предпосылок для производства экономических продуктов, и основанная на изменении (постоянном или временном, обратимом или необратимом, физическом или ментальном) качественного состояния объектов - участников экономических отношений или их предметов.

Библиографический список

1. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг. Экономика. - М.: КноРус, 2008. - С.69.

2. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - С.28.

9 Макконнелл. К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс. - М.: Инфра-М, 2011. -

С.91.

3. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому. - М.: Либроком, 2010. - С.20.

4. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств - Режим доступа: http://www.mfaabkhazia.net/ru/print/node/327.

5. Макконнелл. К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс. - М.: Инфра-М, 2011. - С.91.

6. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. - М.: Омега-Л, 2009. - С.655-656.

7. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. - М.: Инфра-М, 2010. - С.23.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

9. Hill T. On goods & services // Rev. of income & wealth. - 1977. - Ser.23.

- №4. - Р.315-338.

References

1. Burmenko T.D., Danilenko N.N., Turenko T.A. Sphere of services. Economy. - М: KnoRus, 2008. - P.69.

2. Gellner E. Nation and nationalism. - М: Progress, 1991. - P.28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Grinin L.E. State and historical process. From the early state to the mature. - М: Librokom, 2010. - P.20.

4. The convention of Montevideo on the rights and duties of the states. - An access Mode: http://www.mfaabkhazia.net/ru/print/node/327.

5. McConnell C., Brue S.L., Flynn S.M. Economics. - М: Infra-M, 2011. -

P.91.

6. Nazarov M.G. Course of the social and economic statistics. - М: Omega-L, 2009. - P.655-656.

7. Nersesyanc V. Problems of the general theory of the right and the state. -М: Infra-M, 2010. - P.23.

8. The federal law of the Russian Federation from July, 27th, 2010 №21003 «About the organization of granting of the state and municipal services».

9. Hill T. On goods & services // Rev. of income & wealth. - 1977. - Ser.23.

- №4. - P.315-338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.