Научная статья на тему 'Роль госрегулирования национальной экономики в процессе глобализации'

Роль госрегулирования национальной экономики в процессе глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2197
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / NATIONAL ECONOMY / STATE REGULATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахвердян Айк Размикович

В статье рассмотрены понятие «госрегулирование», методы и механизмы госрегулирования, а также сущность глобализации, положительные и негативные последствия глобализации и особенности госрегулирования в условиях современных глобальных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the concept of state regulation, methods and mechanisms of regulation, as well as the essence of globalization, both positive and negative effects of globalization, and features of state regulation in todays global challenges.

Текст научной работы на тему «Роль госрегулирования национальной экономики в процессе глобализации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264).

Экономика. Вып. 38. С. 37-42.

А. Р. Шахвердян

РОЛЬ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрены понятие «госрегулирование», методы и механизмы госрегулирования, а также сущность глобализации, положительные и негативные последствия глобализации и особенности госрегулирования в условиях современных глобальных вызовов.

Ключевые слова: национальная экономика, государственное регулирование, глобализация.

Современный мир состоит из сотни национальных экономик и международных организаций. Современные тенденции мировой экономики показывают, что развитие одной страны и мирового общества невозможно представить без сотрудничества с другими странами и организациями. За последние десятилетия произошли особенно крупные перемены. Международное разделение труда, интернационализация производства и капитала достигли качественно нового уровня развития. Быстрыми темпами происходит усиление взаимодействия и взаимозависимости отдельных государств. Сейчас мировую экономику можно назвать национально-мировой, поскольку экономики стран стали настолько взаимосвязанными, что их воспроизводство изолированно друг от друга практически невозможно.

Качественно новым этапом в развитии интернационализации производства является экономическая интеграция. Интеграционные процессы постепенно охватывают страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона.

В регулировании мирохозяйственных связей усилилась роль международных экономических организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Причем, эти организации все чаще оказывают влияние и на развитие национальных хозяйств отдельных стран.

Интернационализация процесса производства, международное переплетение капиталов, создание совместных предприятий и организаций для решения научных, технических и производственных задач свидетельствуют о дальнейшей глобализации мирового хозяйства.

Отношение к глобализации неоднозначно. Многие видят в ней угрозу мировой экономике, другие глобализацию считают средством дальнейшего прогресса экономики. Глобализация представляет собой процесс, в рамках которого

между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимозависимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран. Поэтому это требует более детального контроля над формами и методами ее развития со стороны государственных органов.

Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер, целенаправленное воздействие со стороны государства на макроэкономические и микроэкономические процессы, целью которого является стабилизация национальной экономики и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Методы, механизмы и объем госрегулирова-ния меняются с развитием общества, углублением экономических связей. Разные экономические школы по-разному оценивали роль государства. Например, представители меркантилизма были сторонниками активного государственного вмешательства в экономику, а физиократы, наоборот, не разделяли взглядов меркантилистов и выдвинули принцип «Ьа188ег Баке», классическая школа во главе с А. Смитом и Д. Рекарду высказалась за ограничения госвмешательства в экономическую жизнь. В начале XX века роль госрегулирования во главе с Кейнсом опять возросла. Кейнсианская модель эффективно действовала до 70-х годов, после чего кейнсианство начали критиковать представители либеральной мысли во главе с М. Фридманом и Ф. Хайеком.

Вышеизложенное показывает, что объем и роль госрегулирования часто подвергались изменению, и это говорит о том, что нельзя давать абсолютное преимущество только госрегу-лированию или только свободным экономическим отношениям. Надо выбрать оптимальное сочетание. Во времена кризисных ситуаций, конечно, постепенно возрастает роль государственного

вмешательства, а когда экономика в стране развивается стабильно, необходимо постепенно снижать уровень государственного вмешательства. Иногда в таких ситуациях лучшее государственное вмешательство — это невмешательство.

Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом, который состоит из взаимосвязанных определенных целей, задач, методов и механизмов.

Механизмами государственного регулирования национальной экономики являются:

1. Денежно-кредитная, или монетарная политика, которая воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Монетарную политику осуществляет Центральный банк. Воздействие монетарной политики на макроэкономические процессы, такие как инфляция, экономический рост, безработица, осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования, которое обычно направлено на достижение и сохранение финансовой стабильности: обеспечение устойчивости платежного баланса стран и укрепление курса национальной валюты.

Насчет денежно-кредитного регулирования можно сказать, что оно представляет собой совокупность конкретных мероприятий Центрального банка, которые направлены на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

2. Бюджетно-налоговая, или фискальная политика, которая представляет собой меры правительства, направленные на регулирование гос-расходов, налогообложения и состояния госбюджета. Бюджетно-налоговая политика направлена на обеспечение полной занятости и производства неинфляционного ВНП. Бюджетноналоговая политика бывает стимулирующей и сдерживающей.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика применяется для замедления циклического подъема в целях предотвращения «перегрева» экономики. Она предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика, наоборот, предполагает увеличение госрасхо-дов и снижение налогов, целью которого является преодоление цикличного спада экономики, расширение производства и рост экономического потенциала страны.

Методы госрегулирования разделяются:

• на прямые, которые включают в себя контроль над монополиями, экологией, разработку стандартов и т. д.;

• косвенные, к которым относятся денежная политика, социальная политика, контроль за доходами и т. д.;

• внешнеэкономические.

В условиях современных глобальных вызовов любое государство тем или иным образом регулирует, ограничивает или стимулирует практически все сферы международных экономических связей, которые включают в себя внешнюю торговлю, валютные и кредитные отношения, международное перемещение рабочей силы, научнотехнический обмен, международное движение капитала и т. д.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей представляет собой совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями и задачами.

Так в чем же состоит роль государства в регулировании национальной экономики в процессе глобализации? Для ответа на этот вопрос надо понять, что такое глобализация, что она дает современному миру, каковы ее последствия.

Глобализацией (globe — земной шар) называют начавшийся в последние десятилетия прошлого века процесс возрастания взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капиталов. Развитие международной торговли и рост иностранных инвестиций являются основными составляющими этого процесса, который включает в себя также развитие научно-технического и культурного сотрудничества между странами, миграцию трудовых ресурсов, развитие международного туризма и многие другие аспекты сближения народов разных стран.

Национальные экономики благодаря природным различиям взаимодействовали всегда, тем не менее, о процессах глобализации стали говорить лишь в конце XX века. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употребил Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу в конце 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась».

Также понятие глобализации было использовано в статье Т. Левитта в «Гарольд бизнес ревью» для обозначения слияния рынков отдельных товаров, производимых ТНК. Широко эксплуатировалось это понятие в книге К. Омэ (Гарвард). Однако в качестве одного их основных концептуальных построений термин «глобализация» использовал лишь в 1981 г. американский социолог Дж. Маклин. В 1985 г. Р. Робертсон выносит его в название своей статьи, в которой дает подробное толкование.

Не смотря на то, что понятие «глобализация» в последнее время очень часто встречается в экономической литературе, до полной ясности этого термина как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко.

М. Кастельс, профессор социологии из Калифорнийского университета (США), определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: 1) информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; 2) эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; 3) она является глобальной.

Ряд специалистов характеризуют глобализацию как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, которое выражается в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок капитала, товаров, услуг, рабочей силы и знаний.

Президент сетевого холдинга «ВЭБ-ПЛАН Групп» С. А. Нехаев характеризует глобализацию как системную интеграцию мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдаются ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления.

А. И. Шендрик выделяет несколько групп исследователей проблемы глобализации. Для некоторых она — объективный процесс слияния национальных экономик в единую общемировую систему. По мнению Э. Валлерстайна, А. И. Уткина и др., глобализация — это продолжение процесса становления человечества как целостности.

В трудах российских экономистов (В. Л. Иноземцев, М. Г Делягин, А. С. Панарин, А. С. Глазьев) глобализация интерпретируется

как эффективный инструмент установления «нового мирового порядка».

В настоящее время наиболее признанным считается определение глобализации, данное экспертами Международного валютного фонда, как «растущей экономической взаимозависимости стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных потоков товаров, услуг и капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий».

По моему мнению, глобализация — это высшая стадия интеграции, возрастание взаимозависимостей и взаимовлияний стран и международных организаций, слияние национальных экономик в единую мировую систему. Она затрагивает практически все сферы человеческой деятельности, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, научно-технический прогресс, безопасность, образ жизни и т. д.

А каковы последствия глобализации? Сегодня все исследователи справедливо указывают на то, что глобализация представляет собой достаточно противоречивый феномен. Конечно, трудно переоценить такое позитивное значение глобализации, как умножение возможностей человечества, более полное изучение всех сторон его жизнедеятельности, создание условий для гармонизации. Она создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, но с другой стороны, нередко ущемляет интересы широких слоев населения целых стран.

Кратко перечислим позитивные последствия глобализации и подробно остановимся на негативных последствиях:

1. Глобализация способствует созданию условий для углубления специализации и международного разделения труда. Благодаря глобализации более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

3. Глобализация позволяет экономить на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту.

4. За счет усиления конкуренции глобализация стимулирует развитие новых технологий и распространение их среди стран.

5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции, что в свою очередь приводит к снижению цен и дает возможность более эффективно использовать доступные ресурсы.

6. Благодаря глобализации повышается производительность труда за счет рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий.

7. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих экологических проблем, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

8. Глобализация дает возможность странам мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации:

1. В результате глобализации экономические сбои и финансовые кризисы быстро переносятся из одних регионов мира в другие.

2. В результате глобализации резкого ускоряется распространение трансграничной преступности. Речь идет о нелегальных рынках оружия и особенно такого социально вредного продукта, как наркотики. Оборот наркоиндустрии уже составляет примерно 8 % мировой торговли. Наркобизнес по самой своей природе тяготеет к «интернационализму» и глобализму.

3. Глобализация приводит к уменьшению экономической суверенности страны и не дает государству эффективно осуществлять госрегулиро-вание. Здесь важную роль играют ТНК, которые в случае неустраивающего их госвмешательства противопоставляют свой мощный экономический потенциал и разветвленный механизм лоббирования своих интересов в различных странах.

4. Кроме того, что глобализация существенно ослабляет традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, в то же время она не создает таких международных механизмов регулирования, которые восполняли бы возникший в результате этого пробел. Исключением из правила в значительной степени можно считаь лишь ЕС, особенно еврозону (Европейскую валютную систему).

5. Один из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии: кто оказывается в выигрыше от глобализации? Чаще всего глобализационные процессы приветствуются

в развитых странах, а в остальных странах, наоборот, вызывают опасение. Это связано с неравномерным распределением преимуществ глобализации. Современные глобализационные процессы прежде всего развертываются между промышленно развитыми странами и только потом охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции развитых стран, дает им дополнительные преимущества. Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.

6. Несправедливое распределение благ от глобализации может стать причиной конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не выравнивание доходов, а скорее их поляризация. Глобализация приводит к тому, что быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.

7. Последствия глобализации более болезненно ощущают на себе менее развитые страны. Те страны, которые на мировом рынке большей частью выступают как поставщики сырья и производители трудоемкой продукции. Это приводит к тому, что они оказываются во всесторонней зависимости от развитых стран. Глобализация создает для этих стран такие проблемы, как увеличение технологической отсталости от развитых стран, обнищание основной части населения, рост социально-экономического расслоения. ТНК ограничивают возможности государств осуществлять эффективную экономическую политику, возрастает внешний долг, и это в свою очередь приводит к тому, что международные организации, которые дают в долг, начинают диктовать свои правила игры.

8. Экономической политике отдельных стран может угрожать растущая глобальная интеграция рынков капитала, в результате капитал способен исчезать из страны столь же быстро, как и появляться.

9. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т. д.

10. Глобализация негативно влияет и на мобильность рабочей силы. Массовая миграция населения, приобретающая глобальный характер,

превращается в серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире.

Результаты глобализации показывают, что в будущем стабильное развитие мировой экономики невозможно будет представить без вмешательства государства. Уже сегодня в любой современной стране государство, правительство играют серьезную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Роль гос-регулирования будет потребностью как на национальном, так и на международном уровне. Странам необходимо будет адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет глобализация мировой экономики.

Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что роль государства в обеспечении внутренней и внешней экономической стабильности для противостояния негативным последствиям глобализации состоит в следующем:

1. Государство должно создать правовые основы и социальный климат, которые бы способствовали эффективному функционированию и развитию экономической системы.

Так как сегодня рыночную экономику невозможно представить без частной собственности, последняя должна быть обеспечена неприкосновенностью. Это можно реализовать с помощью законодательства о собственности, предпринимательстве, налогов и антимонопольных законов. Для благоприятного развития участников рыночной системы государство должно создать соответствующие экономические условия, установить так называемые правила игры, которые позволили бы регулировать отношения между потребителями, предприятиями и поставщиками ресурсов. Законодательство также позволяет государству при необходимости взять на себя роль арбитра в экономике и предпринимать соответствующие меры.

2. Государство берет на себя ответственность за социальную политику и воздействие на распределение доходов и материальных благ в обществе.

С помощью социальной политики обеспечиваются достижение социальной безопасности, относительно справедливое распределение доходов. Поскольку рыночная система не обеспечивает равномерное и справедливое распределение доходов и чаще всего становится причиной недовольства общества, эту функцию государство тоже берет на себя.

4. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частным.

5. Особенно важна роль госрегулирования в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

6. В любой стране мира высшей целью госре-гулирования является стабилизация экономики, достижение максимального благосостояния всего общества. Но для реализации этой цели надо прежде всего достичь нескольких прикладных целей, к которым относятся экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты и внешнеэкономическое равновесие.

Решение вышеперечисленных целевых задач означает достижение относительного макроэкономического равновесия в рамках национального хозяйства и создание более благоприятных условий для достижения внешнеэкономического равновесия.

7. Для противостояния негативным последствиям глобализации государство должно поддержать конкуренцию, на национальном уровне оно должно поддержать малый и средний бизнес, сократить рост монополизации, а на международном уровне должно поддержать конкурентоспособность отечественных производителей.

8. Функцией государственного регулирования является активизация, интенсификация инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

9. Государство должно включить национальный рынок страны в производственную и торговую сеть ТНК. Такая модель развития получила распространение в юго-восточном регионе Азии. Население этих стран получило рабочие места и соответствующие доходы. Емкость национального рынка значительно расширилась, что стимулировало развитие национального предложения, ориентированного на отечественный спрос. Экономический рост стран стал приобретать национальный импульс.

10. Для сокращения негативных последствий глобализации государство должно ориентировать экономический рост на инновации.

Если страна сможет выпустить на мировой рынок новый товар или представить новое, более высокое качество уже известного товара, она завоюет новый сектор мирового рынка. Страна, инициирующая новации, обеспечивает себе на мировом рынке устойчивые позиции и высокие доходы. Осознание того, что именно инновационная модель развития страны дает наибольший выигрыш в условиях глобализации, заставило многие развитые страны направить свои усилия на продвижение в этом направлении.

11. Важной ролью госрегулирования на современном этапе является освоение процесса диверсификации национального производства. Страны должны осознавать возможные угрозы однобокого развития. Освоение процесса переработки добываемого сырья позволило бы развивающимся странам получить больший доход на мировом рынке. Формирование многопродуктового внутреннего рынка позволит обеспечить более устойчивую занятость и стабильность и поможет более успешно противостоять кризисам.

12. Защита от спекулятивного иностранного финансового капитала.

Спекулятивный финансовый капитал в последнее время активизировался, внося нестабильность в развитие мировой экономики. Страны с неустойчивым поступлением иностранной валюты защищаются от подобной беды ограничениями по движению капиталов или вовсе пытаются ограничить приток иностранного капитала в свою страну.

13. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Она должна использоваться как инструмент диверсификации экономики. Политика привлечения ПИИ на отечественный рынок и стимулирование кооперации иностранных инвесторов с местными производителями активизирует продвижение по пути диверсификации. Подобная кооперация позволит местным производителям

иметь более устойчивый рынок. Их шансы попасть в кризисную ловушку отечественной конъюнктуры сокращаются, поскольку иностранный инвестор их.

14. Одной из основных проблем мирового хозяйства является кризис мировой задолженности. Глобальная задолженность — одна из характерных особенностей мировой экономики в настоящее время. В мире практически нет государств, которые могли бы обходиться без внутренних и внешних долгов. Внешняя задолженность приобрела глобальный характер. Это проблема должна решиться с помощью госрегулирования, но это будет возможно, если страны приложат совместные усилия.

И в заключение можно сказать, что только в рамках скоординированного межгосударственного регулирования возможно нормальное, устойчивое и стабильное развитие международной экономической системы, имеющей в современных условиях важнейшее значение для экономического благополучия как национальной экономики, так и мирового сообщества.

Список литературы

1. Национальная экономика : учебник / под ред. П. В. Савченко. М. : Экономистъ, 2005. 813 с.

2. Международные экономические отношения : учеб. для студентов вузов / под ред. Б. М. Смити-енко. М. : Инфра-М, 2007.

3. Щенин, Р. Наркобизнес — глобальная проблема XXI века / Р. Щенин, Г. Сулейманова // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С. 50-57.

4. Кошелев, А. Н. Национальная экономика : конспект лекций / А. Н. Кошелев. М. : Эксмо, 2008. 159 с.

5. Грошева, Т. А. Мировая экономика : учеб. пособие / Т. А. Грошева, Ж. А. Ермушко, О. Ю. Корнева. Томск : Томский политехн. ун-т, 2007. 155 с.

6. ЦИНЬ СЮАНЬЖЕНЬ, научный сотрудник НИИ общественного развития Европы и Азии Научно-исследовательского центра развития при Госсовете КНР Тенденции развития современной мировой экономики и Китай, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.