привычек, отрицательно влияющей компании и др.; включение подростка в «соревнование с самим собой», в ходе которого решается жизненно важная для подростка задача: что сильнее - его воля, характер или дурная наклонность?
Большую роль на этом этапе играла практическая работа с подростками по включению их в жизнь здорового и нравственно ориентированного детско-юношеского социума - клуба, спортивной секции, художественного коллектива, помощь в установлении отношений, определении своей «ниши» в коллективных делах. Центральной задачей данного этапа было освоение стратегии перевода «трудного» подростка в ситуацию устойчивого развития на основе поддержки его потребности овладеть новым образом жизни, встать на путь нормальной нравственно-психологической социализации и адаптации («Я - другой»). Количественные характеристики уровневых групп в конце третьего этапа выглядели следующим образом: низкий уровень - 15,7 (- 5,6)/ 35,2 (- 3,4); средний уровень - 24,7 (- 3,9) / 38,8 (- 3,5); высокий уровень - 59,6 (+9,5) / 20,1 (+1,0).
Приведенные результаты свидетельствуют об эффективности представленной модели подготовки будущих социальных педагогов к данному направлению профессиональной деятельности.
В.С. МОРОЗЕВИЧ (Волгоград)
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ НА ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Раскрываются сущность и специфика воздействия правосознания на правовое поведение личности, включающие в себя правовую установку, ценностные ориентации личности, убеждения, цели и мотивы.
Для формирования правового государства и гражданского общества необходимо общественное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву, юридическим принципам и понятиям.
Для правосознания характерно осознание необходимости установления определенного порядка в обществе путем соответствующего регулирования общественных отношений. Через осознание общечеловеческих ценностей, социальных интересов определяются и законодательно закрепляются модель и общеобязательный масштаб поведения.
Правосознание личности проявляет свое реальное содержание в правовом поведении. Поэтому в правосознании целесообразно выделить компоненты, которые оказывают влияние на поведение, что выражается в готовности личности к деятельности в юридически значимых ситуациях.
Деятельность всегда индивидуальна. Поэтому поведенческие, практические компоненты обнаруживаются в основном в индивидуальном правосознании, которое приводит удовлетворение потребности индивида в конкретной жизненной ситуации в соответствие с нормами права. У человека все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли. Точно так же усвоение индивидом правовых норм, принципов, содержания субъективных прав и обязанностей, иными словами, формирование у индивида правового сознания является непременным условием деятельности в сфере правового регулирования.
К поведенческим компонентам правосознания, которые оказывают влияние на правовое поведение личности, следует отнести правовую установку, ценностные ориентации личности, а также убеждения, цели, мотивы.
В юридической литературе существует несколько точек зрения в отношении интерпретации правовой установки. Во-первых, понятие установки раскрывает характер связи между личностью и различными видами ее деятельности, указывает на предрасположенность личности ориентировать свою деятельность в каком-то определенном направлении. Причем социальная установка обеспечивает единое восприятие объектов установки, единое отношение и готовность к единому поведению. Особенностью такого вида установок является их ярко выраженный осознанный характер [1: 184].
© Морозевич В.С., 2008
Специфика правосознания заключается в наличии осознанных установок, которые лишь в том случае могут выступать адекватными внутренними факторами, когда в их основе лежат правовые знания, положительные правовые чувства, умения, навыки. В своей совокупности они образуют готовность к правореализующей деятельности. Правореализующие способности по своему строению есть единство элементарных и сложных частных правовых способностей. Компонентами первых являются личностные качества субъекта, соотносимые с предметной правореализующей деятельностью. К ним относятся интеллектуальные, характерологические, психофизиологические качества, в частности самостоятельность, наблюдательность, настойчивость, само-организованность, выдержка, психиче -ская выносливость и проч.
Являясь психологическими личностными качествами, элементарные способности приобретают характер частных при формировании готовности к правореализующей деятельности и в сочетании со сложными способностями обеспечивают предметную правореализующую деятельность, стимулируют ее активность.
Во-вторых, под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой активности в определенной ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведенческие составляющие и имеет сложную структуру.
В психической структуре готовности к правовому действию можно выделить на разных уровнях регуляции поведения неосознаваемые установки относительно простейших правовых ситуаций и сложные правовые установки, регулирующие правовые действия на основе ценностных ориентаций личности и определенной правовой идеологии. Поэтому правовая установка может проявляться как в нежелании субъекта отстаивать свои законные права, так и в сознательном нарушении установленных правовых запретов.
Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования, без наличия сил, играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают
способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым, теперь уже интеллектуально-эмоциональноволевым образованиям, правовым установкам.
В-третьих, под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении него в соответствии с этой оценкой [2: 91].
Динамичный характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным. Когда объектом установки служат различные правовые ценности, мы говорим о правовых установках.
Воздействие на поведение личности реализуется на основе социально-психологических механизмов - правовых установок и ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются функциональным выражением убеждений при их объективации в реальном поведении. Кроме того, убеждение характеризует качественный уровень ценностной ориентации, являясь показателем ее зрелости.
Ценностная информация отражает не только сами явления, но и их смысл для отражающего их субъекта, для его жизни и деятельности [3: 115].
В аксиологии общепризнано, что любую ценность можно разделить на два взаимодействующих и взаимосвязанных элемента -объект и субъект. В научной литературе в зависимости от подходов можно встретить такую классификацию видов ценностей: основные и инструментальные, первичные и вторичные, абсолютные и относительные, внутренние и внешние, а также политические, идеологические, моральные, правовые.
Система ценностей, таким образом, выступает как средство ориентации личности.
Прежде всего, право может быть промежуточной ценностью для личности. Другими словами, при определенных обстоятельствах оно является ценностью постольку, поскольку благодаря праву реализуются главные на данный момент ценности личности, например культурные. Право может иметь и непосредственную ценность
для субъектов, и именно юридические ценности значимы для личности, т. к. они способствуют развитию дисциплинированности, организованности, умению детально разбираться в той или иной ситуации, гарантируют стабильность и незыблемость прав и обязанностей и т. д.
Ценностные ориентации - это устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций.
Правовая ориентация есть интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Таким образом, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ориентаций, синтезирующих и стабилизирующих все иные источники правовой активности.
Формирование убежденности в необходимости соблюдения закона на основе правовых знаний и положительного отношения к нему, на наш взгляд, является основным способом выработки правомерного поведения.
Правовые убеждения и привычки в сфере правового регулирования являются следующими важными компонентами правосознания личности. Они рассматриваются как результат познавательно-эмоциональной активности личности в сфере правового регулирования. В убеждениях знания эмоционально окрашены и, тем самым, из внешних для субъекта превращены во внутренние для него. О высокоразвитом правосознании свидетельствует только наличие убежденности в справедливости закона, внутренней потребности неукоснительно следовать его велениям. Уровень правового сознания определяется наличием именно этих свойств и качеств личности, а не только пониманием целей и назначения права, требований конкретных норм.
Правовые убеждения - это внутренне воспринятые и усвоенные правовые воззрения, порождающие готовность к действию. По мнению некоторых исследовате-
лей, убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Поэтому правовые убеждения (уверенность в целесообразности и справедливости правовых предписаний, соблюдения правопорядка как ценности) служат одним из главных источников правовой активности гражданина. Правовые убеждения определяют общую направленность практической деятельности граждан в сфере правового регулирования. Поэтому они являются одним из главных источников правовой активности.
Известно, что направленность поведенческих актов определяется внутренними социально-психологическими факторами. Выявление характера оценочной деятельности позволяет во многом предсказать возможное поведение. Однако при этом важно и другое, а именно - определение выработанных у личности критериев для оценки конкретной ситуации. Высшим социально -психологическим основанием оценок выступают убеждения. Исследуя место и значение убеждений в структуре правосознания личности, а также анализируя отдельные их стороны, мы выдвигаем тезис о том, что убеждения выступают в качестве важнейшей духовной детерминанты в социальной ориентации и поведении.
В философской литературе убеждения обычно рассматриваются в качестве когнитивного компонента установки, однако едва ли можно согласиться с подобным тезисом. Взгляд, мнение, убеждение и т. д. -это, скорее всего, элементы системы реакций индивида на объект, возникающих в результате актуализации определенной установки.
Отождествление установок и убеждений недопустимо еще и потому, что не всякое убеждение объективно приводит к установке. Наличие убежденности еще не говорит о конкретной готовности к действию. Кроме того, не всякая установка есть результат убеждения - например, когда речь идет о заимствованной установке, которая, по существу, не осознается.
Также следует рассмотреть цели и мотивы как важные поведенческие компоненты правосознания личности.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В качестве непосред-
ственного мотива в сфере правосознания цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Цель деятельности неизбежно появляется тогда, когда потребность порождает интерес [3: 171]. Цель как поведенческий компонент правосознания является мысленной моделью будущего результата деятельности.
Между потребностями, интересами и целями, по мнению И.С. Кона, находится следующее звено - мотивы человеческой деятельности.
Мотив - в широком смысле побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо; в психологии - потребность, инстинкт, влечение; в криминологии - внутреннее состояние личности, определяемое ее потребностями и являющееся побуждением к активным действиям по достижении преступной цели [4: 508].
В сфере правосознания личности мотив - это внутренние побуждения, которые вызывают готовность к совершению деятельности. Мотивы могут быть позитивными (патриотические побуждения, высокая правовая активность) и негативными (корысть, личная выгода, низменные побуждения).
Положительное поведение личности не всегда обусловлено позитивным мотивом -предварительным осмыслением, осознанием конкретных юридических предписаний, порядка их осуществления и т. д., иногда это лишь следствие поверхностного ознакомления с правоприменительной практикой.
Мотивы правомерного поведения охватывают огромный диапазон взглядов, чувств, начиная от сознания общественного долга, преданности Родине и кончая привычкой к повиновению властям, страхом перед наказанием и т. д.
Таким образом, правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение закона гражданами являются основой крепкого государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о
справедливости, права и обязанности человека, дозволения и запреты - все это воздействует на формирование мотивов, установок и поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль правосознания.
Литература
1. Бабаев, В.К. Логико-гносеологический и онтологический аспекты социалистического правосознания и правовой активности / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.И. Гойман // Обеспечение охраны социалистической собственности в современных условиях. Горький, 1986.
2. Шайхова, Х.Л. Структура и способы регуляции нравственных отношений / Х.Л. Шайхова // Вопр. философии. 1985. №1.
3. Вичев, В. Мораль и социальная психика / В. Вичев. М., 1978.
4. Тихомиров, Л.В. Юридическая энциклопедия /Л.В. Тихомиров, М.Ю. Тихомирова; 5-е изд., доп. и перераб.; под ред. М.Ю. Тихомировой. М., 2002.
В.И. БЕРЕСТЕНЬ, М.А. ТИМОШЕНКО (Волгоград)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ И СВЯЗАННОЙ С НЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Рассмотрены вопросы опасности наркомании для национальной и международной безопасности;
особенности педагогической и правовой деятельности по пресечению этого опасного явления.
В начале 90-х годов XX в. на постсоветском пространстве произошел пересмотр общественных ценностей, сменились мировоззрение и социальные ориентиры. Получила развитие организованная преступная деятельность, высокий уровень ее латентности изменил условия жизнедеятельности социума. В обществе на первый план стала выходить проблема обеспечения безопасности личности. Учитывая эту обстановку, преступные формирования создали инфраструктуру, обеспечивающую теневую экономическую деятельность в
© Берестень В.И., Тимошенко М.А., 2008