© 2014 г. А. В. Мещерякова, С. Н. Мещерякова
ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
В статье рассматриваются актуальные вопросы мотивов и последствий поведения людей в правовой сфере. Одной из особенностей поведения личности в правовой сфере является ее субъективизм, который обусловлен тем, что люди наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. Совершая то или иное действие, индивид соотносит его с имеющимися правовыми знаниями, нормами и ценностями, от чего и зависит направление и интенсивность поведения.
Ключевые слова: поведение в правовой сфере, правовое сознание, правовая информация, правомерное поведение, правовая мотивация.
При рассмотрении проблемы поведения людей в правовой сфере необходимо остановиться на избирательном реагировании личности на тот или иной источник правовой информации, на субъективном отношении к самой правовой информации.
Характер источников правовых знаний, которым отдается предпочтение, правовые сведения, получаемые из них, существенно отражаются на объеме и глубине правовых знаний, отношении личности к праву, влияя, таким образом, на формирование ее правового сознания. Это и обусловливает необходимость изучения избирательного реагирования личности на источник и объем правовой информации. Личность всегда избирательно относится к правовой информации. Более того, разные личности по-разному отражают одну и ту же информацию в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Большую роль в определении избирательного отношения личности к правовой информации играют общие и специфические факторы. К наиболее общим могут быть отнесены следующие факторы: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовных ценностей общества, существующая правовая система и т. д. Известное влияние на отбор правовой информации оказывают специфические условия, в частности, так называемые первичные группы, мнения, оценки, суждения.
Значительное воздействие на отбор правовой информации оказывают не только внешние факторы - общие и специфические, но и внутренние, т. е. те компоненты психики, которые сами являются результатом воздействия социальной среды.
Информация, поступающая к личности путем целенаправленного правового обучения, соотносится им не только с той, которую он получает и
получил по другим каналам различных информационных систем, включая и неконтролируемые обществом, но и со всей системой довольно устойчивых компонентов самой личности - ее потребностями, интересами, ценностными ориен-тациями, установками, идеалами, мировоззрением, убеждениями, привычками и т. д. [1, с. 71]. Последнее оказывает существенное влияние на отбор личностью правовой информации.
Все воспринимаемые сознанием явления так или иначе соотносятся с мировоззрением личности, преломляются в нем. Естественно, что от полноты, ясности, объективности мировоззрения в очень большой степени зависит поведение индивида, его практическая жизнедеятельность как члена общества [2, с. 331]. «От того, каковы те идеи и взгляды, которыми проникается человек, и каково соотношение их с содержанием личной его жизни, существенно зависят не только общие структурные особенности его сознания, но и весь психологический его облик», - пишет А. Н. Леонтьев [3, с. 260-261].
Именно мировоззрение определяет наиболее обобщенные мотивы его поступков. По мнению Г. С. Остроумова, от содержания мировоззрения зависит внутренний смысл, вкладываемый человеком в свою деятельность, а этим, в свою очередь, в значительной степени определяются психологические условия протекания самой деятельности и ее результаты [4, с. 163].
Важно подчеркнуть, что мировоззрение включает в себя правовые представления, идеалы и убеждения. Пассивное отношение к юридическим правам, различные правонарушения, так или иначе, связаны с пробелами, изъянами в мировоззрении человека, с отсутствием или искажением в его сознании наиболее обобщенных, мировоззренче-
ских правовых взглядов. Зависимость между мировоззрением и практическим поведением человека - одна из наиболее общих социально-психологических зависимостей. С ней непосредственно связаны взаимозависимость направленности личности и ее практической деятельности. Направленность личности выражается в целях, идеалах, которые индивид ставит перед собой и которым он более или менее сознательно следует.
Мотивы и цели деятельности личности носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Мотив как побуждение - это источник действия, его порождающий [5, с. 41-49].
Мотивы - важнейшие элементы психической регуляции поведения человека, поскольку в тесной связи с мотивацией находится проблема активности поведения человека [6, с. 334]. Нет необходимости доказывать, что изучение поведения личности вообще и в правовой сфере в частности (как правомерного, так и отклоняющегося) невозможно без уяснения мотивов этого поведения.
Правовая наука исходит из понимания мотива, выработанного общей психологией, поскольку поведение человека в правовой сфере - это разновидность социального поведения, следовательно, оно подчиняется психологическим закономерностям, присущим любым сознательным действиям индивидов. Большинство авторов видят истоки мотивации в потребностях. Эти объективно обусловленные потребности и выступают как побудители человеческой деятельности. В соответствии с осознанием потребности человек намечает определенную цель, которая выступает в качестве идеального представления о желаемых и ожидаемых результатах действия личности.
«Мотив в качестве движущей силы проявляется только тогда, когда человек испытывает определенную потребность и совершает действия, направленные именно на удовлетворение этой потребности, - отмечает Р. Штольберг. - После совершенного действия мотив исчезает» [7, с. 52]. Последнее имеет особое значение в плане описания сущности правовых установок: обусловленность действия поступка тем или иным мотивом делает мотив одним из основных признаков установки.
Мотивы и соответствующие им цели определяют главным образом сущность установок. Мотив «заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым» [8, с. 403]. Потребность неразрывно связана с мотивом поведения личности, поскольку она представляет собой внутреннее требование. Часто мотивация поведения выступает синонимом потребности. Мотивом становится осознанная потребность. А. Н. Леонтьев в связи с этим писал: «До своего первого удовлетворения потребность "не знает" предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» [9, с. 190].
Правовые интересы связываются правовой целью через систему правовых мотивов, раскрывающих психическое отношение индивида к исходным побудительным силам и к конечному результату правовой деятельности [10, с. 306-310]. В процессе формирования правосознания личности происходит ее обучение всем правовым требованиям и нормам. В этой связи большое значение имеет целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие в целях формирования социально полезных психологических мотивов. Изучение мотивов не менее важно и для оценки противоправного поведения, в противном случае психологи не могли бы выполнять важную социальную функцию - намечать пути направленного воздействия на психику человека с целью формирования черт, качеств, установок, ценностных ориентаций, необходимых личности.
Для того, чтобы понять, чем же конкретно регулируется поведение и сознание индивида, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. Чем определен сам выбор мотива? Чем руководствуется индивид, выбирая именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива - понятие социальной установки. «Установка, - пишет Д. Н. Узнадзе, -является целостным динамическим состоянием, состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [11]. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности. В контексте этой концепции установка более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека, что исключает применение
этого понятия к изучению высших форм человеческой деятельности. Не принижая значения разработки проблемы на этом общепсихологическом уровне, отметим, что в аспекте нашей проблемы наиболее подходящим является понятие установки в социально-правовом аспекте.
Более содержательной в этом плане, на наш взгляд, представляется разработанная В. А. Ядо-вым диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Ее суть состоит в том, что автор устанавливает иерархию форм деятельности на основании расширения границ активности личности, соответствующих расширению ее потребностей, и выделяет, соответственно, четыре уровня диспозиций:
1. Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Этот уровень диспозиций обозначается как «установка».
2. Второй уровень - это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе. Здесь личность уже вырабатывает какие-то определенные отношения к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, имеющей сложную трехком-понентную структуру и включающей когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
3. Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности или базовые социальные установки. Этот уровень имеет также трехкомпонентную структуру и выражает отношение не к какому-то социальному объекту, а к каким-то более значимым специальным областям.
4. Четвертый высший уровень диспозиции образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях социальной активности [12, с. 106-120].
Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. При изменении соотношения между мотивом и целью деятельности для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка [13, с. 49].
Под социальной установкой понимается «выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности (группы) к заранее определенному отношению - позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию)» [14, с. 98]. Социальная установка во
многих случаях определяет мотивацию поступка, выбор цели и средств его совершения.
Социальная установка - обусловленная предыдущим опытом готовность человека к выполнению определенной деятельности: восприятия, мышления, целенаправленных движений и действий. Социальная установка возникает в результате внешних воздействий, имевших место в предшествующем опыте.
Применительно к понятию установки, с точки зрения формирования правовой психологии личности, целесообразно привести следующие положения из теории психологии. «В объем установленных состояний человека включаются как непосредственно возникающие установки, так и те, которые раньше были осуществлены усилиями его воли; установка - конкретная определенность личности в каждый момент, и она играет решающую роль; благодаря воле человек вызывает к жизни установку, найденную им целесообразной; установка - это обусловленная предыдущим опытом готовность человека к выполнению определенных действий; установка возникает в результате внешних воздействий в прошлом и определяется ситуацией, воздействующей в данный момент. Это модификация субъекта, закрепленная вследствие часто осуществляемых актов поведения в прошлом; психология человека строится на принципе его установки; определившаяся однажды установка в дальнейшем, в специфических условиях деятельности человека, прежде всего деятельности, имеющей социальный характер, может измениться», - пишет Д. П. Рассейкин [15, с. 55-56]. Пусковым механизмом правового поведения личности, формирования ее правосознания, звеном, связывающим личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки личности с ее социально-правовой активностью являются правовые установки личности. Итак, когда объектом установки служат различные правовые ценности, то речь идет о правовых установках.
Правовые установки - один из аспектов профессиональных ценностей юриста, формирующих его профессиональное правосознание и, в первую очередь, правовую психологию. Правовая установка - это разновидность социальной установки, формируемая под воздействием определенных внутренних и внешних факторов и являющаяся предпосылкой конкретного социального поведения при применении права. Общеизвестно, что в установках принято различать бессознательные и осознанные элементы [13, с. 26-27].
Так, например, специфика профессиональной юридической деятельности, ее повышенная социальная значимость требует наличия только осознанных правовых установок, которые лишь в
том случае могут выступать внутренними факторами адекватной профессиональной деятельности юриста, когда в их основе лежат специализированные юридические знания, положительные правовые чувства, умения, навыки. Внешняя форма выражения таких положительных правовых установок - неуклонное следование требованиям законности, точное и строгое осуществление своих правомочий, стремление законными средствами обеспечить реализацию юридических прав и обязанностей субъектов и др. Подобного рода правовые установки в своем единстве образуют ценностные ориентации личности и детерминируют ее правовое поведение. В некоторых случаях готовность совпадает с правовыми установками, однако это более сложное образование, включающее в себя наряду с рациональными и эмоциональными компонентами правосознания и правовыми установками волевые и интеллектуальные качества личности, ее профессиональные навыки и умения, настроенность на определенные профессиональные действия [16, с. 18]. Такая готовность формируется в ходе профессиональной, психологической подготовки, специального правового образования, правоприменительной практики и является результатом всестороннего развития личности.
В формировании правовых установок, как и вообще социальных установок, большая роль принадлежит познавательной активности личности. Познавательная активность, несомненно, первое, но далеко не единственное условие формирования и закрепления правовой установки. Познание права нельзя рассматривать в отрыве от целой системы социальных и правовых факторов, в которых находится индивид.
Исследование правовой установки неразрывно связано с проблемами анализа правосознания, правомерного поведения (деятельности), социально-правовой активности [17, с. 20-22]. Эта связь заключается в том, что правовая установка выступает как вероятность перехода активности правосознания как внутренней деятельности в правовую активность или правомерное поведение личности. Правомерное поведение следует понимать как позитивную общественную деятельность, виды которой закреплены в юридических нормах и обеспечиваются государством [18, с. 38]. Соответственно, и установка на правомерное поведение рассматривается как потенциальное позитивное начало в человеке.
Так, по мнению Н. Н. Вопленко, правовая установка - это устойчивая положительная реакция личности на правовую действительность [19, с. 44].
Из общей системы правовых установок не следует исключать и негативные установки лич-
ности. При этом надо учитывать, что лица с негативными установками далеко не всегда преступают границы дозволенного нормами права.
Наличие у индивида системы позитивных правовых установок предполагает высокую степень его социализации, правовыми установками измеряется то всеобщее, что воспринято им из правовых норм - общих правил поведения. Правовая установка личности - это регулятор поведения, динамический аспект правосознания, в определенном смысле - программа ее деятельности [17, с. 22].
Структура правовой установки личности отличается от структуры иных социальных установок рядом признаков. Первое место в содержании правовой установки (в отличие от социальной) занимает когнитивный компонент, выражающий уровень знания правовой нормы. На втором месте в структуре правовой установки личности располагается оценочный компонент, в котором выражается степень одобрения требований нормы права, а также отношение к действиям лиц, поступающих либо в соответствии либо вопреки требованиям нормы. Далее следует коммуникативный компонент, отражающий взаимосвязь личности с государством, отношение к правам и свободам других граждан. Правовые установки обычно возникают как осознание, понимание норм права, и, следовательно, сензитивный компонент правовой установки не может быть главным в ее структуре, хотя роль правовых чувств, эмоций в постижении смысла права не вызывает сомнений. Наконец, при наличии указанных компонентов и при необходимости реализовать правовое требование возникает готовность к действию как практический компонент правовой установки.
В формировании структуры правовых установок особая роль принадлежит их волевой активности. Воля - необходимое условие при формировании правовых установок на достижение целей и в других сферах действия права.
Сущность и структуру правовой установки обусловливают и главные функции установки как регулятора поведения, деятельности индивида в правовой сфере, а именно:
- в процессе познания содержания правовой нормы;
- в выработке убежденности в справедливости и действенности нормы права;
- в процессе правотворчества;
- в ходе применения, реализации норм права.
Исходя из того, что правовая установка - это
своеобразный механизм перевода правовых требований в действительность, внутренней активности - во внешне выраженную деятельность, для решения проблем формирования правосозна-
ния и правомерного поведения личности необходимо, во-первых, уяснить сущность и признаки установки как состояния готовности следовать содержащимся в норме правилам поведения; во-вторых, рассмотреть структурные изменения правосознания в момент возникновения и действия установки; в-третьих, разграничить и классифицировать правовые нормы и ценности права с целью определения направленности и вида установки; в-четвертых, обнаружить факторы формирования установки на социально-правовую активность (как объективного, так и субъективного характера).
Решение этих задач позволит прогнозировать и формировать правомерное поведение и способствовать развитию высокого уровня правового сознания личности в правовой сфере.
Литература
1. Щегорцев В. А. Социология правосознания. М., 1981.
2. Шорохова Е. В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М., 1961.
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
4. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1969.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 2.
6. Асеев В. Г. Формирование личности и струк-
турный уровень мотивов // Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1969.
7. Штольберг Р. Социология труда. М., 1982.
8. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
10. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
11. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси, 1961.
12. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1970.
13. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
14. Социальная психология: краткий очерк. М., 1975.
15. Рассейкин Д. П. О психологической основе преступления // Некоторые философские проблемы государства и права. 1968. Вып. 1.
16. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
17. Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.
18. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978.
19. Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.