Научная статья на тему 'Социально правовые установки студентов юристов'

Социально правовые установки студентов юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА / LEGAL THINKING / PROFESSIONAL FEELING FOR LAW AND ORDER / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елизарова М. А.

Раскрываются понятия социально правовой установки и правовой активности личности. Рассматриваются правовые установки, характерные для личности будущего юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL LEGAL POSITIONS OF LAW STUDENTS

The author of the article considers the peculiarities of the professional thinking and lawyers’ feeling for law and order. The stages, forms of the legal thinking are described in this article. The author pays much attention to the significance and ways of the development of law students’ legal thinking.

Текст научной работы на тему «Социально правовые установки студентов юристов»

УДК 37.032

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

М. А. Елизарова

Раскрываются понятия социально-правовой установки и правовой активности личности. Рассматриваются правовые установки, характерные для личности будущего юриста.

Ключевые слова: правовое мышление, социально-правовая активность, профессиональное правосознание, социально-правовая установка.

Для правового регулирования человеческой деятельности в современных условиях становится характерным смещение центра тяжести в воздействии на поведение индивида от внешних факторов, к внутренним условиям, к сознанию и самосознанию, т.к. нормативная система как внешний фактор воздействует на индивида посредством внутренних условий, в качестве которых выступают психологические характеристики и особенности личности.

Самосознание становится активным началом в развитии правового сознания личности, для которого одним из условий эффективного формирования является социально-правовая активность, которая представляет собой общественно полезную деятельность, направленную на реализацию общезначимых целей права. «Социально-правовая активность как свойство правомерного поведения и деятельности в сфере права, определяет не просто законопослушное, а правосообразное поведение и деятельность личности» [7, с. 6].

Будущий юрист, безусловно, должен обладать более ярко выраженной социально-правовой активностью, чем представители других профессий, к которой можно отнести и заинтересованность, и непосредственное участие в решении правовых вопросов в интересах укрепления законности и правопорядка, и готовность противодействовать нарушениям. Для студентов-юристов социально-правовая активность - это не только уважение права, но и переживание самого состояния права, понимание его требований и социальной ценности.

Социально-правовая активность структурно состоит из двух тесно связанных частей. Первая часть - это постоянная внутренняя готовность граждан к активным действиям по обеспечению законности и правопорядка в обществе, а вторая - практическая инициативная деятельность.

Источником правовой активности личности служат положительные социально-правовые установки. Ценностные отношения к праву, его нормам, играют определяющую роль в выборе варианта поведения. «В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевой компонент правосознания», который и именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью человека действовать каким-либо образом в сфере правового регулирования.

«Понятие правовой установки тесно связано с такими понятиями, как «ориентация», «позиция» личности, что дает возможность при сопоставлении

данных понятии раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести «ценность» как объект, на который направлена установка» [5, с. 57]. Определенное отношение личности к объекту деятельности складывается на основе оценки, причем объекты осознаются как ценности, это уже фактически положительное отношение личности, способствующее выработке соответствующих им правовых установок.

Ценностные отношения к праву, его нормам, должны играть определяющую роль в выборе юристом варианта поведения. «В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование - интеллектуально-эмоционально-волевой компонент правосознания» [3, с. 3], который и именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью человека действовать каким-либо образом в сфере правового регулирования.

Социально-правовые установки соотносятся с таким аспектом правосознания, как уважение к праву и закону. По мнению украинского правоведа П. М. Рабиновича, «главным носителем уважения к закону в обеспечении правомерного поведения предназначен быть оценочно-установочный комплекс правосознания — оценки права и правовые установки» [8, с. 126-127]. Правовые установки являются связующим звеном между правосознанием и социально-правовой активностью личности, её поведением в правовой сфере.

«Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой» [4, с. 364].

Вопросы измерения правовых установок активно изучаются современной наукой. Для более полного раскрытия сущности правовой установки исследователи выделяют различные критерии для их классификации: длительность действия правовых установок, степень осознанности правовых установок; оценка личностью правовых предписаний; мотивы правомерного и неправомерного поведения и др. Внутри социально правовых установок выделяют следующие формы:

• знание (информированность) индивида об определенных правовых нормах и аспектах правовой действительности;

• отношение индивида к данным нормам и аспектам правовой действительности;

• принятие индивидом решения в прожективной ситуации, требующей применения этих норм, т. е. поведение индивида (на вербальном уровне) в сфере конкретных социально-правовых отношений.

Иерархией взаимоотношений этих компонентов (форм), составляющих социально-правовую установку, определяется её содержание и глубина.

В настоящее время в западной социологии существует несколько подходов к пониманию феномена социальной установки, которые различаются тем, какому из компонентов придается доминирующее значение.

Одни склонны считать, чтоустановка сводится к знаниям, мнениям и убеждениям индивида (когнитивный компонент), т. е. представляют установку в виде стабильной системы убеждений. Другие придерживаются мнения, что социальная установка - это относительно устойчивая эмоциональная реакция (положительная или отрицательная) по отношению к той или иной социальной ситуации. Третьи полагают, что главной составляющей, определяющей содержание и направленность всей установки, является поведенческий компонент, так как регулярное воспроизведение человеком каких-либо действий постепенно превращается в определенную установку.

Поскольку поведенческий компонент находится в тесной взаимосвязи с двумя другими компонентами, на поведение индивида могут влиять имеющийся социально-нравственный или социально-правовой опыт, а также социально-правовые установки и поведение других людей. И в случае их расхождения возникают ситуации, когда убеждения и эмоции индивида не совпадают с его поведением. Это соотношение реального поведения индивида с его оценками тех или иных ситуаций и явлений является одной из сложнейших проблем социологии и социальной психологии.

Мы поддерживаем мнение, что установка относится к первому этапу (компоненту) формирования правосознания - когнитивному (познавательному, информативному), так как не является поведением, а только готовностью человека к положительному восприятию правовой информации (ориентационный, эмоционально-ценностный компонент) и дальнейшему выбору правомерного поведения (поведенческий компонент). Правовая установка выражает готовность индивида реагировать на правовые установления в определенной форме, действовать в отношении правовых установлений так, а не иначе.

Безусловно, правовые установки оказывают влияние на поведение граждан, но, находясь целиком в сфере сознания, являются эффектом именно сознания, а не поведения. Установки свидетельствуют о потенциальной направленности личности «на право» или «против права», или «в обход права», но не о правовой либо противоправной природе совершаемых ею действий по существу, т. к. на принятие конкретных решений оказывают воздействие и иные факторы, такие, как, например, конкретная обстановка, в которой принимается решение.

Правовые установки складываются в процессе правового мышления, которое является проявлением познавательной функции правосознания. Правовые установки являются своеобразным регулятором поведения личности.

Благодаря мыслительному процессу происходит ориентирование человека в окружающей его действительности на основе полученных знаний в области права. При этом происходит постоянный отбор правовой информации в целях установления соответствия реальности потребностям, интересам, социальной направленности субъекта.

Соизмеримость между установками индивида и его поступками предопределяется степенью уравновешенности самой установки, т. е. надежность прогнозируемого поведения возрастает, если социальная установка хорошо сформирована и стабильна. Исследователи отмечают, что хорошо сформиро-

вавшейся следует считать установку, в которой её компоненты состоят в определенном равновесии и это равновесие сохраняется в течение значительного периода времени.

Социально-правовые установки играют определяющую роль в усвоении и переработке поступающей в правосознание молодого человека правовой информации. А правовое мышление, по мнению Н. И. Овчинникова, «является интеллектуальной составляющей правосознания, его динамическим компонентом» [6, с. 472].

Процесс правового мышления является процессом освоения социально-правовой действительности и его содержание может определяться наличием у человека именно правовых установок. К таким установкам авторы учебника по юридической деонтологии Н. И. Овчаренко и О. Ф. Скакун относят установки на:

- высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

- обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;

- общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях.

- приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя[10, с. 91].

Обозначенные выше правовые установки можно считать вполне обоснованными для мышления юриста. Так, например, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;

Справедливо и то, что мышление юриста (судьи, адвоката, прокурора, следователя) должно основываться на принципе презумпции невиновности, который закрепляется в ст.49 Конституции РФ[1]: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Необходимость установки о приоритетности прав человека и уважению к личности также закрепляется в Конституции РФ: например, ст. 49 «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого», ст. 51 «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» и др.

В. А. Щегорцов, говоря о развитом правосознании, отмечает «не только наличие систематизированных, глубоких знаний, объем которых не менее минимума, необходимого для регуляции собственного поведения личности в сфере права, но главное - в соответствии с характером и содержанием которого личность не только не допускает совершения правонарушений, но и предотвращает их, обладает высокой социально-правовой активностью и глубокой убежденностью в необходимости соблюдения требований закона» [9, с. 154].

То есть тоже указывает на необходимые для формирования высокого уровня правосознания, социально-правовые установки.

Е. А. Белканов к критериям для исследования правосознания относит установки на: положительную оценку права; готовность к реализации правовых предписаний; готовность к защите своих прав легитимными способами; готовность к участию в социальном контроле правовой действительности [2, с. 81].

К этим установкам можно добавить еще такие, как социально-правовые установки, направленные на:

- устойчивую солидарность с законом, готовность быть всегда на его стороне, защищать его;

- готовность активно действовать в сфере охраны прав граждан;

- рассмотрение ситуаций с позиций справедливости и законности;

- убежденность в незыблемости принципа законности;

- активную позицию по принятию правовых решений (теоретически и практически обоснованных) в сложных юридических ситуациях;

- умелое использование законов и других нормативных правовых актов в повседневной деятельности;

- обостренное чувство профессионального долга и др.

Наличие подобных правовых установок является предпосылкой для формирования профессионального правосознания, что предусмотрено первой общекультурной компетенцией (ОК-1) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», ОК-6 ФГОС ВПО по направления подготовки 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 031001 «Правоохранительная деятельность».

Таким образом, человек, имеющий такие правовые установки, способен воспринимать информацию, оценивать, анализировать, а затем и грамотно действовать именно с позиции профессионала в области юриспруденции.

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Белканов Е. А. Структура и функции правосознания: дис...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. 200с.

3. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12.

4. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. М.,

1996.

5. Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотрудников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: материалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.

6. Овчинников А. И. Правовое мышление: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: РГБ, 2005.

7. Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: : дис... д-ра юрид. наук. М., 2006.

8. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов. 1985. С. 126-127.

9. Щегорцов В. А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. 174с.

10. Скакун О. Ф. , Овчаренко Н. И. Юридическая деонтология: учебник. Х., 1998.

Елизарова Марина Александровна, старший преподаватель,

marysunskyaya@mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

SOCIAL-LEGAL POSITIONS OF LAW-STUDENTS

M. A. Elizarova

The author of the article considers the peculiarities of the professional thinking and lawyers' feeling for law and order. The stages, forms of the legal thinking are described in this article. The author pays much attention to the significance and ways of the development of law-students' legal thinking.

Key-words: legal thinking; professional feeling for law and order; professional activity; competences.

Marina Alexandrovna Elizarova, lecturer, marysunskyaya@mail.ru, Russia, Tula, Tula branch of the Russian Law Academy, the Ministry of Justice of Russian Federation.

УДК 378.037.1

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ КОСМОНАВТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПО НАУЧНОЙ ПРОГРАММЕ

О.Е. Захаров, Е.В. Попова, П.А. Сабуров

Рассматривается проблема профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней.

Анализируется работа со школьниками Космоцентра Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. В данной работе было использовано специальное тестирование, направленное на профессионализацию школьников, которое зачастую проводится в старших классах системы среднего образования.

Ключевые слова: профессия космонавт, процесс профессионализации школьников, ранная профессиональная ориентация.

В настоящее время интерес к космонавтике не только не снизился, но и продолжает возрастать. С каждым годом все большее количество детей из разных школ приезжают в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК) для ознакомления с профессиональными обязанностями и дисци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.