Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ БОКСА)'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ БОКСА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / БОКС / TRAINING PROCESS / INTEGRATED CONTROL / BOXING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ма Иваиви Али

Введение. Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию в вузе определяется формой и содержанием. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников, комплексный контроль, педагогический эксперимент. Цель исследования. Выявление динамики подготовленности студентов, специализирующихся в боксе в течение учебного года. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ изменения показателей психофизического состояния студентов-боксеров, показал, что незначительные положительные изменения к завершению годичного цикла в состоянии студентов выявлены в большинстве показателях. Выводы. Тренирующий эффект еженедельных двухразовых занятий по физическому воспитанию в вузе продолжительностью 90 минут не высокий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ма Иваиви Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE STATE OF STUDENTS DURING THE PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF BOXING)

The effectiveness of the educational process in physical education at the University is determined by the form and content. Research methodology and organization. Analysis and generalization of the literary sources, complex control, pedagogical experiment. Purpose of research. Identifying the dynamics of readiness of students specializing in Boxing during the academic year. The results of the study and their discussion. Analysis of changes in indicators of the psychophysical state of students-boxers showed that the minor positive changes to the end of the year cycle in the state of students were identified for most indicators. Conclusions. The training effect of weekly two-day physical education classes at the University lasting 90 minutes is not high.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ БОКСА)»

УДК 796.011.3

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ

БОКСА)

Иваиви Али МА, аспирант, Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация

Введение. Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию в вузе определяется формой и содержанием. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников, комплексный контроль, педагогический эксперимент. Цель исследования. Выявление динамики подготовленности студентов, специализирующихся в боксе в течение учебного года. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ изменения показателей психофизического состояния студентов-боксеров, показал, что незначительные положительные изменения к завершению годичного цикла в состоянии студентов выявлены в большинстве показателях. Выводы. Тренирующий эффект еженедельных двухразовых занятий по физическому воспитанию в вузе продолжительностью 90 минут не высокий.

Ключевые слова: учебный процесс, комплексный контроль, бокс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p175-179

IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE STATE OF STUDENTS DURING THE PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF

BOXING)

Ivaivi Ali MA, the post-graduate student, Ufa State Aviation Technical University

Abstract

The effectiveness of the educational process in physical education at the University is determined by the form and content. Research methodology and organization. Analysis and generalization of the literary sources, complex control, pedagogical experiment. Purpose of research. Identifying the dynamics of readiness of students specializing in Boxing during the academic year. The results of the study and their discussion. Analysis of changes in indicators of the psychophysical state of students-boxers showed that the minor positive changes to the end of the year cycle in the state of students were identified for most indicators. Conclusions. The training effect of weekly two-day physical education classes at the University lasting 90 minutes is not high.

Keyword: training process, integrated control, boxing.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность процесса по физическому воспитанию в вузе определяется формой и содержанием [2]. Согласно учебному плану и расписанию вуза учебные занятия по физическому воспитанию проводятся два раза в неделю объемом по два часа.

Исследования последних десятилетий показали [2], что существующая практика организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах при двухразовых 90-минутных занятиях в неделю не дает оптимального эффекта, а способствует лишь развитию показателей физической подготовленности и функционального состояния студентов до уровня несколько выше исходного. (Фомин И. А., 1986; Иващенко Л. Я., 1987; Юдин А. С., 1991; Мокеев Г. И., Томаров С. А., 2011).

Цель нашего исследования определить динамику подготовленности студентов, специализирующихся в боксе в течение учебного года.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводилась с сентября 2018 года на кафедре физического воспитания Уфимского государственного авиационного технического университета. В экспери-

менте приняли участие 60 студентов 2 курса специализации "бокс" в возрасте от 17 до 20 лет, прошедших предварительный отбор. Изучалась годичная подготовка боксеров с использованием специальных методов и приемов анализа, разработанных Черняком А.В. (1978) для тяжелоатлетов, адаптированных Мокеевым Г.И. применительно к боксу[1]. Был выделен годичный цикл подготовки студентов-боксеров 2 курса, состоящий из двух учебных семестров. Основными видами подготовки годичного цикла были общая физическая и специальная. Специальная подготовка (упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства с партнером, упражнения на снарядах, условные бои, вольные бои, спарринги). Структура тренировочных нагрузок, включала следующие количественные показатели: 1 - объем и интенсивность суммарной нагрузки, 2 - соотношение объема и интенсивности нагрузок в группах упражнений (парциальные нагрузки), 3 -объем и интенсивность недельных нагрузок, 4 - объем и интенсивность нагрузок тренировочных занятий, 5 - распределение объема нагрузок по зонам интенсивности.

В годичном цикле подготовки (длительностью 2 семестра) были определены средние значения тренировочных нагрузок для выбранной группы студентов (таблица 1). Средняя величина суммарного объема нагрузки оказалась равной 2588 мин. Объем нагрузки общей направленности относился к объему специальной нагрузки как 46 % к 56 %.

В педагогических обследованиях для оценки состояния студентов использовался этапный, текущий и оперативный контроль.

Характеристики состояния тренированности замерялись комплексом тестов, которые характеризовали: а) скоростные и скоростно-силовые качества; б) быстроту двигательного навыка; в) точность реагирования; г) объём распределения внимания; д) общую и специальную физическую работоспособность; е) физическое состояние активность и настроение по данным самооценок; ж) функциональное состояние дыхательной системы; з) эффективность соревновательной деятельности.

Таблица 1 - Средние объемы общей и парциальных нагрузок студентов-боксеров в годичном цикле (п=60)_

Семестр Статистические параметры Общий объем Группы упражнений, мин

ОФП СП СПУ УС СТТМ УБ ВБС

1 М, мин. 1294 634,0 660,0 323,2 92,3 185,5 40,9 20,1

о, мин. 92,7 66,8 61,5 34,0 9,3 19,3 3,5 2,7

к„, % 11,8 7,7 9,9 5,7 2,3 9,7 4,6 2,7

М, % 100 49,0 51,0 25,0 7,2 14,2 3,1 1,5

2 М, мин. 1294 561,1 733,3 294,5 77,2 217,4 78,1 67,0

о, мин. 86,9 73,4 54,7 31,6 12,1 23,4 5,7 9,4

к,„ % 13,4 12,7 12,4 7,5 15,6 10,6 6,4 14,0

М, % 100 43,5 56,5 22,7 6,0 16,8 6,0 5,0

За год М, мин. 2588 1195,6 1393,4 617,4 169,2 402,5 118,3 87,3

о, мин. 167,9 98,6 69,5 56,1 11,8 41,8 27,2 8,7

к„, % 64,4 8,2 5,9 9,0 6,6 10,2 22,8 10,5

М, % 100 46,0 54,0 23,8 6,5 15,6 4,6 3,5

Условные обозначения: М, мин - среднее арифметическое (мин); М, % - среднее арифметическое (%); о -среднее квадратичное отклонение; ку - коэффициент вариации; ОФП - общефизическая подготовка; СП - специальная подготовка; СПУ - специально-подготовительные упражнения; УС - упражнения на снарядах; СТТМ - совершенствование технико-тактического мастерства; УБ - условные бои; ВБС - вольные бои, спарринги.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ показал, что из группы тестов, отражающих быстроту реагирования боксеров (время простой и сложной реакции), точность реагирования (РДО и «чувство времени») наиболее вариативным был тест, определяющий реакцию на движущийся объект (РДО). Он, вероятно, являлся критерием, наиболее информативно отражающим реакцию организма на физическую нагрузку (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика психофизических показателей студентов-боксеров

Микроциклы Статистические параметры Психофизические показатели

Время простой реакции, мс Время сложной реакции, мс Реакция на движущийся объект (РДО), мс Объем внимания (по табл. Шульте), с

Исходные данные М 174,9 227,7 20,6 36,4

о 4,27 8,38 2,32 3,37

Завершение 1 семестра М 185,7 230,8 18,2 39,8

о 3,63 4,90 2,04 4,13

Р <0,05 >0,05 <0,05 >0,05

Начало 2 семестра М 170,4 220,9 18,7 33,4

о 2,17 6,47 1,42 4,74

Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,05

Завершение 2 семестра М 180,6 224,7 16,8 32,7

о 1,84 6,58 1,81 4,03

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Уменьшение времени реагирования на движущийся объект косвенно свидетельствует о повышении точности защитных действий боксеров. Показатели объема распределения внимания (таблица Шульте), аналогично реакции на движущийся объект, постепенно улучшались от первого микроцикла к последнему (Р <0,05).

Не оставались постоянными (таблица 3) в процессе тренировки показатели задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) и общей работоспособности (тест PWCl70).

Таблица 3 - Динамика показателей функционального состояния

Показатели функционального состояния

Микроциклы Статистически е параметры Общая работоспособность, PWС170,кгм/мин кг Функциональная проба со скакалкой ЧСС (уд/ 3 мин.) Проба Генче, с. МПК (мл/мин)

Исходные данные М 1290,1 273,0 32,8 3910,1

о 32,1 33,4 4,90 67,4

Завершение 1 семестра М 1338,2 261,0 33,1 4234,3

о 35,1 29,7 6,07 71,2

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Начало 2 семестра М 1321,4 274,0 31,3 4517,1

о 32,9 28,3 6,60 69,5

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Завершение 2 семестра М 1348,1 273,0 34,5 4067,8

о 34,2 21,9 7,06 59,3

Р <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Показатель общей физической работоспособности (PWC170) к концу годичной подготовки изменился не значительно (+3,9%). Не существенно изменялись показатели специальной физической работоспособности (проба - прыжки со скакалкой). Снижение суммы пульса на стандартную нагрузку к концу 1 семестра в определенной мере свидетельствует о повышении тренированности студентов (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика показателей специальной подготовленности

Микроциклы Стат. парам. Специальная физическая подготовленность

Количество ударов за 10 с Количество ударов за 60 с

Исходные данные М 56,2 278,3

(начало 1 семестра) о 8,7 21,25

Завершение М 67,1 313,3

1 семестра о 10,2 21,32

Р <0,05 <0,05

Начало М 67,4 277,9

2 семестра о 13,8 21,65

Р <0,05 <0,05

Завершение М 69,6 282,7

2 семестра о 12,5 21,43

Р <0,05 <0,05

В конце 1 семестра количество ударов за 10 с увеличилось (Р<0,05). В конце 2 семестра произошло снижение темпа нанесения ударов, что, вероятно, связано с некоторым утомлением студентов после выполнения сравнительно больших нагрузок двух семестров Динамика показателя «количество ударов за 60 с» была положительной от начала до завершения годичного цикла.

Показатели общей физической подготовленности изменились не значительно. Практически на том же уровне остались показатели «подтягивание» и «прыжок в длину с места», «бег на 100м» (+0,9%). Изменения показателя общей выносливости «бег 3000 м» составило 9,2% (таблица 5).

Таблица 5 - Динамика показателей общей физической подготовленности

Общая физическая подготовленность

Микроциклы Стат. парам. Подтягивание, кол Прыжок в длину с места, см Бег, 100м, с. Бег 3000 м., мин

Исходные данные Мо 12,92 233,45 13,91 15,51

3,5 21,3 0,23 1,31

Завершение 1 семестра М 13,46 234,88

о 4,1 19,6

Р <0,05 <0,05

Начало 2 семестра М 12,00 214,0

о 6,3 17,4

Р >0,05 >0,05

Завершение М 13,00 235,5 13,86 15,28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 семестра о 4,5 15,6 0,31 2,11

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Показатели эффективности соревновательной деятельности (по методике О. П. Фролова) изменялись неоднозначно. К завершению 1 и 2 семестра показатели эффективности защиты, выносливости, боевых действий улучшались от 3 до 11%.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Тренировочные нагрузки 1 семестра оказали не значительное позитивное воздействие на характеристики состояния тренированности боксеров кроме психофизических показателей «простая реакция», «сложная реакция», «таблица Шульте»).

2. Повышенные специализированные нагрузки 2 семестра привели к повышению показателей специальной физической подготовленности («количества ударов за 10 и 60 с»), показателей эффективности боевых действий (КЭБД), в показателях «РДО», «Проба Генчи ».

3. Анализ изменения показателей психофизического состояния студентов, показал, что незначительные положительные изменения в состоянии студентов к завершению годичного цикла выявлены в большинстве показателях. Изменения составили: психофизические показатели от - 2% до +9%, показатели функционального состояния от 0% до +5%, показатели специальной физической подготовленности от 0% до +19%, показатели общей физической подготовленности от 0% до +2%, показатели эффективность соревновательной деятельности от - 32% до +30%.

ВЫВОДЫ

1. Тренирующий эффект еженедельных двухразовых занятий по физическому воспитанию в вузе продолжительностью 90 минут не высокий. У студентов специализации "бокс", занимавшихся в течение учебного года по данной программе (объем нагрузки 2588 минут, УОИ - 67%) в большинстве контрольных нормативах изменения незначительные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мокеев, Г.И. Особенности организации и содержания тренировки боксеров в полугодичном макроцикле / Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, Е.Г. Мокеева // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 442-448.

2. Мокеев, Г.И. Физическое воспитание в вузах России: проблемы и решения / Г.И. Мокеев, Е.Г. Мокеева, К.В. Шестаков // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2018. - С. 154-160.

REFERENCES

1. Mokeev, G.I., Shestakov, K.V. and Mokeeva, E.G (2016), "Features of the organization and content of training boxers in a semi-annual macro cycle", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the X international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 448-442.

2. Mokeev, G.I., Mokeeva, E.G. and Shestakov, K.V. (2018), "Physical education in Russian universities: problems and solutions", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the XII international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 154-160.

Контактная информация: mokeevgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «БОКС»

Иваиви Али МА, аспирант, Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, Константин Валентинович Шестаков, кандидат педагогических наук, Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация

Введение. Актуальным вопросом современного физического воспитания является совершенствование учебного процесса в вузах. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент. Цель исследования. Экспериментальное обоснование методики занятий по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» технического вуза для повышения уровня физической подготовленности. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность методики 4-х разовых учебно-тренировочных занятий в неделю длительностью 45 минут с выраженной положительной динамикой психофизических показателей, показателей физической работоспособности и субъективных ощущений студентов экспериментальной группы. Выводы. При обосновании эффективности двух вариантов методик учебного процесса по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» выявлено, что наиболее позитивное воздействие на показатели специальной подготовленности и эффективности соревновательной деятельности студентов оказала методика четырехразовых занятий продолжительностью по 45 минут, оказывающая более выраженный (по результатам комплексного контроля) и устойчивый эффект. Ключевые слова: учебный процесс, студенты, бокс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p179-183

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF DIFFERENT VARIANTS OF THE ORGANIZATION AND CONTENT OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIALIZATION "BOXING"

Ivaivi Ali MA, the post-graduate student, Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, department chairman, Konstantin Valentinovich Shestakov, the candidate of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.