Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "БОКС"'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "БОКС" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ / БОКС / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS / BOXING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ма Иваиви Али, Мокеев Геннадий Иванович, Шестаков Константин Валентинович

Введение. Актуальным вопросом современного физического воспитания является совершенствование учебного процесса в вузах. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент. Цель исследования. Экспериментальное обоснование методики занятий по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» технического вуза для повышения уровня физической подготовленности. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность методики 4-х разовых учебно-тренировочных занятий в неделю длительностью 45 минут с выраженной положительной динамикой психофизических показателей, показателей физической работоспособности и субъективных ощущений студентов экспериментальной группы. Выводы. При обосновании эффективности двух вариантов методик учебного процесса по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» выявлено, что наиболее позитивное воздействие на показатели специальной подготовленности и эффективности соревновательной деятельности студентов оказала методика четырехразовых занятий продолжительностью по 45 минут, оказывающая более выраженный (по результатам комплексного контроля) и устойчивый эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ма Иваиви Али, Мокеев Геннадий Иванович, Шестаков Константин Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF DIFFERENT VARIANTS OF THE ORGANIZATION AND CONTENT OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIALIZATION “BOXING”

The urgent issue of the modern physical education is the improvement of the educational process at the universities. Research methodology and organization. Analysis and generalization of literary sources, testing, pedagogical experiment. Purpose of research. Experimental substantiation of the method of physical education classes for students of the "Boxing" specialization of the technical University to increase the level of physical fitness. The results of the study and their discussion. The conducted pedagogical experiment showed the effectiveness of the method of 4 one-time training sessions per week lasting 45 minutes with the pronounced positive dynamics of the psychophysical indicators, indicators of physical performance and subjective feelings of students of the experimental group. Conclusions. When justifying the effectiveness of two variants of methods of the educational process for physical education of students specializing in "Boxing", it was revealed that the most positive impact on the indicators of special training and the effectiveness of competitive activities of students was the method of four-time classes lasting 45 minutes, which has more pronounced (according to the results of comprehensive control) and stable effect.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "БОКС"»

ЛИТЕРАТУРА

1. Мокеев, Г.И. Особенности организации и содержания тренировки боксеров в полугодичном макроцикле / Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, Е.Г. Мокеева // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 442-448.

2. Мокеев, Г.И. Физическое воспитание в вузах России: проблемы и решения / Г.И. Мокеев, Е.Г. Мокеева, К.В. Шестаков // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2018. - С. 154-160.

REFERENCES

1. Mokeev, G.I., Shestakov, K.V. and Mokeeva, E.G (2016), "Features of the organization and content of training boxers in a semi-annual macro cycle", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the X international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 448-442.

2. Mokeev, G.I., Mokeeva, E.G. and Shestakov, K.V. (2018), "Physical education in Russian universities: problems and solutions", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the XII international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 154-160.

Контактная информация: mokeevgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «БОКС»

Иваиви Али МА, аспирант, Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, Константин Валентинович Шестаков, кандидат педагогических наук, Уфимский государственный авиационный технический университет

Аннотация

Введение. Актуальным вопросом современного физического воспитания является совершенствование учебного процесса в вузах. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент. Цель исследования. Экспериментальное обоснование методики занятий по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» технического вуза для повышения уровня физической подготовленности. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность методики 4-х разовых учебно-тренировочных занятий в неделю длительностью 45 минут с выраженной положительной динамикой психофизических показателей, показателей физической работоспособности и субъективных ощущений студентов экспериментальной группы. Выводы. При обосновании эффективности двух вариантов методик учебного процесса по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» выявлено, что наиболее позитивное воздействие на показатели специальной подготовленности и эффективности соревновательной деятельности студентов оказала методика четырехразовых занятий продолжительностью по 45 минут, оказывающая более выраженный (по результатам комплексного контроля) и устойчивый эффект. Ключевые слова: учебный процесс, студенты, бокс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p179-183

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF DIFFERENT VARIANTS OF THE ORGANIZATION AND CONTENT OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF SPECIALIZATION "BOXING"

Ivaivi Ali MA, the post-graduate student, Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, department chairman, Konstantin Valentinovich Shestakov, the candidate of

pedagogical sciences, Ufa State Aviation Technical University

Abstract

The urgent issue of the modern physical education is the improvement of the educational process at the universities. Research methodology and organization. Analysis and generalization of literary sources, testing, pedagogical experiment. Purpose of research. Experimental substantiation of the method of physical education classes for students of the "Boxing" specialization of the technical University to increase the level of physical fitness. The results of the study and their discussion. The conducted pedagogical experiment showed the effectiveness of the method of 4 one-time training sessions per week lasting 45 minutes with the pronounced positive dynamics of the psychophysical indicators, indicators of physical performance and subjective feelings of students of the experimental group. Conclusions. When justifying the effectiveness of two variants of methods of the educational process for physical education of students specializing in "Boxing", it was revealed that the most positive impact on the indicators of special training and the effectiveness of competitive activities of students was the method of four-time classes lasting 45 minutes, which has more pronounced (according to the results of comprehensive control) and stable effect.

Keyword: educational process, students, Boxing.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальным вопросом современного физического воспитания является совершенствование учебного процесса в вузах [2]. Очевидно, что без изучения и всестороннего анализа деятельности специалистов кафедр физического воспитания и других исследователей в области физического воспитания, решение проблемы повышения здоровья, психофизической подготовленности студенческой молодежи представляются маловероятным. Среди ряда факторов, определяющих качество учебного процесса в вузах, была справедливо выделена высокая эффективность занятий спортивной направленности. В отдельных работах рассматривались вопросы оптимизации учебного процесса, ориентированного на отдельные виды спорта (А. С. Юдин, Л. И. Лубышева, Г. И. Мокеев, Ш. Ш. Байков, Г. С. Хам и др.).

Нестандартные, и, весьма эффективные решения проблемы совершенствования процесса физического воспитания в вузах с уклоном спортизации были реализованы А. С. Юдиным (1992) на примере легкой атлетики и С. А. Томаровым (2011) на примере мини-футбола. Вполне естественно, что углубление представлений о содержании и структуре учебных занятий студентов может повлечь за собой переоценку традиционных взглядов на проблему построения учебного процесса в вузах.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования определить влияние различных вариантов тренировочных воздействий на состояние (тренированность) студентов-боксеров.

Было сформировано 2 группы студентов, равных по квалификации (по пятнадцать человек в каждой группе). В течение года занятия проводились на открытом воздухе и в зале с контрольной группой два раза по 90 мин, с экспериментальной - четыре раза в неделю по 45 мин. В обеих группах суммарный объем нагрузки был запланирован в размере 2600 минут (методика планирования и учета тренировочных нагрузок

А. В. Черняк, Г. И. Мокеев) [1]. Соотношение объема парциальных нагрузок в обеих группах было одинаковым (рисунок 1).

Тренировочный процесс экспериментальной группы студентов был более интенсивным. Интенсивность частных нагрузок в экспериментальной группе студентов запланирована более высокой, чем в контрольной. Повышение усредненной относительной интенсивности осуществлялось за счет увеличения объема тренировочной нагрузки в 3 и 4 зонах интенсивности (ЧСС от 150-170 уд/мин и выше) и уменьшения - в 1 зоне (ЧСС до 130 уд/мин).

Основная доля тренировочной работы в группе упражнений общефизической подготовки (ОФП) запланирована преимущественно в первой и во второй зонах интенсивно-

сти (таблица 1). Наибольшая часть объема СПУ в обеих группах студентов запланирована в зонах средней и большой интенсивности. Объем нагрузки в соревновательных упражнениях планировался в 4 и 5 зонах интенсивности.

Группы упражнений

Рисунок 1 - Распределение объемов парциальных тренировочных нагрузок процесса по физическому воспитанию студентов специализации «БОКС» в годичном цикле

Учебный процесс годичного цикла включал два семестра (макроцикла). В контрольной и экспериментальной группе студентов объемы суммарной и частных нагрузок в каждом семестре были запланированы в равном объеме. Интенсивность тренировочной нагрузки второго макроцикла в контрольной и экспериментальной группе студентов была выше, чем в первом макроцикле.

Особенностью в планировании нагрузки семестров было то, что в первом макроцикле в большем объеме выполнены упражнения общефизической направленности, специально-подготовительные упражнения, упражнения на снарядах. Во втором макроцикле в содержание процесса в большем объеме включены упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства, условные бои и соревновательные упражнения.

Содержание микроциклов планировалось с учетом задач месячного цикла. Объем тренировочной нагрузки микроциклов в контрольной и экспериментальной группе студентов был одинаков. В обеих группах распределение объема и интенсивности в микроциклах было таким, что при увеличении одного из параметров другой уменьшался. Объемы парциальных нагрузок планировались таким образом, что их «пики» приходились на разные микроциклы. Организованная таким образом «загрузка» функциональных систем позволяет спортсменам выполнять значительные объемы работы без переутомления.

Каждый из микроциклов включал в себя два тренировочных занятия длительностью 90 минут - в контрольной группе, а в экспериментальной группе - четыре занятия по 45 минут, которые проводились в понедельник, вторник, четверг, пятницу. Суммарный объем занятий в микроциклах был одинаков. В виду меньшего объема занятия в экспериментальной группе занятия были интенсивнее.

Занятия в недельных циклах контрольной группы организовывались так: понедельник - развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, четверг - развитие выносливости; а в экспериментальной группе: понедельник - развитие скоростных качеств, вторник развитие скоростно-силовых качеств, четверг - совершенствование технико-тактического мастерства, и пятница - развитие выносливости.

В педагогических обследованиях для оценки состояния студентов использовался этапный, текущий и оперативный контроль.

Характеристики состояния тренированности замерялись комплексом тестов, которые характеризовали: а) психофизическое состояние (время двигательных реакций, объем внимания) б) функциональное состояние (PWС170, функциональные пробы); в) специальную физическую подготовленность; г) эффективность соревновательной деятельности; д) общую физическую подготовленность; е) физическое состояние активность и настроение по данным самооценок.

Таблица 1 - Соотношение параметров общей и парциальных нагрузок по зонам интенсивно^_

Группы испытуемых

Группы упражнений Зоны интенсивности Параметры нагрузки

1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я Объем, % УОИ,%

Объем нагрузки, %

ОФП 38 26 18 12 6 46 59

СПУ 13 18 25 27 17 24 65

УС - - 10 45 45 7 76

СТТМ - - 34 46 20 16 74

УБ - - - 65 35 5 87

ВБС - - - 25 75 3 95

СП 4 10 18 39 29 54 74

Суммарный объем 21 16 20 27 16 100 66

ОФП 36 26 18 14 8 46 61

СПУ 12 16 25 30 17 24 67

УС - - 7 35 58 7 79

СТТМ - - 25 35 40 15 77

УБ - - - 55 45 5 89

ВБС - - - 25 75 3 95

СП 1 11 15 32 41 54 76

Суммарный объем 13 18 23 29 17 100 69

Контрольная

Экспериментальная

Условные обозначения: ОФП - общефизическая подготовка; СПУ - специально-подготовительные упражнения; УС - упражнения на снарядах; СТТМ - совершенствование технико-тактического мастерства; УБ, ВБС -условные, вольные бои, спарринги; УОИ - усредненная относительная интенсивность._

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В контрольной группе (занятия два раза в неделю по 90 минут) после годичного эксперимента произошло статистически достоверное улучшение большинства показателей. Улучшение по отдельным показателям составило от 0,1% до 16,2%. В экспериментальной группе (занятия четыре раза в неделю по 45 минут) показатели улучшились, но несколько выше - от 4,2% до 29,2%.

В группе тестов, оценивающих психофизическое состояние студентов положительные изменения в четырех тестах, произошли в обеих группах студентов, кроме отрицательной динамики в тесте «простая реакция» у студентов контрольной группы. Диапазон изменений в контрольной группе составил от - 2,7 до +3,3%, а в экспериментальной -от +8,1 до +20,4%.

Показатели функционального состояния студентов изменись к концу года в контрольной группе от 2,0 до 11,4%, а экспериментальной группе от 5,5 до 17,3%.

Показатели специальной физической подготовленности (количество ударов за 10 с и 60 с) изменялись неоднозначно. По завершению первого семестра быстрота нанесения ударов за 10 секунд несколько увеличилась, также как и показатель специальной выносливости (количество прямых ударов за 60с). Эти изменения были у студентов обеих групп. Высокие показатели скорости, скоростной выносливости, специальной выносливости у студентов экспериментальной были отмечены в конце второго семестра.

Эффективность соревновательной деятельности студентов оценивалась по методике О. П. Фролова. Интегральным показателем в данной методике является коэффициент эффективности боевых действий, отражающий качество атакующих и защитных действий спортсмена. Динамика повышения данного коэффициента у студентов экспериментальной группы была несколько выше.

В целом положительные изменения подготовленности в экспериментальной группе к концу года оказались более высокими. У студентов этой группы после эксперимента отмечена выраженная динамика психофизических показателей, показателей физической работоспособности и субъективных ощущений.

По результатам педагогического эксперимента реализация разработанной количе -ственной методики тренировочных нагрузок в годичном цикле физического воспитания

студентов специализации «бокс» позволила повысить показатели подготовленности студентов к завершению подготовки в следующих пределах: психофизических - до 20%, функционального состояния - до 27%, специальной подготовленности - до 12%, физической подготовленности - до 14%, эффективности соревновательной деятельности - до 22%.

ВЫВОДЫ

1. При исследовании влияния тренировочных нагрузок на эффективность учебного процесса по физическому воспитанию студентов-боксеров, установлено, что управление процессом, целесообразно осуществлять на основе структурированной количественной методики, предусматривающей влияние на качество подготовки основных педагогических факторов: величины суммарной нагрузки, величины нагрузок микроциклов, соотношения нагрузок в группах упражнениях, распределения объема нагрузки по зонам интенсивности, тренировочных нагрузок занятий.

2. Тренирующий эффект еженедельных двухразовых занятий по физическому воспитанию в вузе продолжительностью 90 минут не высокий. У студентов специализации «бокс», занимавшихся в течение учебного года по данной программе (объем нагрузки 2600 минут, УОИ - 66%) в большинстве контрольных нормативах изменения незначительные.

3. При обосновании эффективности двух вариантов методик учебно-тренировочный процесса по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» выявлено, что наиболее позитивное воздействие на показатели специальной подготовленности и эффективности соревновательной деятельности студентов оказала методика четырехразовых занятий продолжительностью по 45 минут, оказывающая более выраженный (по результатам комплексного контроля) и устойчивый эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мокеев, Г.И. Особенности организации и содержания тренировки боксеров в полугодичном макроцикле / Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, Е.Г. Мокеева // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 442-448.

2. Мокеев, Г.И. Физическое воспитание в вузах России: проблемы и решения / Г.И. Мокеев, Е.Г. Мокеева, К.В. Шестаков // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2018. - С. 154-160.

REFERENCES

1. Mokeev, G.I., Shestakov, K.V. and Mokeeva, E.G (2016), "Features of the organization and content of training boxers in a semi-annual macro cycle", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the X international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 448-442.

2. Mokeev, G.I., Mokeeva, E.G. and Shestakov, K.V. (2018), "Physical education in Russian universities: problems and solutions", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the XII international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 154-160.

Контактная информация: mokeevgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ И ПУТИ ЕЕ

ОПТИМИЗАЦИИ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.