Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / КРОССФИТ / ОБУЧАЕМЫЕ ВУЗОВ / PHYSICAL CULTURE / DYNAMICS OF INDICATORS / PERFORMANCE / ANTHROPOMETRIC DATA / CROSSFIT / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович

В статье обосновываются подходы оптимизации физической культуры в вузах. Автор на основе многолетних исследований на студентах различных вузов показывает эффективность вовлечения их в регулярные самостоятельные занятия по системе кроссфит. Результаты эффективности предложенного подхода подтверждаются сравнительным анализом результатов многолетней динамики антропометрических данных, показателями физической подготовленности, уровня работоспособности и здоровья обучаемых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PHYSICAL TRAINING AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND WAYS OF ITS OPTIMIZATION

The article substantiates approaches to optimizing physical education in universities. The author, based on many years of research of the students at various universities, shows the effectiveness of involving students in regular independent studies on the CrossFit system. The results of the effectiveness of the proposed approach are confirmed with the comparative analysis of the results of many years of dynamics of anthropometric data, indicators of physical fitness, level of performance and health of trained universities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ»

студентов специализации «бокс» позволила повысить показатели подготовленности студентов к завершению подготовки в следующих пределах: психофизических - до 20%, функционального состояния - до 27%, специальной подготовленности - до 12%, физической подготовленности - до 14%, эффективности соревновательной деятельности - до 22%.

ВЫВОДЫ

1. При исследовании влияния тренировочных нагрузок на эффективность учебного процесса по физическому воспитанию студентов-боксеров, установлено, что управление процессом, целесообразно осуществлять на основе структурированной количественной методики, предусматривающей влияние на качество подготовки основных педагогических факторов: величины суммарной нагрузки, величины нагрузок микроциклов, соотношения нагрузок в группах упражнениях, распределения объема нагрузки по зонам интенсивности, тренировочных нагрузок занятий.

2. Тренирующий эффект еженедельных двухразовых занятий по физическому воспитанию в вузе продолжительностью 90 минут не высокий. У студентов специализации «бокс», занимавшихся в течение учебного года по данной программе (объем нагрузки 2600 минут, УОИ - 66%) в большинстве контрольных нормативах изменения незначительные.

3. При обосновании эффективности двух вариантов методик учебно-тренировочный процесса по физическому воспитанию студентов специализации «бокс» выявлено, что наиболее позитивное воздействие на показатели специальной подготовленности и эффективности соревновательной деятельности студентов оказала методика четырехразовых занятий продолжительностью по 45 минут, оказывающая более выраженный (по результатам комплексного контроля) и устойчивый эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мокеев, Г.И. Особенности организации и содержания тренировки боксеров в полугодичном макроцикле / Г.И. Мокеев, К.В. Шестаков, Е.Г. Мокеева // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2016. - С. 442-448.

2. Мокеев, Г.И. Физическое воспитание в вузах России: проблемы и решения / Г.И. Мокеев, Е.Г. Мокеева, К.В. Шестаков // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2018. - С. 154-160.

REFERENCES

1. Mokeev, G.I., Shestakov, K.V. and Mokeeva, E.G (2016), "Features of the organization and content of training boxers in a semi-annual macro cycle", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the X international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 448-442.

2. Mokeev, G.I., Mokeeva, E.G. and Shestakov, K.V. (2018), "Physical education in Russian universities: problems and solutions", Actual problems of physical culture, sport and tourism, Proceedings of the XII international scientific-practical Conference, Ufa, pp. 154-160.

Контактная информация: mokeevgi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ И ПУТИ ЕЕ

ОПТИМИЗАЦИИ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обосновываются подходы оптимизации физической культуры в вузах. Автор на основе многолетних исследований на студентах различных вузов показывает эффективность вовлечения их в регулярные самостоятельные занятия по системе кроссфит. Результаты эффективности предложенного подхода подтверждаются сравнительным анализом результатов многолетней динамики антропометрических данных, показателями физической подготовленности, уровня работоспособности и здоровья обучаемых вузов.

Ключевые слова: физическая культура, динамика показателей, работоспособность, антропометрические данные, кроссфит, обучаемые вузов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p183-186

EFFICIENCY OF PHYSICAL TRAINING AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND WAYS OF ITS OPTIMIZATION

Gennady Alexandrovich Ivakhnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg

Abstract

The article substantiates approaches to optimizing physical education in universities. The author, based on many years of research of the students at various universities, shows the effectiveness of involving students in regular independent studies on the CrossFit system. The results of the effectiveness of the proposed approach are confirmed with the comparative analysis of the results of many years of dynamics of anthropometric data, indicators of physical fitness, level of performance and health of trained universities.

Keywords: physical culture, dynamics of indicators, performance, anthropometric data, CrossFit, university students.

Современный процесс обучения в вузах рассматривается как один из наиболее интенсивных видов профессиональной деятельности человека. Это диктуется влиянием на организм молодых людей таких неблагоприятных факторов как нервно-эмоциональное напряжение и гиподинамия, определяющих высокие уровни напряжения всех систем. Сложившаяся ситуация требует поиска эффективных подходов, способствующих решению проблемы, что обуславливает запрос и в отношении физической культуры (ФК). Общеизвестно, что ФК представляет собой мощный компенсирующий фактор, обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья обучаемых, поддержание их работоспособности. Вместе с тем, следует отметить, что результаты исследований различных аспектов ФК в вузах указывают на ее недостаточную эффективность [1].

Рассмотрению актуальных вопросов ФК в вузах, в том числе и вопросов обеспечения здоровья и работоспособности, обучаемых посвящено большое количество работ. Однако, приходится констатировать, что сделанные авторами выводы и предложенные подходы и решения не находят своего применения в реальном педагогическом процессе. В качестве причин такого положения можно назвать практическое отсутствие индивидуализации на учебных занятиях, планирование ФК в вузах по остаточному принципу, как это не странно звучит, недостаточность учебного времени, выделяемого на ФК в вузах, особенности материальной базы вузов, что зачастую не позволяет проводить занятия по всем разделам. Следует отметить и причины субъективного характера, например, обучаемые с низким уровнем физической подготовленности испытывают психологический дискомфорт и, зачастую, ищут всякую возможность для пропуска занятий. Все сказанное значительно снижает эффективность ФК в вузах и не способствует решению объективно стоящих задач.

Принято считать, что главным приоритетом ФК в вузах является обеспечение физической готовности к выполнению предстоящей профессиональной деятельности. Это предполагает направленное развитие профессионально значимых физических способно-

стей и формирование профессионально обусловленных двигательных навыков. Не умаляя значимости такого подхода, в ряде работ авторами поднимается вопрос отсутствия выраженной прикладной направленности ФК в отношении целого перечня специальностей. Ведь не секрет, что профессиональная деятельность значительного числа медицинских работников, программистов, специалистов финансового и т.д. не предъявляет конкретных требований к уровню физической подготовленности выпускника вуза, его двигательной оснащенности. Вместе с тем, в большом количестве исследований показана значимость в профессиональной деятельности крепкого здоровья специалистов, высокого уровня работоспособности, профессионального долголетия [2].

Решение этих вопросов требует переориентирования педагогического процесса в вузах на формирование у обучаемых соответствующих знаний и методических умений, и практического опыта, позволяющих оставаться здоровыми быть активными на все протяжении профессиональной деятельности. По нашему мнению, ФК в вузе в приоритетном порядке должна обеспечивать оптимизацию развития организма молодых людей в соответствии со спецификой их возраста, формирование у обучаемых системных знаний, и организационно-методических и практических навыков по сохранению собственного здоровья и поддержанию высокого уровня работоспособности. Движение в этом направлении предполагает выход за временные рамки ФК и вовлечение обучаемых в систематические самостоятельные занятия. В качестве объективных критериев, следует рассматривать не только результаты по контрольным нормативам, но и показатели оптимальности физического развития молодых людей, уровень их здоровья и работоспособности [3, 4, 5].

С целью проверки практической возможности реализации выдвинутых предположений и их эффективности была разработана экспериментальная методика предполагающая включение в недельный цикл трех-четырех самостоятельных занятий по базовым программам кроссфита для домашних тренировок, предполагающих возможность повышения уровня нагрузок и включения новых упражнений. Выбор из предложенных тренировочных программ производился обучаемыми самостоятельно, что учитывало их приоритеты и соответствовало реальным возможностям. Эффективность предложенного подхода оценивалась по динамике росто-весового индекса, результатов выполнения упражнений, характеризующих силовые способности и выносливость, уровня работоспособности и здоровья (количество пропущенных по болезни дней). В своих исследованиях мы исходили из того, что динамика этих показателей на всем протяжении обучения в вузе позволит объективно оценить эффективность предложенного подхода и уточнить организационные и содержательные аспекты. К исследованию были привлечены более 200 обучаемых вузов, готовящих специалистов медицинского, инженерного и таможенного профиля.

Анализ пятилетней динамики результатов экспериментальных исследований в контрольных группах (КГ) показал нарастание росто-весового индекса на всем протяжении обучения. Обращает на себя внимание и его опережающий рост по отношению к динамике показателей физической подготовленности обучаемых, что, по нашему мнению, указывает на преимущественный рост пассивной массы тела. Данные физической подготовленности проявили недостоверный рост на втором курсе с поступательным снижением уровня на всех остальных годах обучения. Показательна и отрицательная динамика уровня работоспособности в КГ на втором и третьем курсах обучения с последующей его стабилизацией. Следует отметить и выраженный рост количества дней, пропущенных по болезни на втором и четвертом курсах (превышение среднего уровня более чем на 15%). Приведенные данные в КГ наглядно демонстрируют не высокую эффективность применяемого содержания ФК в вузах.

Сравнительный анализ динамики показателей КГ и ЭГ позволил выявить достоверные различия антропометрических показателей на втором и последующих курсах обучения в вузах, показательно отсутствие опережающей динамики массы тела в ЭГ.

Важно отметить и поступательный рост уровня физической подготовленности в ЭГ на всех курсах, кроме пятого, что достоверно отличается от результатов КГ. Наглядны и результаты динамики уровней здоровья и работоспособности в ЭГ, которые значительно отличаются в лучшую сторону от КГ и имеют с ними достоверные различия на всех этапах обучения в вузах.

Таким образом, результаты многолетних исследований, проведенных на обучаемых трех вузов, позволяют заключить об эффективности предложенного подхода, обеспечивающего повышение уровней их физической подготовленности, здоровья и работоспособности, посредством вовлечения в регулярные самостоятельные занятия. Следует отметить, что его внедрение в педагогический процесс вузов способствует приданию ФК образовательной направленности (формирование системных теоретических знаний (организационные-управленческие, медико-биологические, психологические и социальные аспекты) и методических умений и навыков) и, одновременно вовлечению обучаемых в регулярные практические занятия. Активное участие обучаемых диктуется технологичностью программ кроссфита, их доступностью, многообразием и востребованностью со стороны молодежи. По нашему мнению, движение в этом направлении позволит придать ФК в вузах образовательную направленность, значительно индивидуализировать педагогический процесс, оптимизировать морфофункциональное развитие организма обучаемых с учетом их возраста, повысить работоспособность и поддержать их здоровье на всем протяжении обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Забелина, Л.Г. Мониторинг здоровья студентов / Л.Г. Забелина // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи : материалы II-й Республиканской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2010. - С. 68-71.

2. Ендропов, О.В. Здоровьесбережение и проблемы оптимизации двигательной активности учащейся молодежи / О.В. Ендропов // Сибирский учитель. - 2011. - № 5. - С. 12-14.

3. Гусева, Н.Л. Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучеб-ных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе / Н.Л. Гусева, В.Г. Шилько // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 345. - С. 173-176.

4. Загревская, А.И. Индивидуализация физической нагрузки в процессе физкультурного образования студентов на основе её программирования / А.И. Загревская, В.Г. Шилько // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323. - С. 320-324.

5. Демчик, А.В. Физическая подготовка как фактор оптимизации массы тела курсантов вузов / А.В. Демчик, А.А. Комниренко, Г.А. Ивахненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 37-41.

REFERENCES

1. Zabelim, L. G. (2010), "Monitoring of health of students", Monitoring of Health and Physical Readiness of Youth: Mater. Il-nd Respubl. Nauch-prakt. Confer., Novosibirsk, pp. 68-71.

2. Endropov, O.V. (2011), "Health-saving and problems of optimization of physical activity of studying youth", Siberian Teacher, No. 5, pp. 12-14.

3. Gusevа, N.L. and Shilko, V.G. (2011), "Physical training of students with use of educational and nonlearning technologies of sports and sports activity in higher education institution", The Messenger of Tomsk State University, No. 345, pp. 173-176.

4. Zagrevskaya, A.I. and Shilko, V.G. (2009), "Individualization of physical activity in the process of physical education", The Messenger of Tomsk State University, No. 323, pp. 320-324.

5. Demchik, A.V., Komnirenko, A.A. and Ivakhnenko, G.A. (2020), "Physical training as a factor in optimizing the body weight of university cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 37-41.

Контактная информация: ismailabdullaev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.