стве примера результаты двух типичных опытов по обезвреживанию надсмольных вод, полученных с заводов по производству феноксиуксус-ной кислоты и карболита.
Из приведенных в табл. 3 и 4 данных следует, что анионитовые смолы Н-0 и МН хорошо и достаточно полно извлекают фенол из промышленных сточных вод. Емкость смолы Н-0 о динамических условиях (при полном насыщении) составляла 4,1 миллиэквивалента на 1 г сухой смолы, или 38,6% от ее веса. Емкость смолы по отношению к фенолу в сильно кислой среде (в присутствии избытка соляной и фенюксиуксус-ной кислот) уменьшалась приблизительно на одну треть первоначальной емкости за счет поглощения кислот.
Присутствие минеральных солей в сточных водах не оказывает такого существенного влияния на поглощение фенола, которое оказывают .минеральные и органические кислоты.
Выводы
1. Синтетические смолы для анионного обмена хорошо извлекают фенол, крезолы и хлорфенолы как из чистых растворов, так и из промышленных сточных вод.
2. Наибольшую поглотительную способность в отношении фенола обнаружили анионитовые смолы следующих марок: МПВХ, Н-0, ТН, ПЭ-9. ЭДЭ-10.
3. При регенерации (десорбции) смол растворами едких щелочей и аммиака они полностью восстанавливают свою первоначальную поглотительную способность. При этом максимальная концентрация фенола в регенерационных растворах не превышала 12%.
4. Указанные анионитовые смолы после проверки в укрупненных масштабах могут быть рекомендованы для извлечения фенолов, хлор-фенолов и кислот из промышленных сточных вод с целью их обезвреживания.
-¿Г -¿Г -¿Г
Г. А. Абрамович, В. П. Рассолова, Н. М. Косураева
Возбудители кишечных инфекций в сточных водах
больниц
Из Саратовского областного научно-исследовательского санитарно-гигиенического
института
Нами изучены сточные воды двух инфекционных больниц на содержание в них возбудителей кишечных инфекций.
В обеих больницах предусмотрено обеззараживание экскрементов больных кишечными инфекциями до сбрасывания их в канализацию. Экскременты подвергаются обработке хлором, и только после этого попадают в канализацию. Для обеззараживания в одной больнице первоначально употреблялась 10% взвесь хлорной извести, затем стали употреблять 20% взвесь, а часть отделений перешла на обработку экскрементов больных сухой хлорной известью. В другой больнице употреблялась 20% взвесь хлорной извести.
Пробы сточных вод для исследования на наличие возбудителей кишечных инфекций отбирались на территории больниц из смотровых колодцев в точках по движению сточных вод. Всего было отобрано 164 пробы сточной воды.
Одновременно производилось обследование процесса обеззараживания в санитарных узлах больниц и определение активного хлора в применявшейся хлорной извести.
Исследование сточных вод на наличие возбудителей кишечных инфекций велось на средах бакто-агар Ж и висмут-сульфитном агаре. Для изучения серологических свойств выделенных культур применялись групповые и монорецепторные сыворотки. В сточных водах определялось общее количество микробов и коли-индекс.
В пробах сточных вод общее количество микробов и коли-индекс исчислялись тысячами, сотнями тысяч и миллионами в одном миллилитре. В 18 из 103 проб из больничных стоков микробы не высевались.
При исследовании всех проб на наличие возбудителей кишечных инфекций со сред бакто-агар Ж и висмут-сульфитного агара было выделено 550 культур.
При ориентировочной постановке на стекле реакции агглютинации с тифозными, паратифозными и дизентерийными сыворотками многие из этих культур дали положительную реакцию агглютинации.
Почти все агглютинабильные штаммы были выделены из смотровых колодцев больниц и меньшая часть из сточных вод канализации.
При дальнейшем изучении этих культур оказалось, что часть штаммов обладала биохимическими и серологическими свойствами, типичными для возбудителей кишечных инфекционных заболеваний, и в развернутой реакции агглютинации агглютинировались поливалентными и монорецепторными сыворотками. Дизентерийные культуры относились к типу Ш. Из тех же проб, в которых были обнаружены микробы с типичными для возбудителей кишечных инфекций свойствами, были выделены атипичные культуры, часть из которых была подвергнута изучению, 15 из этих культур по серологическим свойствам относились к паратифу Б.
В момент выделения они ферментировали лактозу с образованием кислоты и газа, но агглютинировались паратифозной сывороткой. Две культуры, относящиеся по серологическим свойствам к тифозным и две к дизентерийным микробам, ферментировали лактозу с образованием кислоты.
Дальнейшие длительные наблюдения (более года) за этими атипичными культурами показали, что свойство сбраживать лактозу не было постоянным. Оно то исчезало, то появлялось.
Тифозные и дизентерийные культуры перестали ферментировать лактозу и, таким образом, не только серологически, но и биохимически стали отвечать свойствам тифозной и дизентерийной палочек.
Кроме того, из сточных вод одной из больниц непосредственно перед их выпуском в городскую канализацию была выделена еще одна культура, биохимически сходная с паратифом Б, агглютинировавшаяся с сывороткой паратифа Б в разведении до 1 : 12 800. Однако реакция с мо норецепторными сыворотками была отрицательна. Отсутствовала также способность изменять реакцию молока в щелочную сторону. При хранении в лабораторных условиях эта культура восстановила все типичные свойства для бактерий паратифа Б.
Таким образом, всего, включая и вышеописанные атипичные штаммы, выделено было 60 культур, подобных возбудителям кишечных инфекций, причем 59 культур было изолировано из сточных вод канализационной сети одной из больниц.
Вирулентность выделенных культур проверялась на мышах. Для этой цели были взяты 6 штаммов культуры с признаками, типичными для брюшнотифозной палочки, 3 штамма — для паратифозной палочки, 2 штамма —для дизентерийной, 4 штамма атипичных культур, подобных паратифозным, и один штамм культуры, подобной дизентерийным
1б 1
бактериям. Мышам вводили внутрибрюшинно 125—200 млн. микроб ых тел тифозных и паратифозных бактерий и 500 млн. микробных тел дизентерийных бактерий. Данные, полученные при заражении мышей, указывают «а то, что выделяемые из сточных вод культуры, идентичные возбудителям кишечных инфекций, как полностью сохранившие свои биохимические свойства, так и с несколько измененными свойствами, обладали вирулентностью.
Остальные культуры, выделенные нами из сточных вод, давшие положительную реакцию агглютинации в ориентировочной постановке, представляли собой культуры с весьма разнообразными биохимическими свойствами.
Обследование процесса обеззараживания сточных вод, проводимого в больницах, показало, что в некоторых случаях имели место нарушения мероприятий по дезинфекции экскрементов до спуска их в общую канализацию.
В результате этих нарушений в сточных водах одной из больниц и были обнаружены типичные и атипичные тифозные, паратифозные и дизентерийные микробы, обладавшие вирулентностью для мышей.
Чтобы избежать возможности попадания возбудителей кишечных инфекций в окружающую среду, необходима централизация мероприятий по обеззараживанию сточных вод. Необходим сбор сточных вод всех отделений больниц в одну общую установку для хлорирования, которая должна обеспечить достаточную дозировку дезинфектанта для обеззараживания сточных вод и время контакта последних с хлором.
Касаясь методики выделения возбудителя кишечных инфекций из сточных вод, следует отметить необходимость учитывать широкую изменчивость микробов кишечной группы. Необходимо принимать во внимание не только типичные микробы, но и тщательно изучать биохимические и серологические свойства атипичных культур.
Что касается сравнительной оценки элективности сред, которые мы «<"1 применяли для исследования, то на основании своих наблюдений мы можем сказать, что дизентерийные микробы нами выделялись лишь со ^ среды бакто-агар Ж- Тифозные и паратифозные микробы выделялись в ^ единичных случаях с бакто-агара Ж и, как правило, с висмут-сульфитного агара (в 6 случаях из 8). В одном случае эти культуры были выде-лены с обеих сред. На основании этих материалов мы делаем заключение, что для выделения тифо-паратифозных микробов висмут-сульфит-ная среда имеет преимущество перед средой бакто-агар Ж, которая задерживает рост сапрофитной кишечной микрофлоры в значительно меньшей степени, чем висмут-сульфитный агар. Это свойство висмут-сульфитной среды дает возможность засевать большие объемы сточной воды на чашку, что позволяет улавливать тифозные .и паратифозные микробы, находящиеся в сточной воде не в массовом количестве, а единично. Для выделения дизентерийных микробов наиболее элективной является среда бакто-агар Ж.
-й- -й- &