Научная статья на тему 'О кишечной палочке как патогенном начале'

О кишечной палочке как патогенном начале Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О кишечной палочке как патогенном начале»

дежной для обнаружения тифо-паратифозных бактерий. Пользуясь ею, мы успешно выделяли интересующих нас бактерий из сточной жидкости по всему избранному нами ути. Многочисленные же исследования почвы и овощей с полей орошения не дали положительных находок тифо-паратифозных бактерий.

Проф. И. Е. Минкевич

О кишечной палочке как патогенном начале1

Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института

Еще в 1894 г. Г. Н. Габричевский писал, что «учение о В. coli commune «ак болезнетворном начале представляет одну из интересных страниц в патологии человека».

В его собственных экспериментах на 'морских свинках убедительно было показано патогенное действие кишечной палочки и им же было ясно сформулировано указание на две возможности возникновения колиинфекций — экзогенную и эндогенную. С тех пор в изучении этой проблемы многое было сделано нашими соотечественниками Юрловский, Мясников, Радзиевский, Медовиков, Горовиц-Власова, Златогоров, Доброхотова и др.). Однако дальнейшее более широкое и углубленное изучение этой проблемы представляется совершенно необходимым.

Хотя бактерии группы coli по своим биологическим свойствам далеко не обладают полнотой характеристики патогенных видов и, как известно, в организме человека и животных в норме ведут образ жизни комменсалов кишечника, однако при наличии различных моментов, снижающих устойчивость организма (массивная заражающая доза, несовершенство защитных механизмов раннего детского возраста, нарушенное и недостаточное питание, предшествующие инфекции и др.), они, несомненно, могут проявить свое патогенное действие. При этом, естественно, в качестве болезнетворных начал выступают те из штаммов кишечной палочки, у которых по сравнению с другими наиболее выражены токсические или инвазионно-агрессивные свойства, или те и другие в их сочетании.

Мы концентрируем здесь внимание на роли кишечной палочки при поражениях желудочно-кишечного тракта: пищевых отравлениях, дис-пептических и токсико-септических заболеваниях грудных детей и при энтероколитах взрослых; здесь еще далеко не все ясно и имеется много поводов для дискуссий.

Само собой разумеется, что при кишечных инфекциях следует учитывать в первую очередь общеизвестное и первенствующее этиологическое значение патогенных бактерий групп салмонелла и шигелла, и вопрос о причинном значении бактерий группы кишечной палочки может возникать только лишь после исключения участия в патологических процессах тифозно-паратифозных или дизентерийных возбудителей.

Несомненно также и то, что бактерии группы coli из числа условно-патогенных видов не являются единственными факторами кишечных расстройств, так как достаточно хорошо известно, что их могут также вызывать бактерии из групп proteus, Morgagni, Pseudomonas и др.

В утверждении патогенного значения кишечной палочки при пищевых отравлениях большая заслуга принадлежит советским исследова-

1 Доложено 8.IV.1949 г. на республиканской научной сессии санитарно-гигиенических институтов РСФСР в Москве.

телям (Горовиц-Власова, Берзинь, Игнатович, Романов и др.)- Многочисленные данные в том же направлении получены и за рубежом. Мы уже имели случай остановиться на них с достаточной подробностью

Многое сделано советскими авторами также и в изучении роли кишечной палочки при диспепсиях и септикотоксических заболеваниях детей грудного возраста (Медовиков, Доброхотова, Мостова, Гориенко и Хоррокс, Новгородская, Зуев, Выгодская и др.). Из работ, выполненных за рубежом, заслуживают внимания исследования Адама (1923), а за последнее время работы английских авторов (Брей, 1945; Гиле и Сенгстер, 1948).

На возможную этиопатогенетическую роль кишечной палочки (наряду с протеем) при энтероколитах взрослых указывалось ранее, а в последнее время (при изучении этиологии поносов в период блокады .Ленинграда)—Калинин, Лисянская и Розенфельд. Берман допускает, что эти поносы не были обязательно связаны с дизентерией, хотя последняя нередко наслаивалась на дистрофию. Нами (Минкевич и Кузнецова, 1947) наблюдались энтероколиты, где высеваемость дизентерийных микробов отсутствовала, но где закономерно выделялись разновидности кишечной палочки, обладавшие патогенными свойствами.

К настоящему времени накопились данные, позволяющие указать на ряд особенностей, которыми отличаются патогенные расы кишечной палочки, обнаруживаемые при различных патологических процессах и, в частности, при желудочно-кишечных расстройствах. По биохимическим признакам они в своем большинстве относятся к сахарозусбражи-вающим типам и, в частности, к первой разновидности Иенсена, так называемой КаШеггиЬгсоН (Калинин, Лисянская и Розенфельд, Минкевич и Кузнецова" Мостова, Лоденкемпер и др.). Однако, хотя упомянутый тип кишечной палочки и является безусловно преобладающим при кишечных расстройствах, он все же не имеет исключительного значения, так как патогенные и в том числе высокотоксичные культуры несомненно встречаются и среди других биохимических типов кишечной палочки, в частности, среди не разлагающей сахарозу группы В (Кузнецова, Новгородская, Зуев, Выгодская).

В новейшее время Кауфман и его сотрудники приводят серьезные доказательства в пользу того, что большая вирулентность культур кишечной палочки ассоциируется с принадлежностью их к определенным серологическим группам по строению О-антигена и с наличием у микробов особых дополнительных термолабильных оболочечных антигенов (Ь и В), аналогичных ХП-антигену салмонелл, или термостабильных капсульных антигенов (А), подобных антигенам пневмококков. Эти дополнительные антигены для удобства классификации условно объединяются Кауфманом в его схеме (1947) в сборную группу К.

В опытах на животных (белые мыши) вирулентные культуры могут вызывать заболевание и смерть не только при парэнтеральном, но и при энтеральном введении (Кузнецова, Лоденкемпер и др.).

Патогенное действие кишечной палочки при введении культур через рот доказано и в отношении человека при случайных лабораторных заражениях, и в опытах самонаблюдения (Игнатович, Доброхотова и др.).

Вирулентность штаммов кишечной палочки колеблется в весьма широких пределах. Наиболее вирулентные культуры могут убивать животных при парэнтеральном заражении в дозах до одной стотысячной суточной агаровой культуры (морские свинки — Радзиевский) — от 0,5 до 1 млн. живых микробных клеток (белые мыши — Кузнецова, Кауфман).

1 И. Е. Минкевич, Кишечная палочка как патогенный фактор. Сб. Вопросы санитарной бактериологии, изд. АМН СССР, 1948.

Вирулентные культуры, как правило, находятся в фазе S и содержат токсический и антигенный глюцидо-липидо-протеидный комплекс, что при отсутствии у культур антигенов группы К доказывается отрицательным результатом трипафлавинной агглютинации, извлечением комплекса трихлоруксусной кислотой и биологическим испытанием его как на животных, так и на человеке (Кузнецова, Брагина, Буавен и др.).

Смертельная доза эндотоксина при внутрнбрюшинном введении белым мышам колеблется чаще в пределах 0,1—0,05 см3 для жидкого и десятых долей миллиграмма — для осажденного сухого препарата (Романов, Кузнецова, Зуев, Брагина).

При изучении вирулентных культур, находящихся в фазе S и дающих «парадоксальную» положительную трипафлавинную реакцию агглютинации, нередко обнаруживаются штаммы, удовлетворяющие характеристике Vi-культур. По всей вероятности, здесь мы имеем дело с культурами кишечной палочки, содержащими оболочечные или кап-сульные антигены группы К Кауфмана, являющиеся по своим свойствам ближайшими аналогами Vi-антигена салмонелл или капсульных антигенов пневмококков или лневмобацилл.

Некоторые патогенные культуры кишечной палочки содержат О-онтигены, свойственные салмонеллам и шигеллам. Первые названы Кауфманом Salmonella coli, вторые могли бы быть названы Shigella coli (Минкевич и Кузнецова).

Минкевич и Смирнов в 1937 г. выделили из воды колодцев разно-4 видности кишечной палочки, обладавшие антигеном дизентерийного микроба Флекснера, которые оказались патогенными для кроликов и вызывали у них заболевание, очень сходное с картиной экспериментальной дизентерии. Берзинь при изучении пищевых инфекций выделила патогенную палочку из группы coli, агглютинировавшуюся до титра иммунной сывороткой дизентерии Шига. Игнатович описала пищевые отравления, вызванные патогенной кишечной палочкой, агглютинировавшейся до титра дизентерийной сывороткой Флекснера.

Свойство агглютинироваться флекснеровской сывороткой оставалось у упомянутых микробов неизменным в течение трехлетнего срока на-j блюдения. Выделенные Минкевичем и Кузнецовой при энтероколитах штаммы В. coli в своем большинстве (60%) принадлежали к типу A-I Иенсена и имели дизентерийные антигенные компоненты, которые не утрачиваются в течение уже более двух лет наблюдения. У штаммов кишечной палочки, вызвавших септикотоксические заболевания у новорожденных с высокой смертностью, Зуевым было установлено наличие Vi-антигена, свойственного салмонеллам.

Некоторые патогенные штаммы кишечной палочки образуют растйо-римый токсин (экзотоксин), который нередко обнаруживается уже в фильтратах 18—24-часовых культур (Горовиц-Власова и сотрудники, Кузнецова, Зуев). Экзотоксину, в отличие от энтеротропного эндотоксина, присуще преимущественно нейротропное действие.

Высокая токсичность кишечной палочки очень часто сочетается с гемолитической способностью т свойством вызывать некрозы при внутрикожном введении животным культур или извлеченных из них токсинов (Кузнецова, Кауфман).

Этиопатогенетическое значение кишечной палочки при различных колибациллярных инфекционных процессах и пищевых токсикоинфек-циях подтверждается реакцией Видаля с динамическим нарастанием титра агглютининов в крови (Игнатович, Минкевич и Кузнецова, Кауфман и др.).

На основании изложенного можно сделать ряд предложений для практики и наметить некоторые ближайшие задачи.

1. Проблема патогенного значения бактерий группы coli должна привлечь к себе самое серьезное внимание врачей-гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов, клиницистов, усилия которых должны быть направлены по пути дальнейшего изучения этой проблемы и изыскания более эффективных методов как профилактики, так и терапии колиин-фекций, особенно среди детей грудного возраста, у которых эти заболевания приводят к высокой смертности.

2. Необходимо более глубоко изучить антигенную структуру патогенных рас кишечной палочки с целью выявления наиболее часто встречающихся антигенных групп с тем, чтобы получить эффективные поливалентные иммунные сыворотки для лечебного и предохранительного применения среди новорожденных и грудных детей.

3. Для решения задачи подавления токсических рас кишечной палочки в организме следует вспомнить блестящую идею И. И. Мечникова, предложившего для этой цели использовать антагонистические свойства молочнокислой флоры. В этом отношении особенно перспективным может явиться применение достаточно хорошо приживающихся в кишечном канале ацидофильных бактерий.

4. Так как диференциальная биохимическая схема классификации бактерий группы coli, предложенная Иенсеном при выявлении патогенных рас кишечной палочки несомненно может быть полезной, необходимо обеспечить снабжение наших бактериологических лабораторий редкими сахарами и алкоголями, особенно адонитом, рамнозой и дуль-цитом, а также сорбитом, сорбозой и сахарозой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.