непосредственно у источников образования и выделения фенолов в воздух, т. е. над зеркалом фенольных вод в чашах. Следует отметить, что и в этом случае, т. е. в условиях непосредственной близости к источнику образования летучих фенолов, полученные концентрации над чашей первого генератора составляли в среднем 0,0017 мг/л, что в три раза меньше предельно допустимой по НСП 101-51 (0,005 мг/л), а над чашей четвертого генератора полученные концентрации оказались в 4 и 6 раз ниже предельно допустимой.
Таким образом, полученные данные о содержании фенолов в воздухе газогенераторной станции являются закономерными. Поэтому на основании приведенных данных можно притти к заключению, что при содержании летучих и нелетучих фенолов в воде в пределах до 2 г/л использование такой крепости фенольных вод для заливки в чаши газогенераторов с мокрым золоудалением с гигиенической точки зрения возражений не встречает, так как загрязнение воздушной среды цеха при. этом является незначительным.
Опыт использования фенольных сточных вод для тушения золы в. чашах газогенераторов с мокрым золоудалением с успехом был применен также на другом газосланцевом комбинате.
Вопрос о гигиенической допустимости использования в чашах газогенераторов для тушения сланцевой золы фенольных сточных вод с более высоким содержанием фенолов является предметом дальнейших исследований, как равно и вопрос об эффективности обезвреживания фенольных вод сланцевой промышленности в цехе дефеноляции и на биофильтрах.
# -ЙГ
Т. С. Бедулевич
Экспериментальные данные к обоснованию числа кишечных палочек как показателя эффективности хлорирования питьевой воды
Из кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского
института
Санитарное законодательство нормирует допустимое содержание бактерий в питьевой воде, во-первых, по общему содержанию бактерий в 1 мл, во-вторых, по индексу кишечной палочки, т. е. по количеству этих палочек в 1 мл воды. По требованиям ГОСТ 2874-45 коли-индекс питьевой воды не должен быть более 3. Хотя эта норма содержания кишечных палочек в питьевой воде давалась и в более ранних отечественных стандартах, в ГОСТ 1937 и 1939 гг., вопрос о допустимом содержании кишечных палочек в питьевой воде в гигиенической литературе почти не освещен. Мы сделали попытку определить, в какой степени при хлорировании воды, зараженной различными бактериями кишечной группы» в том числе и патогенными, гибель кишечной палочки гарантирует полноту отмирания патогенных микробов и вместе с тем установить то наименьшее содержание кишечных палочек, при котором вода, подвергшаяся хлорированию, может считаться совершенно свободной от патогенных микроорганизмов кишечной группы.
В абсолютно единообразных условиях было поставлено 54 серии опытов. Опыты проводились на дестиллированной воде, pH которой постоянно был в пределах 7—7,2. Воду заражали патогенными бактериями кишечной группы в присутствии кишечной палочки в комбинациях: 1) В. coli communis + В. typhi abdominalis, 2) В. coli communis + В. paratyphi В. Исходная концентрация В. coli была 10 000—20 000 ми-
кробных тел в 1 л, а В. typhi abdominalis и В. paratyphi В. в 10 раз меньше. Такое соотношение в некоторой степени могло отразить существующее в водоемах значительное преобладание В. coli над патогенными бактериями и вместе с тем давало известную гарантию надежности результатов хлорирования, ибо взятая концентрация патогенных микробов (1 000—2 000 в 1 л) значительно превосходила возможное содержание их в условиях даже сильно загрязненного водоема. Все исследования были проведены в объемах воды, соответствующих коли-титру, нормируемому ГОСТ на качество питьевой воды (300 мл). Для учета -оставшихся жизнеспособных форм высевался весь объем воды, что достигалось фильтрацией через мембранные фильтры.
Поскольку эффективность хлорирования воды оценивали по абсолютному количеству бактерий, оставшихся после действия хлора, постольку для выращивания их были использованы твердые питательные
Таблица 1. Сравнительные данные обеззараживания воды, содержащей бактерии кишечно-тифозной группы
С>
CS-
СГ
№ опыта Число бактерий, оставшихся в 1 л воды после хлорирования дозами хлора от 0,1 до 0,5 мг/л при контакте в течение 30 минут при исходном числе бактерий в 1 л
В. coli communis от 10 000 до 20 000 В. paratyphi В. от 600 до 1 800 В. typhi abd. от 800 до 2 000
1-9 0 0 0
10-19 3 0 0
20 — 21 6 0 0
22-25 10 0 0
26 20 0 0
27 ¿3 0 0
28 50 13 0
29 125 6 0
30 215 3 0
31 274 99 13
32 594 264 99
33 660 165 33
34 660 231 181
35 1 069 162 158
«среды: для В. coli — среда Эндо, для В. typhi и В. paratyphi В.— висмут-сульфит-агаровая среда. Учет бактерий, сохранивших свою жизнеспособность, производился после выращивания в термостате при 37° в течение 24 часов.
В табл. 1 приведены результаты опытов хлорирования воды, зараженной культурами брюшного тифа и паратифа В в присутствии кишечной палочки.
Из табл. 1 видно, что при соблюдении различных условий хлорирования (дозы хлора менялись от 0,1 до 0,5 мг/л) получался различный
"2 Гигиена и санитария, № 8 17
Г»суд. Центр. Медицински
БИБ ИОтЕКА Мдцьиср. а npaniiaifMU |
эффект обеззараживания. Если проанализировать конечные результаты хлорирования по абсолютному количеству кишечных палочек, бактерий тифа и паратифа В, оставшихся жизнеспособными, то можно отметить следующее. При нарастании количества кишечных палочек, оставшихся после обеззараживания, можно отметить также нарастание количества, тифозных и паратифозных бактерий, однако число живых патогенных микроорганизмов во много раз меньше, чем кишечных палочек.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что при нарастании количества кишечных палочек после дезинфекции воды жизнеспособные бактерии паратифа В появлялись раньше, чем бактерии тифа. Бактерии брюшного тифа в воде, подвергшейся хлорированию, были обнаружены лишь тогда, когда количество кишечных палочек приблизилось к 300. В то же время после действия хлора были обнаружены жизнеспособные бактерии паратифа В, когда количество оставшихся В. coli было в пределах 20—50. Этот факт находится в полном соответствии с опытными данными по сравнительной хлорустойчивости микробов: бактерии паратифа В являются более хлорустойчивыми, чем бактерии брюшного тифа.
Материал опытов, представленный в табл. 1, с большой очевидностью показывает, что в тех случаях, когда количество кишечных палочек в обеззараженной воде было равно трем или ниже, получался» стойкий бактерицидный эффект в отношении патогенных кишечных форм. Тем самым подтверждается правильность количественного показателя коли-индекса (не более 3), который принят нашим санитарным законодательством как показатель, гарантирующий санитарную надежность обеззараживания воды.
Следует обратить внимание и на то, что бактерии тифа и паратифа не обнаруживались в воде, обеззараженной хлором, и в тех случаях» когда коли-индекс был равен 6 и 10. Следовательно, коли-индекс 3 дает определенную степень гарантии, поскольку даже при троекратном превышении его, он все-таки сохраняет свое значение как показатель отсутствия патогенных форм кишечной группы.
При обсуждении санитарной надежности принятого в санитарном законодательстве коли-индекса следует учесть еще и то, что наши опыты ставились в условиях, когда исходное число бактерий тифа и паратифа В во много раз превышало возможную концентрацию их в воде естественных водоемов. Вместе с тем опыты неоднократно подтверждали», что увеличение начальной концентрации микробов ухудшает конечный результат обеззараживания. Можно считать поэтому, что в практике хлорирования, когда обеззараживаемая вода несомненно содержит относительно меньшие количества патогенных микробов, обеспечивается еще большая степень санитарной надежности, чем в условиях наших опытов.
Выше было отмечено, что, судя по данным наших опытов, даже некоторое превышение коли-индекса еще не создает опасности появления бактерий тифа и паратифа в воде. Чем выше коли-индекс, тем опасность проскоков становится большей. С этой точки зрения должен быть подвергнут критике американский стандарт качества питьевой воды, устанавливающий в качестве предельной величины коли-индекс 10.
Наши данные с очевидностью показывают, что при коли-индексе на этом уровне эпидемическая безопасность водоснабжения для населения гарантируется в гораздо меньшей степени, чем при применении нашего отечественного стандарта, т. е. при коли-индексе, равном трем.
Учитывая исследования кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института о возможности использования для дезинфекции воды двуокиси хлора, нового дезинфицирующего, вещества, содержащего хлор, мы проверили допустимость применения:
коли-индекса как показателя санитарной оценки эффективности обеззараживания воды при хлорировании ее этим препаратом. Полученный материал опытов приведен в табл. 2.
Таблица 2. Сравнительные данные обеззараживания двуокисью хлора воды, содержащей бактерии кишечно-тифозной группы
Число бактерий, оставшихся после хлорирования дозами *вуокиси хлора от 0,3 до 0,5 мг/л при контакте в течение 30 минут при исходном числе бактерий в 1 л
опыта В. соН соттишв от 10 000 до 35 000 В. ра^урЫВ от 700 до 1 300 В. 1ур1и аЬ(1. от 800 до 2 500
1 - 10 0 0 0
11 - 14 3 0 0
15 - 18 6 0 0
19 10 0 0
Из рассмотрения табл. 2 вытекает, что данные, полученные при обеззараживании воды двуокисью хлора, полностью совпадают с результатами опытов, поставленных с хлором. Следовательно, при хлорировании воды двуокисью хлора кишечная палочка также может служить санитарным показателем эффективности обеззараживания и коли-индекс 3 гарантирует воду от присутствия патогенных бактерий кишечной группы.
Таким образом, на основании полученных экспериментальных данных, представляющих результаты 35 серий опытов обеззараживания воды хлором и 19 серий опытов обеззараживания воды двуокисью хлора, можно считать, что коли-индекс питьевой воды, установленный ГОСТ 2874-45, гарантирует санитарную надежность и эпидемическую безопасность питьевой воды, используемой населением в условиях централизованного водоснабжения.
•¿г * £
А. Д. Полумордвинов
Характеристика некоторых типов потенциальных очагов малярии в зоне водохранилищ
Из Института малярии, медицинской паразитологии и гельминтологии Министерства здравоохранения СССР
Эндемический очаг малярии, как известно, характеризуется обязательным, совпадающим во времени, наличием возбудителя малярии (больные люди), переносчика, условий среды, обеспечивающих завершение цикла спорогонии малярийного плазмодия в комаре, а равно условий, обеспечивающих передачу малярии от больного человека здоровому. Разрыв этой цепи в любом ее звене должен вести к ликвидации эндемического очага. Успехи борьбы с малярией в течение последних лет привели к такому положению, когда заболеваемость малярией исчезла в большом числе мест е результате выпадения звена, соответствующего наличию возбудителя, в то время как по всем другим показателям