Научная статья на тему 'Бактериофаг в водоисточниках Сталинграда'

Бактериофаг в водоисточниках Сталинграда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бактериофаг в водоисточниках Сталинграда»

Р. В. ЧЕБОТАРЕВА

Бактериофаг в водоисточниках Сталинграда

Из кафедры микробиологии Сталинградского медицинского института

До сих пор существуют различные мнения по вопросу об эпидемиологическом значении нахождения в воде бактериофага, лизирую-щего патогенных микробов кишечно-тифозной труппы. Первые работы, ограничивались только указанием на наличие бактериофага, действующего на тех или других патогенных микробов. В 1896 г. Ганкин установил бактерицидное действие на холерных вибрионов воды реки Ганга с его притоком Джумной. Франкленд описал бактерицидное действие воды реки Темзы на тифозных и холерных бактерий. Д'Эрелль находил в морских гаванях и в колодцах Индии противохолерный фаг. Фортунато обнаружил бактериофаг в Мессинском порту, Сампе и Ша-вани— в ряде рек и колодцев Франции, Динер—в воде реки Сены, Гильдемейстер и Ватанабе— в воде реки Шпрее и озер в окрестностях Берлина, Шлоссман — в воде рек, озер, прудов и колодцев Эстонии.

У ,нас в СССР Дроботько обнаружил дизентерийный бактериофаг в воде колодцев в окрестностях Киева, Буяновский — в воде Дона, Предтеченский — в воде Днепра на участке Днепропетровска, Жуков-Вережников и Косяков — з воде Москва-реки, Яу^ы и прудах Москвы, Славнин находил его в ряде рек, прудов и колодцев средней полосы территории СССР.

Большинство авторов считает, что обнаружение бактериофага является признаком загрязнения воды фекалиями и сточными водами. В местах, где имеются промышленные сточные воды металлургических, химических, кожевенных и других заводов, бактериофаг обнаруживался не всегда. Накашима объясняет это вредным воздействием на него химических веществ. Буяновский, Фортунато, Серге и др. приписывают бактериофагу большую роль в естественном самоочищении рек. Жуков-Вережников и Косяков не признают этой роли бактериофага в самоочищении рек и считают, что лизис микробов не означает их гибели, а свидетельствует об их переходе в «авизуальную» форму. Имеется ряд работ, которые связывают .появление бактериофага с метеорологическими факторами. Работами Арлуан, Вилоне, Дроботько, Эггер и Ханина установлено, что бактериофаг обнаружен в период, которому предшествовали обильные осадки. Связь между обнаружением фага и атмосферными осадками подтверждает и Гильдемейстер. Автор считал загрязнение первичным тогда, когда он обнаруживал бактериофаг при длительной сухой .погоде, а вторичным в тех случаях, когда бактериофаг обнаруживался после осадков, т. е. после занесения в водоемы нечистот.

В последних работах заграничных и советских авторов указывается на связь между появлением в воде бактериофага против кишечно-тифозньгх микробов и наличием эпидемических очагов в окрестностях этих водоемов. ,Еще д'Эрелль отмечал, что в начале холерной эпидемии бактериофаг к холерному вибриону в окружающей среде не обнаруживался, а обнаруживался в колодцах в разгар эпидемии или в конце ее. Д'Эрелль, исходя из своих наблюдений, приходит к выводу, что по мере развития эпидемии окружающая природа насыщается бактериофагом и при известной насыщенности им эпидемия прекращается. Динер указывает, что в период небольшой вспышки тифозной эпидемии в Париже <1933/34) в водах реки Сены был обнаружен бакте-

риофаг против брюшнотифозного микроба. Монте и Гупта при исследовании воды реки Ганга обнаружили фаг против холерных вибрионов и установили связь между наличием фага и заболеваемостью холерой населения, живущего по берегам этой реки. Кроме того, эти авторы отметали связь между заболеваемостью дизентерией и наличием в воде дизентерийного фага. Дроботько, исследуя воду рек и колодцев в Оливске, где была вспышка дизентерии, обнаружил дизентерийный бактериофаг во всех колодцах и в реке. Он также находил тифозный фаг в значительно большем количестве колодцев, расположенных в эпидемических по брюшному тифу местах, чем в тех селениях, где брюшного тифа не наблюдалось; бактериофаг обнаруживался в водах не в момент вспышки инфекции, а с некоторым запозданием, т. е. во время угасания ее.

На определенную зависимость между распространением кишечных ■инфекций и соответствующих бактериофагов указывают в своих работах Славнин, Романов, Греннаус и др.

Несмотря на попытки доказать связь между обнаружением бактериофага и эпидемиологическими факторами, роль и значение бактериофага в течении и угасании инфекции еще точно не установлены. •

Так как данных по вопросу о наличии фага в низовьях Волги не имелось, нами была впервые начата работа по изучению Волги на территории Сталинграда. Основной целью было выяснить наличие в воде бактериофага против кишечно-тифозных микробов, определить распространение фага и интенсивность его действия в отдельных точках Волги и ее притока речки Пионерки. Попутно с этим встал вопрос

0 связи наличия фага со степенью фекального загрязнения этих точек и эпидемическим состоянием Сталинграда в течение 1939 г.

Исследование воды на присутствие фага было произведено на участке протяжением в 30 км по правому берегу Волги, протекающей через территорию Сталинграда. Кроме того, была исследована вода речки Пионерки, впадающей в Волгу в центральной части города.

Пробы для исследования воды забирались в следующих точках: из Волги .против тракторного завода на 0,5 км ниже речки Мечетки, впадающей в Волгу; против завода «Баррикады»; у местных пристаней Сталинграда; на 10 м ниже впадения речки Пионерки; против консервного завода; против поселка Ельшанка; из речки Пионерки и из Волги на левом берегу у поселка Красная Слобода.

Забор воды производился на расстоянии 2—3 м от берега. Одна проба была взята из Волги на расстоянии 50 м от берега в период разлива ниже места впадения в нее речки Пионерки. Вода для исследования бралась в различное дремя года. Всего было взято для исследования 33 пробы.

Первые 17 проб были взяты в весенне-летнее время (май — июль 1939 г.) в период начала и конца разлива Волги, вторые 16 проб— в осенний период (сентябрь — ноябрь 1939 г.). Забор воды производился в хорошую погоду, когда не было дождя. 2 пробы были взяты спустя 1—2 дня после дождя и 1 проба — во время дождя.

Для 'работы были взяты из музеев кафедры микробиологии и Сталинградского санитарно-бактериологического института следующие культуры: 1 штамм палочки брюшного тифа, 2 штамма паратифа В,

1 штамм кишечной палочки, 1 штамм паратифа А, 1 штамм дизентерии Шига, 1 штамм дизентерии Флекснера, 1 штамм дизентерии Гисса и 1 штамм дизентерии Зонне.

Работа проводилась по методике Ниберга. В каждую из 6 эрлен-мейеровских колб, содержащих по 30 см3 бульона с рН = 7,6—7,8, мы засевали по 1 петле суточной бульонной культуры соответствующих бактерий. Затем добавляли по 5 см3 испытуемой воды, после чего колбы ставили в термостат при 37° на 24 часа. Фильтрование произ-

водилось через фильтры Зейца. Сада фага определялась по методу Отто и Муитера с незначительными изменениями.

Опыты ставились следующим образом. На чашки Петри с агаром засевали шпаделем суточную бульонную культуру соответствующего штамма; чашки ставили в термостат на 2 часа. Затем пипеткой наносили по 0,1 см3 фильтрата и чашки снова ставили в термостат на 24 часа. Результат опыта учитывался на основании наличия «стерильных пятен». Одновременно с исследованием воды на наличие фага проводилось определение бродильного титра на среде Эйкмана.

Всего для исследования было взято 33 пробы водьь за период с мая по ноябрь 1939 г. Каждый участок подвергался исследованию по 4 раза: 2 раза в мае—июне и 2 раза в сентябре — ноябре 1939 г., один участок исследовался 5 раз.

На всех участках было обнаружено значительное загрязнение воды, причем наиболее загрязненной оказалась вода речки Пионерки и Волги у поселка Ельшанка, у консервного завода и у места впадения речки Пионерки.

Было установлено, что вода из речки Пионерки является наиболее загрязненной из всех исследованных участков, вода в начале мая и середине июня имела более высокий бродильный титр (0,01—0,001 см3), в октябре — ноябре—1,0—0,01 см3. В период выпадения дождей вода всех других исследуемых участков также имела высокий бродильный титр (0,01—0,001 см3).

Однако не все исследованные точки дают одинаковую картину. Отдельные участки Волги (у местной пристани, тракторного завода и завода «Баррикады») в период май — июнь имели невысокий бродильный титр, а в сентябре — ноябре превышали показатели в других участках. Результаты исследований по бродильному титру разноречивы и не дают ясной картины степени загрязнения воды Волги в период ее разлива и в период наименьшего уровня воды (сентябрь — ноябрь 193У г.).

По исследованиям Сталинградского санитарно-бактериологического института Волга у Сталинграда характеризуется следующим образом: вода в Волге стала прибывать с 11.IV, наивысший разлив был 29.V. С 30.V вода начала убывать, наименьший уровень воды был 15.IX. Наивысший коли-индекс падает на июль, т. е. на тот период, когда вода вступает в свое нормальное русло; в период наивысшего разлива Волги коли-индекс был меньше, чем в июле. Наиболее загрязненными точками оказались места у центра города и ниже впадения речки Пионерки.

Лабораторные исследования воды из 8 различных участков на присутствие бактериофага с учетом бродильного титра показали, что все исследуемые участки Волги в течение мая — ноября 1939 г. были богаты фагом к бактериям кишечно-тифозной группы.

Фаг против кишечной палочки был найден во всех 32 пробах <100%) и в достаточно высоком .титре. Фаг, действующий на микробов дизентерии Флекснера, Гисса и Зонне, был найден в 32 пробах (ЮО.%), фаг против культуры Шига — в 30 пробах, причем в сентябре — ноябре он был менее активен, чем в мае — июне.

Фаг против палочки брюшного тифа нами обнаружен в 25 пробах, причем этот фаг во всех пробах оказался мало активным и в мае — июне его было значительно больше, чем в сентябре — ноябре. Фаг против паратифа В был выделен нами только в 21 пробе из 32. и характеризовался малой активностью.

Меньше всего обнаружено фага против паратифа А — он был выделен в 16 пробах; в участке Волги у завода «Баррикады» вообще не обнаруживался и в некоторых участках в сентябре — ноябре отсутствовал.

Из наших данных ясно видно, что не было установлено строгого параллелизма между бродильным титром и количеством фата в определенные периоды для данных участков. В пробах, где имелся низкий бродильный титр, обнаружено большое количество фага по отношению к бактериям кишечно-тифозной группы и, наоборот, были пробы с высоким бродильным титром и небольшим количеством фага.

Наблюдалось одновременное действие фага против кишечной палочки и дизентерийной группы, в меньшей степени — против тифозно-паратифозной группы.

Интересно отметить, что там, где имелся слабый кишечный фаг, там проявлялось и слабое действие на дизентерийную и тифозно-пара-тифозную группу. Повидимому, речь идет о нахождении в воде поливалентного интестифага, действовавшего одновременно на основных представителей коли-тифозной группы.

Необходимо отметить, что в отдельных участках в конце ноября фаг к тифозно-паратифозной группе вовсе исчез, а против кишечной палочки и дизентерийных микробов был выражен в слабой степени.

Вода, исследуемая в период выпадения дождей и после них, содержала значительно больше фага к микробам кишечно-тифозной группы.

В общем наиболее загрязненными точками, содержащими больше всего фага, оказались речка Пионерка, Волга у места впадения речки Пионерки,. Волга у консервного завода и Волга у поселка Ельшанка.

В четырех точках обнаружено значительно больше фага к микробам кишечно-тифозной группы, чем в остальных участках.

С целью выяснения содержания фага в воде Волги в зимнее время были взяты дополнительные пробы из двух участков: у консервного завода и у поселка Ельшанка. Исследования показали значительное загрязнение воды (бродильный титр у консервного завода 0,001 см3, в участке Ельшанка — 0,01 см3) и большое содержание фага к микробам кишечной группы, за исключением паратифа А и брюшного тифа.

Таким образом, на основании проведенных исследований могут быть сделаны следующие выводы.

1. Исследованиями проб воды, взятых из Волги в семи различных точках Сталинграда на протяжении периода май — ноябрь 1939 г., было установлено наличие в них бактериофага разной интенсивности к микробам кишечно-тифозной группы и значительная загрязненность воды у берега.

2. Вода из речки Пионерки, протекающей через Сталинград, является наиболее загрязненной и содержит большое количество бактериофага ко всем микробам кишечно-тифозной группы.

3. Бактериофаг обнаружен почти во всех пробах воды независимо от периода исследования, имелось только уменьшение его в поздний осенний период (в ноябре).

4. Было установлено некоторое увеличение бактериофага в воде в период выпадения дождей.

5. Вода Волги содержала на протяжении всего периода исследования большое количество бактериофага к микробам дизентерийной группы.

6. В значительно меньшем количестве обнаружен бактериофаг к микробам тифозно-паратифозной группы; непостоянное его содержание в воде Волги можно, повидимому, поставить в связь со сравнительно малой распространенностью этих заболеваний среди населения города.

7. Наличие в воде Волги поливалентного фага, действующего на микробов кишечно-тифозной группы, является в первую очередь пока-

зателем фекального загрязнения реки у берега, прилегающего к городу.

8. Содержание бактериофага в воде Волги и ее притоков отображает в некоторой степени наличие имеющихся в городе кишечных инфекций.

Проф. В. К ВЛРИЩЕВ

Уличный детский травматизм и борьба

с ним

В работе Гуткина и Гефтера приводятся данные, относящиеся к уличному травматизму в Ленинграде за 1932—1934 гг. Аналогичные цифры опубликованы Писаревским в отношении Ростова-на-Дону за 1931 — 1932 гг. Данные по Москве до сих пор не собраны и не опубли-кованы.^

В настоящей статье изложен материал о травматизме среди детей на улицах нашей столицы, полученный из- ОРУД1 милиции Москвы и детской травматической Больницы им. Тимирязева. При этом для сравнения взяты данные, относящиеся к последнему году перед началом Великой отечественной войны (с мая 1940 г. по апрель 1941 г.) и с мая 1943 г. по апрель 1944 г. Общее число травм среди детей в 1940—1941 гг., по данным ОРУД, составляет 1 274, а в 1943— 1944 гг.— 1 638, т. е. отмечается прирост на 28°/о. По отдельным признакам числа распределяются согласно табл. 1.

Таблица 1. Распределение травм по видам транспорта (в »/„)

Вид транспорта Москва Ленинград Ростоп-на-Дону

1940— 1941 гг. . 1943— 1ь44 гг. 1932 — 1934 гг. 1931 — 1933 гг.

Авто .... 69 62,8 29,7 28,8

Трамвай . . . 24 32,3 65,0 58,1

Троллейбус 3,3 4,6 — —

Прочие . . . 3,4 0,3 53,0 13,1

Из таблицы видно, что 2/з случаев травм среди детей в Москве нричинены автотранспортом, причем отмечается некоторое снижение травм от автотранспорта в 1943—1944 гг. по сравнению с 1940— 1У41 гг., вероятно в связи с мобилизацией машин для нужд фронта. Соответственно увеличился процент числа травм, причиненных трамваем.

Соотношение причин травм в военное время в Москве изменилось: с одной стороны, резко увеличилось число травм, связанных с недис-

1 Отдел регулирования уличного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.