Научная статья на тему 'К характеристике санитарно-показательной микрофлоры родниковых, колодезных, арычных и хаузных вод Самарканда'

К характеристике санитарно-показательной микрофлоры родниковых, колодезных, арычных и хаузных вод Самарканда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К характеристике санитарно-показательной микрофлоры родниковых, колодезных, арычных и хаузных вод Самарканда»

Определение минеральных солей. Минеральные соли определяются общепринятым умножением общего веса пробы на коэфи-циент 0,012.

Определение углеводов. Углеводы определяются по арифметической разности между количеством общего сухого остатка и суммой белков, жиров и минеральных солей.

В заключение приводится сравнительная характеристика анализов, учитывающая время, затрачиваемое на одно определение по предлагаемой методике и по методике, применяемой в настоящее время в лабораториях (см. таблицу)._

Характер . исследования Продолжительность анализа но времени Ха рактеристика принятой методики Характеристика г/редлагаемой методики

по принятой методике по предлагаемой методике

Подготовка пробы к анализу Определение сухого остатка и влажности Определение белков Определение жиров 30 минут 6 часов 2 часа 8 часов 30 минут 30 I час 30 минут Гомогенизация пробы различными приемами Высушивание до постоянного веса По Кьельдалю По Сокслету То же Отгонка воды в аппарате Дина и Стапка Колориметрическое определение Отгонка раствор-после определения сухого остатка

Итого. . 16,5 часа 2 часа £0 мин

Проф. И. Е. МИНКЕВИЧ, А. Г. ФОМИНА и М. И. ШПИЛЬРЕЙН

К характеристике санитарно-показательной

микрофлоры родниковых, колодезных, арычных и хаузных вод Самарканда

Из кафедры микробиологии Ноенно-медицинской академии им. С. М. Кирова и из Самаркандской областной санитарно-эпидемиологической лаборатории

Основные потребности населения Самарканда в питьевой воде удовлетворяются водопроводом, подающим очищенную и хлорированную воду из р. Зеравшана. Однако охват домовладений водопроводной сетью далеко не полный, что влечет за собой довольно широкое пользование водой местных водоисточников, в частности, из родников и колодцев, а отчасти даже из арыков и хаузсв. Понятно поэтому, что эти источники, играющие роль существенного дополнительного ресурса водоснабжения Самарканда, должны так же находиться в сфере внимания санитарной организации, как и городской водопровод.

Предпринимая настоящее исследование, авторы ставили перед собой цель получить некоторый фактический материал по характеристике местных водоисточников Самарканда в дополнение к данным, которыми Областная санитарно-эпидемиологическая лаборатория располагала и до этого, а главное, выявить в процессе исследований состав соН-аэро-гонной микрофлоры вод южных широт Советского Союза. В этом отношении Самарканд, расположенный на параллели Неаполя, является достаточно типичным пунктом.

Исследования проведены в период с апреля по октябрь 1942 г., причем ряд водоисточников обследовался дважды: в первый раз в период дождей (апрель — июнь), а во второй раз в абсолютно бездождный период (июнь — октябрь).

Всего было исследовано 47 водоисточников, а именно: родников — 6 (10 анализов); колодцев — 6 (10 анализов); арыков—18 (22 анализа); хаузсв— 17 (28 анализов).

Образцы воды подвергались параллельно санитарно-бактериологи-ческому и краткому санитарно-химическому анализам, причем определялись следующие показатели: 1) число колоний на 1 см3 воды; 2) coli-титр, с диференцированным учетом Escherichia coli и цитратас-симилирующих разновидностей Bact. Aerobacter и Citrobacter, 3) триада азота: NH3, N2Ö3 и N2Os; 4) окисляемость; 5) общая жесткость; 6) хлориды.

Из собственно питьевых источников относительно благоприятные показатели дали воды родников, менее удовлетворительные — воды колодцев.

Из 6 обсл.эдованных родников к категории благополучных по чистоте воды должны быть отнесены 4: в их воде не обнаружено бактериологических показателей свежего фекального загрязнения (Escherichia coli), из триады азота констатируются только N2Os — показатель заключительного этапа самоочищения. Родники № 5 и № 6 явно загрязнены, о чем свидетельствуют микробные числа воды, уходящие в бесконечность, наличие NH3 (родник № 5), N203 (родник № 6), и низкий coli-титр, опускающийся до 0,1—0,01 см3. Весьма показательны данные по роднику № 5: в первом исследовании устанавливается свежее фекальное загрязнение (высокая окисляемость, наличие NH3, coli-титр за счет Escherichia coli и огромное микробное число); во втором анализе отмечается энергично протекающий процесс самоочищения (снижение окисляемости, появление N2Os, падение микробного числа и переход титра Escherichia coli в титр Bact. Citrobacter—АёгоЬа^ег). Последние данные (по-родникам № 5 и 6) с полной очевидностью свидетельствуют о том, что ключевые воды, выходящие на поверхность на территории Самарканда, плохо защищены от загрязнения. Этому способствует несовершенное устройство каптажей и отсутствие должной санитарной охраны.

Воды колодцев, имеющих, как правило, небольшую глубину залегания (8—10 м), в своем большинстве заметно загрязнены и за немногими исключениями характеризуются неблагоприятными показателями (низкий coli-титр, наличие соединений из триады азота).

Должно быть отмечено, что как в родниковых, так и в колодезных водах превалируют находки цитратпозитивных разновидностей кишечной палочки — типа Aärobacter и Citrobacter. Около 60% из числа последних оказались способными вызывать брожение в пробе Булира при 45°.

Среди арыков были обследованы главный приводящий арык Самарканда 'Мазар и ряд его разветвлений, расходящихся по городу, а также несколько сбросных каналов. Протекая до своего вступления в город по ирригационной сети через густо населенные места, через кишлаки, виноградники, сады и огороды, арычные воды, естественно, сильно загрязняются, а на городской территории это загрязнение еще более вырастает за счет поступления в арыки хозяйственно-фекальных отбросов города.

Полученные нами сводные данные 22 анализов, относящиеся к 18 арыкам, приведены в табл. 1.

Число колоний при посевах 1 см3 воды арыков колебалось от 1 200 до оо. Содержание хлоридов вариировало от 3,8 до 35 мг С1 на 1 л, окисляемость — от 1,76 до 44 мг 02 на 1л. Жесткость колебалась от

Наличие соединений из триады азота Число и % (в скобках) обращов воды, показавших coil-титры

1 см» 0,1 см® 0,01 см» 0,001 смз |0,0001 см®) o.ooooi см'

В. coll Aerogen. Citrobacter В. coll Aörogen. Citrobacter В. coli Aerogen. Citrobacter B. coli Aörogen. Citrobacter B. coli Aerogen. Citrobacter B. coli Aerogen. Citrobacter J

14 (64%) — СО ^ * 4 (18%) 4 (18%) 3 (14%) 5 (23%) 1 (4,5%) 3 (14%) — 2 (9%) — 2 (9%)

4,6 до 39,16 немецкого градуса, coli-титр арычных вод в 2Vz раза чаще (20 раз) устанавливался за счет цитратассимилирующих бактерий Аёго-bacter — Citrobacter, чем за счет свежефекальной кишечной палочки (8 раз).

По обилию микрофлоры, по низким соП-титрам, достигающим 0,0001 см3, а также и по физическим свойствам (значительная мутность) арычные воды в ряде образцов почти ничем в сущности не отличаются от типичных сточных вод.

Полученная нами характеристика воды арыков совпадает с данными исследований И. Н. Клемпарской, изучавшей в 1937 г. распространение бактериофага в воде арыков Самарканда и попутно установившей coli-титры в пределах до 0,001—0,0001 см3 и ниже, а микробные числа — от 280 000 до оо.

В воде арыков и сбросов Самарканда Клемпарская обнаружила фаг к кишечной палочке, тифозным и дизентерийным бактериям Шига, Флекснера, Гисса и Шмитц-Штуцера, что в известной степени можно расценить как косвенное указание на вероятную фактическую заражаемость арычных вод соответствующими патогенными микроорганизмами.

Наши данные по санитарно-бактериологической характеристике воды арыков в Самарканде весьма близко подходят также и к материалам исследований арыков Таджикистана, приведенным Г. Я- Змеевым в его диссертации.

1Как и при исследованиях родников и колодцев, обращает на себя внимание явное преобладание в воде арыков цитратассимилирующей подгруппы кишечной палочки, представители которой и здесь давали в своем большинстве положительный тест Булира при 43°.

Сводные данные по 28 анализам, относящимся к 17 исследованным хаузам Старого города, приведены в табл 2.

Т а б

Числои%(в скобках) образцов

Наличие 100 см3 10 см» 1 см» 0,1 см3

соединений из триады азота В. coli Aerogen. clt-rob-jcter В. coli Aerogen. Citrobacter B. coli P 2 о Ь u. B. coli Aörogen Citrobacter

23 _ 2 _ 1 2 2' 3 4

(82%) (7%) (3,6%) (7%) (7%) (10,5%) (14%)

'Микробные числа хаузных вод вариировали от 904 до оо. Содержание хлоридов колебалось от 4 до 132 мг С1 на 1 л, окисляемость — от 1 до 43 мг 02 на 1 л. Жесткость определялась от 4,87 до 18,4 немецкого

¡градуса. Coli-титры вдвое чаще (22 раза) были обусловлены разновидностями Bact. Aerobacter и Citrobacter, чем обычной кишечной палочкой (11 раз). Большинство выделенных из воды хаузов штаммов Bact. Aerobacter и Citrobacter булирпозитивны при 43°. Из приведенной таблицы совершенно очевидно, что ¡вода хаузов мало чем отличается от воды связанных с ними арыков и в санитарном отношении должна считаться почти столь же неблагополучной, как и вода арыков.

Воды арыков и хаузов, как и следовало ожидать, находятся в состоянии интенсивного и перманентного загрязнения экскрементами, о чем свидетельствуют чередующиеся, но неизменные находки, и притом в низких титрах, как Escherichia coli — показателя свежего фекального загрязнения, так и бактерий Aärobacter и Citrobacter — показателей несвежего фекального загрязнения, обнаруживающихся сопряженно с соединениями из триады азота.

Установленный в настоящей работе факт явного превалирования в водоисточниках Самарканда цитратассимилирующих разновидностей кишечной палочки — бактерий Aerobacter и Citrobacter, причем большинство из них способно вызывать брожение при 43°, совпадает с опубликованными недавно аналогичными данными из Индии (Raghavachari, Iyer( и из Таджикистана (Змеев, Сталинабад, 1941), а также с результатами наших помещенных выше исследований кишечной флоры холоднокровных в Самарканде (1942).

Повидимому, относительно высокая температура окружающей среды на юге благоприятствует выживанию цитратассимилирующих мунантов кишечной палочки и сохранению ими в неизмененном виде бродильных свойств, присущих исходным расам свежефекальной кишечной палочки. На севере же, как известно, бактерии Aerobacter ¡и Citrobacter встречаются в воде значительно реже и в подавляющем большинстве к газообразованию при 43° неспособны.

Выводы

1. Родники Самарканда являются лучшими из местных водоисточников, но и они в ряде случаев подвержены резкому загрязнению.

2. Воды большинства колодцев загрязнены.

3. Воды арыков и хаузов интенсивно загрязняются фекалиями и нередко приближаются по своему характеру к типичным сточным водам; в санитарном отношении они весьма подозрительны.

4. Характерной особенностью состава соП-аэрогенной микрофлоры водоисточников Самарканда является превалирование цитратассимилирующих бактерий Aerobacter ¡и Citrobacter с выраженной бродильной способностью у большинства из них при 43°. Повидимому, этот

л и ц а 2

воды, показавших colt-титры

0,01 см8 0,С01 см8 0,0001 см8 0,00^01 см8

В. coll Aerogen. Citrobacter В. coli Aerogen. Citrobacter В. coli Aerogen. Citrobacter В. coll Aerogen Citrobacter

2 7 2 2 2 2 — 2

1 i (7%) (24,5%) (7%) (7%) (7%) (7%) (7%)

факт имеет значение универсальной закономерности для южных широт, так как аналогичные данные приводятся по Индии (Raghavachari, Iyer) и Таджикистану ¡.(Змеев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.