МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ (MEDICAL SCIENCES)
УДК 61
Альборова Р.М.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
Алиев Т.И.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
Научный руководитель: Анаева Л.А.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
ВОЙТА-ТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Аннотация: в статье представлены результаты лечения детей с двигательными отклонениями методом Войта-терапии.
Ключевые слова: Войта-терапия, двигательные нарушения, двигательные навыки, тонус мышц, дети.
Войта-терапия - нейрофизиологический метод реабилитации детей с патологиями моторных функций из-за нарушений центральной нервной системы (ЦНС) и опорно-двигательного аппарата, разработанный чешским неврологом, профессором Вацлавом Войтой [1].
Основа Войта-терапии - рефлекторная локомоция. За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов с повреждениями ЦНС и двигательного аппарата можно восстановить элементарные двигательные модели, то есть они становятся снова доступными. Рефлекторная локомоция активируется рефлексогенным путём. Понятие «рефлекс» в контексте рефлекторной локомоции означает не вид нейронального управления, а относится к применяемым с лечебной целью внешним раздражениям и определённым, всегда «автоматически» возникающим двигательным реакциям на них [2].
В процессе Войта-терапии специалист оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на животе, на спине или на боку. Подобные раздражения у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, то есть без активного намеренного содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам: рефлекторному ползанию в положении на животе и рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку.
При рефлекторной локомоции происходит координированная, ритмичная активация всей скелетной мускулатуры и реагирование различных уровней интеграции ЦНС. Регулярно и циклично протекающие двигательные реакции, вызванные в определенном исходном положении с помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и репродуцироваться любое количество раз уже у новорожденных [3].
Цель исследования: оценить эффективность Войта-терапии у детей с синдромом двигательных нарушений на первом году жизни.
Материалы и методы. Для выполнения поставленной цели под наблюдением находились 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) в возрасте до одного года, у которых были диагностированы двигательные нарушения.
Возраст детей находился в пределах от 3 до 11 месяцев. У четверых из наблюдаемых детей отмечались признаки синдрома «вялого ребёнка» и, в
частности, диффузная мышечная гипотония. Это были дети с наследственными и хромосомным заболеваниями (синдромы Дауна, Лежена, Элерса-Данло) и один ребенок с недоношенностью II степени (родоразрешение на сроке 32-33 недели гестации). У остальных детей выявлены различные парезы конечностей со снижением мышечной силы в них, обусловленные поражением двигательного пути нервной системы (монопарез Дюшена-Эрба - 1 ребенок, гемипарез - 3 детей, тетрапарез - 1 ребенок, нижний вялый парапарез - 1 ребенок).
У всех детей выявлено отставание в моторном развитии, которое проявлялось в отсутствии характерных для данного возрастного периода развития ребенка двигательных навыков: удержание головы и опора на предплечья в положении лежа на животе, переворот со спины на живот и обратно, хватание, ползание, вставание на четвереньки, умение самостоятельно присаживаться и сидеть, вертикализация и ходьба у опоры.
После тщательного обследования и выявления двигательных нарушений для каждого ребенка Войта-терапевтом был подобран комплекс упражнений, наиболее подходящий для него на данном этапе развития и установлены цели терапии. В течение 7-10 дней занятий с терапевтом родители были детально обучены технике и ознакомлены с ожидаемыми реакциями, которые преследует каждое упражнение. В течение последующего месяца родители ежедневно по 23 раза в день проводили терапию дома.
Результаты исследования. По окончании лечебного курса родители с детьми были приглашены на контрольный осмотр. Был получен 100% результат. Все дети, получавшие регулярно Войта-терапию в течение месяца, вышли на новый уровень двигательных навыков, у них отмечено улучшение тонуса мышц.
Заключение. Войта-терапия является целостным методом лечения нарушений двигательного развития у младенцев и детей. При применении метода Войта у детей происходит активизация врожденных образцов движения и их преобразование в скоординированные движения мускулатуры туловища и конечностей, что приводит к приобретению новых двигательных навыков у
детей. При своевременно начатом лечении результат не заставит себя ждать, потребуется меньше времени и усилий для достижения поставленной цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
https://ru.wikipedia.org
Войта В., Петерс А. Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе. - Перевод с немецкого Е.В. Горелова. - Издательство "Springer", 2016 - 171 с. http://www.vojta.com/ru/vojtaprinzip/vojta-therapie
Alborova R.M.
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
(Nalchik, Russia)
Aliyev T.I.
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
(Nalchik, Russia)
Scientific supervisor: Anaeva L.A.
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
(Nalchik, Russia)
VOITA-THERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF CHILDREN
Abstract: the article presents the results of treatment of children with motor disabilities by Voit therapy.
Keywords: Voita therapy, motor disorders, motor skills, muscle tone, children.