doi: 10.224412/2074-1005-2022-1-44-46
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLES
Развитие когнитивных функций у детей с церебральным параличом
Л.А.Теммоева, З.А.Камбачокова*, М.Б.Керимов, З.М.Алиева, Х.К.Умархаджиева, Д.М.Дебискаева, И.Ш.Исаева, Т.Х.Шереужев
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова» Медицинский факультет, Нальчик, Российская Федерация
*ул. Чернышевского, 173, «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик, КБР, Российская Федерация, 360004. k.zareta.7@mail.ru Резюме
Введение. Исследована динамика когнитивных функций по нескольким методикам, используемых в комплексе реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Цель исследования - определение развития когнитивных функций при использовании определенных методик. Материалы и методы. Было обследовано 150 детей в период с 2020 по 2021 гг. в возрастном диапазоне от 3 до 5 лет включительно. Результаты исследования показали, что у детей, проходивших комплекс реабилитационных мероприятий, наблюдались значительные улучшения когнитивных функций, а также мелкой моторики. Ключевые слова: реабилитация; ДЦП; мышление; внимание; память; мелкая моторика; сенсорная интеграция. Для цитирования: Теммоева Л.А, Камбачокова З.А, Керимов М.Б, Алиева З.М, Умархаджиева Х.К, Дебискаева Д.М, Исаева И.Ш., Шереужев Т.Х. Развитие когнитивных функций у детей с церебральным параличом. Трудный пациент. 2022; 20 (1): 44-46. doi: 10.224412/2074-1005-2022-1-44-46
The Development of Cognitive Functions in Children with Cerebral Palsy
Leila A. Temmoeva, Zareta A. Kambachokova*, Marat B. Kerimov, Zukhra M. Alieva, Hedi K. Umarhadzhieva, Diana M. Debiskaeva, Iman Sh. Isaeva, Tamerlan Kh. Shereuzhev Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
*173 Chernyshevskogo st., Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, KBR, 360004 Russian Federation. k.zareta.7@mail.ru Abstract
Background. The article studies the dynamics of cognitive functions according to several methods used in the complex of rehabilitation of children with infantile cerebral palsy. The aim of the study is to determine the development of cognitive functions with the use of certain methods. Materials and methods. 150 children, in the age range from 3 to 5 years inclusive, were examined in the period from 2020 to 2021. The results of the study showed that children who underwent a complex of rehabilitation measures had significant improvements in cognitive functions, as well as fine motor skills.
Keywords: rehabilitation; cerebral palsy; thinking; attention; memory; fine motor skills; sensory integration.
For citation: Temmoeva L.A., Kambachokova Z.A., Kerimov M.B., Alieva Z.M., Umarhadzhieva H.K., Debiskaeva D.M., Isaeva I.Sh. The development of cognitive functions in children with cerebral palsy. Trudnyj Pacient = Difficult Patient. 2022; 20 (1): 4-46. doi: 10.224412/20741005-2022-1-44-46
о ci
x
J
ro
-Û X
s
.a.
Введение
Когнитивная реабилитация представляет собой комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление когнитивных функций у детей с повреждениями головного мозга. В основе когнитивной реабилитации лежит системное выполнение пациентом заданий, сложность и объем которого постепенно увеличивается. Успешная реабилитация невозможна без активного, порой самоотверженного участия членов семьи [1]. Психологическая реабилитация, направленная на повышение мотивации и самооценки больного, стимуляции у него положительных эмоций путем поощрения даже самых незначительных успехов. Родителям следует помнить, что больному ребенку не нужна жалость, ему требуется помощь, которая заключается в практически значимых действиях, нацеленных на решение задач, поставленных врачом [2].
Цель исследования: определение эффективности методик, применяемых для развития когнитивных функций и эмоционального состояния у детей с ДЦП.
Материалы и методы
Для реализации поставленной цели были проведены ежедневные занятия с детьми, находившимися на лечении в отделении реабилитации детской клинической больницы города Нальчик КБР с 2020 по 2021 гг. Всего было задействовано 150 детей в возрасте от 3 до 5 лет включительно. В ходе работы были использованы разные методы коррекции для развития таких параметров, как внимание, память, мышление и мелкая моторика.
Развитие внимания. Упражнения «Найди отличие»; «Найди предмет, пару». Данные методики направлены на развитие концентрации внимания, устойчивости и переключаемости на детали [3, 4].
Развитие мышления. Тесты «Исключение четвертого лишнего», «Сюжет по картинкам». Эти упражнения помогали развить образное, речевое и логическое мышление, выделяли существенные признаки и отличия, тренируя при этом быстроту и гибкость ума [3, 4].
Развитие памяти. Методики «Посмотри и повтори», «Чего не стало?» - направлены на развитие слуховой, зрительной и долговременной памяти [3, 4].
ОС
о_
I
Динамика когнитивных функций
Dynamics of cognitive functions. А. Cognitive function indicators in patients with cerebral palsy prior to psychological rehabilitation. Б. Cognitive function indicators in patients with cerebral palsy after psychological rehabilitation. В. Parameters of the vestibular and proprioceptive systems, as well as tactile sensitivity in patients with cerebral palsy prior to sensory integration. Г. Parameters of the vestibular and proprioceptive systems, as well as tactile sensitivity in patients with cerebral palsy after sensory integration
Показатели когнитивны* функций у пациентов с ДЦП до психологической реабилитации
А
Б
• Внимание ■ Мышление в Память
Мелкая моторика
Показатели тестибулнрной.проприоцептиеной смете« и тактильной чувствительности у пациентов с ДЦП до сенсорной интеграции
• Зрительные способности
• Слуховые способности Крупная моторика
• Тактильная чувствительность
Показатели когнитивных функций у пациентов с ДЦП после психологической реабилитации
• 1
* Мышление т Память
Мелкая моторика
Показатели вестибулярной.пропрноцептивной систем и тактильной чувствительности у пациентов с ДЦП после сенсорной интеграции
• Зрительные способности
• Слуховые способности Крупная моторика
• Тактильная чувствительность
В
Г
Развитие мелкой моторики. Комплекс упражнений с использованием развивающих и обучающих игрушек: пирамидки, матрешки, кубики, пазлы и др. Эти навыки были направлены на развитие координации движений, умение управлять своим телом, концентрировать внимание на предметы [3, 4].
Сенсорная интеграция - это метод, который восполняет дефицит сенсорного опыта. Целью этого метода является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель внешне или внутренне, что обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение [5]
Результаты и обсуждение
Программа когнитивной реабилитации составлялась индивидуально на основании результатов психологического исследования. В ходе проведения реабилитации оценивалась динамика состояния маленького пациента, при невозможности полного восстановления которого пациент адаптировался к новым условиям жизни при имеющимся когнитивном дефиците. По данным исследования, у детей с ДЦП наблюдались улучшения внимания (38%), мышления (26%), память (20%), мелкая моторика (16%). Благодаря тщательно подобранным упражнениям для детей с детским церебральным параличом по сенсорной интеграции улучшили зрительные - в 43,4% и слуховые способности - в 35,2% случаев, крупную моторику - в 21,3%, и тактильную чувствительность - в 27,3% случаев, что способствовало улучшению движения у детей с ДЦП за счет сенсорных стимулов, урегулировался мышечный
тонус, улучшилась моторная координация, дети стали ощущать свое тело и держать равновесию, а так же улучшилась крупная моторика (см. рисунок). Все это способствует приобретению речевых навыков. Дети больше ориентировались в социуме, стали открытыми и более коммуникабельными, у них повысилась самооценка и самосознание, что положительно влияло на психоэмоциональное состояние пациентов.
Выводы
1. Ранняя и систематическая коррекция психических нарушений, осуществляемых в реабилитационных мероприятиях, способствует выявлению компенсации возможностей детского мозга.
2. С применением психолого-педагогической коррекции и закрепления результатов совместно с родителями больных детей можно добиться их социализации, улучшая качества жизни.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest. Литература/References
1. Немкова С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2012; 60.
[Nemkova S.A. i dr. Detskij tserebral'nyj paralich: diagnostika i korrektsiya kognitivnykh narushenij: uchebno-metodicheskoe posobie. Ministerstvo zdravookhraneniya i sotsial'no-go razvitiya Rossijskoj Federatsii. Moscow: Sojyuz pediatrov Rossii, 2012; 60. (in Russian)]
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. МЕДпресс-информ. М.: 2010.
J
го
-О X
.о.
[Badalyan L.O. Pediatric neurology. MEDpress-inform. Moscow: 2010. (in Russian)] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 частях.Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. 4-е изд., пер.и доп. Практическое пособие. М.: Юрайт, 2019; 412.
[Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa v 2 chastyakh.Chast' I.Sis-tema raboty psikhologa s det'mi raznogo vozrasta. 4-e izd., per.i dop. Prakticheskoe posobie. Moscow: Jyurajt, 2019; 412. (in Russian)]
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Академия, 2010; 304.
[Kashchenko V.P. Pedagogicheskaya korrektsiya. Moscow: Akademiya, 2010; 304. (in
Russian)]
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Пер. с анг. Даре Ю. М.: Теревинф, 2009.
[Ajres E. Dzh. Rebenok i sensornaya integratsiya. Ponimanie skrytykh problem razvi-tiya. Per. s ang. Dare Jyu. Moscow: Terevinf, 2009.]
Информация об авторах / About the authors
Теммоева Лейла Азретовна - д.м.н., профессор кафедры детских болезней, акушерства и гинекологии медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Leila A. Temmoeva - D.Sc. in medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Камбачокова Зарета Анатольевна - д.м.н.,профессор кафедры госпитальной терапии медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Керимов Мaрат Борисович - к.м.н., доцент кафедры детских болезней,акушерства и гинекологии медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация Алиева Зухра Магомедгаджиевна - студентка медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Умархаджиева Хеди Кюриевна - студентка медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Дебискаева Диана Маликовна - студентка медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Исаева Иман Шахрудиновна - студентка медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Шереужев Тамерлан Хасанович - студент 2 курса медицинского факультета ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет», Нальчик, Российская Федерация
Zareta A. Kambachokova - D.Sc. in medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Marat B. Kerimov - Ph.D. in medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Zukhra M. Alieva - student at the Faculty of Medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Hedi K. Umarhadzieva - student at the Faculty of Medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Diana M. Debiskaeva - student at the Faculty of Medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Iman Sh. Isaeva - student at the Faculty of Medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
Tamerlan Kh. Shereuzhev - 2nd year student at the Faculty of Medicine, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russian Federation
О
ci
Статья поступила / The article received: 24.11.2021
Статья принята к печати / The article approved for publication: 25.02.2022
ro
-O
.CP