Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
345
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСКРАНИАЛЬНАЯ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИЯ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Альборова Р. М., Алиев Т. И.

В статье представлена оценка эффективности применения транскраниальной микрополяризации как современного нейрофизиологического метода реабилитации детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Альборова Р. М., Алиев Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TRANSCRANIAL MICROPOLARIZATION IN TREATMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article presents an assessment of the effectiveness of transcranial micropolarization as a modern neurophysiological method of rehabilitation of preschool children with attention deficit hyperactivity disorder.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 61

Альборова Р.М.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)

Алиев Т.И.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)

Научный руководитель: Анаева Л.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)

РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлена оценка эффективности применения транскраниальной микрополяризации как современного нейрофизиологического метода реабилитации детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Ключевые слова: транскраниальная микрополяризация, синдром дефицита внимания и гиперактивности, дети.

В медицинской реабилитации для лечения неврологических заболеваний, сопровождающихся моторными и когнитивными нарушениями, активно

применяется транскраниальная микрополяризация (ТКМП) - методика неинвазивного воздействия постоянным током малой силы на корковые проекции головного мозга [1]. Исследования механизмов действия на нервную ткань малого постоянного тока выявили сопоставимость эффектов его воздействия с физиологическими процессами, обеспечивающими функционирование и деятельность нервной ткани [2]. Так, В.С. Русиновым (1969) было доказано, что слабый постоянный электрический ток обладает эффективным и физиологичным воздействием на состояние нервной ткани, поскольку для образования функциональной связи важен тип межнейронной связи в виде электротонических влияний, близких по своим характеристикам к действию постоянного тока. Слабый постоянный электрический ток является фактором, стимулирующим рост корковой клеточной архитектуры, что позволяет использовать микрополяризацию в качестве метода лечебного воздействия при функциональных и органических нарушениях деятельности мозга [3]. ТКМП оптимально сочетается с коррекционно-развивающими занятиями и курсовым назначением ноотропной, нейротрофной и сосудистой терапии.

Цель исследования. Оценить эффективность применения ТКМП в комплексном лечении детей с неврологическими расстройствами дошкольного возраста.

Материалы и методы. Для выполнения поставленной цели под наблюдением находились 40 детей, у которых были диагностированы неврологические нарушения, такие как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, онихофагия, энурез, заикание. Возраст детей составлял от 3 до 7 лет. Основную группу составили 25 детей, которым базисный курс лечения был дополнен ТКМП. Группу сравнения составляли 15 детей, идентичных к основной группе, получающих только базисную терапию. После тщательного обследования для каждого ребенка физиотерапевтом были расписаны схемы, наиболее подходящие для него и установлены цели терапии. Лечение

проводилось ежедневно на протяжении 10 дней с перерывом на выходные дни, длительность одной процедуры в среднем составляла 30 минут. Было проведено 2 курса. Период наблюдения за детьми составил 4 месяца.

Результаты исследования. Для оценки эффективности лечения мы сравнивали показатели основной и контрольной групп по окончании лечебного курса. У всех (100%) детей основной группы положительная динамика была заметна уже после первого курса лечения. Положительное влияние микрополяризации продолжало усиливаться последующие 4 месяца наблюдения, по окончании второго курса был выявлен стойкий эффект. Дети второй группы стали отмечать улучшения немного позже. Только у 6 (40%) из них к моменту окончания первого курса терапии отмечались положительные сдвиги. У всех детей, получавших транскраниальную микрополяризацию, отмечено улучшение деятельности нервной системы без побочных эффектов: появление устойчивого познавательного интереса, повышение уровня активности в целом, усиление положительных эмоций, коммуникативных функций, что приводит к существенному ускорению темпов коррекционного процесса и позитивным сдвигам в социальной адаптации детей. После курса микрополяризации головного мозга у детей положительный результат лечения появляется значительно быстрее, нежели при лечении лекарственной терапией. Процесс восстановления у ребенка заметно ускоряется, ребенок становится более коммуникабельным, активным и положительно настроенным. Эффективность микрополяризации детям подтверждалась и данными электроэнцефалографии.

Заключение. Проведенное исследование показало, что комплексное лечение с применением транскраниальной микрополяризации способствует достижению положительного терапевтического эффекта после первого курса лечения. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в качестве дополнения к медикаментозной терапии и технологиям психолого-педагогического воздействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей / Л.С. Чутко, А.М. Ливинская [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 5. - С.19-20.

Транскраниальная микрополяризация в физиологии и клинике / В.А. Илюхина, Ю.К. Матвеева [и др.]. - СПб.: ИМЧ РАН, 2006. - 192 с.

Физиотерапия: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 864 с.

Alborova R.M.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia)

Aliyev T.I.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia)

Scientific supervisor: Anaeva L.A.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia)

ROLE OF TRANSCRANIAL MICROPOLARIZATION IN TREATMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article presents an assessment of the effectiveness of transcranial micropolarization as a modern neurophysiological method of rehabilitation of preschool children with attention deficit hyperactivity disorder.

Keywords: transcranial micropolarization, attention deficit hyperactivity disorder, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.