УДК 61
Альборова Р.М.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
Алиев Т.И.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
Научный руководитель: Анаева Л.А.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)
РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье представлена оценка эффективности применения транскраниальной микрополяризации как современного нейрофизиологического метода реабилитации детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Ключевые слова: транскраниальная микрополяризация, синдром дефицита внимания и гиперактивности, дети.
В медицинской реабилитации для лечения неврологических заболеваний, сопровождающихся моторными и когнитивными нарушениями, активно
применяется транскраниальная микрополяризация (ТКМП) - методика неинвазивного воздействия постоянным током малой силы на корковые проекции головного мозга [1]. Исследования механизмов действия на нервную ткань малого постоянного тока выявили сопоставимость эффектов его воздействия с физиологическими процессами, обеспечивающими функционирование и деятельность нервной ткани [2]. Так, В.С. Русиновым (1969) было доказано, что слабый постоянный электрический ток обладает эффективным и физиологичным воздействием на состояние нервной ткани, поскольку для образования функциональной связи важен тип межнейронной связи в виде электротонических влияний, близких по своим характеристикам к действию постоянного тока. Слабый постоянный электрический ток является фактором, стимулирующим рост корковой клеточной архитектуры, что позволяет использовать микрополяризацию в качестве метода лечебного воздействия при функциональных и органических нарушениях деятельности мозга [3]. ТКМП оптимально сочетается с коррекционно-развивающими занятиями и курсовым назначением ноотропной, нейротрофной и сосудистой терапии.
Цель исследования. Оценить эффективность применения ТКМП в комплексном лечении детей с неврологическими расстройствами дошкольного возраста.
Материалы и методы. Для выполнения поставленной цели под наблюдением находились 40 детей, у которых были диагностированы неврологические нарушения, такие как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, онихофагия, энурез, заикание. Возраст детей составлял от 3 до 7 лет. Основную группу составили 25 детей, которым базисный курс лечения был дополнен ТКМП. Группу сравнения составляли 15 детей, идентичных к основной группе, получающих только базисную терапию. После тщательного обследования для каждого ребенка физиотерапевтом были расписаны схемы, наиболее подходящие для него и установлены цели терапии. Лечение
проводилось ежедневно на протяжении 10 дней с перерывом на выходные дни, длительность одной процедуры в среднем составляла 30 минут. Было проведено 2 курса. Период наблюдения за детьми составил 4 месяца.
Результаты исследования. Для оценки эффективности лечения мы сравнивали показатели основной и контрольной групп по окончании лечебного курса. У всех (100%) детей основной группы положительная динамика была заметна уже после первого курса лечения. Положительное влияние микрополяризации продолжало усиливаться последующие 4 месяца наблюдения, по окончании второго курса был выявлен стойкий эффект. Дети второй группы стали отмечать улучшения немного позже. Только у 6 (40%) из них к моменту окончания первого курса терапии отмечались положительные сдвиги. У всех детей, получавших транскраниальную микрополяризацию, отмечено улучшение деятельности нервной системы без побочных эффектов: появление устойчивого познавательного интереса, повышение уровня активности в целом, усиление положительных эмоций, коммуникативных функций, что приводит к существенному ускорению темпов коррекционного процесса и позитивным сдвигам в социальной адаптации детей. После курса микрополяризации головного мозга у детей положительный результат лечения появляется значительно быстрее, нежели при лечении лекарственной терапией. Процесс восстановления у ребенка заметно ускоряется, ребенок становится более коммуникабельным, активным и положительно настроенным. Эффективность микрополяризации детям подтверждалась и данными электроэнцефалографии.
Заключение. Проведенное исследование показало, что комплексное лечение с применением транскраниальной микрополяризации способствует достижению положительного терапевтического эффекта после первого курса лечения. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в качестве дополнения к медикаментозной терапии и технологиям психолого-педагогического воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей / Л.С. Чутко, А.М. Ливинская [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 5. - С.19-20.
Транскраниальная микрополяризация в физиологии и клинике / В.А. Илюхина, Ю.К. Матвеева [и др.]. - СПб.: ИМЧ РАН, 2006. - 192 с.
Физиотерапия: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 864 с.
Alborova R.M.
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
(Nalchik, Russia)
Aliyev T.I.
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
(Nalchik, Russia)
Scientific supervisor: Anaeva L.A.
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov
(Nalchik, Russia)
ROLE OF TRANSCRANIAL MICROPOLARIZATION IN TREATMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: the article presents an assessment of the effectiveness of transcranial micropolarization as a modern neurophysiological method of rehabilitation of preschool children with attention deficit hyperactivity disorder.
Keywords: transcranial micropolarization, attention deficit hyperactivity disorder, children.