С. Ю. Савинова
(Нижний Новгород)
Вовлеченность студентов в образовательный процесс:
оценка позитивных эффектов
В статье предлагается и обосновывается возможность использования проектной деятельности как ресурса, повышающего вовлеченность студентов в учебный процесс, внеучебную деятельность, в общение с преподавателями и студентами. Рассмотрено значение вовлеченности студентов с точки зрения компетентностного подхода.
Развитие университетов в условиях серьезных экономических, культурных, социальных преобразований, высокой конкуренции на рынке образовательных услуг заставляет искать новые ресурсы для организации образовательного процесса.
Для вуза становится принципиально важной задачей возможность обучать неслучайных, «своих» студентов, которые осмысленно сделали выбор будущей профессии, места обучения, разделяют миссию, стратегию развития, цели университета, являются выразителями его идей. От этого во многом зависит протекание образовательного процесса в вузе, уровень профессиональной подготовки каждого студента, качество образования в целом. В этой связи становится интересным обращение к проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс вуза.
Проблема вовлеченности студентов активно исследуется в последние десятилетия в зарубежной (США, Канада] и отечественной социологии, в психологии, философии.
В русле социологического подхода используется понятие «студенческая вовлеченность» (engagement], как показатель временных затрат на обучение, по которому можно судить о результатах обучения и его качестве, затраченных усилий на выполнение учебных заданий, как показатель учебной активности, как проявление лояльности к университету [12]. В концепции В. Тинто «студенческая вовлеченность» связана с приспособлением к университетской жизни через академическую и рациональную интеграции, т.е. через приобщение к академическим нормам и ценностям, включение в отношения с преподавателями и студентами [15]. В концепции С. Манн феномен вовлеченности противопоставляется феномену отчужденности, ак-
тивность-изоляция, которую студент выбирает для себя как способ существования в университете [13]. В отечественной социологии вопросы вовлеченности исследуются в работах Н. Г. Малошонок, в них понятие трактуется в русле концепции В. Тинто [5].
В психологии категории невовлеченности / вовлеченности (mmdlessness-mmdfulness] понимаются как психическое состояние когнитивной деятельности. Психическая вовлеченность - это состояние, при котором «индивид осознанно обращается со стимулами окружающей среды», «вовлечен в активное создание окружающей обстановки». Состояние сниженной когнитивной деятельности, при котором «индивид обрабатывает стимулы окружающей среды автоматически, не принимая во внимание новые (или просто иные аспекты этих стимулов], или сталкивается с многократно или однократно повторенным конкретным опытом, определяется как состояние невовлеченности [10].
Концепция вовлеченности активно используется в работах по управлению организацией на основе качества. Вовлечение персонала в жизнедеятельность организации, воспитание у него чувства причастности к событиям организации является одним из основополагающих принципов этой концепции.
Вовлечённость - это нечто особенное, когда разум со всей внимательностью отдаётся делу, эмоции усилены, внимание сконцентрировано, поведение распределено [4]. Высокий уровень вовлечённости - это состояние человека, при котором возникает безусловная мотивация к тому, чтобы полностью посвятить себя работе или действиям в интересах организации. В этом состоянии человек проявляет инициативу и мобилизует все свои возможности и скрытые резервы для реше-
ния поставленной задачи. Подобное состояние принято называть эмоциональной вовлечённостью. Вовлечённость - это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как член организации для достижения её целей.
Вовлечённость в работу организации может быть достигнута лишь в том случае, если работа в организации побуждает и формирует у людей:
- готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
- чувство самоуважения, основанное на удовлетворённости своими профессиональными достижениями и своей работой;
заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;
- ответственность за результаты своей работы [6, 7].
L. Porter, R. Mowday характеризуют вовлеченность как компонент организационной приверженности организации, т.е. готовность затрачивать существенные усилия в интересах организации [14].
Применительно к университету вовлеченность студентов в образовательный процесс показывает, каким образом и в какой степени затрачивается и развивается потенциал их человеческих ресурсов.
В поисках сущности человека многие исследователи обращались к категории «вовлеченность» и понимали ее по-разному. Н. Бердяев трактует вовлеченность как «творческий акт» [1], Э. Мунье определяет вовлеченность через определение роли труда в жизни человека [7], П. Ландсберг связывает вовлеченность непосредственно с личностью, с состоянием ее свободы. Вовлеченный человек - это свободный человек. Однако вовлечение становится личностным только тогда, когда человек имеет возможность каждый раз добровольно возобновлять свое действие, не противореча своим ценностям, не отрекаясь от своей личности. Свобода представлена в нем как постоянная ценность [11]. Эти идеи, несомненно, созвучны гуманистическому подходу в образовании, реализуемому в современной высшей школе.
В исследовании вовлеченности неоднократно подчеркивалась необходимость учета особенностей субъектов взаимодействия, в частности их возраста, уровня жизненного
опыта, особенностей выполняемой роли и т.д. Характеризуя современное студенчество, необходимо сказать, что это хорошо информированные, активные молодые люди, для которых приобретение профессии и начало собственной профессиональной жизни являются условием для выработки собственного индивидуального жизненного стиля и возможность реализовать индивидуальные смыслы жизни [9]. В современном образовательном процессе можно отметить несколько существенных моментов, имеющих отношение к вовлеченности в него студентов.
В основе педагогического процесса лежит взаимодействие педагогов и студентов. Оно составляет сущностную характеристику процесса, т.к. в силу своей специфики является взаимодействием преднамеренным (длительным или временным], вследствие которого происходят взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях субъектов взаимодействия. Поэтому взаимодействие с педагогами в учебной или внеучебной деятельности становится серьезным показателем вовлеченности студентов в образовательный процесс.
Принято считать, что ведущей деятельностью студентов является учебная деятельность. Она существенно влияет на развитие психических процессов, на приобретение профессиональных знаний, навыков, умений. Для учебной деятельности характерны возрастающие умственные, эмоциональные нагрузки. Результативная учебная деятельность невозможна без соответствующей активности. Учебная активность в традиционном ее понимании - это желание и стремление студентов приобрести как можно больше знаний, целеустремленность, настойчивость и работоспособность. Между тем, как отмечают современные педагоги, у большинства студентов существует сильный разрыв между желанием достижения социального успеха и пониманием того, как это может быть сделано. Есть понимание того, «что хочу», но нет понимания, как это «хочу» может быть реализовано в индивидуальной жизненной ситуации [2]. Разрешением этого противоречия может стать привлечение студентов в разные виды учебной деятельности.
С 2014/15 учебного года на факультете менеджмента НИУ ВШЭ - Нижний Новгород реализуется модель проектной деятельности, направленная на развитие универсальных,
профессиональных компетенций и способов деятельности студентов-менеджеров, опосредованных разным уровнем профессиональной подготовки, личного опыта и отношением к будущей профессии. Участие студентов в создании и реализации проектов, на наш взгляд, способствует развитию управленческой культуры менеджера как теоретической, психологической, технологической готовности и способности личности компетентно реализовать в конкретных ситуациях практической деятельности свои знания об эффективном управлении обществом, проявлять гибкость профессионального мышления при решении управленческих задач, проектировать инновационные продукты управления любым процессом (Е. Г. Осовский] [8]. Поэтому проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров рассматривается нами как одна из ведущих, способствующих формированию управленческой культуры будущего менеджера, которая, в свою очередь, является одной из составных частей профессиональной культуры.
Проектирование в подготовке менеджеров рассматривается нами как перманентный процесс на протяжении всего обучения в бакалавриате.
Модель проектной деятельности в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров основана на идеях компетентностного, субъектного, деятельностного подходов, гуманистической парадигмы образования.
Проекты выполняются на всех курсах обучения. На каждом курсе студентам предлагаются проекты с разным содержанием: социальные проекты (на первом курсе], научно-исследовательские проекты (на втором, четвертом курсах], профессиональные проекты (на третьем, четвертом курсах]. Реализация этих проектов требует от студентов определенных навыков и умений (гностических, проективных, коммуникативных, организационных, умений и навыков управления и самоуправления].
Студенты выполняют проекты индивидуально и в группах. Координацию проектов осуществляют тьютеры из числа преподавателей факультета.
На первом курсе реализуются социальные проекты. Это первое знакомство бакалавров -менеджеров с проектной деятельностью. В учебном плане первого курса раздел «Проекты», «Проектный семинар» предлагается
реализовывать в течение двух модулей. На данном этапе студенты знакомятся с социальными проектами, которые направлены на решение социально значимых проблем, стоящих перед реальными клиентами (заказчиками] на факультете, в университете, в государственных учреждениях разного уровня, некоммерческих организациях и т.д. Бакалаврам предлагается для разработки выбрать проекты, ориентированные на решение социальных, образовательных проблем университета, региона, города, страны в целом.
Проекты в рамках этого блока являются по своей природе междисциплинарными, что позволяет студентам учиться друг у друга, привлекать источники университета, контакты коллег, преподавателей и т.д. Реализуя социальные проекты, студенты получают управленческий опыт: учатся выполнять анализ стратегий в ограничительных условиях, получают профессиональный и коммуникационный опыт и понимание того, как работать с клиентами, партнерами по команде. «Проектный семинар» направлен на знакомство студентов с основными этапами проектной деятельности, особенностями их организации.
Реализация в течение последних двух лет модели проектной деятельности как самостоятельной, обязательной составляющей учебного процесса вновь актуализировала проблему вовлеченности студентов факультета менеджмента в образовательной процесс. Задачей нашего исследования стало на основе собранных эмпирических данных проанализировать возможные изменения в показателях вовлеченности студентов первых курсов, поступивших на образовательную программу в 2012/13 учебном году и в 2014/15 учебном году.
В 2012/13 годах в исследовании приняли участие 273 студента, из них 75 студентов первого курса. Проектная деятельность в этот период подготовки бакалавров реализо-вывалась в рамках преподавания дисциплины «Управление проектами» и сопутствующих ей отдельных профессиональных дисциплин.
Студенты-первокурсники 2014/15 учебного года более активно участвовали в семинарских занятиях (45% - часто, 36% - иногда], практически все первокурсники - 93% -активно поддерживали общегрупповые дискуссии, 84% (по критериям «часто» и «ино-
гда»] выступали с докладами, презентациями. У 62% студентов большой интерес вызвала работа над необязательными заданиями, которые не подразумевают получение отличной отметки. Это говорит о том, что у студентов проявился познавательный интерес, обучение происходит не ради оценки. Студенты реже стали приходить на занятия с невыполненными домашними заданиями, стали внимательнее относиться к материалу, который предлагал преподаватель.
82% помогали друг другу в выполнении домашних заданий, подготовке контрольных работ и экзаменов, 87% работали над выполнением задания совместно с одногруппника-ми/однокурсниками. Эти данные свидетельствуют о том, что участие студентов в групповой деятельности в процессе обучения весьма привлекательно.
Внеучебная деятельность оказалась интересной и привлекательной для большей части студентов-первокурсников. Например, только 15% студентов не участвовали во вне-учебной деятельности группы, 24% - в деятельности факультета. Однако в деятельности вуза в целом и за его пределами крайне редко или никогда не принимали участие 33%.
Вовлеченность студентов в общение с од-ногруппниками имеет наивысшее значение -98%, 96% студентов активно вовлечены в общение с однокурсниками, в меньшей степени (83% и 82%] студенты общались с ребятами других курсов на факультете и со студентами других факультетов. Но эти показатели оказались выше, чем в 2012/13 учебном году.
Стало более заметным взаимодействие первокурсников с преподавателями. В частности, студенты готовы активно обсуждать не только учебную тематику, но и другие стороны жизни (работу, хобби и т.д.].
Полученные данные показывают, что наметилась позитивная тенденция в развитии вовлеченности студентов-первокурсников. Как мы полагаем, реализация проектной деятельности в рамках предложенной модели как обязательного направления в учебном процессе оказывает серьезное положительное влияние на весь образовательный процесс.
Кроме того, в процессе реализации проектов на первом курсе студенты активно развивают коммуникативные, личностные, профессиональные компетенции, которые Ассоциацией менеджеров России включены в современную рамку компетенций.
Литература
1. Бердяев Н. А. Самопознание. - М.: Изд-во «Книга», 1991.
2. Ерофеева А. В., Перфильева Е. И. Педагогический диалог в вузе: теория, позиция, практика: монография. - Н. Новгород, 2012.
3. Катков, В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом. - 2000.
- № 2. - С. 66-70.
4. Магура М. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. - 1998. - № 11. - С. 43-49.
5. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. - 2014.
- № 1. - С. 37-44.
6. Митчелл А. Создание бренда изнутри путем вовлечения сотрудников // Identity. - 2005. - № 5. - С. 10-12.
7. Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Изд-во Республика, 1999.
8. Поздняков А. П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 9 (53). - С. 91-98.
9. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - СПб, 2006.
10. Сапогова Е. Е. Психология развитии человека: учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
11. Соколова Л. И., Мищенко Е. С., Пономарев С. В. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации : монография. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. тех. ун-та, 2009.
12. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 159-191.
13. Mann, S. J. (2001). Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engagement. Studies in Higher Education, 26(1), 7-20.
14. Mowday, R. T., Porter, L. W., & Steers R. M. (1982). Employee-organization linkages: The psychology of commitment, absenteeism, and turnover. New York: Academic Press.
15. Tinto, V. (1997). Classrooms as communities: Exploring the educational character of student persistence. Journal of Higher
Education, 68(6), 599-623.
-^-