УДК 378+37.0
Хацкевич Татьяна Алексеевна
Cтарший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; [email protected], ORCID 0000-0002-8904-9243, Красноярск
Фуряева Татьяна Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; [email protected], ORCID 0000-0002-7709-1102, Красноярск
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНТЕРНОВ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки бакалавров. Уточняется содержание понятия «образовательная вовлеченность», актуальность ее активизации в рамках практического обучения студентов в высшем учебном заведении. На основе анализа специальных исследований и нормативных документов характеризуются компоненты образовательной вовлеченности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-рефлексивный, коммуникативно-деятельностный. Предлагается особая модель практического обучения - социально-педагогическая интернатура. Описываются возможности проектной деятельности для активизации образовательной вовлеченности студентов с учетом результатов экспериментальной работы.
Ключевые слова: образовательная вовлеченность, социальная и социально-педагогическая интернатура, проектная социально-педагогическая деятельность интеграция; непрерывное педагогическое образование; культура творческой самореализации личности.
Введение в проблему. В современных экономических условиях требования к профессиональной подготовке педагогических кадров, специалистов социальной сферы значительно возросли. Введение профессиональных стандартов, потребность рынка труда в специалистах, способных и готовых к реализации трудовых действий, работе в команде, активной позиции по отношению к своей профессиональной деятельности, ставят перед педагогическими вузами задачи внедрения инновационных моделей практического обучения, ориентированных на проектную деятельность. При этом актуальной остается проблема вхождения и удержания молодых специалистов в профессии, что обусловлено, в частности, трудностями профессионального самоопределения. Ряд исследователей (Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер и др.) отмечают наличие кризиса профес-
сионального обучения у студентов третьего курса, а именно неудовлетворенность профессиональной подготовкой, переживание разочарования в получаемой профессии, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Активизация образовательной вовлеченности студентов может решить обозначенные проблемы и позволит обеспечить готовность к профессиональной деятельности будущих бакалавров.
В связи с этим основной целью статьи является определение сущности образовательной вовлеченности студентов-интернов, уточнение ее компонентов и анализ условий активизации образовательной вовлеченности будущих бакалавров посредством социально-педагогической проектной деятельности.
Теоретический анализ проблемы. Правомерность использования термина
вовлеченности по отношению к студентам в образовательном процессе отмечается в ряде отдельных исследований (Н. Г. Ма-лошонок; И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, С. Ю. Савинова и др.). Большая часть исследователей связывает понятие «образовательная вовлеченность» с интеграцией в процесс обучения. Так, Н. Г. Малошо-нок отмечает, что студенческая вовлеченность - это академическая интеграция, участие студента в полезных видах учебной деятельности. Студенческая вовлеченность отражает довольно распространенный феномен неодинакового отношения студентов к обучению в университете: одни студенты посвящают учебе большую часть сил и времени, в то время как другие студенты предпочитают тратить их на работу или внеуниверситетские дела [3]. С. Ю. Савинова связывает образовательную вовлеченность с организационной приверженностью, компонентом которой она является и заключается в готовности затрачивать существенные усилия в интересах организации, а именно образовательного учреждения, в котором обучаются студенты [4]. Эти идеи, связанные с временной и организационной характеристиками вузовского обучения, способствуют образовательной вовлеченности студентов. Н. Г. Малошонок выделяет две составляющие студенческой вовлеченности: академическую и социальную. Академическая вовлеченность выражается через количество усилий, которые студент затрачивает на образовательную деятельность, выполняемую с целью достижения академических целей и способствующую его профессиональному и личностному развитию. В свою очередь, в академической вовлеченности выделяются индивидуальная студенческая вовлеченность и институциональные условия, созданные для вовлеченного обучения. Индивидуальная студенческая вовлеченность отражает собственные усилия студента, вкладываемые в обучение в аудиторное и
внеаудиторное время, а также направленные на использование возможностей для развития, предоставляемые университетом. Институциональные условия для вовлеченного обучения описывают усилия вуза по созданию благоприятной образовательной среды студентов и предоставление им возможностей для профессионального и личностного развития учащихся. Социальная вовлеченность отражает интеграцию студента в университетское сообщество, его взаимодействие с другими студентами и преподавателями [3].
В результатах приведенных исследований акцент сделан преимущественно на академической вовлеченности студентов, особенно на коммуникативной ее составляющей. С учетом практико-ориентиро-ванного аспекта современного высшего образования необходимо соотносить образовательную вовлеченность не только с вовлеченностью в учебные занятия в стенах вуза, но и с погружением студентов в будущую профессиональную деятельность, соотнесенной с новыми профессиональными стандартами. В этой связи под образовательной вовлеченностью мы понимаем социально-психологическое качество личности, которое проявляется в мотива-ционно-волевой готовности, позитивном эмоционально-ценностном отношении к процессу образования и будущей профессиональной деятельности, в ориентации на расширение и углубление знаний, а также в наличии в период вузовского обучения отрефлексированного опыта профессиональной деятельности разного уровня и характера.
Анализ исследований компонентов образовательной вовлеченности студентов (Н. Г. Молошонок, С. Ю. Савиновой, Е. А. Петровой, А. А. Нестеровой), профессиональной готовности будущих специалистов социально-педагогической направленности (М. Н. Галагузова, Ю. Н. Гала-гузова, Е. И. Холостова, А. Ю. Василенко и др.) позволил нам определить компо-
нентный состав образовательной вовлеченности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-рефлексивный и коммуникативно-деятельностный.
Мотивационно-ценностный компонент является системообразующим в обучении студентов. В качестве ведущего мотива предполагается мотив овладения будущей профессией. Ценностные ориентации в гуманитарных, «помогающих» профессиях (педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе) связанны с социальным служением, включают такие ценности, как альтруизм, справедливость, желание приносить пользу, радость от общения и др. Содержанием когнитивного компонента образовательной вовлеченности являются знания по предметам профессионального цикла, представления о будущих профессиях, содержание и направления деятельности которой значительно изменились в связи с введением новых профессиональных стандартов. Эмоционально-рефлексивный компонент характеризует эмоциональный аспект вовлеченности и определяет удовлетворенность выбором будущей деятельности; эмоциональные переживания по отношению к своему начальному профессиональному опыту и трудностям, к личным перспективам. Содержание коммуника-тивно-деятельностного компонента было определено нами на основании анализа профессиональных стандартов «Психолог в образовании», «Специалист в области воспитания», «Специалист по социальной работе». В качестве основных трудовых действий выделены: аналитико-диагности-ческие, организационно-проектные и технологические. Сюда, в частности, относятся умения разрабатывать индивидуальные и групповые программы, направленные на решение актуальных проблем обучающихся и их социального окружения; проведение психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики; владение методами психолого-педагогической и со-
циально-педагогической работы; организация и проведение различных видов проектной деятельности.
Активизация образовательной вовлеченности возможна при условии включения студентов в проектную социально-педагогическую деятельность, которая выступает в качестве одного из модулей социальной и социально-педагогической интернатуры, реализуемой в качестве инновационного проекта на базе кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В. П. Астафьева. Социально-педагогическая интернатура является особой моделью организации практического обучения бакалавров психолого-педагогического и социального направлений на последнем курсе обучения на базе инновативных образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, имеющих статус научно-внедренческих площадок кафедры. В рамках интернатуры усиление практической направленности обучения осуществляется за счет увеличения срока непрерывного пребывания студента в учреждениях (в течение всего семестра), ориентации содержания теоретических дисциплин, курсовых и выпускных квалификационных работ на решение актуальных проектных задач, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение со стороны практиков-наставников и преподавателей вуза [7]. При разработке вопросов организации социально-педагогического проектирования мы опирались на работы В. П. Беспалько, И. А. Колесниковой, В. И. Слободчикова, В. В. Серикова, А. А. Семено, Т. М. Ташиной, М. Н. Бур-мистровой и др.
Практическая значимость исследования. Проектная социально-педагогическая деятельность является одним из ключевых условий активизации образовательной вовлеченности интернов, в первую очередь коммуникативно-деятельностного компонента, что явилось результатом нашей экспериментальной работы. В исследо-
вании приняли участие 95 интернов, обучающихся на четвертом курсе по психолого-педагогическому и социальному направлениям подготовки. В течение всего периода интернатуры (октябрь - декабрь, февраль - март) обучающиеся выступали в роли стажеров и выполняли трудовые действия педагога-психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе. Включение в проектную социально-педагогическую деятельность способствовало развитию диагностических умений по артикулированию проблемы, постановке социально-педагогического (психологического) диагноза, овладению различными методиками изучения личностного и социального развития, обработке и интерпретации полученных данных и др. Реализация проектов предполагала овладение конкретными технологиями профилактической, реабилитационной, коррекционной, консультативной деятельности. Не менее значимым стало включение в разные формы коммуникаций, связанные с работой в команде, с установлением взаимодействия с различными группами клиентов, с освоением разнообразных речевых и неречевых средств. Проектная деятельность стала вызовом для формирования специальных проектных умений по разработке проектных замыслов, определением программы реализации, выполнения задуманных действий, оформления проектной документации, презентации полученных результатов.
Интерны включаются в разработку и реализацию проектов самой разной направленности. Речь идет о проектах, связанных с сопровождением детей и подростков, имеющих риски социального исключения (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, подростки с деструктивным поведением).
Первая группа проектов предполагала организацию социальной инклюзии и формирование социальных навыков у детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе. При этом важный акцент
был сделан на активное вовлечение семьи в процесс социальной инклюзии в образовательном учреждении. Речь идет о проекте «Семья как субъект социально-образовательной инклюзии», выполненном на базе общеобразовательной школы, в которой 18 % обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект показал, что не все педагогические работники готовы к инклюзивному взаимодействию с семьями и используют достаточно ограниченный репертуар технологий с социально ослабленной семьей. Команда интернов и ее наставник определили конкретные задачи по расширению социально-инклюзивных практик вовлечения семей; разработке социальной карты микрорайона; проведению мониторинга включенности семьи в воспитание и образование детей; разработке типов социально-образовательных маршрутов сопровождения разных семей. Несколько проектов по социальной инклюзии детей и подростков с ОВЗ были реализованы на базе психоневрологического интерната для детей, в частности, проекты на темы: «Развитие сенсорных эталонов у детей с тяжелой умственной отсталостью», «Развитие трудовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями», «Социально-бытовое ориентирование» и др. Интернами создавалась социально-инклюзивная среда, включающая дидактические материалы, специальные занятия, семинары для педагогов. На базе городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Радуга» в условиях учебной тренировочной квартиры был реализован проект, направленный на расширение социальных контактов детей с интеллектуальными нарушениями с обычно развивающимися сверстниками. Среди серии социально-инклюзивных проектов следует назвать уникальный проект по работе с детьми с расстройствами аути-стического спектра и их семьями на тему «В контакте с миром». Он включал раз-
работку специальных схем, ориентировок в окружающем предметно-пространственном мире, его обогащении путем введения различных мест продуктивной сенсорно-моторной деятельности.
Вторая группа проектов была направлена на преодоление социальной эксклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в разных учреждениях - реабилитационном центре, общежитии учреждения среднего профессионального образования, в приемных семьях. В качестве содержания мини-проектов выступили организация содержательного событийного досуга, связанного с техническим проектированием, с работой научных мастерских. Постинтернатная адаптация подростков-сирот стала целью проекта с обучаемыми, проживающими в общежитии и начавшими новый этап своей жизни по получению профессии. Значительный интерес у интернов вызвали мини-проекты по созданию клуба для приемных родителей, организации серии психолого-педагогических встреч с «молодыми» приемными родителями и др.
Третья группа проектов, проведенных интернами, была ориентирована на инди-
видуальное сопровождение подростков в связи с их жизненными планами, организацией получения просоциальных проб, в том числе в социальных сетях, с разработкой серии профориентационных кве-стов, деловых и ролевых игр, дискуссионных площадок.
Погружение в профессиональную действительность в рамках проектной социально-педагогической деятельности позволило выявить положительную динамику в развитии коммуникативно-деятельност-ного компонента образовательной вовлеченности. Результаты контрольного изучения характера образовательной вовлеченности свидетельствуют об овладении студентами-интернами трудовыми действиями в рамках разных профессиональных стандартов (рис.). Сократилось количество студентов с репродуктивным уровнем образовательной вовлеченности -с 57 (60 %) до 12 человек (12,63 %); увеличилось количество студентов с продвинутым уровнем - с 26 (27,37%) до 34 человек (35,79 %); также увеличилось количество студентов, обнаруживших творческий уровень участия в своем образовании -с 12 (12,63 %) до 49 человек (51,58 %).
60 50 40 30 20 10 0
57
репродуктивным уровень
продвинутым уровень
творческим уровень
I начало эксперимента
окончание эксперимента
Рис. Результаты мониторинга коммуникативно-деятельностного компонента образовательной вовлеченности
Заключение. Таким образом, социально-педагогическая деятельность проектного типа, организованная в реальной профессиональной жизни в рамках интернатуры, является условием активизации образова-
развитию социально-психологического качества личности, которое проявляется в мо-тивационно-волевой готовности, позитивном эмоционально-ценностном отношении и в активном участии студентов в процессе
тельной вовлеченности. Она способствует собственного образования.
Библиографический список
1. Бурмистрова М. Н. Социальные практики как ресурс профессиональной подготовки педагогов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 47-52.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
4. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. - 2014. -№ 1. - С. 37-44.
5. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс как ресурс органи-
зационной приверженности // Вестник университета. - 2014. - № 4. - С. 282-288.
6. Семено А. А., Ташина Т. М. Подготовка социальных педагогов средствами социально-педагогического проектирования // Ученые записки СПбГИПСР. - 2011. - Вып. 2, Т. 16. - С. 106-110.
7. Фуряева Т. В., Бочарова Ю. Ю., Хацке-вич Т. А. Социально-педагогическая интернатура: вариант профессионализации бакалавриата: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 128 с.
8. Фуряева Т. В., Хацкевич Т. А. Интернатура как фактор обеспечения образовательной вовлеченности будущих бакалавров в педагогического университете // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 68-73.
Поступила в редакцию 22.01.2018
Khatckevich Tatyana Alekseevna
Senior Lecturer of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Krasnoyarsk State Pedagogical University named by V. P. Astafiev; [email protected], ORCID 0000-0002-8904-9243, Krasnoyarsk
Furyaeva Tatyana Vasilevna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Head the Department of Social Pedagogy and Social Work, Krasnoyarsk State Pedagogical University named by V. P. Astafiev; [email protected], ORCID 0000-0002-77091102, Krasnoyarsk
SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF ACTIVATING EDUCATIONAL INVOLVEMENT OF STUDENTS-INTERNS
Abstract. The article deals with the problems of professional training of bachelors. The content of the concept of "educational involvement", the relevance of its activation in the framework of practical training of students in higher education. On the basis of the analysis of special researches and normative documents the components of educational involvement are characterized: motivational-value, cognitive, emotional-reflexive, communicative-activity. The special model of practical training - social and pedagogical internship is offered. Describes the capabilities of project activities to enhance the educational engagement of students based on the results of the experimental work.
Keywords: educational involvement, social and socio-pedagogical internship, project social and pedagogical activity integration; continuous pedagogical education; culture of creative self-realization of personality.
References
1. Burmistrova, M. N., 2016. Social practices as a resource for teacher training. Siberian Pedagogical Journal, 6, pp. 47-52. (In Russ.)
2. Zeer, E. F., 2013. Psychology of vocational education. Moscow: Academy Publ., 416 p. (In Russ.)
3. Kolesnikova, I. A., Gorchakova-Sibir-skaya, M. P., 2005. Pedagogical Design: Textbook. Allowance for higher education. Training. Establishments. Moscow: Academy Publ., 288 p. (In Russ.)
4. Maloshonok, N. G., 2014. Involvement of students in the educational process in Russian universities. Higher Education in Russia, 1, pp. 37-44. (In Russ.)
5. Savinova, S. Ju., 2014. Involvement of students in the educational process as a resource of
organizational commitment. Bulletin of the University, 4, pp. 282-288. (In Russ.)
6. Semeno, A. A., Tashina, T. M., 2011. Training of social pedagogues by means of social and pedagogical design. Academic notes SpbGIPSR, 16 (2), pp. 106-110. (In Russ.)
7. Furyaeva, T. V., Bocharova, Ju. Ju., Khat-skevich, T. A., 2014. Social and educational internship: a variant of the professionalization of the bachelor's degree: a textbook. Krasnoyarsk: V. P. Astafyev Krasnoyarsk State Ped. University Publ., 128 p. (In Russ.)
8. Furyaeva, T. V., Khatskevich, T. A., 2015. Internship as a factor in support of the educational involvement of future bachelors in the Pedagogical University. Siberian Pedagogical Journal, 6, pp. 68-73. (In Russ.)
Submitted 22.01.2018