Научная статья на тему 'Активизация профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля в условиях интернатуры'

Активизация профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля в условиях интернатуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL INVOLVEMENT / INTERNSHIPS / PRACTICAL TRAINING / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INTERNS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ИНТЕРНАТУРА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕРНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацкевич Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы практического обучения бакалавров социально-гуманитарного профиля: усиление практического компонента в образовательном процессе, экономическая целесообразность подготовки будущих специалистов, формальный подход у студентов к обучению. В этой связи возникает необходимость в обеспечении вовлеченности студентов в образовательный процесс, в том числе вовлеченности в будущую профессиональную деятельность. Анализируется понятие «образовательная вовлеченность» в специальных исследованиях. Активизация профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров возможна в условиях реализации интернатуры как особой модели практического обучения. В статье рассматриваются ключевые педагогические условия реализации интернатуры. Автором предлагается содержание практического обучения, описываются инвариантный и вариативные модули интернатуры, ориентированные на соотнесение профессиональных компетенций и трудовых действий будущих специалистов. Акцентируется внимание на таком условии как организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения интерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хацкевич Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF PROFESSIONAL AND EDUCATION INVOLVEMENT FUTURE BACHELORS OF SOCIAL AND HUMANITARIAN PROFILE IN THE INTERNSHIP

The article deals with topical issues of practical training bachelors of social and humanitarian profile: strengthening the practical component in the educational process, the economic feasibility of training of future specialists, formal approach to teaching students. In this regard, there is a need to ensure the involvement of students in the educational process, including involvement in the future professional activity. The notion “educational involvement” in special studies. Enhancing professional and educational future involvement of bachelors is possible in the conditions of implementation of the internship as a special practical training model. This article discusses the key pedagogical conditions of realization of the internship. The author offers practical learning content, describes the invariant and variant modules internship focused on the correlation of the professional competencies and labor actions of future specialists. Attention is focused on such a subject as an organization of individual psycho-pedagogical support intern.

Текст научной работы на тему «Активизация профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля в условиях интернатуры»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-136-144 УДК 378.1

активизация профессионально-образовательной

ВОВЛЕЧЕННОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

социально-гуманитарного профиля

В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТУРЫ Хацкевич Т.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы практического обучения бакалавров социально-гуманитарного профиля: усиление практического компонента в образовательном процессе, экономическая целесообразность подготовки будущих специалистов, формальный подход у студентов к обучению. В этой связи возникает необходимость в обеспечении вовлеченности студентов в образовательный процесс, в том числе вовлеченности в будущую профессиональную деятельность. Анализируется понятие «образовательная вовлеченность» в специальных исследованиях. Активизация профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров возможна в условиях реализации интернатуры как особой модели практического обучения. В статье рассматриваются ключевые педагогические условия реализации интернатуры. Автором предлагается содержание практического обучения, описываются инвариантный и вариативные модули интернатуры, ориентированные на соотнесение профессиональных компетенций и трудовых действий будущих специалистов. Акцентируется внимание на таком условии как организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения интерна.

Ключевые слова: профессионально-образовательная вовлеченность; интернатура; практическое обучение; индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение интернов.

ACTIVATION OF PROFESSIONAL AND EDUCATION INVOLVEMENT FUTURE BACHELORS OF SOCIAL AND HUMANITARIAN PROFILE IN THE INTERNSHIP

Khatskevich T.A.

The article deals with topical issues of practical training bachelors of social and humanitarian profile: strengthening the practical component in the educational process, the economic feasibility of training of future specialists, formal approach to teaching students. In this regard, there is a need to ensure the involvement of students in the educational process, including involvement in the future professional activity. The notion "educational involvement" in special studies. Enhancing professional and educational future involvement of bachelors is possible in the conditions of implementation of the internship as a special practical training model. This article discusses the key pedagogical conditions of realization of the internship. The author offers practical learning content, describes the invariant and variant modules internship focused on the correlation of the professional competencies and labor actions of future specialists. Attention is focused on such a subject as an organization of individual psycho-pedagogical support intern.

Keywords: professional and educational involvement; internships; practical training; individual psychological and pedagogical support of interns.

Постоянные преобразования в системе высшего образования, усиление роли экономической целесообразности подготовки бакалавров социально-гуманитарного профиля стимулируют вузы к поиску новых форм практического обучения студентов. Отмечается потребность в выпускниках, которые бы обладали не только профессиональными компетенциями, но и личностными. В условиях традиционной системы обучения данная задача является трудно выполнимой. Многие исследователи (Вербицкий А.А., Бобрышов С.В., Смагина М.В., Фуряева Т.В. и др.) отмечают, что

необходимо моделировать такое содержание обучения в вузе, которое обеспечивало бы и максимальное включение в процесс овладения знанием, и погружало бы студента в его будущую профессиональную деятельность [1; 5]. При этом сами будущие бакалавры не всегда ориентированы на будущую профессию и к процессу обучения относятся формально. Важно обеспечить вовлеченность студентов в образовательный процесс, которая подразумевает мо-тивационную готовность, профессиональные знания, умения и навыки, коммуникативные способности и рефлексивные умения.

Понятие «образовательная вовлеченность» не нашло широкого распространения в рамках теории высшего профессионального образования. Существует ряд специальных исследований (Н.Г. Малошо-нок; Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Савинова С.Ю. и др.), однако они затрагивают отдельные аспекты, в частности рассматривают интеграцию студентов в образовательный процесс. Так, Малошонок Н.Г. отмечает, что студенческая вовлеченность - это академическая интеграция, участие студента в полезных видах учебной деятельности. Студенческая вовлеченность отражает довольно распространенный феномен неодинакового отношения студентов к обучению в университете: одни студенты посвящают учебе большую часть сил и времени, в то время как другие студенты предпочитают тратить их на работу или внеуниверситетские дела [2]. С.Ю. Савинова связывает образовательную вовлеченность с организационной приверженностью, компонентом которой она как раз и является и заключается в готовности затрачивать существенные усилия в интересах организации, а именно образовательного учреждения, в котором обучаются студенты [3]. Данные идеи, связанные с временной и организационной характеристиками вузовского обучения, способствуют образовательной вовлеченности студентов. Однако мы считаем, что современный принцип открытого образования предполагает значительное расширение образовательного пространства вуза, выход за его пределы. В контексте наших интересов речь идет о создании образовательных мест для будущих бакалавров социального и социально-педагогического профилей в образовательных и социальных учреждениях.

Мы понимаем под профессионально-образовательной вовлеченностью социально-психологическое качество личности, которое проявляется в психологической предрасположенности, высокой интеллектуальной готовности, положительном эмоциональном отношении личности студента к процессу своего образования и будущей профессиональной деятельности. Помимо желания найти профессиональные смыслы удовлетворенности образовательной деятельностью, вовлеченность характеризуется возможностью получения студентом конкретного опыта профессиональной деятельности. Задача по формированию образовательной вовлеченности предполагает изменение организационных форм практического обучения. Адекватной этой задаче может быть форма интернатуры, которая направлена на профессионально-ориентированное обогащение содержания обучения будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля.

Интернатура представляет собой особую модель организации практического обучения студентов выпускных курсов бакалавриата по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа» на базах общеобразовательных организаций и учреждений социального обслуживания. В качестве механизмов усиления практической направленности обучения выступают следующие: увеличение срока пребывания студента в учреждении; выполнение бакалаврами исследования по запросу учреждения на актуальные практико-ориентированные темы; индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение интернов наставниками на базе учреждений и кураторами от вуза; включение студентов в общевузовские, городские методические мероприятия для молодых педагогов [4].

В качестве педагогических условий организации практического обучения типа интернатуры Фуряева Т.В. определяет следующие:

1. Разработку специального организационно-правового обеспечения, реализующего принцип полисубъектности образовательного процесса.

2. Конструирование и реализацию специальной модульной программы практического обучения, которая задает вектор динамичности за счет последовательного усложнения способов профес-

сиональной деятельности: от дескриптивно-феноменологических (описание и анализ профессиональной реальности) к технологическим (реализация различных социальных технологий) и затем к преобразующим (включение на уровне соучастия, исполнения функциональной роли, проявления инициативности, креативности, проектирование замыслов по изменению реальности). Ком-петеностно-ориентированные модули должны быть соотнесены с требованиями новых профессиональных стандартов в зависимости от типа учреждения и функций интерна.

3. Адекватное учебно-методическое, кадровое и индивидуальное сопровождение интернов при максимальном использовании активных форм практического обучения, обеспечение его открытости, полисубъектности, проектности за счет включения работодателей разного уровня (административно-управленческого, профессионального практического, непрофессионального практического) в образовательную деятельность.

4. Вовлечение интернов в деятельность инновационных социальных учреждений разного типа: центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры разной направленности, дома-интернаты для пожилых и детей-сирот с умственной отсталостью и др., в рамках проектов, развивающих новые подходы, технологии социального взаимодействия с клиентом с целью дальнейшего успешного трудоустройства, профессионального и личностного самоопределения будущих бакалавров [5; 6].

Рассмотрим более детально некоторые условия, способствующие активизации профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля. К ним относится разработка содержания интернатуры, которое осуществляется каждый учебный год проектной группой выпускающей кафедры в сотрудничестве с работодателями, поскольку исходным моментом является оформление технического задания для интернатуры как актуального запроса баз интернатуры на решение первоочередных задач учреждения на текущий год. Исходным моментом согласования здесь являются профессиональные компетенции и трудовые функции, заявленные образовательным и профессиональным стан-

дартом основных профессий, по которым будут приняты на работу выпускники бакалавриата - в нашем случае, это педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе.

Программа интернатуры представляет собой сопряженный с учебным процессом направления подготовки проект, реализуемый выпускающей кафедрой и базами интернатуры. В программе ООП интернатуры выделяются инвариантный и вариативный блоки. Инвариантный блок направлен на освоение интернами профессиональных компетенций по направлению обучения и трудовых функций по профилю (социального педагога, педагога-психолога или специалиста по социальной работе). Содержание дисциплин, выносимых в интернатуру, позволят сформировать теоретическую и технологическую основу для формирования трудовых навыков с разными целевыми категориями. Этому будут содействовать компе-тентностно-ориентированные задания, мастер-классы, проводимые в тандеме преподаватель вуза - специалист учреждения, проектные задания, выполняемые по заказу учреждения группой студентов.

Вариативный блок нацелен на формирование индивидуального опыта профессиональной деятельности и индивидуального ее стиля. Обеспечивается через выполнение научно-исследовательской работы (курсовой и выпускной квалификационной) на рабочем месте по заказу учреждения. Проходя процедуру защиты проспекта дипломного проекта и его результатов перед профессиональным сообществом, будущий специалист становится его членом с пониманием ответственности за свое исследование.

Еще одним из ключевых условий организации практического обучения является психолого-педагогическое сопровождение бакалавров со стороны наставника, являющегося специалистом учреждения. Наставнику определяется особая роль в практическом обучении интернов. И если в рамках отдельных профессиональных проб и учебных практик, наставник знакомит с основами деятельности педагога-психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, то на 4 курсе в рамках интернатуры наставник обучает интерна конкретным трудовым действиям, сопровождает его самостоятельные шаги в профессиональную деятельность. В связи с тем,

что наставник является ключевой фигурой в организации процесса практического обучения особое внимание необходимо уделять личности наставника и можно выделить следующие требования:

- наличие опыта психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности (социально-педагогическая интернатура) или опыта социальной работы (социальная интернатура);

- наличие опыта наставнической деятельности по отношению к молодым специалистам либо студентам;

- готовность включаться в процесс практического обучения на всех этапах его реализации.

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение интернов наставниками включает себя следующие формы:

• вводный и текущий инструктаж по организационным вопросам (трудовая дисциплина, правила внутреннего распорядка, специфика учреждения, его отделений, деятельности сотрудников) и вопросам содержания профессиональной деятельности, а именно по вопросам реализации трудовых действий;

• мастер-классы по методам и технологиям работы педагога-психолога, социального педагога либо специалиста по социальной работе - демонстрация в реальной профессиональной ситуации с реальными клиентами;

• индивидуальное и групповое консультирование по возникающим трудностям в практической деятельности;

• создание ситуации успеха при выполнении самостоятельных трудовых действий интернами;

• психологическая поддержка при выполнении трудных заданий;

• контроль за деятельностью интерна и рекомендации по повышению эффективности работы;

• рефлексивные беседы по итогам реализации заданий.

Наставничество позволяет не только комфортно для интерна

погрузиться в профессиональную деятельность, но и понять алгоритм взаимодействия с другими специалистами и учреждениями. Опытный наставник показывает способы действий, предупреждает ситуации не успешности, при наличии трудностей, показывает варианты выхода из сложных ситуаций.

Погружение студентов в профессиональную деятельность в течение длительного периода, наличие в учреждениях подготовленных наставников, изменение статуса студента (от обычного студента «на подхвате» до интерна, который воспринимался как полноценный специалист), поддерживающие мероприятия (консультации, рефлексивные площадки, семинары-практикумы, мастер-классы и др.) способствуют активизации профессионально-образовательной вовлеченности будущих бакалавров социально-гуманитарного профиля.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Бобрышов С.В., Смагина М.В. Методы активизации процесса обучения: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 256 с.

2. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37-44.

3. Савинова С.Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс как ресурс организационной приверженности // Вестник университета. 2014. № 4. С. 282-288.

4. Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Хацкевич Т.А. Социально-педагогическая интернатура: вариант профессионализации бакалавриата: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 128 с.

5. Фуряева Т.В. Практическое обучение будущих специалистов социальной сферы: вариант интернатуры // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 17-24.

6. Фуряева Т.В. Вовлеченность в образовательный процесс работодателей и студентов как фактор эффективной профессиональной и личностной подготовки будущего специалиста к работе с социально неблагополучными группами населения // Вестник Чернигов-

ского национального педагогического университета. 2013. Вып. 101. Т. 2. С. 413-418 (украинский язык).

References

1. Bobryshov S.V., Smagina M.V. Metody aktivizatsiiprotsessa obucheni-ya [Methods of activation of the learning process]. Stavropol': Izd-vo SGPI, 2010. 256 p.

2. Maloshonok N.G. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 1, pp. 37-44.

3. Savinova S.Yu. Vestnik universiteta. 2014. № 4, pp. 282-288.

4. Furyaeva T.V., Bocharova Yu.Yu., Khatskevich T.A. Sotsial'no-peda-gogicheskaya internatura: variant professionalizatsii bakalavriata [So-cio-pedagogical internship: professionalizing undergraduate option]; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva. Krasnoyarsk, 2014. 128 p.

5. Furyaeva T.V. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 3, pp. 17-24.

6. Furyaeva T.V. Vestnik Chernigovskogo natsional'nogo pedagogichesk-ogo universiteta. 2013. Issue 101. V. 2, pp. 413-418.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Хацкевич Татьяна Алексеевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. Взлетная, 20, г. Красноярск, Красноярский край, 660135,

Российская Федерация

orgmet2009@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Khatskevich Tat'yana Alekseevna, Senior Lecturer in Social Pedagogy and Social Work

Krasnoyarsk State Pedagogical University

20, Vzletnaya Str., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660135,

Russian Federation

orgmet2009@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.