ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378 +37.0
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, директор института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, заведующий кафедрой педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; [email protected], ORCID 0000-0001-8959-5546, Красноярск
Ситничук Сергей Сергеевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; [email protected], ORCID 0000-0002-6618-5816, Красноярск
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ-БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется опыт организации деятельности в педагогической интернатуре в различных странах. Описаны виды деятельности, внедренные в педагогическую интернатуру педагогов-бакалавров. Проведен сравнительный анализ различных подходов к проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности. Выявлены исходные показатели компонентов готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности и изменения в формировании общего уровня готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности во время прохождения педагогической интернатуры. Определены составляющие компоненты и уровни готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности. Представлен педагогический эксперимент по формированию готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности в процессе прохождения педагогической интернатуры. Разработаны карты по диагностике профессиональных качеств и свойств личности, необходимых для успешной педагогической деятельности педагогов-практиков средних школ Красноярска. Описан способ измерения общего уровня готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагог-бакалавр, профессиональная деятельность, педагогическая интернатура, готовность, компоненты готовности, уровень.
Введение в проблему. В условиях динамично развивающегося информационного общества современное образование в России призвано быть ориентированным на новое качество подготовки педагогических кадров. Доминантными требованиями к современному педагогу являются его готовность к гармоничному развитию личностных качеств обучающихся на основе предметного содержания и оперативная и результативная корректировка собственной профессиональной деятельности. Эти требования - одна из причин для карди-
нально нового структурно-содержательного обновления образовательных программ подготовки педагогов-бакалавров. Только погружение в будущую профессиональную среду позволит педагогам-бакалаврам быть готовыми к осуществлению педагогической деятельности. Ключевая роль в этом принадлежит педагогической практике, хотя процесс ее организации довольно противоречив. О необходимости включения годовой интернатуры в программы подготовки педагогов говорил еще в 2011 г. в Послании Федеральному Со-
бранию Д. А. Медведев [3]. Интернатура -это форма последипломной стажировки по специальности выпускников медицинских вузов при клиниках и больницах. Данное понятие принято в большинстве стран мира и рассматривается как форма последипломной практической подготовки выпускников, реализуемой в течение года. В настоящее время понятие «интернатура» стало относиться и к педагогическому образованию. Появилось такое понятие, как «педагогическая интернатура» [5]. Под педагогической интернатурой понимается первичная последипломная специализация выпускников бакалавриата направлений «Педагогическое образование», проводимая на базе образовательных учреждений под руководством выпускающей кафедры вуза [4]. Педагогическая интернатура в РФ появилась относительно недавно, а в европейских странах и Америке она функционирует уже достаточно долго и имеет свои различные цели и содержание. В Великобритании интернатура реализуется как один из эффективных способов контроля качества подготовки педагога-бакалавра и закрепления его в школе, а содержание состоит из практической наработки профессионально-педагогических навыков в школе и квалификационного экзамена. В Германии педагогическая интернатура преследует цель получения опыта практической работы в школе [9]. В этой стране педагогическая интернатура включает теоретическое изучение педагогики, практическую наработку профессионально-педагогических навыков в школе и сдачу государственного экзамена. В Канаде педагогическая интернатура представляет собой повышение компетентности педагога-бакалавра и его профессиональное развитие в сфере управления классом, общения с родителями, развитие способностей к преподаванию, обеспечение поддержки становления начинающего педагога и увеличение доли новых педагогов в конкретной провинции и конкретной
предметной области. Обучающийся в педагогической интернатуре в этой стране должен заполнить индивидуальную форму стратегического развития, составить план своей педагогической деятельности, в котором указываются все мероприятия и шаги повышения профессиональной компетентности [10]. В США целью педагогической интернатуры является доведение профессиональных умений, необходимых для самостоятельной работы в школе, до высокого уровня и закрепление теоретических знаний. Содержание педагогической интернатуры заключается в наблюдении за ходом учебного процесса в школе, самостоятельной работе стажеров, участии стажеров в специальных семинарах [2]. В России педагогическая интернатура реализуется многими учебными заведениями, и чаще ее целью является подготовка обучающегося к выполнению трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и другими профессиональными стандартами в соответствии с профилем ОПОП. Конкретные цели, задачи, объемы педагогической интернатуры, требования к формирующимся компетенциям и результатам обучения по модулю определяются образовательными программами в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего образования. Содержание педагогической интернатуры заключается в выполнении требований всех дисциплин и практик, входящих в состав модуля, соблюдении правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности на базах интернатуры.
Проведя теоретический анализ содержания и целей педагогической интернатуры в нашей стране и зарубежом, можно констатировать, что она должна обеспечивать включение педагога-бакалавра в профес-
сиональную деятельность, совершенствовать институт наставничества, который является первым и наиболее ответственным этапом профессионального становления молодого педагога. Именно там происходит продвижение от фазы «выживания в данной школе к фазе полной адаптации» в ней. При этом степень влияния «педагогической интернатуры» на формирование готовности будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности пока слабо изучена.
Цель исследования: выявить влияние педагогической интернатуры на процесс формирования готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности.
Профессиональная готовность к какому-либо виду деятельности - интересное внутренее и внешнее состояние личности, сочетающей в себе дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские, педагогические способности. Поэтому профессиональная готовность выделяется как редуцированная модель профессионализма, которая характеризует качество подготовки специалиста и поддается формализации и измерению [7]. Проведя сравнительный анализ различных подходов к проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности, мы выделили три компонента этой готовности: мотивационный (побуждение к педагогическому сопровождению обучающихся); когнитивный (овладение будущими бакалаврами-педагогами психолого-педагогическими, общекультурными и специальными знаниями, необходимыми для освоения компетенций педагогического взаимодействия с обучающимися); рефлексивный (адекватность реагирования и своевременность корректировки педагогической поддержки обучающихся) [8].
Организация исследования. В эксперименте приняли участие 52 студента Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Аста-
фьева, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) образовательной программы «Физическая культура» (экспериментальная группа - 26 человек (проходили педагогическую интернатуру), контрольная группа - 26 человек (не участвовали в реализации педагогической интернатуры)), а также 9 педагогов средних школ г. Красноярска. Педагогическая интернатура реализовывалась с 17.09.2017 по 29.12.2017.
При реализации педагогической интернатуры у педагогов-бакалавров мы систематизировали учебную и педагогическую практику с учетом новых методологических подходов к системе образования, организовали попытку погружения в профессиональную среду через модульный подход. При этом пополняли и углубляли теоретические знания по теории и методике обучения физической культуре через интенсивные погружения на базах педагогической интернатуры педагогами-наставниками. Полученные знания позволяли педагогу-бакалавру на базах практики познакомиться с учебно-материальной базой и документацией образовательного учреждения, основными направлениями воспитательной работы, провести наблюдения за работой педагогического и ученического коллектива, изучить систему работы педагога, провести индивидуальную работу по предмету с учащимися, исследовать их индивидуально-психологические особенности, организовать проектную деятельность и составить паспорт здоровья для каждого обучающегося.
Для оценивания сформированности когнитивного компонента готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности нами были подобраны специальные тестовые задания в соответствии с четырьмя уровнями проявления знаний: воспроизведения, стандартного оперирования, аналитико-синтетический, творческий.
Для оценивания сформированности рефлексивного компонента использовалась карта самооценки. Для наполнения этой карты профессиональными качествами и свойствами личности, необходимыми для успешной педагогической деятельности, было проведено анкетирование среди педагогов-практиков средних школ Красноярска. Анкетирование обнаружило следующие результаты: умение выстраивать педагогический процесс считают ключевым показателем успешной педагогической деятель-
ности 52 % опрошенных, умение излагать учебный материал - 29 %, умение прогнозировать свою деятельность - 18 %. К необходимым свойствам личности респонденты отнесли следующие: 39 % - оптимизм, 41 % - активность и коммуникабельность, 10 % - открытость [6]. На каждого бакалавра-педагога - участника эксперимента были разработаны и составлены диагностические карты оценок сформированности рефлексивного компонента, по которым проводился самоанализ.
Таблица
Исходные показатели компонентов готовности бакалавров-педагогов к профессиональной деятельности
Компонент Группа Исходный балл
Когнитивный Экспериментальная 24,3
Контрольная 26,5
Мотивационный Экспериментальная 17,7
Контрольная 16,7
Рефлексивный Экспериментальная 20,6
Контрольная 17,6
Рассчитав минимально и максимально возможный балл и разделив полученную шкалу на три приблизительно равные промежутка, мы получили три уровня готовности к профессиональной деятельности педагогов-бакалавров: критический уровень 0-35; адаптивный уровень 35-70; достаточный уровень 70-100.
Используя формулу, описанную В. Е. Коробовым [1], мы выявили общий уровень готовности к профессиональной деятельности педагогов-бакалавров: Gэ = 62,3/3 = 20,7 данный показатель находится в пределах первого уровня, Gк = 60,8/3 = 20,2 данный цифровой показатель также находится в пределах первого низкого уровня.
Таким образом, уровень сформирован-ности готовности к профессиональной деятельности у педагогов-бакалавров в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента находился на низком (критическом уров-
не). Ни один из педагогов-бакалавров экспериментальной и контрольной групп не набрал баллов, которые соответствовали бы следующим уровням сформированно-сти готовности.
После прохождения педагогической интернатуры количественные показатели в экспериментальной группе свидетельствовали о ярко выраженной тенденции роста уровня сформированности готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности.
В статистической обработке полученных данных применялся ^критерий Стью-дента. Полученные данные были обработаны на сайте www.psychol-ok.ru/statistics и представлены на рис. 2.
Анализ данных позволяет констатировать, что у большинства студентов появилось желание стать работающими педагогами. В экспериментальной группе улучшились показатели психолого-педагогических знаний, сформировались общекультурные и профессиональные
компетенции, студенты начали проявлять также у большинства из них повысилась социальную активность достаточно часто, познавательная и творческая активность.
40
30
20
10
0
зши
■ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
Констатирующий Заключительный
Рис. 1. Изменение в формировании общего уровня готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности
2,01 2,69
Рис. 2. Полученное эмпирическое значение Г (58,8)
Выводы. Полученные результаты экспериментальной группы незначительно, но опережают данные контрольной группы, что свидетельствует о положительном влиянии педагогической интернатуры на готовность педагогов-бакалавров к будущей профессиональной деятельности, и поэтому педагогическая интернатура становится в России неотьемлемой частью педагогического процесса. Многие исследователи ищут пути результативного внедрения интернатуры, ее место и роль в образовательном процесе, анализируют отечественный и зарубежный опыт по организации деятельности интернатуры с выявлением положительных и отрицательных эффектов. Педагогическая интернатура становится
объектом наблюдения и исследования. Проведенный педагогический эксперимент подтверждает, что педагогическая интернатура позволяет погрузить педагога-бакалавра в будущую профессиональную среду и сформировать у него готовность к осуществлению педагогической деятельности. При этом в педагогической интернатуре наряду с разрешенными вопросами существует множество вопросов, требующих решения: содействие профессиональному становлению молодого педагога посредством создания педагогических сообществ, разработки образовательных программ курсов повышения квалификации молодых специалистов, обеспечения программы интернатуры методическим сопровождением.
Библиографический список
1. Коробов В. Е. Математическая обработка град: Перемена,1992.- 120 с. и оформление результатов измерений. - Волго- 2. Пусвацет В. С. Сравнительный анализ
подготовки педагогических кадров в Германии и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2007. - 22 с.
3. Плеханова Е. М., Гордиенко Е. В., Ко-локольникова З. У., Кулакова Н. В., Лобанова О. Б., Мосина Н. А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 5. - С. 116-122.
4. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 6-58.
5. Савенков А. И., Егоров И. В. Концепция педагогической интернатуры в системе высшего профессионального образования // Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 85-88.
6. Ситничук С. С., Адольф В. А., Савчук А. Н. Подготовка бакалавров-педагогов
по физической культуре и спорту к работе с детьми-сиротами: монография. - Красноярск, 2015. - 220 с.
7. Ситничук С. С., Минченков К. А., Адольф В. А. Формирование готовности будущего педагога к работе с детьми-сиротами // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 6. - С. 21-23.
8. Тесленко В. И., Латынцев С. В., Про-копьев Н. В. Инновационный подход к формированию профессиональных компетенций студентов в период педагогической практики // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2013. -№ 2 (24). - С. 64-72.
9. Фуряева Т. В., Хацкевич Т. А. Интернатура как фактор обеспечения образовательной вовлеченности будущих бакалавров в педагогическом университете // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 68-73.
10. Knowles Malcolm S., Holton Elwood F., Swanson Richard A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development (Managing Cultural Differences). - Burlington: Elsevier, 2005. - 378 p.
Поступила в редакцию 28.01.2018
Adolf Vladimir Aleksandrovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogics, Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University; [email protected], ORCID 0000-0001-8959-5546, Krasnoyarsk
Sitnichuk Sergei Sergeevich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department Theoretical Foundations ofPhysical Education, Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University; [email protected], ORCID 0000-0002-66185816, Krasnoyarsk
THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL INTERNSHIP AT THE FORMATION OF READINESS OF BACHELORS-TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY
Abstract. The article analyzes the experience of organizing activities in pedagogical internship in different countries. The activities implemented in the pedagogical internship of bachelors-teachers are described. The comparative analysis of different approaches to the problem of formation of readiness for professional activity is carried out. Initial indicators of components of readiness of bachelors teachers for professional activity and changes in formation of the General level of readiness of bachelors teachers for professional activity during passing of pedagogical internship are revealed. Components and levels of readiness of bachelors-teachers for professional activity are defined. The pedagogical experiment on formation of readiness of bachelors-teachers for professional activity in the course of passing of pedagogical internship is presented. Maps on
diagnostics of professional qualities and properties of the personality necessary for successful pedagogical activity of teachers practitioners of high schools of Krasnoyarsk are developed. The method of measurement of the General level of readiness of bachelors-teachers for professional activity is described.
Keywords: bachelor-teacher, professional activity, pedagogical internship, readiness, readiness components, level.
References
1. Korobov, V. E., 1992. Mathematical processing and registration of measurement results. Volgograd: Change Publ., 120 p. (In Russ.)
2. Pusvatset, V. S., 2007. A Comparative analysis of teacher training in Germany and Russia. Cand. Sci. (Ped.). St. Petersburg, 22 p. (In Russ.)
3. Plekhanova, E. M., Gordienko, E. V, Kolokol-nikova, Z. U., Kulakova, N. V, Lobanova, O. B., Mo-sina, N. A., 2014. Pedagogical internship in the preparation of bachelors in the context of FGOS: problems and contradictions. Modern problems of science and education, 5, pp. 116-122. (In Russ.)
4. Development of education and socialization in the Russian Federation in the medium term. Report of the expert group. Education Issues, 2012, 1, pp. 6-58. (In Russ.)
5. Savenkov, A. I., Egorov, I. V., 2013. The Concept of pedagogical internship in the system of higher professional education. Actual questions of professional development of pedagogical and leading workers of the sphere of education of the city of Moscow: collection of materials of the IV international scientific and practical conference. Moscow, pp. 85-88. (In Russ.)
6. Sitnichuk, S. S., Adolf, V. A., Savchuk, A. N., 2015. Formation Of Readiness Of Future Bachelors-teachers of physical culture and sport to work with orphaned children. Krasnoyarsk, 220 p. (In Russ.)
7. Sitnichuk, S. S., Minenkov, K. A., Adolf, V A. 2014. Formation of readiness of future teachers to work with children-orphans. Physical culture: upbringing, education, training, 6, pp. 21-23. (In Russ.)
8. Teslenko, V. I., Latyntsev, S. V., Prokopiev, N. V., 2013. Innovative approach to formation of professional competences of students during teaching practice. The bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University after V. P. Astafev, 2 (24), pp. 64-72. (In Russ.)
9. Furyaeva, T. V., Khatskevich, T. A., 2015. Internship as a factor in ensuring the educational involvement of future bachelors in the pedagogical University. Siberian pedagogical journal, 6, pp. 68-73. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Knowles Malcolm S., Holton Elwood F., Swanson Richard A., 2005. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development (Managing Cultural Differences). Burlington: Elsevier Publ., 378 p.
Submitted 28.01.2018