УДК 378 (14.35.07)
А. Н. Савчук, С. С. Ситничук
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ» И УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ ДАННОЙ ГОТОВНОСТИ
Отражена конкретизация понятия «готовность будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами»; выделены пять компонентов готовности будущего педагога по физической культуре к работе с детьми-сиротами: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный, определены показатели сформированности каждого компонента и уровни сформированности готовности к работе с детьми-сиротами; проведено диагностирование исходного уровня готовности к работе с детьми-сиротами; теоретически описана деятельность, позитивно влияющая на увеличение уровня готовности к работе с детьми-сиротами.
Ключевые слова: формирование, готовность, будущий педагог по физической культуре, дети-сироты, компоненты, уровень, исходный уровень.
В настоящее время требуется пересмотр подходов в решении актуальных задач подготовки будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами, уточнение структуры и содержания их готовности к рассматриваемой деятельности, а также способов формирования различных компонентов этой готовности. Это связано с тем, что современные исследователи и педагоги, занимающиеся вопросами подготовки будущих педагогов к работе с детьми-сиротами, отмечают сложность и проблемность современного состояния их готовности к такому виду деятельности, которые заключаются в том, что уровень подготовленности не соответствует процессам, происходящим в нашей стране. Сегодня профессиональная подготовка не ориентирована на новые принципы и технологии обучения, качественные показатели, что не обеспечивает в итоге готовность будущих педагогов к работе с детьми-сиротами. Почему нужно акцентировать внимание на подготовке будущих педагогов именно по физической культуре к работе с детьми-сиротами? Потому что занятия физической культурой заполняют вакуум свободного времени, прививают навыки здорового образа жизни, формируют положительные привычки, актуализируют личностный потенциал ребенка и его желание добиться положительного результата, формируют умения и навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений и помощи в социализации детей данной категории [1]. Сказанное выше требует уточнения позиций относительно определенных педагогических категорий, и прежде всего - понятия «готовность будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами». В современной педагогической литературе нами выявлены различные подходы к толкованию понятия «готовность», которые нашли отражение в научных трудах. Так, Д. В. Лубовский считает, что готовность как условие успешного выполнения деятельности характеризуется избирательной ак-
тивностью, настраивающей организм, личность на будущую деятельность [2]. В. И. Слободчиков трактует готовность как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты [3]. А. К. Маркова определяет готовность как «интегральное образование, включающее в себя потребность в организации и управлении жизнедеятельностью коллектива и воспитании его членов» [4]. К. М. Дурай-Новакова связывает готовность с развитием профессионально значимых качеств личности будущего учителя, образующих систему взаимосвязанных компонентов [5]. Названные исследователи в какой-то степени трактуют готовность как вид образования. Мы разделяем их мнение и под «готовностью будущего педагога по физической культуре к работе с детьми-сиротами» понимаем сложное личностно-деятельностное образование, включающее в себя совокупность организаторских и профессиональных способностей к созданию оптимальных условий для укрепления здоровья и развития физических качеств детей-сирот с учетом их индивидуальных особенностей.
Структура готовности исследователями представляется в виде компонентов [6, 7], связанных между собой внутренними связями, которые существуют как внутри каждого компонента, так и между компонентами, а также между компонентами готовности и самой педагогической деятельностью. Следует отметить, что выделение компонентов в значительной мере условно, так как в реальном учебном процессе профессиональная готовность всегда выступает как единое целое. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их можно разделить лишь с целью углубления в сущность понятия. При выделении компонентов структуры готовности к профессиональной деятельности мы опирались на теорию М. С. Кагана [6], который исходит из следующего обоснования структуры процесса деятельности:
Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 7 (160)
- любая целенаправленная активность субъекта должна иметь внутреннюю мотивацию, выработка которой - первая задача управляющей подсистемы (психики);
- мотивация деятельности должна преобразовываться в конкретную ориентацию этого процесса, выражающуюся в целеполагании и разработке плана, программы действия;
- стратегия и тактика деятельности могут быть реализованы лишь при наличии некоей операционной базы, при помощи которой действие непосредственно осуществляется, т. е. психика должна владеть этими исполнительскими механизмами, уметь оперировать ими;
- реальное действие останется неосуществленным, если, помимо вышеуказанных компонентов, деятельность не будет располагать еще одним необходимым для нее энергетическим ресурсом, следовательно, в психике существует особый энергетический блок, обеспечивающий питание всей системы;
- деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если субъект не сумеет получать информацию об эффективности совершаемых действий и корректировать на этой основе работу всех описанных выше блоков, т. е. психике необходим блок оценки результативности действий, благодаря которому становится возможной обратная связь.
Опираясь на структурный состав профессиональной готовности учителя, разработанный М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, мы предлагаем выделить следующие компоненты формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами: мотивацион-ный - побуждающий к профессиональной деятельности с детьми-сиротами и выражающийся в стремлении студента к работе в интернатных учреждениях; когнитивный - оснащающий студентов базой психолого-педагогических, общекультурных, специальных компетенций и ориентирующий будущих педагогов по физической культуре в представлениях об особенностях и условиях работы с детьми-сиротами; деятельностный - создающий базу для самостоятельного осуществления данной деятельности и проявляющийся в соответствующих умениях; эмоционально-волевой - обеспечивающий студента возможностью самосовершенствоваться и целенаправленно саморегулировать свое поведение; рефлексивно-оценочный -выполняющий коррекционно-контролирующую функцию. Совокупность сформированности компонентов готовности определяется нами как уровень общей готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами. Уточним, что под уровнем в общеметодологическом смысле понимается «степень величины раз-
вития, значимости чего-нибудь», отношение каких-то «высших» и «низших» ступеней развития чего-либо. При разработке уровней сформирован-ности готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами мы опирались на методики В. И. Андреева, М. А. Арсено-вой, Л. Г. Вяткина, что позволило нам выявить уровни сформированности готовности к работе с детьми-сиротами, которые представлены ниже.
Низкий (репродуктивный) уровень - мотивы, побуждающие к формированию профессиональной готовности к работе с детьми-сиротами, присутствуют частично. Студент ведет пассивный образ жизни. Успеваемость варьируется между низкой и средней. Посещаемость занятий в вузе нестабильна. В образовательном процессе вуза занимает позицию исполнителя, проявление самостоятельности эпизодично. Спортивную, познавательную и творческую активность проявляет изредка в зависимости от собственного настроения. Самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Владеет эпизодической, смутной информацией о физических, психических чертах развития детей-сирот. Полученные профессиональные знания не находят адекватного применения в профессиональной деятельности (в ходе практик испытывает серьезные трудности). Студент данного уровня ограничивается запланированной учебной информацией, не выходя на процессы самосовершенствования, профессиональные компетенции использует по шаблону.
Средний (адаптивный) уровень - мотивы, побуждающие к формированию готовности к работе с детьми-сиротами, присутствуют, но еще не сложились в твердую установку. Студент старается вести активный образ жизни. Успеваемость в пределах средней и высокой, посещаемость стабильная. Самостоятельность проявляется достаточно регулярно. Самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Владеет обширной информацией о сущности, специфике характерных черт развития детей-сирот, но на практике применение полученных знаний для студента представляет проблему. Студент данного уровня наряду с запланированной учебной информацией изредка включается в процесс самообразования, самосовершенствования.
Высокий (локально моделирующий) уровень -студент имеет отличную успеваемость, проявляет склонность к тренировочному и педагогическому процессам. У него сформированы глубокий интерес и потребность стать компетентным педагогом и тренером, умеющим работать с детьми-сиротами. Проявляет постоянно познавательную, творческую, социальную, физкультурную и спортивную активность. Обладает хорошей способностью
к рефлексии. Степень эмоциональной и волевой саморегуляции высокая, равномерная, не зависящая от внешних раздражителей, позволяющая проявлять стрессоустойчивость в наиболее ответственные моменты жизнедеятельности и добиться максимального успеха. Студент наряду с запланированной учебной информацией включается в процесс самообразования, самосовершенствования, удачно справляется с незапланированными ситуациями, находя оптимальный вариант их решения.
Выделив компоненты и уровни готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами, мы провели тестирование для определения исходного уровня данной готовности у будущих педагогов по физической культуре с целью дальнейшего теоретического описания деятельности, которую можно реализовать в образовательном процессе вуза и которая будет продуктивно влиять на процесс формирования компонентов данной готовности. В начале эксперимента было проведено анкетирование с целью выяснения тех свойств личности и профессиональных качеств, которые нужны будущему педагогу для работы с детьми-сиротами. В анкетировании приняли участие 50 студентов Института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 15 педагогов по физической культуре и директоров детских домов Красноярского края. Анкетирование показало следующие результаты профессиональных качеств, которые нужны педагогу для работы с детьми-сиротами: 51 % опрошенных считают, что это умение выстраивать педагогический процесс, 28 % - умение излагать учебный материал, 21 % - умение прогнозировать свою деятельность. К необходимым свойствам личности респонденты отнесли следующий: 59 % - оптимизм, 21 % - активность и коммуникабельность, 20 % - открытость. Данные профессиональные качества и свойства личности дополнили карту оценивания уровней готовности к работе с детьми-сиротами. В данной карте присутствовали также следующие пункты: желание стать компетентным педагогом, тренером; отношение к учебной, внеучебной и спортивной деятельности; интерес к учебно-тренировочной деятельности с детьми-сиротами; база психолого-педагогических знаний; сформированность профессиональных, общекультурных и специальных компетенций; социальная, познавательная и спортивная активность; настойчивость, выдержка, энергичность, решительность. Каждый пункт компонентов готовности студента оценивался следующим образом: 1 балл (критическое значение), 2 балла (среднее значение), 3 балла (достаточное значение). Рассчитав минимально возможный
и максимально возможный показатели (в баллах от 0 до 90), мы условно разделили полученную шкалу на 3 приблизительно равных промежутка, соответствующих уровням сформированности готовности будущего педагога к работе с детьми-сиротами, которые приобрели следующий вид:
I. Низкий (репродуктивный уровень): 0-30.
II. Средний (адаптивный уровень): 30-60.
III. Высокий (локально моделирующий уровень): 60-100.
При подсчете общего балла мы использовали
У p
формулу: G = у ' ,
где G - показатель количественной оценки уровня сформированности готовности; P - соответствующий балл, оценивающий конкретный показатель из карты оценивания студента; ' - порядковый номер показателя карты; V - количество студентов.
По вышеописанному образцу мы провели исходную диагностику уровня готовности студентов к работе с детьми-сиротами, которая дала результаты: G = 707/30 = 23,5 балла. Этот показатель находится в пределах первого низкого уровня. Диагностика показывает, что на данный момент у будущих педагогов по физической культуре слабо сформирована готовность к работе с детьми-сиротами, а это служит подтверждением того, что в образовательном процессе вуза нужно организовать деятельность, направленную на формирование данной готовности и заключающуюся в следующем.
1. Формирование мотивации будущего педагога по физической культуре к работе с детьми-сиротами. Определяет отношение студента к работе с детьми-сиротами. Поскольку исследуемая готовность является составной частью общей готовности к профессиональной деятельности будущего педагога, формирующейся в процессе учебной деятельности, то знание мотивов, побуждающих студентов к активной учебной деятельности, позволит преподавателю эффективно воздействовать на изучаемый процесс. Студенты должны четко осознавать, почему, для чего и что именно им придется изучить и освоить для того, чтобы быть готовыми к работе с детьми-сиротами. Основой этого является соответствующая мотивация.
2. Наполнение образовательного процесса будущего педагога по физической культуре необходимым педагогическим обеспечением, формирующим представления о детях-сиротах и методах работы с ними. Подразумевает подготовку студентов к следующим видам деятельности: педагогической, тренировочной, и овладение ими профессиональными и общекультурными компетенциями.
3. Педагогическое сотрудничество будущего педагога по физической культуре с детскими домами.
Включает в себя владение способами, приемами, методами, процессами, необходимыми для работы с детьми-сиротами, и формирование на этой основе уже в условиях вуза опыта данной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что готовностью будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами является сложное личностно-деятельностное образование, включающее в себя совокупность профессиональных и организаторских способностей к созданию оптимальных условий для укрепления здоровья и развития физических качеств детей-сирот, учитывающих их индивидуальные особенности. Сравнительный анализ различных подходов к проблеме формирования в условиях вуза профессионала, способного в последующей деятельности создать оптимальные условия для укрепления здоровья и развития физических качеств детей-сирот, позволяет рассматривать готовность будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами как структурное образование, состоящее из пяти взаимосвязанных компо-
нентов: мотивационного, когнитивного, деятель-ностного, эмоционально-волевого, рефлексивно-оценочного. Обладая содержательной специфичностью и логикой развернутости в различных видах деятельности, все компоненты и их элементы взаимодействуют друг с другом, обеспечивая целостность, интегративность структуры. Исходная диагностика уровня готовности к работе с детьми-сиротами показала низкий уровень сформирован-ности данной готовности. Если мы представим готовность в виде формулы: готовность = хочу + знаю + умею [8], то теоретически выявленная деятельность, которую можно реализовать в образовательном процессе вуза для повышения уровня готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами, будет положительно влиять на процесс формирования изучаемого феномена, так как первая деятельность формирует мотивацию, вторая - знания, третья - умения на практике, а в совокупности общую готовность к работе с детьми-сиротами, которую можно диагностировать при помощи трех уровней, описанных выше.
Список литературы
1. Борщевский А . А. Физическая культура для детей «группы риска» // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2007 . Вып . 5 (68) . С.5-6 .
2 . Лубовский Д . В . Профессиональное самоопределение // Психология: учебное пособие для 10 кл . / под ред . И . В . Дубровиной . М . - Во-
ронеж, 2002.150 с .
3 . Слободчиков В . И . Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании . 2003 . № 5 . С . 5-11.
4 . Маркова А. К. Психология профессионализма . М .: Знание, 1996 . 308 с.
5 . Дурай-Новакова К. М . Профессиональная готовность студентов как подструктура личности будущего учителя // Формирование лично-
сти учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте / под ред . В . А. Сластёнина . М .: Изд- во Моск. пед . ин-та, 1980 . , 190 с.
6 . Каган М . С . Индивидуальность как объективная реальность // Вопр . психологии .2000 . № 4 .С .21-31.
7 . Лобачев В . В . Формирование деятельностных компетенций будущих учителей физической культуры в контексте квазипрофессиональ-
ной технологии обучения // Теория и практика физической культуры .2007 . № 6 .С .49-52 .
8 . Адольф В . А ., Савчук А. Н . Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / Красно-
яр гос пед ун-т им В П Астафьева Красноярск, 2014 348 с
Ситничук С. С., ст. преподаватель.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: [email protected]
Савчук А. Н., кандидат педагогических наук, профессор.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.11.2014.
S. S. Sitnichuk, A. N. Savchuk
ESSENCE OF THE CONCEPT "READINESS OF FUTURE TEACHERS ON PHYSICAL CULTURE FOR WORK WITH ORPHAN
CHILDREN" AND LEVELS OF ESTIMATION OF THIS READINESS
The specification of the concept "readiness of future teachers of physical culture for work with orphan children" is reflected in the article; five components of readiness of future teacher on physical culture for work with orphan children are allocated: motivational, cognitive, activity, emotional and volitional, reflective and evaluative; indicators of formation of each component and levels of formation of availability for work with orphan children are defined; diagnosing of initial level of availability for work with orphan children is carried out, the activity which is positively influencing the increase in level of availability for work with orphan children is theoretically described.
Key words: formation, readiness, future physical culture teacher, orphan children, components, level, initial level.
References
1. Borshchevskiy A . A . Fizicheckya kul'tura dlya detey "gruppy-riska" [Physical culture for children of "group of risk"] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, no . 5 (68), pp . 5-6 (in Russian) .
2 . Lubovskiy D . V. Profesional'noye samoopredeleniye [Professional self-determination] . Psikhologiya: uchebnoye posobiye dlya 10 kl. [Psychology:
manual for the 10th grade . Under the editorship of I . V. Dubrovina] . Voronezh, 2002 . 150 p . (in Russian) .
3 . Slobodchikov V. I . Profesional'noye razvitiye pedagoga kak nauchnaya problema [Professional development of the teacher as a scientific
problem] . Innovatsii v obrazovanii- Innovations in Education, 2003, no . 5, pp . 5-11 (in Russian) .
4 . Markova A . K. Psikhologiya profesionalizma [Psikhologiya of professionalism] . Moscow, Znaniye Publ . , 1996 . 308 p . (in Russian) .
5 . Duray-Novakova K . M . Profesional'naya gotovnost' studentov kak podstruktura lichnosti budushchego uchitelya [Professional readiness of
students as a substructure of the identity of future teacher] . Formirovaniye lichnosti uchitelya v sisteme uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Formation of the identity of the teacher in system of teaching and educational process at teacher training college Under the editorship of V. A. Slastenin] . Moscow, Izd-vo Mosk. ped . in-ta Publ ., 1980 ., 190 p . (in Russian) .
6 . Kagan M . S . Individual'nost' kak obyektivnaya realnost' [Individuality as objective reality] . Voprosy psikhologii - Psychology Questions, 2000,
no . 4, pp . 5-15 (in Russian) .
7 . Lobachev V. V. Formirovaniye deyatel'nostnykh kompetentsiy budushchikh uchiteley fizicheskoy kultury v kontekste kvaziprofessional'noy
tekhnologii [Formation of activity competences of future teachers of physical culture in the context of quasiprofessional technology of training] . Teoriya I praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2007, no . 6, pp . 49-52 (in Russian) .
8 . Adol'f V. A. , Savchuk A. N . Prognozirovaniye stanovleniya professional'noy kompetentnosti vypusknika vuza: monografiya [Forecasting of
formation of professional competence of the university graduate: monograph] . Krasnoyar. gos . ped . un-t im . V. P. Astafyeva . Krasnoyarsk, 2014 . 348 p (in Russian)
Sitnichuk S. S.
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astaiyev.
Ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
Savchuk A. N.
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astaiyev.
Ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]