Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с воспитанниками детских домов в образовательном процессе вуза'

Формирование готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с воспитанниками детских домов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / КАРТОГРАММА / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / TEACHER / PHYSICAL CULTURE / READINESS / COMPONENTS / FORMATION / CARTOGRAM / SPORTS SECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситничук Сергей Сергеевич

В статье выявлены и обоснованы педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированости готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Выделены компоненты данной готовности, и на основе экспериментальных данных показана возможность повышения уровня их сформированности в выявленных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситничук Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO WORK WITH PUPILS OF ORPHANAGES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper identified and justified the pedagogical conditions aimed at increasing the level of readiness of future teachers of physical culture to work with orphans and children left without parental care. It also highlighted the components of the readiness and showed the possibility to improve the level of their formedness in the identified conditions on the basis of the experimental data.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с воспитанниками детских домов в образовательном процессе вуза»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO WORK WITH PUPILS OF ORPHANAGES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

С.С. Ситничук S.S. Sitnichuk

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, педагог, физическая культура, готовность, компоненты, формирование, картограмма, спортивные секции. В статье выявлены и обоснованы педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированости готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Выделены компоненты данной готовности, и на основе экспериментальных данных показана возможность повышения уровня их сформированности в выявленных условиях.

Orphans and children without parental support, teacher, physical culture, readiness, components, formation, cartogram, sports sections. The paper identified and justified the pedagogical conditions aimed at increasing the level of readiness of future teachers of physical culture to work with orphans and children left without parental care. It also highlighted the components of the readiness and showed the possibility to improve the level of their formedness in the identified conditions on the basis of the experimental data.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - дети-сироты) -это категория детей, имеющих типологические личностные особенности, обусловленные депри-вационными, институциональными и педагогическими факторами. Социальный заказ государства и общества к обучению детей-сирот предъявляет все новые и новые требования к качеству их образования. Об этом неоднократно упоминал Президент РФ В.В. Путин в посланиях Федеральному собранию, отмечая что «забота о будущих поколениях, это самые надежные, умные и благородные инвестиции», в связи с чем большее внимание необходимо уделять тем детям, которые по разным причинам лишились семьи и домашнего тепла. Обучение детей-сирот может проходить с осложнениями из-за некоторых негативных свойств личности, нередко присущих этим детям. Наиболее

полным можно считать представление о личностных особенностях детей-сирот как совокупности свойственных для них черт характера, основными из которых являются недоразвитые по сравнению со сверстниками мышление, воображение, познавательная активность. Ребенку-сироте, в отличие от его сверстника из полной семьи, присущи более медленное освоение любой деятельности и низкая успешность ее выполнения; низкий уровень самообучаемости, невысокая активность (познавательная, художественно-эстетическая, спортивная), заниженная любознательность (ребенок-сирота предпочитает не задумываться о своем будущем, цели выдвигает ситуативно и обычно несамостоятельно). В связи с этим цели далеки от реальности, подвержены частой смене. Поведение ребенка-сироты во время обучения можно охарактеризовать следующим образом: не интересует-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

д

н

U

W PQ

ся содержанием учения, неактивно узнает новые факты, не стремится овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений, не увлекается процессом общения с учителем, другими детьми [Дементьева, 2000].

Исходя из описанных выше типологических особенностей детей-сирот, следует, что педагогам нужна специальная подготовка к работе с данной категорией детей. Тем не менее в настоящее время содержание профессионального образования будущих педагогов, и особенно будущих специалистов физической культуры, не предусматривает системы специальной подготовки в данном направлении. Вместе с тем данная подготовка с каждым годом становится все более актуальной в связи с неуменьшающимся количеством детей-сирот и их специфическими личностными особенностями.

Почему нужно акцентировать внимание на подготовке именно педагогов по физической культуре к работе с данными детьми? Потому что физическая культура является одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и успешной адаптации к изменяющимся социальным условиям. Физическая культура как учебная дисциплина направлена на оздоровление организма, закаливание характера, формирование здорового образа жизни. Целью физической культуры является всестороннее развитие человека. Функции физической культуры в целенаправленном педагогическом процессе предусматривают общую физическую, прикладную и спортивную подготовку, способствующую физическому развитию и психофизической готовности детей-сирот к жизни за пределами учреждения, в котором они воспитывались. В профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре нужно акцентировать внимание на формировании у них готовности к работе с детьми-сиротами.

Готовность как условие успешного выполнения деятельности характеризуется избирательной активностью, настраивающей организм, личность на будущую деятельность. Исследователи выделяют следующие виды готовности: общую, специальную, временную, долговременную, психологическую, практическую, функциональную, личностную. Такое количество разновидностей готовности гово-

рит о сложности данного явления. Готовность человека к любой деятельности можно выразить формулой: готовность = желание + знание + умение или готов = хочу + знаю + умею [Степанова, Адольф, 2013].

Структура готовности представляется исследователями в виде компонентов, связанных между собой внутренними связями, которые существуют как внутри каждого компонента, так и между компонентами, а также между компонентами готовности и самой педагогической деятельностью. Следует отметить, что выделение компонентов в значительной мере условно, так как в реальном учебном процессе профессиональная готовность всегда выступает как единое целое. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их можно разделить лишь с целью углубления в сущность понятия. Большинство исследователей выделяют мотивационный, содержательно-операционный и волевой компоненты.

На основании вышеизложенного, а также с учетом специфики развития детей-сирот нами были выделены следующие компоненты готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочной. Это позволило определить, что готовность будущего педагога по физической культуре к работе с детьми-сиротами представляет сложное личностно-деятельностное образование, включающее в себя совокупность профессиональных и общекультурных компетенций, а также способность к созданию оптимальных условий для укрепления здоровья и развития физических качеств детей-сирот с учетом их индивидуальных особенностей.

Нами было сделано заключение, что для эффективного формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами необходимо в образовательном процессе вуза организовать деятельность, направленную на формирование этой готовности. Перед организацией данной деятельности мы провели диагностику исходного уровня готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-сиротами. В исследовании приняли участие 100 студентов МНУ курсов Красноярско-

го государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева очной формы обучения. Для каждого участника эксперимента были разработаны и составлены диагностические карты оценок сформированности готовности к работе с детьми-сиротами, по которым студенты проводили самоанализ. Данная картограмма включала в себя следующие показатели:

-желание стать компетентным педагогом или тренером, овладение общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями;

- отношение к учебной, внеучебной и спортивной деятельности;

- интерес к учебно-тренировочной деятельности с детьми-сиротами;

- база психолого-педагогических знаний;

- социальная и познавательная спортивная активность;

- настойчивость, выдержка, энергичность, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, ответственность, дисциплинированность, принципиальность, внимательность, открытость, инициативность, исполнительность, рефлексия.

Индикатором оценивания для экспертной комиссии и для самооценивания служила продуктивность деятельности студента. Каждый показатель компонентов готовности студента оценивался следующим образом: 1 балл (критическое значение); 2 балла (среднее значение); 3 балла (достаточное значение). Далее мы, рассчитав минимально возможный и максимально возможный показатель (в баллах, от 0 до 90), условно разделили полученную шкалу на приблизительно равные 3 промежутка, соответствующие уровням сформированности готовности студента к работе с детьми-сиротами, которые приобрели следующий вид:

первый низкий уровень - до 30 баллов;

второй средний уровень - от 31 до 60 баллов;

третий высокий уровень - от 61 до 90 баллов.

При подсчете общего балла по каждой груп-

1Р1

пе мы использовали формулу в = гДе

й - показатель количественной оценки уровня сформированности готовности; р - соответствующий балл, оценивающий конкретный показатель из индивидуальной карты студента; \ - порядко-

вый номер показателя карты; Уэ - количество студентов экспериментальной группы; \/к - количество студентов контрольной группы [Коробов, 1992]. На диаграмме (см. рис. далее) представлен уровень сформированности готовности студентов экспериментальной и контрольной групп к работе с детьми-сиротами на начало и окончание эксперимента.

Проведенная диагностика исходного уровня готовности показала, что 0э=707/30=23,5 балла. Данный показатель находится в пределах первого низкого уровня: Ок=675/29=23,2 балла. Этот цифровой показатель также находится в пределах первого низкого уровня. Таким образом, уровень сформированности готовности к учебно-тренировочной деятельности с детьми-сиротами у студентов в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента был приблизительно одинаковым и соответствовал первому низкому уровню.

Одним из условий формирования изучаемой готовности является развитие мотивации к данной работе с целью стимулирования интереса к проблеме тренировочной и педагогической деятельности с детьми-сиротами, возникновению мотивов к формированию готовности к работе с детьми-сиротами, развитию профессиональных ориентаций и направленности на работу в учреждениях интернатного типа. В практической деятельности мы уделили внимание педагогическим мастерским, куда приходили гости-педагоги, работающие с детьми-сиротами, директора и заведующие интернатными учреждениями и детскими домами. Главная задача мастерских - показать специфику работы с данным контингентом детей. Такая форма работы направлена на овладение студентами творческими умениями, формирование профессионального интереса к работе с детьми-сиротами. Приглашенный гость мастерской в ходе совместной деятельности со студентами не только рассказывает о своей профессии, но и осуществляет решение некоторых специфичных проблем, которые могут возникнуть только при работе с детьми-сиротами. Гость обсуждает со студентами различные подходы к поиску решения, обозначает различные тонкости, которые нужно учитывать при решении задач при работе с детьми-сиротами. В сотрудничестве вырабаты-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

вается общая схема решения задачи, выделяются этапы данного решения, обнаруживаются связи, которые непременно должны найти своё место, определяются критерии того, что задача может считаться решенной. Уточнение, конкретизация всех фрагментов решения производятся индивидуально или в парах. Мастерская предоставляет каждому возможность двигаться к результату своим путём. Важными моментами в работе являются сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Гость не навязывает решение этой задачи, а только направляет студентов к правильному выбору. Итогом работы педагогической мастерской является решение педагогических задач, связанных с работой с детьми-сиротами. Необходимым элементом решения этих задач является наличие эксперта из интернатных учреждений и детских домов.

После того как у студентов начала развиваться мотивация к работе и обучению детей-сирот, мы обратили внимание на повышение уровня их теоретической подготовки для обогащения знаниями об их жизненном содержании. Центральным звеном профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми-си рота ми являлось включение в учебно-методические комплексы дисциплин «Теория и методика физической культуры» и «Теория и методика обучения физической культуры» темы «Учебно-тренировочная деятельность с детьми-сиротами», которая делилась на три части. Первая часть «Физическое и психическое развитие детей-сирот» знакомила студентов с характерными особенностями быта детей-сирот, физического, психического и умственного их развития. Вторая часть «Методика обучения физической культуре детей-сирот» характеризовала цели обучения физической культуре детей-сирот, основные направления, формы и методы. Третья часть «Методы и принципы тренировочного процесса с детьми-сиротами» посвящена методике изучения тренировочного процесса с детьми-сиротами. Следующим звеном в теоретической подготовке был спецкурс «Проблемы теории и методики обучения физической культуре детей-сирот». Студенты учились выступать в роли докладчиков, оппонентов. В процессе этого они овладевали умения-

ми постановки и решения учебно-тренировочных проблем и задач, доказательства и опровержения, умением отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки. После того как нами было уделено внимание развитию мотивации, обогащению теоретической подготовки будущих педагогов по физической культуре, мы погрузили студентов в ту среду, в которой живут, учатся и воспитываются дети-сироты. Как известно, без практического приложения к конкретным условиям, в которых она важна для решения актуальных, личност-но осознанных проблем, теоретическая подготовка утрачивает свою актуальность. Погружение студентов в эту среду осуществлялось за счет педагогического сотрудничества с детскими домами и интернатными учреждениями. Педагогическое сотрудничество представляло и студенческую деятельность, направленную на организацию в детских домах и интернатах спортивных секций и занятий по физической культуре.

Студентами были организованны следующие спортивные секции: туризм, единоборства, спортивные игры, гимнастика и акробатика, легкая атлетика и плавание. Содержание спортивных секции состояло из трех частей. Первая реализовывалась в виде непосредственно практической спортивной деятельности, в процессе которой находили свое решение воспитательные задачи. Вторая, так называемая общественно полезная деятельность, заключалась в использовании в учебно-тренировочном процессе различных форм привлечения воспитанников детских домов к выполнению определенного рода поручений и заданий (ведущий группы на занятии, физорг и т. д.). Сущность третьей части, теоретической, состояла в использовании различных форм и методов нравственного просвещения воспитанников детских домов в процессе спортивных занятий либо в свободное от них время. К ним, прежде всего, относились беседы, собеседования, разъяснения [Савчук, Ситничук, 2013, с. 119].

После организации вышеперечисленной деятельности мы провели вторичную диагностику, чтобы увидеть, как изменился уровень сформированное™ исследуемой готовности с момента проведения первичной диагностики (рис.).

Рис. Уровни сформированности готовности студентов экспериментальной и контрольной групп к учебно-тренировочной работе с детьми-сиротами (первичная и вторичная диагностика)

Количественные показатели по экспериментальной группе возросли с 23,5 до 64,4 балла, что соответствует третьему высокому уровню, и это свидетельствует о ярко выраженной тенденции неуклонного роста уровня сформированности готовности студентов к работе с детьми-сиротами.

Подводя итог, можно констатировать следующее: после организации вышеперечисленной деятельности у будущих педагогов повысился уровень сформированности готовности приобретать знания, осваивать профессиональные умения и развивать личностные качества для работы с детьми-сиротами. Центральными звеньями процесса формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к учебно-тренировочной деятельности с детьми-с и рота ми явились профессиональные мастерские, спецкурс «Проблемы теории и методики преподавания физической культуры детям-сиротам», в рамках которого обучение предполагает создание каждым из студентов методических разработок по педагогическому и тренировочному процессу по следующей схеме: тема, количество уроков по данной теме, планы-конспекты уроков, принципы тренировочного процесса, методы тренировочного процесса и т. д., педагогическое сотрудничество с детскими домами и интернатными учреждениями. За счет этого сотрудничества студенты смогли перенести сформированные умения, приобретенный опыт в реальную практику при работе с данными детьми, побывали в тех местах,

где учатся и воспитываются дети-сироты. Результаты вторичной диагностики свидетельствовали о нарастающей положительной динамике студентов именно экспериментальной группы, которые упрочили свои позиции на третьем высоком уровне сформированности готовности к работе с детьми-сиротами, тогда как студенты контрольной группы остались на первом или начали переходить на второй уровень. Это также подтвердило эффективность разработанных условий формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к учебно-тренировочной деятельности с детьми-сиротами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: Генезис и профилактика. М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с

2. Коробов В.Е. Математическая обработка и оформление результатов измерений. Волгоград: Перемена, 1992.120 с.

3. Савчук А.Н., Ситничук С.С. Система спортивно-педагогических воздействий на формирование профессиональных качеств воспитанников детских домов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 118-122.

4. Степанова И.Ю., Адольф. В.А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 368 с.

<

PQ W

е

$

о с

d

и

о

1-4

о к к

W

а н

о

рц

К £

м р

к

CJ

а_

Щ

са tig

fh а о

1-4

о

1-4

О

«

CJ

S

Ж

о £

>> о

и

О

«

о щ

tr К

1-4

О

1-4

С щ

w с

S

X

н

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.