УДК 378.14
ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С ФИЗИЧЕСКИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
В.В.Королёв
FORMATION DYNAMICS OF PROFESSIONAL READINESS OF THE FUTURE PHYSICAL-EDUCATION TEACHERS TO WORK WITH PHYSICALLY MALADJUSTED ADOLESCENTS
V.V.Korolev
Институт медицинского образования НовГУ, [email protected]
Предметом исследования статьи выступает динамика сформированности профессиональной готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками с учетом профессионально значимых компонентов готовности. Цель исследования обусловлена темой и заключается в выявлении затруднений, возникающих у будущего педагога по физической культуре в работе с подростками с различными отклонениями в психофизиологическом развитии, а также в анализе потенциальной готовности этих педагогов к работе с физически дезадаптированными подростками. Эффективность технологии формирования данной готовности в структуре экспериментального курса «Работа педагога по физической культуре с физически дезадаптированными подростками» подтверждена статистически достоверными приростами полученных показателей с определением коэффициента успешности освоения компетенций (знаний, умений, навыков) по методике А.В.Усовой и составляет 93,3%.
Ключевые слова: профессиональный выбор студента, профессиональная компетентность, условия формирования, динамика сформированности готовности
The subject of research in this article appears to be the formation dynamics of professional readiness of the future physical-education teachers to work with physically maladjusted adolescents considering professionally significant components. Our aim is to reveal the difficulties which future physical-education teachers can have when training adolescents with different psychophysiological abnormalities. We also analyze the potential ability of the teachers to work with such children. For the purpose of forming the ability we used a special course "Work of a physical-education teacher with physically maladjusted adolescents". The effectiveness of the course is confirmed with statistically significant data on increase in the coefficient of success in learning new skills (93.3%). Keywords: student's professional choice, professional competence, conditions of formation, formation dynamics of readiness
Введение
В современном обществе наметилась тенденция ухудшения здоровья подростков, что влечет за собой ограничение физического благополучия и нарушения в эмоционально-волевой, предметно-практической, нервно-психической, мотивационной, экзистенциональной сфере, а также в сфере саморегуляции [1]. Возникает объективная необходимость подготовки будущего педагога по физической культуре к работе с такими подростками. Одним из способов формирования данной готовности выступает внедрение в образовательный процесс спецкурса «Физическая дезадаптация как социально-педагогическая проблема» и спецкурса по выбору «Работа педагога по физической культуре с физически дезадаптированными подростками».
Материалы и методы
Цель проведенного нами экспериментального исследования состояла в формировании профессиональной готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками.
Среди задач, обеспечивающих решение данной цели, были:
1) разработка спецкурсов и содержания практических заданий, формирующих готовность к работе с физически дезадаптированными подростками;
2) разработка критериев и показателей сформированной готовности студентов к работе с физически дезадаптированными подростками;
3) проведение опытно-экспериментального исследования по формированию готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками.
В экспериментальном исследовании с 2010 по 2014 гг. участвовали студенты направления «физическая культура» (повышенный уровень) Боровичского педагогического колледжа и кафедры ТМФВ НовГУ им. Ярослава Мудрого. Привлеченные к эксперименту студенты проявили интерес к работе с детьми, имеющими отклонения как в психическом, так и в физическом развитии. Среди участвующих в эксперименте 140 студентов и в качестве экспертной группы — 20 педагогов по физической культуре различных школ Великого Новгорода и Боровичей и 10 преподавателей НовГУ. Достоверность различий между показателями первичного и итогового тестирований определялась по коэффициенту успешности освоения компетенций (знаний, умений, навыков) по методике А.В.Усовой (1980). Эксперимент проходил в два этапа: 2010 —
2012 гг. — 80 студентов и 2012 — 2013 гг. — 60 студентов. В ходе исследования было проведено 14 экспертиз первичного тестирования определения компонентов готовности (мотивационно-волевого, когнитивного, деятельностного, рефлексивного).
Результаты и их обсуждение
Анализ результатов позволил выявить следующее: знания по организации работы с физически дезадаптированными подростками недостаточны у большинства будущих преподавателей по физической культуре (84%). Испытывают затруднения в общении с подростками 89% студентов младших курсов и 76% студентов-старшекурсников. Сформированность умения осуществлять коммуникативные и проектировочные действия в организации совместной деятельности с физически дезадаптированными подростками с целью развития физической культуры, привлечения к здоровому образу жизни, незначительны у всех студентов. Владеют методикой организации спортивных мероприятий с участием физически дезадаптированных подростков и их родителей лишь 15% респондентов. Поэтому лучшим выходом из создавшегося положения является оптимизация данной подготовки в рамках изучаемых дисциплин (табл. 1).
(квазипрофессиональная) деятельность студентов в рамках технологии контекстного обучения (педагогическая мастерская, дискуссии, деловые игры, игровые формы занятий, разбор педагогических ситуаций, требующих внутренней борьбы и преодоления собственного стереотипа и т.п.).
Третий этап — профессионально-моделирующий — направлен на моделирование условий для самореализации, самовыражения студентов, их творческого саморазвития и личностного роста, гуманизацию деловых и межличностных отношений, выявление коррекционно-развивающих возможностей физической культуры, организацию взаимодействия со специалистами различных социальных служб. Это позволило студентам овладеть основами профессиональных знаний и умений по коррекции физической дезадаптации подростков, приобрести практический опыт. Необходимо отметить, что на данном этапе наиболее успешно реализовывалась учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, педагогическая практика) будущего педагога физической культуры. Закрепление у студентов первоначального опыта профессиональной деятельности осуществлялось в рамках психолого-педагогической практики. В контексте организации работы с физиче-
Таблица 1
Уровни готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками (до эксперимента)
^^^^^Компоненты Мотивационно- Когнитивный Деятельностный Рефлексивный
Уровни ^^^^^ волевой
Базовый 96 (68,5%) 131 (93,5%) 112 (80%) 62 (44,3%)
Адаптивный 29 (20,7%) 9 (6,5%) 28 (20%) отсутствует
Интегративный 15 (10,7%) отсутствует отсутствует отсутствует
Информационно-мотивационный этап формировал и стимулировал интерес студентов первого и второго курса к социально-педагогической проблеме физической дезадаптации подростков, актуализировал психолого-педагогические знания. На этом этапе предусматривалось посещение образовательных и социальных учреждений разных типов, целью которого являлось наблюдение студентов за внешними проявлениями физической дезадаптации подростков и организационно-педагогической деятельностью преподавателей. Студенты знакомились с сущностью понятия «физическая дезадаптация», с социально-педагогическими и личностными причинами ее возникновения, с характерными особенностями проявления данного феномена у подростков [2].
На втором этапе — направляющем — осуществлялись освоение будущим педагогом теоретических положений физической дезадаптации подростка, способов организации субъект-субъектных отношений; выработка у студентов образов нравственной, духовной, интеллектуальной культуры педагога; накопление учебно-дидактических и методических материалов для работы с физически дезадаптированными подростками. Необходимо отметить, что на данном этапе наиболее успешно реализована практико-ориентированная
ски дезадаптированными подростками дополнительные задания носили как исследовательский, так и практико-ориентированный характер. На этом этапе актуализировалась мотивация студентов на коррекци-онно-развивающую роль физической культуры.
На рефлексивно обобщающем этапе студентами осуществлялась рефлексия собственной проектировочной и профессионально-практической деятельности, происходило расширение круга интересов студентов по проблеме физической дезадаптации подростков и коррекционно-развивающей роли физической культуры, а также по организации взаимодействия со специалистами различных социальных служб. У студентов уже имеется определенный багаж не только теоретических знаний, но и способов деятельности с данной категорией молодежи.
Динамика сформированности готовности к работе с физически дезадаптированнми подростками у будущих педагогов по физической культуре в контрольных группах не претерпела существенных изменений, необходимо только выделить повышение интегративно-го уровня когнитивного компонента готовности у студентов вуза на 7,5%. Мы связываем это с применением межпредметной интеграции и использованием контек-сто-компетентностного подхода (табл.2).
Таблица 2
Динамика сформированности готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с физически дезадаптированными подростками, экспериментальные группы (экспертная оценка в %)
Уровни
Компоненты Базовый Адаптивный Интегративный
До После До После До После
Мотивационно- вуз 57,5 20 32,5 13,3 4 45
волевои колледж 36,6 13,3 6,6 53,3 16,5 33,3
Когнитивный вуз 95 17,5 5 45 — 37,5
колледж 93,3 26,6 6,6 43,3 — 30
Деятельностный вуз 87,5 22,5 12,5 42,5 — 35
колледж 86,6 10 13,3 70 — 20
Рефлексивный вуз 92,5 25 — 60 — 15
колледж 93,3 53,3 — 40 — 6,6
На формирующем этапе проводилось определение по методике А.В.Усовой коэффициента успешности освоения компетенций (знаний, умений, навыков):
— профессионально-педагогической компе-теции — У = 1,29;
— педагогической — У = 1,26;
— социальной — У = 1,23;
— управленческой — У = 1,24;
— рефлексивной — У = 1,26.
На основании обобщенных данных мы определили следующий коэффициент успешности усвоения компетенций: У = 0,77/0,62= 1,24.
Такое значение коэффициента указывает на наличие у студентов значительного прироста знаний, умений, навыков; отслеживание проводилось в динамике (с первого по третий курс).
Выводы
1. Несмотря на целенаправленную подготовку студентов экспериментальных групп к работе с физически дезадаптированными подростками, выпускники испытывают некоторые трудности в осознании содержания своей деятельности, в умении взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами учреждений спорта и социальных служб; в определении успешности такой работы в школе, социуме.
2. Все студенты, имеющие высокую мотивацию к работе в начале эксперимента, значительно улучшили свои результаты и по другим компонентам; 17,9 % (25 чел) из них достигли интегративного уровня сфор-мированности деятельностного компонента готовности, позволяющего будущему специалисту способствовать преодолению физической дезадаптации подростков. Это свидетельствует о том, что допрофессио-нальная мотивация к работе является важным условием формирования готовности будущего преподавателя.
1. Королев В.В. Развитие организма подростка в условиях физической дезадаптации // Образование и общество. 2009. № 1 (54). С.68-72.
2. Королев В.В. Особенности оптимизации процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2009. №7 (53). С.57-61.
References
1. Korolev V.V. Razvitie organizma podrostka v usloviiakh fizicheskoi dezadaptatsii [Physical development of an adolescent having a physical maladjustment]. Nauchnyi, informat-sionno-analiticheskii zhurnal «Obrazovanie i obshchestvo», 2009, no. 1 (54), pp. 68-72.
2. Korolev V.V. Osobennosti optimizatsii protsessa podgotovki budushchikh pedagogov po fizicheskoi kul'ture [The particularities of educational process's optimization of future physical culture pedagogues]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2009, no. 7 (53), pp. 57-61.