УДК 159.9.316.6
СЮ Савинова ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС КАК РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ
Аннотация. В работе представлены аргументы, обосновывающие необходимость воспитания организационной приверженности у студентов как необходимого ресурса в развитии современного университета. Дана современная трактовка феномена вовлеченности, связывающая ее с организационной приверженностью, как существенного показателя качества образовательного процесса в вузе, проанализированы основные положения концепции вовлеченности. Обобщены и обоснованы результаты практического исследования вовлеченности студентов в образовательный процесс на факультете менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. Показано значение вовлеченности студентов в образовательный процесс с точки зрения развития их профессиональных компетенций. Выделены наиболее типичные проявления невовлеченности студентов в различные стороны образовательного процесса. Ключевые слова: организационная приверженность, образовательный процесс, вовлеченность, невовлеченность, управление образовательным процессом, качество образовательного процесса
Svetíana Savmova INVOLVEMENT OF THE STUDENTS
IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS A RESOURCE FOR ORGANIZATIONAL COMMITMENT
Abstract. This article presents arguments justifying the need to bring up organizational commitment among students as a necessary resource for the development of a modern university. The paper also provides us with up to date interpretations of the phenomenon of immersiveness which connects it with organizational commitment as a significant indicator of the quality of the educational process in a university. The analysis of the basic concepts of immersiveness is given as well as summarized and practical results of the research that estimates a level of involvement among students in the educational process at the Faculty of Management in the Higher School of Economic in Nizhny Novgorod. In general this article shows the importance of students' involvement in the educational process in terms of the development of their professional competencies. Moreover the most typical symptoms of non-involvement students in the various aspects of the educational process are also found.
Keywords: organizational commitment, educational process, immersiveness, non-involvement, managing educational process, the quality of educational process.
Последние десятилетия университеты развиваются в условиях экономических, культурных, социальных преобразований, которые вызваны требованиями внешней среды. Дифференциация высших учебных учреждений привела к радикальным внутренним изменениям образовательного пространства университетов, отразилась на их имидже. Обладая разными статусами, университеты пытаются использовать все доступные ресурсы для сохранения своей конкурентноспособности на рынке образовательных услуг, открывая новые направления подготовки, совершенствуя содержание и методы обучения.
Для вуза становится принципиально важной возможность получить неслучайных, «своих» студентов, которые осмысленно сделали свой выбор, разделяют миссию, стратегию развития, цели учреждения, являются выразителями его идей, могут стать двигателями этого развития. Зарубежные источники называют таких людей стрейкхолдерами. Группы стрейкхолдеров могут состоять из администрации вуза, преподавателей, выпускников, работодателей, студентов. Студентов можно рассматривать как ключевых стрейкхолдеров, от которых зависит реальная результативность работы вуза. От их усилий зависит превратится ли образовательный процесс вуза в процесс становления компетенций и установок будущих специалистов в той или иной области.
© Савинова С.Ю., 2014
На наш взгляд, одним из возможных ресурсов воспитания стрейкхолдеров может стать организационная приверженность. С 60-х гг. ХХ века это явление активно изучается зарубежными и отечественными учеными. За это время сложились два основных подхода к пониманию организационной приверженности: поведенческий (Howard Becker, G. Salancik, D&S Schltz, Ю.Ю. Милешкин, Б.Г. Ребзуев и др) и установочный (Rozabett Hanter, L. Porter, R.Mowday, N.Allen, О.С. Дейнека, В.И. Да-миняк, О.Е. Королева, С.С. Баранская, Л.Г. Почебут). Анализ вышеприведенных источников говорит о том, что в рамках поведенческого подхода организационная приверженность понимается как состояние, в котором индивид свободно и публично осуществляет действия, связанные с работой в организации. В 1977 г. Г. Саланчик (G. Salancik) в работе «Commitment and the control of organizational behavior and belief» подчеркивал, что приверженность организации тесно связана с убеждениями человека, которые выражаются в его действиях и степени вовлеченности в дела организации. Чем выше вовлеченность человека в принятие решений, тем выше его приверженность организации [14].
Последователи установочного подхода делают акцент в понимании организационной приверженности не на действия человека, а на его установку в отношении организации, которая возникает на основе чувств, эмоций, связанных с работой. Взгляд на организационную приверженность через установку позволяет предусматривать формы уклоняющегося поведения, т.е. текучесть, абсентеизм и опоздания. L. Porter, R. Mowday, характеризуя организационную приверженность, одним из ее компонентов называли вовлеченность, т.е. готовность затрачивать существенные усилия в интересах организации. Следствия организационной приверженности включают сокращение прогулов и опозданий, низкую текучесть и рост продуктивности у работников [13].
Как можно заметить, позиции сторонников этих подходов не являются противоречивыми. Они, скорее, дополняют друг друга, раскрывая разные стороны этого явления. Исследователи сходятся в понимании организационной приверженности как психологического состояния, которое характеризует позитивное отношение работника к своей организации, стремление сохранить свое место в этой организации, желание действовать на ее благо. Большое влияние на приверженность работников к организации оказывает их вовлеченность в жизнедеятельность организации.
Поэтому целью нашей работы было исследовать вовлеченность студентов в различные направления образовательного процесса университета, учитывая их возраст, профессиональную направленность, образовательный опыт. В последние десятилетия в США, Канаде регулярно проводится Национальное исследование вовлеченности студентов в университетские практики. Последние годы вовлеченность студентов в учебный процесс изучается в Национально-исследовательском университете «Высшая школа экономики».
Вовлеченность - сложное явление, объяснение которому дается в разных областях человеческого знания. В поисках сущности человека многие исследователи обращались к категории «вовлеченность» и понимали ее по разному. Э. Мунье определяет вовлеченность через определение роли труда в жизни человека [7]. Н. Бердяев трактует вовлеченность как «творческий акт» [1], П. Ланд-сберг связывает вовлеченность непосредственно с личностью, с состоянием ее свободы. Вовлеченный человек - это свободный человек. Однако вовлечение становится личностным только тогда, когда человек имеет возможность каждый раз добровольно возобновлять свое действие, не противореча своим ценностям, не отрекаясь от своей личности. Свобода представлена в нем как постоянная ценность [11]. Эти идеи, несомненно, созвучны гуманистическому подходу в образовании, реализуемому в современной высшей школе.
В психологии категории невовлеченности/вовлеченности (mindlessness-mindfulness) понимаются как психическое состояние когнитивной деятельности. Если это состояние, при котором «индивид осознанно обращается со стимулами окружающей среды», «вовлечен в активное создание окружающей обстановки», - это состояние психической вовлеченности Состояние сниженной когнитив-
ной деятельности, при котором «индивид обрабатывает стимулы окружающей среды автоматически, не принимая во внимание новые ( или просто иные аспекты этих стимулов), или когда индивид сталкивается с многократно или однократно повторенным конкретным опытом, определяется как состояние невовлеченности» [8].
Концепция вовлеченности активно используется в работах по управлению организацией на основе качества. Вовлечение персонала и воспитание у него чувства причастности к деятельности организации является одним из основополагающих принципов этой концепции. Вовлеченность - это нечто особенное, когда разум со всей внимательностью отдается делу, эмоции усилены, внимание сконцентрировано, поведение распределено [6]. Высокий уровень вовлеченности - это состояние человека, при котором возникает безусловная мотивация к тому, чтобы полностью посвятить себя работе или действиям в интересах организации. В этом состоянии человек проявляет инициативу и мобилизует все свои возможности и скрытые резервы для решения поставленной задачи. Подобное состояние принято называть эмоциональной вовлеченностью. Вовлеченность - это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как член организации для достижения ее целей. Вовлеченность в работу организации может быть достигнута лишь в том случае, если работа в организации побуждает и формирует у людей:
— готовность, если это требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
— чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой;
— заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;
— ответственность за результаты своей работы [3, 4].
Применительно к университету вовлеченность студентов в образовательный процесс показывает, каким образом и в какой степени используется потенциал их человеческих ресурсов. В современном представлении об образовательном процессе, выделяется несколько существенных моментов, имеющих отношение к вовлеченности в него студентов. В основе педагогического процесса лежит взаимодействие педагогов и студентов. Оно составляет сущностную характеристику процесса, т.к. в силу своей специфики является взаимодействием преднамеренным (длительным или временным), в следствии которого, происходят взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях субъектов взаимодействия. Поэтому взаимодействие с педагогами в учебной или внеучебной деятельности становится серьезным показателем вовлеченности студентов в образовательный процесс [10].
В исследовании вовлеченности неоднократно подчеркивалась необходимость учета особенностей субъектов взаимодействия, в частности их возраста, уровня жизненного опыта, особенностей выполняемой роли и т.д. Характеризуя современное студенчество, необходимо сказать, что это достаточно хорошо подготовленные, активные молодые люди. Приобретение профессии и начало собственной профессиональной жизни - условие для выработки собственного индивидуального жизненного стиля и возможность реализовать индивидуальные смыслы жизни [9].
Принято считать, что ведущей деятельностью студентов является учебная деятельность. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов, на приобретение профессиональных знаний, навыков, умений. Для учебной деятельности характерны возрастающие умственные, эмоциональные нагрузки. Результативная учебная деятельность невозможна без соответствующей активности. Учебная активность в традиционном ее понимании - это желание и стремление студентов приобрести как можно больше знаний, целеустремленность, настойчивость и работоспособность. Между тем, как отмечает Е.И. Перфильева, у большинства студентов существует сильный разрыв между желанием достижения социального успеха и пониманием того, как это может быть сделано. Есть понимание того, «что хочу», но нет понимания как это «хочу» может быть реализовано в инди-
видуальной жизненной ситуации [2]. Разрешением этого противоречия может стать вовлеченность студентов не только в учебную деятельность, но и в другие виды деятельности образовательного процесса. Существенной стороной образовательного процесса является его содержание, которое определяется набором соответствующих компетенций. Отсюда вовлеченность студентов в разные виды деятельности образовательного процесса дополняет формирование профессиональных навыков, необходимых современному менеджеру.
В период с сентября 2012 года по июнь 2013 года на факультете менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде проводилось исследование, цель которого заключалась в изучении вовлеченности студентов факультета в образовательном процессе. В исследовании приняли участие 273 студента, обучающихся в бакалавриате (1-4 курсы) и на первом курсе магистратуры. Исследование проводилось в виде опроса на основе методики, разработанной Н.Г. Малошонок [5].
При измерении студенческой вовлеченности учитывались четыре группы показателей:
— частота участия студентов в различных видах учебной деятельности, а именно, проявление своей активности/пассивности в семинарских, практических занятиях (вопросы преподавателям, участие в общегрупповых дискуссиях, выступление с докладом или презентацией, присутствие на семинарском занятии, не вникая в его содержание инее слушая преподавателя, совместная одно-группниками /однокурсниками подготовка к домашним занятиям, контрольным работам и экзаменам, оказание помощи другим студентам в этих видах деятельности, работа над дополнительными заданиями, выполнение которых необязательно для получения отличной оценки);
— частота участия студентов во внеучебной деятельности группы, факультета, университета, вне своего университета;
— частота взаимодействия со студентами своей группы, своего курса, других курсов, других факультетов;
— частота взаимодействия с преподавателями по тематике изучаемого курса, по научной работе, по другим сторонам жизни (работа, хобби и т.д.)
По результатам оценки студентами своей вовлеченности в различные виды учебной деятельности было выявлено, что в среднем 32% студентов всех курсов часто вступают на занятиях во взаимодействие с преподавателем, задавая ему вопросы, 35 % студентов делают это иногда, 33 % студентов крайне редко или никогда не задают вопросов преподавателям на занятии. Реже других это делают студенты 1 курса. Часто участвуют в групповых дискуссиях 48 % опрошенных студентов, особенно эта деятельность привлекательна для студентов 3,4, курсов бакалавриата магистрантов, только иногда в этой деятельности принимают участие 38% студентов всех курсов, иногда и крайне редко в эту деятельность включаются 6%, никогда не участвуют в дискуссиях - 0,6% студентов 3 курса. С докладами и с презентациями на занятиях часто или иногда выступают 90 % студентов факультета, причем студенты выпускного курса бакалавриата делают это чаще других, и только 1% студентов первого и четвертого курсов никогда не занимаются этой деятельностью.
В среднем только 12% опрошенных студентов всех курсов всегда приходят на занятия с подготовленными домашними заданиями. С невыполненными домашними заданиями чаще других приходят студенты третьего (21%) и четвертого (36%) курсов. Крайне редко не выполняют домашнее задание первокурсники - 57%, и магистранты (48%). Присутствуют на занятиях, но часто не слушают преподавателей в среднем 15% всех опрошенных студентов, большую часть из которых составляют студенты 4 курса. 44% студентов факультета менеджмента время от времени не вникают в учебный материал. Крайне редко или никогда не отвлекаются на занятиях первокурсники бакалавриата и магистратуры (по 48% из числа опрошенных с каждого курса).
В совместную подготовку домашних заданий или различных видов контроля вовлечены постоянно 38% всех опрошенных студентов, при этом, чаще других в эту деятельность вовлечены сту-
денты 3 курса (79% всех опрошенных третьекурсников и 61 % магистрантов). Самая большая доля тех, кто всегда готовится индивидуально, среди первокурсников - 10%. Взаимную помощь в подготовке домашних заданий, к контрольным работам и к экзаменам постоянно оказывают друг другу лишь 8% всех опрошенных студентов, иногда это делают 40% студентов опрошенных студентов, из них чаще других взаимопомощь оказывают друг другу студенты второго курса (61%). Никогда не помогают другим студентам 5% от общего числа опрошенных студентов. Оставшиеся 47% студентов делают это крайне редко. Дополнительные задания по курсу, необязательные для получения отличной оценки, никогда не выполняют 30% всех опрошенных студентов, 37% всех опрошенных студентов делают это крайне редко, только 4 % студентов делают это часто, остальные опрошенные студенты иногда выполняют дополнительные задания.
Таким образом, показатели вовлеченности студентов в учебную деятельность демонстрируют неравномерные результаты. Однако прослеживается тенденция снижения вовлеченности в учебную деятельность на третьем, четвертом курсах бакалавриата, и повышение вовлеченности на первом курсе магистратуры.
Вторая группа показателей вовлеченности студентов в образовательный процесс затрагивает внеучебную деятельность. 30% студентов факультета менеджмента часто принимают участие во вне-учебной деятельности своей группы, из них большинство составляют первокурсники, 24% студентов делают это иногда, только 6% студентов факультета никогда не принимают участие во внеучебной деятельности своих групп. Во внеучебной деятельности факультета никогда не принимают участие 30% студентов второго, четвертого курсов и опрошенных магистрантов. 40% всех опрошенных студентов крайне редко участвуют во внеучебной деятельности факультета, реже всех вовлечены в деятельность факультета первокурсники (57% опрошенных студентов первого курса). Остальные студенты время от времени принимают участие в делах факультета. Во внеучебной деятельности вуза чаще других принимают участие первокурсники - 53% от опрошенных студентов 1 курса, большинство всех опрошенных студентов - 40% крайне редко вовлекаются в жизнь университета, никогда не принимают участие во внеучебной жизни университета опрошенные магистранты. Большую часть внеучебного времени студенты факультета менеджмента проводят вне университета. Об этом заявили 51% всех опрошенных студентов факультета.
Таким образом, анализируя вовлеченность студентов во внеучебную деятельность, следует отметить, что, в целом, студенты очень немного и неравномерно участвуют во внеучебной деятельности. Если во внеучебной деятельности своих групп принимают участие 30% опрошенных студентов, то во внеучебной деятельности факультета не принимают участие (или делают это крайне редко) 70% опрошенных. В отношении участия в деятельности университета эта цифра несколько меньше (40%). Процент студентов, проводящих свое внеучебное время вне университета показательно стабилен на всех курсах - 51%.
Третья группа показателей вовлеченности студентов в образовательный процесс характеризует взаимодействие студентов. Более 80% студентов каждого курса факультета менеджмента общаются с одногруппниками часто, около 10% - иногда, остальные редко, только 9% опрошенных магистрантов никогда не общаются в своей группе. Большинство опрошенных студентов вовлечены в общение с однокурсниками: 52% всех опрошенных студентов факультета часто общаются с однокурсниками, чаще других вовлечены в это общение студенты 4 курса (69% всех опрошенных четверокурсников), иногда это делают - 34% опрошенных студентов факультета. В общение со студентами других курсов в основном вовлечены студенты старших курсов бакалавриата и магистранты. 30% студентов факультета крайне редко общаются со студентами других курсов, 42% делают это лишь иногда. Наибольшую долю респондентов, которые общаются со студентами других факультетов, составили студенты 1, 4 курса и магистратуры (около 30%). Среди тех, кто взаимодействует иногда,
преобладают студенты 2 курса (55%). Около 10% из числа всех опрошенных никогда не общаются с этой категорией студентов.
Таким образом, вовлеченность студентов в общение друг с другом показывает достаточно высокий процент, что говорит о сложившихся традициях обмена информации как по «горизонтали», так и по «вертикали». Наибольшую трудность в этом процессе испытывают первокурсники, что объясняется недостаточной адаптированностью и слабым знакомством со студентами старших курсов.
Четвертая группа показателей вовлеченности студентов в образовательный процесс отражает взаимодействие студентов и преподавателей. Наиболее часто с преподавателями по тематике изучаемого курса общаются 40% опрошенных студентов факультета менеджмента , 50% - иногда и около 10% - крайне редко.
В рамках научной работы 82% всех опрошенных студентов крайне редко или никогда не общаются с преподавателями, в частности, из числа опрошенных первокурсников 67% никогда не затрагивают эту тему. Оставшиеся 18% опрошенных студентов касаются научной работы иногда. Еще реже затрагиваются в общении преподавателей и студентов другие стороны жизни (работа, хобби т.д.). 46% всех опрошенных студентов либо крайне редко, либо никогда не затрагивают эти темы. Только 20% студентов часто общаются с преподавателями на темы, 34% опрошенных студентов -иногда. Среди тех, кто никогда не общается с преподавателями по этому поводу, преобладают первокурсники (27% от числа опрошенных первокурсников.).
Анализ результатов показателей четвертой группы выявляет проблему общения студентов и преподавателей. Если в рамках учебных дисциплин это общение складывается (затруднения возникают только у студентов первого курса), то общение с преподавателями на другие (внеучебные) темы практически отсутствует.
Результаты проведенного опроса выявили еще один аспект проблемы - проявление невовлеченности в учебный процесс, как «договор о невовлеченности» [12], которая заметнее всего проявилась в следующих фактах:
отсутствие регулярной подготовки домашних заданий;
формальное присутствии на занятии, без проявления активности (не слушают преподава-
телей);
нет желания выполнять дополнительные задания, если это не стимулируется оценкой; редкое участие в жизни факультета; предпочтение общения вне стен своего вуза;
отсутствие стремления общаться с преподавателями вне рамок учебного процесса.
Таким образом, проведенное научно-практическое исследование по проблеме вовлеченности студентов менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, скорее, носит характер постановки проблемы, которая требует серьезного дополнительного изучения и разработки программы, направленной на более активное вовлечение студентов в образовательный процесс.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А Бердяев. - М.: Изд-во «Книга», 1991. - С. 101
2. Ерофеева А.В., Перфильева Е.И. Педагогический диалог в вузе: теория, позиция, практика: монография/А.В.Ерофеева, Е.И. Перфильева. - Н.Новгород, - 2012. - С. 71-72.
3. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // В. Катков. Управление персоналом. - 2000. - № 2. - С. 66-70.
4. Магура М. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. - 1998. - № 11. - С. 43-90
5. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг.// Эмпирические исследования. - 2012. - №1 (1). - С. 23-47.
6. Митчелл А. Создание бренда изнутри путем вовлечения сотрудников // Identity. - 2005. - № 5. - С. 10-12.
7. Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. - М.: Изд-во Республика, 1999. - С. 112.
8. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - СПб., 2006.
9. Сапогова Е.Е. Психология развитии человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова.-М.: Аспект-Пресс, -2001. - С.57.
10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / А.В. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Изд. центр «Академия», - 2002. - С. 72.
11. Соколова Л.И., Мищенко Е.С., Понаморев С.В. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации: монография/ Л.И. Соколова и др.- Тамбов: Изд-во Тамб.гос. тех. ун-та, - 2009. - С. 36.
12. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности/Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 159-191.
13. Mowday R.T., Porter L.W., Steers R.M. Employee-organization linkages: The psychology of commitment, absenteeism, and turnover. - New York: Academic Press, 1982.
14. Salancik, G. R. Commitment and the control of organizational behaviour and belief, in eds./ В.М. Staw and G.R. Salancik, New Directions in Organizational Behaviour. - St Clair Press, Chicago., 1977. - Pp.1-54.