Научная статья на тему 'Об исследовании вовлеченности студентов педагогического университета в образовательный процесс'

Об исследовании вовлеченности студентов педагогического университета в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дука Н. А., Стовба А. А.

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения проблемы вовлеченности студентов в образовательный процесс. Показано, что одним из движущих мотивов обучения студентов выступает его вовлеченность в различные виды образовательной деятельности. С целью определения факторов вовлеченности в образовательный процесс были опрошены студенты и преподаватели. Утверждается, что пока в университетской среде отсутствует понимание необходимости создания условий для вовлеченности студентов как мотива обучения, используются достаточно традиционные способы ее поддержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дука Н. А., Стовба А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS'' INVOLVEMENT RESEARCH

Results of theoretical and practical study of the problem of students' involvement in educational process are presented in the paper. It is shown in the paper that one of the main motives of students learning is involvement in different types of educational processes. To evaluate factors of students' involvement in educational process students and lecturers were examined. The authors draw upon the conception of involvement and state that currently people from university sphere do not understand the necessity of creating conditions for students' involvement in educational process as a motive of education.

Текст научной работы на тему «Об исследовании вовлеченности студентов педагогического университета в образовательный процесс»

УДК 37.018

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения проблемы вовлеченности студентов в образовательный процесс. Показано, что одним из движущих мотивов обучения студентов выступает его вовлеченность в различные виды образовательной деятельности. С целью определения факторов вовлеченности в образовательный процесс были опрошены студенты и преподаватели. Утверждается, что пока в университетской среде отсутствует понимание необходимости создания условий для вовлеченности студентов как мотива обучения, используются достаточно традиционные способы ее поддержания.

Ключевые слова: вовлеченность, мотивация обучения, образовательный процесс, ключевые участники деятельности вуза, способы поддержания вовлеченности.

H. A. flyxa, A. A. CmoB6a N. A. Duka, A. A. Stovba

ON THE PROBLEM OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' INVOLVEMENT RESEARCH

Results of theoretical and practical study of the problem of students' involvement in educational process are presented in the paper. It is shown in the paper that one of the main motives of students learning is involvement in different types of educational processes. To evaluate factors of students' involvement in educational process students and lecturers were examined. The authors draw upon the conception of involvement and state that currently people from university sphere do not understand the necessity of creating conditions for students' involvement in educational process as a motive of education.

Keywords: involvement, motivation of learning, educational process, main participants of university activity, ways of involvement maintaining.

Качество подготовки специалиста сегодня напрямую зависит от активности основных участников образовательной деятельности в вузах. Исследователи проблем качества подготовки все чаще склоняются к выводу, что качество и результат обучения студентов зависят от того, в какие виды деятельности и каким образом студент включен, насколько заинтересованно он учился, как относился к учебе и сколько времени уделял разным видам деятельности в процессе обучения. Все эти индикаторы отражают такое общее понятие, как «студенческая вовлеченность»: чем больше студент посвящает времени учебной деятельности и чем больше он погружен в эту деятельность, тем выше его вовлеченность. Проблема студенческой вовлеченности изучается давно, но от этого она не становится менее актуальной. Каждый преподаватель использует различные приемы и способы мотивации, но как показывает практика, мотивация быстро затухает или требует постоянной поддержки.

Наибольших успехов в исследовании вовлеченности добились зарубежные исследователи (Астин, Ньюман, Пейс и др.) Теория студенческой вовлеченности берет начало из исследований студенческих отчислений. Исследования зарубежных ученых выявили, что эти два явления тесно взаимосвязаны. В зарубежных исследованиях называются следующие черты данного явления:

1) студенческая вовлеченность - усилия, вкладываемые студентом в обучение, понимание, освоение знаний, навыков или искусство академической работы;

2) студенческая вовлеченность - значимый критерий образовательного успеха студентов и их академического развития;

3) студент может быть мотивирован выполнять какие-то задания и добиваться успеха, но не быть вовлеченным в университетскую жизнь;

4) вовлеченность рассматривается как метод расширения прав и возможностей как студентов, так и преподавателей. В этой модели оба субъекта отношений ответственны за студенческую вовлеченность.

Наиболее популярная концепция студенческой вовлеченности разработана Астином и основана на психологическом понимании явления. По его мнению, студенческая вовлеченность - это совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения академического опыта [1]. Студенческая вовлеченность тесно связана с понятием учебной мотивации. Как отмечает И. А. Зимняя, «Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. В мотивацию входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес» [2, с. 197]

Для анализа мотивационной сферы важна характеристика отношения обучающегося к учению. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения - отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности обучающегося в учебный процесс. Автор подразделяет положительное отношение к учению на а) положительное, неявное, активное, означающее готовность обучающегося включиться в учение; б) положительное, активное, познавательное; в) положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность обучающегося как субъекта общения, как личности и члена общества [3, с. 17]. Опираясь на обозначенные позиции, подчеркнем, что вовлеченность студента может выступать значимым мотивом учения,

определяющим качество подготовки в целом. Астин также считает, что в понятии студенческой вовлеченности большую роль играет поведенческий аспект. Не так важно, что человек думает или чувствует, как то, что он или она делает, как ведет себя, именно это определяет и представляет собой вовлеченность [1]. Можно замотивировать студента, заинтересовать его, но интерес быстро пропадает и соответственно быстро снижается мотивация. Ли Пейс, изучая студенческую вовлеченность, обращает внимание на то, что исследователям необходимо рассматривать возможности университета в ее развитии и поддержании [4]. На поддержание вовлеченности как мотива учения существенное влияние оказывает современное состояние предметно-материальной среды университета: аудиторий, библиотек, лабораторий, залов для спортивных занятий и т. д. С другой стороны, на развитие вовлеченности студентов оказывает влияние характер взаимодействия с преподавателями и сотрудниками университета, включенность в студенческие клубы, общественные организации, в студенческое самоуправление и т. д. Чем чаще студент вовлечен в отношения сотрудничества с разными участниками образовательного процесса, тем выше уровень доверия и эффективной коммуникации между ними.

Д. Фрумин, М. С. Добрякова, изучая проблему «вовлеченности - невовлеченности» студентов считают студентов ключевыми участниками деятельности вуза, от которых зависит реальная результативность работы вуза. «Как показывает практика, они не принимают решений относительно учебных программ, кадров или распределения финансов, но от их усилий, мотивации, ориентаций зависит качество подготовки их как будущих специалистов» [5, с. 167].

С целью исследования вовлеченности студентов Омского государственного педагогического университета было проведено анкетирование 60 студентов факультета МИФиТ. Студентам предоставлялась возможность оценить значимость факторов, определяющих вовлеченность студентов в образовательный процесс вуза. Результаты анкетирования показали, что для большинства студентов важно участвовать в формировании дизайна образовательного процесса (разрабатывать тематическое планирование, учебные программы, составлять расписание занятий, выбирать технологии обучения, оценивать себя и своих товарищей). Также на студенческую вовлеченность влияет университетская комфортная предметно-материальная среда: столовая, удобные аудитории, доступная множительная техника, хорошо оборудованные лаборатории, залы для спортивных занятий и т. д., возможность поработать в студенческом самоуправлении университета. Кроме того, студенты предложили свои факторы повышения студенческой вовлеченности: больше лекций с медиа-материалами, историческими и профессиональными экскурсами, встреч с интересными людьми, которые как-то причастны к изучаемым темам; партнерское, уважительное отношение к студентам, как к будущим коллегам.

Но прежде всего студенты ценят заинтересованность преподавателей в достижениях их учебной деятельности и их личные возможности. Преподавателю должна быть важна точка зрения студента, он должен демонстрировать заинтересованность в успехах студентов, использовать раз-

нообразные методы, средства вовлечения. Если преподаватели будут учитывать индивидуальные особенности студентов (желание учиться, отдаленность университета от места жительства, наличие работы, особенности характера, стиля общения, тип темперамента, тип восприятия информации), то образовательный процесс будет более привлекательным и содействовать раскрытию положительных образовательных возможностей студентов.

В определении позиции преподавателей мы опираемся на несколько отдельных интервью преподавателей. Согласно результатам интервьюирования, большая часть преподавателей удовлетворена качеством подготовки студентов в университете. Проблемы с качеством подготовки специалистов они связывают с «плохими» студентами или слабой материальной базой.

Приведем выдержки из интервью трех преподавателей: «Я активизирую своих студентов различными способами. Ставлю баллы за посещения, контролирую их деятельность, прошу сдавать тетради на проверку, ставлю баллы за каждое выполненное задание. Вообще стараюсь сделать занятия интересными, несмотря на то, что математика - сухая наука. Но главное, я падаю им пример. В будущем они тоже станут преподавателями, поэтому стараюсь, чтобы они стали такими же требовательными, добросовестными. Я всегда открыта для своих студентов, готова им во всем помочь. К каждому студенту у меня индивидуальный подход, учитываю их темп работы и тип мышления»; «Я не ставлю баллы за посещение своих занятий, оцениваю только сделанную работу. Главный мой прием - это страх. Студенты боятся не сдать экзамен, поэтому приходят на мои лекции не за баллами, а за знаниями, которые они проявят на экзамене, и получат за это свои баллы»; «У меня больше демократические отношения к своим студентам. Я не заставляю их учить материал, потому что пока они сами не захотят, они ничего не запомнят и не поймут. Поэтому я стараюсь сделать занятия интересными; прислушиваюсь к мнению студентов и всегда готов поддержать их во всех начинаниях. За посещение занятий баллы я им не ставлю, а приходят они на них, потому что им интересен сам материал».

Признавая существование проблемы недостаточной вовлеченности студентов, преподаватели не называют современных подходов к их решению. Самым результативным подходом называется повышение требований, дополнительные занятия, увеличение продолжительности обучения и т. п.

В связи с этим представляются достаточно конструктивными способы поддержки вовлеченности студентов, которые предлагают Ю. Б. Дроботенко и Е. Г. Альтергот [6]. Исследователи предлагают рассматривать студентов как источник информации. Такая позиция студентов предполагает, что преподаватель изучает их мнение с помощью анкетирования, интервью и т. п. и использует результаты исследования для инициации изменений в процессе подготовки, и тем самым содействует их вовлеченности. Студентам как партнерам и соучастникам преподаватель может делегировать определенные полномочия и ответственность за проектирование образовательного процесса. Даже при достаточной степени активности студентов их деятельность в большей степени организуется и направляется педагогом. «В данном случае

86

Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)

именно студенты являются движущей силой изменений, и решения, принятые студентом или студенческим коллективом, распространяются «снизу вверх» на уровень преподавателя, кафедры, факультета, университета» [6, с. 108].

Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что проблема вовлеченности сохраняет свою актуальность и в современных условиях. Выше всего студенты ценят заинтересованность преподавателей в достижениях их учебной деятельности, учитывают их личные возможности. Университет также влияет на вовлеченность через включение студентов в разные виды активности в рамках образовательного процесса. Теория студенческой вовлеченности полагает, что и студент, и преподаватель, и университет ответственны за вовлеченность в процесс подготовки будущего специалиста.

1. Правдина М. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов // Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 2-11.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. 384 с

3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

4. Груздев И. Зарубежный опыт исследований отчисленных студентов // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 8.

5. Фрумин И. Д,. Добрякова М. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.

6. Дроботенко Ю. Б., Альтергот Е. Г. Преподаватели и студенты как агенты образовательных изменений // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. Вып. 2(13). С. 106-109.

© Дука Н. А., Стовба А. А., 2016

УДК 372.82

О РАННИХ ФОРМАХ РЕЛИГИОЗНОСТИ: МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Рассматривается зарождение первобытных верований, объясняются причины их появления, описывается их роль в жизнедеятельности первобытного общества. С изменением общественных условий жизни, первобытные формы верований не исчезли полностью. Одни из них нашли свое место в современных религиях, другие стали неотъемлемой частью бытовых суеверий и предрассудков. Материал предназначен для преподавания курсов религиоведения и истории культуры.

Ключевые слова: мифология, тотемизм, табу, фетишизм, магия, анимизм, первобытные религии.

Е. В. Козловская E. V. Kozlovskaya

ON EARLY FORMS OF RELIGIOSITY: MATERIALS FOR TEACHERS

The article considers the origin of primitive beliefs, explains the reasons of their emergence, and describes their role in life activities of the primitive society. With the change of public living conditions, primitive forms of beliefs haven't disappeared completely. Some of them found their place in modern religions; the others became an integral part of common superstitions and prejudices. The materials are designed for teaching the courses "Religious Studies" and "Cultural History'.

Keywords: mythology, totemizm, taboo, fetishism, magic, animism, primitive religions.

Единство верований первобытного человека и его представлений о реальном мире отразилось в устной традиции, что способствовало возникновению первобытной мифологии. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. Мифология отражает фантастические представления человека об окружающей природной и социальной жизни. Мышление первобытных людей не было отделено от эмоциональной сферы жизни. «Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно-чувственных и одушевленных образов порождало причудливую мифологическую фантастику. Космос час-

то представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир...» [1, с. 17]. Мифотворчество - одна из существенных сторон истории культуры. Ведущее место в первобытных мифах занимали зооант-ропоморфные предки и обоготворенные герои, поскольку родство с тотемом, культ умерших предков, представления о магической силе идолов и амулетов являли собой основу духовной жизни. Древнейшие мифы были краткими и простыми по своему содержанию. Затем появлются более сложные мифы, в которых переплетаются разные мотивы и образы, мифы становятся развернутым повествованием эпического характера. Тематика мифов охватывает самый широкий круг главных проблем мироздания.

В мифе происхождение предмета приравнивается к его сущности: «Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии «начало» во времени. Объяснить устройство вещи - это значит рассказать, как она делалась,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.