Научная статья на тему '«Творческие свидания» в изучении экономических дисциплин как инструмент вовлеченности в обучение субъектов образовательного процесса'

«Творческие свидания» в изучении экономических дисциплин как инструмент вовлеченности в обучение субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / «ТВОРЧЕСКОЕ СВИДАНИЕ» / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / «ЛЮДИ НОВОЙ ЖИЗНИ» / COACHING / PERSONAL GROWTH / “CREATIVE MEETING” / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / STUDENT ENGAGEMENT / “PEOPLE OF NEW LIFE”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Татьяна Николаевна, Шахраманян Ольга Владимировна

Введение. В современных условиях ключевой характеристикой выпускников высшего образовательного учреждения является их компетентность. Для того чтобы выпускники обладали соответствующими компетенциями, были конкурентоспособны и востребованы бизнесом на рынке труда, происходит трансформация процесса обучения от репродуктивного к творческому освоению знаний. Современный образовательный процесс нуждается в единстве интересов педагога и студента. Преподаватель должен применять инструменты и подходы, позволяющие максимально повысить вовлеченность будущих специалистов в обучение с целью овладения профессиональными и общими компетенциями. Цель статьи показать инструменты повышения студенческой вовлеченности в образовательный процесс. Методология. Исследование проводится путем теоретического анализа научной и методической литературы и наблюдения образовательного процесса. Результаты. «Студенческая вовлеченность» включает заинтересованность студентов в изучении того или иного предмета, а также интерес самого преподавателя в своем ремесле, который является экспертом и носителем знаний в конкретной сфере. Экспертность педагога определяется как субъективными, так и объективными факторами. В статье рассмотрены практические аспекты проведения занятий с применением «творческих свиданий», коучинговых технологий, геймификации и выделены базовые принципы обучения, влияющие на физиологическое состояние обучающегося. Применение данных технологий обучения позволяет повысить вовлеченность студентов в образовательный процесс, развить творческий потенциал и личную продуктивность. Заключение. Авторы отмечают, что современное высшее образование должно быть основано на вовлеченности и осознанности обучающих и их личностном потенциале, развитию которых способствуют инновационные инструменты и педагогические технологии.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Татьяна Николаевна, Шахраманян Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern conditions, a key characteristic of graduates of a higher educational institution is their competence. In order for graduates to have relevant competencies, they were competitive and in demand in the labor market, the process of learning transforms from reproductive to creative mastering of knowledge. The modern educational process needs to represent the unity of interests of the teacher and student. The teacher should be in demand tools and approaches that maximize the involvement of future specialists in training with the goal of mastering professional and general competencies. The purpose of the article is to find tools to increase student involvement in the educational process. Materials and Methods. The study is based on a theoretical analysis of scientific and methodological literature and observation of the educational process in natural conditions. Results. Student involvement depends on students’ interest in studying a particular subject, as well as on the interest of the teacher himself in his craft, since he is an expert and a carrier of knowledge in a particular field. Expertise of the teacher is determined by both subjective and objective factors. Practical aspects of conducting classes using elements of creativity “creative meetings”, coaching technologies, gaming and studying the basic principles of teaching that affect the physiological state of the student are considered in the article. The application of these learning technologies makes it possible to increase the involvement of students in the educational process, to develop creativity and personal productivity. Conclusion. The authors note that the basis of modern higher education should be based on the involvement and awareness that develops in the students and in the educators themselves, thanks to new innovative tools and pedagogical technologies in education.

Текст научной работы на тему ««Творческие свидания» в изучении экономических дисциплин как инструмент вовлеченности в обучение субъектов образовательного процесса»

УДК/UDC 378.14

О. В. Шахраманян, Т. Н. Аксенова

O. Shahramanjan, T. Aksenova

«ТВОРЧЕСКИЕ СВИДАНИЯ» В ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК ИНСТРУМЕНТ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ОБУЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

"CREATIVE DATES" IN THE ECONOMIC DISCIPLINES STUDYING ARE THE TOOL OF INVOLVMENT OF LEARNING PROCESS SUBJECTS IN THE LEARNING

Введение. В современных условиях ключевой характеристикой выпускников высшего образовательного учреждения является их компетентность. Для того чтобы выпускники обладали соответствующими компетенциями, были конкурентоспособны и востребованы бизнесом на рынке труда, происходит трансформация процесса обучения от репродуктивного к творческому освоению знаний. Современный образовательный процесс нуждается в единстве интересов педагога и студента. Преподаватель должен применять инструменты и подходы, позволяющие максимально повысить вовлеченность будущих специалистов в обучение с целью овладения профессиональными и общими компетенциями. Цель статьи — показать инструменты повышения студенческой вовлеченности в образовательный процесс.

Методология. Исследование проводится путем теоретического анализа научной и методической литературы и наблюдения образовательного процесса.

Результаты. «Студенческая вовлеченность» включает заинтересованность студентов в изучении того или иного предмета, а также интерес самого преподавателя в своем ремесле, который является экспертом и носителем знаний в конкретной сфере. Экспертность педагога определяется как субъективными, так и объективными факторами.

В статье рассмотрены практические аспекты проведения занятий с применением «творческих свиданий», коучинговых технологий, геймификации и выделены базовые принципы обучения, влияющие на физиологическое состояние обучающегося.

Применение данных технологий обучения позволяет повысить вовлеченность студентов в образовательный процесс, развить творческий потенциал и личную продуктивность.

Заключение. Авторы отмечают, что современное высшее образование должно быть основано на вовлеченности и осознанности обучающих и их личностном потенциале, развитию которых способствуют инновационные инструменты и педагогические технологии.

Introduction. In modern conditions, a key characteristic of graduates of a higher educational institution is their competence. In order for graduates to have relevant competencies, they were competitive and in demand in the labor market, the process of learning transforms from reproductive to creative mastering of knowledge. The modern educational process needs to represent the unity of interests of the teacher and student. The teacher should be in demand tools and approaches that maximize the involvement of future specialists in training with the goal of mastering professional and general competencies. The purpose of the article is to find tools to increase student involvement in the educational process.

Materials and Methods. The study is based on a theoretical analysis of scientific and methodological literature and observation of the educational process in natural conditions.

Results. Student involvement depends on students' interest in studying a particular subject, as well as on the interest of the teacher himself in his craft, since he is an expert and a carrier of knowledge in a particular field. Expertise of the teacher is determined by both subjective and objective factors.

Practical aspects of conducting classes using elements of creativity "creative meetings", coaching technologies, gaming and studying the basic principles of teaching that affect the physiological state of the student are considered in the article.

The application of these learning technologies makes it possible to increase the involvement of students in the educational process, to develop creativity and personal productivity.

Conclusion. The authors note that the basis of modern higher education should be based on the involvement and awareness that develops in the students and in the educators themselves, thanks to new innovative tools and pedagogical technologies in education.

Ключевые слова: коучинг, личностный рост, «творческое свидание», субъекты образовательного процесса, студенческая вовлеченность, «люди новой жизни».

Keywords: coaching, personal growth, "creative meeting", subjects of the educational process, student engagement, "people of new life".

Введение

В условиях перенасыщения разнообразной информацией современные студенты не заинтересованы лишь приходить на занятия и слушать преподавателей исключительно из уважения. Первой задачей педагога становится вовлеченность студентов в процесс обучения.

Проблема студенческой вовлеченности обусловлена разными факторами, самым определяющим из них является разное отношение студентов к обучению. Так, некоторые студенты пропускают занятия либо присутствуют только «для галочки», чтобы не получить пропуск за отсутствие. Соответственно, такой студент не заинтересован в обучении, у него нет мотивации, ему скучно, и он ждет скорейшего окончания занятий. Другие студенты обладают высоким уровнем знаний, они регулярно посещают занятия, и учеба в их жизни занимает значительное место. Кроме того, на студенческую вовлеченность оказывают влияние и социально-экономический статус учебного заведения, и образовательная среда в вузе, которая непосредственно зависит от компетентности и профессионализма профессорско-преподавательского состава учебного заведения.

Методология

Проблема вовлеченности обучающихся в образовательный процесс актуализируется, во-первых, когда студенты не заинтересованы в обучении, так как изначально не испытывали интереса к изучаемой профессии (пришли в вуз по просьбе родителей или ради получения диплома), а во-вторых — по причине незаинтересованности преподавателя в своем ремесле. Если в первом случае была допущена ошибка еще в школе, когда проводилась профессиональная ориентация и определялся вектор развития ученика, то во втором случае вовлеченность студента зависит от желания педагога развивать профессиональное мастерство. И то и другое находится в круге влияния участников образовательного процесса, а значит, полностью зависит от них самих и определяется проактивным (эффективным) подходом к собственной жизни.

В процессе написания статьи использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Теоретические методы: анализ научной и методической литературы, систематизация, качественный анализ фактического материала. Эмпирические методы: наблюдение образовательного процесса, проективный метод, метод экспертных оценок.

Результаты исследования

Для студента педагог является одним из экспертов, носителем знаний и опыта в конкретной сфере. Экспертность преподавателя можно разделить на субъективную и объективную. Первая определяется уровнем образования педагога, его подготовленностью к конкретной деятельности, вторая — готовностью педагога к внедрению чего-то нового, того актуального, что он увидел и (или) услышал, и (или) прочитал с целью трансформации образовательного процесса, актуализации соответственно реальным требованиям рынка, в котором студент будет действовать как специалист.

По сути, в современном образовательном процессе вуза должны быть заложены основы формирования «людей новой жизни». Это в полной мере относится к педагогическим работникам. Люди «новой жизни» должны обладать неким актуальным набором профессиональных умений и навыков, а достижение этой «новизны» определяется стремлением университета, его педагогического коллектива и студенческого сообщества к саморазвитию и личностному росту. Это одно из условий конкурентоспособности вуза, педагога и студента как будущего специалиста.

Для обучения студенту крайне необходимы живой контакт с преподавателем-экспертом (работа вместе, наставничество, коучинг, тренинги) и практическое внедрение полученных знаний (проверка знаний на практике).

Поколение студентов новой информационной эпохи сильно отличается от их предшественников — поколения индустриального времени. «Новые» дети взаимодействуют между собой благодаря Интернету, мобильным телефонам, они растут и развиваются в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем их предшественники, ориентированы на себя и свой собственный мир. К ценностям этого поколения относятся: информативность, позитивный настрой, креативность, скорость принятия решений, индивидуализм, общение в виртуальном мире и реализация собственной уникальности путем того, что нравится больше всего, а прежние технологии обучения современных студентов теряют свою актуальность. Сегодня важно создавать такие условия обучения, которые позволят максимально раскрыть творческий потенциал при освоении общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся [1, с. 141].

Компетентностный подход предполагает формирование и накопление практического опыта студентами, поэтому выбор нового формата образовательного процесса становится необходимым условием современного высшего образования. Таким образом, преподаватель должен передать студентам роль эксперта именно с позиций ее объективности, то есть практического применения всего нового, что он увидел, услышал и прочитал.

Актуальными остаются вопросы, какой контекст создает преподаватель на своих занятиях и каким контентом делится, во что вовлекает своих учеников, что получают взамен учащиеся на занятиях, как удивляет собой и радует своих учеников, как создает эффект новизны и праздника, как несет уверенность в себе и вселяет ее в окружающих, как поддерживает привычку вдохновенно увлекаться тем, что делает.

Сегодня преподавателю важно вызывать чувство заинтересованности учеников в предмете изучения, быть примером для подражания и восхищения, создавать атмосферу творческого потока и счастья от собственной деятельности и ее результатов, уметь попасть на волну и сотрудничать с обучающимися.

По мнению профессионального коуча Ю. Булгаковой, преподавателю, прежде чем начать взаимодействовать со своими учениками, необходимо ответить на несколько вопросов, ответы на которые смогут сформировать особый стиль преподавания:

— Примером чего Вы прямо сейчас являетесь для людей, с которыми работаете?

— Как они видят, что Вам нравится то, что делаете?

— Какое состояние Вы передаете?

— Что могут люди проявлять рядом с Вами?

— Почему им хочется смотреть на Вас?

Коуч считает, что если выпало счастье лидировать в жизни (учить, вести за собой, тренировать, развивать) — это предложение от Вселенной максимально проявить свою творческую, ни на что не похожую часть [2, с. 2].

Одним из решений творческого проявления мы видим в «творческих свиданиях» обучающегося с самим собой, которые помогут лучше узнать изучаемый предмет, развить творческий потенциал и повысить личную продуктивность. Творческие свидания — это свобода, отсутствие ограничений, самовыражение личности, счастье в деятельности, способность быть в потоке, развитие эмоционального интеллекта, возможность развития своих лучших качеств, радость от процесса, повышение вовлеченности в процесс обучения.

Практика показывает, что в формулировании целей практического или лекционного занятия часто используются глаголы и высказывания: дать, рассказать, показать, объяснить, поставить студента в ситуацию субъекта, оценить, проверить и т. д. Однако отечественные и зарубежные исследования по психолого-педагогическим механизмам развития личности свидетельствуют, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке, когда цель сформулирована им самостоятельно. Поэтому «творческие свидания» — это еще и рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность [3, с. 7].

За основу проектирования «творческих свиданий» автор использовал материалы бестселлера Джулии Кэмерон «Путь художника», где ключевым инструментом творческого и личностного роста выступают практики свиданий с самим собой: прогулки, путешествия, создание картин и поделок. Джулия выделяет разные практики [4]. Рассмотрим данные практики с точки зрения методологии обучения.

1. Прогуляйтесь по родному городу, будто Вы здесь впервые. Почувствуйте себя туристом.

Данная практика может быть реализована через новый взгляд на уже изученную дисциплину.

Например, по окончании изучения бухгалтерского учета студентам можно предложить взглянуть на предмет совершенно под другим углом и ответить на следующие вопросы: Какую роль играет план счетов в жизни бизнеса? Какие счета могут быть «дружны» между собой? Какой бухгалтерский счет является самым «живым»? Как бы Вы начали изучать бухгалтерский учет, если бы была возможность начать все сначала?

2. Запишите клип на любимую песню юности.

Студенты могут придумать слова на уже имеющийся мотив популярных композиций и посвятить их изучаемой дисциплине. Практика показывает, что такую работу лучше проводить по окончании изучения предмета, когда терминологический аппарат уже достаточен и сложено общее впечатление об изучаемой дисциплине. В работе автора эта методика была использована при подготовке оды плану счетов на его «день рождение», то есть дату утверждения данного документа Министерством финансов РФ.

3. Сфотографируйте что-то необычное.

Студенты получают задание сфотографировать любые фигуры, здания, людей, продукты, животных, самих себя, а затем представить их друг другу в виде слайд-презентации на одном из практических занятий и предложить отгадать, какой термин бухгалтерского учета или название счета зашифрован на данном снимке.

4. Напишите письмо самому себе через год. Запечатайте. Спрячьте, поставьте напоминание на телефон, чтобы прочесть его через год.

В начале изучения дисциплины студентам предлагается написать письмо самому себе о видении себя как специалиста в изучаемом предмете, полученных навыках, развитых компетенциях, а в конце семестра прочитать и сделать выводы, что в конечном итоге удалось лучше всего, а что взять в зону своего развития.

5. Сделайте доску визуализации.

Учащиеся получают несколько глянцевых журналов, понравившиеся картинки вырезают и создают коллаж по дисциплине «Бухгалтерский учет». Отмечают, какие бухгалтерские термины зашифрованы на картинках и как они могут быть между собой связаны, какая история здесь прослеживается, и что лежит в основе данных пазлов.

6. Составьте список из 100 вещей, которые Вам нравятся или раздражают. Или два списка. Результат Вас удивит.

Данная практика будет полезна как в начале изучения предмета, так и по его окончании. Если ее использовать в самом начале, то преподаватель узнает об ожиданиях обучающихся и их потребностях в изучаемом предмете. Если применить данную практику по окончании — это позволит увидеть сильные и слабые стороны обучающегося и преподавателю учитывать это в зоне своего развития. Поразмыслить над тем, как преподаватель может усилить свою работу при взаимодействии с аудиторией. Также такая практика может быть полезна для составления списка последующим группам, которые будут знать, на что необходимо обратить внимание в процессе изучения, что дается легче, а что сложнее. Это будет своего рода письмо-напутствие от старших курсов к младшим, чтобы те учились не на своих ошибках, а на чужих.

7. Займитесь йогой.

В своей практике автор использует элементы йоги, такие как дыхание (пранаяма) и выполнение поз (асан). Данные элементы применяются в тот момент, когда аудитория устала от умственной работы и ей необходима физическая разгрузка для снятия напряжения. Йога помогает лучше управлять гневом и улучшает эмоциональную стойкость.

Также полезно применять глубокое и диафрагмальное дыхание. Это стимулирует парасимпатическую нервную систему, которая выключает реакцию на стресс путем снижения кортизола (гормона стресса), нормализует артериальное давление и частоту сердечных сокращений, увеличивая окситоцин и эндорфины — гормоны радости и удовольствия. Это дыхание можно практико-

вать с группой студентов или по отдельности в случае усталости группы или перед каким-то важным событием, или же в случае нервного перенапряжения перед экзаменом [5, с. 174].

Обзор Гарвардского исследования «Сила позы» показал, что удержание позы открытого тела (openbody) в течение двух минут уменьшает уровень кортизола и увеличивает тестостерон (гормон, повышающий доверие, самооценку и уменьшающий тревогу). При выполнении всего двух асан — вирабхадрасана (поза воина) I и вирабхадрасана II — сохраняется открытое тело без падения или пересечения конечностей. Удержание этих поз в течение пяти вдохов на каждой стороне занимает всего около двух минут. Удержание всего 30 секунд баланса в позе вирабхадрасана возвращает сознание в настоящий момент [6, с 33].

8. Растяните удовольствие от чашки эспрессо в кофейне на час. Наблюдайте. Думайте. Медитируйте.

В процессе преподавания дисциплины автор периодически проводит практические занятия вне стен вуза. В качестве одного из таких мест было выбрано городское антикафе — Творческое объединение «Кот да Винчи».

В домашней и уютной обстановке, устроившись на маленьких диванчиках с чашкой горячего кофе и сладким печеньем, каждый может попасть в атмосферу творческого потока, а преподаватель — выступить режиссером, дирижером или же модератором творческого процесса [7, с. 67].

Практика показывает, что геймификация даже неактивных студентов вовлекает в процесс обучения легче и непринужденнее. При обучении экономическим дисциплинам авторы применяют следующие игровые технологии: игру-пантомиму «Крокодил»; знакомство с предметом через его одушевление, когда дисциплина воспринимается с точки зрения студентов не как что-то обязательное и скучное, а как интересное путешествие в неизведанное; метод ассоциаций; технику «вербатим», или документального театра, когда групповая работа полностью состоит из реальных монологов, перепроизносимых участниками группы; обратная связь (feed back), или рефлексия по пяти пальцам, применяемая для подведения итогов, оценки проделанной работы, улучшения взаимоотношений в группе, повышения эмоционального настроя на последующее обучение [8, с. 541].

В последнее время все чаще студенты отвлекаются на гаджеты и социальные сети, что снижает вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, эффективность обучения и интерес к нему. Это ведет к необходимости поиска различных способов привлечения внимания к обучению. При этом важнейшим видом является познавательное (когнитивное) обучение. Рассмотрим базовые аспекты, создающие основу для обучения.

1. Правильное питание. От выбора продуктов, их свежести и способа приготовления зависит когнитивный потенциал обучающегося. Например, с утра рекомендуется употреблять на завтрак фрукты, в обед — суп, зерновые, листовую зелень, сладкое, а на ужин — тушеные овощи. В летне-осенний период человек получает достаточно витаминов и минералов от сезонных овощей и фруктов, а в остальные времена года может наблюдаться нехватка витаминов в организме, которые могут благополучно синтезироваться в организме при грамотном использовании специй. Поэтому так важно сбалансированно и правильно питаться, не допускать переедания, которое существенно снижает уровень энергоэффективности, работоспособности и мыслительной функции.

2. Физические упражнения. Разные физические нагрузки способны оказывать влияние на уровни энергии и стресса. Нами были проведены исследования с использованием приложения на смартфоне — Welltory. Замеры уровня энергии и стресса проводились со студентами до и после кратковременных физических упражнений и техник дыхания. Практика показала, что одно только дыхание способно в два раза повысить уровень энергии и в более чем в 5-7 раз снизить уровень стресса.

3. Медитация. Она позволяет снизить уровень стресса, беспокойства, тревожности; сфокусировать внимание на важных вещах; улучшить концентрацию; повысить уровень энергии и степень осознанности; улучшить адаптивное мышление.

4. Полноценный сон. Часто в утренние часы можно заметить дремлющих на занятии студентов. Беседа в режиме диалога показала, что обучающие ложатся спать далеко за полночь и встают до семи утра. Сегодня важно засыпать до 10 часов вечера, так как вечерние часы наиболее продуктивны для организма. Ученые доказали, что если человек ложится спать после 12 ночи, то у него существенно снижается работоспособность мозга и возрастает вероятность заболеваний [9].

5. Ранний подъем. Бен Франклин отметил, что: «Привычка рано ложиться и рано вставать делает человека здоровым, богатым и мудрым». Раннее вставание дает больше энергии, которая влияет на бодрость и эффективность в течение дня: повышаются креативность и вдохновение, сила воли и творческий потенциал; увеличивается жизненная сила; улучшается работа нервной и мышечной систем.

6. Отказ от смартфона за час-два до сна. Это позволяет мозгу расслабиться и раньше уснуть. Воздействие синего цвета (спектр, в котором работают экранные устройства) отрицательно воздействует на сон человека. Гормон сна (мелатонин) вырабатывается во сне, а также в процессе подготовки ко сну, однако свет экранов блокирует выработку данного гормона. Так, исследования зарубежных ученых показали, что люди, не подверженные влиянию синего цвета перед сном, спят на 50 % лучше и просыпаются на 40 % счастливее.

7. Применение теории установки. Работа кажется более интересной, если обучающийся настроен на то, что она действительно будет интересной. Настрой вызывает интерес к процессу и формирует результат. Об этом много сказано в романе «Учение с увлечением» С. Соловейчика. В 70-е гг. прошлого столетия автор провел исследование на тему «Как влияет настрой на обучение». В его эксперименте участвовало более 3 тысяч школьников России. В результате проведенных исследований он сделал вывод, что теория установки является первым шагом на пути к повышению вовлеченности в процесс обучения [Ю, с. 10].

8. Формирование и развитие творческого потенциала. Творческому потенциалу посвящены труды М. И. Соловьевой [11], А. Р. Шнипова [12] и др. Развитие творческого потенциала способствует раскрытию всесторонних способностей обучающегося, поскольку за творчество в человеческом организме отвечает правое полушарие, а следовательно, работа левой рукой его стимулирует, и рисование левой рукой, написание букв и текста, лепка из пластилина оказывают на него непосредственное влияние. Когда преподаватели включают в свою педагогическую практику больше творческих заданий, которые еще и стимулируют дивергентное мышление, то занятия для обучающихся проходят более эффективно, интересно и надолго остаются в памяти.

О. Шармер, старший преподаватель Массачусетского технологического института и основатель образовательной лаборатории MITxU. Lab, рассказывая о том, что нужно изменить в высшем образовании, выделил 3 проблемы современного кризиса высшего образования: слишком дорого; оторвано от потребностей общества; использует устаревшие методы [13, с. 1]. Оптимизм О. Шармера заключается в том, что обязательные условия образовательной модели XXI в.: бесплатное и доступное каждому образование; вдохновляющее образование; качественно новое образование, предоставляющее иную созидательную среду для личного и коллективного творчества.

Продолжая свои исследования, О. Шармер выделяет семь принципов нового высшего образования, которые соотносятся с «творческими свиданиями»:

— улицы: перенесите обучение из аудиторий (и Интернета) на улицы. Неоднократно авторы в весеннее время проводили занятия на территории учебного заведения на свежем воздухе. Практика показывает, что такое обучение существенно повышает уровень вовлеченности и позитива студентов;

— разум, сердце и душа: желание изменить мир должно подкрепляться интересом и сопереживанием. Преподаватель, входя в аудиторию к студентам, передает эмоциональное состояние, в котором находится. Происходит энергетический взаимообмен между преподавателем и студентами на невидимом уровне, и чем больше энергии передаст преподаватель своим студентам, тем глубже он может достучаться до их сердец. Здесь на первый план уже выходит их благодарность к своему преподавателю как личности, что ведет к более активной вовлеченности в процесс обучения и творчества, студенты готовы меняться, становиться лучше и эффективнее, когда видят и чувствуют, что их любят и уважают как личность;

— спокойствие: образование нового века требует нового уровня самопознания. Сегодня спешка является особенностью жизни общества. Люди в суете жизни не замечают главного, не получают удовлетворения от вложенных усилий. Поэтому так важно научить студентов «быть здесь и сейчас», получать радость от «силы настоящего», разглядеть то, что действительно важно, то, что является залогом счастья;

— новые пространства: используйте потенциал сетей к саморегулированию для создания новых практик обучения. «Творческие свидания» проходят не только в аудитории, но и в разных офисах города. Студенты, попадая в новое место, с большей радостью вовлекаются в процесс обучения;

— инструменты: разрабатывайте новые методы для того, чтобы создавать будущее вместе со студентами. На занятиях студентам могут быть предложены инструменты по визуализации будущего образа компании, ее ресурсов, взаимодействия с контрагентами. Визуализация как мечта не имеет ограничений и рамок. Это глубокий и творческий процесс, позволяющий получить высокий результат;

— глубокие данные: перейдите от «больших данных» к «глубоким данным». «Большие данные» могут создавать напряжение у студентов, они могут опустить руки из-за отсутствия опыта и достаточного уровня знаний. Особенно это актуально в научно-исследовательской работе, при написании научных статей, когда студент впервые получает предложение преподавателя о разработке научной темы и ее публикации. Очень важно задать интересную тему, чтобы запустить творческий процесс и позволить студенту пойти на «творческое свидание» с самим собой;

— социальное поле: свяжите коллективное сознательное с коллективным действием. Практика показывает, что работа в грамотно организованных командах повышает эффективность обучения и запускает творческий процесс более полно, нежели работа студента в одиночку. Хотя в аудитории иногда присутствуют студенты, которые не хотят объединяться с кем-то в команду, и их мнение всегда принимается во внимание, таким студентам предлагается либо роль помощника преподавателя, либо что-то иное [13].

Таким образом, современное высшее образование — это образование вовлеченности и осознания, которое порождает эффективное действие и выражается в том, что новые знания воплощаются в инновациях и несут прямой научно-технический и экономический эффекты. В этом направлении коучинговый подход играет роль наиболее эффективного инструмента в высшем образовании, посредством которого создается новое видение, в котором обучающий и обучаемый становятся равными партнерами в исследовании любой темы, а вовлеченность, осознание и вдохновение помогают быстрее достичь цели, значительно эффективнее и креативнее решить многие задачи в сроки, ограниченные парой учебных академических часов.

Один из принципов О. Шармера «инструменты» был реализован в практике определения темы научного исследования посредством медитативного подхода. Студентам было предложено путешествие в место мечты, где каждый хотел бы побывать. В основу данного метода легло ассоциативное наблюдение за их путешествием. Опорой служили вспомогательные вопросы: Что Вы видите? Что слышите? Что чувствуете? Какие люди Вам встречаются? Что они делают? и т. д. По окончании этой работы студентам было предложено выбрать то, что им больше всего запомнилось, а затем через символы и образы сформулировать тему научного исследования в области экономики. Так появились очень интересные формулировки тем, например «Макроэкономика как часть мировой экономики: влияние или зависимость», «Трудовая мотивация современного поколения и безработица» и др. Основной задачей преподавателя в этой работе стало тактичное построение собственного выбора студента направления научного исследования, максимальная вовлеченность в процесс этого выбора и осознание своего потенциального научно-исследовательского интереса.

Предполагаем, что формирование ответственности у представителей молодого поколения — это направление деятельности, над которым трудится большая часть педагогов, и описанные приемы в данной статье в значительной мере этому способствуют.

Однако если педагог нацелен разрабатывать и реализовывать новые методы образовательного процесса, то прежде всего он должен подтверждать личностные достижения собственным примером, находиться во вовлеченности, быть осознанным в требованиях к себе и студенту в равной степени, в противном случае преподаватель рискует подорвать доверие студентов и коллег, превратить «творческие свидания» в показное, декларативное мероприятие, а в худшем — создать потенциальную конфликтную ситуацию из-за неравных обязательств и ответственности между обеими сторонами.

Еще одним шагом в создании «творческих свиданий» была использована технология коучинга «Колесо баланса». Студентам было предложено создать свое «колесо успеха» в изучении бухгалтерского учета. Данная технология является одной из самых эффективных коучинговых техник визуализации системных процессов, она создает наглядное представление об актуальном уровне и перспективах развития и имеет большое количество вариаций применения [7, с. 66]. Работа осуществлялась пошагово:

1) выбор наиболее значимых сфер предмета изучения (6-10 сфер);

2) изображение «колеса баланса» на листе бумаги;

3) шкалирование степени удовлетворенности каждой сферой деятельности от 1 до 10, где 1 (ось колеса) — «совершенно не удовлетворен», 10 (обод колеса) — «полностью удовлетворен»;

4) ответы на коучинговые вопросы по осознанию «колеса баланса». Среди них можно выделить: что будет на 10 для каждого сектора? как Вы поймете, что достигли результата? почему это важно для Вас? какие действия Вы собираетесь предпринять в данных областях Вашей жизни? как Вы узнаете, что продвинулись на 1 балл (внутренне/внешне)? как и когда Вы это сделаете? что будет Вашим самым первым шагом? какая поддержка Вам необходима для того, чтобы эти действия были совершены? что для Вас будет наилучшим результатом развития профессиональных компетенций? изменения в каком секторе максимально отразятся в лучшую сторону на Вашем «колесе» и запустят его?;

5) построение плана работы на неделю, месяц, год с учетом результатов «колеса баланса» [14, с. 102].

В процессе работы над «колесом успеха» в изучении бухгалтерского учета студенты назвали несколько его секторов: мотивацию, знание плана счетов, умение составлять бухгалтерские проводки (записи), знание бухгалтерского законодательства, самодисциплину, хорошего преподавателя, настрой, упорство и настойчивость в изучении дисциплины. В качестве запуска «колеса» в движение студенты выбрали сферу «хороший преподаватель», что еще раз подтверждает, что именно личность преподавателя является определяющей при изучении дисциплины, именно она является основой успеха, той искрой, которая разжигает «огонь желания» к изучаемому предмет у.

«Колесо» как инструмент обучения является уникальным средством проектирования современного образовательного процесса. В рамках курса «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» с помощью данного инструмента студентами был сформирован макроэкономический прогноз развития России до 2020 г. Было выделено 8 ключевых областей (отраслей, сфер] с точки зрения особой важности для экономики страны, затем студенты описали их современное и желаемое будущее состояния. На следующем этапе студенты соотнесли сформулированные ими выводы с направленностью и содержанием соответствующих государственных целевых программ. «Колесо прогноза макроэкономического развития России до 2020 года» стало инструментом систематизации и содержательности информации, что позволило многократно увеличить вовлеченность и комплексное видение макроэкономических задач. Студенты оценили свое понимание задания и заинтересованность в данной работе от 8 до 10 баллов.

Использование инструментов коучинга и специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, саморефлексии, удовлетворенности своим состоянием и достижениями («колесо развития и жизненного баланса» [15, с. 22], шкала удовлетворенности продвижением к цели от 1 до 10, линия времени), является основой творческого потенциала личности студента и раскрывает их творческие способности [16, с. 30].

В практике коучинга, помимо инструментов, повышающих эффективность обучения, выделяют и способы создания доверительных отношений между преподавателем и студентом: создание похожести между ними, проявление вежливости в вербальной и невербальной формах, приглашение к сотрудничеству, искренний интерес преподавателя к обучающимся [17, с. 14].

Заключение

Высшее образования на современном этапе должно быть основано на вовлеченности и осознанности участников образовательного процесса. Это возможно благодаря новым инновационным инструментам и педагогическим технологиям. Создание среды «творческих свиданий» — это процесс деятельности и сотрудничества преподавателя и студентов с получением уникального результата. Он запоминается и характеризуется самовыражением личности участников, способствует приобретению студентами профессиональных и личностных компетенций, конкурентоспособности и профессионализму будущих специалистов, развивает инициативность и инновацион-ность, повышает внутреннюю мотивацию к обучению и овладению новыми технологиями.

Литература

1. Оскирко О. В., Секачева В. М., Гульчевская Н. Е. Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 140-143.

2. Булгакова Ю.Творчество как присутствие [Электронный ресурс]. URL: https://enickson.ru (дата обращения: 16.11.2017).

3. Гульчевская В. Г. Принципы и техники коучингового подхода как механизмы повышения эффективности образовательных технологий личностно-ориентированного обучения // Коучинг в воспитательной системе образовательного учреждения (из опыта работы школ и педагогов) : сб. ст. / под общ. ред. В. Г. Гульчевской. Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО ППРО, 2015. С. 3-7.

4. Кэмерон Д. Путь художника: ваша творческая мастерская = The Artist's Way: A Spiritual Path to Higher Creativity / пер. Д. Сиромахи. М.: Гаятри, 2005.

5. Оскирко О. В., Маненко К. В. Источники счастья и здоровья студентов // Здоровьесберегающие технологии работников АПК — залог продовольственной безопасности России : сб. ст. II Межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово, 2016. С. 171-176.

6. Айенгар Б. К. С. Йога (Путь к здоровью). М. : Флинта, 2006. 336 с.

7. Оскирко О. В., Пономарева А. А. Практика проведения нестандартных занятий как источник развития творчества студентов // Здоровьесберегающие технологии работников АПК — залог продовольственной безопасности России : сб. ст. II Межрегион. науч.-практ. конф. Кемерово, 2016. С. 63-67.

8. Оскирко О. В. Инновационные педагогические технологии в изучении экономических дисциплин как эффективный инструмент освоения компетенций участниками образовательного процесса // Кузбасс: образование, наука, инновации. Инновационный конвент. Кемерово, 2016. С. 540-542.

9. Кшеминский Г. Способы улучшения познавательного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/ (дата обращения: 16.09.2017).

10. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. М. : Детская литература, 1979. 47 с.

11. Соловьева М. И. Ценности творчества в образовании современной молодежи // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2014. № 1 (16). С. 83-86.

12. Шнипова А. Р. О творческом потенциале и его реализации // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 3. С. 108-109.

13. Шармер О. Семь принципов, которые изменят высшее образование [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/ discussions/seven-principles-education-revolution (дата обращения: 16.09.2017).

14. Оскирко О. В. Коучинг как эффективная технология управления человеческими ресурсами // Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 40-летию Челябинского государственного университета / под общ. ред. С. А. Репина, И. В. Пономаревой. Челябинск : Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2016. С. 100-104.

15. Евтюхова В. С. Создание воспитывающей среды в школе на основе коучингового подхода // Коучинг в воспитательной системе образовательного учреждения (из опыта работы школ и педагогов) : сб. ст. / под общ. ред. В. Г. Гульчевской. Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО ППРО, 2015. С. 21-27.

16. Оскирко О. В. Создание творческой среды на основе коучингового подхода при подготовке студентов экономических направлений // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. 2016. № 6. С. 25-31.

17. Аксенова Т. Н. Коучинг как основа взаимодействия субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 7, № 11 (11). С. 12-15.

References

1. Oskirko O. V., Sekacheva V. M., Gul'chevskaja N. E. Coaching as a tool for improving the effectiveness of training in the preparation of students in the economic profile. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 4 (24). P. 140-143. (In Russian).

2. Bulgakova Ju. Creativity as Presence [Tvorchestvo kak prisutstvie]. Available at: https://erickson.ru (accessed 16.11.2017). (In Russian).

3. Gul'chevskaja V. G. Principles and techniques of the coaching approach as mechanisms for increasing the effectiveness of educational technologies in student-centered learning. Coaching in the educational system of an educational institution (from the experience of schools and teachers) [Kouching v vospitatel'noj sisteme obrazovatel'nogo uchrezhdenija (iz opyta raboty shkol i pedagogov)] : a collection of articles. Ed. V. G. Gul'chevskaja. Rostov-na-Donu: Publishing house GBOU DPO RO PPRO,

2015. P. 3-7. (In Russian).

4. Cameron J. The Artist's Way: A Spiritual Path to Higher Creativity [Put' hudozhnika: vasha tvorcheskaja masterskaja]. Translator D. Siromachy. Moscow : Gayatri, 2005. (In Russian).

5. Oskirko O. V., Manenko K. V. Sources of happiness and health of students. Health-saving technologies of the workers of the agro-industrial complex are a pledge of Russia's food security [Zdorov'esberegajushhie tehnologii rabotnikov APK — zalog prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii] : a collection of articles of the II interregional scientific-practical conference. Kemerovo,

2016. P. 171-176. (In Russian).

6. Ajengar B. K. S. Yoga (Path to health) [Joga (Put' k zdorov'ju)]. Moscow : Flinta, 2006. 336 p. (In Russian).

7. Oskirko O. V., Ponomareva A. A. The practice of conducting non-standard studies as a source of development of students' creativity. Health-saving technologies of the workers of the agro-industrial complex are a pledge of Russia's food security [Zdorov'esberegajushhie tehnologii rabotnikov APK — zalog prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii] : a collection of articles of the II interregional scientific-practical conference. Kemerovo, 2016. P. 63-67. (In Russian).

8. Oskirko O. V. Innovative pedagogical technologies in the study of economic disciplines as an effective tool for mastering competences by participants in the educational process. Kuzbass: education, science, innovations. Innovative convention [Kuzbass: obrazovanie, nauka, innovacii. Innovacionnyj konvent]. Kemerovo, 2016. P. 540-542. (In Russian).

9. Ksheminskij G. The ways to improve cognitive learning [Sposoby uluchshenija poznavatel'nogo obuchenija]. Available at: https://4brain.ru/blog/ (accessed 16.09.2017). (In Russian).

10. Solovejchik S. L. Teaching with enthusiasm [Uchenie s uvlecheniem]. Moscow : Children's literature, 1979. 47 p. (In Russian).

11. Soloveva M. I. The values of creativity in the education of modern youth. Herald of the International Academy of Science. (Russian Section) [Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija)]. 2014. № 1 (16). P. 83-86. (In Russian).

12. Shnipova A. R. About creative potential and its realization. The world of science, culture and education [Mir nauki, kul'tury, obrazovanija]. 2008. № 3. P. 108-109. (In Russian).

13. Sharmer O. Seven principles that will change higher education. Available at: https://newtonew.com/discussions/seven-

principles-education-revolution (accessed 16.09.2017). (In Russian).

14. Oskirko O. V. Coaching as an effective technology for human resource management. Modern tools for human resource management: theory and practice [Sovremennye instrumenty upravlenija chelovecheskimi resursami: teorija i praktika] : materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of the Chelyabinsk State University. Ed. S. A. Repin, I. V. Ponomareva. Cheljabinsk: Publishing house of the Chelyabinsk state university, 20l6. P. 100104. (In Russian).

15. Evtjuhova V. S. Creating an educational environment in the school on the basis of a coaching approach. Coaching in the educational system of an educational institution (from the experience of schools and teachers) [Kouching v vospitatel'noj sisteme obrazovatel'nogo uchrezhdenija (iz opyta raboty shkol i pedagogov)] : a collection of articles. Ed. V. G. Gul'chevskaja. Rostov-na-Donu: Publishing house GBOU DPO RO PPRO, 2015. P. 21-27. (In Russian).

16. Oskirko O. V. Creating a creative environment on the basis of a coaching approach in the preparation of students in economic areas. Bulletin of the Kemerovo State Agricultural Institute [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo sel'skohozjajstvennogo institute]. 2016. № 6. P. 25-31. (In Russian).

17. Aksenova T. N. Coaching as a basis for interaction between subjects of the educational process. Actual problems of the humanities and social and economic sciences [Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk]. 2017. T. 7, № 11 (11). P. 12-15. (In Russian).

УДК/UDC 371.12(571.12) О. В. Ройтблат

O. Roitblat

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

EXPERIENCE OF PREPARATION OF TEACHERS FOR COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL IN TYUMEN REGION

Введение. Проблема, которая поднимается в статье, связана с поиском путей преодоления жизненного кризиса и профессиональной стагнации современных педагогов, поскольку современная ситуация в образовании как социальной сфере характеризуется как критическая. Одним из путей преодоления профессионального кризиса предлагается конкурсное движение педагогов как форма педагогического творчества и профессионального роста.

Методология. Исследование опирается на методы теоретического анализа, контент-анализа документов и материалов, обобщение опыта творческой профессиональной деятельности. Обращаясь к педагогическому творчеству с опорой на философское понимание и опыт творческой педагогической деятельности, автор подтверждает гипотезу положительными результатами в Тюменской области. На основе теоретического анализа автор статьи доказывает необходимость поддержки педагогического творчества в современных условиях как форму профессионального роста педагогов.

Результаты заключаются в том, что автор предлагает этапы подготовки и сопровождения конкурсного движения педагогов с учетом положительного опыта Тюменской области.

Заключение. Современному педагогу, по данным многих исследований, характерны снижение эмоционального интеллекта, жизненного ресурса, профессиональной активности и инициативы, рост эмоционального выгорания на фоне увеличившейся психоэмоциональной нагрузки. Конкурсное движение позволяет снизить негативное влияние профессионального выгорания и способствует профессиональному росту педагога.

Introduction. The problem that arises In the article Is connected with the search for ways to overcome the life crisis and the professional stagnation of modern educators, since the current situation for education as a social sphere is characterized as critical. One of the ways to overcome the professional crisis in the article justifies the competitive movement of teachers as a form of pedagogical creativity and professional growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.