Инновации и технологии современного образования
УДК/UDC 378.14 О. В. Оскирко, В. М. Секачева, Н. Е. Гульчевская
O. Oskirko, V. Sekacheva, N. Gulchevskaya
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
COACHING AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN PREPARATION OF ECONOMIC PROFILE STUDENTS
В статье представлены теоретические и практические аспекты применения коучинга как инструмента повышения эффективности образовательного процесса.
The article presents the theoretical and practical issues of application of coaching as a tool to improve the efficiency of the educational process.
Ключевые слова: эффективное обучение, коучинг, интерактивные образовательные технологии, колесо баланса, компетенции.
Keywords: effective training, coaching, interactive educational technology, balance wheel, competence.
В современных условиях под влиянием сложившихся трендов и меняющегося ландшафта образовательного дизайна и технологий, методических целей и задач, стоящих перед учебными заведениями, происходит смена фокуса внимания с получения квалификации как таковой на освоение компетенций каждым студентом. Проявление компетентности осуществляется не только как соединение навыков, свойственных обучающимся, и возможность применения их на практике, но и как способность работать в группе, быть инициативным и эффективным человеком, обладающим разными видами интеллекта с развитым творческим потенциалом.
В условиях кризиса, ограниченности финансовых ресурсов и всеобщей их экономии термин «эффективность» стал, пожалуй, одним из самых ключевых в ходе оценки знаний студентов и их применения на практике. Сегодня трудоустройство на работу выпускников экономического профиля стало гораздо сложнее, чем было ранее, поскольку с приходом новых информационных технологий происходит сокращение потребностей работодателей в трудовых ресурсах, особенно это характерно для банковской и консалтинговой сферы. Теперь часть работ, которые выполняли сотрудники
компании, упраздняется, компьютеризируется либо передается в дополнительную нагрузку путем расширения функционала без повышения оплаты труда действующему персоналу. Не удивительно, что сегодня источником образовательных технологий является бизнес, именно в передовых и современных компаниях так развито командообразование, используется творческий подход к решению вопросов, задач и проблем через реализацию всеобщего потенциала сотрудников. Задача вуза заключается в разработке рабочих программ по предметам с учетом раскрытия творческого потенциала обучающихся путем использования интерактивных и активных методов ведения занятий, внедрения обучения через Интернет.
Образование — исключительно важное понятие. Сегодня в условиях мирового финансового кризиса оно стало еще более актуальным, чем когда-либо. Именно во времена таких перемен успешные люди начинают вкладывать больше ресурсов в собственное развитие, и пусть даже этим ресурсом будет время, которое является самым невосполняемым источником на Земле.
При всех плюсах и необходимости вузовского образования оно все же имеет определенные недостатки, которые отмечают представители бизнес-сообществ. Так, в работе «Как навести порядок в своем бизнесе» М. Рыбаков выделяет следующие недостатки вузовской системы [6, с. 235]:
— «теоретичность, оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего и т. п.) и очень мало практически полезного;
—скучность, неумение заинтересовать студентов. На лекциях, как правило, хочется спать;
— затянутость: тот крохотный «сухой остаток», который остается от учебы, явно не стоит прожитых 5 лет;
— мало что остается в голове даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях».
Еще в 1969 году всемирно известный специалист в области психологии образовательной деятельности отметил, что слушание лекции на тему или чтение материалов по предмету является наименее эффективным способом
Несмотря на то, что в XX веке была доказана неэффективность ведения занятий в виде лекций, тем не менее лекции иногда остаются чуть ли не самым основным источником передачи знаний от преподавателя к студенту. Конечно, нельзя совершенно исключить ведение занятий в таком формате, но свести к минимуму пассивный характер вовлечения студентов в работу просто необходимо.
Новое поколение детей имеет свои характерные современному времени особенности — дети погружены в свои телефоны и компьютеры, больше общаются между собой через Интернет, и личное общение практически сводится к минимуму. Задача же вузовского образования — развить не только профессиональные, но и общекультурные компетенции студентов, поскольку без таких компетенций могут возникнуть проблемы при трудоустройстве на работу. Это подтверждают и представители бизнес-сообществ. Так, представитель Сибирского филиала банка ВТБ24 считает: «Будущие выпускники должны обладать не только профессиональными компетенциями, но и на высоком уровне иметь развитые общекультурные компетенции, поскольку уме-
изучения чего-либо, а обучение других и применение изученного материала в собственной жизни — наиболее эффективным способом выучить что-либо. Свои результаты исследований он представил в виде конуса обучения [3, с. 271 ].
ние поддержать беседу с клиентом и работа в команде сегодня являются определяющими при отборе кандидатов для работы в банковской сфере».
Новое поколение студентов информационной эпохи отличается от их предшественников — поколения индустриального времени. «Новые дети» связаны между собой благодаря Интернету, мобильным телефонам, они растут и развиваются в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем их предшественники, ориентированы в большей степени на себя и свой собственный мир. К ценностям этого поколения относятся: информативность, позитивный настрой, креативность, скорость принятия решений, индивидуализм, общение в виртуальном мире и реализация собственной уникальности через делание только того, что нравится больше всего. С учетом этого прежние технологии обучения студентов теряют свою актуальность. Сегодня важно создавать такие условия обучения, которые позволят максимально раскрыть творческий потенциал при освоении общекультурных и профессиональных компетенций учащихся.
Таблица
Конус обучения
Через две недели нам свойственно помнить... Действие Характер (природа) вовлечения
90 % того, что мы говорим и делаем Выполнение реального действия Активный
Имитация реальной деятельности
Театрализованное выступление
70 % того, что мы говорим Выступление с речью
Участие в дискуссии
50 % того, что мы слышим и видим Наблюдение за действием на месте Пассивный
Наблюдение за демонстрацией
Рассмотрение экспоната/образца
Просмотр кинофильма
30 % того, что мы видим Просмотр иллюстраций
20 % того, что мы слышим Слушание слов (лекций)
10 % того, что мы читаем Чтение
Инновации и технологии современного образования
Новое время диктует новые требования к преподавателям,поскольку сегодня глазами студентов преподаватель уже не воспринимается как «светило науки», гораздо важнее дружеские и доверительные взаимоотношения при построении учебного процесса, что, на наш взгляд, повышает интерес к изучаемому предмету, улучшает восприятие информации и, соответственно, ведет к большей эффективности обучения. Инструментами здесь выступают активные и интерактивные технологии обучения, среди которых можно выделить технологии коучинга.
Президент Международного Эриксонов-ского университета коучинга, доктор психологии Мэрилин Аткинсон, выступая на фестивале практической психологии «Планета людей» и ведя вдохновляющий диалог о законах развития человека, выделила некоторые важные принципы развития человека, которые могут быть использованы в работе педагога при построении доверительных отношений со студентами:
— «видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым;
— понимать, что изменения и развитие каждого не только возможны, но и неизбежны;
— для развития у каждого есть все необходимые ресурсы;
— каждый человек делает в данной ситуации наилучший выбор для себя;
— в основе любого действия человека лежит позитивное намерение;
— цели деятельности могут быть только позитивными и всегда обращенными к будущему» [2; 3].
«Коучинг — процесс, помогающий взглянуть человеку на развитие его личности, на конкретный этап развития личности, то есть открыть глаза на многие полезные для него вещи. Коучинг — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов» [5, с. 38].
Ценность коучинга состоит еще в том, что педагог-коуч искренне верит в способности студента при решении им теоретических и практических задач, позволяет раскрываться талантам и способностям каждого ребенка, создает атмосферу победы, успеха и счастья. «Неспроста основными принципами коучинга согласно Международной федерации коучинга являются: «результативность равно потенциал минус вмешательство», «нет поражений, есть
только обратная связь», «личная зрелость — ключевая компетенция коуча», «каждый человек хороший»» [8].
Коучинговые технологии в руках профессионального педагога-коуча помогают обучающемуся достичь четко поставленной цели. Среди таких технологий можно выделить: «Колесо баланса», «Шкалу удовлетворенности», открытые и закрытые вопросы, стратегию Уолта Диснея, «Историю успеха», расстановку с использованием рисунка, использование метафорических карт и т. д.
«В рамках реализации компетентностно-го подхода для студентов 4-го курса, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», было проведено тематическое занятие с применением технологии коучинга «Колесо жизненного баланса». Студенты изучили инструменты постановки целей и их достижения, увидели влияние поставленных целей на разные сферы жизни, определили свои цели на 2016 год в рамках своего обучения и направления подготовки. Каждому студенту было предложено нарисовать колесо жизненного баланса, включающего такие сферы жизни, как: обучение, финансы, отношения, здоровье, духовное развитие, отдых, семья. Участники применили шкалу удовлетворенности по каждой сфере от 1 до 10, ответили на вопросы: «Из чего состоит этот сектор на десятку?», «Что является для меня наиболее важным в этой сфере?». Участники определили несколько критериев-индикаторов, которые покажут достижение цели на 10. Для студентов ключевым стал вопрос «Изменения и рост в какой области запустят рост остальных областей?». Практически половина участников выделила сектор «образование». По мнению студентов, сегодня для них важно успешно окончить институт и найти хорошую работу [4].
В ходе подготовки «Колеса баланса» студенты достигли понимания, что все зависит от них самих, что только личные усилия, внутренняя и внешняя работа может запустить «Колесо силы», а значит, изменения неизбежны. Также студенты отметили, что для достижения цели необходимо ее конкретизировать, измерить, ограничить во времени и обязательно «примерить» и визуализировать. Несомненно, здесь важна поддержка окружения и самых близких, родных людей, их вера в то, что все достижимо.
Другим элементом применения технологий коучинга, раскрывающих творческий потенциал, может быть проведение командных лекций, предполагающих привлечение студентов, применение «мозгового штурма», кейс-
семинаров, построение ассоциативного ряда и т. д. [1, с. 19].
Современное вузовское образование должно быть нацелено на развитие у обучающихся четырех видов интеллекта: физического, ментального, эмоционального и духовного. Причем эмоциональный интеллект называют еще и интеллектом успеха. Чем лучше эмоциональный интеллект развит у человека, тем лучше он справляется с жизненными трудностями. Чем выше духовный — тем он добрее и щедрее. Технологии коучинга в данном случае развивают как эмоциональный, так и духовный интеллекты, которые в свою очередь запускают механизм развития физического и ментального интеллектов.
Еще около ста лет назад Наполеон Хилл выделял два вида знаний — общее и специализированное. Общее знание люди получают в университетах. Автор отмечает: «Знание само по себе не привлекает успех, если только оно не направлено к определенной цели, оно является лишь потенциальной силой и становится властью только тогда, когда его применяют по назначению и когда оно соответствует планам по достижению цели. Именно это и является тем недостающим звеном в любой системе образования, в любой стране мира. Университеты заставляют студентов усваивать огромные массы информации, но ни в одном университете мира не учат, как направлять и использовать полученные знания для дости-
жения успеха» [7, с. 105]. Несомненно, коучинг учит быть успешным, поскольку включает разнообразный инструментарий по развитию личности, повышению качества жизни и внутренней удовлетворенности. Он позволяет активно вовлекать в работу студентов, правильно выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентом, повышать качество и эффективность образования.
1. Аксенова Т. Н., Болдырева С. Б. Современные образовательные технологии в высшем экономическом образовании: разработка и применения : учеб. пособие. — СПб. : Свое издательство, 2015. — 106 с.
2. Гульчевская В. Г. Принципы и техники коучингового подхода как механизмы повышения эффективности образовательных технологий личностно-ориентированного обучения // Практические советы учителю. — 201 5. — № 9 (203).
3. Кийосаки Р. Второй шанс / пер. с англ. О. Г. Белошеев. — Минск : Попурри, 2015. — 400 с.
4. Оскирко О. В. Создание творческой среды на основе коучингового подхода при подготовке студентов экономических направлений // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. — 2016. — № 6. — С. 25-31.
5. Перцев А. В., Карнаух И. И. Коучинг. Успех после успеха. — Ростов н/Д. : Феникс, 2011. — 112 с.
6. Рыбаков М. Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из надежных элементов. Практикум. — 6-е изд., испр. — М. : ИКАР, 2014. — 384 с.
7. Хилл Н. Думай и богатей! Классическое издание, исправленное и дополненное. — М. : АСТ, 2014. — 384 с.
8. A Strategic ICF: International Coach Federation. — URL: https://www.coachfederation.org/about/landing.cfm?Ite mNumber=845&navItemNumber=620 (дата обращения: 06.09.2016).
УДК/UDC 37 О. А. Шушерина, О. В. Логунова
O. Shusherina, O. Logunova
МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ
MATHEMATICAL STATISTICS METHODS IN PROFESSIONAL DIAGNOSTICS IN ADULT EDUCATION
В статье обосновано применение методов математической статистики в педагогическом исследовании. Определены принципы деятельности педагога-исследователя, применяющего методы математической статистики, описано поэтапное применение методов описательной статистики, корреляционного анализа, индук-
тивной статистики в реальном педагогическом исследовании подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений. Методы математической статистики применяются для подтверждения результативности организационно-педагогических условий.