Научная статья на тему 'Новый мир - новые образовательные технологии'

Новый мир - новые образовательные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3860
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / OHANGES IN EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МИССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / MISSION OF THE TEACHER / КОУЧИНГ / COACHING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / БіЛіМ САЛАСЫН-ДАГЫ өЗГЕРіСТЕР МЕН ТЕХНОЛОГИЯ / ОқЫТУШЫНЫЦ МіНДЕТТЕРі / өЗДіК БіЛіМ АЛУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костырева Е. В.

В статье приводится характеристика VUCA-мира, в котором мы живем, скорости его изменения; определяется комплекс фокусов, служащих решением этому VUCA-миру. Автор рассматривает ситуацию в образовании, показывает миссию и цель преподавателя сегодня; дает определения коучинга и педагогического коучинга и приводит актуальность технологии коучинга в образовании и самообразования преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый мир - новые образовательные технологии»

И

Е.В. Костырева,

КГКП «Рудненский преподаватель специальных дисциплин, политехнический колледж», Костанайская область

Нег1зг1 свздер: б1л1м саласын-дагы взгер1стер мен технология, оцытушыныц мтдеттерг, коу-чинг, мотивация, вздгк бглгм алу.

Ключевые слова: изменения в образовании, технология, миссия преподавателя, коучинг, мотивация, самообразование.

Keywords: Ganges in education, technology, the mission of the teacher, coaching, motivation, self-education.

НОВЫЙ МИР - НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ацдатпа

Макалада 6i3 eMip CYpin журген VUCA-элемнщ сипат-тамасы, оньщ езгеру жылдамдыгы кepсетiледi; осы VUCA-элемнщ шешiмiн табатын еpекшелiктеpi кешенi аныкта-лады. Автор бшм саласындагы бупнп заманныц талабына сай окытушыныц максатымен мiндеттеpiн карастырады; коучингтш ацыктамасын кepсетiп, окытушы коучинг не екенш корсетип сонымен катар бшм мен eздiк 6iлiмiнде ак-туалдi екенiн кepсетедi.

Аннотация

В статье приводится характеристика VUCA-мира, в котором мы живем, скорости его изменения; определяется комплекс фокусов, служащих решением этому VUCA-миру. Автор рассматривает ситуацию в образовании, показывает миссию и цель преподавателя сегодня; дает определения коучинга и педагогического коучинга и приводит актуальность технологии коучинга в образовании и самообразования преподавателя.

Annotation

Characteristics of the VUCA world we live in is shoun in the article; the complex of tricks that serve as a solution of this world is determined. The author examines the situation in education; shows the mission and purpose of the teacher today; defines coaching and pedagogical coaching; brings the relevance of coaching technology in education and self-education of the teacher.

Мир с каждым веком стал развиваться стремительно быстрее. Скорость изменения нарастает просто катастрофически [1]. Мир, в котором мы живем, называют миром "УЦСА - нестабильным, неопределенным, сложным и неоднозначным. "УЦСА - аббревиатура, где каждая из букв охватывает целый спектр нарастающих явлений (рисунок 1):

Модель УУСА

Volatility (изменчивость, нестабильность, волатильность)

Uncertainty (неопределенность) — то, где

основные разрушительные изменения.

Complexity (сложность)

Ambiguity (неясность, двусмысленность, неопределенность)

s

X

<с m о

го

W О

О О

W ^

о

о. С

ш

X X

о S

<с m О X

X

s

Рисунок 1 Модель VUCA [3]

В этом новом мире старые рабочие модели не функционируют. Для того чтобы победить в VUCA-мире, не стоит фокусироваться на новом. Новое - уже старое. Сегодня важно не новое, а настоящее, актуальное. Это очень интересное время для креативных людей. В новом мире побеждают не властные лидеры, а креативные! Как выживать в таком мире? В чем решение? Что важно сейчас? VUCA-мир предъявляет особые требования к людям, которые хотят быть успешными, быть лидерами в этом мире [1]. В ответ на VUCA-вызов родилось VUCA-решение — комплекс фокусов, которые помогают обеспечить условия, когда лидеры могут действовать на опережение, предвидя необходимые изменения (рисунок 2) [2].

Вот на что необходимо обращать внимание:

1) Vision - видение; Values - Ценности

Эти ценности и связанные с ними убеждения, то, что мы называем культурой, невидимыми нитями прочно организуют жизнь человеческих сообществ и коллективов. Для того чтобы справляться с нарастающей сложностью и неоднозначностью, необходимо учитывать разные ракурсы и точки зрения. На это работает взаимоуважение, основанное на понимании, что ценности разных людей могут прекрасно служить общему делу [2].

Рисунок 2 Ответ VUCA-миру [3]

2) Understanding - Понимание SCARF и управления стрессом.

В период турбулентности особенно важно, чтобы лидеры разбирались в физиологической основе мотивации и учитывали особенности поведения людей в ситуациях больших нагрузок. Иллюзия, что силы и способности человека безграничны, тает в свете статистки

заболеваемости психическими и психосоматическими заболеваниями.

Понимание рычагов, которые людьми определяются, как опасность, позволяет выстроить отношения, минимизирующие угрозы, а знание о рычагах, которые могут активировать вознаграждение, дает возможность эффективно мотивировать других, обращаясь к внутренним наградам, тем самым уменьшая зависимость от внешних бонусов.

3) Clarity - ясность

Люди, которые умеют регулировать собственный уровень стресса, трезво оценивать уровень и причины напряжения у себя и других людей, и взвешенно расставляют приоритеты, как правило, выглядят значительно увереннее своих коллег. Рядом с ними окружающие чувствуют себя спокойнее и начинают ориентироваться на таких сотрудников как на лидеров. Источниками такой уверенности является как профессиональная компетентность, так и специфические навыки менеджмента, в том числе управления эмоциями.

4) Agility - Живость и гибкость за счет немедленной качественной обратной связи [2].

Agile-методы, пришедшие из сферы разработки информационных продуктов, опираются на непосредственное общение лицом к лицу, а постановка задач, поиск решений и оценка результатов замыкается в кратковременные круги, мини-проекты. В таком режиме организации труда оперативная обратная связь внутри системы и с внешним миром позволяет снизить риски и сократить непродуктивные затраты [2].

На фоне дефицита личного внимания к человеку agile-подход возвращает ценность человеческого и профессионального общения, дает ощущение того, что человек влияет на то, что происходит с ним и вокруг него, повышает ощущение определенности и последовательности происходящего и помогает поддерживать баланс во взаимодействии людей и организаций [2].

А какова ситуация сегодня в образовании? Сегодня систему образования можно также охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу. Мы понимаем, что тот подход к делу и к себе, который существует, не эффективен и не ведет к желаемым изменениям, не создает инновационных прорывов. В

современном образовании происходит смена приоритетов: с содержания на умения, с массового обучения на групповое и т.п.. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, сколько в личностном результате, формировании осознанной позиции обучающегося и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого студента и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за период обучения в колледже [4].

Мы связаны с обучением будущих специалистов, многие из которых завтра перестанут быть востребованы на рынке труда. Это происходит потому, что сейчас настолько развиваются механизмы и интеллектуальное управление, что человек все больше и больше начинает отставать от них, запаздывать в своем развитии. Предполагается, что скоро наступит точка, которая называется «технологическая сингулярность», когда машина нас обгонит (рисунок 3). Для того чтобы нам двигаться в ногу с изменяющимся миром, нужно бежать. Это факты о том мире, в котором мы живем. Почему так важны эти факты? Потому что, когда мы с вами понимаем, что происходит в мире, тогда нам понятно, что с этим делать [1].

Я вижу миссию современного преподавателя в развитии студентов таким образом, чтобы они смогли стать конкурентоспособными в этом стремительно меняющимся УиСА-ми-ре. Необходимо думать о своих обучающихся не как о студентах, а как о будущих выпускниках, которые выйдут в этот УиСА-мир. Наша задача, как преподавателей, уже сейчас подготовить их быть успешными в этом мире [1].

На мой взгляд, значимые качества сегодня как для студента, так и для преподавателя, понимание себя, гибкость, способность быстро осваивать новые навыки. В своей работе я делаю упор на развитие личности обучающегося и его компетенций. Но, только развивая компетенции в себе, преподаватель может передать их студенту и своим примером показать, как совершать осознанный выбор и стремиться к лучшему каждый день. Именно поэтому я считаю таким важным для себя самообразование, поиск новых методов и технологий в своей работе.

Скорость изменений

Технологическая сингулярность

Человеческий интеллект

Время

Машиныи интеллект

Рисунок 3 Диаграмма нарастания скорости изменения мира [1]

Конечно, мы знаем огромное количество методов, с помощью которых можно передать знания студентам, развить навыки. Но сегодня очень важен еще один момент. Мотивированной личностью, способной к саморазвитию, человеком с уверенной гражданской позицией становятся в позитивной, успешной среде, в процессе наблюдения за успехами и победами авторитетов, при возможности наставничества и в условиях непрерывной поддержки. А этого в наших образовательных учреждениях пока крайне мало [4].

Тем, кто проработал многие годы и вложил душу в своих учеников, каждый день, переживая, порою больше, чем родители, неудачи и достижения их, странно слышать, что педагогические методы уже не актуальны, что нужно еще чему - то научиться. У преподавателей со стажем появляется ощущение, что их опыта не достаточно для успешной работы. На совещаниях все чаще можно услышать: «...Сегодня надо быть гибче, надо работать творчески». Но при этом отсутствуют рекомендации, позволяющие преподавателю понять, как учить по-новому, чтобы получить качественный результат

[4].

Как же в новой системе выжить и стать более уверенным и конкурентоспособным преподавателем, какие инструменты могут помочь достичь выполнения стандарта, причем не формально, а качественно, естественно и легко [4]?

Попробуем использовать собственный потенциал для нового творческого прорыва и попробуем помочь обучающимся стать самодостаточными людьми, развивая в них не только Щ, но и EQ (эмоциональный интеллект) и VQ

*

X

<

га о

го

£ га О

нч

га и и

га ^

о =

га

ьч ^

X

га о

га ^

а

о га

X

90_В

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « (уровень энергии) [4].

Говоря о новых подходах к развитию и обучению студентов, хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека - это ключевая его задача и основной результат [4].

Речь идет о коучинге. Этот вид работы с клиентом многие называют особым видом психологического консультирования, но предпочтительнее и точнее коучингом было бы назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научения его учиться и жить осознанно [4].

Так что такое «коучинг»? Его автором Тимоти Голви предложено несколько определений:

• это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться;

• это процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап её развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи;

• это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких результатов [5].

О педагогическом коучинге узнала благодаря курсам повышения квалификации для учителей, проводимым центром онлайн обучения Фоксфорд. Посетив несколько вебинаров, познакомилась с очень интересными, новыми и актуальными направлениями в образовании. § Наталья Гульчевская - сертифицированный ® коуч - является тренером курса «Коучинговый § подход для результативного образования», <( занятия которого доступны на сайте Ы^:// ^ foxford.ru.

¡3 Отличие коучинга от психологии заключается ся в основном в том, что коучинг — это работа

и

^ с человеком реальным с установкой на завтра. 2 Гораздо важнее для этого специалиста конкрет-щ ные шаги, которые делает его клиент в надежде й получить результат уже в скором «завтра». Эф® фективность данного направления работы оче-К видна, ведь нам нужны понятные и быстрые ре-<! зультаты, причем итог работы коуча с клиентом О - это творческий прорыв последнего, расшире-д ние его перспектив для дальнейшего роста. Не этого ли ждут от нашей работы наши руководители, родители, работодатели [4]?

Педагогический коучинг - неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования [5].

Почему технология коучинга актуальна для образования? Во-первых, в современном образовании всё более отчётливо ощущается потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам [5].

Во-вторых, задача личностно-ориентирован-ного обучения официально заявлена в стандартах образования. Но разработка практических технологий реализации личностно-ориентиро-ванного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки преподавателей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения, и многие технологии заимствуются из бизнеса, маркетинга и т. д. Учитывая, что данный метод приносит положительные результаты, возможно, пришло время обратить внимание на него в образовательных учреждениях. «Коучинговый» подход максимально соответствует концепции личностно-ориен-тированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога. Коротко смысл педагогического коучинга можно определить как движение к цели через полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя ко-учинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча, т. е. проводника, обучающийся самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачные из них [5].

Цель преподавателя - помочь студенту учиться, меняться и достигать целей; цель студента - решение конкретных задач и достижение прогнозируемого результата [5].

Преподаватель не приказывает, не руководит, не инструктирует, не даёт советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, перефразирует, суммирует, задаёт вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет обратную связь. Главное — забота о том, чтобы обучающийся (группа, объединение) решил проблему сам [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, преподаватель - не просто передает знание, он - тренер талантов, он рас-

и

крывает свой потенциал и потенциал обучающихся. Но надо помнить, что единственный путь к хорошему результату возможен только через работу над собой, свое самообразование, уверенность в поставленной цели и веру в свой потенциал!

Рисунок 4 Актуальность коучинга в современном мире [1]

На рисунке 4 можно видеть, что именно ко-учинг помогает раскрыть комплекс фокусов, служащих ответом "УЦСА-миру, приведенных на рисунке 2 и описанных выше.

Результаты применения технологии коучинга следующие:

• развитие коммуникативных и организаторских умений, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других;

• получение навыков ставить цели и достигать успеха (результата), эффективно управлять временем; анализировать и структурировать информацию, работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других [5].

Таким образом, педагогический коучинг может рассматриваться как инновационная технология повышения профессионального мастерства современного педагога, и нужно активнее вводить педагогический коучинг в образовательный процесс. Всё это поможет раскрытию личностного интеллектуально-творческого потенциала как обучающихся, так и преподавателей [5].

Хочу быть счастливым преподавателем, у которого хочется учиться! А вдохновляют меня образовательные проекты нового поколения «Международная школа практической

педагогики» http://worldtutors.ru и «Счастлив быть учителем» http://happytoteach.ru. Также рекомендую коллегам познакомиться с «Учительским порталом» http://www.uchportal.ru и сайтом https://videouroki.net. Почерпнуть новые знания о коучинге можно на портале «Коучинг в образовании» https://coachingineducation.ru. Пройти дистанционное обучение, участвовать в профессиональном сетевом объединении, ве-бинарах, семинарах и мастер-классах и других мероприятиях можно в центре дистанционного обучения на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» http://d.orley-kost.kz.

Онлайн-курсы и мероприятия для педагогов позволяют узнать о методиках развития обучающихся и создании культуры, мотивирующей к обучению. Мне предстоит еще подробнее изучить инструменты коучинга и применить практически коучинговый подход в своей работе.

Не жалейте времени на самообразование! Это вклад в ваше будущее и будущее ваших студентов. Желаю всем успехов в работе!

ЛИТЕРАТУРА

1. Гульчевская Н.Е. Современное образование: Зачем педагогу и ученикам коучинговый подход? [Электронный ресурс] //https://foxford. ru/uploads/inner_file/file/9647/Prez.pdf; https:// foxford.ru/groups/37339.

2. Чухно Ю. Управление изменениями в "УЦСА-мире: как вовлечь людей и помочь им стать лидерами новых решений [Электронный ресурс] //http://novaterracoaching.su/change-management-in-vuca.

3. Первушина, М.. Мастер-класс «Эпоха "УЦСА - к чему готовиться компаниям и НК-м» [Электронный ресурс] // http://www.profi-consulting.com.ua/materials/60/9782_marina_ epoha-vuca.pdf.

4. Столярова Н.. Коучинг в образовании [Электронный ресурс] //http://worldtutors.ru/ kouching-v-obrazovanii.

5. Костяева, Н.А. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов [Текст] / Н.А. Костяева, Е.В. Кузнецова //Педагогическая мастерская. Все для учителя! - 2015.- № 9. - С. 19-22.

*

К

К

<

га

0

1

га га О

(-и

га и и

га ^

О га С

га

ьн

к к о

К

<

га о к к га

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.