Научная статья на тему 'Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентностного подхода'

Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / EDUCATION / CREATIVE PROFESSION / COMPETENCE / INNOVATIVE EDUCATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николайчук А. С.

В статье раскрываются основные аспекты реализации современных инновационных методов обучения студентов творческих специальностей. Компетентностный подход в современном образовательном процессе выступает как базис формирования качественного образования, а инструментами в этой связи являются инновации в обучении.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic aspects of the implementation of modern innovative methods of teaching students creative specialties. Competence approach in the modern educational process serves as a basis for the formation of a quality education, and tools in this regard are the innovations in education.

Текст научной работы на тему «Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентностного подхода»

Николайчук А.С.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Новосибирский государственный педагогический университет

Ключевые слова: образование, творческие профессии, компетенции, инновационное образование, творчество.

Аннотация: в статье раскрываются основные аспекты реализации современных инновационных методов обучения студентов творческих специальностей. Компетентностный подход в современном образовательном процессе выступает как базис формирования качественного образования, а инструментами в этой связи являются инновации в обучении.

Key words: education, creative profession, competence, innovative education, creativity.

Abstract: In the article the basic aspects of the implementation of modern innovative methods of teaching students creative specialties. Competence approach in the modern educational process serves as a basis for the formation of a quality education, and tools in this regard are the innovations in education.

В настоящее время профессиональное образование претерпевает множество реформ и трансформаций. В различных направлениях подготовки действуют свои профессиональные стандарты. Особое внимание уделяется инновационным методам обучения. Студенты, обучающиеся творческим профессиям, также чувствуют на себе «дыхание» инновационного образования. Как и другие выпускники, студенты творческих специальностей также должны обладать определенными компетенциями по окончанию образовательной организации, поэтому в рамках образовательного процесса компетентностный подход в обучении играет ключевую базисную роль, который выступает методологическим основанием в системе модернизации высшего профессионального образования.

В результате обучения в образовательной организации выпускник должен обладать компетентностью в профессиональной деятельности. Данный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата определяется не сумма усвоенной информации, а способность выпускника ориентироваться в различных

жизненных ситуациях, быть профессионалом и чувствовать уверенность в своих профессиональных умениях.

В рамках компетентностного подхода определяются компетенции выпускника в соответствии с требованиями работодателей, будущих потребителей (особенно это актуально для творческих специальностей), образовательных стандартов, общественного устройства. Овладение различными компетенциями является главной целью процесса обучения (Рисунок 1).

Профессиональные потребности

Индивидуальные потребности

Социальные потребности

Рисунок 1 - Общая схема проектирования учебной цели при компетентностном подходе

Так, обобщив данные, определим, что профессиональные компетенции есть способность и готовность к целесообразным действиям в соответствии с определенными условиями и требованиями дела, методически, организованно и самостоятельно принимать решения при возникновении определенных проблем и задач, а также уметь качественно оценивать результаты своей деятельности.

В современной российской образовательной системе реализация компетентностного подхода связана с определенными проблемами. И, прежде всего, это разработка и формирование перечня компетенций в рамках образовательного процесса и механизм их оценивания.

Также, несмотря на предпринимаемые усилия, в отечественной системе образования отсутствует в полной мере эффективный механизм взаимодействия образовательных организаций с работодателями. Чаще всего, наблюдается пассивное потребление

работодателями результатов деятельности системы образования, а вузы «мало настроены» на современный рынок труда.

Представители бизнес-структур должны занять более активную позицию в рамках образовательного процесса. Решением данной проблемы может стать усиление взаимодействия бизнес-сообщества с образовательной организацией и студентами:

- в области финансирования обучения студентов, необходимой для бизнеса квалификации и специальности;

- в области инвестирования бизнеса в человеческие ресурсы (в данном случае - в будущего выпускника творческих профессий) как активного элемента взаимодействия с обществом;

- при разработке учебных планов, охватывающих оба уровня -бакалавриат и магистратуру;

- при формировании перечня компетенций, критериев, методов и технологии их оценки.

В свою очередь, компетенции, сформированные с участием работодателей, могут служить определенным ориентиром в деятельности образовательной организации, основой выстраивания его учебно-методической работы. Так, например, для будущих художников, скульпторов взаимодействие с архетиктурно-строительными компаниями будет не просто полезной практикой, но и вектор развития и выбора собственного стиля и «потребителя».

В процессе реализации образовательного процесса компетентностный подход позволяет осуществлять определенные механизмы [1-3]:

- переход в профессиональном образовании от ориентации на теоретические знания к применению и организации полученных знаний и навыков;

- положение в основание стратегию увеличения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и реализуемых задач;

- ориентация на междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

- ориентация при постановке цели на ситуацию применимости на рынке труда и др.

Философия компетентностного подхода в образовании определяет специфику его реализации. Осуществление компетентностного подхода в практике определяет особую культуру образовательного взаимодействия преподавателя и студента. Здесь необходимо повториться и отметить, что при условии реализации данного подхода обязательным элементом является применение в образовательном процессе инновационных методов обучения.

Творческая личность многогранна и требует постоянного совершенствования. Студенты, обучающиеся творческим профессиям, нуждаются в «музе», а инноватика - это один из кротчайших путей к ее достижению.

К инновационным способам организации обучения творческим специальностям в системе отечественного профессионального образования можно отнести [4-6]:

- Метод проектов. Данный метод позволяет студентам развивать и укреплять свои теоретические знания при практических разработках, нарабатывая опыт.

- Метод сотрудничества и кооперирования. Данный метод позволяет нарабатывать и укреплять исследовательский, поисковый способ развития; применение мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и т.д. позволяет повышать уровень теоретических и практических знаний исследовательским путем, что способствует накоплению опыта.

- Портфолио. Начиная с первого курса, студентам предлагается вести дневник достижений, так называемое, портфолио достижений. Этот способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Это метод особо необходим в творческой профессии.

Конечно, нельзя забывать о том, что одним из самых значимых критериев успешного обучения студента как будущего профессионала является его желание, стремление и заинтересованность в обучении. Поэтому психологическими условиями успеха работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий во время обучения, в том числе для самостоятельной работы, а также вовлеченность студентов в формируемую деятельность будущей специальности.

Список литературы

1. Кизин М.М. Древнерусские вокальные традиции // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. С. 163-166.

2. Кизин М.М. Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 376378.

3. Тихомирова О.Б., Кобелева Е.М. Организация национально ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО как средство поликультурного образования //

Синергия. 2016. № 4. С. 14-18.

4. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.

5. Кизин М. Взаимоотношение перспективы и анатомии в певческом процессе // Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 3 (29). С. 08-09.

6. Кизин М.М. Особенность драматургии в содержании русской песни // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3-1 (27). С. 255-261.

Фирсова А.А., Новоселова М.А.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Ключевые слова: стратегия, академическое взаимодействие, университет, бизнес, наука.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования проблемы поиска стратегий развития современных университетов и определение факторов, влияющих на интенсивность академического взаимодействия науки, образования и бизнеса: университетов и предприятий.

Keywords: strategy, academic engagement, university, business, and science.

Abstract: The article presents the results of the development of strategies problems research for modern universities the and identification of factors affecting the intensity of the interaction between academic science, education and business.

Факт перехода к экономике знаний сегодня неоспорим, ключевыми факторами конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства. Изучение главенствующей роли университета в модели тройной спирали взаимодействия и интеграции акторов и институтов образования, науки и бизнеса в инновационной системе сегодня чрезвычайно актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.