Г. В. Можаева
«ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКО-ШВЕДСКОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная переподготовка, электронный бизнес.
На примере программы профессиональной переподготовки «Электронный бизнес»» проанализированы особенности шведской модели дополнительного профессионального образования, ее основные характеристики и возможности применения в российской системе образования. Рассмотрены особенности совместной российско-шведской программы профессиональной переподготовки как пример успешного решения задач развития непрерывного образования.
Keywords: ^^mous education, professional retraining, electronic business.
The features of the Swedish model of additional vocational education, its basic characteristics and opportunities of application in the Russian education system are analysed on the example of retraining program «Electronic business». The features of the joint Russian-Swedish program ofprofessional retraining as an example of the successful decision of tasks of development of continuous education are considered.
Введение ключевых компетенций личности, способной
В настоящее время перед нашей страной стоят задачи перевода экономики на траекторию устойчивого инновационного роста, которые актуализируют проблему качества профессиональной подготовки квалифицированных кадров. В условиях развития информационного общества уже нет необходимости доказывать, что глубокие профессиональные знания персонала становятся ключевым стратегическим фактором развития бизнеса, его конкурентоспособности. Требования, предъявляемые к современному производству, могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации работников, форсированной подготовки специалистов-исследователей, разработчиков новой техники и технологий. Квалифицированный персонал — фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уровень производительности труда.
Вместе с тем, современная система образования сталкивается с целым рядом проблем, связанных с ее отставанием от требований рынка труда, снижением конкурентноспособности выпускников и
инвестиционной привлекательности самой системы образования. Подготовка специалистов не соответствует потребностям работодателей по содержанию, по численности обученных, по оперативности внесения изменений в требования к профессиональным компетенциям. Зачастую знания, которые студенты усвоили на младших курсах, утрачивают свою актуальность к окончанию университета. Если раньше больше внимания уделялось изучению теоретических основ и
положений, фундаментальных концепций,
составляющих основу знаний по различным направлениям, то сегодня необходим переход к сознательному усвоению информации, с большей ориентацией на ее дальнейшее практическое
использование в профессиональной деятельности и с учетом потребностей работодателей, формирующих рынок труда и заказ на специалистов. Система
образования должна быть направлена на формирование гибкой, с определенным набором
успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях информационного общества. Одним из перспективных направлений решения этой задачи является создание системы непрерывного
образования, ориентированного на потребности работодателей и опережающее развитие личности [1, 2].
Важная роль в совершенствовании и
обновлении специалистами квалификации в соответствии с изменяющимися образовательными стандартами и компетентностными характеристиками принадлежит дополнительному профессиональному образованию (ДПО), которое является важным элементом всей системы непрерывного
профессионального образования [3].
Реализация программ в сфере ДПО во многом зависит от эффективного партнерства между государственным сектором, бизнесом и
образовательными учреждениями. Необходимость такого социального партнерства вызвана многими факторами, среди которых особенно остро ощущается недостаточность взаимодействия между этими секторами. Так, образовательный сектор ощущает недостаток связей с бизнесом и рынком труда; нет взаимодействия между образовательными учреждениями в сфере ДПО (этому препятствует конкуренция); происходит дублирование образовательных программ; нет анализа
потребностей рынка труда, что приводит к низкому уровню качества преподавания и слабой конкурентности учебных программ. В свою очередь, бизнес не в полной мере осознает свои потребности в квалифицированных кадрах; отсутствуют механизмы взаимодействия учреждений ДПО с бизнес-компаниями; недостаточно конструктивного опыта взаимодействия образовательных учреждений с бизнесом при организации практик (обучения на рабочем месте). Образовательные структуры не всегда анализируют рынок труда и потребности бизнеса при разработке учебных программ.
Аналогичные проблемы стоят перед многими государствами, которые находят решение
этих проблем в развитии национальных систем ДПО. Среди европейских стран особое место в развитии дополнительного профессионального образования занимает Швеция, где разработана и реализована собственная модель ДПО, основанная на представлении о непрерывности образования, его опережающем характере и тесном взаимодействии с работодателями при финансовой поддержке государства и адаптации системы ДПО к потребностям рынка труда. Конкурентоспособность шведских программ ДПО усиливают их практическая ориентация, сочетание обучения на рабочем месте и теоретических занятий, гибкая система современного образования в быстро меняющихся условиях рынка труда.
Пилотная схема развития ДПО, запущенная шведским правительством в 1996-2001 годах, с 2002 года стала частью государственной образовательной системы. Координирует развитие системы ДПО Шведское Национальное агентство по дополнительному профессиональному образованию (www.ky.se). Программы реализуются различными учреждениями ДПО, среди которых выделяются Фолькуниверситет (Народный университет) в Упсале (www.folkuniveristetet.se) и Центр профессионального дополнительного образования в Гетеборге (www.kyakademien.se).
Развитие и популярность системы ДПО в Швеции обусловлены несколькими факторами, среди которых наиболее значимы:
• сочетание теоретических знаний с обучением на рабочем месте;
• возможность в короткие сроки
получения профессионального образования для тех, кто хочет приобрести новые рабочие навыки в рамках определенной области деятельности;
• увеличение количества разработок в
современных областях экономики, в
высокотехнологичных сферах, что требует
оперативного повышения квалификации;
• гибкость системы профессионального образования в быстро меняющихся условиях рынка труда.
ДПО в Швеции представляет собой
профессиональное образование продолжительностью от одного до трех лет, одну треть которого занимает обучение непосредственно на рабочем месте. Акцент в программах делается на практические курсы,
совмещенные с глубокими теоретическими знаниями.
Шведская модель ДПО построена на следующих принципах [4]:
• создание механизма взаимодействия между государственным сектором, образовательными учреждениями и бизнес-сектором;
• сотрудничество образовательных
учреждений профессионального образования и компаний, работающих на рынке труда, при разработке учебных программ, организации конференций и исследований, при проведении учебного процесса и оценке качества образования;
• создание учебных планов согласно потребностям компаний, работающих на местном рынке;
• приглашение преподавателей-практиков из бизнес-компаний, их участие в оценке качества обучения и в управлении программой через создание Наблюдательного совета или Совета программы ДПО;
• обучение на рабочем месте; обучение студентов навыкам решения проблем в практической ежедневной деятельности на предприятии;
• сочетание знаний и умений по разным предметам в работе над конкретным учебным проектом;
• постоянный мониторинг качества обучения и проведение оценки по окончанию курса.
Обратим внимание, что обучение на рабочем месте составляет примерно 25-35% всего времени обучения и определяется как интегрированное обучение на рабочем месте, которое включает непосредственное обучение и тренинги на рабочем месте, объединяет теорию и практику. От интегрированного обучения выигрывают и студенты, и работодатели: работодатель получает квалифицированного работника, подготовленного для данного рабочего места, создает кадровый резерв для будущего развития компании, а студент получает рабочее место. При этом расходы, связанные с обучением на рабочем месте, оплачивают работодатели.
Реализация студентами проектов в компании позволяет решать конкретную проблему компании, обеспечивает работу в команде и формирует соответствующий опыт у студентов. Проектная деятельность основана на пошаговой разработке проекта и предусматривает консультации с тренером и менеджером компании. Отчет и презентация результатов позволяют контролировать и оценивать эффективность учебных проектов.
Подбор преподавательского состава проводится с помощью контактов - как служебных, так и личных, с помощью объявлений, на конкурсной основе, после тщательного изучения резюме кандидатов. При выборе преподавателя имеют значение соответствующее образование, опыт преподавательской деятельности в сфере образования взрослых, соответствующий опыт работы в бизнесе, хорошие коммуникативные навыки, свободное владение английским языком.
Оценка и мониторинг программ ДПО в Швеции включают оценку процесса обучения и преподавателей студентами, оценку успеваемости студентов, оценку процесса обучения
наблюдательным советом.
Успех шведской модели ДПО определяется совокупностью нескольких факторов, среди которых выделим активное и постоянное взаимодействие с бизнесом; интегрированное обучение на рабочем месте; проектный менеджмент в организации обучения; привлечение в качестве преподавателей практиков, обладающих вместе с тем современными методиками обучения взрослых; интеграцию учебных предметов; включение в программы тренингов, расширяющих компетенции
слушателей (навыки делового общения, умение работать в команде, тренинг уверенности в себе, управление временем); постоянный мониторинг и конструктивный диалог с тренерами, слушателями и компаниями. Конкурентоспособность программ повышает использование современного оборудования и информационных технологий в процессе обучения, что, с одной стороны, расширяет целевую аудиторию, а, с другой стороны, позволяет эффективно организовать учебный процесс, привлекая опытных специалистов.
Если сформулировать кратко главную особенность шведской модели, которая на сегодня широко распространена в странах Европейского Союза, можно отметить в первую очередь эффективное решение проблемы профессионального обучения и переподготовки по запросу бизнеса. В основе шведских программ переподготовки лежит принцип соответствия нуждам экономики, рынка; учебные планы согласуются с представителями бизнес-структур, которые являются заказчиками и «потребителями» образовательного продукта; в основе обучения лежит проблемный подход «от знаний к навыкам».
Причины, по которым в Швеции появилась необходимость в новой модели профессионального обучения и переподготовки - это переход общества к новой экономической модели, а в обществе «преобладания знаний» учиться приходиться постоянно. Современная экономическая модель предъявляет высокие требования к специалисту, поэтому между полученными знаниями и приобретенными навыками должна быть тесная взаимосвязь, а специалист должен сохранять мобильность и уметь использовать полученные знания на практике.
Изучение шведского опыта показало, что применение шведской модели ДПО может быть эффективным и в России. Сегодня общие тенденции на рынке труда в Швеции и в России схожи: демографический спад приводит к уменьшению числа молодых и преобладанию возрастной категории на рынке труда; постоянно меняется характер предложений и перечень специальностей: технические инновации привносят эти изменения и как следствие обществу требуется больше специалистов высокой квалификации. И это несмотря на ряд российских особенностей. Так, например, российские работодатели не заинтересованы в оплате расходов, связанных с обучением на рабочем месте; региональные власти, как правило, не только не участвуют в финансировании и управлении ДПО, но и не берут на себя ответственность за обучение совместно с представителями бизнеса, за прохождение практик вместе с образовательным учреждением (исключение составляет лишь ряд регионов, среди которых особенно выделяется Республика Татарстан).
С 2008 года шведская модель профессионального обучения и переподготовки получила продвижение в 22 регионах Российской Федерации, а в 2011 году в Национальном исследовательском Томском государственном университете была разработана совместная российско-
шведская программа профессиональной переподготовки «Электронный бизнес», которая стартовала в Томске.
Цель программы заключается в изучении электронной коммерции и системы планирования и управления внутренними и внешними ресурсами предприятия, в освоении и развитии практических навыков создания, продвижения и управления
электронным бизнесом.
Задачи программы обусловлены
необходимостью приобретения знаний и
практических навыков по следующим
направлениям:
• использование существующих решений
электронного бизнеса в качестве инструментов стратегического развития существующего
предприятия;
• переработка бизнес-идеи в
привлекательный продукт или услугу для сектора электронного бизнеса;
• консалтинговые услуги в области
электронного бизнеса;
• применение основ маркетинга и маркетинговых стратегий продаж в единой системе электронной торговли;
• управление проектами, направленными на развитие электронного бизнеса для существующих компаний;
• продвижение старт-апов в области электронного бизнеса.
В ходе обучения слушатели должны увидеть электронную коммерцию с точки зрения развития бизнеса, а не только как способ
технического перевооружения предприятия. Электронный бизнес поможет создать условия для развития долгосрочного потенциала и обеспечения конкурентоспособности предприятия в будущем.
Создание совместной программы потребовало дополнительных мероприятий по адаптации шведской модели к российской системе ДПО, включая обучение преподавателей и специалистов Томского государственного университета в Швеции, проведение маркетинговых исследований, согласование учебных планов, создание бизнес-совета программы, знакомство шведских партнеров с бизнес-сообществом Томска и др.
Актуальность программы определяется тем, что электронный бизнес затрагивает практически все общество и приобретает всё большее распространение благодаря использованию информационных технологий в бизнес-сфере. Изучение этой новой отрасли имеет большое значение для понимания перспектив и оптимальных стратегий развития современного бизнеса, для успешного управления проектами и электронной коммерцией.
Проведенное в ходе разработки программы маркетинговое исследование показало, что только в Томске существует и работает более ста предприятий, позиционирующих себя как предприятия в области электронной коммерции. Электронный бизнес в Томске представляет собой
наиболее перспективное направление для развития. Возможность корректного моделирования
предприятия «с нуля», развития уже имеющегося предприятия посредством инновационных технологий способствует укреплению позиций томского предпринимательства в сибирском регионе.
Развитие электронной коммерции в Томске способствует поддержке заинтересованных в развитии электронного бизнеса новых и уже существующих, ориентированных на дальнейшее развитие компаний. Подготовка специалистов международного уровня в области электронной коммерции содействует развитию малых инновационных предприятий нашего города, позволяет молодым, инициативным людям самостоятельно проектировать и создавать конкурентоспособные предприятия.
Разработанная программа профессиональной переподготовки «Электронный бизнес» учитывает основные характеристики шведской модели ДПО, построена на модульной основе и направлена на формирование у слушателей следующих компетенций:
1) в организационно-управленческой
деятельности:
- способность управлять электронным предприятием;
- умение разрабатывать стратегию развития архитектуры предприятия, планировать процессы управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия и организовать их исполнение;
- умение использовать современные методы управления реализацией продукции для решения стратегических задач;
- способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
- умение разрабатывать интернет-проекты и управлять ими;
- управление исследовательскими и проектновнедренческими группами;
- умение использовать современные технологии продвижения интернет-проектов;
2) в аналитической деятельности:
- подготовка аналитических материалов для оценки интернет-проектов и выработки стратегических решений по реализации проекта;
- способность использовать количественные и качественные методы для проведения исследований и управления интернет-проектами;
- владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
- владение методами стратегического анализа;
3) в общекультурной сфере:
- способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследований;
- способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
- способность принимать организационноуправленческие решения и оценивать их последствия;
- способность пользоваться английским языком, как средством профессионального делового общения;
- способность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационными решениями;
- владение навыками деловых публичных коммуникаций.
В ходе обучения слушатели должны увидеть электронную коммерцию с точки зрения развития бизнеса, а не только как способ технического перевооружения предприятия. «Электронный бизнес» помогает создавать условия для развития долгосрочного потенциала и обеспечения конкурентоспособности предприятия в будущем.
По завершении обучения слушатели смогут работать в качестве разработчиков электронной торговли для существующих предприятий, консультантов или советников по электронной коммерции, специалистов по подготовке и развитию бизнеса на международном рынке электронной коммерции, руководителей проектов в сети Интернет, интернет-маркетологов.
Отличительными особенностями
совместной программы профессиональной переподготовки «Электронный бизнес» являются:
• модульная структура программы, возможность формирования индивидуальной траектории обучения - слушатели могут самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с учетом своих потребностей и уровня подготовки;
• компетентностный подход, положенный в основу проектирования программы;
• выполнение комплексных (сквозных) учебных заданий, требующих практического применения знаний и умений, полученных в ходе изучения логически связанных дисциплин (модулей);
• выполнение выпускных
квалификационных работ в формате прикладных проектов;
• применение технологий электронного обучения, электронных образовательных ресурсов, современных систем технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся и преподавателей;
• использование активных методов обучения (деловых игр, проектов, кейс-стади, портфолио и др.);
• работа в программе специально обученных (прошедших стажировку, имеющих сертификаты) преподавателей и опытных практиков
- представителей бизнеса.
Одно из преимуществ программы - ее доступность. В обучении используются
информационные и коммуникационные технологии, в том числе современные системы технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающие комфортные условия для слушателей и преподавателей: вебинары в системе А^Ье УеЬшаг, видеоконференцсвязь, электронная среда обучения.
Благодаря электронной среде обучения (СДО «Электронный университет») слушатели могут посещать виртуальные лекции и семинары
преподавателей. Обучение возможно в комфортной обстановке: слушателю нужен только доступ в
интернет и веб-камера. В процессе обучения слушатели смотрят лекции, напрямую могут общаться с преподавателем и получать консультации и поддержку куратора, участвуют в интерактивных семинарах и тренингах, создают и защищают проекты, выполняют практические работы, решают задачи и кейсы. Обмен опытом и знаниями происходит при регулярном общении с преподавателем и другими слушателями. Учебно-методические комплексы для программы представлены электронными
образовательными ресурсами, которые содержат электронное учебное пособие, тестовый модуль. Учебные материалы могут предоставляться через интернет.
Использование дистанционных
образовательных технологий позволяет
присоединиться к данной программе работающим специалистам, стремящимся повысить свою квалификацию, реализовать себя в новой сфере деятельности, бизнесменам, владельцам компаний, специалистам, желающим обучаться без отрыва от производства, повысить свой социальный статус и выйти на новый уровень жизни, живущим далеко от региональных центров на территории Российской Федерации и за ее пределами, людям с ограниченными возможностями.
Важнейшим элементом образовательной программы профессиональной переподготовки в области электронного бизнеса является практика на предприятии. В процессе прохождения практики слушатели приобретают опыт и умения сбора практического материала, проявляют способности критически оценить и анализировать сложившуюся систему управления в организациях различных форм собственности и организационных форм. Для проведения современных исследований в области электронной коммерции и получения практических навыков работы в рамках программы предусмотрена обязательная практика на базе Фолькуниверситете (Упсала, Швеция) и его партнеров.
Для поддержки проекта был создан Совет программы, в который вошли представители томского бизнеса, принимающие участие в формировании и развитии программы, организующие для слушателей программы практику на предприятиях реального сектора экономики Томской области.
Основными функциями Совета программы являются анализ и утверждение учебного плана, подготовка рекомендаций по совершенствованию образовательных программ и учебного процесса с учетом мнения работодателей, предприятий -социальных партнеров, обучающихся, преподавателей, консультантов по практике и проектной деятельности и других заинтересованных сторон, анализ качества нормативной и учебно-методической документации, преподавания, учебного процесса и технологической поддержки, обеспечивающих качественную реализацию образовательных программ, принятие решений о введении необходимых изменений в соответствии с результатами оценки качества, подготовка предложений по совершенствованию
системы мониторинга, участие в защите выпускных квалификационных работ обучающихся.
Летом 2012 года успешно завершила обучение первая группа слушателей программы «Электронный бизнес». Помимо практики на
томских предприятиях электронного бизнеса, слушатели программы прошли стажировку в г. Гетеборг (Швеция) на предприятии,
занимающемся продажей товаров через интернет-магазин.
Итогом обучения стало получение выпускниками программы двух дипломов - о
профессиональной переподготовке Национального исследовательского Томского государственного университета и шведского о профессиональном образовании.
Основным результатом программы является профессиональная подготовка специалистов в области электронного бизнеса на основе
современных знаний, открытость этих знаний, мобильность будущих специалистов, их
адаптивность к потребностям рынка труда и самостоятельность. Перспективный результат -появление новых компаний, новых рабочих мест на рынке труда Томской области. В результате обучения уже реализованы проекты в области электронной торговли: создан интернет-магазин
аксессуаров для продукции Арр1е, успешно функционирующий в данное время, разработано приложение для онлайн-игры и др.
Благодаря обучению на программе выпускниками создана интернет-компания,
предоставляющая услуги РЯ-консалтинга в режиме онлайн, которая заключила соглашение со шведской компанией, принявшей слушателей на практику, о разработке программы продвижения шведского интернет-магазина на российский рынок. В настоящее время группа разработчиков занимается адаптацией контента сайта под российские реалии, налаживает поставки товаров из Швеции в Россию и занимается разработкой плана продвижения шведских товаров на российский рынок.
Программа профессиональной
переподготовки «Электронный бизнес», разработанная в Томском государственном университете, содержит в себе большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства слушателей. Он основывается на фундаментальных знаниях преподавателей Национального исследовательского Томского государственного университета и
профессиональных достижениях специалистов крупных бизнес-компаний, на опыте
преподавателей Фолькуниверситета (Упсала, Швеция) и шведских специалистов в области электронной коммерции. Программа поможет целеустремленным и всегда готовым к переменам современным специалистам открыть свой бизнес, она станет проводником в мир открытых возможностей, поддерживая инициативных, творческих людей, открытых всему новому и активно включенных в систему непрерывного образования.
Данная программа является примером не только международного сетевого взаимодействия (шведские коллеги работают с томскими студентами с помощью вебинаров), но и тесного сотрудничества с бизнес-сообществом, заинтересованным в
компетентных специалистах-выпускниках программы. Программа предоставляет возможность для проявления инициативы, творчества и предпринимательства. Таким образом, подготовка специалистов международного уровня в области электронного бизнеса содействует развитию малых инновационных предприятий в России, позволяет молодым, инициативным людям самостоятельно проектировать и создавать конкурентоспособные предприятия.
Устойчивость имеющихся и предполагаемых результатов программы обеспечивается системностью подхода к программам дополнительного профессионального образования, их
ориентированностью на новейшие технологии и модели обучения, на современный уровень развития инновационных сфер.
Литература
1. Проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [эл. текст]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn
2. А.Л. Коломенская. О проекте концепции непрерывного профессионального образования [эл. текст]. Режим доступа:
http://2020strategy.ru/data/2011/06/14/1212917753/Kolome
nskaya%20AL_31052011.pdf
3. Л.М. Спенсер, М.С. Сайн. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005. 371 с.
4. Семинар «Российско-шведский проект развития дополнительного образования по востребованным на рынке труда Томской области специальностям» [эл. текст]. Режим доступа: http://edu.tsu.ru/news/4141.html
© Г. В. Можаева - канд. истор. наук, доц., зав. каф. гуманитарных проблем информатики философского факультета, директор Института дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, [email protected].