Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование: опыт и проблемы'

Дополнительное профессиональное образование: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижов Василий Николаевич, Щербинин Владимир Владимирович

В статье сделан анализ развития дополнительного профессионального образования в Алтайском крае, представлены опыт и проблемы в проведении профессиональной переподготовки специалистов. Сделаны выводы и даны конкретные рекомендации для повышения эффективности в организации дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чижов Василий Николаевич, Щербинин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides analysis of development of continuous professional education in the Altai Region, experience and problems of professional retraining of specialists are discussed. Conclusions are made and concrete recommendations for increase of efficiency in the organization of continuous professional education are given.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование: опыт и проблемы»

ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 378 (571.15) В.Н. ЧИЖОВ,

В.В. ЩЕРБИНИН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Динамичное развитие мирового научно-технического прогресса второй половины ХХ века, стремительное обновление информации в обществе обусловило переход в области образования взрослых от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», предусматривающему непрерывный рост профессионального и общеобразовательного уровня специалиста на протяжении всего периода его трудовой деятельности.

Дополнительное профессиональное образование как важнейший элемент непрерывного образования является одним из самых мощных и гибких факторов в формировании корпуса высококвалифицированных специалистов. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области непрерывного образования в среднем от 15 до 45% населения трудоспособного возраста участвует в программах дополнительного образования и повышения квалификации [2].

До начала 90-х годов прошлого века в Советском Союзе было законодательно закреплено требование обязательного про-

хождения повышения квалификации руководящими работниками и специалистами с периодичностью один раз в пять лет. В связи с перестроечными процессами, реформированием экономики и политического устройства страны произошла деструктуризация системы дополнительного образования. Потребовалось почти два десятилетия, чтобы специалисты ощутили потребность в знаниях и необходимость в их обновлении. По самым приблизительным оценкам, в России ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку около 1,5 миллиона человек, хотя потребность страны определяется цифрой до 5 миллионов специалистов [1].

В силу доминирования консервативных взглядов и ряда объективных и субъективных причин профессиональная переподготовка и повышение квалификации в сфере сельскохозяйственного производства Алтайского края пока недостаточно востребованы, хотя условия для их осуществления более чем достаточны. В крае имеются государственный аграрный уни-

верситет (АГАУ), институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК (АИПК РиС АПК), девять сельскохозяйственных техникумов и высокая региональная потребность в специалистах сельскохозяйственного профиля. Алтайский край - один из наиболее крупных сельскохозяйственных регионов Российской Федерации с долей сельского населения в 46,7%. В крае 60 районов, 1615 сельских населенных пунктов, около 860 коллективных и государственных предприятий, более 5000 фермерских хозяйств, хорошо развита перерабатывающая промышленность. В то же время в сельскохозяйственном производстве края ощущается дефицит руководителей и специалистов с высшим образованием. Отмечаются текучесть и «старение» кадров [3].

Вопреки усилиям руководства главного управления сельского хозяйства администрации края (ГУСХ) и ректората АИПК РиС АПК доля руководителей и специали-стов-аграриев, прошедших повышение квалификации, остается низкой и составляет за 2003-2004 гг. не более 3,5%. Самые низкие показатели среди руководителей и специалистов среднего звена - менее 2%. Несколько выше показатели среди главных специалистов - от 4 до 10%. По оценке руководителей ГУСХ, этот показатель необходимо довести до 15-17%, а в идеале - до 20-25%.

Следует отметить: многие руководители уже понимают, что дополнительное профессиональное образование должно стать важнейшей частью кадровой политики в аграрном секторе края. ГУСХ совместно с АИПК РиС АПК и районными органами в последние годы возродили работу по подготовке кадрового резерва. Реализуется программа «Менеджмент - кадровый резерв руководителей» с годичным сроком обучения на базе института повышения квалификации. Результаты не заставили себя ждать. Более 52% выпускников-резервистов после окончания учебы уже через год стали руководителями сельхозпредприятий, остальные также продвинулись по службе, а их деятельность стала более успешной. Абсолютное большинст-

во предприятий после прихода подготовленных руководителей вышло из предбан-кротного состояния. Однако в большинстве районов и сельхозпредприятий края отношение к подобной работе пассивное.

С 2003 г. в АИПК РиС АПК открыта профессиональная переподготовка еще по двум специальностям: правовое обеспечение в АПК и кадровый менеджмент. Это так необходимые для села юристы и кадровики-профессионалы. Контингент слушателей за два года увеличился с 64 до 102 человек. Количество специальностей достигло шести. Стабилизируется, хотя остается недостаточным, контингент слушателей повышения квалификации, а среди экономистов и ветеринарных врачей наметился стабильный рост.

На базе аграрного университета ежегодно проходят повышение квалификации более 100 преподавателей и сотрудников. В среднем по 100-110 человек в год поступают слушателями профессиональной переподготовки. Из семи специальностей профессиональной переподготовки, открытых в АГАУ, наибольшей популярностью пользуются экономические. На их долю приходится 60-70% всего контингента слушателей.

Среди выпускников ИДО АГАУ 2005 г. 54% - женщины, 56% - жители городов. 48% слушателей проживают в Барнауле, 10% - из Первомайского района, 6%

- представители Поспелихинского района и по 4,5% - жители Завьяловского и Калман-ского районов. География довольно обширна. Выпускники представляют 37 районов края, город Барнаул, Кемеровскую область, Республику Алтай и Казахстан. Вполне логично, что большая часть слушателей получила в разное время высшее образование в АСХИ-АГАУ (более 60%), 14% имеют дипломы БГПУ, 10% - выпускники АлтГТУ, 4% - АГУ. Всего же в потоке представители 11 высших учебных заведений, в том числе военных. Среди выпускников 2005 г. 46% - неработающие. В государственных учреждениях работают 63% слушателей, в частных компаниях - 18%, работающие в АПК - 31%, 45% слушателей трудоустроены в городе.

Доля руководителей и специалистов с.-х. предприятий Алтайского края, прошедших повышение квалификации, % (данные ГУСХ)

8 -7 -6 -5 -4 -3 2 -1 -0 -

Руководители с.-х. Главные Руководители Специалисты

организаций специалисты среднего звена

S2003 год IHI2004 год

Доля главных специалистов с.-х. предприятий Алтайского края, прошедших повышение квалификации, %

(данные ГУСХ)

12 -10 -8 -6 -4 -2 0

Главные Главные Главные Главные Главные Главные

агрономы зоотехники ветеринарные инженеры экономисты бухгалтеры

врачи

S2003 год ■ 2004 год

Дипломы о профессиональной переподготовке в ЦДО АГАУ получили около 500 человек, среди которых Н.Н. Николаев

- президент Зернобанка, впоследствии за-

щитивший кандидатскую диссертацию по экономике, Е.И. Коростелев - директор Павловского маслосырзавода, В.И. Кри-вошейцев - начальник ГУДП ДРСУ

с. Краснощеково, Е.И. Языкова - главный бухгалтер КГУП «Птицефабрика Смоленская» и многие другие.

Анализ динамики развития дополнительного профессионального образования в аграрном секторе Алтайского края показывает высокую эффективность его даже на этой стадии. Наибольшую эффективность в соответствии с требованиями рынка труда дает профессиональная переподготовка кадров. Это обусловлено реорганизацией сельскохозяйственного производства (образованием новых предприятий, их делением, закрытием старых т.п.),

миграцией населения, изменением спроса на ту или иную категорию специалистов, расширением спектра услуг в сельхозпро-изводстве и рядом других факторов. Именно эти рычаги заставляют трудоспособное население, а в первую очередь лиц с высшим и средним образованием, менять свой профиль деятельности. А поменять профиль деятельности или получить от государства право на деятельность по новой специальности оперативно и с меньшими затратами по времени можно только через профессиональную переподготовку.

Прием слушателей профессиональной переподготовки ЦДО АГАУ

•Бухучет и аудит

—» Экономика и управление в АПК

—А— ■Технология переработки с.-х. продукции

—♦ — Механизация переработки с.-х. продукции

Охотоведение, рыбоводство

Однако работодатели, да и сами специалисты, к профессиональной переподготовке, узаконенной государством, относятся пока еще с недоверием. Скорее всего, их смущает то, что диплом о профессиональной переподготовке «... дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности» (выдержка из диплома), но не

устанавливает профессионального уровня специалиста. Усиливает сомнение и срок обучения - полтора года по заочной форме, которая также несет в какой-то степени негатив.

Здесь следует понять, что профессиональная переподготовка нацелена только на людей, уже имеющих высшее (среднее)

образование, то есть на специалистов, общий культурный и интеллектуальный уровень которых уже достаточно высок. А это значит, что этим людям нет необходимости получать знания по профессии с нуля. Им нужен только профессиональный блок, который занимает около трети в общем объеме образования.

Человек, который поступает на профессиональную переподготовку, в отличие от абитуриента, гораздо более взвешенно пришел к такому решению и осознанно сделал выбор. Он уже взрослый и нуждается в этой учебе и в получении этих знаний! Значит, усвояемость материала будет гораздо более высокой, а сроки более короткими.

А если учесть, что около половины слушателей уже работают по этой специальности и хотят «узаконить свою деятельность», а также получить ответы в процессе учебы на те вопросы, которые уже стоят перед ними, то эффективность профессиональной переподготовки трудно переоценить!

Следует отметить, что здесь не так остро встает и проблема трудоустройства выпускников. Они либо уже трудоустроены, либо нацелены работодателем на трудоустройство.

При всех указанных выше положительных аспектах в организации дополнительного образования специалистов сельскохозяйственного производства края имеются нерешенные проблемы, которые резко снижают динамику его развития. Одна из них, «проблема недоверия», уже указана, и она может быть преодолена посредством широкомасштабной разъяснительной работы среди руководителей и специалистов сельхозпредприятий.

Вторая проблема - отсутствие четко выстроенной системы организации профессиональной переподготовки, которая должна включать:

- планирование профессионального роста специалистов через направление их на профессиональную переподготовку по схеме «Главное управление сельского хозяйства - районные управления - сельхозпредприятия»;

- формирование заказа предприятиями на профессиональную переподготовку специалистов для образовательных учреждений края;

- организация постоянного мониторинга потребности в специалистах на сельскохозяйственном рынке труда;

- создание цепочки по формированию данных о специалистах в АИПК РиС АПК и порядке предоставления сельхозпредприятиями сведений по ее обновлению не реже одного раза в год, в июне-сентябре;

- организация единовременного приема слушателей на профессиональную переподготовку во всех образовательных учреждениях края (по типу приема абитуриентов) в октябре-декабре;

- преодоление волюнтаризма руководителей при выезде слушателей на сессии;

- решение вопроса оплаты за обучение (платить за обучение должны работодатели, а затем через договоры с работниками погашать эти средства);

- организация трудоустройства слушателей, прошедших профессиональную переподготовку;

- создание системы стимулирования работников сельхозпредприятий, прошедших профессиональную переподготовку.

Это только основные элементы системы профессиональной переподготовки специалистов для АПК края. Существенную роль в обеспечении качества профессиональной переподготовки играет и образовательный процесс, тем более что он сконцентрирован по времени.

В реализации образовательного процесса важнейшую роль играет преподавательский состав. Для преподавания необходимо вести отбор преподавателей, не только имеющих высшую квалификацию, но и хорошо знающих на практике ту или иную отрасль производства. Это должны быть ведущие ученые-аграрники края, которые бы донесли до слушателей новейшие разработки, в том числе и свои, и опытные специалисты-производственники, которые бы поделились своим опытом работы, и чиновники, которые знают, как правильно вести дела, и психологи, вла-

деющие приемами этики деловых отношений, и ряд других высококвалифицированных, опытных специалистов.

Серьезной проблемой является и учебная база, которую сложно иметь в образовательных учреждениях. Поэтому необходима целая сеть базовых предприятий, на которых слушатели могли бы учиться практическим навыкам в организации и технологии сельскохозяйственного производства. Естественно, что базовые хозяйства для организации учебы должны иметь поддержку со стороны администрации края, так как создать образцовую базу на «общественных началах» им одним невыгодно, да и в сложившихся условиях не под силу.

Серьезное внимание, особенно при переподготовке резерва руководителей нужно обратить и на стажировку слушателей в период их учебы. Для ее организации также необходима поддержка администрации края и краевого Совета народных депутатов. Какое передовое хозяйство возьмет на стажировку будущего руководителя, если от него только лишние хлопоты? А если к решению этой проблемы подключится администрация края и будут действовать специально созданные законодательные акты, которые будут стимулировать сельхозпредприятия в организации таких стажировок, то успех будет обеспечен.

Решение указанных проблем приведет к формированию в аграрном секторе Алтайского края «системы фирменного сопровождения специалистов» через всю их деятельность на производстве.

Состояние и развитие дополнительного профессионального образования в аграрной сфере Алтая позволяет сделать следующие выводы:

1. Дополнительное профессиональное образование является одним из самых мощных факторов воспроизводства высококвалифицированных кадров, которое способно быстро и с наименьшими затратами поддерживать высокий профессиональный уровень специалистов, обеспечить стабильный кадровый резерв руководителей.

2. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования имеют необходимый научнопедагогический потенциал, материальную базу и опыт работы в данном направлении, способны оперативно реагировать на потребности производства и рынка образовательных услуг, корректируя учебные планы.

3. Дополнительное профессиональное образование востребовано только в том случае, когда потенциальный потребитель образовательных услуг видит конкретные преимущества, отдачу затраченных усилий и материальных средств. Сегодня немало руководителей и специалистов компаний и предприятий проходят профессиональную переподготовку, но в большей мере слушатели обучаются не по направлению работодателя, а по собственной инициативе, за свой счет, в надежде на более благоприятное трудоустройство или перемену вида деятельности.

4. Для формирования кадрового корпуса специалистов в АПК Алтайского края необходима система «фирменного сопровождения» специалистов через всю их трудовую деятельность.

5. Подготовка и «фирменное сопровождение» руководителей и специалистов будет эффективно при создании благоприятных условий на производстве, взаимном интересе обучаемого, образовательного учреждения и работодателя.

Библиографический список

1. Бутковский В.А. Международная промышленная академия в системе развития дополнительного профессионального образования России // Дополнительное профессиональное образование. 2005. № 2 (14). С. 6-10.

2. Железов Б.В., Шулакова О.В. «Обучение в течение жизни»: политика стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области непрерывного образования // Дополнительное профессиональное образование. 2005. № 2 (14). С. 35-38.

3. Шелудченко Е.В. Кадры АПК: проблема обостряется // Мой Алтай: село и город. 2005. № 3 (30). С. 6-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.