Те хозяйства, которые в более трудных природно-экономических условиях добиваются высоких производственных, экономических и финансовых показателей, вправе рассчитывать на более высокую государственную поддержку. Поэтому методика Минсельхоза РФ для ее объективности должна учитывать влияющие на результативность сельскохозяйственного предпринимательства природно-экономические факторы.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 г.) (ред. от 09.05.2005 г.).
3. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве / под научн. ред. члена-корр. РАСХН, проф. Г.В. Беспахотного. — Екатеринбург: УрГСХА, 2005. — 59 с.
+ + +
УДК 65.9(2)32.007(571. 15) В.Н. Чижов,
Н.В. Чижов
АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Ключевые слова: руководитель, сель-хозорганизация, система профессионального сопровождения, алгоритм, обучение, квалификация, кадры.
Переход сельскохозяйственного производства к рыночным условиям хозяйствования негативно сказался на руководящих кадрах и особенно на руководителях коллективных хозяйств.
В этот период была утрачена ранее существующая система работы с ними, а отдельные ее элементы в современных условиях стали не приемлемы и не результативны. Утрачены механизмы и элементы управления этой работой, сменились формы взаимоотношений с административными органами, экономические взаимоотношения в отрасли и с государством в целом.
Следовательно, необходимо создание новой стратегии работы с руководящими кадрами АПК края, учитывающей все изменения, привнесенные рыночной экономикой.
В настоящее время учеными осуществляется поиск рациональных вариантов решения этой проблемы, изучается зарубежный опыт функционирования успешных агропромышленных и других компаний. Одним из подходов, заслуживающих
внимания, является разрабатываемая в крае Алтайским институтом повышения квалификации система профессионального сопровождения работников (СПСР АПК)
[1-4].
Суть системы заключается в комплексе мероприятий организационного и технологического характера по непрерывному системному индивидуальному сопровождению Главным управлением сельского хозяйства (ГУСХ) Администрации Алтайского края и образовательными учреждениями края, разделенных специальным образом на категории работников АПК на протяжении всей их профессиональной деятельности.
Основными аспектами в создании этой системы являются:
- сбор и систематизация сведений о работниках АПК и формирование на этой основе базы данных;
- систематическая работа по обновлению и совершенствованию учебных планов и программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, курсов и семинаров;
- формирование педагога нового типа
— консультанта-педагога для дополнительного профессионального образования в сфере сельскохозяйственного производства;
- распределение работников АПК по категориям (руководители и главные специалисты — 1-я; специалисты среднего звена — 2-я; кадры массовых профессий — 3-я);
- разбивка территории региона (края, области) на зоны и подзоны для охвата профессиональным сопровождением категорий по регионам, зонам и подзонам;
- создание баз данных по региону на руководителей и главных специалистов, по зонам — на специалистов среднего звена, по подзонам — на рабочих массовых специальностей;
- организация профессионального сопровождения по категориям в территориях;
- создание информационной и консультационной служб в регионе, а затем — в зонах и подзонах;
- разработка стратегии и тактики профессионального сопровождения работников агропромышленного комплекса региона и ее реализация.
Важной составляющей СПСР АПК является работа по сопровождению руководителей сельхозпредприятий, т.е. в СПСР АПК должна быть разработана подсистема профессионального сопровождения руководителей (ППСР), которая бы упорядочила работу с руководящими кадрами в части их подбора, подготовки и организации их непрерывного образования, обеспечивая тем самым их профессиональный рост.
Для раскрытия сущности и особенностей подсистему профессионального сопровождения руководителей сельхозпредприятий представим в виде алгоритма (рис. 1).
По определению американского учено-го-идеолога вычислительной техники и информатики, профессора Стэнфордского университета Донольда Эрвина Кнута: «Алгоритм — это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определенность,
ввод, вывод, эффективность». Иными словами, это последовательность действий, направленных на получение определенного результата за конкретное число мероприятий (шагов). Рассмотрим эти шаги.
Первый шаг в формировании алгоритма системы — это сбор данных о руководителях сельхозпредприятий края и создание компьютерной базы данных. Основными из них являются: фамилия имя отчество; район; хозяйство, год рождения, наименование профессионального обра-
зовательного учреждения и год его окончания; этапы продвижения по служебной лестнице; сведения о дополнительном образовании, повышении квалификации, дата, учреждение; экономический уровень возглавляемого им хозяйства; другие сведения. Компьютерная база данных должна постоянно обновляться (не реже 1 раза в три месяца). Формирование такой базы в АИПК АПК уже завершено. На данный момент в нее входят данные о 553 действующих руководителях коллективных хозяйств края, и в настоящий момент проводится глубокий анализ этих данных.
Второй шаг — разделение всего контингента на квалификационные группы по уровню образования, опыту работы, профильности хозяйств и т.д. (рис. 2). Разделение на группы следует проводить, опираясь на базу данных, индивидуальные характеристики руководителей и психодиагностику личностных профессиональных качеств руководителя.
Третий шаг — разработка мероприятий по профессиональному сопровождению. Этот шаг нужно начинать, на наш взгляд, с оценки уровня и профильности образования каждого руководителя, определения необходимости уровня профессиональной переподготовки (если образование не профильное), повышения квалификации, стажировки и составления на основе этих данных учебных планов, графиков учебы.
Четвертый шаг — реализация учебы руководителей по сформированным группам и в соответствии с учебными планами и графиком. Определение периодичности и тематики повышения квалификации на перспективу. В АИПК уже введены в учебный процесс модульная система обучения и предпринимательский подход в обучении.
Пятый шаг — организация практических демонстрационно-обучающих мероприятий, систематических, но коротких по продолжительности. Они должны иметь практическую направленность, освещать актуальные для края на данный момент проблемы и предлагать варианты их решения.
Шестой шаг — организация информационного и консультационного сопровождения руководителей. Для этого в базу данных АИПК уже заносятся электронные адреса всех руководителей сельхозпредприятий края. Консультационная служба института ориентирует их на регулярные просмотры сайтов Минсельхоза, ГУСХ, а также организована рассылка информационных материалов на их адреса.
Созданному в крае Алтайскому краевому центру информационно-консультационного обслуживания (АКЦИКО) и консультационной службе АИПК Минсельхоза
России и ГУСХ края поручено организовать консультационное обслуживание руководителей на весь период вплоть до очередного повышения квалификации.
<и
х
<и
с1
X
о
ш
О
О.
П
о
о
<и
о
X
X
о
го
о.
о
■&
X
<и
X
<и
С1
*
о
ей
О
О.
П
о
о
<и
о
X
X
о
го
I-
.й
с
о
X
о
¥
Рис. 1. Схема алгоритма подсистемы профессионального сопровождения руководителей сельхозпредприятий
□ 50-60 лет; 50,1%
■ 40-50 лет; 30,3%
Рис. 2. Состав руководителей сельхозорганизаций Алтайского края по уровню образования и возрасту (2009 г.)
Поскольку шаги 3-6 представляют собой замкнутый цикл и будут повторяться с периодичностью 3-5 лет, то при завершении цикла необходимо проводить оценку роста квалификации руководителей.
Седьмой шаг — аттестация руководителей. В 2001-2008 гг. такая аттестация руководителей была организована ГУСХ и АИПК, но прокуратурой Алтайского края она была опротестована и приостановлена. Здесь необходима правовая проработка. Но проведение аттестации, на наш взгляд, необходимо. Порядок и формы аттестации требуют отдельно проработки.
Восьмой шаг — разработка методики рейтинговой оценки руководителей. Ежегодный рейтинговый список должен выставляться на сайте ГУСХ и может послужить отправной информацией Администрации края для целого ряда целей (отбора кадров в органы управления, организации поддержки хозяйств, подготовки стратегических программ развития и т.п.). Это мероприятие призвано морально стимулировать руководителей и формировать их имиджевую составляющую.
Девятый шаг — прогнозирование сменяемости руководителей сельхозпредприятий и формирование резерва руководителей. Эта проблема нами уже освещалась в печати ранее [4].
Координатором предлагаемой ППСР, на наш взгляд, может выступить Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, а основным исполнителем факти-
чески уже является Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК.
Система должна сопровождать каждого руководителя от момента его приема на эту должность до завершения его трудовой деятельности в этой должности, т.е. весь период.
Реализация системно и последовательно представленных шагов позволит устойчиво формировать корпус руководителей сельхозпредприятий Алтайского края и существенно повысить эффективность сельскохозяйственного производства.
Библиографический список
1. Чижов В.Н. Формирование системы
профессионального сопровождения работников АПК / В.Н. Чижов, А.И. Гулей-чик, Н.В. Самойлова / / Научные труды академии кадровой и социальной политики АПК. — М.: Изд-во Российской Академии кадрового обеспечения АПК, 2008. —
С. 193-202.
2. Чижов В.Н. Профессиональное сопровождение работников АПК в Алтайском крае / В.Н. Чижов // Сельскохозяйственные кадры и продовольственная безопасность России: матер. 25-й Всерос. науч.-произв. конф. (8-9 апреля 2009 г.).
— СПб.: АМАНЗРФ, 2009. — С. 123-129.
3. Чижов В.Н. Технология профессионального сопровождения работников АПК в Алтайском крае / В.Н. Чижов / / Развитие эффективной рыночной экономики и
формирование кадрового потенциала Российского агропромышленного комплекса: матер. 22-й Всерос. науч.-произв. конф. — СПб.: АМАНЗРФ, 2006. —
С. 94-97.
4. Фанненштиль А.А. Формирование резерва руководителей для аграрного
сектора экономики / А.А. Фанненштиль, Н.В. Чижов / / Аграрная наука — сельскому хозяйству: сб. ст. Междунар. на-уч.-практ. конф. (17-18 марта 2010 г.). — Барнаул: Изд-во АгАУ, 2010. — Кн. 3. — С. 428-430.
+ + +
УДК 336.2.027 Г.А. Гончаренко
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, специальный налоговый режим, сельское хозяйство, налоговая политика.
В последние двадцать лет сельское хозяйство России было вовлечено в процесс трансформации централизованной плановой экономики в рыночную систему, что повлекло за собой изменение целей, принципов и механизмов государственного регулирования АПК.
На одно из ведущих мест выходят косвенные методы регулирования, в частности налогообложение, которое претерпело существенные изменения [1].
В целом налогообложение в России пережило путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для отдельных секторов. Для сельского хозяйства после многих лет дискуссий был введен специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Начиная с 2001 г. данная идея получила практическую реализацию.
Первоначально предполагалось, что в качестве налогооблагаемой базы для исчисления ЕСХН будет выступать кадастровая стоимость земельных угодий, а в качестве налоговой ставки — фиксированная сумма в рублях на 1 сопоставимый по кадастровой стоимости гектар. В течение 2001-2003 гг. пилотные проекты применения данного налога были реализованы в нескольких аграрных регионах России, при этом конкретные налоговые ставки устанавливались законами субъектов РФ.
Однако в связи с несовершенством принципов организации кадастровой оценки земельных угодий в таком варианте ЕСХН распространения не получил, а с 2004 г. был установлен в размере 6% от доходов, уменьшенных на величину расходов предприятия. Данный налоговый режим заменил целую группу сборов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, единый социальный налог (ЕСН) [2].
Плательщиком ЕСХН может стать только предприятие или индивидуальный предприниматель, производящий сельхозпродукцию, осуществляющий ее последующую переработку и реализацию при условии, что доля от ее продаж в общем доходе плательщика составляет не менее 70%.
Оценка целесообразности ведения ЕСХН и эффективности его практического применения может быть дана с помощью метода оценки экономической политики (policy evaluation) путем ответа на следующие вопросы: какие цели преследовало введение ЕСХН, и были ли они достигнуты; были ли данные цели достигнуты наиболее эффективным способом; какие факторы второго порядка (побочные эффекты) характеризуют практическое использование ЕСХН [3].
Учитывая существующее положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, можно говорить о том, что введение ЕСХН преследовало достижение следующих целей: создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства; сокращение количества налогов; упрощение учета в сельском хозяйстве; умень-