Таблица 2
Уровень интенсификации производства мяса в сельскохозяйственных предприятиях
равнинной зоны Дагестана
Годы Среднегодовое поголовье молодняка КРС, гол. Валовое производство прироста КРС, ц Всего затрат в производстве прироста КРС, тыс. руб. Производственные затраты на 1 голову молодняка КРС, руб. Удой молока на 1 голову скота, кг
2001 14846 10010 34452 2321 67,4
2002 12983 9669 38387 2957 74,5
2003 12394 9122 39740 3206 73,6
2004 14600 14045 45552 3120 96,2
2005 15200 17640 47124 3080 115,3
2006 15800 19133 47494 3006 121,1
2007 16200 2083,3 47206 2914 128,6
2008 16900 22879 39241 2322 134,2
2009 17006 24336 35729 2101 143,1
2010 17100 25410 30951 1810 148,6
2010 к 2001 г. в % 118,5 253,8 89,8 77,9 220,4
Примечание. Из официальных источников.
Главным движущим фактором интенсификации является научно-технический прогресс, успешное развитие которого зависит от системы социально-экономических отношений в обществе. Поэтому необходимо знание зарубежных достижений в каждой отрасли АПК, в частности молочного производства.
Выводы
Реализация предлагаемых мероприятий последовательной интенсификации позволит:
- отрывать возможности для быстрой замены имеющейся техники и технологии на более высокоэффективные;
- изменить организационные, экономические, правовые, социальные и другие условия функционирования всего АПК;
- поднять уровень интенсификации животноводства и земледелия для нормального воспроизводства в целом;
- укрепить кормовую базу для обеспечения скота качественными высокобелковыми кормами;
- увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Библиографический список
1. Добрынин В.А. Актуальность пробле-
мы экономики агропромышленного комплекса: учебное пособие. — М.: Изд-во
МСХА, 2001. — 244 с.
2. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. — М.: ЭКМОС, 1998. — 488 с.
3. Малыш М.Н., Волкова Т.Н., Смирнова Т.В., Суховольская Н.Б. Экономика сельского хозяйства: учебник / под общ. ред. М.Н. Малыша. — СПб.: Лань, 2004. — 224 с.
4. Водянникова В.Т. Экономика сельского
хозяйства: учебник / под общ. ред.
М.Н. Водянникова. — М.: КолосС, 2008. — 125 с.
5. Мосийко В.И., Зусмачовский А.Г., Звиняцковский В.Г. Интенсификация молочного скотоводства. — М.: Агропромиздат, 1989.
УДК 331.108.007.1:338.431
Н.В. Белая
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СЕТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, формирование кадров, кадровое обеспечение АПК, кадровый мониторинг, информационно-консультационная служба.
Введение
Сельскохозяйственное производство
представляет собой сложную, многогранную деятельность, сопряженную с рядом трудностей и проблем. Изучив основы
формирования кадрового состава АПК, мы пришли к выводу, что для эффективного управления сельхозорганизациями нужен обширный набор компетенций, обеспечивающий принятие взвешенных и грамотных управленческих решений. Во многих странах мира данные обстоятельства нашли свое отражение в создании сети информационно-консультационных служб АПК, которые обеспечиваются значительной государственной поддержкой. Для решения многих задач в сфере развития АПК Алтайского края и формирования кадров отрасли нам представляется целесообразным предложить сеть аналогичных структур, поскольку для этого сложился ряд предпосылок:
— медленное внедрение достижений науки в аграрное производство, слабое инновационное развитие;
— инертные инвестиционные процессы в АПК;
— поддержка идеи создания информационно-консультационных служб и центров АПК отдельными направлениями агропродо-вольственной политики Правительства РФ;
— отсутствие в крае единой системы мониторинга кадровой ситуации в АПК, базы данных вакансий и соискателей, условий труда и быта на конкретных предприятиях;
— отсутствие методики комплексной оценки кадрового потенциала АПК, адаптированной к производственно-экономическим условиям хозяйствования в крае, а также оценки их трудовой деятельности;
— слабое и фрагментированное взаимодействие кадровых служб сельхозорганиза-ций и органов управления АПК края при сборе, представлении, обработке и использовании информации о состоянии кадрового обеспечения.
Основная цель — рассмотреть возможность развития в Алтайском крае сети информационно-консультационной службы АПК (ИКС), которая способствовала бы решению вопросов кадрового обеспечения АПК и, как следствие, повышению эффективности его деятельности и росту конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели выдвинут ряд задач:
1) выделить объективные обстоятельства, делающие предложение о развитии сети ИКС актуальным;
2) создать модель сети ИКС;
3) рассмотреть направления деятельности ИКС;
4) рассмотреть роль сети ИКС в формировании кадров АПК на основе кадрового мониторинга;
5) определить предполагаемый эффект от деятельности ИКС.
Объекты и методы
В качестве объекта исследования выбран агропромышленный комплекс Алтайского края, в качестве предмета — вопросы его развития на основе совершенствования формирования кадрового состава.
Базой для разработки предложения о развитии в крае сети ИКС послужило проведенное ранее исследование кадрового обеспечения АПК Алтайского края. Исследование проводилось с помощью таких методов, как экономико-статистический сбор и обработка информации, социологический опрос, экспертная оценка.
Теоретический обзор
Актуальность развития в крае сети информационно-консультационных служб АПК (далее — ИКС) обусловлена не только необходимостью наращивания объемов сельскохозяйственного производства, восстановления отдельных хозяйств и комплексов в районах, создания новых рабочих мест, но и в целом — необходимостью повышения эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора. На наш взгляд, ИКС позволит на основе содействия более эффективному формированию состава кадров АПК ускорить процессы освоения и продвижения новшеств в сельское хозяйство края. К тому же, как показывает опыт некоторых субъектов РФ, спрос на услуги ИКС растет. Так, в Нижегородской области за консультациями ежегодно обращаются более 4 тыс. человек, а общее количество оказанных консультаций за период с 2003 по 2008 гг. выросло почти в 2 раза: с 2615 до 5060 [1].
В Алтайском крае уже функционирует инновационно-консультационная служба АПК на базе ФГОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса». Главной ее целью является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации. Деятельность данной службы направлена на развитие аграрного производства и улучшение социально-экономических условий жизни на селе посредством формирования инновационной, консультационной, научно-технической и обучающей поддержки хозяйствующим субъектам АПК и сельскому населению.
В дальнейшем именно ИКС института мы планируем взять за основу развития сети подобных структур в крае. Рассмотрим, как это будет выглядеть.
Экспериментальная часть
Изучив деятельность инновационно-консультационной службы АИПК руководителей и специалистов АПК, мы пришли к выводу, что подобную структуру необходимо развивать до уровня сети. Данная идея обусловлена следующими обстоятельствами:
— сейчас необходимые услуги всех специалистов сосредоточены в одном месте. С одной стороны, это удобно, но с другой — создает препятствия для доступа к ним сельхозорганизаций из отдаленных районов;
— свою работу ИКС института проводит как путем теоретических консультаций, так и практических, командируя своих сотрудников (консультантов) непосредственно на места. Здесь создается несколько сложностей. Во-первых, время командировок приходится подстраивать под учебный процесс, поскольку консультанты одновременно являются преподавателями АИПК. Во-вторых, длительность командировок ограничена, что не позволяет отслеживать эффективность и результаты консультаций в течение длительного периода. В-третьих, при такой организации работы ограничен круг оперативных консультаций по текущим вопросам;
— наблюдается недостаток ресурсов для охвата работой одной ИКС всех районов края;
— ИКС в настоящее время не располагает достаточным количеством собственных консультантов, что вынуждает привлекать сторонних специалистов из аграрных учебных заведений края. Подобный подход также препятствует бесперебойному консультированию, вынуждает постоянно согласовывать деятельность ИКС с возможностями привлеченных консультантов.
Расширение ИКС до сети консультационных центров на местах мы предлагаем во взаимодействии с отделом кадровой политики, науки и учебных заведений и отдела информационного обеспечения АПК Главного управления сельского хозяйства Алтайского края и ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет». Поясним, почему мы выбрали именно эти учреждения.
Привлечение к работе сети ИКС органа управления АПК считаем целесообразным, поскольку у названных отделов имеется хорошая статистическая, аналитическая, методологическая и кадровая база, на основе которых можно вывести деятельность и самого ГУСХ, и ИКС по кадровому обеспечению АПК на новый уровень. К тому же, сельское хозяйство для Алтайского края является основной отраслью экономики, и роль государственных органов в ее регулировании традиционно была значительной.
Взаимодействие сети ИКС с АГАУ необходимо по причине его высокого научного и кадрового потенциала. Во-первых, в стенах вузов ведутся научные разработки, многие их которых можно апробировать на практике и далее внедрить в массовое использование. Во-вторых, вуз обладает профессиональными преподавательскими кадрами, аспирантами и докторантами, с необходимыми знаниями, опытом, идеями. Для них работа в ИКС станет и источником дополнительных доходов, и возможностью реализации научных разработок.
При таком подходе в рамках деятельности сети ИКС мы видим способ интеграции образования, науки, бизнеса и органов власти, о чем в последнее время так много говорится и к чему стремится современная экономика.
Рассмотрим, как будет выглядеть модель сети ИКС (рис. 1).
Как видно из рисунка 1, единая ИКС Алтайского края на местах будет представлена районными консультационными центрами (РКЦ). В выборе районов размещения РКЦ мы руководствовались следующими обстоятельствами:
— доля района в общем объеме сельскохозяйственного производства края;
— наличие в районе крупных административных центров;
— наличие в районе учебных учреждений аграрного профиля;
— равномерность распределения РКЦ по территории Алтайского края;
— общее количество сельхозорганизаций в районах, в том числе крупных;
— нагрузка на один РКЦ исходя из интенсивности ведения сельского хозяйства в районе.
Работа ИКС и ее РКЦ будет проводиться по трем направлениям: информационному, обучающему, консультационному.
Информационное направление предполагает обеспечение предприятий АПК статистической и методической информацией, аналитикой, прогнозами, составленными на основе мониторингов и обобщения данных по различным направлениям.
Обучающее направление будет способствовать повышению квалификации работников АПК по программам краткосрочного обучения, развития у них тех компетенций, которые необходимы для решения производственных, экономических и управленческих задач на конкретном предприятии.
Консультационное направление имеет своей целью оказание помощи при реализации на предприятиях различных бизнес-решений, внедрении инноваций, реализации инвестиционных проектов, рационализаторских предложений и т.п. Консультанты по-
могут руководителям и специалистам разработать планы и этапы внедрения, составят методическую основу, проконтролируют процесс и скорректируют его при необходимости, предоставят обратную связь по завершении совместной работы.
Перейдем к рассмотрению той роли, которую сыграет сеть ИКС в вопросе формирования состава кадров аграрной отрасли Алтайского края.
Мы полагаем, что одна из основных задач, возложенных на ИКС, должна заключаться в проведении кадрового мониторинга АПК. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, кадровый мониторинг является одним из эффективных способов совершенствования формирования кадрового потенциала. Данная функция создается для улучшения кадрового обеспечения АПК, что достигается посредством решения целого комплекса взаимосвязанных задач на уровне края, среди которых:
— создание системы постоянной диагностики кадрового обеспечения организаций АПК Алтайского края по количественным и качественным параметрам;
— широкое использование в практике кадрового обеспечения современных кадровых технологий, методов диагностики и оценки кадров АПК, информационнопоисковых систем;
— создание информационной базы данных для проведения прогнозных оценок, совершенствования планирования и управления кадровым обеспечением АПК;
— формирование системы мониторинга вакансий и ее информационное обеспечение;
— разработка методики комплексной оценки кадрового потенциала, адаптированная к производственно-экономическим условиям хозяйствования в крае, а также оценки их трудовой деятельности;
— организация функционального взаимодействия кадровых служб сельхозорганиза-ций, РКЦ и органов управления АПК районов края при сборе, представлении, обработке и использовании информации о состоянии кадрового обеспечения;
— периодическая подготовка аналитической информации по результатам кадрового мониторинга и информирование государственных органов, осуществляющих регулирующие функции;
— регулирование сельского рынка труда и совершенствование профессиональноквалификационного состава кадров аграрной отрасли.
Функция кадрового мониторинга определяет еще одну существенную роль сети ИКС. Мы считаем, что через мониторинг кадровой ситуации становится возможным выстроить модель формирования состава кадров АПК, поскольку данные мониторинга позволяют прогнозировать и планировать оптимальную потребность предприятий АПК в персонале. Рассмотрим модель кадрового обеспечения АПК (рис. 2).
Единая информационно-консультационная служба АПК Алтайского края
Рис. 1. Модель функционирования сети информационно-консультационной службы
Алтайского края
Единая информационно-консультационная служба АПК Алтайского края
Службы занятости
Кадровые службы предприятий АПК
Определение обеспеченности предприятий АПК кадрами и потребности в них
Подготовка кадров для Переподготовка кадров Консультирование ра-
АПК и повышение квалифи- ботников АПК
кации
Учреждения ВПО, СПО и НПО Алтайского края
АИПК руководителей и специалистов АПК, АГАУ
Информационноконсультационная служба Алтайского края и ее РКЦ
Рис. 2. Модель кадрового обеспечения АПК Алтайского края
В данной модели соединяются все участники системы формирования кадров АПК: образовательные учреждения, работодатели (сельхозорганизации), органы управления АПК, органы занятости, сеть информационно-консультационной службы. Благодаря этому единству становится возможным качественно улучшить кадровый состав АПК Алтайского края на основе взаимодействия учебного и научного процессов с аграрным производством и краевыми органами управления АПК. Подобное взаимодействие позволит эффективно и рационально использовать интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы в процессе подготовки кадров и реализации эффективных образовательных программ различных уровней, включая программы дополнительного образования.
Заключение
Подводя итог идее создания сети информационно-консультационной службы АПК, отметим, что отсутствие выстроенной и рациональной региональной системы диагностики кадрового обеспечения АПК во многом усложняет решение проблемы формирования состава кадров. Поэтому мы счита-
ем, что одним и основных направлений эффективного управления кадровыми процессами в АПК на региональном уровне и будет создание сети ИКС.
В целом мы предполагаем, что создание в крае сети информационно-консультационной службы АПК приведет к следующим положительным результатам:
— экономия времени и средств предприятий АПК за счет внедрения рациональных технологических решений;
— подготовка и реализация эффективных, реально осуществимых в конкретных условиях проектов, обеспечивающих устойчивое развитие предприятий при оптимальных затратах;
— увеличение объема и качества производимой продукции, рост производительности труда;
— возможность компенсировать недостаток или отсутствие высококвалифицированных кадров за счет услуг ИКС;
— повышение отдачи от инвестиций, основанных на научных исследованиях и знаниях;
— повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий АПК;
— развитие и использование различных потенциалов предприятий.
Библиографический список
1. Козина А.М. Организационно-методические основы воспроизводства кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
— Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2008. — 151 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 № 117
«О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».
3. Постановление коллегии Минсельхозпрода России от 10.02.2000 № 1 «О совершенствовании информационно-консультационной деятельности в АПК Российской Федерации».
+ + +
УДК 338.23:330.567 (470) В.А. Бородин
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА РОССИЙСКИМ РЕФОРМАМ: КАК МЫ ЖИВЕМ? (ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Ключевые слова: социальное положение населения, потребительские расходы, структура потребительских расходов, динамика потребительских расходов, среднемесячное потребление продуктов питания, доходные группы.
Какими эпитетами только не награждают нашу статистику. Она и «лукавая», и «недостоверная», и «необъективная», и «обслуживающая интересы». Однако тем, кто занимается анализом экономических процессов, без нее не обойтись. Вот и один из статистических сборников Алтайкрайстата «Социальное положение населения Алтайского края 1940-2010 годы» дает возможность поразмышлять над вопросом «как мы живем» в 70-летней ретроспективе [1]. Представлены временные рамки анализируемого материала, ограниченные 25-летним периодом (конец советской эпохи и рыночный опыт).
Структура потребительских расходов домашних хозяйств представлена в таблице 1 и на рисунке 1, анализ которых позволяет рассмотреть динамику расходов на питание, покупку непродовольственных товаров, оплату услуг.
Представленная на рисунке 1 динамика подтверждает устойчивый рост расходов населения на оплату услуг. Наиболее оптимальной структура потребительских расходов населения в городах была в 1990 г. Снижение относительно 1990 г. доли расходов на непродовольственные потребительские товары подтверждает сделанный экспертами вывод о том, что объем продаж товаров длительного пользования в целом по Российской Федерации достиг уровня 1990 г. только к 2003 г., что объясняется не их дефицитом в плановой экономике, а нехваткой денежных средств у населения на
покупку товаров, в основном поставленных по импорту на фоне большого выбора [2].
В таблице 2 представлены данные среднемесячного потребления основных продуктов питания в натуральных единицах одним членом семьи. В графе «2010 г.» дополнительно приведены данные Росстата по среднемесячному потреблению основных продуктов питания на душу населения по Российской Федерации в целом. Их сопоставление с аналогичными данными по Алтайскому краю показывает отсутствие заметных различий.
В 2010 г. среднестатистическое потребление продуктов питания на члена семьи в Алтайском крае было почти по всем продуктам выше, чем в 1985 г. В то же время существует большая разница в потреблении продуктов питания между 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения. Наиболее обеспеченные в 3,4 раза потребляют больше фруктов и ягод, в 2,4 раза рыбных продуктов, в 2,2 раза мясных продуктов, по другим продуктам питания разница ощутима. Поэтому вывод, который напрашивается при первом взгляде на таблицу «мы стали питаться лучше (больше и сбалансированнее)» не так очевиден. К сожалению, анализируемая статистика не дает нам данные по более мелким доходным группам, но очевидно, что далеко не все население имело возможность за эти годы увеличить объем и качество питания.
Подтверждение тезису «Не всем на Руси живется хорошо» дают данные таблицы 3. Разница среднедушевых доходов и среднедушевых расходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения составляет в среднем 12 раз.