Продовольственная и кадровая безопасность в АПК Food and personnel security in agriculture
I i (" МОСКОВСКИЙ ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.439 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19071 Муратова Елена Андреевна,
к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23,
Muratova Elena Andreevna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, muratova.elena.2011@mail.ru
Аннотация: В статье раскрыты вопросы продовольственной и кадровой безопасности в АПК и значение данных направлений для национальной безопасности России. Рассмотрены риски и угрозы продовольственной безопасности АПК, проблемы низкой самообеспеченности и кадрового дефицита сельских регионов. Приведены меры, которые необходимо внедрить на государственном уровне для развития сельских регионов, описан стратегический план по укреплению продовольственной безопасности и повышению развития АПК как фактора, влияющего на национальную безопасность любого государства. Summary: The article considers issues related to food security. The risks and threats to the food security of the agro-industrial complex, the problems of low self-sufficiency and staff shortages in the regions are considered. Strategic plans to enhance food security and the development of a member state are factors that influence the national security of any state.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, импортозамещение, кадровая безопасность.
Keywords: food security, import substitution, personnel security.
В последние годы острой проблемой всего мира стала нехватка продовольствия. Потребности населения растут, однако вопрос ограниченности природных ресурсов,
который лежит в основе нормального функционирования аграрного сектора, становится актуальным с каждым годом. Невзирая на высокий рост глобализации экономического сектора и расширения роли ВТО (Всемирной торговой организации), продовольственная безопасность многих стран находится под угрозой. Для искоренения проблемы необходимо расширять производство продукции сельского хозяйства, развивать АПК, пополнять кадровые запасы, а именно способствовать потоку молодых специалистов в сельские регионы.
Для решения проблемы продовольственной безопасности России необходимо устойчивое развитие стратегически значимых отраслей АПК, увеличение удельного веса производимой продукции параллельно с укреплением законодательной базы и масштабная поддержка государством сельскохозяйственных предприятий.
Мировой опыт доказал, что производство в аграрном секторе не должно строиться по принципу «много и дешево». Германия, Великобритания, Япония, Франция давно ушли от этого принципа, так как очевидно, что «много» не значит «качественно», а мелкие предприятия, производящие товары, аутентичные своему региону, способны обеспечить население этого региона продуктами высокого качества.
Стратегические решения в развитии растениеводства России позволили стране не только обеспечить потребности россиян в зерне на 99,4%, но и поставлять продукцию на мировой рынок.
Продовольственная безопасность РФ по основным продуктам питания приведена в схеме.
Рисунок 1 — Продовольственная безопасность России по основным ресурсам
На данный момент в России преобладает низкая самообеспеченность молоком и молокопродуктами, а также мясом и мясной продукцией, в силу чего наблюдается высокий уровень импорта этих продуктов в страну.
Решение недостатка этих важнейших ресурсов для населения можно решить следующими способами:
• предоставлением государственных льгот для строительства животноводческих предприятий по откорму и переработке продуктов животноводства;
• выделением средств на приобретение скота, техники, оборудования для фермерских хозяйств;
• поддержкой государства сельскохозяйственных предприятий, которые нуждаются в реконструкции и модернизации структур предприятий. [ 1 ]
В первую очередь государство должно учитывать риски, которые могут ослабить положение продовольственной безопасности. Негативно сказываются на обеспечении страны продовольствием макроэкономические, природно-климатические, социальные и внешнеэкономические риски. Усугубляет положение недостаток кадровых резервов и ценовые колебания.
Чтобы исключить угрозы продовольственной безопасности, стране необходимо контролировать соответствие сельскохозяйственной продукции требованиям законодательства РФ, а также устранить бесконтрольное распространение продукции с ГМО (генно-модифицированными организмами). Во всех областях производства, переработки и реализации продукции сельскохозяйственного направления необходимо провести качественную проработку с целью развития и поддержки данных отраслей.
В области доступности продовольствия для населения необходимо уделить внимание стратегическим решениям, направленным на снижение бедности сельского населения, оказывать поддержку регионов, улучшить качество продукции во всех звеньях, начиная от производства, логистики, складирования и до безопасной реализации продукции.
Проблема продовольственной безопасности затрагивает в первую очередь регионы, которые отличаются низкими показателями потребления продовольствия, и значительно отличающихся от рациональных норм. В 35 регионах РФ наблюдается недостаточный уровень потребления мясной продукции (45,4г/сутки), достаточные показатели выявлены в 16 регионах (82,4 г/сутки).
Основное направление государственных мер в отношении обеспечения продовольствием населения должно начинаться с дотационных и бедных регионов. Государство должно защитить самые уязвимые слоя населения, оказать им поддержку и помощь.
Стратегические планы по укреплению продовольственной безопасности включают:
- изменения в налоговой базе (пересмотр влияния косвенных и прямых налогов с целью уменьшения налоговых обязательств в аграрном секторе);
- сокращение государственных расходов (в первую очередь необходимо укреплять резерв средств, выделенных на начальное образование и медицинскую помощь в сельских регионах, а также рассмотреть возможность предоставление субсидий для самых уязвимых семей, доходы которых уходят на питание);
- проведение государственной политики на рынке труда, направленной на улучшение производительности труда посредством предоставления возможности профессиональной подготовки для сельского населения и малообеспеченных семей. [3]
На данный момент РФ находится в неустойчивой позиции в отношении развития АПК. Многие аграрные предприятия оказались без поддержки государства, кредитование фермеров отличается высокими ставками и отсутствием льгот, наблюдается дисбаланс цен на сельскохозяйственную продукцию. Экономическая нестабильность сельского хозяйства негативно сказывается на продовольственной независимости России и снижает национальную безопасность страны.
Чтобы решить проблему, РФ необходимо провести активную политику в отношении сельскохозяйственных предприятий и достичь показателей устойчивого сельского хозяйства.
С
Бережное отношение н использование природных ресурсов планеты
V_
Рисунок 5 — Принципы устойчивого воспроизводства ресурсов
АПК РФ сегодня нуждается в инновационном обновлении за счет адекватного и качественного кадрового и научного обеспечения. За последние годы резко сократилось количество исследований, отечественных разработок и конструкторских внедрений в аграрный сектор, снизился приток молодых специалистов в данную сферу.
Особое внимание должно уделяться вопросу профессиональной подготовки кадрового резерва для АПК и параллельных отраслей, занятых в производстве, переработке, реализации, хранении продукции. Причем агропромышленному комплексу необходимы специалисты, обладающими новыми компетенциями для инновационной модернизации экономики страны. [4]
Для достижения продовольственной и кадровой безопасности необходимо обеспечение отраслей сельского хозяйства инновационными информационными ресурсами, которые существенно влияют на развитие АПК и в дефиците на данный момент во многих регионах России, а именно созданием ИКС (информационно-консультативных служб).
Внедрение ИКС в секторы АПК неизбежно приведет к следующим процессам:
- росту производительности труда;
- экономии времени и средств организаций в силу внедрения инновационных технологических решений;
- повышению объема и качества продукции;
- повышению квалификации работников организаций АПК;
- использованию скрытых потенциалов организаций;
- компенсации недостатка кадровых ресурсов за счет услуг, оказываемых ИКС;
- повышению прибыли от инвестиций, внедренных в знания и научные исследования;
- получению эффективных сельскохозяйственных проектов, повышающих рентабельность и стабильное развитие предприятия при минимальных затратах. [5]
Особое внимание необходимо уделить кадровой ситуации в России: по статистическим исследованиям, уровень образования населения снижается, а специалисты, получившие аграрные специальности, не готовы к работе на сельскохозяйственных предприятием под давлением новых условий рынка. Это приводит к тому, что состав трудовых ресурсов не соответствует задачам, которые необходимы для дальнейшего развития российской экономики и АПК.
Для внедрения системы повышения квалификационного уровня специалистов аграрного профиля в основу необходимо положить деятельностно-мотивационный принцип, целью которого является плавный переход от теоретических основ к практическому применению полученных компетенций, что гарантирует практическое
обучение студентов. Этот фактор благоприятно скажется на внедрении инновационных технологий в секторы АПК и успешное их освоение специалистами предприятий.
С целью улучшить обеспечение кадрами аграрный сектор РФ необходимо предпринять ряд мер [6-10]:
- Создать государственные центры поддержки населения и молодежи;
- Интегрировать образовательные учреждения различного уровня подготовки путем создания единой образовательной системы, включающей все виды и уровни аграрных специальностей;
- Создать жилищные программы, которые бы выступали мощным фактором удержания работников;
- Создать государственно-частные партнерства для повышения качества аграрного образования;
- Внедрить государственную поддержку в развитие малого бизнеса и базовых аграрных секторов с целью создания рабочих мест;
- Разработать долгосрочную стратегию развития кадровых ресурсов путем внедрения целевых программ по содействию в занятости населения;
- Разрабатывать программы мониторинга рынка труда, анализирующие предложения рабочих мест, прогноз спроса на аграрные специальности;
- Внедрять инновационные системы образования;
- Создать условия для прохождения студентами практических уроков на базе инноваций и новых технологий в сельском хозяйстве;
- Внедрять систему нематериальной мотивации;
- Разработать систему кадровой безопасности;
- Внедрить ИКС в сельскохозяйственные отрасли;
- Провести политику в отношении молодежи, касающуюся ее мотивации к получению профессий аграрного направления.
Система обеспечения продовольственной безопасности занимает ведущую позицию в вопросе национальной безопасности государства. Ее стабильность зависит от различных экономических комбинаций и их взаимодействия: в первую очередь это результат экологической, экономической и социальной политик, которые тесно взаимосвязаны с демографической, военной и политической сфер безопасности. Поэтому секторы АПК России как связанное звено в среде продовольственной безопасности должны совершенствоваться и развиваться, так как их функционирование напрямую влияет как на
уровень жизни и обеспеченность продовольствием населения, так и на устойчивое развитие России и ее регионов в целом.
Список литературы
1. Савкин В. И., Прока Н. И. Продовольственная безопасность государства: от экономики производства до экономики потребления // Образование, наука и производство. 2012. №1. - с. 14-21.
2. Глотов O. A. Продовольственная безопасность Российской Федерации: риски и угрозы, основные направления государственно-экономической политики // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2011. №1-2. - с. 240-246.
3. Грешонков А.М., Юрьев В.М. Необходимость и перспективы формирования стратегической модели обеспечения продовольственной безопасности государства // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №4. - с. 30-35.
4. Алексеева С.А. Основные принципы устойчивого развития в агропромышленном комплексе // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2013. №4. - с. 51-57.
5. Белая Н.В. Совершенствование формирования кадрового состава АПК Алтайского края на основе развития сети информационно-консультационных служб // Вестник АГАУ. 2012. №6. - с. 106-111.
6. Тарасова Н.В. Институциональная среда продовольственной безопасности страны // Вестник НГИЭИ. 2015. №3 (46). - с 86-93.
7. Богачев А.И. Кадровое обеспечение аграрного сектора: состояние, проблемы и перспективы развития // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2009. №48. - с. 82-89.
8. Светлаков А.Г., Андруник А.П. Типология персонала региональных инновационных предприятий как средство оценки уровня их кадровой безопасности // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. № 3 (14). С. 57-65.
9. Черданцев В. П., Кобелев П. Е. Формирование единого информационного пространства // АВУ. 2010. №11-1 (77). - с. 102-103.
10. Черданцев В.П., Андруник А.П., Котова С.А. Государственно-частное партнерство как элемент прорывных технологий для повышения качества образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 93.