Научная статья на тему 'Развитие информационно-консультационной инфраструктуры в АПК Алтайского края'

Развитие информационно-консультационной инфраструктуры в АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / информационная и консультационная инфраструктура / центр сельскохозяйственного консультирования. / agro-industrial complex / information and consulting infrastructure / agricultural consulting center.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Миненко

Проведена оценка развития информационно-консультационной инфраструктуры в АПК Алтайского края. Стратегической целью информационноконсультационной инфраструктуры является содействие устойчивому развитию аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством формирования системы консультационной, информационной, научнопрактической, инновационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения. Достигнутые результаты субъектов информационноконсультационной инфраструктуры свидетельствуют о том, что созданная система стала одним из главных институтов развития АПК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А В. Миненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND CONSULTING INFRASTRUCTURE IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ALTAI TERRITORY

An assessment of the development of information and consulting infrastructure in the agro-industrial complex of the Altai Territory was conducted. The strategic goal of the information and consulting infrastructure is to promote the sustainable development of agricultural production and the improvement of socio-economic conditions in rural areas through the development of a system of consulting, information, scientific and practical, innovative support for agricultural producers and the rural population. The results achieved by the subjects of the information and consulting infrastructure show that the system created has become one of the main institutions for the development of the agro-industrial complex in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-консультационной инфраструктуры в АПК Алтайского края»

методическая деятельность, в т.ч. услуги по разработке и выпуску методических рекомендаций по актуальным вопросам развития агропромышленного комплекса; организация процессов, связанных с участием предприятий Алтайского края в биржевых торгах при проведении государственных интервенций на базе Центра удаленного доступа к системе торговли зерном; оказание практической помощи по вопросам воспроизводства.

Помимо перечисленного в зоне ответственности Центра сельскохозяйственного консультирования находится одна из крупнейших в Сибирском Федеральном округе площадок для демонстрации сельскохозяйственной техники.

Организационная структура учреждения включает в себя: 7 структурных под-

разделений (отделов), 54 рабочих места, которые находятся в районах Алтайского края. Штатная численность Центра сельскохозяйственного консультирования составляет 114 человек.

Развитие информационно-

консультационной службы АПК края осуществляется путем предоставления субсидий Центру сельскохозяйственного консультирования в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 годы. За 2010 - 2017 годы на развитие информационно-

консультационной службы АПК края направлено свыше 402,1 млн. рублей, основным источником финансового обеспечения службы является региональный бюджет (рис.).

Ч—Г т Г

г

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

I краевой бюджет

федеральный бюджет

Рис. 1. Объем субсидий на поддержку развития информационно-консультационной

службы АПК, млн. рублей

За счет средств краевого бюджета в 2017 году на оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям (выполнение государственного задания) направлена субсидия на сумму 53150,2 тыс. рублей.

Собственные доходы учреждения за 2017 год составили около 5,6 млн. рублей, основная доля (свыше 93%) которых сложилась за счет организационных взносов за участие в агропромышленном форуме «День сибирского поля- 2017».

Область оказания платных услуг - один из важнейших инструментов развития службы агроконсультантов в современных условиях [4]. В 2017 году Центром сельскохозяйственного консультирования начата работа по разработке для предпри-

ятий, занимающихся племенным животноводством, планов селекционно-племенной работы.

За 2017 год специалистами Центра сельскохозяйственного консультирования проведен комплекс информационно-консультационных и организационных мероприятий в сфере агропромышленного комплекса. Оказано 5830 единиц консультационных услуг. В структуре потребителей услуг 60% приходится на сельскохозяйственные организации. Самым быстрорастущим сегментом являются фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств.

Информационно-консультационная поддержка указанных субъектов хозяйствования осуществляется по различным направлениям. Из общего количества кон-

сультационных услуг в 2017 году по животноводству оказано 4223 услуги; по экономике, бухгалтерскому учёту и отчетности - 445; по государственной поддержке и кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей - 767; по вопросам предоставления субсидий на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств - 395.

Как и в предшествующие годы в 2017 году в разрезе направлений консультирования наиболее востребованными были консультационные услуги в области животноводства (72,4%). Многие вопросы касались создания и укрепления племенной базы животноводства края.

Достигнутые результаты работы службы сельскохозяйственного консультирования свидетельствуют о том, что созданная система стала одним из главных институтов развития АПК региона. В нынешних условиях (импортозамещение [5], вектор на опережающее развитие сельского хозяйства, кадрового потенциала на селе [6; 7]) роль сельскохозяйственного консультирования и подготовки кадров многократно усиливается.

Повышение качества оказания информационно-консультационных услуг, повышение роли консультационного центра в экспертизе и оценке инвестиционных, инновационных проектов, расширения работы консультантов с сектором малых форм хозяйствования является необходимым условием осуществления дальнейшей консультационной деятельности [8].

Мероприятия по формированию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства реализовались в рамках государственной программы по следующим направлениям: участие в формировании систем государственного информационного обеспечения сельского хозяйства, созданных Минсель-хозом России; определение состава и разработка порядка предоставления в электронном виде государственных услуг в сфере сельского хозяйства; развитие главного информационного ресурса АПК края (веб-сайта www.altagro22.ru); мониторинг и актуализация базы данных рыночной

информации и обеспечение мобильного доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей; мониторинг продовольственных балансов и формирование паспорта комплексной оценки социально-экономического развития региона; развитие АИС Министерства на основе современных информационных телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществить комплексную информатизацию и автоматизацию деятельности на базе централизованных информационных ресурсов, адаптивных инструментов доступа к данным, а также сервисных средств их обработки, визуализации и манипулирования с ними; обеспечение взаимодействия с информационными системами федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также населением; поддержка средств массовой информации в сфере АПК.

За 2008 - 2012 годы в крае в сфере сельского хозяйства сформированы системы государственного информационного обеспечения и информационных ресурсов, к которым есть доступ у органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК и населения. На базе модернизированной мульти-сервисной сети передачи данных АПК края в 2017 году увеличилось количество проведенных видеоконференций с представителями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Сибирского федерального округа, руководителями и специалистами районных органов управления агропромышленным комплексом, сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств до 120 (в 2016 году - 110, в 2015 году - 70).

2017 году Министерство сельского хозяйства осуществляло работу по формированию баз данных следующих информационных систем Минсельхоза России: автоматизированная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля анализа субсидий на поддержку агропромышленного ком-

плекса (АИС «Субсидии АПК»); информационная система планирования и контроля Государственной программы (ИС ПК ГП); система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации (АИС СМ ПБ).

В 2017 году проведена модернизация ведомственной информационной системы по взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных услуг Министерством сельского хозяйства Алтайского края. В функционал информационной системы добавлен модуль мониторинга использования пахотных земель в Алтайском крае с использованием геоинформационных технологий.

В настоящее время, в систему загружены сведения о более чем 135 тыс. участков. Пространственное отображение формируется в геоинформационной системе РусГис, где загружены слои сельскохозяйственных полей 2017 и 2018 годов, административная и публичная кадастровые карты.

В целях формирования системы информационного обеспечения осуществляется развитие главного информационного ресурса агропромышленного комплекса края - веб-сайта www.altagro22.ru. Информационные сообщения на сайте обновляются в ежедневном режиме (не менее 6-8 сообщений в день). За 2017 год через Интернет-ресурс транслировано более 1,7 тыс. информационных материалов о развитии агропромышленного комплекса региона (в 2016 году - более 1,6 тыс. материалов). Сайт Минсельхоза края ежемесячно просматривают порядка 10 тыс. посетителей.

В 2017 году ведомством были заключены контракты с 2 СМИ («ГТРК «Алтай», ТВ «Катунь-24») которые позволили повысить информированность сельского населения о состоянии АПК, передовиках производства, современных технологиях в отрасли и существующих мерах государственной поддержки в области развития сельского хозяйства и сельских территорий.

Наименование индикаторов Ед. изм. План Факт % выполнения

Количество выставок и ярмарок с участием алтайских товаропроизводителей ед. 3 4 133,3

Количество информационных систем, используемых муниципальными органами управления АПК и сельхоз товаропроизводителями края ед. 3 4 133,3

Количество консультаций, предоставленных Центром сельскохозяйственного консультирования ед. 5250 5830 111,0

Количество пробонитированных животных в племенных и товарных хозяйствах края тыс. гол. 135 207,123 153,4

Объем ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса млн. руб. 6738 6430,4 104,8*

Таблица 1. Информация о достижении целевых показателей подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие агропромышленного комплекса» в 2017 году.

Приложение: *определяется с учетом обратно пропорциональной зависимости планового и фактического показателя

Таким образом, стратегической целью информационно-консультационной инфраструктуры в АПК Алтайского края является содействие устойчивому развитию аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством формирования системы консультационной, информационной, на-

учно-практической, инновационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельского населения. Достигнутые результаты субъектов информационно-консультационной инфраструктуры свидетельствуют о том, что созданная система стала одним из главных институтов развития АПК региона.

Библиографический список

1. Гриценко Г.М. Формирование инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства региона / Г.М. Гриценко, Н.Ф. Вернигор, А.В. Миненко // АПК: Экономика, управление. - 2017. - № 10. - С. 12-22.

2. Инфраструктура агропромышленного комплекса и развитие сельских территорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosi.ru/ru/conf/articles/infrastruktura-agropromyshlennogo-kompleksa-i-razvitie-selskih-territoriy.

3. Официальный сайт КГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования» / О центре. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csh.sibagro.ru/about/.

4. Сулейманов Н.Т. Центры поддержки технологий и инноваций (TISC - ЦПТИ) ВО-ИС и Роспатента / Н.Т. Сулейманов, А.Н. Сулейманов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/1449.htm

5. Водясов П.В. Продовольственная безопасность региона / П.В. Водясов // Вектор экономики. - 2018. - № 5 (23). - С. 92

6. Лукьянов А.Н. Методические аспекты формирования стратегии развития АПК муниципального района / А. Н. Лукьянов, А. В. Миненко, А.А. Урбах // Никоновские чтения. - 2011. - №16. - С. 354-355.

7. Миненко А.В. Прогнозирование развития производственного потенциала сельского муниципального образования / А.В. Миненко, К.Ч. Акберов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - №3(125). - С. 169-174.

8. Официальный сайт Центр предпринимательства Алтайского края/ Услуги центра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altaicpp.ru/about/uslugi_centra.html.

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND CONSULTING INFRASTRUCTURE IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ALTAI TERRITORY

A.V. Minenko, candidate of economic sciences, associate professor Altay state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. An assessment of the development of information and consulting infrastructure in the agro-industrial complex of the Altai Territory was conducted. The strategic goal of the information and consulting infrastructure is to promote the sustainable development of agricultural production and the improvement of socio-economic conditions in rural areas through the development of a system of consulting, information, scientific and practical, innovative support for agricultural producers and the rural population. The results achieved by the subjects of the information and consulting infrastructure show that the system created has become one of the main institutions for the development of the agro-industrial complex in the region.

Keywords: agro-industrial complex, information and consulting infrastructure, agricultural consulting center.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10234

Аннотация. Проведена оценка реализации программных мероприятий по повышению кадрового потенциала агропромышленного комплекса Алтайского края. Показан механизм финансирования комплекса мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала региона. Исследована государственная поддержка молодых специалистов АПК. Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что несмотря на серьезную государственную поддержку по привлечению и закреплению специалистов на селе, кадровая ситуация в аграрном секторе экономики Алтайского края остается достаточно напряженной.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кадровый потенциал АПК, государственная поддержка, кадровая ситуация.

На реализацию программных мероприятий по повышению кадрового потенциала АПК Алтайского края в 2017 году из регионального бюджета направлено около 53,0 млн. рублей, что на уровне 2016 года (табл. 1).

В целях пополнения руководящего корпуса предприятий АПК высококвалифицированными кадрами и расширения доступа сельской молодежи к получению профессионального образования в учебных заведениях аграрного профиля, на системной основе проводилась работа по подготовке на целевой основе в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет» (АГАУ). В ее рамках

совместно с АГАУ проводился отбор студентов, мотивированных на работу в отрасли, организовано взаимодействие организаций АПК со студентами и агроуни-верситетом, проводилась разносторонняя разъяснительная работа о механизмах организации и государственной поддержки целевой подготовки. Несмотря на проводимую масштабную работу по разъяснению преимуществ механизма целевой подготовки кадров и его поддержки за счет средств краевого бюджета, далеко не все имеющие кадровый дефицит предприятия использовали этот механизм для его восполнения [1-3].

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Повышение образовательного уровня кадров АПК путем субсидирования затрат на переподготовку, целевую подготовку, стажировку и повышение квалификации кадров АПК 4568,3 4633,6 4679,5 5173,5

Государственная поддержка молодых специалистов АПК 8380,0 10460,0 7260,0 5820,0

Организация трудового соревнования, материальное стимулирование в его рамках районов и отдельных работников агропромышленного комплекса, организация конкурсов профессионального мастерства, материальное стимулирование их участников 27039,4 30950,1 39320,2 40188,7

Поддержка развития физической культуры и массового спорта на территории сельских поселений 700,0 700,0 0 0

Выплата премий Губернатора Алтайского края «За верность профессии» в сфере сельского хозяйства х х 1625,0 1375,0

Итого 40687,7 46743,7 52884,7 52557,2

Таблица 1. Финансирование комплекса мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала АПК, тыс. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.