Научная статья на тему 'Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов как основа повышения эффективности кадрового потенциала и роста экономики предприятий АПК'

Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов как основа повышения эффективности кадрового потенциала и роста экономики предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / РЫНКИ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватагина М.В., Спиридонов А.М., Степанов А.Н.

В связи с вводом в действие системы профессиональных стандартов (ПС) на территории России, хозяйствующим субъектам и образовательным учреждениям необходимо освоить эффективные механизмы внедрения ПС. В статье показаны пути повышения эффективности кадровой политики предприятия при внедрении профессиональных стандартов (ПС) и планомерной их адаптации с образовательными стандартами (ОС), что отвечает требованиям современного многопрофильного агропромышленного комплекса. Отражены особенности профессиональных стандартов по основным профильным специальностям АПК и возможности наиболее рационального применения их в работе по повышению эффективности деятельности предприятий путём наращивания кадрового потенциала. Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов является назревшей проблемой современного высшего и дополнительного профессионального образования. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы гармонизации и освоения профессиональных стандартов, несомненно, приведёт к повышению эффективности кадрового потенциала АПК. Целенаправленная грамотная кадровая политика непрерывного и поэтапного формирования высококвалифицированного специалиста аграрного профиля позволит существенно и позитивно повлиять на экономику отрасли.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ватагина М.В., Спиридонов А.М., Степанов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n connection with the commissioning of the system to professional standards (PS) on the territory of Russia, economic entities and educational institutions need to develop effective mechanisms for the implementation of PS. The article shows the ways of increase of efficiency of personnel policy of the enterprise in the implementation of professional standards (PS) and their systematic adaptation to the educational standards (OS) that meets the requirements of modern diversified agriculture. Reflect the characteristics of professional standards for the main relevant disciplines, agriculture and the most efficient use of their in the work to improve the efficiency of enterprises by increasing human capacity. Harmonization of educational and professional standards is an urgent problem of modern higher and secondary professional education. Further improvement of the legal framework harmonization and the development of professional standards will undoubtedly lead to improving of the personnel potential of agroindustrial complex. Focused competent personnel policy is continuous and gradual formation of a highly qualified specialist in agricultural activities will significantly and positively affect the Economics of the industry.

Текст научной работы на тему «Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов как основа повышения эффективности кадрового потенциала и роста экономики предприятий АПК»

УДК 331.108.4 .....................

.Канд. экон. наук М.В. ВАТАГИНА (СПбГАУ, agro_puslikin@mail.ru), Доктор с.-х. наук A.M. СПИРИДОНОВ (СПбГАУ, anatolij s р i ri do no v Vv л a ndc x. ru).

Канд техн. наук A.H. СТЕПАНОВ (СПбГАУ, st-lndr@mail.ru)

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И РОСТА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

Профессиональные стандарты, образовательные стандарты, национальная система профессиональных стандартов, рынки труда и образовательных услуг, дополнительные профессиональные программы

«Разрыв между реалиями рынка труда и системой образования привел к тому, что работодателям приходится переучивать вчерашних выпускников и в течение длительного времени заниматься адаптацией работников» - отмечала заместитель министра труда и социальной защиты РФ Л. Ельцова в 2012 году. С целью сокращения дисбаланса рынков труда и образования была подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам, что неизбежно должно было привести к изменению или дополнению образовательных программ в российской системе подготовки кадров. В сентябре 2010 года было поручение Президента России разработать законопроект, который должен ввести профессиональные стандарты в правовое поле. Таким образом, должна осуществиться «настройка» системы образования к требованиям бизнеса. Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, чтобы к 2016-2017 году ввести их в действие в реальной экономике. «Профессиональный стандарт - это живая система, и будет требовать постоянных изменений. Нужно будет дополнять стандарты с периодичностью в три года, по каким-то позициям - раз в пять лет» - прокомментировала нововведение Л. Ельцова в 2012 году.

Практическое использование профессиональных стандартов, их внедрение в деятельность хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений - сложный процесс, требующий конкретных подходов, рекомендаций, предложений и усилий как в образовательной, так и в производственной сферах [1,2].

Согласно ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом принято понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной деятельности. Иными словами, в этом документе описываются функции, реализуемые в рамках определенной должности, а также требования к уровню знаний, опыту, квалификации сотрудника, занимающего эту должность. По своей структуре все профессиональные стандарты идентичны, поскольку оформляются на основании приказа Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н.

Предстоит большая разъяснительная и консультативная работа как со стороны образовательных учреждений (прежде всего учреждений ДНО), так и со стороны профессионально-экспертных сообществ. В функциональную сферу профессионально-экспертных сообществ сегодня входят специальности, которые ранее никак не были связаны с науками и знаниями.

Сама атрибутика профессии как таковой отныне завязана на информационной компетентности [3].

Тем не менее основополагающие экспертные области можно перечислить. Во-первых, это сфера науки и образования, ядро которых - университетское и академическое сообщества. Во-вторых, это сфера отраслевой и прикладной науки, связанная с производствами и услугами - это эксперты-практики. В-третьих, это класс государственных служащих, как бы широко он ни трактовался. В-четвертых, это категория всех лиц, принимающих решения, т.е. топ-менеджмент и менеджмент в государственных и общественных организациях. Наконец, это люди творческого труда и мастерства, профессионально-ремесленные сообщества в традиционном смысле [3]. Таким образом, мы можем предположить, что если будет задействован указанный экспертно-профессиональный ресурс при внедрении национальной системы профессиональных стандартов в российскую экономику и, в частности, предприятий АПК, то страна обретет новый импульс развития.

Цель исследования. Профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом и Минюстом РФ, призванные совершенствовать трудовые отношения и принципиально изменить российскую систему подготовки кадров, на сегодняшний день не имеют законодательно утвержденного механизма внедрения в экономику страны. Определенные методические указания имеются (проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов»), но основную обязанность по разработке процедур внедрения профессиональных стандартов Законодатель в настоящий момент времени возложил на Работодателя. Это означает, что каждому руководителю организации необходимо разработать собственную систему по введению стандартов с учетом требований законодательства. В связи с выявленной потребностью в получении информации по профессиональным стандартам и их внедрению в деятельность предприятий и образовательных учреждений, на рынке образовательных услуг появилось много предложений по соответствующим курсам повышения квалификации в данной области знаний. К сожалению, многие обучающие центры предоставляют своим слушателям именно информацию (большой объем нормативно-правовых актов - НПА), но при этом количество информации не переходит в качество практико-ориентированных знаний, на основании которых должно осуществляться внедрение ПС в экономику предприятий АПК. Основная цель разработки и внедрения ПС для сельского хозяйства страны - обеспечение положительного воздействия на экономику отрасли через повышение профессионального уровня руководителей и специалистов предприятий. В настоящее время в методиках преподавания отсутствуют конкретные рекомендации по адаптации нормативно-правовых актов (НПА) относительно реальной производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, что и определило цель настоящего исследования.

Материалы, методы и объекты исследования. На примере внедрения профессиональных стандартов в реальную экономику предприятий АПК, мы исследуем реформы в трудовой сфере с точки зрения возможностей и рисков для работника сельхозпредприятия как субъекта административно-организационных процессов. На основе синтеза исследований, используя комплекс научных практико-ориентированных методов анализа социально-экономической среды, мы изучаем профессиональные компетенции работника сферы АПК. Также объектом нашего исследования является изучение возможностей гармонизации ОС и ПС и их влияния на повышение эффективности подготовки кадров для АПК.

Результаты исследования. По запросу Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, а также ряда крупных агропредприятий РФ, в Академии менеджмента и агробизнеса СПбГАУ была разработана 40-часовая (с отрывом от производства) программа «Внедрение профессиональных стандартов в деятельность предприятий АПК».

Как утверждают исследователи, информационные объемы знаний все более перерастают человеческие возможности их «вместимости». Специалист должен постоянно знать и проблемы «смежных» специальностей [3] для того, чтобы эффективнее решать свои вопросы. Это показала практика Академии менеджмента и агробизнеса СПбГАУ при

проведении дополнительной профессиональной программы (ДПП) по внедрению ПС: достаточно большой объем информации передавался слушателям в сжатые по времени сроки (40 часов). Поэтому появилась необходимость корректировки программы: определить новые методологические подходы; разработать и предложить новые методики по «переработке» информации в знания. Как повысить степень и скорость усвоения содержания программы? Как достичь баланса количества и качества информации; перехода количества информации в качество знаний? Появилась необходимость сформировать информацию по профессиональным стандартам так, чтобы она органично «вошла» в традиционные кадровые процедуры, превратив их, в конечном итоге, в инновационные персонал-технологии.

При внедрении профстандартов с 2016-го по 2020 год (переходный период с ЕТКС на ПС) работник, в силу законодательно введенной фактически новой методики оценки его квалификации, будет обязан «дообучиться», переобучиться, если его базовое образование не соответствует фактическому виду деятельности - то есть пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Таким образом, ПС не просто стимулируют работника к саморазвитию, а практически обязывают его к профессиональному росту.

Образовательные учреждения ДНО являются фактически «переработчиками» или говоря техническим языком - «адаптерами» информации в знания. Знания не только транслируются обучающимся (слушателям), но и интерпретируются преподавателем, при этом слушатели превращаются (переводятся) из субъекта обучения в объект профессиональной деятельности, на новом качественном уровне. При этом основной смысл толкования содержательной (смысловой) части стандарта каждый профильный преподаватель видит в наиболее полном и корректном отражении трудовых функций конкретной профессии.

Рассматривая возможность применения стандартов для специалистов агрономического профиля, можно столкнуться с проблемой однонаправленности и узкопрофильности имеющихся в наличии профессиональных стандартов: ПС «Агроном», ПС «Овощевод», ПС «Садовод», ПС «Полевод» [4]. Упомянутые профессиональные стандарты разработаны, прежде всего, не для современных условий сельхозпроизводства, поскольку в производстве уже 30 лет нет должности «полевод». Не имеют большой актуальности на Северо-Западе России и такие профессии, как «садовод», «мелиоратор» или «специалист по эксплуатации мелиоративных систем». Нет массовости этих профессий и в производстве. Нужны стандарты по специализациям «агроном-семеновод», «агроном по кормопроизводству», «специалист по агроэкологии». Такие специальности востребованы, они есть в каждом хозяйстве региона или как минимум в половине организаций.

В имеющихся на сегодняшний день профессиональных стандартах по агрономической направленности недостаточно полно прописаны как обобщённые, так и конкретные трудовые функции работника, не учтена специфика региона, поскольку среди разработчиков исключительно учреждения Южного федерального округа РФ.

Таким образом, нельзя однозначно сказать, что разработанные и законодательно утверждённые стандарты по агрономии являются исчерпывающим руководством к действию всех заинтересованных в высококвалифицированном кадровом потенциале сторон: предприятий, образовательных организаций. Очевидно, что необходима их доработка с целью унификации использования в различных регионах страны. Необходима срочная разработка профессиональных стандартов по востребованным специальностям, что инициирует «вялотекущий» процесс подготовки специалистов в вузах; а процессы подготовки и переподготовки действующих специалистов в учреждениях ДНО поднимет на новый качественный уровень, - и это будет отвечать современным тенденциям. Решать вопросы импортозамещения и импортодополнения в стране должны квалифицированные кадры, знающие каноны и особенности отечественного сельского хозяйства.

При формировании дополнительных профессиональных программ (ДНИ), цель которых - довести до обучающихся способы, методы внедрения профессиональных стандартов в практику предприятий, необходимо учитывать следующее:

- внедрение профессиональных стандартов в организациях — это многоуровневый процесс, который начинается с рассмотрения исторических и социально-экономических предпосылок разработки и внедрения профессиональных стандартов в экономику страны;

- изучение большого количества нормативно-правовых актов (НПА), связанных с профессиональными стандартами (ПС), необходимо сопровождать созданием (написанием) фактических документов для каждого конкретного предприятия (работниками которого являются обучающиеся). Например, в процессе занятий формируем пакет документов -оформляем Приказ о создании рабочей группы по внедрению ПС, Протоколы заседаний, Планы-графики внедрения ПС, таблицы самообследования и/или обследования работников на соответствие их квалификации требованиям ПС, др. Таким образом, мы совместили требования большого количества НПА (информация) и превратили «информацию» в «знания»; знания закрепили в виде конкретного «пакета документов» для целевого пользователя. В частности, изучение текста стандартов (в настоящее время выпущено 856 профстандартов, для сельского хозяйства - 21) необходимо проводить с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим.

В процессе обучения и практического разбора профстандартов отдельных категорий работников организаций АПК возникли специфичные вопросы. Так, например, обязательно ли менять название должности сотрудника в соответствии с профстандартом, если сотрудник по этой должности имеет право на досрочную пенсию, но в списках льготников и квалификационном справочнике наименование должности указано по-другому?

Разбор конкретной ситуации, консультация с руководителями кадровых служб, внедривших профстандарты, и пояснения компетентных источников [5,6] показали, что замена названия должности сотрудника в соответствии с профстандартом не обязательно. Более того, во избежание спорных ситуаций делать этого не рекомендуется до изменения законодательства и установления полного тождества в наименовании профессий. Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты или квалификационные справочники в части наименования должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (ст. 57 ТК РФ, п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253). Одной из таких компенсаций является досрочная пенсия за работу во вредных или опасных условиях труда. Для оформления льготной пенсии наименование должности сотрудника должно строго соответствовать списку № 1 и списку № 2, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и составленным с учетом наименований в квалификационных справочниках. Только в таком случае стаж работы по этой должности гарантированно засчитают в льготный стаж. Специалисты пенсионного фонда по-прежнему продолжают руководствоваться именно списками. В настоящий момент на практике возникают ситуации, когда должности в списках соответствуют должностям в справочниках, но не соответствуют должностям в профстандарте. В частности, такая ситуация возникла с электрогазосварщиками. Профессия «Электрогазосварщик», которая предусмотрена в квалификационном справочнике, входит в список № 2, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. А в профстандарте «Сварщик» [7], утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н, не предусмотрено наименование должности «Электрогазосварщик», в том числе в качестве альтернативного наименования должности. Поскольку квалификационные справочники в связи с введением профстандартов не отменены, ими можно продолжать пользоваться при определении наименования должности (ст. 57 ТК РФ, п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253). Более того, если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списках льготников и квалификационном справочнике, не рекомендуют менять название должности по профстандарту до изменения законодательства и установления полного тождества в наименовании профессий либо появления иных официальных разъяснений о

тождественности. Это поможет исключить спорные ситуации с сотрудниками Пенсионного фонда РФ и избежать проблем с зачетом стажа работников в льготную пенсию.

Также по профстандарту «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» есть определенные замечания. Даже если не обратить внимание на опечатки технического плана, в необходимых знаниях в трудовых функциях, в разделе «Требования к образованию и обучению» прописано, что работник должен иметь среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) не менее десяти месяцев. Как быть трактористам-машинистам с начальным профессиональным образованием (получившим удостоверение тракториста-машиниста в профессиональном училище или в средней школе), вопрос остается пока открытым. Кроме этого, зачем трактористу-машинисту иметь все категории, если ему достаточно одной категории для работы на определенном тракторе. Кроме вышеперечисленного, в профстандарте нет ответа на вопрос: «Как разделить трактористов-машинистов организации по классности», т.к. все трудовые функции имеют один уровень квалификации.

Безусловно, в процессе обучения слушатели должны получить ответы на следующие вопросы:

Как внедрить систему профстандартов? Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям, организациям другой формы собственности? Какие мероприятия по внедрению профстандартов находятся в правовом поле? Каким должен быть «пошаговый алгоритм» внедрения профстандартов с 2016-го по 2020 годы? Как создать План-график внедрения профстандартов? и др.

В рамках внедрения ПС проведение аттестации для работников предприятий станет необходимой оценочной процедурой. Обращаем особое внимание на то, что аттестация является единственной законодательно утвержденной в России кадровой оценкой, закрепленной в ст. 81 ТК РФ. Если по итогам аттестации работник, не имеющий требуемого опыта работы и стажа (не соответствующий должности по профстандарту), получит положительные рекомендации, то допускается его назначение на указанную должность, однако далее его рекомендуется направить на обучение (ДПО).

В профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» [8] в обобщенную трудовую функцию (ОТФ) «деятельность по оценке и аттестации персонала» входят трудовые функции (ТФ): «организация и проведение оценки персонала», «организация и проведение аттестации персонала», «администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала». Содержательная часть профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» - это действительно «прорыв», соответствующий современным персонал-технологиям, в отличие от ЕТКС, где кадровикам предписывались «пассивные» функции, связанные в основном с документооборотом. Сейчас же в ПС появились новые должности: «специалист по оценке и аттестации персонала», «специалист по развитию и обучению персонала», «специалист по корпоративной социальной политике», «заместитель генерального директора по управлению персоналом» и др. [8]. Таким образом, внедрение ПС должно осуществляться на основе активизации персонал-технологий.

После окончания обучения необходимо получить от слушателей «обратную связь», чтобы иметь объективные практические основания для дальнейшей корректировки и совершенствования методики преподавания курса «Внедрение ПС в деятельность предприятий АПК».

Выводы. В процессе исследования актуализированы трудности (профессионально-деятельностного и социально-психологического порядка) у работников кадровых и экономических служб предприятий АПК при обучении по образовательным программам, связанным с внедрением профессиональных стандартов в современных социально-экономических условиях. Выявлены методы преодоления и решения данной проблемы через формирование целевого пакета документов для практического использования на конкретном предприятии.

Установлено, что еще на стадии разработки ПС к базисным утверждениям было отнесено обстоятельство, что «система профессиональных стандартов - это живая система, требующая постоянных дополнений и изменений». Следовательно, взаимодействие разработчиков стандартов необходимо еще и для «доработки» вышедших ПС, так как именно в процессе внедрения выявляются определенные неточности, противоречия содержательной части стандартов. Очевидно, что необходима доработка профстандартов агрономической направленности, с целью унификации использования в различных регионах страны. В процессе обучения и практического разбора профстандартов отдельных категорий работников организаций АПК возникли специфичные вопросы в направлении «Механизация сельского хозяйства». Большая ответственность при формировании компетентных ответов в сфере АПК, с учетом специфики сельскохозяйственного производства, возлагается на обучающие организации, в том числе системы ДНО, которые призваны разработать и реализовать методики обучения по эффективному внедрению ПС.

Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов является назревшей проблемой современного высшего и дополнительного профессионального образования. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы гармонизации и освоения профессиональных стандартов, несомненно, приведёт к повышению эффективности кадрового потенциала АПК. Целенаправленная грамотная кадровая политика непрерывного и поэтапного формирования высококвалифицированного специалиста аграрного профиля позволит существенно и позитивно повлиять на экономику отрасли.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года, № 584, в соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Ватагина М.В. Влияние профессионализации образования на его конкурентоспособность: проблемы и нерснективы//Профессиональное образование в современном мире. - 2017. - Т.6. -№ 1.

3. Костюк К.Н. На пути к информационной компетентности экспертного сообщества. Ч. 1. // Профессиональное образование в современном мире. - 2016. - Т.6. - № 4. С. 608-619.

4. Профессиональные стандарты: ПС "Агроном" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 ноября 2014 г. N 875н); ПС «Овощевод» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. N 525н); ПС «Садовод» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. N 527н); ПС «Полевод» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2014 г. N 522н).

5. http://www.kdelo.ru/qa/141456-qqkss8-obyazatelno-li-primenenie-profstandarta-dlya-spetsialista-po-ohrane-truda.

6. Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов».

7. Профессиональный стандарт "Сварщик" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013 г. N 701н).

8. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. N 691н).

Literatura

1. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federacii ot 27.06.2016, N584, v sootvetctvii s sc.l st.4 FS "O wnesenii izmeneniy v Trudovoj Kodex Rossijskoj Federacii" i st. 11 i 73 FS "Ob obrasowanii v Rossijskoj Federacii".

2. Vatagina M.W. Wlijanie professionalizacii obrazowanija yf tuj konkurentosposobnost: problemi i perspektivy//Professionalnoe obrasovanie v sovremennon mire. - 2017. - T. 6 -№1.

3. Kostjuk K.N. Na puti k informacionnoy kompetentnosti expertnogo soobshestva. - 2016. - N.4. -S. 608-619.

4. РгоГеввшпаЫе 81ап(1аг1у: Р8 "А§гопот" (Шлу. Рпкаэот Мп^е^уа 1шёа I эоааЬю] заэЬку КБ о! 11.11.2014 N87511); Р8 ""ОуозЬсуос1" (utw. Рпкавот Мп^е^уа 1шёа I зоаа1по| вазЬку Ю7 о! 04.08.2014 N52511); Р8 ""8ас1о\осГ (utw. Рпкавот М1шз1ег81уа tшda I socialnoj заэЬку КБ о! 04.08.2014 N52711); Р8 "Ро1суос1" (utw. Рпкаэот Мт^с^уа ^а I зоаа1по| эазЬйу КБ о! 04.08.2014 N52211).

5. http://www.kdelo.ru/qa/141456-qqkss8-obyazatelno4i-primenenie-profstandarta-dlya-spetsialista-ро-оЬгапсМшёа.

6. Mintruda Ыоввн ot 04.04.2016 N14-0/10/6-2253 "(Жс^у па йроууе \oprosy ро рйтепешуи professionalih з1апёаг1:о\"

7. РгоГеввшпаЫу standart Р8 ""8\\агзЫк" (utw. Рпкаэот Ministerstva tшda А socialnoj заэЬку КБ ot 28.11.2013 N70111);

8. РгоГеввшпаЫу standart Р8 "^рсааПэ! ро иргау1ешуи рсгзопаЬт" (utw. Рпкаэот Мп^е^уа tшda 1 зоааккд эазЬйу Ш7 о! 06.10.2015 N69111).

УДК 338.242.2

Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (СПбГАУ, paw.konew@yandex.ru)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Цель управления, система, аграрная политика, профессиональная подготовка, конкурентоспособность, кадровое обеспечение, маркетинг

Анализ кадровой обеспеченности аграрного сектора экономики страны в сельскохозяйственных организаций в целом по Российской Федерации показывает, что в целом за последние 15 лет наблюдается тенденция резкого снижения (практический в 2 раза) среднегодовой численности руководителей и специалистов отраслевой направленности. Данная ситуация негатино отражается как на самих сельскохозяйственных предприятиях, так и на предприятиях, имеющих хозяйственные связи с ними. Для повышения эффективности работы экономических субъектов особый смысл приобретают в настоящее время вопросы применения форм управления и его информационного обеспечения, а также усиления кадрового потенциала управленцев, специалистов и служащих, рабочих [1]. Именно работники, занятые в организациях обеспечивают основной успех работы организации. Наибольшее значение, при этом, имеет анализ характеристик рабочей силы как в разрезе отдельных субъектов, так и рынка в целом. Ключевое значение в управлении персоналом имеет его конкурентоспособность, которая в настоящее время изучена недостаточно, что не позволяет осуществлять эффективного управления персоналом различных категорий (руководителей, специалистов и служащих, рабочих) [1]. В настоящей статье остановимся на изучении характеристик, позволяющих оценить конкурентоспособность управленческого персонала организаций сельскохозяйственного профиля.

Цель исследования состоит в изучении конкурентоспособности управленческого персонала организаций сельскохозяйственного профиля на основе изучения показателей численности, структуры персонала сельскохозяйственных организаций, возможностей привлечения в отрасль молодых сециалистов а также выявления факторов, оказывающих негативное влияние на численность и структуру персонала сельскохозяйственных организаций. Анализ конкурентоспособности управленческого персонала сельскохозяйственных организаций в разрезе приведенных показателей позволит добиться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.