Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение АПК: решение прроблемы в Алтайском крае в 2004 - 2006 гг'

Кадровое обеспечение АПК: решение прроблемы в Алтайском крае в 2004 - 2006 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение АПК: решение прроблемы в Алтайском крае в 2004 - 2006 гг»

ведения, мотивы, а также готовность, предрасположенность к деятельности в сфере государственной и муниципальной службы (конативный блок). В соответствии с этим для осуществления конкурсного отбора необходимо разработать задания, позволяющие выявить знания основ экономики, права, теории управления, теории организации, психологии управления, этики делового общения, информатики и др., в объеме, необходимом для выполнения обязанностей в рамках той должности, на которую претендует конкурсант; тесты, конкретные ситуации, деловые игры и социально-ролевые тренинги, выполнение которых дает возможность наблюдать ценностные ориентации претендента, а также готовность, предрасположенность к деятельности в сфере государственной и муниципальной службы.

Таким образом, наличие эталона профессиональной деятельности и выбор критериев конкурсного отбора позволяет вести разработку соответствующих технологий, способных стать основополагающим фактором трансформации профессиональной среды. Создавая условия для проведения эффективного конкурсного отбора, появится возможность провести масштабную ротацию политической элиты и включить «зеленый свет» для поступления на государственную службу молодежи, в том числе получившей образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Гниденко И.В., Рыбаков А.В. (г. Барнаул)

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК: РЕШЕНИЕ ПРРОБЛЕМЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ в 2004 - 2006 гг.

Основными документами, которыми руководствовались краевые и районные органы управления АПК в 2004 - 2006 гг. в работе с кадрами аграрного сектора, являлись: программа «Кадровое обеспечение АПК края на 2001 - 2005 гг.», постановление Администрации края «О государственной поддержке руководителей и специалистов АПК края», программа «Кадровое обеспечение АПК края на 2006 - 2010 гг.» и др.

Реализация мероприятий, предусмотренных указанными документами, позволила несколько стабилизировать ухудшавшуюся на

протяжении многих лет ситуацию в кадровом обеспечении АПК края, создать предпосылки её улучшения в дальнейшем.

К числу позитивных результатов за истекшие 3 года можно отнести достижение следующих показателей:

- на 20 % сократилась сменяемость руководителей и специалистов сельхозпредприятий;

- на 24 % сократилось число вакансий по должностям главных специалистов (с 409 до 315);

- на 20 % уменьшилось число руководителей и главных специалистов, не имеющих никакого профессионального образования;

- на 1,2 % увеличилась доля главных специалистов, имеющих высшее образование (с 54,4 до 55,6 %), в том числе: главных агрономов на 5,5 %, главных зоотехников - на 5,7 %, главных ветврачей - на 0,5 %, главных экономистов - на 1 %;

- на 3,6 % (с 36,6 % до 40,2 %) улучшился показатель по трудоустройству в АПК выпускников Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ), обучавшихся по, целевым договорам на очном отделении.

Во многом достижению вышеназванных результатов способствовало принятие за прошедшие 3 года в 40 районах края целевых районных программ, направленных на улучшение кадрового обеспечения АПК.

С учётом принятых документов на краевом и районных уровнях в 2004 - 2006 гг. Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (ГУСХ), совместно с органами управления АПК на местах и хозяйствующими субъектами, реализованы меры по восстановлению системности в подборе и закреплению кадров, проведению отчётно-выборных собраний в коллективах, организации профориентационной работы в школах, подбору кандидатур для целевой подготовки специалистов, контролю за их обучением в учебных заведениях аграрного профиля, организации государственной поддержки молодых специалистов, совершенствованию системы стимулирования труда, повышению престижности сельскохозяйственных профессий.

За последние 3 года продолжалась практика организации встреч руководства ГУСХ, районных органов и руководителей сельхозпредприятий с выпускниками АГАУ, предоставления им

информации о наличии вакантных мест и заявок на должности специалистов в хозяйствах края, условиях работы и проживания в селе.

В этих же целях в 2006 г. на сайте ГУСХ введён новый раздел «ярмарка вакансий», позволяющий как молодым специалистам, так и работодателям разместить, или выбрать для себя полезную информацию по вопросу трудоустройства, о наличии вакансий и предложений.

Заметную роль в закреплении кадров АПК на селе, в первую очередь молодых специалистов - выпускников АГАУ и средних специальных учебных заведений аграрного профиля края, играла в последние годы (особенно в 2006 г.), реализация мер по государственной поддержке руководителей и специалистов АПК, предусмотренных постановлением администрации края от 07. 12. 2001 г. № 755 «О государственной поддержке руководителей и специалистов АПК Алтайского края», а также принятой в 2006 г. программой «Кадровое обеспечение АПК Алтайского края» на 2001-2010 годы.

Всего за 3 года государственная поддержка в виде безвозмездных субсидий и бюджетных займов на строительство (приобретение) жилья в соответствии с указанными документами оказана 123 руководителям и специалистам, в том числе в 2006 г. - 94 работникам АПК. Из общего количества получивших поддержку

- 105 человек (85,4 %) - молодые специалисты. Общая сумма государственной поддержки за 2004 - 2006 г. составила более 14 млн. рублей, в том числе в 2006 г. - 12,5 млн руб.

Вместе с тем, ситуация по целому ряду направлений по кадровому обеспечению АПК края за последние годы остаётся крайне сложной, а по отдельным - ухудшается.

В 2006 году, в сравнении с 2004 годом, общая численность занятых работников в коллективном секторе сельхозпроизводства края сократилась на 31,4 тыс. человек (со 144,1 до 112,7 тыс. человек), в том числе руководителей сельхозпредприятий - на 48 человек (6,7 %), главных специалистов - на 684 человека (20,4 %), руководителей и специалистов среднего звена - на 2647 человек (23,3 %).

В числе основных причин этому: продолжающаяся структурная перестройка и реорганизация в сфере сельхозпроизводства,

сокращение объёмов производства и оптимизации численного состава занятых в нём работников, повышение привлекательности и развитие системы поддержки малых форм хозяйствования, неудовлетворённость работников коллективного сектора (в первую очередь молодых специалистов) условиями работы и оплаты труда.

За истекшие 3 года несколько снизилось количество руководителей сельхозпредприятий с высшим образованием (с 73,9 до 73,7 %), главных инженеров (с 55,0 до 53,4 %), главных бухгалтеров (с 44,3 до 42,3 %).

Отмечены некоторые негативные изменения в кадрах по возрастному показателю. Так, например, уменьшилась доля главных специалистов в возрасте до 30 лет (с 7,8 % до 7,4 %), в том числе: главных зоотехников (с 8,6 до 6,2 %), главных инженеров (с 5,3 до 3,7 %), главных экономистов (с 9,4 до 8,1 %). Кроме того во многих районах не происходит заметного улучшения кадрового состава из-за низкой закрепляемости выпускников угроунивер-ситета и средних аграрных учебных заведений. Причиной тому является не только отмена государственного распределения выпускников учебных заведений, но и низкий престиж труда на селе, невысокая (в 2 - 3 раза ниже, чем в промышленности) и не регулярно выплачиваемая заработная плата, слабая социальная защищённость, неразвитость досуга и неустроенность быта. Одним из условий решения проблемы трудоустройства и закрепляемости на селе выпускников является эффективно организованная их целевая подготовка.

Меры по укреплению системы целевой подготовки и закреплению аграрных специалистов в АПК края определены принятой в 2006 году программой «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края на 2006 - 2010 годы» в числе основных.

Программой предусмотрены направление ежегодно на целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, государственная поддержка руководителей и специалистов (в первую очередь молодых), стимулирование труда в АПК и ряд других мероприятий на сумму 47,5 млн. рублей, что в три раза больше чем было направлено на эти цели в 2005 году.

С учётом новых требований был организован в прошлом году новый целевой набор на учёбу в агроуниверситет абитуриен-

тов из села. В 2006 году на очное и заочное обучение в АГАУ было принято на условиях целевой подготовки 347 человек (279 -очно и 68 - заочно).

Вместе с тем, пока не удалось преодолеть отмечаемую в последние годы негативную тенденцию - снижение числа желающих поступать на ряд основных аграрных специальностей, а также сократить количество поступающих на учёбу абитуриентов из школ райцентра, и увеличить из отдалённых сёл района.

Дополнительное профессиональное образование кадров АПК края осуществляется на базе Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов АПК и в системе производственно-экономического обучения.

За период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в системе дополнительного профессионального образования прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 4548 человек (различные категории и уровни руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций), что составляет 28,9 % от их общего количества, в том числе руководители сельхозпредприятий всех форм собственности - 206 человек (29,9 %), главные специалисты - 744 человека (24,4 %).

За данный период повысили свою квалификацию на курсах, организованных с выездом в районы более 1,7 тыс. руководителей и специалистов, в том числе в 2006 году - 408 человек.

Большое внимание в 2006 году уделялось подготовке резерва руководителей по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент». Если в 2004 году по этой программе прошли обучение 19 человек, то в 2006 году - 35, в том числе впервые 20 человек из числа выпускников аграрного университета.

С целью улучшения практического обучения специалистов АПК в 2006 году заключены соответствующие договора с 11 базовыми сельскохозяйственными предприятиями края с оказанием им материальной поддержки на укрепление материальнотехнической базы.

В целом на переподготовку, повышение квалификации работников АПК, подготовку резерва на базе института было направлено в 2006 году 6,4 млн. рублей, что на 5,4 млн. рублей больше, чем в 2004 году.

Несколько иная ситуация складывается с обучением рабочих массовых профессий в системе производственноэкономического обучения. За период с 2004 по 2007 годы учёбу в системе производственно-экономического обучения прошли обучение 27429 рабочих массовых профессий, в том числе трактористы-машинисты 10,1 тыс. человек (17,6 %).

С 2004 года наметилась тенденция ухудшения ситуации в сфере обучения рабочих кадров в целом, в первую очередь работников животноводства и трактористов-машинистов по сравнению с 2004 годом в 1,9 раза снизилось количество подготовленных работников животноводства, на 1,9 % - трактористов-машинистов. Однако за это время увеличилась на 12,3 % численность трактористов-машинистов, прошедших обучение и повысивших классность.

Вместе с тем, в организации обучения руководителей и специалистов АПК имеются следующие проблемы:

- в большей части районных органов управления АПК отсутствуют специалисты по работе с кадрами, в связи с чем работа по повышению квалификации, переподготовке работников АПК зачастую ведётся бессистемно; низкий уровень мотивации работников в получении дополнительного профессионального образования (отсутствие доплаты за категории, полученные в результате аттестации);

- трудности по комплектованию групп слушателей по программе «Менеджмент», связанные с тем, что ныне действующие руководители предприятий АПК нередко не заинтересованы в подготовке возможного конкурента на занимаемую должность;

-слабое экономическое состояние предприятий АПК, не позволяющее финансировать обучение специалистов;

- нежелание работников АПК проходить обучение по ряду причин, не связанных с производственной деятельностью.

В качестве приоритетных предложений по улучшению работы с кадрами следует отметить следующие. Стратегически -это повысить престиж сельскохозяйственных профессий, укрепить материальную базу как производственных отраслей, так и учебных заведений, создать на селе социальную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям, увеличить материальную

заинтересованность тружеников сельскохозяйственного производства.

Тактически же необходимы согласованные действия ветвей власти, органов местного самоуправления, предприятий АПК в решении вопросов по кадровому отбору молодёжи на учёбу, её подготовке и закреплению на селе, а именно:

определить потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров с учётом объёмов сельскохозяйственного производства;

- совершенствовать профориентационную работу со школьниками, организовывать обучение их механизаторским, животноводческим и другим сельскохозяйственным профессиям;

- направлять выпускников сельских школ на учёбу в аграрные образовательные учреждения на условиях контрактноцелевой подготовки как за счёт средств бюджетов, так и за счёт сельхозпредприятий и предприятий-инвесторов;

конкретизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров массовых профессий в сельских профессиональных училищах и непосредственно на производстве.

Кроме этого следует в короткие сроки восстановить и укрепить кадровые службы в органах управления АПК районов края, на всех сельскохозяйственных предприятиях. Эти службы должны выполнять функции прогнозирования и планирования потребности в кадрах, формирования кадрового резерва, обучения и рационального использования специалистов, оценку их профессиональной компетентности и пригодности к управленческой работе.

Важнейшей составной частью кадровой работы должна являться работа по подготовке кадрового резерва руководителей предприятий. Формирование резерва руководителей должно происходить только при условии их обязательной профессиональной подготовки и стажировки. В идеале каждый руководитель должен иметь высшее образование и специальную управленческую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.