Научная статья на тему 'Дополнительное образование АГАУ'

Дополнительное образование АГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование АГАУ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АГАУ В.В. Щербинин

В современных условиях в области образования взрослых актуален процесс перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», позволяющему непрерывно обновлять теоретические и практические знания, повышать уровень квалификации, получать дополнительные знания и навыки, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.

Для реализации данного принципа предназначены образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

В структуре образовательных учреждений дополнительного образования достойное место занимают центры (факультеты) дополнительного образования в составе высших учебных заведениях. Преимущество таких центров заключается в возможности использования интеллектуального, научно-педагогического и материального потенциалов вузов. Именно такой центр (ЦЦО) с 1998 г. действует в Алтайском государственном аграрном университете. Определяющим фактором его создания стали новаторские взгляды на развитие вуза администрации при непосредственной поддержке первого проректора Золотарева Сергея Васильевича. Первым директором ЦДО, до назначения на должность ректора института повышения квалификации АПК, был к .т.н., доцент Чижов Василий Николаевич.

ЦДО АГАУ включает в себя отдел довузовской подготовки, отдел переподготовки и повышения квалификации, отдел спецкурсов и рабочих профессий и информационно-консультационную службу. Имеет необходимое оборудование, методический кабинет с литературой и две лекционный аудитории.

Профориентационная работа

Качество (уровень подготовки) молодого специалиста, выходящего из стен вуза, не в последнюю очередь зависит от уровня подготовки абитуриента.

Основным критерием при зачислении абитуриента сегодня является его уровень подготовки по общеобразовательным предметам. Однако немаловажную роль, особенно для аграрных вузов, оказывает мотивация претендента в выборе будущей профессии (в том числе и вуза), его профессиональные наклонности, практические навыки, осознанность и самостоятельность выбора. Все это - в сфере деятельности структур, занимающихся профориентационной деятельностью.

Можно выделить три уровня подготовки учащихся к осознанному выбору профессии: семья, школа, административный уровень (потенциальные работодатели, соответствующие структуры учебных заведений, профцентры, службы занятости, комитеты по образованию и другие заинтересованные службы).

На всех уровнях формирование профессиональных интересов происходит на основе объективной информации о том или ином виде деятельности и под влиянием окружающей действительности (что в условиях нынешнего состояния сельского хозяйства, уровня жизни сельхозпроизводителей зачастую не идет на пользу специальностям аграрной направленности).

Основной целью в сфере профессиональной ориентации является оказание квалифицированной помощи сельскому населению Алтайского края по профессиональному самоопределению в рамках действия краевой программы по совершенствованию кадрового обеспечения АПК. Достижение указанной цели предполагает эффективное решение следующих задач:

- определение мотивов выбора профессий и учебных заведений у сельской молодежи Алтайского края;

- развитие интересов сельской молодежи к профессиональной занятости в сфере агропромышленного комплекса;

- маркетинговые исследования потребителей рынка аграрных образовательных

услуг;

|

^ - содействие организациям АПК Алтайского края в обеспечении квалифицированными, высокомотивированными, дипломированными специалистами аграрного профиля.

чи\ Информирование, консультирование, подбор, отбор, адаптация представляют собой выверенные временем направления профессиональной ориентации для любой сферы образования.

Профессиональное информирование

- ознакомление граждан с перспективами развития агропромышленного производства, состоянием рынка труда в сельской местности и его потребностями, возможностями профессионально-квалификационного роста и мотивами трудовой деятельности и рынка аграрных образовательных услуг.

Профессиональное информирование включает следующие направления деятельности:

- участие АГАУ в краевых мероприятиях: ярмарках образовательных услуг учебных заведений, «круглых столах» и ДР-

В Алтайском крае департамент службы занятости совместно с комитетом по образованию администрации Алтайского края и Центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения проводят в районах края ежегодные ярмарки образовательных услуг. Помимо профессиональных психологов и профориентаторов в работе ярмарок принимают участие представители всех учебных заведений края, в том числе сотрудники центра дополнительного образования агроуниверситета. Каждую ярмарку (а их проводятся 10-12 в год) посещают от 500 до 2500 учащихся школ, родители, учителя школ и другие заинтересованные лица. Они имеют возможность повстречаться с представителями учебных заведений края, получить необходимую информацию «из первых рук», пройти профессиональное тестирование, встретиться с психологами и профконсультантами;

- инициативные информационные сообщения уполномоченных представителей АГАУ в краевых средствах массовой информации (в том числе «прямая линия» на радио, в газете);

- использование возможностей информационной сети (Internet site, E.mail и др.) для информационной поддержки профориентационной работы в режиме реального времени;

- организация встреч представителей АГАУ с сельскими гражданами и представителями местной администрации с выездом в села Алтайского края;

- организация «дней открытых дверей»

в АГАУ и др. 5 '

Профессиональное консультирование - оказание помощи сельской молодежи в профессиональном самоопределении с целью осознанного выбора профессии аграрного профиля, ступени профессионального образования и соответствующего учебного заведения.

Профессиональный подбор - рекомендации о направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих психологическим, психофизиологическим и физиологическим потребностям гражданина - жителя сельской местности. Можно назвать следующие виды профессионального подбора:

- участие профессорско-преподавательского состава АГАУ в работе научно-исследовательских кружков в сельских школах и образовательных учреждениях НПО и СПО аграрного профиля.

Впечатляют результаты исследовательской работы учащихся агрокласса Новороссийской средней школы Рубцовского района, директор С.Н. Свиридова. Под руководством заместителя директора по учебно’производственной деятельности, агронома по образованию и практика с богатейшим опытом М.Д. Свиридова и директора института химизации АГАУ профессора О.И. Антоновой на протяжении 11 лет успешно работает «Научное общество учащихся «РОСТОК», в котором практическими делами прививается подросткам любовь и интерес к сельскохозяйственному производству, проводится естественный профессиональный отбор, воспитывается гордость за результаты своего труда и утверждается вера в свои силы. «Ростоков-цы» закладывают опыты по возделыванию сельскохозяйственных культур, ежегодно занимают призовые места во всероссий-

ском конкурсе «Шаг в будущее», поступают вне конкурса в агроуниверситет и успешно продолжают обучение по выбранному направлению;

- организация на базе АГАУ краевых научных обществ школьников и студентов образовательных учреждений по исследованию проблем агропромышленного производства;

- проведение научно-исследовательских конференций школьников и студентов образовательных учреждений НПО и СПО по вопросам развития агропромышленного комплекса и др.

Профессиональный отбор - целевые рекомендации гражданам и местным орга- е нам управления по определению конкретной профессии и конкретного учебного заведения.

Профессиональная, учебная и социальная адаптация включает следующие направления деятельности:

- организационно-воспитательная работа деканатов факультетов по привитию норм и ценностей организационной культуры Алтайского государственного аграрного университета;

- пропаганда здорового образа жизни и активной общественной позиции студентов АГАУ;

' - психологическое консультирование студентов специальными службами АГАУ по решению личностных проблем;

- профессиональное консультирование студентов преподавателями и представителями администрации в рамках учебного и организационного процессов;

- правовое консультирование и защита прав студентов АГАУ в рамках студенческого профсоюзного движения и др.

Работа в сфере профессиональной ориентации молодежи предполагает активное взаимодействие заинтересованных участников рынка трудовых ресурсов АПК и рынка образовательных услуг Алтайского края.

Краевой уровень взаимодействия предполагает совместную работу с органами государственного управления - профильными комитетами администрации Алтайского края (главное управление сельского хозяйства, управление ветерина-

рии, комитет по труду, комитет по образованию и др.), департаментом службы занятости, Алтайским краевым центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в целях повышения уровня социально-экономического развития региона.

Районный уровень взаимодействия предполагает совместную работу с органами местного самоуправления и районным звеном государственного управления (администрации районов края - районные отделы народного образования, районные управления сельского хозяйства), районными профцентрами и др.

Организационный уровень предполагает взаимодействие* с непосредственными потребителями специалистов аграрного профиля (коммерческие и некоммерческие организации АПК) и участниками рынка образовательных услуг (средние образовательные школы, образовательные учреждения НПО, СПО и ВГ10).

Личностный уровень предполагает взаимодействие с потенциальными абитуриентами и студентами аграрных образовательных учреждений.

Для повышения значимости профориентационной работы, ее эффективности, повышения статуса (рейтинга) специали-стов-аграриев в аграрном крае к ее реализации в рамках Алтайского аграрного на-учно-образовательного комплекса примкнули главное управление сельского хозяйства администрации края в лице начальника отдела кадровой политики, науки и учебных заведений B.C. Чернецова и учебные заведения среднего и начального профессиональною образования сельскохозяйственной направленности. Районы края приказом ректора закреплены за кафедрами университета с персональной ответственностью заведующих за профработу и связи с районами. Координацию деятельности кафедр осуществляет ЦЦО. Заключены договоры о сотрудничестве со школами Третьяковского, Усть-Калман-ского, Рубцовского, Тогульского, Чарыш-ского, Солонешенского, Солтонского, Ключевского районов края, Улаганского, Кош-Агачского, Усть-Коксинского и Ше-балинского районов Республики Алтай,

краевым экологическим центром и рядом школ города Барнаула. Большую озабоченность и заинтересованность в подго~ товке специалистов и их закреплении в районах проявляют главы районных администраций В.Н. Чикинев, Н.П. Анпилов, В. К. Миловоротов. заместители глав администраций В.П. Кудинов, Т.П. Кузовко-ва, С.А. Лапаков, С.А. Фурсова, начальники управлений С.П. Петров, A.B. Воропа-

ев, Г.И. Абатуров, П.П. Шредер, главный специалист по кадровой работе Ключевского района Н.Б. Гурко, директора ссузов М.А. Бердник, В.П. Мостовой, В.В. Репкин и другие.

Число молодых людей, ежегодно выбирающих для обучения наш вуз, говорит

о популярности вуза и эффективности профориентационной работы.

Количество заявлений абитуриентов на поступление в АГАУ

5000 п

4500

4000

3500

3000 -

2500-

2000-

1500 у

1000

500

0

1999 г. 2000 г. 2001

[■Заявлений всего ШМедалисты

2002 г.

2003 г.

□ Выпускники техникумов")

Подготовительные курсы

Помимо профориентационной работы в функции отдела довузовской подготовки

1 утр АГАУ входит поиск талантов среди учащихся школ и средних учебных заведений, проведение краевых олимпиад, подготовительных курсов, формирование лицейских и профильных классов в школах края, организация учебного процесса на очном подготовительном отделении.

Для многих юношей и девушек первой ступенькой, порогом вуза становятся подготовительные курсы. В АГАУ на них ежегодно обучается около тысячи человек. Большинство из них - сельская молодежь, одиннадцатиклассники, которым занятия в

вузе помогают также окончить среднюю школу'. Курсы помогают поступающим в университет организовать самоподготовку, восстановить и углубить знания, полученные в средних учебных заведениях. Программа курсов предусматривает подготовку к Единому государственному экзамену.

Слушатели обучаются по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Программы курсов рассчитаны на разные сроки: от одной недели до восьми месяцев.

Опыт показывает, что абитуриенты, прошедшие курсовую подготовку, не только успешно сдают вступительные экзамены, но и лучше изучают общетеоретические дисциплины на первых курсах.

Среднегодовой контингент слушателей подготовительных курсов

1600

1998 г. 1999 г. 2000 г.

(■■I Число слушателей

Подготовительные курсы помогают молодым людям успешно справиться с новым для них режимом работы. На очных и вечерних курсах введены некоторые специфичные для вузов формы обучения. Теоретический материал излагается преподавателями в поточных лекциях. Примеры и задачи решаются на специальных практических занятиях, на которые выносятся наиболее сложные вопросы, трудные для самостоятельного усвоения. Будущих студентов учат вести конспект, прививают им навыки самостоятельной работы над учебником.

Основная форма учебы слушателей заочных курсов - самостоятельная работа над учебным материалом. Слушателям подготовительных курсов, обучающимся заочно, высылаются методические рекомендации по изучению дисциплин вступительных экзаменов и контрольные задания, выполнение которых обстоятельно комментируется преподавателями. Специально разработанные учебные материалы, как по форме, так и по содержанию, приобща-

1Я§ ЦД : ; 300

“"И-! ИМ-' В ~1

м^Н|

— Ни 1К ШШм : 200

нВ ЯВИ еИНЁ

Я' . I

_______________________юо

- 4——I- 1 о

2001 г. 2002 г. 2003 г.

“• Зачислено В АГАУ | <.

ют молодежь к вузовской системе обучения.

Регулярные консультации, выезды на каникулах на сессии в университет и другие методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным.

Ежегодно от шестидесяти до восьмидесяти слушателей обучаются на очном подготовительном отделение и успешно поступают на первый курс университета. Набор слушателей на подготовительное отделение осуществляется совместно с главным управлением сельского хозяйства края, которое предоставляет им впоследствии целевое направление и трудоустройство по специальности.

Кроме основных дисциплин, необходимых слушателям подготовительного отделения для поступления на первый курс АГАУ, их обучают по программе рабочих профессий по специальности оператор персонального компьютера с выдачей соответствующего сертификата.

ЧЇ

Контингент слушателей подготовительного отделения

70

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_____ 50

40

30

: 20

10

1998 г.

1999 Г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Число слушателей

Переподготовка и повышение квалификации

Важным видом образовательных услуг центра является переподготовка специалистов с высшим образованием для высококвалифицированной деятельности в сфере народного хозяйства. Переподготовка ведется по 500-часовой программе в соответствии с профилем вуза (АГАУ ведет подготовку специалистов по 20 специальностям) по следующим специализациям:

• бухгалтерский учет и аудит;

• экономика и управление;

• безопасность технических процессов и производств;

• механизация переработки с.-х. продукции;

• технология переработки с.-х. продукции;

• биоресурсы (охотоведение и рыбоводство).

Для ведения занятий со слушателями центра привлекаются наиболее опытные научно-педагогические кадры собственного вуза (9 докторов наук, профессоров, 32

Зачислено на 1-й курс

кандидата наук, доцента), приглашаются высококвалифицированные специалисты с производства, управленческих структур, налоговых органов, специалисты охотоб-щества, преподаватели других вузов, в том числе иногородних.

Форма обучения - заочная (4 сессии, выпускная работа), срок обучения - 1,5 года. По окончании обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности. За пять лет прошли переподготовку в ЦДО 326 слушателей. Диплом о профессиональной переподготовки получили H.H. Николаев, президент «Зернобанка», впоследствии защитивший кандидатскую диссертацию по экономике, Е.И. Коростелев - директор Павловского маслосырзавода, В.И. Кривошейцев - начальник ГУДП ДРСУ с. Краснощеково, Е.И. Языкова - главный бухгалтер КГУП «Птицефабрика Смоленская» и многие другие.

Непосредственно в образовательном

процессе задействовано более ста препо-

;ШГ:а

давателей, ученых и ведущих специалистов организаций края: профессоры А.М. Зубахин, А.И. Колобова, В.А. Кундиус, И .Я. Федоренко, НИ. Шевченко, Г.П. Наместников, доценты Г.В. Четверикова,

A.A. Фанненштиль, И.В. Ковалева, Н.Д.

Овчаренко, В.И. Лобанов, Г.Н. Малкова,

В.Н. Гетманец, старшие преподаватели О.Г. Сидорова, О.Е. Власова, Т.Г. Колесникова, М.В. Какшарова, Т.Н. Ткаченко, Ю.Н. Назаркина, Ю.В. Герауф, В.Н. Буян-кина и многие другие.

Контингент слушателей отдела профессиональной переподготовки

140

120

100

1998 г.

1999 г.

2000 г. Прием

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Выпуск^

В 1998 г. АГАУ вошел в состав Алтайского образовательного консорциума (совместно с Алтайским государственным университетом и Алтайским государственным техническим университетом), реализующего Президентскую программу переподготовки руководителей народного хозяйства по следующим специальностям и дисциплинам: маркетинг, менеджмент, финансы и кредит, иностранный язык.

Новым направлением для центра является повышение квалификации преподавателей по профилю вуза.

Создана школа молодого преподавателя, совершенствуются имеющиеся и разрабатываются вновь созданные программы повышения квалификации преподавателей

вуза и техникумов аграрного профиля. Проведены курсы по повышению педагогического мастерства преподавателей, включающие вопросы педагогики, психологии, специальных дисциплин; курсы по изучению специализированных программ для персонального компьютера «Компас», программы компьютерной графики (САПР).

Для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности научно-педагогических кадров на базе университета организуются курсы повышения квалификации с приглашением ведущих профессоров университетов Москвы и других городов России. Проведены семинары «Инновационные

модели и технологии в образовании взрослых», «Современные проблемы этологии» и др. Поддерживается связь и организуются встречи преподавателей и студентов с профессорами университетов США и Германии.

Налаживается совместная работа с институтом повышения квалификации (АИПК АПК) в рамках аграрного научнообразовательного комплекса.

- -Л'а чМ>Ч;..

2001 г.

2002 г.

Контингент курсов повышения квалификации преподавателей в ЦДО АГАУ

2003 г.

: ■ Краткосрочные курсы В По 72-часовой программе

Отдел спецкурсов и рабочих профессий

Лицензия А № 068785, выданная комитетом администрации Алтайского края по образованию, дает право на обучение слушателей рабочим профессиям по специальностям:

• водитель категории «В»;

• водитель категории «В» и «С»;

• тракторист-машинист;

• оператор ведения экономической работы и бухгалтерского учета на компьютере.

Подготовка водителей ведется в отделении рабочих профессий (ОРП) АГАУ под руководством Е.И. Кирьянова и A.A. Трибунского. Для данной работы ОРП оснащено прекрасной материально-технической базой, автопарком из 8 легковых и 4 грузовых автомобилей для практическо-

го вождения. Занятия ведут опытные преподаватели и инструкторы.

Всего за 5 лет подготовлено 2007 водителей, из них 1301 из числа студентов АГАУ. 925 слушателей, в том числе 108 сотрудников университета, прошли обучение на курсах операторов персонального компьютера.

Произошло и становление современной информационно-консультационной службы: накапливается статистическая, нормативная и другая информация, разработан и размещен сайт в Интернете, действует информационный портал в сети университета, поддерживается связь с районами края, совместно с отделом стратегического планирования АГАУ ведется работа по менеджменту качества образования и научные исследования по проблемам кадрового обеспечения АПК края.

Количество обучаемых в отделении рабочих профессий на право управления транспортными средствами

» ! \ )

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

|Н Студента. Категорий "В" □ Студенты. Категория "В-См |

НКоммерсеское обучение. "В" ■ Коммерсеское обучение. "В-С”|

Контингент слушателей курсов операторов персонального компьютера

^------1 ---1

1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

\ШГ Число слушателей^

Информационно-консультационная

* служба

В рамках информационно-консультационной службы:

• Проведено 6 совместных семинаров с ООО «Общество развития Гальбштадт МБХ» с апреля по ноябрь 2001 г. по обучению специалистов сельского хозяйства с выдачей сертификата Германского университета прикладных наук Вайенштефан. Обучен 21 слушатель.

• Создана материальная база для развития информационной службы АГАУ в 2001-2002 гг.

• В 2002 году создан сайт университета с адресом www.asau.ru. В настоящее время ведется работа по дальнейшему развитию данного сайта.

• Совместно с АИПК АПК и АНИИ-ЗиС СО РАСХН учрежден фонд содействия аграрному развитию Алтайского края (ФОСАГРАЛ) в 2002 г.

• Во внутренней компьютерной сети университета создан информационный портал для общего пользования студентов и преподавателей университета. На портале размещается информация по обновляемым базам данных Госкомстата, «Кодекс» и «Консультант +», библиотечный каталог, компьютерные программы, электронные учебники и т.д.

• В рамках разработки системы менеджмента качества университета установлена программа по созданию нормативно-правовой базы вуза и в настоящее время ведется работа по её наполнению.

• Разрабатываются сайты кафедр с размещением на них информации для студентов по конкретным дисциплинам.

Считаем весьма важным и перспективным развитие взаимодействия всех подразделений дополнительного образования Сибирского региона.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПО ЦЕНТРАМ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

И.А. Арыкова

я Финансовый менеджмент вуза является важнейшей частью системы управления вуза, представляет собой совокупность структурных подразделений и финансовых отношений между ними. Бюджет - инструмент управления финансами. Эффективная финансовая политика вуза должна обеспечивать планирование всех финансовых потоков (доходов и расходов), процессов и отношений учебного заведения.

Бюджетная система университета - совокупность взаимосвязанных бюджетов определенного формата, для которых разработана технология их составления, консолидации и реализации. Бюджетирование рассматривается как управление бюджетом, то есть его планирование, контроль и анализ исполнения, регулирование.

Бюджет может иметь место для вуза в целом, для отдельного подразделения, наделенного частично правами юридическо-

го лица, внутреннего подразделения, выделенного для отдельного финансового учета.

В ФГОУ ВПО АГАУ выделяются три уровня бюджетной системы:

- общевузовский;

- уровень отдельного подразделения;

- уровень отдельной работы, отдельного мероприятия.

Бюджетный процесс в университете можно разделить на следующие этапы (рис. I). Функция исполнения бюджетного процесса в университете возложена на управление бухгалтерского учета и финансов.

При разработке бюджета университета используются его различные форматы: бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств; управленческий баланс. Бюджеты формируются для различных уровней управления: уровень администрации вуза, уровень центров финансовой ответственности (ЦФО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.