СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий.- М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.
2. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе: стратегия активного обучения в школе [Текст] / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.В. Петрусев.— Минск: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2001. — 128 с.
3. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / В.С. Кукушкин. — Ростов на/Д: Феникс, 2004.
4. Мокроусова, О.А. Концептуальная модель подготовки кандидатов в эксперты по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности [Текст] / О.А. Мокроусова // Сиб. пед. журн. — 2010. — № 10. — С. 155-165.
5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2009. — 192 с.
6. Сыроежин, И.М. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов [Текст] / И.М. Сыроежин, А.А. Вербицкий. — М.: НИИ ВШ, 1981. — 36 с.
УДК 377+378(088.2)
А.В. Речинский
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ^бГПУ
Актуальной задачей развития дополнительного профессионального образования являются разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов с использованием инновационных форм, методов и средств обучения, учитывающих изменения, вызванные модернизацией российской экономики и производства, введением профессиональных производственных стандартов и Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.
Система дополнительного профессионального образования в России: перспективы развития
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в России — это ступень непрерывного образования, обеспечивающая конституционные права граждан Российской Федерации на всестороннее удовлетворение своих образовательных потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке после получения базового профессионального образования.
Формирование и совершенствование системы ДПО как составной части непрерывного профессионального образования являются актуальной задачей для России. Это обусловлено:
• научно-техническим и социальным прогрессом, повысившим престиж профессионального образования;
• стремительным ростом объема научно-технической информации и столь же быстрым ее устареванием;
• непрерывным изменением технологии и экономики производства, переходом к постиндустриальному этапу развития общества, требующему постоянного повышения профессиональной квалификации рабочих и специалистов;
• осознанием обществом инструментальной ценности человека, тенденции к предоставлению во все периоды его жизни возможности для саморазвития;
• вхождением России в единое европейское образовательное пространство и, как следствие, модернизацией всех ступеней и уровней профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование российских специалистов и преподавателей включает профессиональную переподготовку с присвоением и без присвоения дополнительной квалификации, повышение квалификации, стажировку. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации проводятся по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При этом образовательные учреждения, реализующие программы ДПО, самостоятельно определяют содержание и технологию обучения через систему рабочих учебно-программных документов, таких как учебные и учебно-тематические планы, программы учебных дисциплин и другие учебно-методические материалы.
Развитие российской системы ДПО невозможно без создания ее нормативно-правового обеспечения и его постоянного совершенствования путем приведения законов, положений, нормативов в соответствие с новыми экономическими и социальными условиями жизни российского общества. Перечень документов, входящих на данном этапе в состав нормативной и учебно-программной документации ДПО, приведен в [1].
В настоящее время система высшего профессионального образования (ВПО) РФ приступает к реализации Федеральных государственных стандартов ВПО третьего поколения. В рамках ФГОС ВПО создана и внедрена уровневая система, разработаны и утверждены перечни подготовки бакалавров, магистров и специалистов, образовательный процесс организуется на базе компетентностного подхода, внедряется кредитно-модульное обучение. Все эти инновации пока не охватили систему ДПО. Все нормативные документы ДПО на настоящем этапе разработаны на базе образовательных стандартов второго поколения. Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшее
время систему ДПО ждут кардинальные перемены, которые реализуются сегодня в профессиональном образовании через инновационные аспекты основных образовательных программ.
Система ДПО в СПбГПУ
Система ДПО в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете функционирует в соответствии с требованиями:
• действующих законов Российской Федерации [2, 3];
• приказов, инструктивных и методических документов Министерства образования и науки РФ;
• лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.
Дополнительное профессиональное образование реализуется в СПбГПУ несколькими структурными подразделениями: факультетом подготовки и повышения квалификации преподавателей (ФППКП), факультетом переподготовки специалистов (ФПС), включающим центры и курсы повышения квалификации базовых факультетов университета, Межотраслевым институтом повышения квалификации (МИПК), общеуниверситетскими центрами ДПО и центрами повышения квалификации филиалов СПбГПУ.
Следует выделить повышение квалификации за счет бюджетных средств и на возмездной основе.
Повышение квалификации преподавателей на бюджетной основе
С 1967 года ФППКП организует учебный процесс, обеспечивающий повышение квалификации преподавателей нашего университета и других вузов России. Повышение квалификации проводится на госбюджетной основе в соответствии с утвержденным планом по всем направлениям подготовки, объявленным Минобрнауки РФ приоритетными. При этом в рамках каждого направления реализуется целый ряд образовательных программ.
В 2010 году на ФППКП реализовано обучение по семи направлениям (см. табл. 1).
Таблица 1
Перечень реализуемых направлений подготовки и численность слушателей на ФППКП СПбГПУ в 2010 году
Количе-
Наименование программ ство слу-
шателей
1. Информационная компетентность 71
преподавателя
2. Проблемы дистанционного обучения 79
3. Проектирование образовательных про- 201
грамм, отвечающих требованиям ФГОС
4. Инновационная деятельность в об- 100
разовании
5. Проблемы гуманитарного и социоло- 80
гического образования
6. Радиационный мониторинг окружаю- 50
щей среды
7. Комплексная безопасность. Охрана 20
труда в системе образования
Всего в 2010 году повышение квалификации прошел 601 преподаватель, в том числе 66 преподавателей из других вузов (в 2009 году слушателей из других вузов было в 3 раза меньше).
В начале своей деятельности факультет обеспечивал повышение квалификации ориентировочно для 100 преподавателей, в последние годы количество слушателей составляло 500 человек, а в 2009 году было увеличено до 600 человек. Динамика контингента слушателей ФППКП СПбГПУ отражена на рис.1.
Установленные в настоящее время контрольные цифры приема слушателей превышают
2007 2008 2009 2010
Годы
Заявка | Прием (контрольные цифры)
Рис. 1. Количество слушателей на ФППКП СПбГПУ в 2007-2010 годах
требуемые значения показателей государственной аккредитации (20 % от численности ППС в год) и полностью обеспечивает потребности факультетов, поэтому в ближайшее время увеличение контингента не планируется.
С 2010 года на ФППКП разработана и осуществляется на практике политика оперативного реагирования на запросы факультетов СПбГПУ:
• развернуто обучение преподавателей работе в среде МооШе для использования элементов дистанционных технологий в разных формах обучения;
• организована языковая подготовка для преподавателей с разным начальным уровнем владения иностранным языком.
Если до недавнего времени на ФППКП производился подбор преподавателей под запрашиваемые факультетами программы обучения, то с 2010 года успешно используется новая форма: ведущие преподаватели факультетов на возмездной основе проводят занятия для своих коллег по узкоспециализированным программам подготовки. По данной схеме работают факультет управления и информационных технологий, гуманитарный факультет, факультет иностранных языков, Институт международных образовательных программ (ИМОП), механико-машиностроительный факультет. По предварительным заявкам видно, что в 2011 году эта схема будет применяться и на других факультетах СПбГПУ.
Активно повышают квалификацию своих преподавателей факультеты: радиофизический, электромеханический, технической кибернетики, гуманитарный, технологии и исследования материалов, экономики и менеджмента, иностранных языков, управления и информационных технологий, инженерно-строительный, физико-механический, медицинской физики и биоинженерии, а также ИМОП.
В 2010 году семь сотрудников СПбГПУ прошли повышение квалификации в других вузах (преимущественно в ведущих московских университетах). Этот вид повышения квалификации также организуется на бюджетной основе.
На 2011 год Минобрнауки России определены приоритетные направления, по которым сформирована заявка на контрольные цифры:
• актуальные вопросы введения ФГОС и качества образования;
• основные подходы при разработке и реализации рабочих программ и технологий обучения при преподавании гуманитарных дисциплин;
• современные системы оценки качества знаний, умений и профессиональных компетенций;
• современные технологии образовательного процесса (на примере дистанционного обучения);
• информатизация образования и информационные технологии (Ма!^Ь);
• информационно-коммуникационные технологии при дистанционном образовании;
• инновационная деятельность в образовании;
• совершенствование системы подготовки научно-педагогических и педагогических кадров в области профилактики здорового образа жизни.
Заявки на 2011 год от слушателей на повышение квалификации в нашем университете и других вузах уже принимаются ФППКП.
Факультет также готов рассмотреть предложения других факультетов по организации узкопрофилированных программ с привлечением своих преподавателей.
Внебюджетное ДОП
На внебюджетной основе ДОП занимаются специализированные подразделения университета: ФПС, МИПК, а также общеуниверситетские центры ДПО и центры повышения квалификации филиалов СПбГПУ.
Являясь многопрофильным учебным комплексом, реализующим концепцию непрерывного образования в области информационных технологий, ФПС обеспечивает переподготовку лиц, имеющих высшее образование, и обучение студентов старших курсов по ряду перспективных специальностей. Факультет также ведет обучение на краткосрочных и авторизирован-ных курсах (от двух недель до полутора месяцев) для пользователей персональных компьютеров и специалистов по сетевым технологиям. Он сертифицирован как учебный центр ведущих компаний в области информационных технологий. Обучение на ФПС организовано более чем по 70 программам ДПО.
В МИПК проводятся краткосрочные курсы и семинары, осуществляются повышение квалификации и профессиональная переподготовка
по направлениям: «Оценка активов, бизнеса и инвестиций», «Управление недвижимостью», «Радиационная безопасность и контроль», «Экология» и др.
Отдельные программы переподготовки и повышения квалификации проводятся на факультетах СПбГПУ.
Всего на возмездной основе реализуется более 160 программ ДПО в следующих областях:
• информационные технологии (офисное направление и специализированные программные продукты);
• строительство (организация строительства, выполнение функций заказчика-застройщика, сметное дело, строительный контроль и др.);
• оценка стоимости и управление недвижимостью;
• радиационная безопасность и радиационный контроль;
• электрические станции (эксплуатация и модернизация оборудования);
• логистика;
• менеджмент, антикризисный менеджмент, управление проектами, проектирование инноваций, маркетинг наукоемкой продукции;
• иностранные языки;
• другое.
Наиболее активными в реализации программ по повышению квалификации являются следующие факультеты: инженерно-строительный, переподготовки специалистов, иностранных языков, инноватики, комплексной безопасности, а также МИПК.
Данные о количестве слушателей по видам повышения квалификации за последние три года приведены в табл. 2.
Стоимость обучения по образовательным программам различного уровня показана в табл. 3.
Как видно из табл. 3, минимальная стоимость обучения на 2010/11 учебный год повышается, в то время как максимальная стоимость по программам повышения квалификации снижается, максимальная граница стоимости обучения по профессиональной переподготовке увеличивается.
В табл. 4 приведен состав контингента обучающихся. Из данных таблицы видно, что представители органов власти и юридические лица составляют 50 % контингента.
Таблица 2
Количество слушателей по видам повышения квалификации за 2007—2010 годы
Виды повышения квалификации (продолжительность программы) Учебный год
2007/08 2008/09 2009/10
Профессиональная 207 161 149
переподготовка для по-
лучения дополнитель-
ной квалификации
(свыше 1000 часов)
Профессиональная 211 272 213
переподготовка
(от 500 до 1000 часов)
Повышение квалифика- 439 429 341
ции (от 100 до 500 часов)
То же (от 72 до 100 7079 4456 7059
часов)
Итого: 7936 5318 7762
Таблица 3
Стоимость обучения по образовательным программам повышения квалификации, руб.
Показатель Программа повышения квалификации продолжительностью, часы Профессиональная переподготовка
72—100 101—500
2009/10 учебный год
Минимальный 3 100 5 000 47 500
Максимальный 39 900 49 550 88 500
2010/11 учебный год
Минимальный 5 000 16 950 48 000
Максимальный 34 600 43 900 115 000
Таблица 4
Состав контингента обучающихся, чел.
Направления формирования контингента 2010 год 2011 год
Органы власти 60 50
Юридические лица 3845 4000
Физические лица 3857 4000
Всего: 7762 8050
Данные о количестве слушателей—участников программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в филиалах университета представлены на рис. 2. Из диаграммы видно,
2007/08 2008/09 2009/10
Учебный год
■ ИЯЭ (72-100 часов) ■ ИЯЭ (более 500 часов) □ ИМИТ (более 500 часов)
Рис. 2. Количество слушателей — участников программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в филиалах СПбГПУ в 2007—2010 годах
что на филиалы кризис оказал большее влияние, но они смогли исправить ситуацию.
Подводя итоги по реализации программ повышения квалификации на внебюджетной основе, следует выделить основные моменты:
• в 2009/10 учебном году университету удалось восстановить докризисное количество специалистов, повышающих квалификацию;
• 50 % контингента обучающихся являются представителями предприятий и органов власти;
• за последние три учебных года в университете прошли переподготовку и повышение квалификации более 20 000 специалистов;
• существующая в стране система налогообложения не способствует развитию системы повышения квалификации в вузах;
• требования существующего законодательства ставят подразделения университета в значительно более тяжелое положение по сравнению с негосударственными компаниями, работающими на рынке в области образования;
• разрабатывается мало новых программ ДПО, ориентированных на использование уникального оборудования и программного обеспечения, имеющегося в университете.
Новые образовательные технологии в системе ДПО СПбГПУ
В системе ДПО активно применяются новые образовательные технологии (рис. 3). Так, элементы
Год
Информационные технологии
Строительство □ ФППКП
Рис. 3. Динамика применения дистанционных
технологий в образовательных программах повышения квалификации
дистанционных технологий широко используются в следующих образовательных программах:
• Информационные технологии:
— сети ЭВМ и телекоммуникации;
— основы построения баз данных;
— архитектура Unix;
— другое.
• Строительство:
— строительство зданий и сооружений;
— инженерные системы зданий и сооружений;
— контроль качества строительства.
Наиболее активно внедряют дистанционные
технологии следующие факультеты: инженерно-строительный, переподготовки специалистов, управления и информационных технологий.
На рис. 4 отражена динамика количества слушателей на курсах, где применяются элементы дистанционных технологий.
Наиболее активными потребителями образовательных услуг с применением дистанционных технологий являются Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный регионы. Безусловное лидерство принадлежит Санкт-Петербургу.
Представляет интерес статистика обращений: в день зафиксировано примерно 5000 обращений, из них по группам:
• слушатели, студенты и школьники — 3000— 4000;
и
з-
Рис. 4. Динамика количества слушателей на курсах повышения квалификации с применением элементов дистанционных технологий
• преподаватели — 400-600;
• пользователи — 2874.
Список предприятий, сотрудники которых постоянно повышают квалификацию на базе нашего университета, достаточно обширен: ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», филиал ОАО «МТС»—макрорегион «Северо-Запад», ОАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Северо-Запада, ОАО «Императорский фарфоровый завод», ОАО «Климов», ООО «Газинформсервис», ФГУП «Гознак», ЗАО «Алкатель-Лусент», ООО «Нокиа Сименс Нетворкс», ООО НПФ «Беркут», ООО «Офисные компьютерные системы», ОАО «РЖД» и мн. др.
Основные результаты:
• за последние три учебных года в университете повысили квалификацию более 1800 преподавателей и более 20 000 специалистов;
• на постоянной основе реализуется более 160 образовательных программ;
• в учебный процесс активно внедряются новые технологии, в том числе дистанционные;
• в 2009/10 учебном году университету удалось восстановить докризисное количество специалистов, повышающих квалификацию.
Качество подготовки преподавателей и слушателей подтверждается множеством благодарственных писем.
1. Сборник нормативно-правовых документов по организации и содержанию образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования [Текст] / сост. В.Н. Козлов, А.В. Речин-ский, В.И. Никифоров, Л.В. Черненькая. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 344 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Об образовании [Текст]: федер. закон РФ: принят 7 марта 2000 года, № 122-ФЗ.
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Текст]: федер. закон РФ: принят 22 сентября 1996 года, № 125-ФЗ.