Научная статья на тему 'Система дополнительного профессионального образования в СПбГПУ'

Система дополнительного профессионального образования в СПбГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДПО / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВПО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС ВПО / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Речинский Александр Витальевич

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства, по всем направлениям подготовки, объявленным Министерством образования и науки РФ приоритетными. При разработке новых программ повышения квалификации учитываются современные тенденции развития образования, изменения в российской экономике, потребности работодателей. Совершенствование программ повышения квалификации и переподготовки специалистов, разработка нормативно-правового обеспечения, внедрение современных информационных технологий, включая технологии дистанционного обучения, использование инновационных форм и методов обучения позволяют успешно развивать систему ДПО в СПбГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Речинский Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of complementary professional education (CPE) at St. Petersburg State Polytechnic University (StPSPU) is functioning in accordance with the requirements of active legislation in all areas of training, which were announced as priority by the Ministry on Education and Science of Russian Federation. While designing of new programs for improvement of qualification the modern trends in development of education, changes in Russian economy, demands of employers are taken into consideration. Perfection of programs for improvement of qualification and retraining of specialists, creation of legal-regulatory support for programs, implementation of modern IT, including technologies for distance learning, using of innovative forms and techniques in learning brings to successful development of the system of CPE at StPSPU

Текст научной работы на тему «Система дополнительного профессионального образования в СПбГПУ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий.- М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.

2. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе: стратегия активного обучения в школе [Текст] / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.В. Петрусев.— Минск: Изд-во ООО «Красико-Принт», 2001. — 128 с.

3. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / В.С. Кукушкин. — Ростов на/Д: Феникс, 2004.

4. Мокроусова, О.А. Концептуальная модель подготовки кандидатов в эксперты по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности [Текст] / О.А. Мокроусова // Сиб. пед. журн. — 2010. — № 10. — С. 155-165.

5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. — М.: Академия, 2009. — 192 с.

6. Сыроежин, И.М. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов [Текст] / И.М. Сыроежин, А.А. Вербицкий. — М.: НИИ ВШ, 1981. — 36 с.

УДК 377+378(088.2)

А.В. Речинский

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ^бГПУ

Актуальной задачей развития дополнительного профессионального образования являются разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов с использованием инновационных форм, методов и средств обучения, учитывающих изменения, вызванные модернизацией российской экономики и производства, введением профессиональных производственных стандартов и Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.

Система дополнительного профессионального образования в России: перспективы развития

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в России — это ступень непрерывного образования, обеспечивающая конституционные права граждан Российской Федерации на всестороннее удовлетворение своих образовательных потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке после получения базового профессионального образования.

Формирование и совершенствование системы ДПО как составной части непрерывного профессионального образования являются актуальной задачей для России. Это обусловлено:

• научно-техническим и социальным прогрессом, повысившим престиж профессионального образования;

• стремительным ростом объема научно-технической информации и столь же быстрым ее устареванием;

• непрерывным изменением технологии и экономики производства, переходом к постиндустриальному этапу развития общества, требующему постоянного повышения профессиональной квалификации рабочих и специалистов;

• осознанием обществом инструментальной ценности человека, тенденции к предоставлению во все периоды его жизни возможности для саморазвития;

• вхождением России в единое европейское образовательное пространство и, как следствие, модернизацией всех ступеней и уровней профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование российских специалистов и преподавателей включает профессиональную переподготовку с присвоением и без присвоения дополнительной квалификации, повышение квалификации, стажировку. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации проводятся по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При этом образовательные учреждения, реализующие программы ДПО, самостоятельно определяют содержание и технологию обучения через систему рабочих учебно-программных документов, таких как учебные и учебно-тематические планы, программы учебных дисциплин и другие учебно-методические материалы.

Развитие российской системы ДПО невозможно без создания ее нормативно-правового обеспечения и его постоянного совершенствования путем приведения законов, положений, нормативов в соответствие с новыми экономическими и социальными условиями жизни российского общества. Перечень документов, входящих на данном этапе в состав нормативной и учебно-программной документации ДПО, приведен в [1].

В настоящее время система высшего профессионального образования (ВПО) РФ приступает к реализации Федеральных государственных стандартов ВПО третьего поколения. В рамках ФГОС ВПО создана и внедрена уровневая система, разработаны и утверждены перечни подготовки бакалавров, магистров и специалистов, образовательный процесс организуется на базе компетентностного подхода, внедряется кредитно-модульное обучение. Все эти инновации пока не охватили систему ДПО. Все нормативные документы ДПО на настоящем этапе разработаны на базе образовательных стандартов второго поколения. Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшее

время систему ДПО ждут кардинальные перемены, которые реализуются сегодня в профессиональном образовании через инновационные аспекты основных образовательных программ.

Система ДПО в СПбГПУ

Система ДПО в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете функционирует в соответствии с требованиями:

• действующих законов Российской Федерации [2, 3];

• приказов, инструктивных и методических документов Министерства образования и науки РФ;

• лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.

Дополнительное профессиональное образование реализуется в СПбГПУ несколькими структурными подразделениями: факультетом подготовки и повышения квалификации преподавателей (ФППКП), факультетом переподготовки специалистов (ФПС), включающим центры и курсы повышения квалификации базовых факультетов университета, Межотраслевым институтом повышения квалификации (МИПК), общеуниверситетскими центрами ДПО и центрами повышения квалификации филиалов СПбГПУ.

Следует выделить повышение квалификации за счет бюджетных средств и на возмездной основе.

Повышение квалификации преподавателей на бюджетной основе

С 1967 года ФППКП организует учебный процесс, обеспечивающий повышение квалификации преподавателей нашего университета и других вузов России. Повышение квалификации проводится на госбюджетной основе в соответствии с утвержденным планом по всем направлениям подготовки, объявленным Минобрнауки РФ приоритетными. При этом в рамках каждого направления реализуется целый ряд образовательных программ.

В 2010 году на ФППКП реализовано обучение по семи направлениям (см. табл. 1).

Таблица 1

Перечень реализуемых направлений подготовки и численность слушателей на ФППКП СПбГПУ в 2010 году

Количе-

Наименование программ ство слу-

шателей

1. Информационная компетентность 71

преподавателя

2. Проблемы дистанционного обучения 79

3. Проектирование образовательных про- 201

грамм, отвечающих требованиям ФГОС

4. Инновационная деятельность в об- 100

разовании

5. Проблемы гуманитарного и социоло- 80

гического образования

6. Радиационный мониторинг окружаю- 50

щей среды

7. Комплексная безопасность. Охрана 20

труда в системе образования

Всего в 2010 году повышение квалификации прошел 601 преподаватель, в том числе 66 преподавателей из других вузов (в 2009 году слушателей из других вузов было в 3 раза меньше).

В начале своей деятельности факультет обеспечивал повышение квалификации ориентировочно для 100 преподавателей, в последние годы количество слушателей составляло 500 человек, а в 2009 году было увеличено до 600 человек. Динамика контингента слушателей ФППКП СПбГПУ отражена на рис.1.

Установленные в настоящее время контрольные цифры приема слушателей превышают

2007 2008 2009 2010

Годы

Заявка | Прием (контрольные цифры)

Рис. 1. Количество слушателей на ФППКП СПбГПУ в 2007-2010 годах

требуемые значения показателей государственной аккредитации (20 % от численности ППС в год) и полностью обеспечивает потребности факультетов, поэтому в ближайшее время увеличение контингента не планируется.

С 2010 года на ФППКП разработана и осуществляется на практике политика оперативного реагирования на запросы факультетов СПбГПУ:

• развернуто обучение преподавателей работе в среде МооШе для использования элементов дистанционных технологий в разных формах обучения;

• организована языковая подготовка для преподавателей с разным начальным уровнем владения иностранным языком.

Если до недавнего времени на ФППКП производился подбор преподавателей под запрашиваемые факультетами программы обучения, то с 2010 года успешно используется новая форма: ведущие преподаватели факультетов на возмездной основе проводят занятия для своих коллег по узкоспециализированным программам подготовки. По данной схеме работают факультет управления и информационных технологий, гуманитарный факультет, факультет иностранных языков, Институт международных образовательных программ (ИМОП), механико-машиностроительный факультет. По предварительным заявкам видно, что в 2011 году эта схема будет применяться и на других факультетах СПбГПУ.

Активно повышают квалификацию своих преподавателей факультеты: радиофизический, электромеханический, технической кибернетики, гуманитарный, технологии и исследования материалов, экономики и менеджмента, иностранных языков, управления и информационных технологий, инженерно-строительный, физико-механический, медицинской физики и биоинженерии, а также ИМОП.

В 2010 году семь сотрудников СПбГПУ прошли повышение квалификации в других вузах (преимущественно в ведущих московских университетах). Этот вид повышения квалификации также организуется на бюджетной основе.

На 2011 год Минобрнауки России определены приоритетные направления, по которым сформирована заявка на контрольные цифры:

• актуальные вопросы введения ФГОС и качества образования;

• основные подходы при разработке и реализации рабочих программ и технологий обучения при преподавании гуманитарных дисциплин;

• современные системы оценки качества знаний, умений и профессиональных компетенций;

• современные технологии образовательного процесса (на примере дистанционного обучения);

• информатизация образования и информационные технологии (Ма!^Ь);

• информационно-коммуникационные технологии при дистанционном образовании;

• инновационная деятельность в образовании;

• совершенствование системы подготовки научно-педагогических и педагогических кадров в области профилактики здорового образа жизни.

Заявки на 2011 год от слушателей на повышение квалификации в нашем университете и других вузах уже принимаются ФППКП.

Факультет также готов рассмотреть предложения других факультетов по организации узкопрофилированных программ с привлечением своих преподавателей.

Внебюджетное ДОП

На внебюджетной основе ДОП занимаются специализированные подразделения университета: ФПС, МИПК, а также общеуниверситетские центры ДПО и центры повышения квалификации филиалов СПбГПУ.

Являясь многопрофильным учебным комплексом, реализующим концепцию непрерывного образования в области информационных технологий, ФПС обеспечивает переподготовку лиц, имеющих высшее образование, и обучение студентов старших курсов по ряду перспективных специальностей. Факультет также ведет обучение на краткосрочных и авторизирован-ных курсах (от двух недель до полутора месяцев) для пользователей персональных компьютеров и специалистов по сетевым технологиям. Он сертифицирован как учебный центр ведущих компаний в области информационных технологий. Обучение на ФПС организовано более чем по 70 программам ДПО.

В МИПК проводятся краткосрочные курсы и семинары, осуществляются повышение квалификации и профессиональная переподготовка

по направлениям: «Оценка активов, бизнеса и инвестиций», «Управление недвижимостью», «Радиационная безопасность и контроль», «Экология» и др.

Отдельные программы переподготовки и повышения квалификации проводятся на факультетах СПбГПУ.

Всего на возмездной основе реализуется более 160 программ ДПО в следующих областях:

• информационные технологии (офисное направление и специализированные программные продукты);

• строительство (организация строительства, выполнение функций заказчика-застройщика, сметное дело, строительный контроль и др.);

• оценка стоимости и управление недвижимостью;

• радиационная безопасность и радиационный контроль;

• электрические станции (эксплуатация и модернизация оборудования);

• логистика;

• менеджмент, антикризисный менеджмент, управление проектами, проектирование инноваций, маркетинг наукоемкой продукции;

• иностранные языки;

• другое.

Наиболее активными в реализации программ по повышению квалификации являются следующие факультеты: инженерно-строительный, переподготовки специалистов, иностранных языков, инноватики, комплексной безопасности, а также МИПК.

Данные о количестве слушателей по видам повышения квалификации за последние три года приведены в табл. 2.

Стоимость обучения по образовательным программам различного уровня показана в табл. 3.

Как видно из табл. 3, минимальная стоимость обучения на 2010/11 учебный год повышается, в то время как максимальная стоимость по программам повышения квалификации снижается, максимальная граница стоимости обучения по профессиональной переподготовке увеличивается.

В табл. 4 приведен состав контингента обучающихся. Из данных таблицы видно, что представители органов власти и юридические лица составляют 50 % контингента.

Таблица 2

Количество слушателей по видам повышения квалификации за 2007—2010 годы

Виды повышения квалификации (продолжительность программы) Учебный год

2007/08 2008/09 2009/10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная 207 161 149

переподготовка для по-

лучения дополнитель-

ной квалификации

(свыше 1000 часов)

Профессиональная 211 272 213

переподготовка

(от 500 до 1000 часов)

Повышение квалифика- 439 429 341

ции (от 100 до 500 часов)

То же (от 72 до 100 7079 4456 7059

часов)

Итого: 7936 5318 7762

Таблица 3

Стоимость обучения по образовательным программам повышения квалификации, руб.

Показатель Программа повышения квалификации продолжительностью, часы Профессиональная переподготовка

72—100 101—500

2009/10 учебный год

Минимальный 3 100 5 000 47 500

Максимальный 39 900 49 550 88 500

2010/11 учебный год

Минимальный 5 000 16 950 48 000

Максимальный 34 600 43 900 115 000

Таблица 4

Состав контингента обучающихся, чел.

Направления формирования контингента 2010 год 2011 год

Органы власти 60 50

Юридические лица 3845 4000

Физические лица 3857 4000

Всего: 7762 8050

Данные о количестве слушателей—участников программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в филиалах университета представлены на рис. 2. Из диаграммы видно,

2007/08 2008/09 2009/10

Учебный год

■ ИЯЭ (72-100 часов) ■ ИЯЭ (более 500 часов) □ ИМИТ (более 500 часов)

Рис. 2. Количество слушателей — участников программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в филиалах СПбГПУ в 2007—2010 годах

что на филиалы кризис оказал большее влияние, но они смогли исправить ситуацию.

Подводя итоги по реализации программ повышения квалификации на внебюджетной основе, следует выделить основные моменты:

• в 2009/10 учебном году университету удалось восстановить докризисное количество специалистов, повышающих квалификацию;

• 50 % контингента обучающихся являются представителями предприятий и органов власти;

• за последние три учебных года в университете прошли переподготовку и повышение квалификации более 20 000 специалистов;

• существующая в стране система налогообложения не способствует развитию системы повышения квалификации в вузах;

• требования существующего законодательства ставят подразделения университета в значительно более тяжелое положение по сравнению с негосударственными компаниями, работающими на рынке в области образования;

• разрабатывается мало новых программ ДПО, ориентированных на использование уникального оборудования и программного обеспечения, имеющегося в университете.

Новые образовательные технологии в системе ДПО СПбГПУ

В системе ДПО активно применяются новые образовательные технологии (рис. 3). Так, элементы

Год

Информационные технологии

Строительство □ ФППКП

Рис. 3. Динамика применения дистанционных

технологий в образовательных программах повышения квалификации

дистанционных технологий широко используются в следующих образовательных программах:

• Информационные технологии:

— сети ЭВМ и телекоммуникации;

— основы построения баз данных;

— архитектура Unix;

— другое.

• Строительство:

— строительство зданий и сооружений;

— инженерные системы зданий и сооружений;

— контроль качества строительства.

Наиболее активно внедряют дистанционные

технологии следующие факультеты: инженерно-строительный, переподготовки специалистов, управления и информационных технологий.

На рис. 4 отражена динамика количества слушателей на курсах, где применяются элементы дистанционных технологий.

Наиболее активными потребителями образовательных услуг с применением дистанционных технологий являются Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный регионы. Безусловное лидерство принадлежит Санкт-Петербургу.

Представляет интерес статистика обращений: в день зафиксировано примерно 5000 обращений, из них по группам:

• слушатели, студенты и школьники — 3000— 4000;

и

з-

Рис. 4. Динамика количества слушателей на курсах повышения квалификации с применением элементов дистанционных технологий

• преподаватели — 400-600;

• пользователи — 2874.

Список предприятий, сотрудники которых постоянно повышают квалификацию на базе нашего университета, достаточно обширен: ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», филиал ОАО «МТС»—макрорегион «Северо-Запад», ОАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Северо-Запада, ОАО «Императорский фарфоровый завод», ОАО «Климов», ООО «Газинформсервис», ФГУП «Гознак», ЗАО «Алкатель-Лусент», ООО «Нокиа Сименс Нетворкс», ООО НПФ «Беркут», ООО «Офисные компьютерные системы», ОАО «РЖД» и мн. др.

Основные результаты:

• за последние три учебных года в университете повысили квалификацию более 1800 преподавателей и более 20 000 специалистов;

• на постоянной основе реализуется более 160 образовательных программ;

• в учебный процесс активно внедряются новые технологии, в том числе дистанционные;

• в 2009/10 учебном году университету удалось восстановить докризисное количество специалистов, повышающих квалификацию.

Качество подготовки преподавателей и слушателей подтверждается множеством благодарственных писем.

1. Сборник нормативно-правовых документов по организации и содержанию образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования [Текст] / сост. В.Н. Козлов, А.В. Речин-ский, В.И. Никифоров, Л.В. Черненькая. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. — 344 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Об образовании [Текст]: федер. закон РФ: принят 7 марта 2000 года, № 122-ФЗ.

3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Текст]: федер. закон РФ: принят 22 сентября 1996 года, № 125-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.