Научная статья на тему 'Влияние особенностей выбора профессии на формирование актуального образовательного процесса в вузе'

Влияние особенностей выбора профессии на формирование актуального образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ / KNOWLEDGE ECONOMY / EDUCATION ECONOMICS / INFORMED CHOICE OF PROFESSION / PROFESSIONAL ORIENTATION / ECONOMIC EFFICIENCY IN EDUCATION / COACHING IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Татьяна Николаевна, Шахраманян Ольга Владимировна

Введение. В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации обучающихся, подчеркивается, что современное высшее образование должно демонстрировать и непрерывно развивать новые уникальные подходы, в фокусе внимания которых будут вовлеченность, мотивация студентов, повышение их знаниевой и профессиональной осознанности. Методология. Исследование проводилось на основе методов анализа и синтеза, анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок. Результаты заключаются в обосновании актуализации случайных факторов в образовательном процессе вуза, влияющих на выбор профессии. Заключение. С учетом осознанного выбора профессии необходимо формировать актуальный образовательный процесс, в котором студенты познают основы профессиональной деятельности. В работе осуществлен поиск новых подходов в высшем образовании, учитывающих особенности вузовского образования, профессионального ориентирования и выбора. Обоснована актуальность применения в образовательном процессе коучингового подхода, который позволяет сопровождать человека в осознании, формировании, формулировании своих целей и их достижении, играет решающую роль в том, чтобы будущая экономика имела специалистов с высоким пониманием своей профессии.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issues of professional orientation of students, emphasizes that modern higher education should demonstrate and continuously develop new unique approaches, in the focus of which will be the involvement, motivation of students, increase their knowledge and professional awareness. Мaterials and Methods. The research was conducted on the basis of methods of analysis and synthesis, questioning, interviewing, and expert assessments. Results are to justify the need to update the educational process in the university, taking into account the influence of random factors that influenced the choice of the profession. Conclusions. The authors note that taking into account the existing choice of profession, it is necessary to form an actual educational process in which students learn the basics of professional activ-ity. In the work the search for new approaches in higher vocational education, capable of adjusting the peculiarities of university education, the sources of which lie in the features of professional orientation and choice, has been carried out. The urgency of applying the coaching approach in the educational process, which allows us to accompany a person in the comprehension, formation, formulation of their goals and their achievement, is grounded in ensuring that the future economy has specialists with a high understanding of their profession.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей выбора профессии на формирование актуального образовательного процесса в вузе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON

УДК/uDC 378.1

Т. Н. Аксенова, О. В. Шахраманян

T. Aksenova, O. Shahramanjan

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОцЕССА В ВУЗЕ

influence of the peculiarities of selecting the profession

FOR THE FORMATION OF THE ACTuAL EDuCATIONAL PROCESS

IN THE university

Введение. В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации обучающихся, подчеркивается, что современное высшее образование должно демонстрировать и непрерывно развивать новые уникальные подходы, в фокусе внимания которых будут — вовлеченность, мотивация студентов, повышение их знаниевой и профессиональной осознанности.

Методология. Исследование проводилось на основе методов анализа и синтеза, анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок.

Результаты заключаются в обосновании актуализации случайных факторов в образовательном процессе вуза, влияющих на выбор профессии.

Заключение. С учетом осознанного выбора профессии необходимо формировать актуальный образовательный процесс, в котором студенты познают основы профессиональной деятельности. В работе осуществлен поиск новых подходов в высшем образовании, учитывающих особенности вузовского образования, профессионального ориентирования и выбора. Обоснована актуальность применения в образовательном процессе коучингового подхода, который позволяет сопровождать человека в осознании, формировании, формулировании своих целей и их достижении, играет решающую роль в том, чтобы будущая экономика имела специалистов с высоким пониманием своей профессии.

Introduction. The article discusses the issues of professional orientation of students, emphasizes that modern higher education should demonstrate and continuously develop new unique approaches, in the focus of which will be — the involvement, motivation of students, increase their knowledge and professional awareness.

Мaterials and Methods. The research was conducted on the basis of methods of analysis and synthesis, questioning, interviewing, and expert assessments.

Results are to justify the need to update the educational process in the university, taking into account the influence of random factors that influenced the choice of the profession.

Conclusions. The authors note that taking into account the existing choice of profession, it is necessary to form an actual educational process in which students learn the basics of professional activ-

ity. In the work the search for new approaches in higher vocational education, capable of adjusting the peculiarities of university education, the sources of which lie in the features of professional orientation and choice, has been carried out. The urgency of applying the coaching approach in the educational process, which allows us to accompany a person in the comprehension, formation, formulation of their goals and their achievement, is grounded in ensuring that the future economy has specialists with a high understanding of their profession.

Ключевые слова: экономика знаний, экономика образования, осознанный выбор профессии, профориентация, экономическая эффективность в образовании, коучинг в образовании.

Keywords: knowledge economy, education economics, informed choice of profession, professional orientation, economic efficiency in education, coaching in education.

Положения Болонской конвенции, с которыми знакомы практически все, достаточно известны и понятны. Однако важным представляется исследование соответствия выстроенной в России системы высшего образования ее положениям и принципам. Болонская конвенция предполагает унификацию стандартов и интеграцию национальных систем образования. Одним из основных положений конвенции является развитие мобильности студентов и преподавателей на европейском пространстве и их интеграция в европейский рынок труда [15]. Можно предположить, что положение о трудовой интеграции имеет экономическую подоплеку и в определенной мере связано с принципом перераспределения интеллектуальных ресурсов. Из этого следует востребованность специалистов на рынке труда, в котором есть неудовлетворенный спрос на конкретные трудовые ресурсы, что в свою очередь ориентировано на повышение конкурентоспособности государства.

Выдвинем гипотезу, что Болонская конвенция задает определенный мотив превращения экономики образования в экономику знаний, и что затраченные в высшем образовании государственные и личные ресурсы должны принести выгоду в приросте знаний, востребованных соответствующими отраслями и сферами. Отличие экономики образования от экономики знаний объясняется, в том числе, экономической выгодой от профессиональной деятельности человека, приращением предпринимательской инициативы и дохода посредством прироста монетизированных знаний. Продукт образования, то есть развития личности, материализуется оценкой деяний образованного человека, его способностью создавать новые знания и умения [10].

Таким образом, экономика знаний становится источником и необходимым условием конкурентного превосходства государства, в котором как производственные структуры, так и индивиды опираются на интеллектуальные ресурсы, обеспечивают эффективность деятельности не столько за счет технологической составляющей, сколько благодаря востребованности развитого человеческого потенциала.

Именно в таком обществе доминантой становится не владение знаниями как таковыми, а их постоянное обновление, что дает возможность создавать добавленную стоимость и формировать новые качественные достижения. И только в этом случае страна будет иметь инновационный задел для развития. Это видение авторов подтверждается и другими исследованиями: «Действительная суть нового в экономике знания определяется не только приоритетной ролью знания, ... в которой инновационные процессы (производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний) превратились в главную движущую силу социально-экономического развития. Главная задача — рост эффективности использования знаний во всех отраслях экономики и во всех областях общественного развития» [6].

Таким образом, в современных условиях подготовка высококлассных мотивированных специалистов, востребованных в профессиональной сфере, является важнейшей задачей высшего образования. Для этого уже при поступлении в вуз важна осознанность профессионального выбора, а к окончанию обучения в вузе будущие специалисты должны осознавать свое профессиональное будущее, в лучшем случае — иметь разработанную стратегию профессионального развития и сформулированные цели, к которым можно приблизиться, будучи студентом.

Здесь актуализируется вопрос: созданы ли в российской образовательной системе условия для трансформации экономики образования в экономику знаний или, может, между ними стоит знак равенства?

Как отмечает А. Б. Вифлеемский: «Экономика образования — это наука, изучающая социально-экономические отношения, связанные с производством, распределением, потреблением образо-

вательных услуг, а также исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние общества и личности». По мнению С. А. Белякова: «Экономика образования — это наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования или в частях сферы образования». Система экономики, основанная на знаниях, представляет собой совокупность институциональных образований, деятельность которых направлена на осуществление воспроизводства знания, научной информации и нововведений посредством консолидации науки, образования, бизнеса и государства на взаимовыгодной основе с целью усиления экономического потенциала страны или региона [17].

Суть ее президент Академии общественных наук КНР, профессор Ли Теин характеризует следующим образом: «Душа экономики знаний — непрерывное стремление к новшествам, а источник ее силы — образование... В нынешнем мире конкуренция мощи государств — это в конечном счете конкуренция уровней знания» [12].

Важно ли развивать и разумно регулировать экономику знаний в нашей стране? Что мы хотим получить от общества знаний? Как, какими путями мы можем этого достичь? И как же мы узнаем, что достигли этих результатов?

Первой ступенью для превращения экономики образования в экономику знаний должен стать осознанный выбор профессии будущими специалистами. Это именно тот базис, который обосновывает экономическую эффективность образования. И тогда, как в известном фильме, — «Вижу цель — не вижу препятствий»: осознанный выбор дает возможность говорить о труде как о форме развития человека, в котором личное развитие — это основа, а профессиональное развитие уже пристраивается к нему. Сейчас же в труде превалирует товарная форма.

Профориентация по происхождению, сущности, критериям оценки эффективности — проблема социально-экономическая и гуманитарная, по методам изучения человека и содержанию — психолого-педагогическая, социологическая и медико-биологическая, по сфере действия — социальная, а результаты ее сказываются в экономической сфере [17].

Осознанный выбор профессии начинается с профессиональной ориентации в школе и не ограничивается лишь психологическим тестированием, в котором определяется, к какой профессиональной системе наиболее подходят знания, умения, навыки, таланты будущего студента. Уровень школьного образования — исходная точка, от которой вузы должны отталкиваться при организации образовательного процесса [9].

В странах Европы логика профессионального образования начинается с сформированной системы профессиональной ориентации, поддерживаемой государством. Так, в Великобритании профессиональной ориентацией занимается служба занятости молодежи, в стране работают более тысячи отделений и более 3,5 тыс. консультантов. Специалисты этих служб с 1949 г. профессионально обучаются профориентации и профконсультированию. В Швеции 90 % учащихся школ не готовы к дальнейшему обучению и после окончания школы имеют возможность выбрать несколько профессий из списка, отраженных в государственных образовательных программах. В рамках этих программ по выбранным профессиям проводится профконсультирование, на одного профконсульта приходится около 300 учеников.

В Великобритании эквивалентом понятия «профессиональная ориентация» является термин «развитие карьеры» Career development), который представляет обширную сферу деятельности, включающую подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы. В соответствии с системным подходом развитие карьеры рассматривается как единый комплекс, включающий профинформацию, профсо-вет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, а также трудоустройство и профессиональную адаптацию как результат профориентации [11].

Опыт США также свидетельствует о развитой системе профессиональной ориентации. Первое бюро по профессиональной ориентации было открыто в 1908 г., в стране разрабатываются соответствующие госпрограммы. Система профессиональной ориентации молодежи находится в ведомстве Министерства труда и включает 1200 центров по профориентации, в которых профессиональное консультирование ежегодно получают около 1 млн подростков. По наблюдениям американских специалистов, благодаря выстроенной системе профориентирования и проф-консультирования, отчисления студентов из образовательных учреждений по профнепригодности снизились с 30-40 до 8 %. По официальным данным, экономическая эффективность государственных расходов на профориентирование составляет 1 доллар к 1000.

Как же обстоит дело с выбором профессии в нашей стране, где нет выстроенной системы профессиональной ориентации, бережно поддерживаемой государством, как основы для профессионального развития будущего поколения?

Некоторые авторы рассматривают профориентацию в России как информальное образование потенциальных абитуриентов (обучающихся всех ступеней) [5], а цель профориентации — как постепенное формирование общей готовности школьника к самостоятельным и осознанным карьерным выборам и планированию своего профессионального, жизненного и личностного развития [4]. Профориентация приобретает качественно новое значение в рациональном использовании рабочей силы, получении результата с наименьшими затратами [13].

Для прояснения особенностей выбора будущей профессии был проведен опрос студентов и магистрантов 2-4-го курсов восьми вузов: Волгоградского государственного университета, Волгоградского государственного технического университета, Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова, Кубанского государственного университета, Кубанского государственного аграрного университета, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого, Южного федерального университета, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Всего в опросе приняли участие 68 человек. Мониторинговые исследования подтверждают возрастание напряжения в сфере трудоустройства молодежи [7].

Профориентацию можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны — это система подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, с другой — это социальный процесс выбора индивидом, в данном случае молодым человеком, профессии (специальности) [2].

Первый вопрос «Как Вы выбирали образовательную программу высшего образования (направление), по которой обучаетесь сейчас?» предусматривал не более 2 вариантов ответа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов

Варианты ответа Доля опрошенных ( %)

По предметам, которые изучал в школе 22

По совету родителей, друзей, педагогов вузов и т. д. 22

По предполагаемой престижности будущей профессии 21

Точно знал, что хочу обучаться именно этой профессии 17

По учебным планам 0

Выбрал направление, на которое хватило баллов 4

Выбрал самостоятельно 14

Таким образом, в большей степени выбор будущей профессии зависел от влияния третьих лиц (семьи, друзей, учителей), соответствия предметной подготовки и предполагаемой престижности будущей профессии, что является субъективным мнением ввиду отсутствия логически выверенной системы профессиональной ориентации в нашей стране.

Интересно было узнать, насколько студенты привержены своему выбору. На вопрос «Если бы сейчас Вам представилась возможность сделать повторный выбор, Вы бы его остановили на этом же направлении?» 45,6 % респондентов ответили утвердительно, 35,3 % — затруднились с ответом и 19,1 % — отрицательно. В будущем предполагают получить другую профессию 52,9 % студентов. Сложно оценивать это как «хорошо» или «плохо». Специалисты говорят, что через пять лет будет необходимо получать по 3-4 профессии для соответствия требованиям рынка труда. Важным с точки зрения эффективности расходов на образование является то, что 45,6 % опрошенных — это студенты, обучающиеся на бюджетной основе, и 54,4 % — на коммерческой. Если предположить, что выбор профессии был сделан неосознанно, то какова экономическая эффективность государственных и личных расходов на профессиональное образование?

Опрос показал, что все студенты знают, какими профессиональными компетенциями они должны обладать. На вопрос «Знакомы ли Вы с требованиями работодателей к Вашей будущей профессии?» 88,2 % респондентов ответили утвердительно, однако о конкретных требованиях

работодателей к молодым специалистам знают лишь 28,8 % студентов. А между тем именно работодатели, согласно логике новых образовательных отношений, являются участниками процесса формирования этих компетенций. Почти 12 % опрошенных сказали, что для них сейчас информация о требованиях работодателя не важна, об этом они узнают потом.

Ответы на вопрос «Насколько Ваши таланты, знания и умения соответствуют выбранной профессии?» распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов

Варианты ответа Доля опрошенных ( %)

Полностью соответствуют 16,2

Возможно соответствуют 54,4

Еще не разобрался 25

Совсем не соответствуют 4,4

Предполагается, что такое распределение ответов прямо указывает на последствия отсутствия государственной системы профессиональной ориентации.

Предположим, что востребованность талантов дает глубокую вовлеченность, и тогда работа превращается в сотрудничество, сотворчество, результаты становятся качественно другими. Как же сегодня молодое поколение рассматривает свою будущую деятельность?

Студентам предлагалось оценить несколько утверждений (1 балл — «не согласен», 10 баллов — «полностью согласен»):

— «Работа — это возможность реализовать свой потенциал и способности»;

— «Работа — это просто обязанность»;

— «Работа — это удовольствие, когда ты понимаешь, что и для кого делаешь»;

— «Работа — это возможность приносить пользу другим»;

— «Я люблю свою будущую профессию»;

— «Работа отдельно — хобби отдельно»;

— «Работа мечты — это реально».

Больше всего несогласных было с утверждением, что «Работа — это просто обязанность» (23 человека), а также с утверждением «Работа мечты — это реально» (25 человек). Больше всего согласных с утверждениями «Работа — это возможность приносить пользу другим» и «Работа — это удовольствие, когда ты понимаешь, что и для кого делаешь» — 16 и 18 человек соответственно.

Интерес вызвали и ответы студентов о сформированности своих профессиональных целей? Для 51,5 % респондентов далее следовало уточнить свой положительный ответ: «Напишите цель Вашего профессионального развития». Набор ответов был разным, например «саморазвитие», «карьерный рост», «достигнуть поставленных целей», «получать хороший доход», «создать свой развитый бизнес», «получить диплом» и пр. Вполне очевидно, что эти формулировки носят размытый характер представлений о достижении целей. Один человек ответил более четко: «Стать универсальным специалистом в области налогового консалтинга».

Среди респондентов — 7,5 % — студенты 1-го, 47,8 % — 2-го, 31,3 % — 3-го и 13,4 % — 4-го курсов направлений «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Торговое дело», «Финансовый, производственный, инновационный менеджмент», «Бизнес-информатика», «Экономическая безопасность».

На вопрос «Нужна ли Вам сейчас помощь в том, чтобы разобраться в нюансах будущей профессии (в какой сфере Вы сможете работать, какие функции выполнять, где сможете еще применить полученные знания и др.)?» 66,2 % студентов согласились с необходимостью помощи.

Очевидно, что вся система профориентации имеет свои задачи и особенности на разных уровнях управления системой образования, отдельных предприятий, федеральных центров [3].

Мы согласны с мнением Л. А. Кравчук о том, что на выбор профессии в наше время влияют случайные факторы [8].

Итак, можно заключить, что понимание будущей профессии, разъяснение ее особенностей, мотивирование к профессиональному развитию негласно «передано» преподавателям вуза, которые изначально начинают работать со слабо мотивированными и профессионально не определенными студентами.

Так в каком же направлении должен быть актуализирован образовательный процесс, чтобы устранить этот огромный разрыв между экономикой образования и экономикой знания, между профессиональной неопределенностью, когда молодые люди уже являются студентами. и их будущей профессиональной реализацией?

В современном образовательном процессе вуза должны быть заложены основы формирования «людей новой жизни», более того, вуз должен опережать изменения рынка труда, прогнозируя динамику запросов работодателей [1].

При всех плюсах и необходимости вузовского образования оно все же имеет определенные недостатки, которые отмечают представители бизнес-сообществ. Во-первых, теоретичность — оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего) и мало практически полезного; во-вторых, скучность — неумение заинтересовать студентов; в-третьих, затянутость: тот крохотный сухой остаток, который остается от учебы, явно не стоит прожитых четырех-пяти лет; в-четвертых, мало что остается в голове даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях [14].

Очевидно, что современное высшее образование должно демонстрировать и непрерывно развивать новые уникальные подходы, в фокусе внимания которых — вовлеченность, мотивация, повышение знаниевой и профессиональной осознанности студентов.

Авторы считают, что коучинговый подход как процесс сопровождения человека в осознании, формировании, формулировании своих целей и их достижении играет решающую роль в том, чтобы в будущем появились специалисты с высоким пониманием своей профессии, нацеленные на непрерывное самообразование и в прагматичном итоге повышающие экономическую эффективность любой социально-экономической системы. Только тогда российское своеобразие образования может превратиться в логику перехода экономики образования в экономику знаний.

Коучинг — это специальная методика взаимодействия человека с коучем, созданная на стыке менеджмента, психологии, философии, аналитики и логики в целях облегчения самоосознания и самопонимания человека в жизни или конкретной ситуации, принятия правильных для него решений и раскрытия потенциала развития. Коучинг появился в современную эпоху, около 25 лет назад, как ответ на важнейший запрос человека — как наилучшим образом жить и действовать в этом VUCA мире (Volatility, Uncertainty, Complexity Ambiguity — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном с огромным количеством предложений и возможностей).

Коучинг — это не только активное, независимое, доброжелательное зеркало для человека, но и передача технологий и методов самоанализа, саморазвития, постановки целей, разработки и принятия решений, выработки планов действий.

На наш взгляд, применение коучинговой техники «сильные вопросы» в работе преподавателя может помочь в формировании желаемого видения профессиональной деятельности студентов, что способствует развитию профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых навыков. «Сильные вопросы» помогают раскрыться, взять ответственность, запустить мыслительный процесс, посмотреть на проблему со стороны, переосмыслить опыт, найти что-то новое.

Вклад авторов в данную тему исследования заключается в предложении коучингового подхода как актуального направления образовательного процесса в вузе.

Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что современное образование должно быть экономически эффективно, непрерывно развивать новые уникальные подходы, формирующие вовлеченность и мотивацию студентов, знаниевую и профессиональную осознанность.

Литература

1. Аксенова Т. Н. Вуз как обучающаяся организация — ключевое условие формирования позитивных трендов освоения профессионально-культурных компетенций в высшем экономическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 390.

2. Антипьев А. Г., Захаров Н. Н. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Вестник Прикамского социального института. Гуманитарное обозрение. 2012. № 2 (5). С. 20-25.

3. Антосенков Е. Г. Экономика. Профориентация и эффективность экономики // Труд и социальные отношения. 2011. № 4. С. 11-17.

4. Балакина А. П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 3-6.

5. Бурая Л. В. Профориентация как информальное образование потенциальных абитуриентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 19. С. 160-163.

6. Гудкова Е. В. Экономика знания: что определяет феномен // Пространственная экономика. 2012. № 1. С. 156-165.

7. Жолован С. В. Кадровая политика и профориентация трудовых ресурсов в Санкт-Петербурге // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 3. С. 18-19.

8. Кравчук Л. А. Профориентация вуза: проблемы, практика, проекты // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 4. С. 21-27.

9. Кузьмина Е. Профориентация: эффективность и качество // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 24-31

10. Лернер П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России // Мир образования — образование в мире. 2009. № 3. С. 3-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лощилова М. А., Портнягина Е. В. Профориентация на старшей ступени общеобразовательной школы Великобритании как основа профессионального самоопределения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 2 (12). С. 86-93.

12. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Россия и современный мир. 2004. № 1. С. 5-24.

13. Моксина С. А. Профориентация и персонификация личности // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 2. С. 18-23.

14. Оскирко О. В., Секачева В. М., Гульчевская Н. Е. Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 140-143.

15. Плаксунова Т. А. Болонская конвенция и качество российского образования // Актуальная биотехнология. 2014. № 3 (10). С. 21-24.

16. Разумова М. В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51-59.

17. Сыроваткина Т. Н. Роль университетского комплекса в воспроизводственной структуре экономики образования и экономики, основанной на знаниях // Вестник ОГУ. 2011. № 13 (132). С. 4398-4404.

References

1. Aksenova T. N. The university as a learning organization is a key condition for the formation of positive trends in the development of professional and cultural competencies in higher economic education. Modern problems of science and education [Sovremennye problemy nauki i obrazovanija]. 2014. № 6. P. 390. (In Russian).

2. Antipev A. G., Zakharov N. N. Vocational guidance of youth in the modern Russian society: state and ways of development. Vestnik Prikamskogo social institute. Humanitarian Review [Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. Gumanitarnoe obozrenie]. 2012. № 2 (5). P. 20-25. (In Russian).

3. Antosenkov E. G. Economy. Vocational guidance and economic efficiency. Labor and social relations [Trud i social'nye otnoshenija]. 2011. № 4. P. 11-17. (In Russian).

4. Balakina A. P. Professional orientation in the management system of the development of human resources. Economics and Management [Jekonomika i upravlenie]. 2011. № 12 (74). P. 3-6. (In Russian).

5. Buraya L. V. Vocational guidance as informational education of prospective applicants. Proceedings of the SIC Sotsiosfera [Sborniki konferencij NIC Sociosfera]. 2011. № 19. P. 160-163. (In Russian).

6. Gudkova E. V. The Economics of Knowledge: What Determines the Phenomenon. Spatial Economics [Prostranstvennaja jekonomika]. 2012. № 1. P. 156-165. (In Russian).

7. Zholovan S. V. Personnel policy and vocational guidance of labor resources in Saint Petersburg. Professional education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica]. 2009. № 3. P. 18-19. (In Russian).

8. Kravchuk L. A. Vocational guidance: problems, practice, projects. Modern social psychology: theoretical approaches and applied research [Sovremennaja social'naja psihologija: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovanija]. 2013. № 4. P. 21-27. (In Russian).

9. Kuzmina E. Vocational guidance: efficiency and quality. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2002. № 3. P. 24-31. (In Russian).

10. Lerner P. S. Vocational guidance of schoolchildren as a factor in the training of cadres for the perspective Russian economy. The world of education — education in the world [Mir obrazovanija — obrazovanie v mire]. 2009. № 3. P. 3-13. (In Russian).

11. Loschilova M. A., Portnyagina E. V. Vocational guidance at the senior stage of the UK general education school as the basis for professional self-determination. Science of man: humanitarian research [Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija].

2013. № 2 (12). P. 86-93. (In Russian).

12. Makarov V. L. Economics of knowledge: lessons for Russia. Russia and the modern world [Rossija i sovremennyj mir]. 2004. № 1. Pp. 5-24. (In Russian).

13. Moksina S. A. Vocational guidance and personification of personality. Living standards of the population of Russian regions [Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii]. 2013. № 2. P. 18-23. (In Russian).

14. Oskirko O. V., Sekacheva V. M., Gulchevskaya N. E. Coaching as a tool to improve the effectiveness of training in the preparation of students in the economic profile. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 4 (24). P. 140-143. (In Russian).

15. Plaksunova Т. А. Bologna Convention and the quality of Russian education. Actual biotechnology [Aktual'naja biotehnologija].

2014. № 3 (10). P. 21-24. (In Russian).

16. Razumova M. V. To the question of the interpretation of the concept of "career guidance". Vocational education and society [Professional'noe obrazovanie i obshhestvo]. 2014. № 1 (9). Pp. 51-59. (In Russian).

17. Syrovatkina T. N. The role of the university complex in the reproductive structure of the economy of education and the economy based on knowledge. Vestnik of the Orenburg State University [Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2011. № 13 (132). P. 4398-4404. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.