Научная статья на тему 'Ресурсность внеучебной деятельности ВУЗа в условиях адаптации к образовательной среде'

Ресурсность внеучебной деятельности ВУЗа в условиях адаптации к образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / РЕСУРС / СОВЛАДАНИЕ / SELF-ORGANISATION / ADAPTATION / RESOURCE / COPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна, Мозголина Анастасия Алексеевна, Уманская Ирина Александровна

Статья посвящена внеучебной деятельности высшего учебного заведения, которая нацелена на саморазвитие, самоорганизацию каждого участника образовательного процесса, способствует актуализации ими собственных адаптивных возможностей. Авторы анализируют полученные результаты исследования, сравнивая студентов-первокурсников с разной степенью вовлеченности во внеучебную деятельность ВУЗа по показателям адаптивности и способам совладания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value extra-curricular activities of a higher education institution in terms of adaptation to the educational environment

The article is devoted to extracurricular activities of higher education institutions, aimed at self-development, self-organisation of each participant in the educational process, helps to actualise their own adaptive capacity. The authors analyse the results of a study comparing first-year students with different degrees of involvement in extra-curricular activities of the University in terms of adaptability and strategies of coping.

Текст научной работы на тему «Ресурсность внеучебной деятельности ВУЗа в условиях адаптации к образовательной среде»

ПСИХОЛОГИЯ

Библиографический список

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении // Российский психологический журнал. -2008. - Т 5. - № 4. - С. 56-64.

2. Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа // Образование и саморазвитие. -2008. - № 10. - С. 227-233.

3. Кагермазова Л.Ц. Трансформация личностных особенностей студентов - будущих педагогов в период модернизации образования // Российский психологический журнал. - 2007. - Т. 4. - № 4. -С. 55-62.

4. Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2010.

5. Масаева З.В., Волков С.В. Изучение психологической безопасности в образовательной среде

постконфликтного региона // Российский психологический журнал. - 2012. - Т 9. - № 4. - С. 54-61.

6. СердюковаЕ.Ф. Психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т 19. - № 4. - С. 160-164.

7. Смирнов А.В. Формирование мотивации

учебной деятельности у студентов технического ВУЗа // Психология, социология и педагогика. -2012. - № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1450

(дата обращения: 31.07.2014).

8. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы психологии и педагогики. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. -С. 81-95.

УДК 378

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук, доцент

Мозголина Анастасия Алексеевна Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РЕСУРСНОСТЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена внеучебной деятельности высшего учебного заведения, которая нацелена на саморазвитие, самоорганизацию каждого участника образовательного процесса, способствует актуализации ими собственных адаптивных возможностей. Авторы анализируют полученные результаты исследования, сравнивая студентов-первокурсников с разной степенью вовлеченности во внеучебную деятельность ВУЗа по показателям адаптивности и способам совладания.

Ключевые слова: самоорганизация, адаптация, ресурс, совладание.

Изменения в жизни общества современной России влекут за собой ряд проблем, затронувших молодежь. Сегодня актуализируется оптимизация воспитательного пространства высшей школы, которая в числе первостепенных задач ставит формирование общей культуры личности, адаптации взрослеющего человека к жизни в демократическом обществе, в котором важными ценностями являются стремление к достижениям, первенству и самоэффективности. Незаменимым средством воспитания и становления личности студентов является внеучебная воспитательная работа.

Необходимо отметить, что в результате вовлечения студентов в данный вид деятельности, студенческое сообщество, с одной стороны, интегрируется, в нем возникает элемент стихийности, самоорганизации, а с другой стороны - происходит разделение студентов на «участвующих» и «не принимающих участия». Диалог между студен-

тами с разной степенью вовлеченности во внеучебную деятельность проходит, к сожалению, не всегда конструктивно, что связано с различиями в восприятии значения, необходимости внеучебной деятельности в ВУЗе. Необходимо отметить, что, по результатам исследования, проведенного в 2012 году, только 27% опрошенных первокурсников рассматривали внеучебную деятельность как неотъемлемый элемент собственного функционирования в ВУЗе. 73% выражали скептическое отношение к значению данного рода деятельности, считали ее лишней, не имеющей важного значения для их студенческой жизнедеятельности, не выражали намерения участвовать в ней. К тому же отмечали, что внутри групп возникает недопонимание, конфликты, связанные с нежеланием участия в ней одних и агитацией со стороны других - «вовлеченных» членов группы. Несмотря на это, опрос, проведенный к концу учебного года - в апреле 2013 года, показал иные результа-

82

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Тихомирова Е.В., Мозголина А.А., Уманская И.А., 2015

Ресурсность внеучебной деятельности вуза в условиях адаптации к образовательной среде

ты: 76% опрошенных проявили высокую степень включенности в данный вид деятельности. Для исследования включенности применялись критерии, разработанные Е.В. Тихомировой [3]. Самоотчеты испытуемых показали, что студенты, продемонстрировавшие высокую степень включенности, описывая роль внеучебной деятельности, подчеркивали ее важность при решении проблем вхождения в коллектив, в студенческую среду, для преодоления трудностей самопрезентации, установления связей, эффективной организации собственной учебной и внеучебной деятельности, времени, для осознания собственных ресурсов. Таким образом, мы пришли к нашей рабочей гипотезе о том, что воспитательная работа в высшем учебном заведении, нацеленная на саморазвитие, самоорганизацию каждого участника образовательного процесса, способствует актуализации им собственных адаптивных возможностей. По данным многочисленных исследований (С.Н. Михневич, В.А. Павлова, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тараненко, Е.И. Рабина и др.), студент, обладающий навыками самоорганизации, становится активным субъектом студенческой жизнедеятельности, демонстрирует гибкость и психологическую подготовленность при решении учебных, профессиональных, коммуникативных задач.

Умение преодолевать трудности, совладать с невзгодами, которыми наполнена повседневная жизнь, является одним из важных показателей адаптированности человека к условиям его жизни, свидетельствует об определенной зрелости его личности. По мнению Ф.Б. Березина, на социальнопсихологическом уровне адаптации осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, достижение социально-значимых целей [2]. В высшей школе предусмотрены различные виды деятельности, которые способствуют успешной адаптации студента, но, на наш взгляд, именно участие в общественной жизни ВУЗа наиболее полно отражает коммуникативное пространство и способствует определению студентом своего места в системе разветвленных коммуникативных связей. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения [1].

Испытуемыми в проведённом нами исследовании в феврале 2014 года были студенты 1 курса Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова Института педагогики и психологии. Для разделения испытуемых на активно участвующих и не принимающих активного участия во внеучебной деятельности ВУЗа была проведена экспертная оценка. В первую группу вошли 16 первокурсников, принимающих активное участие во внеучебной, а во вторую - 16 первокурсников, не принимающих активное участие во внеучебной

деятельности. С целью выявления различий между двумя группами испытуемых по критерию самоорганизации мы использовали контент-аналити-ческий метод обработки результатов авторской анкеты. На втором этапе был использован комплекс стандартизированных опросников:

- Опросник способов совладания (Waysof Coping Questionnaire авторов Folkman и Lazarus (1988), адаптированный Т.Л. Крюковой (2004));

- Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона;

- Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» Н.Г. Милорадовой и А.Д. Ишкова.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Значимые различия обнаружены во всех выделенных нами категориях анализа по блоку «Уча-стие/неучастие во внеучебной деятельности». Из полученных статистических результатов можно увидеть, что самым ярким отличием группы испытуемых, активно принимающих участие во внеучебной деятельности, от группы испытуемых, не принимающих активного участия в данной деятельности, является показатель «положительное влияние внеучебной деятельности на успешность обучения» (ф = 8,89 при p-level < 0,00). Первокурсники 1 группы отмечают, что внеучебная сфера повышает настроение, тем самым благополучно влияя на учёбу; также, когда студенты выступают на сцене, то данная деятельность помогает им бороться со страхом, неуверенностью и в стенах учебных аудиторий. Первокурсники же 2 группы отметили отрицательное влияние внеучебной деятельности на учебную. Ещё не менее ярким отличием данных групп выступает показатель «участие во внеучебной деятельности как способ совладания с учебными трудностями» (ф = 8,89 при p-level < 0,00). Студенты 1 группы отметили, что внеучебная деятельность помогает им в плане общения; данные студенты, участвуя в данной деятельности, находят много новых контактов, завязывают дружеские отношения. Студенты же 2 группы ответили, что внеучебная деятельность не помогает, а только создаёт дополнительные трудности в учёбе.

Интересны результаты анализа категорий «самоорганизация во внеучебной и учебной деятельности». Активно принимающие участие во внеучебной деятельности студенты в большей степени, чем студенты, не принимающие активного участия, отмечают, что при подготовке к мероприятию будет активна вся группа, за каждым будет закреплена определённая обязанность, которую он должен будет выполнять (ф = 2,4 при p-level < 0,00). У студентов 2 группы уровень групповой самоорганизации при решении учебных и внеучебных задач ниже.

Значимыми различиями в выделенных нами группах выступают показатели активности груп-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

83

ПСИХОЛОГИЯ

пы при переходе от внешнего управления к самоуправлению (ф = 2,37 при p-level < 0,00). Студенты, активно принимающие участие во внеучебной деятельности, при ответе на вопрос отметили, что их группа хорошо организуется без помощи преподавателей, они полагаются на мнение старосты и хорошо взаимодействуют без вмешательства со стороны. Первокурсники же, не принимающие активного участия во внеучебной деятельности, отметили, что они организуются при помощи преподавателей, ожидая их наставления.

Мы приходим к выводу, что от степени вовлеченности студентов во внеучебную деятельность зависит развитие их самоорганизации, но не во всех сферах деятельности. Первокурсники, активно принимающие участие во внеучебной деятельности, отличаются от первокурсников, не принимающих активного участия во внеучебной деятельности, развитием их самоорганизации во внеучебной деятельности. У первокурсников, активно участвующих в данной деятельности, выше согласованность между студентами их группы, т.е. они взаимодействуют между собой без особых проблем, а также у них находится на высоком уровне сплочённость группы. Что касается активности обеих исследуемых групп во внеучебной деятельности, то она особыми различиями не отличается, т.к. условия института требуют в равном количестве участия в мероприятиях всех студентов.

Для проверки гипотезы о различиях в адаптивных трудностях студентов с разным уровнем внеучебной активности мы снова использовали результаты контент-анализа. Значимыми различиями в выделенных нами группах выступают показатели эмоционального дискомфорта (ф = 2,51 при p-level < 0,00), пространственной ориентации (ф = 2,14 при p-level < 0,01), трудностей с учебной деятельностью (ф = 2,96 при p-level < 0,00), трудностей установления контакта с преподавателями (ф = 3,45 при p-level<0,00), трудностей со студентами других специальностей, курсов (ф = 2,96 при p-level < 0,00). Обобщив все полученные результаты, можно сделать вывод, что первокурсники, принимающие активное участие во внеучебной деятельности, лучше справляются с адаптивными трудностями, чем первокурсники, которые не принимают активного участия в данной деятельности. Студенты, занимающие активную позицию во внеучебной деятельности, отличаются устойчивостью к новой обстановке. У них не возникает трудностей с учебной деятельностью, в общении со студентами других курсов и специальностей. Также данные студенты в меньшей мере испытывают трудности в установлении контакта с преподавателями. Что касается студентов, которые не принимают активного участия во внеучебной деятельности, то они менее устойчивы к новым условиям обучения, характеризуются страхом эмоционального неприня-

тия коллективом, низкой степенью удовлетворенности потребности в принадлежности к группе. Данные студенты испытывают трудности установления межличностного контакта, взаимодействия не только с другими студентами, но и с преподавательским составом. У них в большей мере возникают трудности с учёбой.

На втором этапе обработки данных мы использовали непараметрический статистический критерий Mann-Whitney U Test, для выявления различий в уровне самоорганизации у студентов, принимающих активное участие во внеучебной деятельности, и студентов, не принимающих активного участия во внеучебной деятельности. На основе полученных статистических данных мы можем сказать, что существуют значимые различия между двумя группами первокурсников по шкалам «це-леполагания» (U = 74 при p-level < 0.05), «анализа ситуации» (U = 74,5 при p-level < 0.05), «планирования» (U = 73,5 при p-level < 0.05), «самоконтроля» (U = 65,5 при p-level < 0.01) в сторону усиления проявления в группе «вовлеченных» студентов. Это говорит о том, что первокурсники, активно принимающие участие во внеучебной деятельности, могут самостоятельно выдвигать цели, осознанно организовать свою деятельность, при этом, их цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью. Они способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Это позволяет им определять направления деятельности и его этапы в соответствии с принятыми целями. Данные первокурсники способны самостоятельно разрабатывать развернутые и детализированные планы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, являются внимательными, у них сформированы критерии оценки достижения конечной и промежуточных целей, также они адекватно контролируют выполняемую деятельность. Также общий уровень самоорганизации значительно выше у студентов, принимающих участие во внеучебной деятельности (U = 66,5 при p-level < 0.05).

Можно сделать вывод, что студенты, активно принимающие участие во внеучебной деятельности, обладают более высоким уровнем организации, чем студенты, которые не принимают активного участия во внеучебной деятельности. Испытуемые с высоким уровнем самоорганизации могут полностью организовать собственную деятельность без каких-либо особых трудностей. Таким образом, данная гипотеза о том, что самоорганизация выше у студентов, активно принимающих участие во внеучебной деятельности, подтверждена. Данные студенты, занимая активную позицию в стенах института, способны проявлять чёткое планирование своей жизни, своих дел на день, неделю, месяц, год, и на перспективу. Они способны рационально использовать свои силы и свое вре-

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Ресурсы преодоления психологических трудностей в профессиональной деятельности педагога

мя. Этим объясняются личностная успешность как в учебной деятельности, так и во внеучебной. Это подтверждается и результатами, полученными при исследовании способов совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов. Первокурсники, активно принимающие участие во внеучебной деятельности, при преодолении трудностей выбирают стратегию планирования решения проблемы. Результаты по данной шкале у них выше, чем у студентов, не принимающих активного участия во внеучебной деятельности (U = 77 при p-level < 0.05). Первая группа испытуемых предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Данные результаты нашли свое подтверждение и в основном исследовании, проведенном на выборке 60 человек в 2015 году.

Итак, проведенное на данном этапе исследование позволяет сделать следующий вывод:

первокурсники, активно принимающие участие во внеучебной деятельности, отличаются от первокурсников, не принимающих активного участия во внеучебной деятельности, развитием их самоорганизации во внеучебной деятельности. У первокурсников, активно участвующих в данной деятельности, выше согласованность между студентами их группы. Вовлеченные в данный вид деятельности студенты лучше справляются с адаптивными трудностями, отличаются устойчивостью к новой обстановке.

Библиографический список

1. Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности ВУЗов // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 51-58.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Ленинград: Наука, 1988. - 322 с.

3. ТихомироваЕ.В. Социально-психологические особенности старшеклассников, участвующих в принятии управленческих решений: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2008. - 20 с.

УДК 159.9:62

Домырева Елена Александровна

кандидат психологических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]

РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье представлены современные подходы в понимании феномена психологических трудностей в профессиональной педагогической деятельности, стратегиях и механизмы их преодоления. Автор обращает внимание на то, что каждый педагог должен владеть защитными механизмами, что позволит ему избежать психологических трудностей в профессиональной деятельности, преодолеть возникающие барьеры и затруднения.

Ключевые слова: психология профессиональной деятельности, педагогическая деятельность, психологические затруднения, психологические барьеры, конструктивная стратегия преодоления затруднений.

Характеризуя современную ситуацию, складывающуюся в социокультурной сфере, в подготовке человека к жизни в принципиально новых условиях, многие философы подчеркивают стремительно растущее влияние глобализации, которая «вторгается в саму природу человека, деформирует его традиционные социальные ориентиры, производит опасную и незаметную подмену в его сознании привычных нравственных смыслов и координат» [1, с. 45]. Философ отмечает: «Чем больше проникает в недра профессиональной сферы психология нового человека досуга, уже откровенно тяготящегося всем серьезным и ответственным, тем сомнительнее выглядит человеческий горизонт современной технической цивилизации. С дефицитом способности совершать физические усилия она в принципе способна справиться, переложив их на машины. Но все дело в том, что новая «этика избегания усилий» касается не только собственно физических усилий, но и усилий умственных, моральных, дисципли-

нарных» [1, с. 45]. По мнению И.Е. Булатникова, «техническая цивилизация объективно способна примириться с физической изнеженностью, но она не способна примириться с морально-психологической изнеженностью, проявляющейся в равнодушии, невнимательности, безответственности, неспособности преодолевать барьеры и трудности. Напротив, последние качества для нее гораздо более противопоказаны, учитывая особенности современных видов профессионализма и специфическую хрупкость высокосложных технических систем. Именно здесь проявляется ее драматический парадокс: она требует личности, которую научилась формировать. Тайна этого парадокса заключена в гетерогенности современной цивилизации: в качестве развитого промышленного общества она требует ответственного человека, по-прежнему способного на напряженные профессиональные усилия, но в качестве торгового экономического общества она требует гедонистически ненасытного и безответственного человека, пере-

© Домырева Е.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.