Научная статья на тему 'Вовлеченность коммерческих банков в процессы отмывания преступных доходов: анализ Российской практики'

Вовлеченность коммерческих банков в процессы отмывания преступных доходов: анализ Российской практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ОБНАЛИЧИВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / НЕЗАКОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / MONEY LAUNDERING / CASHING / COMMERCIAL BANK / ILLEGAL FINANCIAL TRANSACTIONS / ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова В.В., Бричка Е.И.

Использование финансовых операций, прежде всего банковских, для совершения различного рода экономических преступлений, в числе которых легализация денег, является одной из самых больших угроз безопасности как национальной, так и мировой экономики. В статье проведен анализ: количества отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковской деятельности за период с 2014 по 2018 г.; сомнительных операций в российском банковском секторе за 2017 г. Исследована роль Банка России в контроле над кредитными организациями с целью недопущения вовлечения их в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Сделан вывод о том, что за исследуемый период (2014-2018 гг.) 50% лицензий было отозвано у коммерческих банков не просто за нарушение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а за непосредственное осуществление банками деятельности по легализации денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF COMMERCIAL BANKS IN THE PROCESSES OF MONEY LAUNDERING: ANALYSIS OF RUSSIAN PRACTICE

The use of financial transactions, primarily banking, to commit various kinds of economic crimes, including the legalization of money, is one of the biggest threats to the security of both the national and the world economy. The analysis is carried out in the article: the amount withdrawn from credit institutions the license to conduct banking activities for the period from 2014 to 2018; questionable transactions in the Russian banking sector for 2017. The role of the Bank of Russia in the control of credit institutions with the aim of preventing their involvement in the processes of legalization (laundering) of income obtained by criminal means was investigated. It is concluded that during the study period (2014-2018) 50% of the licenses were revoked from commercial banks not just for violation of the requirements of the legislation in the field of AML/CFT, but for the direct implementation by banks of activities for the money legalization.

Текст научной работы на тему «Вовлеченность коммерческих банков в процессы отмывания преступных доходов: анализ Российской практики»

Соколова В.В.,

аспирантка кафедры «Банковское дело» РГЭУ (РИНХ) E-mail: viktoria.1714@yandex.ru Бричка Е.И.,

к.э.н., доцент кафедры «Финансовый мониторинг и финансовые рынки» РГЭУ (РИНХ) E-mail: ktyxbr@inbоx.ru

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ПРОЦЕССЫ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ: АНАЛИЗ

РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ

Использование финансовых операций, прежде всего банковских, для совершения различного рода экономических преступлений, в числе которых легализация денег, является одной из самых больших угроз безопасности как национальной, так и мировой экономики. В статье проведен анализ: количества отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковской деятельности за период с 2014 по 2018 г.; сомнительных операций в российском банковском секторе за 2017 г. Исследована роль Банка России в контроле над кредитными организациями с целью недопущения вовлечения их в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Сделан вывод о том, что за исследуемый период (20142018 гг.) 50% лицензий было отозвано у коммерческих банков не просто за нарушение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а за непосредственное осуществление банками деятельности по легализации денежных средств.

Ключевые слова: отмывание доходов, обналичивание, коммерческие банки, незаконные финансовые операции, экономические преступления.

V. V. Sokolova, E.I. Brichka

INVOLVEMENT OF COMMERCIAL

BANKS IN THE PROCESSES OF MONEY LAUNDERING: ANALYSIS OF RUSSIAN PRACTICE

The use of financial transactions, primarily banking, to commit various kinds of

economic crimes, including the legalization of money, is one of the biggest threats to the security of both the national and the world economy. The analysis is carried out in the article: the amount withdrawn from credit institutions the license to conduct banking activities for the period from 2014 to 2018; questionable transactions in the Russian banking sector for 2017. The role of the Bank of Russia in the control of credit institutions with the aim of preventing their involvement in the processes of legalization (laundering) of income obtained by criminal means was investigated. It is concluded that during the study period (2014-2018) 50% of the licenses were revoked from commercial banks not just for violation of the requirements of the legislation in the field of AML/CFT, but for the direct implementation by banks of activities for the money legalization.

Keywords: money laundering, cashing, commercial bank, illegal financial transactions, economic crimes.

На сегодняшний день банковский сектор является наиболее регулируемым и законопослушным с точки зрения соблюдения законодательства о ПОД/ФТ. Однако, согласно данным отчета о Национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов за 2017-2018 гг., банковский сектор в силу универсального характера и доступности финансовых услуг, отнесен к группе повышенного риска вовлеченности в процессы отмывания денег.

В связи с этим в 2013 г. Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию повышение прозрачности экономики страны, в том числе банковского сектора, было названо стратегической целью государства. Создание прозрачной экономики, в том числе путем противодействия отмыванию доходов через коммерческие банки, является приоритетной задачей государства.

В связи с вышеизложенным необходимым является проведение анализа выявленных прецедентов вовлечения российских коммерческих банков в процессы легализации (отмывания) денег, полученных

преступным путем, и финансирования терроризма. Ввиду отсутствия количественных данных о динамике вовлеченности российских коммерческих банков в процессы отмывания денег, анализ проведем, ссылаясь на косвенные факторы, свидетельствующие об этом. Так, в основу анализа положено количество инициированных проверок и отозванных Банком России лицензий на осуществление банковской деятельности за нарушение законодательства по ПОД/ФТ. Рассмотрим динамику отзыва лицензий Банком России в целом и выделим долю лицензий, отозванных за нарушения банками Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно данным годовых отчетов Банка России за 2014-2017 гг., можно сделать вывод о сокращении количества зарегистрированных кредитных организаций за последние 5 лет на 148 [1]. При этом в период с 2014 по 2018 гг. число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, уменьшилось практически на треть - с 923 до 561 кредитной организации. Важно также отметить, что за исследуемый период количество проверок кредитных организаций

Анализируя рисунок 1, можно отметить, что за последние 5 лет в банковском

Банком России сократилось более чем в 2 раза - с 1029 до 460 проверок в год. Статистика отзыва лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций регулятором возросла в 2,5 раза - с 148 лицензий в 2014 г. до 362 к началу 2018 г. Данная статистика, по нашему мнению, говорит о росте качества проверок кредитных организаций Банком России. Так, если в 2014 г. лишь каждая 7 проверка регулятора приводила к отзыву банка лицензии, то в 2018 г. при существенном сокращении количества проверок лицензий на осуществление банковских операций лишились 79% проверяемых кредитных организаций. Таким образом, анализ данных годовых отчетов Банка России позволяет говорить не только о высоких темпах по сокращению организаций банковского сектора, но и о существенном улучшении качества проверок регулятора кредитных организаций.

На рисунке 1 отразим динамику отношения количества зарегистрированных кредитных организаций к числу кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций за период с 2014 по 2018 г.

секторе наблюдается стабильное сокращение числа кредитных организаций, важную

1200

1000

800

600

400

200

И1

V*

гЛ

ч?

О*

Л

ч\

^

У

] Зарегистрировано кредитных организаций Банком России и другими органами

□ Действующие кредитные организации (кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций)

□ Кредитные организации, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций

Рисунок 1 - Динамика числа кредитных организаций за период

с 2014 по 2018 г. [2]

0

роль в котором играет достаточно жесткая надзорная политика Банка России, направленная на очистку банковской системы от неблагонадежных банков, в том числе путем отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности.

Отзыв лицензий - одна из наиболее радикальных мер, которую применяет Банк России в случае выявления нарушений кредитной организацией требований

Характеризуя рисунок 2, отметим, что в 2014 г. Банком России было отозвано 29 лицензий банков, из них 8 лицензий отозвано за несоблюдение банками законодательства в сфере ПОД/ФТ. Помимо этого, отметим, что наибольшее количество отзывов лицензий пришлось на 2016 год: Банком России было отозвано 93 лицензии у кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, однако количество лицензий, отозванных у банков за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ, не так велико, оно составляет 35 лицензий.

Далее, для того чтобы выявить данные о количестве банков, непосредственно вовлеченных в процессы отмывания денег, проанализируем статистику кредитных организаций с аннулированной лицензией за нарушение Федерального закона № 115:

Федерального закона № 115 и подзаконных актов в сфере ПОД/ФТ. Проанализируем отношение количества отозванных банковских лицензий за нарушения законодательства в области ПОД/ФТ к общему числу отозванных лицензий за последние 5 лет в целях выявления количественного показателя вовлеченности кредитных организаций в процессы ОД/ФТ (рис. 2).

рассчитаем долю кредитных организаций, непосредственно вовлеченных в процессы отмывания денег, и тех, чья лицензия была отозвана в связи с неисполнением законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ. Для этого проанализируем данные Банка России о причинах отзыва лицензий коммерческих банков за период с 1 января 2017 г. по настоящее время, так как, согласно данным рисунка 2, именно на этот период пришлась наибольшая доля отозванный лицензий за нарушение Федерального закона № 115-ФЗ. Так, согласно статистике Центрального банка Российской Федерации, с начала 2017 г. им была отозвана 51 лицензия на осуществление банковских операций. Говоря о причинах отзыва лицензий, отметим следующее [4]:

- 27 банков лишились лицензий за неисполнение федеральных законов, регу-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1

36

8 21 35

34

53

Л ф

1

35

58

24

27

Количество лицензий банков, отозванных Банком России за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ

Количество лицензий банков, отозванных Банком России по иным основаниям

Рисунок 2 - Динамика отзыва лицензий банков Центральным банком

Российской Федерации [3]

лирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;

- у 14 банков лицензии были отозваны в связи с несоблюдением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ;

- у 10 лицензии были отозваны за непосредственное осуществление деятельности по отмыванию доходов.

Так, на рисунке 3 отразим долю отозванных Банком России лицензий по вышеуказанным причинам.

IВ связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России

в В связи с нарушением требований законодательства в области ПОД/ФТ в части полноты и корректности представлявшихся в уполномоченный орган сведений, а также за несоблюдение иных нормативных актов Банка России

За совершение деятельности по отмыванию доходов

Рисунок 3 - Доля лицензий, отозванных у коммерческих банков за нарушение российского законодательства в 2017-2018 гг. [5]

Согласно данным рисунка 3, 50% лицензий было отозвано у коммерческих банков не просто за нарушение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а за непосредственное осуществление банками деятельности по легализации денежных средств, что также подтверждено статистикой по уголовным делам на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Это еще раз подтверждает тот факт, что на сегодняшний день отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности является одним из основных инструментов в борьбе с отмыванием денег. При этом можно говорить о

высокой значимости Федерального закона № 115 как основного нормативного акта, регулирующего деятельность по борьбе с ОД/ФТ, в деятельности на пути к очистке банковского сектора от неблагонадежных банков и обеспечению его прозрачности.

По оценке Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, в 2017 г. структура сомнительных операций в банковском секторе была представлена следующими операциями: вывод денежных средств, обналичивание. Так, на рисунке 4 представлены основные способы вывода денежных средств с вовлечением коммерческих банков.

Рисунок 4 - Структура сомнительных операций в банковском секторе по выводу средств за рубеж в 2017 г. (млрд руб., %) [6]

По данным Банка России, в 2017 г. в целях отмывания доходов из страны было выведено 96 млрд руб. По данным рисунка 4 видно, что наибольшая доля операций по выводу средств за рубеж в 2017 г. пришлась на 3 основные позиции: авансирование импорта товаров - 24% от общего числа сомнительных операций по выводу

средств, переводы по сделкам с услугами -22% и переводы по исполнительным документам - 20%. Для более детального анализа вовлеченности кредитных организаций в процессы отмывания денег проведем анализ структуры сомнительных операций по обналичиванию денежных средств в 2017 г. (рис. 5).

Рисунок 5 - Структура сомнительных операций по обналичиванию денежных средств в 2017 г. (млрд руб., %) [6]

Отметим, что, согласно статистике Банка России, за предыдущий год путем использования различных типов операций по обналичиванию было легализовано 326 млрд руб. Популярность такого способа легализации денежных средств обусловлена анонимностью расчетов с использованием наличных денежных средств, а также

возможностью осуществлять крупные покупки за наличные денежные средства. И кроме того, вывод денежных средств в наличный оборот значительно усложняет процесс расследования.

Как видно из данных, приведенных на рисунке 5, наибольшая доля операций по обналичиванию денежных средств при-

ходится на операции по выдаче денег со счетов физических лиц и счетов платежных карт и операции по выдаче денежных средств на прочие цели и по платежным картам физических лиц, которые составляют 47% и 41% от общей доли числа сомнительных операций по обналичиванию соответственно.

Таким образом, анализ сомнительных операций в банковском секторе в 2017 г. показал, что наиболее рисковыми в контексте легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма для банков являются операции по выдаче наличных денег и платежных карт со счетов физических лиц и выдаче наличных денег на прочие цели со счетов юридических лиц. Вследствие чего сотрудникам банков, а также службам внутреннего контроля банков необходимо более пристальное внимание уделять проверке вышеуказанных операций, для того чтобы не оказаться вовлеченными в процессы ОД/ФТ.

Также важно сказать, что отзыв лицензий - достаточно радикальная мера, применяемая Банком России, как правило, в случае неоднократного неисполнения банком в течение одного года требований нормативно-правовых актов Банка России, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Помимо этого, Банк России обладает рядом иных инструментов воздействия. Так, за нарушения требований законодательства в области ПОД/ФТ в отношении 248 кредитных организаций применены принудительные меры воздействия, среди которых штрафы (161 кредитная организация), ограничения на осуществление отдельных операций (40 кредитных организаций), запрет на осуществление отдельных операций (1 кредитная организация), требования об устранении нарушений нормативных актов в области ПОД/ФТ (126 кредитных организаций) [7].

Помимо этого, необходимо отметить, что действия по отмыванию доходов, со-

вершаемые коммерческими банками, квалифицируются органами государственной власти как преступления экономической направленности. Так, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, к преступлениям экономической направленности относятся в том числе такие преступления, как незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества и др. [8]

В соответствии с вышеизложенным, на рисунке 6 отразим количество преступлений экономической направленности, которые были зарегистрированы правоохранительными органами в период с 2010 по 2018 г. Так, согласно данным рисунка 6, за последние 10 лет наблюдается стабильное сокращение количества преступлений экономической направленности: за исследуемый период количество данных преступлений сократилось более чем в 2 раза, с 276 тысяч до 105 тысяч преступлений в год. Данный факт также говорит о том, что сегодня ведется активная работа по борьбе с такого рода преступлениями (рис. 6).

Во-первых, в последнее время в России произошли большие изменения в системе противодействия отмыванию доходов, включая законодательные нормы, направленные на применение передовой международной практики. Во-вторых, усилилась роль внутреннего контроля коммерческих банков, а также усовершенствовались другие механизмы выявления мошеннических действий. Отметим, что те банки, которые разработали должным образом функционирующую систему внутреннего контроля, включающую систему мер, направленную на выявление сомнительных операций, внедрили программы управления риском вовлечения кредитной организации в процессы ОД/ФТ, а потому лучше подготовлены к выявлению возможных угроз и их предотвращению.

Рисунок 6 - Количество преступлений экономической направленности

за 2010-2018 гг. [9]

Необходимо сделать ряд следующих выводов.

Во-первых, отметим, что за исследуемый период, с 2014 по 2018 г., выявлено увеличение числа отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковской деятельности. Следствием данных процессов стало значительное снижение количества кредитных организаций, имеющих право осуществлять банковскую деятельность, с 923 в 2014 г. до 561 кредитной организации к началу 2018 г., то есть на 402 организации. Важную роль в данных процессах сыграла политика Банка России, направленная на обеспечение прозрачности банковского сектора, в том числе путем очищение его от недобросовестных кредитных организаций.

Во-вторых, реализуя свои надзорные полномочия, Банк России усилил контроль над кредитными организациями с целью недопущения вовлечения их в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим Центральный банк Российской Федерации регулярно осуществляет проверки коммерче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ских банков с целью выявления в их деятельности нарушений Федерального закона № 115. Важно отметить, что за последние 5 лет увеличилась статистика по аннулированию банковских лицензий за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ. Так, в 2017 г. Банк России отозвал лицензии у 48 коммерческих банков. При этом доля лицензий, отозванных за нарушение Федерального закона № 115 в 2017 г., составляла более 66% от общего числа аннулированных лицензий. Важно также сказать, что в ходе анализа, проведенного в работе, нами выявлено, что 50% лицензий было отозвано у коммерческих банков не просто за нарушение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а за непосредственное осуществление банками деятельности по легализации денежных средств, что также подтверждено статистикой по уголовным делам на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Это еще раз подтверждает тот факт, что на сегодняшний день отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности является одним из основных инструментов в борьбе с отмыва-

нием денег. При этом можно говорить о высокой значимости Федерального закона № 115 как основного нормативного акта, регулирующего деятельность по борьбе с ОД/ФТ, в деятельности на пути к очистке банковского сектора от неблагонадежных банков и обеспечению его прозрачности.

В-третьих, в статье проанализирована статистика по совершению экономических преступлений в стране. Согласно приведенным данным, в период с 2010 по 2018 г. наблюдается стабильное снижение количества экономических преступлений. Однако более резкое снижение доли такого рода преступлений мы можем наблюдать в 2014 г., и на это могли повлиять следующие факторы: в 2013 г. Банку России были даны полномочия мегарегулято-ра на финансовом рынке, в том числе полномочия по осуществлению надзора над финансовыми институтами. С этого момента началась активная работа Банка России по усилению надзора за кредитными организациями, в том числе путем усиления роли внутреннего контроля в коммерческих банках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Составлено автором на основе данных годовых отчетов Банка России за 2014-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ ?РгДё=§оё

2. Составлено автором на основе данных годовых отчетов Банка России за 2014-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/ ?РгШ=§оё

3. Составлено автором на основе данных Банка России «Обзор банковского сектора Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbг.гu/analytics/?PгtId=bnksyst

4. Рассчитано автором на основе данных пресс-релиза Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/month_archive/

5. Составлено автором на основе данных пресс-релиза Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/month_archive/

6. Отчет департамента финансового мониторинга и финансового контроля при Банке России «О структуре сомнительных операций в банковском секторе в 2017 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/ File/41357/2017.pdf

7. Скобелкин Д.Г. Результат нашей работы - устойчивая динамика снижения объемов сомнительных операций // Финансовая безопасность. - 2018. - № 20. -С. 16-21.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации. Глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

9. Правовая статистика. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/ offenses_chart

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Compiled by the author on the basis of the Annual reports of the Bank of Russia for 2014-2017 [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.cbr.ru/publ/?PrtId=god

2. Compiled by the author on the basis of the Annual reports of the Bank of Russia for 2014-2017 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cbr.ru/publ/?PrtId=god

3. Compiled by the author on the basis of the Bank of Russia «Review of the banking sector of the Russian Federation» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst

4. Calculated by the author based on the data of the Press Release of the Bank of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/press/month_archive/

5. Compiled by the author based on the data of the Press Release of the Bank of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/press/month_archive/

6. Report of the Department of financial monitoring and financial control of the Bank of Russia «On the structure of suspicious transactions in the banking sector in 2017» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/41 357/2017.pdf

7. Skobelkin D.G. The result of our work is a steady dynamics of reducing volumes of doubtful operations // Financial Security. - 2018. - № 20. - P. 16-21.

8. Criminal code of the Russian Federation Chapter 22 «Crimes in the sphere of eco-

nomic activity» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consultant.ru/

9. Legal statistics. Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: http://crimestat.ru/offenses_chart

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.