УДК 336.717
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ
Рогатенюк Э.В., Ковтунович В.С.
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского 295015 г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, каб. 302, e-mail:[email protected]
Аннотация. В последние десятилетия одним из важнейших направлений контрольно-надзорной деятельности Банка России становится надзор за соблюдением агентами финансового мониторинга положений законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Важность данного направления деятельности Банка России обусловлена значительным оттоком капитала из страны, что является важными индикаторами текущей экономической ситуации в стране. Учитывая это, в статье проанализирована динамика объемов сомнительных операций в российском банковском секторе и их структура.
Ключевые слова: банковская сфера, Центральный банк, контрольно-надзорная деятельность, отток капитала, финансовый мониторинг, сомнительные операции в банковской сфере, обналичивание и вывод денежных средств за рубеж, транзитные операции повышенного риска.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия одним из важнейших направлений контрольно-надзорной деятельности (далее — КНД) Банка России становится надзор за соблюдением агентами финансового мониторинга положений законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ). Важность данного направления КНД обусловлена значительным оттоком капитала из страны, что является важными индикаторами текущей экономической ситуации в стране.
«Отток капитала — это перевод денежных средств с территории одного государства для размещения их в другой стране. При этом это отнюдь не какие-то сомнительные транзакции. Сюда включается погашение кредитов, инвестиции, в том числе покупку технологий, ссуды для покупки финансовых активов, уплата дивидендов по ценным бумагам зарубежным инвесторам, а также покупка иностранной валюты нашими гражданами» [3].
«По итогам 2017 года чистый отток капитала из России в частном секторе за 2017 год вырос на 58% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 31,3 млрд. долларов. В денежном выражении он стал больше на 19 млрд долларов. В 2017 году с учетом материалов Росфинмониторинга арестовано за рубежом активов на сумму около 10 млрд. руб» [10, с. 234]. «В противоположность ситуации годом ранее, основным источником чистого вывоза капитала являлись операции банковского сектора по сокращению внешних обязательств. Потоки капитала, связанные с операциями прочих секторов, носили в целом взаимокомпенсирующий характер» [9].
К основным причинам, вызвавшим рост оттока капитала в 2018 году, можно отнести: укрепление курса рубля, активизирующее трансграничные операции; рост цен на углеводороды и как следствие — увеличение валютной выручки; действующие санкции и возможность введения новых, что неизбежно сказывается на инвестиционных ожиданиях. Однако помимо вполне объективных (легальных) причин, отток капитала зачастую связан с криминальными инвестициями — легализацией (отмыванием) преступных доходов и перенаправлением их на финансирование терроризма. Эта проблема носит глобальный характер и все в большей степени угрожает устойчивости мировой финансовой системы и политической стабильности демократических государств.
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ И ПУБЛИКАЦИЙ
Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, рассматривающих различные аспекты контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере: А.Г. Братко, Н.С. Бровкина, И.В. Винниковой, Е.А. Лупандиной, А.В. Осипова, А.В. Пасько и А.Ю. Симановского, М.М. Прошунина и многих других; риск-менеджмента и риск-ориентированного надзора в банковской сфере: П.В. Ревенкова, О.И. Лаврушина, В.В. Жарикова, И.Н. Мастяевой, А.В. Пенюгаловой и Е.А. Староселькой и многих других.
В качестве информационного обеспечения данного исследования использовались годовые отчеты Банка России за 2016-2018 года и статистические данные, представленные на официальном сайте Банка России.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как было выяснено нами ранее [8] объектом КНД Банка России в банковской сфере являются кредитные организации, а целью — своевременное выявление и предупреждение риска возникновения необычных/сомнительных операций/сделок. Целью сомнительных операций в банковской сфере является обналичивание и вывод денежных средств за рубеж. Предшествует данным действиям транзитные операции повышенного риска, которые часто сопровождаются сменой оснований входящих и исходящих платежей, «ломкой» НДС.
Проведем анализа сомнительных операций в российском банковском секторе, рассмотрим основные схемы обналичивания денежных средств и вывода их за границу.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
В таблице 1 и на рисунке 1 представлены результаты анализа объемов сомнительных операций в российском банковском секторе. Мы видим, что за 2016-2018 года сумма транзитных операций повышенного риска, суммы обналиченных денежных средств и вывода их за рубеж сократились приблизительно в 3 раза. Такая динамика положительно характеризует совместную деятельность Банка России и Росфинмониторинга в целях ПОД/ФТ в банковской сфере.
Таблица 1.
Анализ сомнительных операций в банковской сфере Российской Федерации за 2017-2018 года*
Виды сомнительных операций в банковской сфере млр. руб. Абсолютные откл. (+,-) Темпы роста, %
2016 2017 2018 20172016 2082016 20182016 2017/ 2016 2018/ 2017 2018/ 2016
Транзитные операции повышенного риска 3900 2500 1300 -1400 -1200 -2600 64,10% 52,00% 33,33%
Обналичивание денежных средств 522 326 176 -196 -150 -346 62,45% 53,99% 33,72%
Вывод денежных средств за рубеж 183 77 65 -106 -12 -118 42,08% 84,42% 35,52%
*Источник: рассчитано авторами по данным Банка России [6]
2018
2017
2016
130 0 2500 900
^65 176 77
522
500
1000
1500
2000
2500
3000
3500
4000
4500
■ Транзитные операции повышенного риска ■ Обналичивание денежных средств Вывод денежных средств за рубеж
Рис. 1. Динамика сомнительных операций в банковской сфере Российской Федерации
за 2016-2018 года, млр. руб.*
*Источник: построено авторами на основе данных Банка России [7]
На рисунке 2 представлена динамика структуры транзитных операций повышенного риска, совершенных кредитными организациями РФ за 2016-2018 года. Мы видим, что в анализируемом периоде лидируют операции по обналичиванию денежных средств через счета и платежные карты физических лиц: в 2016 году их доля составляла 64%, 2017 — 38%, 2018 — 34%, то есть снизилась почти в 2 раза, что является хорошим результатом работы Центробанка.
0
Продажа денежной наличности платежными агентами
Продажа денежной наличности торговыми компаниями
Продажа денежной наличности туристическим компаниям
Оптимизация налогообложения при закупках металлолома и ювелирных изделий
Вывод денежных средств за рубеж
Обналичивание денежных средств через счета и платежные карты физлиц
0% 20% 40% 60% 80% ■ 2018 "2017 "2016
Рис. 2. Динамика структуры транзитных операций повышенного риска в Российской Федерации
за 2016-2017 года, %*
*Источник: построено авторами на основе данных Банка России [7]
Положительная динамика (снижение доли) наблюдается по операциям вывода денежных средств за рубеж (снижение в 2 раза), оптимизации налогообложения при закупках металлолома и ювелирных изделий (-40%), продажи денежной наличности туристическим компаниям (-44,45%), продажи денежной наличности платежными агентами (-80%). Выявлено увеличение риска сомнительных операций при продаже денежной наличности торговым компаниям (+65,52%), при этом в 2016 году данные операции трудно идентифицировались, поэтому не получилось использовать статистические данные для анализа.
Лидером по незаконным транзитивным операциям являются операции по обналичиванию денежных средств, а в их структуре — выдача со счетов физических лиц и счетов платежных карт, далее следуют операции по выдаче на прочие цели и по платежным картам юридических лиц (рис. 3). В 2017 году как сомнительные стали идентифицироваться сделки по выдаче наличных средств индивидуальным предпринимателям (они незначительно снизились), а в 2018 году — выдачи наличных средств по сделке с ценными бумагами.
Иные схемы
Выдачи по сделкам с ценными бумагами Выдачи индивидуальным ..
Выдачи на прочие цели и по платежным..
Выдачи со счетов физлиц и счетов..
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рис. 3 Динамика структуры обналичивания денежных средств в Российской Федерации за 2016-2017 года, %*
*Источник: построено авторами на основе данных Банка России [7]
«При ощутимом снижении в 2018 году обналичивания денег в банковском секторе усилился его переток в нефинансовый сектор. Банком России выявлены в значительных объемах сомнительные операции, направленные на безналичную компенсацию наличной торговой выручки, «продаваемой» третьим лицам оптово-розничными компаниями, а также валютнообменные операции и трансграничные переводы, связанные с обслуживанием теневого оборота денежных и товарных потоков на крупных рынках страны» [6, с.170].
2018 2017 2016
Рассматривая динамику структуры вывода средств за рубеж (рис. 4), следует отметить преобладание на протяжении всего анализируемого периода доли операций перевода по сделкам с услугами, далее следуют операции по авансированию импорта товаров, переводы по сделкам с ценными бумагами и т.д. В 2018 года стало возможным идентифицировать риски сомнительных операций при переводах по агентским договорам.
Иные схемы Перевод по агентским договорам Переводы по исполнительным документам (через ФССП) Импорт товаров в рамках Таможенного союза Переводы по сделкам с ценными бумагами Импорт товаров с использованием льготных режимов Авансирование импорта товаров Переводы по сделкам с услугами
2018 2017 2016
0% 10% 20% 30% 40%
Рис. 4. Динамика структуры вывода средств за рубеж из Российской Федерации за 2016-2017 года, %*
*Источник: построено авторами на основе данных Банка России [7]
Учитывая рост количества сомнительных операций в банковской сфере и постоянную модификацию антиотмывочных схем, Банк России в рамках осуществляемой КНД усилил блок надзорных мероприятий над кредитными организациями (далее — КО) и нефинансовыми организациями (далее — НФО) в целях ПОД/ФТ (табл. 2).
Мы видим, что основными направлениями КНД Банка России являются входной контроль (государственная регистрация и лицензирование) и камеральные проверки (бесконтактные и контактные). Так, в анализируемом периоде количество отозванных лицензий снизилось с 97 до 60, но в целях ПОД/ФТ осталось на уровне 35. Преобладают камеральные проверки, однако их количество сократилось на 73,79% (с 557 в 2016 году до 146 в 2018 году); в их составе уменьшилась доля проверок в сфере ПОД/ФТ (с 40% от всех проверок в 2016 году до 35% в 2018 году).
Таблица 2.
Мероприятия в рамках контрольно-надзорной деятельности, осуществляемые Банком России
в 2016-2018 года*
Мероприятия в рамках КНД 2016 год 2017 год 2018 год
В отношении КО
1. Проверки (плановые и внеплановые) КО 557 455 146
в том числе в сфере ПОД/ФТ 40% 44% 35%
2. Отозвано лицензий у КО за нарушение банковского законодательства 97 51 60
в том числе в сфере ПОД/ФТ 35 24 35
3. Предупредительные меры в отношении КО за нарушение Федерального закона №115-ФЗ (письма о недостатках, совещания) 385 в отношении 287 КО в отношении 224 КО в отношении 363 КО
4. Предупредительные меры в отношении КО за нарушение Федерального закона №115-ФЗ (принудительная мера) 1351 в отношении 560 КО в отношении 248 КО в отношении 316 КО
5. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с неисполнением КО и их должностными лицами, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ территориальными учреждениями Банка России 545 дел в отношении 279 должностных лиц КО 479 дел в отношении 236 должностных лиц КО 466 дел в отношении 236 должностных лиц КО
6. Завершено рассмотрение дел об административных правонарушений в КО 550 486 431
Продолжение табл. 2
1 2 3 4
Мероприятия в рамках КНД 2016 год 2017 год 2018 год
по результатам вынесено в отношении КО:
—ограничения на осуществления отдельных операции, — 161 211
— запрет на осуществление отдельных операций, — 40 37
—требования об установлении нарушений нормативных актов в области ПОД/ФТ — 126 256
по результатам вынесено в отношении должностных лиц КО:
— постановления о наложении штрафа, 105 139 128
— постановления о назначении предупреждения, 252 186 115
— постановления о прекращении производства по делам об
административных правонарушения в отношении
должностных лиц КО, 193 161 188
В отношении НФО
7. Проверки (плановые и внеплановые) НФО — 73 32
в том числе в сфере ПОД/ФТ — 26% 12%
8. Предупредительные меры в отношении НФО за нарушение Федерального закона №115-ФЗ (предписания с требованиями об устранении нарушений и/или о принятии мер, 2028 в отношении в отношении 1419 НФО
направленных на недопущение нарушений в дальнейшей деятельности)) 1713 НФО
9. Предупредительные меры в отношении НФО за нарушение Федерального закона №115-ФЗ (рекомендательные письма о наличии недостатков в работе, проведение совещаний с — 709 в отношении 541 НФО в отношении 640 НФО
руководством НФО)
10. Возбуждение дел в отношении НФО об административных
правонарушениях территориальными учреждениями Банка России 1791 3001 2859
в том числе:
— в отношении должностных лиц 756 1309 1306
11. Завершено рассмотрение дел об административных правонарушений в НФО 1867 3019 2726
по результатам вынесено в отношении НФО:
— постановления о наложении штрафа, 207 233 217
— постановления о назначении предупреждения, 1461 2553 2137
— постановления о прекращении производства по делам об
административных правонарушения в отношении должностных лиц КО 199 200 372
по результатам вынесено в отношении должностных лиц НФО:
— постановления о наложении штрафа, 73 105 81
— постановления о назначении предупреждения, 623 1144 992
— постановления о прекращении производства по делам об
административных правонарушения в отношении должностных лиц КО 92 97 176
*Источник: составлено авторами на основе [4, с.108-109; 5, с.134-136; 6, с.170-173]
Расширились предупредительные меры в отношении кредитных организаций за нарушение Федерального закона №115-ФЗ (письма о недостатках, совещания, принудительные меры) и в отношении должностных лиц кредитных организаций. В 2017 году количество кредитных организаций, охваченных данными мерами, снизилось, но в 2018 году снова возросло.
В анализируемом периоде прослеживается увеличение количества дел об административных правонарушениях кредитными организациями и их должностными лицами, что сказывается на ужесточение наказаний и росте их в количественном выражении.
Главной особенностью последних двух лет является ужесточение КНД со стороны Банка Россия нефинансовых организаций. С 2017 года в отношении нефинансовых организаций осуществляются камеральные проверки, в том числе и в целях ПОД/ФТ. Растет количество
нефинансовых организаций и их должностных лиц, в отношении которых принимаются меры предупредительного и административного характера.
Проблемой остается отсутствие методики идентификации риска возникновения сомнительных операций в деятельности кредитных организаций и нефинансовых организаций; отсутствие статистики «отмывочных» преступлений в банковской сфере, что снижает возможности анализа, оценки и прогнозирования развития системы ПОД/ФТ и КНД Банка России.
ВЫВОДЫ
В целях повышения качества КНД в банковской сфере с 2016 года по настоящее время проводится масштабная реформа на основе централизации, предполагающая расширение полномочий Банка России в сфере регулирования и надзора.
В докладе Банка России «Итоги десятилетия 2008-2017 годов в российском банковском секторе: тенденции и факторы» [1] указывается, что за последние десять лет в рамках КНД были отозваны лицензии у 359 КО, то есть у 31,6% от числа действующих; лицензий были лишены 143 банка. Также, итогом проводимой работы явилось существенное снижение вовлеченности банков в проведение теневых операций. Масштабная работы по оздоровлению банковского сектора позволила повысить его устойчивость, что в целом подтверждается результатами регулярных стресс-тестов, проводившихся как Банком России, так и экспертами МВФ и Всемирного банка.
Положительным результатам КНД в банковской сфере предшествовала серьезная совместная работа Банка России и Росфинмониторинга по приведению нормативной базы в области ПОД/ФТ в соответствие с новыми требованиями международного законодательства в этой области.
В 2018 году Банк России продолжил работу по исполнению полномочий, установленных Федеральный закон № 115 ФЗ [2]. При этом особое внимание уделялось повышению эффективности функционирования системы ПОД/ФТ. «В целях приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере ПОД/ФТ при непосредственном участии Банка России в 2018 году в Федеральный закон № 115 ФЗ был внесен ряд концептуальных изменений:
• законодательно закреплен механизм противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
• на законодательном уровне установлена обязанность аудиторов по уведомлению Федеральной службы по финансовому мониторингу о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма» [6, с.170].
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поскольку КНД в банковской сфере в целях ПОД/ФТ осуществляется не только Банком России, но и Росфинмониторингом, в дальнейшем необходимо проанализировать результаты его работы, а также результаты совместных проверок, осуществляемых МВФ и Всемирным банком. Возможно, будут выявлены дополнительные схемы обналичивания теневых доходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Итоги десятилетия 2008-2017 годов в российском банковском секторе: тенденции и факторы // Серия докладов об экономических исследованиях. — 2018. — №3. — 81 с.
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: фед. закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07082001-n-115-fz-o/ (дата обращения: 06.09.2018).
3. Отток капитала из России на одном графике: сколько ежегодно уходит денег? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grosh-blog.ru/ (дата обращения: 20.09.2018).
4. Отчет Банка России за 2016 год. — Москва: Центральный банк Российской Федерации,
2017. — 293 с.
5. Отчет Банка России за 2017 год. — Москва: Центральный банк Российской Федерации,
2018. - 327 с.
6. Отчет Банка России за 2018 год. — Москва: Центральный банк Российской Федерации, 2019. - 402 с.
7. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 02.03.2019).
8. Рогатенюк, Э.В. Контрольно-надзорная деятельность Банка России: сущность, формы и виды, инструментальное обеспечение / Э. В. Рогатенюк // Экономика строительства и природопользования. — 2018. — № 3(68). — С. 86-95.
9. 2017 год в России — рекордный по оттоку капитала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kramola.info/vesti/novosti/2017-god-v-rossii-rekordnyy-po-ottoku-kapitala (дата обращения: 20.09.2018).
10. Филатова, И.В. Применение риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем / И.В. Филатова // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 1. — С. 233-236.
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES
OF THE BANK OF RUSSIA FOR AML/CFT
Rogatenyuk E.V., Kovtunovich V.S.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Annotation. In recent decades, one of the most important areas of control and Supervisory activities of the Bank of Russia is the supervision of compliance by financial monitoring agents with the provisions of the legislation on combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism. The importance of this area of activity of the Bank Of Russia is due to the significant outflow of capital from the country, which is an important indicator of the current economic situation in the country. Taking this into account, the article analyzes the dynamics of the volume of suspicious transactions in the Russian banking sector and their structure.
Keywords: banking, Central Bank, control and Supervisory activities, capital outflow, financial monitoring, doubtful operations in the banking sector, cashing and withdrawal of funds abroad, transit operations of increased risk.