Научная статья на тему 'Противодействие легализации денежных средств как инструмент минимизации уровня теневой экономики'

Противодействие легализации денежных средств как инструмент минимизации уровня теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1419
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ СРЕДСТВ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ОТМЫВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / COUNTERACTING THE LEGALIZATION OF CRIME INCOMES / SHADOW ECONOMY / MONEY LAUNDERING / RISK MINIMIZATION / TAX PLANNING / CRIMINAL INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буянский Станислав Геннадьевич, Порываев Григорий Валерьевич

Предмет исследования выстраивание процедур противодействия легализации денежных средств в части минимизации уровня теневой экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена следующими причинами. Во-первых, реализация рисков легализации (отмывания) средств, которым подвержена деятельность любого субъекта, оказывает влияние на устойчивое развитие экономики государств. Во-вторых, деятельность по легализации преступных доходов тесно связана с такими явлениями, как отток капитала, коррупция, использование хозяйствующими субъектами офшорных зон с целью сокрытия источника происхождения доходов, а также уклонение от уплаты налогов, незаконное обналичивание денежных средств, которые являются факторами теневой экономики. В-третьих, в конце 2018 г. в России Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) будут осуществляться плановые мероприятия в рамках четвертого раунда проверок эффективности действия антиотмывочных законов. Цель статьи анализ инструментов противодействия легализации средств как инструмента минимизации уровня теневой экономики на основе банковского сектора России. Предлагается модель оценки потенциальных убытков кредитных организаций на основе модели VaR (Value at Risk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteracting Money Laundering as a Tool to Minimize the Shadow Economy

The subject of the research is the establishment of procedures for counteracting money laundering in order to minimize the level of the shadow economy. The relevance of the topic is determined by the following reasons. First, the money laundering risks any business may be subject to, affects the sustainable development of national economies. Second, the criminal income legalization activity is closely connected with the phenomena of capital outflow, corruption, use of offshore zones to conceal sources of income as well as tax evasion and illegal cashing of funds that are factors of the shadow economy. Third, at the end of 2018 in Russia, the Financial Action Task Force (FATF) is going to perform scheduled activities under the fourth round of audits related to assessment of anti-money laundering effectiveness. The purpose of the research was to analyze tools of countering the money laundering that can be used to minimize the level of the shadow economy based on the banking sector of Russia. A model for assessment of potential losses of credit institutions based on the VaR (Value at Risk) model is proposed.

Текст научной работы на тему «Противодействие легализации денежных средств как инструмент минимизации уровня теневой экономики»

DOI: 10.26794/1999-849Х-2018-11-5-48-55 УДК 311.42(045) JEL С35, Е60, G33

Противодействие легализации денежных средств как инструмент минимизации уровня теневой экономики

С. Г. Буянский,

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9911-2314

Г. В. Порываев,

ООО «КПМГ Налоги и гонсультирование»,

Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4455-9362

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — выстраивание процедур противодействия легализации денежных средств в части минимизации уровня теневой экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена следующими причинами. Во-первых, реализация рисков легализации (отмывания) средств, которым подвержена деятельность любого субъекта, оказывает влияние на устойчивое развитие экономики государств. Во-вторых, деятельность по легализации преступных доходов тесно связана с такими явлениями, как отток капитала, коррупция, использование хозяйствующими субъектами офшорных зон с целью сокрытия источника происхождения доходов, а также уклонение от уплаты налогов, незаконное обналичивание денежных средств, которые являются факторами теневой экономики. В-третьих, в конце 2018 г. в России Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) будут осуществляться плановые мероприятия в рамках четвертого раунда проверок эффективности действия антиотмывочных законов. Цель статьи — анализ инструментов противодействия легализации средств как инструмента минимизации уровня теневой экономики на основе банковского сектора России.

Предлагается модель оценки потенциальных убытков кредитных организаций на основе модели VaR (Value at Risk).

Ключевые слова: противодействие легализации преступных средств; теневая экономика; отмывание преступных доходов; минимизация рисков; преступные доходы

Для цитирования: Буянский C. Г., Порываев Г. В. Противодействие легализации денежных средств как инструмент минимизации уровня теневой экономики. Экономика. Налоги. Право. 2018;11(5):48-55. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-48-55

м

DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-48-55 УДК 311.42(045) JEL C35, E60, G33

Counteracting Money Laundering as a Tool to Minimize the Shadow Economy

S. G. Buyanskyi,

Financial University Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9911-2314

G. V. Poryvaev,

KPMG Taxes and Consulting LLC, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4455-9362

ABSTRACT

The subject of the research is the establishment of procedures for counteracting money laundering in order to minimize the Level of the shadow economy. The relevance of the topic is determined by the following reasons. First, the money laundering risks any business may be subject to, affects the sustainable development of national economies. Second, the criminal income legalization activity is closely connected with the phenomena of capital outflow, corruption, use of offshore zones to conceal sources of income as well as tax evasion and illegal cashing of funds that are factors of the shadow economy. Third, at the end of 2018 in Russia, the Financial Action Task Force (FATF) is going to perform scheduled activities under the fourth round of audits related to assessment of anti-money laundering effectiveness.

The purpose of the research was to analyze tools of countering the money laundering that can be used to minimize the level of the shadow economy based on the banking sector of Russia.

A model for assessment of potential losses of credit institutions based on the VaR (Value at Risk) model is proposed. Keywords: counteracting the legalization of crime incomes; shadow economy; money laundering; risk minimization; tax planning; criminal incomes.

For citation: Buyanskiy S.G., Poryvayev G.V. Counteracting money laundering as a tool to minimize the shadow economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2018;11(5):48-55. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-5-48-55

ВВЕДЕНИЕ

Международные транзакции по легализации преступных доходов оцениваются от 2 до 5% мирового ВВП. Ряд экспертов считает, что объем легализуемых средств составляет триллионы долларов США в год [1]. В настоящее время в условиях развития рыночной экономики и глобализации легализация преступных доходов стала общемировой проблемой, негативно влияющей на устойчивый экономический рост стран. Безусловно, легализация преступных доходов является элементом теневой экономики, отрицательно сказывающимся

на состоянии экономической безопасности государств [2].

Будучи основополагающим фактором дестабилизации экономики, политической и социальной жизни стран, теневая экономика представляет собой область предпринимательской и общественной деятельности, основная цель которой состоит в получении выгод посредством применения как политических, так и экономических противозаконных механизмов. При этой теневая экономика не учитывается официальной статистикой и не входит в показатель валового национального продукта.

Легализация преступных доходов, позволяющая скрыть противозаконные источники прибыли, осуществляется при посредничестве не только кредитных организаций, но иных финансовых, а также нефинансовых институтов [3].

Ввиду того, что кредитные организации являются основными субъектами противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее — ПОД/ ФТ) в Российской Федерации, целесообразно рассматривать проблематику противодействия легализации преступных доходов как инструмент минимизации уровня теневой экономики на примере банковского сектора России.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время экспертами отмечается, что противоправные схемы проведения незаконных операций, требующих минимального времени на их осуществление, усложняются, а использование транзитных счетов кредитных организаций в целях легализации незаконных доходов становится повсеместной практикой. Безусловно, это приводит к серьезным экономическим и репутационным потерям кредитных организаций. Однако главной угрозой для кредитных организаций является отзыв лицензий на осуществление банковских операций [4].

Согласно статистическим данным Банка России чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2017 г. составил 31,3 млрд долл. США против 19,8 млрд долл. США в 2016 г. На статью оттока капитала «сомнительные операции», которые имеют признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств, в 2017 г. приходится 378,3 млрд долл. США, а в 2016 г.— 540,91 млрд долл. США1.

В соответствии с данными Банка России объем сомнительных финансовых операций в Российской Федерации в 2015 г. составил 1,5 млрд долл. США, а в 2016 и 2017 гг.— 800 млн долл. США2. Объем операций по обналичиванию денежных средств в России в 2015 г.

1 Сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/? PrtId=svs (дата обращения: 12.04.2018).

2 Сайт «Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит». URL: https:// www.audit-it.ru/news/finance/937559.html (дата обращения: 12.04.2018).

равнялся 400 млрд руб.3 В целом в 2017 г. из России было выведено 78 млрд руб. против 180 млрд в 2016 г. При этом в 2016 г. объем обналичивания незаконных средств составил 522 млрд руб. против 324 млрд руб. в 2017 г.

В 2017 г. было проведено 200 (44% плановых и внеплановых) проверок на предмет соответствия требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ кредитных организаций против 557 проверок в 2016 г. (40% плановых и внеплановых проверок). За нарушение законодательства по ПОД/ФТ были отозваны лицензии у 24 кредитных организаций (всего 51 кредитная организация была лишена лицензии)4.

По результатам проверок Росфинмониторинга в 2016 г. в 94% случаев были установлены нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ. Основная масса административных дел возбуждалась по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Были также выявлены случаи непредставления организациями сведений в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных операциях, наказание за которые предусматриваются ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 200-400 тыс. руб. или административного приостановления деятельности на срок до 60 суток. Применения этих санкций можно было бы избежать с помощью более качественного и оперативного анализа рисков.

Согласно Financial Times общая сумма штрафов и взысканий за несоответствие требованиям санкци-онных режимов ПОД/ФТ по вопросам уклонения от уплаты налогов составляет более 1 млн долл. США.

Необходимость управления таким теневым экономическим процессом, как легализация преступных доходов, обусловливается действием как российских, так и международных нормативно-правовых актов.

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

СРЕДСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ МИНИМИЗАЦИИ УРОВНЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Кредитные организации могут быть вовлечены в схему легализации преступных доходов в двух случаях. В первом случае кредитные организации рас-

3 Сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/? PrtId=svs (дата обращения: 12.04.2018).

4 Сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ ar_2017.pdf (дата обращения: 04.05.2018).

сматриваются как объект угрозы. Данный риск возникает вследствие неэффективности внутреннего контроля, непроизвольной ошибкой менеджмента и/или сотрудников банка, вмешательства извне злоумышленников. Во втором случае кредитные организации рассматриваются как источники угрозы. Отмывание доходов реализуется путем мошеннических действий, преднамеренных действий (бездействия) менеджмента и/или сотрудников кредитной организации, включая работников внутреннего контроля [5].

Под противодействием легализации преступных доходов понимается совокупность правовых, методологических и цифровых инструментариев, которые кредитные организации используют в целях минимизации риска вовлечения в преступные схемы по отмыванию доходов. Минимизация обозначенного риска позволяет снизить уровень теневой экономики.

Итак, правовые инструменты ПОД/ФТ — это совокупность действующих международных и российских нормативно-правовых актов, а также локальных документов кредитной организации, принятых в целях ПОД/ФТ.

С позиции ФАТФ5 отмывание доходов — это процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем.

В настоящее время правовую основу регулирования деятельности в сфере противодействия отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, в России составляет Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), в соответствии с которым «легализация (отмывание) доходов» есть «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».

Но при этом в Законе № 115-ФЗ не определяется понятие «идентификация третьей стороны» и не устанавливается разница в терминах «аутентификация» и «идентификация» клиентов. Но в целях противодей-

5 ФАТФ — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action TaskForce on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, созданная для выработки и реализации коллективных мер борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Учреждена в 1989 г.

ствия легализации преступных доходов крайне важно оценивать деловую репутацию зарубежного банка, участвующего в операции, минимизируя тем самым риск вовлечения в противоправную деятельность.

УСТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ

Методологические инструменты — это совокупность способов и методов, стратегий осуществления контрольных процедур в целях ПОД/ФТ.

К методологическим инструментам относятся правила внутреннего контроля (далее — ПВК) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

ПВК — это комплексный документ, который содержит:

1) регламентацию организационной основы работы кредитной организации, направленной на ПОД/ФТ;

2) порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ;

3) распределение зоны ответственности и сроки выполнения обязанностей должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ.

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМ ПОД/ФТ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Кредитные организации выстраивают так называемые три линии защиты от противозаконных действий:

1) сотрудники, взаимодействующие с клиентами и параллельно выполняющие работу в соответствии с предусмотренной системой контроля;

2) подразделение внутреннего контроля, осуществляющее контроль и оценку рисков, а также разработку политик и процедур в сфере ПОД/ФТ, проведение тренингов, отдел финансового мониторинга;

3) внутренний аудит, обеспечивающий независимый контроль за первой и второй линиями защиты.

Можно выделить ряд типичных недостатков систем ПОД/ФТ кредитных организаций.

Так, зачастую основные полномочия по принятию решений в части ПОД/ФТ в кредитных организациях фактически сосредоточены в службах финансового мониторинга. Однако потенциально в компетенцию

Таблица 1 / Table 1

Расчет показателя VaR / Calculation of VAR

Нарушение по соответствующему направлению / Violation in the appropriate direction Статья в КоАП / Article in the Administrative Code Наименование риска / Name of the risk Риск для банка / Risk for the bank

Закон № 115-ФЗ / Law No. 115-FL Часть 2.3 ст. 15.27 / Part No. 2.3 article No. 15.27 Непроведение должной идентификации отправителя платежа ФЛ в адрес ФЛ / Not making proper identification of the sender of payment to the individual Критичный / Critical

Закон № 115-ФЗ / Law No. 115-FL, Положение 375-П, 449-П / Regulation No. 375-R, 449-R Часть 1.1 ст. 15.27 / Part No. 1.1 article No. 15.27 Неполное/частичное отражение требований законодательства по ПОД/ФТ / Incomplete / partial reflection of AML/CFT legislation requirements Высокий / High

Закон № 115-ФЗ / Law No. 115-FL, Положение 375-П, 321-П / Regulation No. 375-R, 321-R Часть 1 ст. 15.27 / Part No. 1 article No. 15.27 Несвоевременное выявление/ невыявление подозрительных транзакций / Untimely detection / non-detection of suspicious transactions Высокий / High

Закон № 115-ФЗ / Law No. 115-FL, Положение 449-П / Regulation No. 449-R Часть 2.3 ст. 15.27 / Part No. 2.3 article No. 15.27 Несвоевременная идентификация бенефициарного владельца / Untimely identification of the beneficial owner Высокий / High

Закон № 115-ФЗ / Law No. 115-FL, Положение 449-П / Regulation No. 449-R Часть 2.3 ст. 15.27 / Part No. 2.3 article No. 15.27 Некорректная идентификация бенефициарного владельца / Incorrect identification of the beneficial owner Высокий / High

Указание 1485-У / Directive No. 1485-D Часть 1 ст. 15.27 / Part No. 1 article No. 15.27 План обучения по ПОД/ФТ не устанавливает сроки проведения вводного (первичного) инструктажа / The AML/CFT training plan does not establish the dates for the introductory (initial) briefing Средний/ Average

Указание 1486-У / Directive No. 1486-D Часть 1 ст. 15.27 / Part No. 1 article No. 15.27 Назначение на должность ответственного сотрудника лица, не отвечающего квалификационным требованиям / Appointment of a person who does not meet the qualification requirements Средний/ Average

Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.

Примечание: 1. Положение № 375-П - положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»; положение № 449-П -положение Банка России от 15.10.2015 № 449-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; указание № 1486-У - указание Банка России от 09.08.2004 № 1486-У (ред. от 31.10.2011) «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» / Note: 1. Regulation No. 375-R - Regulation of the Bank of Russia of 02.03.2012 No. 375-R "On requirements for internal control rules of a credit institution with a view to counteract legalization (laundering) of proceeds from crime"; Regulation No. 449-R - Regulation of the Bank of Russia of 15.10.2015 No. 449-R "On identification of customers, client representatives, beneficiaries and beneficial owners with credit institutions for the purpose of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism"; Directive No. 1486-D - Directive of the Bank of Russia of 09.08.2004 No. 1486-D "On qualifying requirements for special officials responsible for compliance with internal control rules in order to counter money laundering, and the financing of terrorism and programs for its implementation in credit organizations". 2. ФЛ - физическое лицо / individual.

таких служб не входит выполнение отдельных требований ПОД/ФТ. С целью повышения эффективности управления риском отмывания преступных доходов и вместе с тем снижения вероятности вовлечения в теневые процессы, а также применения санкций со стороны регулятора, представляется целесообразным сформировать коллегиальный орган (например, комитет по комплаенсу [6]), в компетенцию которого будут входить:

1) принятие основополагающих управленческих решений в части минимизации вовлечения кредитной организации в проведение неправомерных операций и операций, не имеющих очевидного экономического смысла;

2) урегулирование проблем взаимодействия подразделений, осуществляющих отдельные функции по ПОД/ФТ;

3) управление комплаенс-риском в части ПОД/ ФТ (в том числе принятие мер в случаях возникновения инцидентов комплаенс-риска и отслеживания динамики уровня комплаенс-риска в части ПОД/ФТ);

4) наделение полномочий по оценке эффективности осуществления подразделениями банка возложенных на них функций в сфере ПОД/ФТ.

В деятельности ответственного подразделения кредитной организации по выявлению необычных транзакций могут иметься недостатки, выражающиеся в неидентификации дробления транзакций по одному отправителю за один день на общую сумму, превышающую 600 000 руб., непроведения идентификации отправителя/получателя платежа, отсутствия информации об основании платежа.

В этом могут помочь цифровые инструменты — решения, основанные на использовании /Г-технологий, применяемые в целях автоматизации внутреннего контроля в кредитных организациях и включающие автоматизацию следующих процессов: выявление случаев мошенничества, борьба с легализацией преступных доходов, установление процедуры «Знай своего клиента».

Безусловно, в целях управления ПОД/ФТ и минимизации уровня теневой экономики кредитные организации должны инициировать принятие технологических решений. Так, некоторые банки уже начинают внедрять автоматизацию мониторинга операций по счетам клиентов [7].

На рынке банковских ИТ-продуктов представлен широкий спектр решений в области автоматизации внутреннего контроля в банках. Например, функционал линейки продуктов Fircosoft от компании Асси^

позволяет проводить анализ и блокировку транзакций клиента в режиме реального времени, оптимизировать и настраивать процесс присвоения риска, уменьшая количество ложных срабатываний, отфильтровывать транзакции, проводить проверку по санкцион-ным и иным спискам. В частности, программа Firco Continuity проводит скрининг транзакций в режиме реального времени, а программа Firco Compliance Link представляет собой комплексное решение, которое обеспечивает консолидированное представление обо всех счетах, транзакциях и операциях, конфигурация которых может меняться в зависимости от потребностей клиента. Приложение может быть установлено в системах банка или использоваться как услуга6.

Таким образом, автоматизация ручных процессов дает существенную экономию времени, высвобождая ресурсы для более важных и сложных задач. Автоматизация внутреннего контроля позволяет оптимизировать качество проводимых проверок вследствие исключения человеческого фактора и уменьшает объем ложных срабатываний благодаря интеллектуальному мониторингу транзакций, что повышает эффективность работы систем риск-менеджмента в банке.

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

УБЫТКОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ VAR (VALUE AT RISK)

В целях оценки эффективности систем ПОД/ФТ кредитных организаций авторами предлагается рассчитать возможные убытки ввиду несоответствия деятельности требованиям законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ, используя видоизмененную модель VaR (Value at Risk). В табл. 1 отражены потенциальные недостатки системы ПОД/ ФТ банка и их анализ на предмет вероятных финансовых потерь из-за применения санкций.

Пример расчета показателя представлен в табл. 2.

Видоизмененный показатель VaR для каждого из выявленных нарушений можно рассчитать с помощью формулы

VaR = Рмакс х Омакс. + Рмин. х Омин. + Рср. х Оср,

где P — вероятности финансовых последствий в случае реализации риска (максимальная, минимальная, средняя);

6 Сайт компании Accuity. URL: https://accuity.com/product/ firco-compliance-link/ (дата обращения: 05.04.2018).

Таблица 2 / Table 2

Данные, необходимые для расчета показателя Var / Data required for the calculation of the var indicator

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нарушение / Violation Вероятность максимальных финансовых последствий (штрафов) для риска / The probability of maximum financial penalties for risk Максимальный штраф (д.л. + ю.л.) / Maximum penalty (officials + legal entities) Вероятность минимальных финансовых последствий (штрафов) для риска / The probability of minimum financial penalties for risk Минимальный штраф (д.л. + ю.л.) / Minimum penalty (officials + legal entities) Вероятность средних финансовых последствий (штрафов) для риска / The probability of average financial penalties for risk

1 0,6 550000 0,1 330000 0,3

2 0,2 220000 0,5 110000 0,3

3 0,6 130000 0,1 60 000 0,3

4 0,4 550000 0,3 330000 0,3

5 0,3 550000 0,5 330000 0,2

6 0,2 130000 0,5 60 000 0,3

7 0,3 130000 0,5 60 000 0,2

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the author.

Примечание: д.л.- должностное лицо / official; ю.л.- юридическое лицо / legal entities.

О — штрафы за нарушения в соответствии с КоАП РФ.

При оценке вероятности финансовых последствий (штрафов) для выделенных рисков необходимо учитывать следующие факторы:

1) сумма вероятностей сценариев по штрафам должна быть равна 1;

2) наличие / отсутствие контрольных процедур и их достаточности;

3) анализ судебной практики по каждому исследуемому нарушению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассмотрены инструменты и потенциальные недостатки системы ПОД/ФТ кредитных организаций.

Кредитные организации составляют фундаментальный блок национальной системы ПОД/ФТ, являясь основными финансовыми посредниками при

проведении сделок между хозяйствующими субъектами. Поэтому на подразделения ПОД/ФТ банков возлагаются основные задачи по осуществлению финансового мониторинга за проводимыми операциями клиентов и выявлению среди них сомнительных операций, возможно связанных с легализацией средств. Эффективное функционирование в кредитной организации указанного подразделения невозможно без консолидации данных о финансовых операциях, их очистки и интеграции в единую базу данных, формирования в автоматическом режиме на регулярной основе предупреждений, настройки правил определения схем отмывания, проведения расследований выявленных предупреждений и формирования отчетности, а также углубленного анализа для выявления новых схем отмывания денег, что в конечном счете позволяет кредитным организациям минимизировать риск их вовлечения в теневые процессы экономики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Беломестных Г. Н. Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Вестник ИрГТУ. 2011;6(53):148.

2. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. М.: БИНОМ; 2012. С. 14.

3. Киселев И. А., Лебедев И. А., Никитин Д. В. Управление корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М.: ИД «Юриспруденция»; 2012. 6 с.

4. Cassara J. A. Trade-Based Money Laundering: The Next Frontier in International Money Laundering Enforcement. John Wiley & Sons. 2015;(2):14-21.

5. Sullivan K. Anti-Money Laundering in a Nutshell Awareness and Compliance for Financial Personnel and Business Managers. 2015;(2):18-27. DOI: 10.1007/978-1-4302-6161-2.

6. Bello A. U. Improving Anti-Money Laundering Compliance. Self-Protecting Theory and Money Laundering Reporting Officers. 2016;(4):93-105. DOI: 10.1007/978-3-319-43264-9.

7. Stumbauer S. Five steps for anti-money-laundering compliance in 2017. AlixPartenrs. 2017. URL: https://emarketing.alixpartners.com/rs/emsimages/2017/pubs/FAS/AP_Five_Steps_For_AML_Compliance_ Feb_2017.pdf (дата обращения: 07.04.2018).

8. Кашурников С. Н., Прасолов В. И., Романченко Л. Н. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. М.: ИНФРА-М; 2016. 234 с.

9. Зубков В. А. Противодействие отмыванию преступных доходов. Банковское дело. 2005;(7):19-22.

REFERENCES

1. GN. International cooperation of Russia in the fight against the legalization of proceeds from crime. VESTNIK of ISTU—Bulletin of Irkutsk state technical University. 2011;(53):148. (In Russ.).

2. Senchagov V. K. Economic security of Russia. Moscow: BINOM; 2012. Р. 14.

3. Kiselev I. A., Lebedev I. A., Nikitin V. D. Enterprise risk Management in order to counter money laundering and financing of terrorism. Moscow, Publishing house "Jurisprudence"; 2012. 6 p. (In Russ.).

4. Cassara J. A. Trade-Based Money Laundering: The Next Frontier in International Money Laundering Enforcement. John Wiley & Sons. 2015;(2):14-21.

5. Sullivan K. Anti-Money Laundering in a Nutshell Awareness and Compliance for Financial Personnel and Business Managers. 2015;(2):18-27. DOI: 10.1007/978-1-4302-6161-2.

6. Bello A. U. Improving Anti-Money Laundering Compliance. Self-Protecting Theory and Money Laundering Reporting Officers. 2016;(4):93-105. DOI: 10.1007/978-3-319-43264-9.

7. Stumbauer S. Five steps for anti-money-laundering compliance in 2017. AlixPartenrs. 2017. URL: https://emarketing.alixpartners.com/rs/emsimages/2017/pubs/FAS/AP_Five_Steps_For_AML_Compliance_ Feb_2017.pdf (accessed 07.04.2018).

8. Kashurnikov S. N., Prasolov V. I., Romanchenko L. N. Counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism. Moscow: INFRA-M; 2016. 234 p. (In Russ.).

9. Zubkov V. A. Counteraction against laundering of criminal incomes. Bankovskoe delo — Banking. 2005;7:19-22. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Буянский Станислав Геннадьевич — кандидат юридических наук, доцент, руководитель магистерской программы «Комплаенс-контроль в деятельности ХС», Финансовый университет, Москва, Россия sgbuyanskij@gmail.com

Порываев Григорий Валерьевич — консультант, Общество с ограниченной ответственностью «КПМГ Налоги

и Консультирование», Москва, Россия

gporyvaev96@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Buyanskiy Stanislav G.— PhD (Law), associate professor, Head of the Master Program "Compliance Control in the

Activities of Economic Entities", Financial University, Moscow, Russia

sgbuyanskij@gmail.com

Poryvayev Grigory V.— Consultant, KPMG Taxes and Consulting Limited Liability Company, Moscow, Russia gporyvaev96@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.