Научная статья на тему 'Противодействие отмыванию денежных средств'

Противодействие отмыванию денежных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1992
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества / приобретенных преступным путем / вопросы квалификации / экономическая безопасность / организационные основы противодействия / квалификация легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества / приобретенных преступным путем / the term legalization (money laundering) of illegal earnings / qualification issues / economic security / organizational basis for cooperation / legalization (money laundering) of illegal earnings qualification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. В. Петухова

Автор рассматривает вопросы влияния легализации (отмывания) преступных доходов — денежных средств — на экономический рост, исследует данное влияние в долгосрочной и краткосрочной перспективе на основе эконометрической модели, раскрывает международную практику в области борьбы с отмыванием денежных средств, предлагает дальнейшие пути совершенствования законодательства в области противодействия легализации доходов с целью снижения негативного влияния данного процесса на экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteracting legalization of illicit gains

In the proposed article the author examines impact of legalization of illicit gains (money laundering) on economic growth, develops regression equation model that describes correlation between money laundering and economic growth, examines international co-operation in the field of countering the legalization (laundering) of illegal earnings, offers further ways to improve Russian anti-money laundering law in order to reduce its negative impact on economic growth.

Текст научной работы на тему «Противодействие отмыванию денежных средств»

3-е МЕСТО В КОНКУРСЕ СТУДЕНТОВ И СЛУшАТЕЛЕЙ ВЫСшИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

Противодействие отмыванию денежных средств

Аннотация. Автор рассматривает вопросы влияния легализации (отмывания) преступных доходов - денежных средств - на экономический рост, исследует данное влияние в долгосрочной и краткосрочной перспективе на основе эконометрической модели, раскрывает международную практику в области борьбы с отмыванием денежных средств, предлагает дальнейшие пути совершенствования законодательства в области противодействия легализации доходов с целью снижения негативного влияния данного процесса на экономический рост.

Ключевые слова: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; вопросы квалификации; экономическая безопасность; организационные основы противодействия; квалификация легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Abstract. In the proposed article the author examines impact of legalization of illicit gains (money laundering) on economic growth, develops regression equation model that describes correlation between money laundering and economic growth, examines international co-operation in the field of countering the legalization (laundering) of illegal earnings, offers further ways to improve Russian anti-money laundering law in order to reduce its negative impact on economic growth.

Keywords: the term legalization (money laundering) of illegal earnings; qualification issues; economic security; organizational basis for cooperation; legalization (money laundering) of illegal earnings qualification

Н. В. Петухова, аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета Н nv.petukhova@yandex.ru

Преступления экономической направленности -одна из основных угроз национальной безопасности. Совокупный ущерб от экономических преступлений намного выше ущерба от иных видов корыстных преступлений. Особенно опасна легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, которая в настоящее время приобрела транснациональный характер.

Финансовые механизмы легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем

Легализация преступных доходов нарушает общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также влияет на всю экономическую систему государства. Нельзя сказать, что легализация делает экономику криминальной. Скорее «легализация способствует перемещению денежных средств из теневого бизнеса в законный. Но подобная деятельность в уголовном порядке преследуется государством, пото-

му что мешает борьбе с преступными формами нелегальной экономики» [1].

Среди важнейших целей деятельности по отмыванию преступных доходов следует выделить следующие:

• видимость законности получения доходов;

• создание условий для безопасного и комфортного потребления, для безопасного инвестирования в легальный бизнес;

• сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

• уклонение от уплаты налогов [2].

Оценить объемы легализации доходов в мировых масштабах пытались многие ученые. Наибольший интерес представляет модель, разработанная Джоном Уокером, главой Австралийского отдела по анализу преступной деятельности, поскольку она позволяет оценить объемы отмывания денежных средств в разрезе разных стран, а также направления поступлений легализованных средств [3]. На первом месте по объему отмываемых денежных средств находится США (46,3 % общей суммы). Россия занимает третью позицию - 5,2 % отмываемых доходов в мире (табл. 1). Суммарный уровень отмывания денег по всему миру увеличился с 2,85 (1998 г.) до 3,93 триллиона долларов (2011 г.). Причем существенная часть в мировой легализации денежных средств приходится на Лондонский Сити и Уолл-Стрит.

Таблица 1

данные по отмыванию денежных средств в мире и направлениям их легализации

Данные по отмыванию денежных средств в мире

Позиция Страна происхождения Сумма (в млрд долл. США / год) Процент от общей суммы

1 США 1,821.914 46,3

2 Италия 207.074 5,3

3 Российская Федерация 203.118 5,2

4 Китай 181.277 4,6

5 Германия 176.952 4,5

6 Франция 172.152 4,4

7 Румыния 159.507 4,1

8 Канада 113.676 2,9

9 Великобритания 94.861 2,4

10 Гонконг 86.741 2,2

Данные по направлениям легализации денежных средств в мире

Позиция Страна направления легализации Сумма (в млрд долл. США / год) Процент от общей суммы

1 США 742.640 18,9

2 Каймановы острова 190.894 4,9

3 Российская Федерация 166.280 4,2

4 Италия 145.849 3,7

5 Китай 130.722 3,3

6 Румыния 123.641 3,1

7 Канада 117.913 3,0

8 Ватикан 111.222 2,8

9 Люксембург 108.286 2,8

10 Франция 94.490 2,4

По модели Уокера направления легализации доходов отличаются от их источника. США, по-прежнему, занимает первое место с данными 18,9 % общей суммы. Вторую позицию занимают Каймановы острова (4.9 %), далее - Россия (4.2 %), Италия (3.7 %).

Значительные объемы легализуемых денежных средств требуют изучения того, как происходит отмывание в России. Существует более 120 типологий отмывания денег, применяемых в России. Отмывание зачастую происходит через подставные компании («фирмы-однодневки»). В большинстве случаев (60 %) для этого используются наличные деньги, ценные бумаги - в 12 % всех случаев, драгоценные металлы и драгоценные камни - 6 %, недвижимость и земля - 4 %.

Вместе с тем, по данным МВД России наблюдается снижение показателя выявленных преступлений по

легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате преступной деятельности. Сокращение числа выявленных преступлений в 2012 г. по сравнению с 2009 г. составило 93 % [4].

Эконометрическая модель влияния уровня отмывания денежных средств на экономический рост

В экономической литературе преобладает точка зрения, что высокая преступность и коррупция ведут к сокращению экономического роста. Отмывание денежных средств снижает затраты на совершение преступления и тем самым повышает уровень криминогенной обстановки в стране. Наличие эффективного канала отмывки денег является неотъемлемым условием преступной

Таблица 2

соотношение отмытых денежных средств и темпов роста реального ввП [6].

Страна Темпы роста реального ВВП,% Отмытые деньги /ВВП

США 1,10 3,90

Российская Федерация 6,00 3,40

Румыния 7,10 3,10

Болгария 6,00 2,90

Испания 1,20 2,80

Кипр 3,70 2,20

Германия 1,30 2,20

Швейцарская Конфедерация 1,60 2,10

Франция 0,40 2,10

Греция 2,90 1,90

Нидерланды 2,10 1,70

Австрия 1,80 1,70

Великобритания 0,70 1,60

Люксембург 0,90 1,20

деятельности, поскольку для преступника финансовые итоги от совершенного преступления менее ценны, чем отмытые денежные фонды. Соответственно, чем дешевле будет обходиться отмывание денежных средств, тем более продуктивна будет преступная деятельность.

Роль отмывания денежных средств можно проследить с помощью простых изменений в рамках модели «спрос - предложение». Как показано на левой части диаграммы (рис. 1), уровень преступности (0) определяется пересечением предельных затрат преступников при совершении преступления (МС) и предельным доходом преступников от совершения еще одного уголовного (преступного) деяния (М1Я), который можно рассматривать как список преступлений, ранжированный от наиболее прибыльных (слева) до наименее прибыльных (справа). Преступления будут совершаться до тех пор, пока затраты данного процесса будут покрываться доходами от совершенного преступления.

Диаграмма справа показывает эффект от снижения затрат при отмывании денег (например, за счет снижения рисков): линия МС смещается вправо из-за того, что преступники могут совершить большее число преступлений за ту же стоимость (или то же количество при меньших затратах). Пересечение новой линии МС (на диаграмме показана пунктиром) и линии М1Я предполагает больше преступлений, при этом дополнительные преступления станут более «мелкими», в то время

как высокодоходные преступления все равно будут совершаться. Доходы от дополнительных преступлений впоследствии также будут отмыты и затем «реинвестированы» в дальнейшую преступную деятельность.

Отмывание денег можно рассматривать как мультипликатор преступной деятельности, так как оно позволяет реинвестировать добытые незаконным путем денежные средства и тем самым укрепляет связи между реальной и финансовой стороной криминальной экономики [5]. Легкость отмывания денег в финансовом секторе вызывает рост уровня преступной деятельности в реальном секторе экономики, что хорошо видно на примере крупных развитых стран, в которых отмывание денег является серьезной проблемой.

Для определения влияния отмывания денежных средств на экономический рост можно использовать линейную модель регрессии, отражающую количественную взаимосвязь между уровнем отмывания денег (в процентном соотношении от ВВП) и темпами роста экономики (темпами роста реального ВВП). Данная модель отражает размер отмываемых денежных средств до того, как они будут вложены в какие-либо активы. Модель позволяет оценить объем отмываемых денежных средств с учетом нескольких переменных:

• уровня криминогенной обстановки в стране (определяется как общее количество учтенных преступлений в разрезе их видов);

MC = предельные затраты преступников при совершении преступления

MR = предельный доход преступников = возможности преступления

«Более дешевое» отмывание денежных средств

возможности преступлений

Число преступлений

Число преступлений

Рис. 1. влияние отмывания денежных средств на уровень преступности и коррупции в стране

• предполагаемого среднего количества незаконных доходов, полученных от каждого вида преступлений;

• национального богатства.

Для расчета модели использовалась база данных Центра ООН по международному предупреждению преступности (United Nations Center for International Crime Prevention), содержащая ежегодные отчеты о совершенных преступлениях в более чем 100 странах. Для предварительной оценки отмываемых денежных средств было отобрано 11 наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Исходя из гипотезы, что прибыль от преступной деятельности пропорциональна уровню ВВП на душу населения, для расчета отмываемых денежных средств количество преступлений, совершенных в каждой стране, было умножено на среднюю прибыль каждого из них, а затем скорректировано на размер ВВП на душу населения. Результаты представлены в табл. 2.

Полученные данные были использованы для построения линейной модели регрессии, позволяющей оценить уровень корреляции между двумя переменными:

• реальным ростом ВВП как мерой экономического роста (зависимая переменная Y);

• отмыванием денег (независимая переменная X)

Связь между двумя переменными может быть выражена линейной функцией, которая принимает форму уравнения Y = a + b * X:

Y = 0,014051 X - 0,00663

Как видно, переменные имеют прямую зависимость: увеличение уровня отмывания денег ведет к увеличению уровня роста ВВП. Коэффициент множественной корреляции (К = 0,487353) показывает, что между переменными существует корреляция средней интенсивности. Коэффициент детерминации (К2 = 23,7 %) показывает, что изменения темпов роста реального ВВП объясняются изменением размера отмываемых денежных средств (Прил., раздел «Регрессионная статистика»). Значительный размер данного коэффициента связан с тем, что на экономический рост оказывают влияние множество разных факторов: уровень безработицы, производительность труда, различные социально-демографические, экономические и культурные факторы. Однако использование закрытого круга данных для расчета уровня отмывания денег могло бы искусственно увеличить корреляцию.

В приложении в разделе «Дисперсионный анализ» показаны результаты дисперсионного анализа регрессии. Значимость F-критерия меньше 0,08, что опровергает нулевую гипотезу, т. к. независимая переменная не может равняться нулю. Это значит, что выбранная регрессионная модель верна. На основании этих данных можно дать оценку по методу наименьших квадратов (Прил., раздел «Оценка коэффициентов»). Средняя квадратическая ошибка равняется 0,017856

Таблица 3

скорректированная модель

Страна Прогнозируемый реальный темп роста ВВП отклонения фактических значений от теоретических Стандартные остатки

1 США 0,048165 -0,03716 -1,92138

2 Российская Федерация 0,041139 0,018861 0,975086

3 Румыния 0,036924 0,034076 1,7617

4 Болгария 0,034114 0,025886 1,33829

5 Испания 0,032709 -0,02071 -1,07063

6 Германия 0,024278 -0,01128 -0,58309

7 Кипр 0,024278 0,012722 0,657693

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Франция 0,022873 -0,01887 -0,97574

9 Швейцарская Конфедерация 0,022873 -0,00687 -0,35535

10 Греция 0,020063 0,008937 0,462021

11 Австрия 0,017253 0,000747 0,038611

12 Нидерланды 0,017253 0,003747 0,193708

13 Великобритания 0,015848 -0,00885 -0,45744

14 Люксембург 0,010228 -0,00123 -0,06348

для коэффициента «а» и 0,007267 для коэффициента «Ь». Определение значимости параметров модели осуществлялось при помощи Места. Р-значение равно 0,077127, следовательно, для порогового значения значимости а = 0,08 можно исключить нулевую гипотезу, так как Р^а1ие очень близко к 0,08. Однако для коэффициента «Ь» нулевая гипотеза не может быть исключена. Отклонения фактических значений от теоретических (Прил., раздел «График отклонений») подтверждают, что данная модель подходит для оценки уровня отмывания денег в экономике. График подбора (Прил., раздел «График подбора») также подтверждает гипотезу о линейной модели регрессии: величина переменной Y несущественно отличается от реальных значений.

Из скорректированных значений (табл. 3) видно, что наилучшие показатели в Австрии, а наихудшие -в США.

Анализ данных показывает, что при пороге значимости в 8 % между отмыванием денежных средств и экономическим ростом существует прямая зависимость: увеличение объема отмываемых денежных средств стимулирует краткосрочный экономический рост. После того как деньги оказываются «отмытыми» они возвращаются в экономику в виде инвестиций и потребления, что стимулирует экономический рост [7].

Многие специалисты полагают, что, не противодействуя отмыванию, мы оставляем больше денежных средств для инвестирования в незаконную деятель-

ность. Однако для того чтобы инвестировать в преступную деятельность, не обязательно отмывать деньги. Для этих целей могут использоваться и не отмытые доходы. Можно даже сказать, что отмываемые деньги в какой-то степени являются средствами, изъятыми из оборота криминальной деятельности. Борьба с отмыванием может даже давать обратный эффект [8]. Преступность никуда не денется, даже при эффективной борьбе с отмыванием денежных средств. Выбор в пользу борьбы с отмыванием денежных средств вместо борьбы с преступной активностью, порождающей грязные доходы, может дать результат, при котором преступники не смогут отмывать доходы и использовать их для законной деятельности, а напротив, будут вынуждены реинвестировать их в преступную деятельность.

Таким образом, эконометрическая модель и приведенные выше доводы позволяют сделать вывод, что средства, используемые для борьбы с отмыванием, должны быть направлены прежде всего на борьбу с преступностью, а не на борьбу за возврат денег из теневой экономики в «белую» (официальную) экономику. Впрочем, следует признать, что данный вывод верен лишь для краткосрочной перспективы, в то время как долгосрочный эффект может быть не столь выраженным, так как сокращение возможности для легализации доходов от преступной деятельности оказывает на нее тормозящее воздействие. Кроме того, представленная модель может быть усовершенствована путем

увеличения баз данных о совершаемых преступлениях, использованных при подсчете переменных величин.

Вместе с тем, совершенствуя законодательство по противодействию легализации денежных средств, необходимо принимать организационные меры по созданию структур, которые могут оперативно выявлять и пресекать преступления, связанные с отмыванием доходов. Также нельзя исключать международное сотрудничество данных оперативных структур, что будет позволять осуществлять борьбу в глобальном масштабе.

организационно-правовые аспекты борьбы с легализацией криминальных доходов

Успешное противодействие легализации требует наличия, во-первых, организационных структур, позволяющих осуществлять борьбу с легализацией (отмыванием) денежных средств, а во-вторых, соответствующей законодательной базы.

Относительно первого блока следует отметить, что Россия следует международным стандартам, устанавливаемым Международной организацией по борьбе с отмывание преступных доходов (ФАТФ, англ. Financial Action Task Force on Money Laundering). Ратифицировав международную Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма Россия в 2002 г. вошла в состав группы Эгмонт1. Кроме того, Россия ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31.10.2003), регулирующую помимо прочего и вопросы отмывания денежных средств (ст. 23. Отмывание доходов от преступлений). По результатам взаимной оценки ФАТФ - МАНИВЭЛ2 - ЕАГ3 в 2008 году Россия получила высокие рейтинги соответствия международным стандартам в области ПОД/ФТ (противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

В России созданы и национальные органы, осуществляющие борьбу с отмыванием денежных средств. В частности, в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу

1 Эгмонт - специализированные государственные структуры (подразделения финансовой разведки, ПФР) призваны осуществлять борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, созданы во многих странах мира.- Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ activity/i ntemational_cooperation/multilateral/egmont_g roup/.

2 Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ) -Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism (MONEYVAL). Региональная группа по типу ФАТФ, основана в 1997 г.

3 Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - региональная группа по типу ФАТФ (FATF). В ЕАГ входят девять государств: Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.- Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/ru/.

(КФМ России) была создана Федеральная служба по финансовому мониторингу [9]. В январе 2012 г. была создана Межведомственная группа по пресечению незаконных финансовых операций и борьбе с коррупцией «в целях повышения результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций, в том числе с использованием «фирм-однодневок», направленных на легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получения коррупционных доходов».

Вместе с тем нельзя сказать, что в настоящее время урегулированы все вопросы, касающиеся законодательного обеспечения борьбы с отмыванием денежных средств. Для обхода законодательных новаций преступники нередко используют адвокатов, бухгалтеров, финансовых советников, специализированные организации. Причем счета адвокатов часто используются для размещения капиталов. В таком случае преступник надеется воспользоваться привилегированными отношениями между адвокатами и их клиентами. Выражается это в следующей схеме. На имя адвоката открывается специальный банковский счет, с которого адвокат получает гонорар. На этот банковский счет также поступают наличные денежные средства, вырученные от продажи наркотиков. Адвокат возвращает клиенту деньги в виде чеков, иными денежными инструментами, покупкой недвижимости или другими способами. Существование понятия конфиденциальности между клиентом и адвокатом (адвокатская тайна) осложняет процесс доказывания незаконности происхождения денежных средств и проводимых операций [10].

6 декабря 2011 г. Минфин России разместил на своем сайте проект федерального закона, в котором предлагалось дополнить ст. 15.27 КоАП РФ частью 5 следующего содержания: «Неисполнение адвокатом <...> законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает адвокатов совершать действия, которые можно условно разделить на две группы. Первая группа - это идентификация клиентов, организация внутреннего контроля, фиксиро-

вание и хранение информации. Эти требования распространяются на любые сопровождаемые адвокатом операции с имуществом клиента. Наибольшее распространение среди них имеют сопровождение сделок с недвижимостью и корпоративных сделок, связанных с созданием организаций, обеспечением их деятельности или управления, а также с куплей-продажей юридических лиц. Кроме того, действующим законодательством никак не определено соотношение обязанности адвокатов, с одной стороны, осуществлять внутренний контроль, а с другой - соблюдать адвокатскую тайну. Вторая группа требований Федерального закона № 115-ФЗ к адвокатам - это обязанность уведомлять власти о наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции его клиентов осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации незаконных доходов или финансирования терроризма (п.2 ст. 7.1). Однако п.1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю [11].

Однако представленный Минфином России проект федерального закона нельзя назвать «новшеством»: его скорее следует рассматривать как соблюдение рекомендаций ФАТФ. Это связано с тем, что согласно Сорока Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в редакции от 20 июня 2003 г. адвокат относится к лицам «определенных профессий», которым надлежит предпринимать определенные меры в целях предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма.Рекомендация 16-я Сорока Рекомендаций ФАТФ указывает на необходимость обязать адвокатов сообщать о подозрительных сделках, когда они от имени или по поручению клиента вступают в финансовые отношения [12].

Проблемы введения уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств с использованием офшоров

Существенная часть российских «преступных» денег отмывается с помощью офшоров. В мировой практике для борьбы с легализацией денежных средств с помощью офшоров используются следующие методы:

1) составление «черных списков» налоговых зон;

2) разрушение и полное уничтожение банковской тайны через контроль национальных банковских систем;

3) методы политического давления на офшорные центры;

4) определенные санкции против несговорчивых юрисдикций.

Помимо вышеперечисленных мер национальное налоговое законодательство многих стран, как правило, ограничивает использование офшоров введением ограничительных положений в свои налоговые кодексы. До недавнего времени владельцы офшоров были фактически недосягаемы для правоохранительных органов и чувствовали себя в полной безопасности. Но ситуация с офшорами принципиально изменилась с принятием Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и началом работы Комитета РФ по финансовому мониторингу (сегодня Федеральная служба по финансовому мониторингу). КФМ РФ приступил к формированию базы данных, установлению деловых связей с аналогичными структурами за рубежом, и при определенных условиях в состоянии найти любого нарушителя закона, за какими бы офшорами он ни скрывал свои активы [13].

Законодательство в сфере легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества может быть изменено следующим образом: следует установить новый квалифицирующий признак, которого до настоящего времени нет, а именно «использование офшора». Изменение можно внести следующим образом: «в) ч. 3 ст. 174 или ч. 4 ст. 174 совершение деяние с использованием офшора». Это станет важным этапом совершенствования уголовного законодательства в области борьбы с легализацией денежных средств за счет использования офшорных зон.

Вывод денежных средств в офшоры в целях легализации наносит серьезный урон экономическому росту страны. Данные операции тяжело пресекать и во многих случаях они остаются безнаказанными, что позволяет проводить их вновь. Вместе с тем, правительства многих стран мира сделали вывод о том, что слишком жесткое регулирование деятельности офшорных компаний отрицательно сказывается на здоровом инвестиционном климате. Правительство РФ при обсуждении законопроекта «Об особом правовом статусе на территории РФ офшорных компаний» согласилось, что запретительные меры в отношении офшорных компаний не дают желаемого результата [14].

основные выводы

С 2013 года начался четвертый раунд взаимных межгосударственных оценок. Такая работа по линии ФАТФ, комитета Совета Европы будет проводиться и в России. Этим вызвана некоторая «поспешная» активность российских властей в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, в частности, создание Межведомственной группы по пресечению незаконных финансовых операций.

приложения

расчет показателей регрессионной модели

раздел «регрессионная статистика»

Коэффициент Значение

Коэффициент множественной корреляции (Я) 0,487553

Коэффициент детерминации (Я2) 0,237513

Скорректированный Я2 0,173972

Стандартное отклонение 0,020132

Количество стран, учтенных в модели 14

раздел «Дисперсионный анализ»

Количество степеней свободы («) Сумма квадратов отклонений(Ж) математическое ожидание суммы квадратов F-критерий Фишера Значимость F-критерия

Регрессия 1 0,001515 0,001515 3,737967 0,077126756

Остаток 12 0,004864 0,000405

Итог 13 0,006379

раздел «оценка коэффициентов»

Коэффициенты Средняя квадратическая ошибка Ьстатистика ^ Stat) расчетный уровень значимости F-критерия (P-value)

Коэффициент a -0,00663 0,017856 -0,37146 0,716772

Коэффициент Ь 0,014051 0,007267 1,933382 0,077127

раздел «График отклонений»

0,05

13 О

-0,05

0,00 и

Отмытые денежные средства/ВВП

0.50

1,00

Отклонение фактических значений от теоретических (график остатков)

"Г—

1,50

2,00

2,50

3,00

3,50

к.4,00

Отмытые денежные средства/ВВП

4,50

раздел «График подбора»

8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

0,00

Отмытые денежные средства/ВВП

1,00

2,00 3,00 4,00 5,00

Отмытые денежные средства/ВВП

График подбора

♦ Темпы роста реального ВВП

Прогнозируемые темпы роста реального ВВП

0

Представляется, что борьба с отмыванием денежных средств должна включать в себя две составляющие: юридическую и экономическую. Юридический путь - изменение законодательства в сфере легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества путем добавления нового квалифицирующего признака следующим образом: «в) ч.3 ст. 174 или ч. 4 ст. 174 УК РФ совершение деяния с использованием офшоров». При этом необходимо закрыть пути обхода мер по борьбе с легализацией денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем.

Экономический путь включает:

• упрощение процедуры регистрации компаний на территории России посредством развития электронной регистрации. Регистрация компании в среднем требует проведения 9 процедур в течение 23 дней и затрат, составляющих 2,3 % годового дохода на душу населения. В течение последних 6 лет электронная регистрация была введена в более чем 20 странах [15];

• улучшение инвестиционного климата, в частности, за счет защиты прав инвесторов. В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия за 2012 г. опустилась на 3 пункта со 114-го на 117-е место по позиции «защита инвесторов» [16]. Для сравнения: Сингапур занимает 2-е место, Великобритания - 10-е, Кипр - 32-е;

• снижение налоговой нагрузки («через шесть лет совокупная реальная налоговая нагрузка компаний должна снизиться до 33 % от коммерческой прибыли с нынешних 46,9 %») [17].

Несомненно, в ближайшем будущем миру предстоит серьезная борьба с отмыванием денежных средств, поскольку с развитием технологий появляется все больше способов легализации преступных доходов. При условии повсеместного и глобального распространения, они способны существенно повлиять на экономический рост как развитых, так и развивающихся стран, а если рассматривать их в совокупности, то и на рост мировой экономики, угнетая ее развитие. В связи с этим представляется необходимым объединить усилия государств в противодействии легализации преступных доходов на глобальном уровне, так как в конечном итоге результаты такой борьбы пойдут на пользу экономике всех государств.

литература

1. Горелик А.С., Лобанова Л. В. Преступления против правосудия.- СПб., 2005. С. 32-33.

2. Колегов А. В. Легализация доходов // Адвокатские тайны. Блог Алексея Колегова.- 2011.- 7 ноября.- Режим доступа: http://advokat-ko. ru/2011/11/legalizacija-dohodov/

3. Smith D. Black Money: The Business of Money Laundering.- 8 June 2011.- Режим доступа: http://www.economywatch.com/ economy-business-and-finance-news/black-money-the-business-of-money-laundering.08-06.html

4. Общие сведения о состоянии преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/

5. Masciandaro D. The Illegal Sector, Money Laundering and the Legal Economy: a Macroeconomic Analysis, Journal of Financial Crime. 2000, vol. 8, no. 2, pp. 103-112.

6. Stancu I., Rece D. The Relationship between Economic Growth and Money Laundering -a Linear Regression Model // Theoretical and Applied Economics, p.4-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Araujo R. A., Moreira, T. B. An Inter-Temporal Model of Dirty Money // Journal of Money Laundering Control. Martie 2005; Masciandaro D. Money Laundering: the Economics of Regulation // European Journal of Law and Economics, Mai 1999.

8. Cavalcante Veiga L. H., Andrade J. P. Money Laundering, Corruption and Growth: An Empirical Rationale for a Global Convergence on Anti-Money Laundering Regulation. Scholarship Repository, University of California, 2006.

9. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

10. Бекряшев А. К., Белозеров И. П. Структура процесса отмывания денег, полученных преступным путем// Электронный учебник «Теневая экономика и экономическая преступность». Учебник создан при поддержке Института Открытое Общество. Фонд Содействия (Фонда Сороса).- Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/bekryash/ ch4p2.htm

11. Батыров Р. Новые поводы беспокоиться о нарушении принципов адвокатуры. 2011. 14 дек. // Справочно-правовая система Право ru.-Режим доступа: http://pravo.ru/review/face/view/65840/

12. Шашкова А. В. Участие адвоката в проведении финансово-правовой оценки при противодействии легализации незаконных доходов // Адвокат.- 2011, № 7.

13. Харук А. Л. Совершенствование уголовного законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершенных с использованием офшорных зон// «Российский следователь», 2011, № 2. С. 28-31.

14. Шевчук Д. Офшорный консалтинг // Финансы: планирование, управление, контроль. 2012. № 3. С. 25-30.

15. Ведение бизнеса в России 2012. Субнациональное исследование «Ведение бизнеса».- 2012.- 21 июня.- Режим доступа: http://russian. doingbusiness.org/reports/subnational-reports/russia

16. Оценка бизнес регулирования. Doing Business. Легкость ведения бизнеса в России.- Режим доступа http://russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/russia/#protecting-investors

17. Танас О. Бизнес подготовил систему оценки правительства Медведева.- 2012.- 25 мая.- Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2012/05/25/4601409.shtml

Научный руководитель О. И. Борисов, канд. экон. наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.