Научная статья на тему 'Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем'

Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2889
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ / ФАТФ / КОРРУПЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / FATF (FINANCIAL ACTION TASK FORCE ON MONEY LAUNDERING) / LEGALIZATION / MONEY LAUNDERING / CORRUPTION / TERRORISM / RESISTANCE / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беломестных Галина Николаевна

Статья посвящена вопросам сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в борьбе с проникновением преступных доходов в легальный экономический оборот. Международное сотрудничество государств и их уполномоченных органов в борьбе с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих преступное происхождение, приобрело повышенную актуальность во всем мире. Банковские продукты и услуги используются в качестве одного из каналов для отмывания доходов, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIA IN THE FIELD OF CORRUPT MONEY LAUNDERING

The article deals with cooperation between the Russian Federation and other countries in the fight against the penetration of corrupt money into the legitimate economic turnover. International cooperation of states and their authorized bodies in the fight against the laundering of corrupt money and other assets that have criminal background, gained increased relevance all over the world. Banking products and services are used as a channel for the laundering of corrupt money.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем»

УДК 336.71

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

л

Г.Н.Беломестных1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена вопросам сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в борьбе с проникновением преступных доходов в легальный экономический оборот. Международное сотрудничество государств и их уполномоченных органов в борьбе с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих преступное происхождение, приобрело повышенную актуальность во всем мире. Банковские продукты и услуги используются в качестве одного из каналов для отмывания доходов, полученных преступным путем. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: легализация; отмывание; ФАТФ; коррупция; терроризм; противодействие; сотрудничество.

INTERNATIONAL COOPERATION OF RUSSIA IN THE FIELD OF CORRUPT MONEY LAUNDERING G.N. Belomestnykh

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with cooperation between the Russian Federation and other countries in the fight against the penetration of corrupt money into the legitimate economic turnover. International cooperation of states and their authorized bodies in the fight against the laundering of corrupt money and other assets that have criminal background, gained increased relevance all over the world. Banking products and services are used as a channel for the laundering of corrupt money. 7 sources.

Key words: legalization; money laundering; FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering); corruption; terrorism; resistance; cooperation.

В настоящее время организованная преступность представляет собой сложную систему взаимосвязанных преступных сообществ, каждое из которых имеет определенную нишу в криминальной среде для осуществления своих замыслов и силового контроля в конкретных сферах экономики. Подобная преступная деятельность все чаще охватывает территорию нескольких государств, приобретает ярко выраженный транснациональный характер. В этой связи в современных условиях отмывание преступных доходов является, как правило, многоэтапным преступлением, включает в себя систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть первоначальный источник происхождения полученных преступным путем средств, в том числе и путем их перевода из одной страны в другую.

Проникновение преступных капиталов в легальный экономический оборот существенным образом затрудняет, а порой, и вовсе делает невозможной свободную конкурентную борьбу, осуществляемую легальными экономическими субъектами, вытесняет их с товарного и финансового рынка.

Кроме того, проникновение «грязных денег» в легальный оборот представляет собой опасность не только для экономики отдельных государств и их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества. Легализация преступных доходов тесно связана с финансированием террористических групп и организаций, создает финансовую основу для международного терроризма.

В этой связи вопросы международного сотрудничества государств и их уполномоченных органов в борьбе с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих преступное происхождение, в последнее время приобрели повышенную актуальность во всем мире.

Международно-правовое сотрудничество в рассматриваемой области - это любая деятельность государств, их уполномоченных органов и должностных лиц, осуществляемая ими в целях создания правовых основ по недопущению проникновения денежных средств и иных материальных ценностей, полученных преступным путем, в легальную экономику других государств, межгосударственных объединений, мирового сообщества в целом вне зависимости от объема взятых на себя государством международно-правовых обязательств и иных условий осуществления такой деятельности.

На международном уровне в данной сфере приняты такие акты, как Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) «О борьбе с незаконной перевозкой наркотиков и психотропных средств» (1988), Рекомендации группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров «восьмерки» (Париж, 1996), Конвенция Совета Европы «Об «отмывании», расследовании и конфискации преступных доходов» (1990) и другие документы.

Отмывание денежных средств или легализация доходов, полученных преступным путем, на совре-

1 Беломестных Галина Николаевна, доцент кафедры финансов и кредита, тел.: 89041116048. Belomestnykh Galina, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, tel.: 89041116048.

менном этапе является новым видом преступления. В качестве отдельного состава уголовно наказуемого преступления оно впервые было признано в законодательстве США в середине 80-х годов XX века применительно к доходам от наркобизнеса и обозначало процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги (США по праву считается страной, которая впервые развернула борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, на государственном уровне).

В это же время в научно-правовой оборот вошел термин «отмывание денег», что было обусловлено необходимостью правовой квалификации нового в тот период явления, связанного с ростом финансовых операций организованных преступных групп по легализации нелегально полученных доходов от торговли наркотическими веществами. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 г. использовала следующую формулировку: «Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение». Венская Конвенция ООН 1988 г. признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться отмыванию и инвестироваться в легальную экономику. Конвенция Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г. признала преступлением действия, связанные с отмыванием денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности.

За короткий период времени данный вид преступления приобрел международный масштаб и особую опасность, представляющую реальную угрозу стабильности финансовых систем отдельных государств и международного сообщества в целом.

При этом степень важности проблемы заключается не только в объеме финансовых ресурсов, вовлеченных в оборот, но и в фактических и потенциальных последствиях их возникновения и обращения. Эксперты МВФ оценивают суммарный объем отмываемых преступных доходов в 2-5% от мирового ВВП, что составляет от 0,6 до 1,5 трлн долл. в год.

Финансовая сфера организованных преступных групп, преступных организаций, и особенно международных преступных сообществ, является одной из наименее изученных сфер криминалистики, а также международно-правового сотрудничества государства в борьбе с организованной преступностью. При этом абсолютно естественно то, что посредством легализации (отмывания) денежных средств обеспечиваются базовые основы для преступной деятельности криминальных групп и сообществ.

Отдельно следует отметить и связь между легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и коррупцией. Коррупция - это питательная почва для быстрого распространения и укрепления транснациональной организованной преступности и терроризма. Сегодня общепризнанно коррупцию относят к разряду тяжких преступлений. Коррупция проявляет себя в различных формах: взяточничество, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение государственных и общественных ресурсов и фондов, присвоение государственных и общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация и т.д.

В целях борьбы с проникновением криминальных капиталов в экономику государств и с финансированием террористической деятельности многие страны мира уже создали или находятся в процессе создания государственных механизмов противодействия отмыванию преступных доходов и объединяют свои усилия в этой области под эгидой международных организаций.

Российская Федерация также присоединилась к международной системе мер, направленных на борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, и является активным членом Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и группы «Эгмонт».

ФАТФ - межправительственная организация, целью которой является разработка и реализация политики, направленной на борьбу с отмыванием денег. В ФАТФ входят 29 стран и две международные организации - все страны-члены ОЭСР, Гонконг, Сингапур, страны Латинской Америки, Австралия, Совет сотрудничества стран Персидского залива, Еврокомиссия. Одним из основных направлений работы ФАТФ является разработка 40 рекомендаций по борьбе с легализацией преступных доходов - системы мер, рекомендуемых комиссией к принятию во всех странах и обязательных для стран-членов ФАТФ. Данные рекомендации были впервые подготовлены в 1990 г., и в 1996 г. был осуществлен их пересмотр с учетом накопленного за шестилетний период опыта и изменений, произошедших в сфере легализации криминальных доходов. Рекомендации предлагаются в качестве базовых универсальных принципов организации борьбы с отмыванием денег, которые каждая страна должна внедрять в соответствии с конкретной ситуацией и особенностями национальной конституционной системы.

Группа «Эгмонт» - неформальное неинституциональное межгосударственное объединение по координации действий национальных финансовых разведок - была создана в 1995 г. В настоящее время она объединяет финансовые разведки и аналогичные им организации 101 государства и имеет представительства на всех континентах.

Российское законодательство по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма учитывает основные рекомендации, разработанные международным сообществом. Основным

нормативно-правовым актом, регулирующим общественные отношения в данной сфере, является Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее - Закон). Глава IV Закона регламентирует вопросы международного сотрудничества в данной сфере. Статьей 10 Закона закреплено положение о сотрудничестве органов государственной власти с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений (обмен информацией и правовая помощь).

Банковские продукты и услуги используются в качестве одного из каналов для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Ряд крупных российских банков (Сбербанк России, Банк ВТБ, Внешэкономбанк, Альфабанк, Банк Москвы, Банк Зенит, Международный московский банк, Райффайзенбанк, Москва) официально заявили о необходимости надлежащего выполнения требований российского законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в связи с чем обозначили ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться банкам при осуществлении своей деятельности, и призвали к присоединению другие кредитные организации. Принципы следующие: недопущение использования банка в целях отмывания денег и финансирования терроризма; идентификация всех клиентов банка; применение процедуры «знай своего клиента» к каждому клиенту банка; отказ от открытия счетов на предъявителя; установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма; отказ от установления договорных отношений и совершения операций с участием банков, не имеющих физического присутствия по месту их регистрации; своевременное информирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФСФМ), об операциях и сделках, сведения о которых подлежат представлению.

Наряду с ФАТФ существуют и другие объединения государств, созданные для противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Например, ЕАГ - Евразийская группа, созданная как региональная группа по типу ФАТФ, государствами-участниками которой являются Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 17 государствам и 15 международным и региональным организациям. ЕАГ была образована 6 октября 2004 г. на Учредительной конференции в Москве с участием шести государств-учредителей: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. В 2005 году в ЕАГ в качестве государ-

ства-члена вошел Узбекистан, ранее имевший статус наблюдателя в ЕАГ. В 2010 г. государствами-членами ЕАГ стали Туркменистан и Индия, до этого участвовавшие в деятельности группы в качестве наблюдателей. Создание ЕАГ для стран евразийского региона, не входивших в существующие региональные группы по типу ФАТФ, было призвано сыграть важную роль в деле снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечения государств региона в международную систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В этом заключается основная цель ЕАГ. Наибольшее влияние на развитие международной системы ПОД/ФТ оказывают ФАТФ, региональные группы по типу ФАТФ, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Управление ООН по наркотикам и преступности, Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Организациями, подобными ФАТФ на региональном уровне, являются также Азиатско-Тихоокеанская группа, Группа стран Карибского бассейна, Группа стран Южной и Восточной Африки, Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег (MONEYVAL).

МВФ и МБРР было принято решение с 2004 г. сделать работу по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма постоянной частью деятельности Фонда и Банка.

Среди государств, не участвующих в международном сотрудничестве в рассматриваемой сфере, можно назвать Острова Кука, Гватемалу, Индонезию, Мьян-му, Науру, Нигерию, а также Филиппины (российские организации, перечисляющие денежные средства со своего расчетного счета на счета предприятий вышеуказанных стран, сразу же попадают в поле зрения правоохранительных органов России).

В целом международное сотрудничество и работа всех международных и региональных организаций развивается согласованно. Однако необходимо направить усилия не столько на борьбу с отдельными лицами, совершающими преступления, сколько на создание максимально эффективного комплекса мер (международно-правовые нормы, эффективное взаимодействие специализированных органов и т.д.), препятствующих росту преступности в данной сфере. При таком курсе качество международного сотрудничества во многом повысится.

Успешное противодействие легализации может осуществляться только в случае, если оно будет одновременно разворачиваться на двух уровнях - национальном и международном. В отдельном государстве без международного обмена информационными потоками, взаимодействия и участия в процессе борьбы с преступниками кредитных организаций успешная борьба с легализацией не возможна. Следовательно, России необходимо активизировать международное сотрудничество в этой области. Сегодня Российская Федерация на региональном уровне делает большие

успехи в деле вовлечения соседних государств в региональную систему по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма.

Мировой опыт показывает, что наряду с уголовной ответственностью необходимым условием является наличие комплекса мер противодействия, а именно прочих видов юридической ответственности за отмывание «грязных» денег или имущества, и их активное применение. Ключевым вопросом для Российской Федерации является вопрос более широкого применения других видов ответственности, включая административную и финансовую как дополнение к уголовной.

Библиографический список

Участия только правоохранительных органов в борьбе с легализацией недостаточно, поэтому необходима их связь с ассоциациями агентов по недвижимости, участниками рынка ценных бумаг, драгметаллов и золота, кредитными организациями. Последние в ходе своей деятельности должны принимать во внимание то, что наиболее распространенным предметом отмывания в России являются безналичные деньги, учитывать особенности действий преступников, в т.ч. схемы совершения преступления, которые весьма разнообразны.

1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: ФЗ РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ (в ред. №275-ФЗ от 28.11.2007) // СПС «Консультант плюс» - электронная версия.

2. О борьбе с незаконной перевозкой наркотиков и психотропных средств: Конвенция ООН от 11.12.1988 г.// СПС «Консультант плюс» - электронная версия.

3. Об «отмывании», расследовании и конфискации преступных доходов: Конвенция Совета Европы от 08.11 1990 г.// СПС «Консультант плюс» - электронная версия.

4. Афанасьев Н.Н. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М., 2008.

5. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.:КНОРУС, 2003.

6. Президентская комиссия США по организованной преступности President's, Commission on Organized crime. The each connection, 1984.

7. Саруханян В.О. Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма и новые технологии // Московский журнал международного права = Moscow Journal of International law. 2009. № 3(75). С.146-155.

УДК 332. 142 (470. 620)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР - КЛАСТЕРОВ (ОПЫТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

1 9

Е.В.Бочкова1, Е.Л.Кузнецова2

Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Рассмотрены проблемы становления кластерного подхода на примере Краснодарского края, выявлены особенности региональной кластерной пространственной политики, обозначены современные инновационные составляющие кластерной организации региональной экономики, определена социально-экономическая эффективность кластеров Краснодарского края. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: кластер; структурные элементы кластера; кластерная политика; социально -экономический эффект; синергетический эффект; мультипликативный эффект.

FORMATION PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN INSTITUTIONAL STRUCTURES-CLUSTERS (EXPERIENCE OF THE KRASNODAR TERRITORY) E.V. Bochkova, E.L. Kuznetsova

Kuban State University,

149, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040.

The formation problems of the cluster approach on the example of the Krasnodar Territory are examined. The features of the regional spatial cluster policy are revealed. Modern innovative components of the cluster organization of the regional economy are marked. Socio-economic efficiency of Krasnodar territory clusters is determined. 1 figure. 2 tables. 7 sources.

Key words: cluster; cluster structural elements; cluster policy; socio-economic effect; synergetic effect; multiplier effect.

На сегодняшний день кластеризация представляет собой одно из ведущих направлений региональной экономической политики государства. Некоторые субъекты РФ уже на практике реализуют ключевые

позиции кластерной стратегии развития, поскольку кластер действительно способствует выявлению как проблем, так и одновременно сильных сторон соответствующего сектора региональной экономики [5]. В

1Бочкова Елена Владимировна, аспирант, магистр экономики, тел.: 89034479237, e-mail: [email protected] Bochkova Elena, Postgraduate, Master of Economics, tel.: 89034479237, e-mail: [email protected]

2Кузнецова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики экономического факультета, тел.: 89184114031, e-mail: [email protected]

Kuznetsova, Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Theoretical Economics of the Faculty of Economics, tel.: 89184114031, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.