ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РАМКАХ ЕАГ
С.В. МУРАДЯН,
соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России, преподаватель кафедры социологии и политологии
Московского университета МВД России, капитан полиции Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право
E-mail: lawnet@rambler.ru
Аннотация. В статье представлен анализ деятельности государств в сфере борьбы с финансированием терроризма на территории евразийского региона в рамках региональной группы по типу ФАТФ — Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Особое внимание уделено роли и интересам Российской Федерации в процессе создания и функционирования ЕАГ. Автор приходит к выводу, что решение о создании ЕАГ является вполне обоснованным, а деятельность Группы на современном этапе достаточно эффективной.
Ключевые слова: международные стандарты, ФАТФ, региональные группы, ЕАГ, финансирование терроризма, легализация преступных доходов.
THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL PRINCIPLES OF ACTIVITY OF STATES TO COUNTER TERRORISM
FINANCING WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN GROUP ON COMBATING MONEY LAUNDERING AND TERRORISM FINANCING (EAG)
S.V. MURADYAN,
the competitor of a scientific degree of Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russian Federation, the Lecturer of Department of Sociology and Political Science of the Moscow University of the Ministry of Interior of Russian Federation, captain of militia
Annotation. The paper presents an analysis of the Activities of States in combating terrorist financing in the Eurasian region under a regional FATF-style groups — the Eurasian Group on Combating Money Laundering and Terrorist Financing (EAG). Particular attention is paid to the role and interests of the Russian Federation in the establishment and functioning of the EAG. The author concludes that the decision on the establishment of the EAG is a well-founded, and the Group's activities are currently very effective.
Keywords: international standards, the FATF, the regional group, the EAG, terrorism financing, money laundering.
Важную роль в глобальном распространении международных стандартов в сфере противодействия финансированию терроризма играют группы, создаваемые по образцу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ) в различных регионах мира. Первоочередная задача таких групп — противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма в соответствующем регионе, включая осуществление взаимных оценок членов групп на соответ-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
ствие 40+9 рекомендациям ФАТФ и изучение характерных для региона тенденций и методов отмывания денег и финансирования терроризма1.
Президент ФАТФ Пол Влаандерен отметил, что благодаря усилиям региональных групп по типу ФАТФ, применение международных стандартов противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало возможным не только в странах, входящих в ФАТФ, но и более чем в 180 юрисдикциях, охватываемых деятельностью этих региональных групп2.
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне. Региональные группы по типу ФАТФ имеют целью осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, а также распространение и эффективное применение соответствующих стандартов в этих регионах мира, когда действий и помощи только ФАТФ недостаточно. Среди них Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая объединяет государства Евразийского пространства для реализации совместных усилий по борьбе с экономической преступностью и снижению угрозы международного терроризма.
По инициативе России о создании Группы по типу ФАТФ для государств евразийского региона в феврале 2004 г. в Москве состоялось международное совещание на тему: «Сотрудничество государств — участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ и Китая, а также ФАТФ, МВФ, МБРР и других международных организаций, которое поддержало предложение о создании такой региональной группы.
Получив одобрение, Россия 26 марта 2004 г. в г. Минске внесла это предложение на рассмотрение Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ, в результате чего СМИД принял решение о создании региональной группы по типу ФАТФ и рекомендовал заинтересованным государствам провести учредительную конференцию.
Во исполнение рекомендации СМИД государств — участников СНГ 6 октября 2004 г. Китай, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Российская Федерация приняли Декларацию об учреждении Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в соответствии с которой создали ЕАГ, утвердили Вопросы компетенции (У став) ЕАГ и образовали Секретариат ЕАГ3.
Согласно Вопросам компетенции4, основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграция государств — членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации денежных средств и финансирования терроризма в соответствии с рекомендациями ФАТФ, международными конвенциями, соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН и соглашениями государств — членов ЕАГ.
ЕАГ стремится оказать содействие государствам региона в создании и развитии национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, увеличить потенциал экономического роста и устойчивого развития региона, снизить уровень преступности, улучшить управляемость финансового сектора и всей экономики стран-участниц.
Ключевые задачи ЕАГ:
♦ содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в евразийском регионе и во внедрении государствами — членами ЕАГ 40+9 рекомендаций ФАТФ;
♦ разработка и проведение совместных обучающих мероприятий в области противодействия
1 Зубков В.А. Формирование и развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации: моногр. М., 2008. С. 97.
2 Влаандерен П. О результатах деятельности ЕАГ и глобальном распространении международных стандартов // Информационный бюллетень Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. 2010. № 2 С. 1.
3 Декларация об учреждении ЕАГ от 6 октября 2004 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL: http://eurasiangroup.org/files/docu-ments/eag/declaration.pdf (дата обращения: 13.04.2011).
4 Вопросы компетенции Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма от 6 октября 2004 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL: http://eurasiangroup.org/ffles/documents/eag/com-petention_questions.doc (дата обращения: 13.04.2011).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в пределах компетенции подразделений финансовой разведки;
♦ осуществление программ взаимной оценки государств — членов ЕАГ на базе 40+9 рекомендаций ФАТФ, включая изучение эффективности законодательных и иных мер;
♦ координация программ сотрудничества с международными организациями, рабочими группами и заинтересованными государствами;
♦ анализ типологий в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона;
♦ оказание технического содействия государствам — членам ЕАГ.
Реализация этих задач направлена на повышение эффективности режимов системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма каждого государства — члена ЕАГ.
С июня 2010 г. ЕАГ признана ассоциированным членом ФАТФ, что существенно повысило статус и усилило позиции Группы на международной арене, позволяя ЕАГ в полном объеме участвовать в мероприятиях ФАТФ и эффективнее решать стоящие перед ней приоритетные задачи.
Высший орган ЕАГ — Пленарное заседание уполномоченных представителей государств — членов ЕАГ, которое проводится, как правило, два раза в год. Во главе ЕАГ стоят председатель и его заместитель. Секретариат ЕАГ выполняет на постоянной основе административно-технические функции в целях реализации решений Пленарного заседания и поручений Председателя ЕАГ5.
При Секретариате ЕАГ действует группа советников, в число которых могут входить представители наблюдателей ЕАГ. С 2005 г. в составе этой группы работает представитель Минфина США6.
Кроме того, в структуре ЕАГ выделяются рабочие группы по7:
♦ взаимным оценкам и правовым вопросам;
♦ типологиям;
♦ техническому содействию;
♦ оценке и профилактике рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
Рабочими языками ЕАГ являются русский и английский8.
С правовой точки зрения, до момента приобретения статуса ассоциированного члена ФАТФ, ЕАГ являлась неформальным межгосударственным объединением. В декабре 2009 г. Пленарным заседанием ЕАГ был утвержден проект Соглашения о преобразовании ЕАГ в международную организацию с официальным статусом и международным по составу секретариатом. В некоторых государствах проект прошел внутригосударственное согласование. В 2010 г. проект Соглашения о ЕАГ прошел внутригосударственные процедуры в России9. Кроме того, принято Соглашение между Правительством России и ЕАГ о пребывании Секретариата ЕАГ на российской территории. Согласован также проект Положения о финансировании ЕАГ. Результатом подобных преобразований стало более существенное и постоянное кадровое и финансовое участие государств-членов и наблюдателей в обеспечении деятельности ЕАГ, включая финансирование работы Секретариата и основных мероприятий. Линия на преобразование ЕАГ в международную организацию с официальным статусом подразумевает частичное комплектование Секретариата иностранными гражданами, а также возможный переход на каком-то этапе позиций председателя и исполнительного секретаря к представителям других государств — членов ЕАГ.
В декабре 2010 г. между ЕАГ и Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств подписано Соглашение о взаимодействии10.
5 Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 724.
6 Там же. С. 724.
7 Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма // Сайт энциклопедии «Википедия». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/-%D0%95%D0%90%D0%93 (дата обращения: 13.04.2011).
8 Зубков В.А. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М., 2008. С. 155.
9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N° 1900-р «О подписании Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2011/03/29/protiv-ter-rorizma-site-dok.html&sa = U&ei = GHqlTfyOCY3I-swbX0PiCBw&ved=0CAsQFjAA&usg=AFQjCNGuIFVd1prprL Jg637aAH5fbZSVOA (дата обращения: 05.05.2011).
10 Соглашение о взаимодействии между Евразийской группой и Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 декабря 2010 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL:http://www.eurasiang-roup. org/ru/news/detail/news/15_dekabrya_2010_g_mezhdu_evrazij -skoj_gruppoj_i_mezhparlamentskoj/ (дата обращения: 01.03.2011).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
В этом документе Стороны признали, что для наиболее эффективного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма государствам евразийского региона необходимо гармонизировать национальные законодательства в соответствии с международными стандартами.
Соглашение также предусматривает взаимодействие государств при разработке проектов и модельных законодательных документов и осуществление всестороннего информационного обмена, вследствие чего при подготовке предложений и рекомендаций, выносимых на рассмотрение парламентов и других высших органов власти государств, участвующих в работе двух организаций, будут проводиться соответствующие консультации. СНГ и ЕАГ будут уведомлять договаривающиеся стороны о введении в действие и практической реализации принятых высшими органами власти предложений и рекомендаций. При необходимости, в ходе разработки различных законопроектов будут создаваться экспертные и иные рабочие группы. В соглашении подтверждено намерение создать интегрированные базы законодательства и иных нормативных правовых актов государств — членов ЕАГ и СНГ на электронных носителях.
Подписание настоящего соглашения призвано укрепить сотрудничество ЕАГ и МПА СНГ и повысить эффективность противодействия преступности и террористической угрозе на пространстве региона. Унификация подходов к правовому обеспечению финансовой деятельности организаций на пространстве региона позволит минимизировать риски вовлечения институтов частного сектора в схемы отмывания денег и финансирования терроризма11.
В настоящее время деятельность Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма направлена на оказание содействия государствам региона в создании надлежащих правовых и институциональных основ противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов, соответствующих стандартам ФАТФ.
В рамках этой деятельности ЕАГ проводит взаимные оценки национальных систем противодействия финансированию терроризма и легали-
зации преступных доходов своих государств на основе методологии ФАТФ, исследует типологии отмывания денег и финансирования терроризма и реализует программы технического содействия государствам — членам Группы, включая обучение кадров.
Как уже было сказано, учредителями ЕАГ являются шесть государств. Узбекистан принимал активное участие в работе Евразийской группы с момента ее основания, а с 2005 г. он вошел в ее состав в качестве полноправного члена. Туркменистан вошел в состав Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в июне 2010 г. благодаря тому, что в мае 2010 г. принял новые поправки в Уголовный кодекс в соответствии с требованиями Венской и Палермской конвенций. Согласно рекомендациям ФАТФ была также введена статья об уголовной ответственности за финансирование терроризма12. Членство в ЕАГ открыло Туркменистану возможности для активного участия в работе ФАТФ и сотрудничества с другими странами и международными организациями в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Индия получила статус полноправного члена ЕАГ в декабре 2010 г.
В настоящее время в состав ЕАГ входят 9 государств.
Российская Федерация выступает одним из государств — учредителей ЕАГ. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации установлено, что участие в деятельности ЕАГ от имени Российской Федерации осуществляет Рос-финмониторинг13. По результатам взаимной оценки ФАТФ — МАНИВЭЛ — ЕАГ в 2008 г., Россия получила высокие рейтинги соответствия международным стандартам в области противодействия легализации преступных доходов и фи-
11 Между ЕАГ и МПА СНГ 20 декабря 2010 г. подписано соглашение о взаимодействии // Агентство Казинформ — Новости Казахстана. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2333048 (дата обращения: 10.04.2011).
12 Туркменистан — новый участник ЕАГ // Информационный бюллетень ЕАГ. 2010. № 2. С. 1.
13 Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 1449-р «Об участии Росфинмониторинга от имени Российской Федерации в деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // Юридический портал. URL: www.law-mix.ru/abro/9718 (дата обращения. 12.04.2011).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
нансированию терроризма. В этой связи Россия оказывает техническое содействие государствам — членам Евразийской группы, в том числе в области обучения специалистов подразделений финансовой разведки, надзорных и правоохранительных органов. Для этих целей и создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ)14.
По инициативе «Группы двадцати» Рабочая группа ФАТФ по обзору международного сотрудничества подготовила и в феврале 2010 г. опубликовала новую редакцию списков несотруд-ничающих/высокорисковых государств и юрис-дикций. В рамках данных процедур ФАТФ стала уделять большее внимание постсоветскому пространству с точки зрения приведения национальных режимов в соответствие с международными стандартами. В поле зрения ФАТФ на разных этапах попадали Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан. В настоящее время имеются публичные заявления ФАТФ в отношении Туркменистана, Азербайджана и Украины.
ЕАГ с момента возобновления ФАТФ процедур составления упомянутых списков заняла позицию посредника, представляя интересы государств — членов в ФАТФ, а также предпринимала усиленные меры по ускорению создания национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, что позволило государствам — членам ЕАГ до настоящего времени избегать санкций ФАТФ.
Активные посреднические усилия российской стороны в урегулировании подобных проблем, возникших у государств — участников ЕАГ, способствуют укреплению репутации России как лидера ЕАГ в отношениях с ФАТФ, другими влиятельными международными организациями и структурами, а также внутри ЕАГ. Соответственно развиваются предпосылки для подключения коллективного потенциала ЕАГ к продвижению российских интересов на актуальных направлениях активности ФАТФ, в частности по проблематике пресечения финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Членство в ЕАГ открыто для других стран региона, которые: предпринимают активные шаги по разработке и применению законодательства в сфере противодействия легализации преступных
доходов и финансированию терроризма, соответствующего 40 + 9 рекомендациям ФАТФ; принимают на себя обязательство участвовать в программах взаимных оценок ЕАГ, а так же активно участвовать в пленарных заседаниях и других мероприятиях ЕАГ.
Государства получают статус члена ЕАГ после одобрения Пленарным заседанием Группы соответствующего обращения. Членство в региональной группе по типу ФАТФ, которой является ЕАГ, входит в число обязательных условий получения членства в самой ФАТФ.
Институт наблюдателей также играет важную роль в деятельности ЕАГ. В составе наблюдателей Евразийской группы — 16 государств и 16 международных и региональных организаций.
В соответствии с Вопросами компетенции15, присоединиться к кругу наблюдателей Евразийской группы могут любые государства и организации, разделяющие цели и задачи ЕАГ по формированию в регионе комплексной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и признающие 40+9 Рекомендаций ФАТФ и другие международные стандарты в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Статус наблюдателя присваивается по решению Учредительной конференции или Пленарного заседания и предоставляет право участвовать в пленарных заседаниях, рабочих группах, консультациях и других мероприятиях ЕАГ без права голоса, а также вносить добровольные взносы для финансирования ее деятельности. Они также оказывают донорскую помощь государствам — участникам ЕАГ в реализации профильного обучения и других проектов в рамках технического содействия.
Региональные группы по типу ФАТФ проводят взаимные оценки, в рамках которых национальные системы противодействия легализации
14 Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1989-р «О создании автономной некоммерческой организации Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» // Юридический портал. URL: www.law-mix.ru/pprf.php?id=3634 (дата обращения: 12.04.2011).
15 Вопросы компетенции Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма от 6 октября 2004 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL: http://eurasiangroup.org/files/documents/eag/com-petention_questions.doc (дата обращения: 13.04.2011).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
преступных доходов и финансированию терроризма государств-участников проверяются на соответствие международным стандартам. Под взаимностью подразумевается, что представители всех государств — членов региональных групп оценивают другие государства — члены по очереди в соответствии с графиком оценок. Подобные оценки также проводят Международный валютный фонд, Всемирный банк и непосредственно Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Система взаимных оценок основывается на специальной Методологии ФАТФ, которая была принята в 2004 г. и затем изменена и дополнена в 2009 г. Указанная методология воспроизводит основные принципы, заложенные в 40+9 Рекомендациях ФАТФ, а также учитывает обобщенный международный опыт в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма признает результаты взаимных оценок, проведенных ФАТФ, другими региональными группами, а также МВФ и Всемирным банком, и учитывает их в рамках собственных оценок.
ЕАГ проводит исследование типологий (наиболее распространенных схем) легализации преступных доходов и финансирования терроризма, характерных для евразийского региона. Результаты типологических исследований позволяют выявлять наиболее высокорисковые зоны и секторы, выстраивать эффективную методологию управления рисками. Приоритетные для региона темы исследования типологий определяются участниками Пленарных заседаний ЕАГ. Результаты исследований распространяются внутри Евразийской группы16.
Публикация результатов исследования типологий финансирования терроризма, в том числе в виде сборников, направлена на повышение эффективности выявления данных преступлений как сотрудниками правоохранительных и надзорных органов, так и работниками организаций частного сектора. Изучение подобных типологий будет способствовать более эффективному выявлению попыток финансирования терроризма, а
также пресечению фактов совершения данных преступлений и иных видов преступлений, являющихся предикатными по отношению к рассматриваемым, основываясь при этом на передовом международном опыте в данной сфере.
ЕАГ оказывает техническое содействие государствам региона в целях приведения национальных систем противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма в соответствие с международными стандартами. Евразийская группа реализует учебные программы для специалистов подразделений финансовых разведок, правоохранительных и надзорных органов, координирует работу организаций-доноров и партнеров для повышения эффективности их деятельности на пространстве региона. Большая роль в оказании донорской помощи государствам региона отводится наблюдателям Евразийской группы. Одно из направлений деятельности ЕАГ в сфере технического содействия — реализация Единого информационного пространства (ЕИП), на базе которого создается площадка для интерактивного взаимодействия государств-участников.
Для реализации комплексного обучения и повышения квалификации кадров в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма активно используются возможности МУМЦФМ. Основная функция центра — организация обучения сотрудников госорганов и институтов частного сектора.
Согласно Уставу МУМЦФМ, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 25 ноября 2005 г. № 163, основными задачами Центра являются:
♦ разработка учебно-методической базы для обучения кадров для государств — участников ЕАГ (программы курсов, методические пособия, учебники и т.д.);
♦ проведение исследовательских и оценочных мероприятий в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма в государствах — участниках ЕАГ;
16 Темы типологических исследований ЕАГ, касающихся проблем противодействия финансированию терроризма: «Отмывание денег и финансирование терроризма с использованием альтернативных систем денежных переводов» (США 2010— 2011); «Риски использования электронных денег для легализации преступных доходов и финансирования терроризма» (Россия — 2010); «Типологии финансирования терроризма» (2007), «Использование некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма» (2006).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
♦ внедрение современных информационных технологий в целях развития сотрудничества между государствами — участниками ЕАГ в области противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма;
♦ организационное и техническое обеспечение деятельности Секретариата ЕАГ;
♦ оказание технического содействия государствам — участникам ЕАГ в развитии национальных систем противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, включая, в частности, подготовку и повышение квалификации соответствующих специалистов, а также техническое и программное оснащение подразделений финансовой разведки.
Ключевые направления деятельности центра17:
♦ формирование единого информационного пространства ЕАГ;
♦ имиджевое сопровождение и медиа — позиционирование деятельности ЕАГ;
♦ международное сотрудничество и техническое содействие;
♦ научно-исследовательская деятельность;
♦ информационно-аналитическая деятельность;
♦ учебно-методическая деятельность.
ЕАГ проводит консультации с институтами частного сектора региона (кредитными и иными финансовыми и нефинансовыми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами) по вопросам практического применения международных стандартов ФАТФ в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В ходе консультаций анализируются тенденции развития международной и региональных систем противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, а также ключевые риски и методологии управления ими. Обсуждаются результаты типологических исследований, проводимых экспертами ЕАГ. По результатам мероприятий формируются практические рекомендации, позволяющие минимизировать риски вовлечения финансовых и нефинансовых учреждений в преступные схемы, а также повысить эффективность надзора в сфере противодействия рассматриваемым преступлениям.
Основным итогом деятельности ЕАГ за период существования Группы можно считать су-
щественное расширение в регионе базы международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма благодаря ускорению в большинстве государств—участников процессов разработки, принятия и введения в действие специального законодательства и создания национальных подразделений финансовой разведки. В то же время, очевидно, что для достижения основных целей ЕАГ потребуются еще значительные усилия со стороны государств-участников при соответствующей поддержке международного сообще-ства18. Однако, уже сейчас представители государств—членов выступают в поддержку усилий Евразийской группы на пространстве региона, считая, что в рамках деятельности ЕАГ состоялось становление и активное развитие их систем противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов. В частности, благодаря усилиям ЕАГ были сформированы подразделения финансовой разведки Кыргызской Республики и Казахстана, принято соответствующее законодательство в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане. За пять лет существенно усовершенствовали свои системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма Беларусь, Россия, Китай и Кыргызская Республика, о чем свидетельствуют результаты взаимных оценок этих государств19.
В случае успешного позиционирования ЕАГ как эффективной региональной организации с комплексным охватом проблематики противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма на евразийском пространстве можно ожидать ощутимого укрепления позиции России в ФАТФ, «Группе двадцати» и в целом на международной арене.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 1449-р «Об участии Росфинмони-торинга от имени Российской Федерации в деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финан-
17 Деятельность МУМЦФМ // Вестник финансовой разведки. 2009. № 1—2. С. 38.
18 Зубков В.А., Осипов С.К. Указ. соч. С. 727.
19 Вестник финансовой разведки. 2009. № 3. С. 14.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
сированию терроризма» // Юридический портал. URL: http://www.lawmix.ru/abro/9718 (дата обращения: 12.04.2011).
2. Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1989-р «О создании автономной некоммерческой организации Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» // Юридический портал. URL: http://www. lawmix.ru/pprf.php?id=3634 (дата обращения: 12.04.2011).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 1900-р «О подписании Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.-ru/201 1/03/29/protiv-terrorizma-site-dok. html&sa=U&ei=GHqlTfy0CY3IswbX0PiCBw&ved =0CAsQFjAA&usg=AFQjCNGuIFVd1prprLJg637a AH5fbZSV0A (дата обращения: 05.05.2011).
4. Вопросы компетенции Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма от 6 октября 2004 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL: http://www.-eurasiangroup.org/files/documents/eag/competention_q uestions.doc (дата обращения: 13.04.2011).
5. Декларация об учреждении ЕАГ от 6 октября 2004 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL: http://eurasiangroup.org/files/documents/eag/decla-ration.pdf (дата обращения: 13.04.2011).
6. Соглашение о взаимодействии между Евразийской группой и Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 декабря 2010 г. // Официальный сайт ЕАГ. URL: http://www.eurasiang-
roup.org/ru/news/detail/news/15_dekabrya_2010_g_m ezhdu_evrazijskoj_gruppoj_i_mezhparlamentskoj/ (дата обращения: 01.03.2011).
7. Вестник финансовой разведки. 2009. № 3 (октябрь — декабрь).
8. Влаандерен П. О результатах деятельности ЕАГ и глобальном распространении международных стандартов // Информационный бюллетень Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. 2010. № 2.
9. Деятельность МУМЦФМ // Вестник финансовой разведки. 2009. № 1—2.
10. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма // Сайт энциклопедии «Википе-дия». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%-D0%90%D0%93 (дата обращения: 13.04.2011).
11. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М., 2008.
12. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
13. Зубков В.А. Формирование и развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации: моногр. М., 2008.
14. Между ЕАГ и МПА СНГ подписано соглашение о взаимодействии // Агентство Казинформ — Новости Казахстана. URL: http://www.inform.kz/-rus/article/2333048 (дата обращения: 10.04.2011).
15. Туркменистан — новый участник ЕАГ // Информационный бюллетень ЕАГ. 2010. № 2.