Борьба с преступностью
Е.Ю. Князева, П.М. Владимирова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Статья посвящена проблемам становления и развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Европе, США и России. Отмечаются основные нормативно-правовые акты, принятые в этой области, и рассматриваются основные организации, занимающиеся противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ключевые слова: легализация доходов, отмывание денег, ПОД/ФТ, финансирование терроризма, ФАТФ, ЭГМОНТ, ЕАГ.
Есть разные точки зрения относительно того, когда и как возник термин «отмывание денег», т. е. та самая легализация доходов, полученных преступным путем. И возник ли он в 1920-е годы в Америке или в начале 1970-х годов там же, остается открытым вопрос, что же скрывает за собой этот сухой термин. За ним может стоять как банальная попытка легализовать преступный капитал, так и террористические акты, убийства, успешное функционирование разного рода организованных преступных группировок, наркоторговля, работорговля и многое другое. Хотя, как правило, отмывание денег -по сути, преступление, носящее больше финансовый характер - не ассоциируется с такими тяжелыми уголовными преступлениями. И это отношение играет на руку преступному миру. Любая кредитная организация, любое предприятие и даже любой человек может стать невольным пособником террористической или иной преступной организации, легкомысленно считая отмывание денег несерьезным преступлением или не преступлением вовсе.
© Князева Е.Ю., Владимирова П.М., 2013
В силу ряда причин - политических, экономических и др., советская юридическая наука не занималась вопросами противодействия легализации доходов, только немного изучался зарубежный опыт в этой области. В Европе и Америке взгляд на эту проблему был совершенно иной.
И несмотря на то что легализация доходов набрала обороты еще в 1920-1930-е годы в США, специальные, направленные на противодействие ей нормативно-правовые акты появились гораздо позднее.
Так, в 1988 г. ООН принимает конвенцию, направленную на борьбу против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ1. Современная мировая система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сложилась в первую очередь как система противодействия наркоторговле как наиболее обширному и прибыльному виду криминального бизнеса, с которым всегда связаны и торговля оружием, людьми, проституция и многое другое. Долгое время борясь с наркоторговлей и связанным с ней криминальным бизнесом силовыми методами, ни Европа, ни США не достигли значительных успехов. Тогда был поставлен вопрос о финансовых рычагах давления на преступный мир, которые позднее действительно себя зарекомендовали как более надежные, нежели привычные, силовые, методы. Сделать криминальный бизнес невыгодным, точнее менее выгодным, усложнить легализацию преступных денег оказалось эффективным методом.
Следующим шагом в 1989 г. было создание Financial Action Task Force, или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, или ФАТФ. Она была создана в Париже по инициативе президента Франции при участии США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады2. Ее основными направлениями деятельности стали: создание рекомендаций, стандартов по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, развитие системы региональных органов и обеспечение сотрудничества государств и международных организаций в области борьбы с отмыванием денег.
Одним из результатов деятельности ФАТФ стали как раз стандарты в области ПОД/ФТ, или в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В феврале 1990 г. были разработаны основные финансовые меры борьбы, получившие название «Сорок рекомендаций по действиям против отмывания денег», которые впоследствии, через шесть лет, были пересмотрены и требуют
регулярного пересмотра, так как появляются новые технологии и способов легализации доходов благодаря этому становится все больше.
В октябре 2001 г. ФАТФ издал девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма3, которые содержали ряд специальных мер по борьбе с финансированием террористических актов и террористических организаций. Это послужило дополнением к изданным ранее «Сорока рекомендациям». Безусловно, издание этого дополнения было связано в первую очередь с событиями 11 сентября в США.
Необходимо отметить, что и эти восемь рекомендаций, в свою очередь, были дополнены девятой рекомендацией, касающейся контроля за перевозками наличных денежных средств.
Международный валютный фонд и Мировой банк, подавляющее большинство западных стран и США приняли эти «Сорок рекомендаций» и девять специальных рекомендаций как единые международные стандарты по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В 1991 г. Совет Европы принимает Директиву Совета европейского сообщества «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» № 91/308 ЕЕС от 10 июня 1991 г. (Council Directive 91/308 ЕЕС of 10 June 1991 on prevention the financial system for the purpose of money laundering)4, которая стала основой создания системы финансового мониторинга во всех кредитных организациях.
Следующей ступенью в развитии системы ПОД/ФТ стало принятие ООН проекта типового закона «Об отмывании денег, полученных от наркотиков»5 в 1993 г.
В целях создания международной системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма недостаточно было только принятия нормативных актов. Требовалось создание и специальных организаций, каковой стала созданная в июне 1995 г. группа ЭГМОНТ - объединение подразделений финансовой разведки, - имевшая неформальный характер. В нее вошли представители 24 подразделений финансовых разведок со всего мира, сотрудничество в рамках этой организации способствовало обмену информацией и опытом, что, безусловно, способствовало усилению системы ПОД/ФТ.
9 декабря 1999 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. 27 декабря 2002 г. данная Конвенция стала обязательной для исполнения Россией6.
Также необходимо упомянуть о Вольфсбергской группе и Ба-зельском комитете. Вольфсбергская группа, образованная в 2000 г., приняла ряд методических рекомендаций для финансовых институтов, среди которых следует особо отметить принятые 30 октября 2000 г. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (The Wolfsberg Anti-Money Laundering Principles for Private Banking)7. Базельский же комитет в декабре 1998 г. выпустил Рекомендации по предотвращению использования банковской системы в целях отмывания преступных доходов (Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money-laundering)8. Также в 2001 г. им принимаются Методические рекомендации по идентификации клиентов банков (Customer due diligence for banks), ставшие стандартами деятельности для кредитных организаций9.
Что касается США, то в октябре 1986 г. принимается закон «О контроле за отмыванием преступных доходов» (US Money Laundering Control Act). В 1992 г. принимается закон Германии об отмывании преступных доходов (German Money Laundering Act), в 1998 г. соответствующие акты принимаются в Швейцарии и Бразилии10, в 2000-2001 гг. - в России и Японии. В дальнейшем аналогичные законы были приняты в большинстве стран мира (например, в Беларуси11, Австралии12 и т. д.).
И еще необходимо сказать о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая была учреждена в 2004 г. и сейчас является членом ФАТФ.
Впервые инициатива по созданию ЕАГ была озвучена Российской Федерацией на пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 г. В феврале 2004 г. этот вопрос был рассмотрен на международном совещании «Сотрудничество государств - участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ и Китая, а также ряда международных организаций13. Учредительная конференция прошла в Москве 6 октября 2004 г. с участием шести государств, а именно: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. В 2005 и 2010 гг. в число государств - членов ЕАГ вошли Узбекистан, Туркменистан, Индия. Сейчас членами ЕАГ являются 9 государств; 14 стран и 18 международных и региональных организаций имеют статус наблюдателей.
Что касается нормативной базы Российской Федерации, посвященной ПОД/ФТ, то основным специальным нормативно-правовым актом явился Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»14, действие которого направлено на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также специальные подзаконные акты Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Примечания
1
2
Действующее международное право: В 3 т. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 60-89. «Грязные» деньги и закон. М.: ИНФРА-М, 1995. С. 45.
Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 511-514. Там же. С. 361-372. Там же.
Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2792.
Письмо ЦБ РФ от 15.02.2001 г. № 24-Т «О Вольфсбергских принципах» (вместе со «Всеобщими директивами по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергскими принципами)» от 30 октября 2000 г.) // Вестник Банка России. 2001. № 15.
Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money-laundering [Электронный ресурс] // Bank for International Settlements. URL: http:// www.bis.org/publ/bcbsc137.htm (дата обращения: 30.08.2013). Customer due diligence: a new level of commitment among bank supervisors [Электронный ресурс] // Bank for International Settlements. URL: http://www. bis.org/press/p020919a.htm (дата обращения: 30.08.2013). Прошунин М.М. Развитие международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма: правовой аспект // Финансовое право. 2009. № 11. С. 5.
Закон Республики Беларусь от 19.07.2000 г. № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансиро-
4
10
вания террористической деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 75. 2/201.
Anti-Money Laundering and Counter-Terrorism Financing Act 2006 (AML/CTF Act). [Электронный ресурс] // Australian Government. URL: http://www.com-law.gov.au/Details/C2006A00169 (дата обращения: 30.08.2013). История, цели и задачи [Электронный ресурс] // ЕАГ. URL: http://www.eur-asiangroup.org/ru/eag/history.php (дата обращения 30.08.2013). Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 авг.
12
13
14