УДК 657.631
противодействие легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности
И.В. РАЗУМОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры тылового и финансового обеспечения деятельности УИС E-mail: [email protected] Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний г. Киров, Российская Федерация
Предмет/тема. Развитие в Российской Федерации системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма затрагивает и аудиторскую деятельность, осуществляющую независимый контроль за организациями, которые подпадают под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Цели/задачи. Целью исследования является раскрытие предпосылок возникновения в Российской Федерации правовых оснований противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также изучение алгоритма реализации мероприятий по такому противодействию в деятельности аудиторских организаций и аудиторов. Основной задачей данной статьи представляется разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки.
Методология. В статье с помощью методов сравнения, синтеза и анализа рассмотрены действующие нормы права по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также порядок их применения.
Выводы. В работе сформулированы выводы о целесообразности внесения в локальные акты аудиторской организации (внутрифирменные стандарты) требований по соблюдению законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о рациональности обучения аудиторов в форме целевого инструктажа; о необходимость проведения аудиторских процедур в части соблюдения требований системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как на стадии планирования, так и проверки по существу, а также о рассмотрении аудитором вопроса о передаче полученной информации по результатам проверки в Росфинмониторинг.
Ключевые слова: отмывание доходов, финансирование терроризма, противодействие, аудиторская деятельность, аудиторские процедуры
В течение последних десятилетий в международном сообществе особую актуальность приобрела проблема отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Стро-
ительство системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в Российской Федерации в преддверии мощных террористических атак на США началось с принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). Решение задач государственной безопасности возможно только путем создания комплексной системы снижения рисков возникновения национальных угроз, что и привело к включению в систему ПОД/ФТ аудиторских организаций. Обязанности, ответственность и практическая значимость аудиторских организаций в системе ПОД/ФТ на сегодняшний день остаются до конца не урегулированными как на уровне действующего законодательства, так и на уровне взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу, что и является предметом рассмотрения данной статьи.
Рассмотрим некоторые теперь уже исторические аспекты создания системы ПОД/ФТ.
Осознавая угрозу своим национальным интересам и сложность процесса выявления отмытых денег в международной финансовой системе, развитые государства пришли к пониманию острой необходимости разработки коллективных мер борьбы с этим видом преступной деятельности. Следствием этого стало создание Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — ФАТФ (Financial Action Task Force), которая была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада), Европейской комиссией и восемью другими государствами в ходе Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе президента Франции.
В настоящее время в ФАТФ входят 34 страны-участницы и две международные организации. Российская Федерация была принята в члены ФАТФ на Пленарном заседании в июне 2003 г. Одним из направлений деятельности ФАТФ является выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
- 4 (346)
Так, в феврале 1990 г. ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области.
В ответ на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 г. ФАТФ на своем внеочередном Пленарном заседании в Вашингтоне в октябре 2001 г. приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области борьбы с финансированием терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых в этом направлении действий. Были одобрены новые международные стандарты — 8 специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, и утвержден соответствующий план действий.
Также задачей ФАТФ является проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма рекомендациям ФАТФ. В 2008 г. прошел третий раунд взаимной оценки соответствия российской системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма международным стандартам, который проводился экспертами ФАТФ, экспертами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма — МАНИВЭЛ и экспертами Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма — ЕАГ. Ранее Российская Федерация уже прошла две такие оценки — в сентябре 2002 г. и в апреле 2003 г. По результатам этих оценок в октябре 2002 г. Россия была исключена из «черного» списка ФАТФ, а в июне 2003 г. она была принята полноправным членом в эту международную организацию1. Примечательно, что с 01.07.2013
1 URL: http://www.fedsfm.ru/activity/fatf.
- 2015 -
президентом ФАТФ является российский представитель В.П. Нечаев.
Аудиторские организации и аудиторы руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ), согласно положениям которого федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита и являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов. Рассмотрим требования федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) в части соблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ. В системе федеральных стандартов аудиторской деятельности можно выделить три стандарта, которые прямо указывают на необходимость соблюдения требований Закона № 115-ФЗ: Правило (стандарт) № 34, ФСАД 5/2010 и ФСАД 6/2010.
В соответствии с Правилом (стандартом) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», при принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества аудитор проводит оценку честности руководства потенциального клиента. При оценке честности аудиторская организация должна учитывать в том числе признаки того, что клиент занимается легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или другой криминальной деятельностью.
Приказом Минфина России от 17.08.2010 № 90н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» в ФСАД 5/2010 определены обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, согласно п. 69 которого содержится следующее требование: «В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. Например, информацию в отношении легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в отношении коррупционных правонарушений».
В другом стандарте ФСАД 6/2010 этого же приказа Минфина России отражены обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита. Согласно п. 9 ФСАД 6/2010 в случае, когда законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность аудитора проверить соответствие деятельности аудируемого лица требованиям определенного нормативного правового акта, аудитор должен включить в план аудита специальные тесты и сообщить информацию об обнаруженных фактах несоблюдения требований такого акта или своих подозрениях уполномоченному государственному органу. Например, информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в отношении коррупционных правонарушений. В случае сомнения аудитор должен рассмотреть необходимость получения юридической консультации по данному вопросу.
В ходе аудиторской деятельности в части соблюдения требований Закона № 115-ФЗ целесообразно учитывать рекомендации, изложенные в письмах Минфина России от 02.10.2013 № 0702-05/40858 и от 29.01.2014 № 07-04-18/01.
Рассмотрим алгоритм действий аудитора (аудиторской организации) по соблюдению требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
1. Первоочредной задачей является внесение в локальные акты организации (внутрифирменные стандарты) требований по соблюдению законодательства ПОД/ФТ. Такие положения могут отражаться как в стандартах, содержащих общие положения по аудиту, так и в стандартах, устанавливающих порядок проведения аудита. Рекомендации к содержанию аудиторских процедур в части ПОД/ФТ могут содержаться также в специализированных стандартах или в методиках аудита отдельных вопросов или участков учета.
2. Следующим действием является соб-
людение требований стандартов аудиторской деятельности и законодательства ПОД/ФТ при установлении договорных отношений с клиентом. Например, выявление статуса клиента (подпадает он или нет под перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в ст. 5 Закона № 115-ФЗ), тестирование в целях выявления собственного мнения клиента о наличии достаточных знаний в части ПОД/ФТ, а также определение позиции клиента в вопросах соблюдения требований ПОД/ФТ.
3. Далее следует учесть необходимость проведения аудиторских процедур в части соблюдения требований ПОД/ФТ на стадии планирования, т.е. при составлении плана и программы аудита. Проведение таких процедур становится актуальным только в том случае, когда клиент подпадает под действие Закона № 115-ФЗ.
Остановимся подробнее на перечне организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанных выполнять требования Закона № 115-ФЗ. В перечень организаций попадают такие субъекты, как кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами и т.д. Всего в этом перечне шестнадцать видов деятельности (организаций), которые регулярно изменяются и дополняются. Так, после очередных поправок в 2013 г. перечень был значительно расширен и в него попали общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, страховые брокеры. Значительно расширен круг лиц, обязанных соблюдать требования ПОД/ ФТ за счет включения в перечень индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей,
оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Необходимо отметить факт, что часто причиной нарушения требований ПОД/ФТ является элементарное незнание законодательства. Так, например, операторы по приему платежей были включены в перечень в 2009 г. практически сразу же после принятия Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ). Согласно положениям ст. 2 Закона № 103-ФЗ, оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Исходя из определения, операторами по приему платежей в одночасье стали тысячи организаций. Например, организация, осуществляя некий основной вид деятельности, для удобства своих работников дополнительно установила терминал по приему платежей. Даже если в общем объеме доходов доходы от терминала составили одну тысячную процента, организация автоматически обязана соблюдать требования ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля, идентификации клиентов, сбора и хранения информации по отношению ко всей деятельности в целом. Естественно, что, осознав требования ПОД/ФТ и возникающую административную ответственность, организация будет стремиться избавиться от такого терминала. Однако практика свидетельствует о том, что такие терминалы продолжают работать, и чаще всего из-за незнания руководителями действующего законодательства. Аналогичная практика наблюдается и по другим видам деятельности.
Поэтому перед аудитором стоит очень сложная задача (еще на стадии заключения договора на оказание аудиторских услуг) по выявлению у клиента всех операций, попадающих под действие ПОД/ФТ, чтобы при составлении плана и программы аудита предусмотреть соответствующие аудиторские процедуры.
Если же клиент не подпадает под перечень ст. 5 Закона № 115-ФЗ, то необходимо аудиторские процедуры в части ПОД/ФТ проводить в так
называемом сокращенном варианте (соблюдение требований ФСАД 5/2010 и 6/2010, положения которых были рассмотрены ранее).
4. Следующим действием аудитора является непосредственное проведение аудиторских процедур по выявлению нарушения в части ПОД/ФТ.
Итак, если клиент аудитора является организацией (индивидуальным предпринимателем), попадающей под перечень, указанный в ст. 5 Закона № 115-ФЗ, то должно выполняться требование в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения и представления информации.
Рассмотрим детально все стадии проверки.
4.1. На стадии планирования аудитор должен учесть специфику деятельности аудируемого лица. При этом понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В соответствии с правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» при разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание риск и существенность. В процессе проведения аудита, аудитор также обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Необходимо учитывать, что в практической деятельности не реализуются отдельные (целевые) аудиторские проверки по соблюдению законодательства ПОД/ФТ. В аудиторской проверке рассматриваются вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма только в случае выявления специфических видов деятельности (операций), попадающих под действие Закона № 115-ФЗ. Поэтому оценка существенности и аудиторского риска может зависеть от некоторых показателей:
— от объема операций, попадающих под законодательство о ПОД/ФТ, в общем объеме осуществляемых операций;
— от количества таких операций;
— от частоты таких операций и т.д.
Так, например, при проведении аудиторской проверки кредитной организации было выявлено, что доля операций, подлежащих обязательному
контролю, составляет 40%, следовательно, существенность снижается, а аудиторский риск увеличивается. Однако в ходе изучения деятельности клиента у аудитора сложилось профессиональное суждение о высоком уровне организации системы и контроля за ПОД/ФТ, что влияет на снижение аудиторского риска и повышение уровня аудиторской выборки.
Если рассматривать аудиторские проверки таких организаций, как РайПО (районное потребительское общество), которые осуществляют операции купли-продажи драгоценных металлов и камней, что в общем объеме деятельности составляет, например, 3%, то, вероятно, что профессиональное суждение аудитора не будет учитывать объема таких операций как влияющих на общий уровень существенности и аудиторского риска.
Согласно правилу (стандарту) № 4 «Существенность в аудите», аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности в целях выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание.
Учитывая специфику деятельности аудируемого лица касательно реализации требований системы ПОД/ФТ, при оценке существенности аудитор может принимать во внимание влияние таких фактов, как организация обучения сотрудников аудируемого лица в системе ПОД/ФТ, наличие специальных должностных лиц и функциональных обязанностей, актуальных правил внутреннего контроля, механизма проведения идентификации клиентов, системы фиксирования, обработки и хранения информации в системе ПОД/ФТ и т.д. При первоначальном определении уровня существенности аудитор может использовать различные способы получения информации, в том числе вопросники или анкеты.
Также на стадии планирования аудитор оценивает аудиторский риск. Необходимо учитывать обратную зависимость между существенностью и аудиторским риском: чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между сущес-
твенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Для оценки рисков в соответствии с положениями правила (стандарта) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудитор может выполнить следующие действия: сделать запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица, осуществлять аналитические процедуры, наблюдение и инспектирование и т.д. Так, например, аналитические процедуры могут оказаться полезными для выявления необычных операций или событий, а также показателей, коэффициентов и тенденций, которые могут свидетельствовать о возможных проблемах в части исполнения требований законодательства в системе ПОД/ФТ.
При определении аудиторской выборки (правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка») целесообразно учитывать уровень риска существенного искажения. В целях сбора доказательств по соблюдению (несоблюдению) аудируемым лицом требований системы ПОД/ФТ необходимо увеличить аудиторскую выборку в операциях, подлежащих обязательному контролю (например, ориентировать аудиторскую выборку на операции, равные по сумме или превышающие 600 000 руб. по предоставлению беспроцентных займов физическим лицам или на идентификацию клиентов по операциям, превышающим 15 000 руб.).
4.2. Аудиторские процедуры по организации внутреннего контроля должны включать проверку наличия у клиента правил внутреннего контроля. Целесообразно оценить и содержание документа, что позволит сформировать правильное мнение аудитора о его соответствии требованиям законодательства (особое внимание необходимо обращать на вносимые изменения в законодательство, которые должны отражаться в правилах внутреннего контроля), а также о выполнении требований документа сотрудниками клиента.
В понятие «организация внутреннего контроля» включается и назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Здесь необходимо
обратить внимание на соответствие должностного лица требованиям постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Специальное должностное лицо должно иметь высшее образование по специальностям, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования оно должно иметь наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также должно пройти обучение в целях ПОД/ФТ (целевой инструктаж).
4.3. Аудиторские процедуры по идентификации клиентов включают проверку соблюдения аудируемой организацией собственных правил внутреннего контроля. Так, аудитор должен получить ответы на следующие вопросы: проводится ли идентификация клиента до принятия на обслуживание (при приеме у физических лиц платежей до 15 000 руб. идентификация не проводится); соответствует ли проводимая идентификация требованиям законодательства; выявляются ли цели установления и предполагаемый характер деловых отношений клиента аудируемого лица, если клиент — юридическое лицо; принимаются ли меры аудируемым лицом по идентификации бенефициарных владельцев; обновляется ли информация о клиентах, их бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях (у постоянных клиентов информация должна обновляться не реже 1 раза в год).
4.4. Аудиторские процедуры по фиксированию, хранению и представлению информации включают также проверку соблюдения сотрудниками аудируемого лица правил внутреннего контроля по воп-
Операции, подлежащие обязательному контролю
Сумма операции = > 600 000 руб.
В наличной форме
1. Снятие/зачисление со счета,
если оно не обусловлено характером деятельности.
2. Покупка/продажа валюты
ФЛ.
3. Покупка ценных бумаг ФЛ.
4. Получение ФЛ ДС по чеку на
предъявителя, выданному нерезидентом.
5. Обмен банкнот одного
достоинства на банкноты другого достоинства.
6. Внесение ФЛ средств в
уставный капитал организации
Одна из сторон сделки
Ирану и КНДР
По банковским
Иные сделки с движимым имуществом
1. Открытие вклада на
предъявителя.
2. Открытие вклада в пользу
третьих лиц.
3. Перевод/поступление
денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца.
4. Зачисление/списание
средств на счет ЮЛ (период деятельности не превышает 3 мес. или операции по счету не проводились)
1. Помещение драг. металлов (камней) в ломбард
2. Выплата/получение ФЛ страхового
возмещения/премии по страхованию жизни.
3. Получение/предоставление имущества по
договору финансовой аренды (лизинга).
4. Переводы некредитными организациями по
поручению клиента.
5. Скупка, купля-продажа драг. металлов
(камней).
6. Получение платы за участие в играх ,
основанных на риске, или выплата выигрыша
7. Предоставление ЮЛ/ получение ФЛ
беспроцентных займов
Сделка по переходу права собственности с недвижимым имуществом, если
сумма сделки = > 3 000 000 руб.
Получение некоммерческой организацией от иностранных государств, организаций и граждан или расходование средств в сумме = > 100 000 руб.
Зачисление или списание денежных средств хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в сумме = >50 000 000 руб.
Лицо включено в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
Примечание. ФЛ — физическое лицо, ЮЛ — юридическое лицо, ДС — денежные средства.
Операции, подлежащие обязательному контролю
росам документирования. Аудитор должен собрать доказательства отсутствия (наличия) нарушений по документальному фиксированию информации, если сделка клиента аудируемого лица:
— носит запутанный или необычный характер, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной цели;
— не соответствует целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
— совершается неоднократно или ее характер дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
— дает основания полагать, что она осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
- 4(346)
Также обязательному фиксированию подлежит сделка клиента, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен (либо ранее направлялся) запрос Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфин-мониторинг), либо отказ клиента от совершения разовой операции.
При проверке соблюдения требований законодательства ПОД/ФТ в части хранения информации аудитор должен собрать доказательства, подтверждающие факт хранения документов не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Наиболее трудоемким в аудиторской проверке является выявление операций аудируемого лица, подлежащих обязательному контролю, и представление сведений в Росфинмониторинг. Полный перечень операций, подлежащих обяза-
- 2015 -
тельному контролю, отражен в ст. 6 Закона № 115-ФЗ. Только изучив специфику деятельности аудируемого лица, аудитор сможет грамотно составить выборку в целях выявления отдельных операций, подлежащих обязательному контролю. Например, согласно позиции Росфинмониторинга, зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета аудируемого лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия в сумме, равной и более 600 000 руб., подлежит обязательному контролю и, соответственно, представлению информации в Росфинмониторинг. Схема всех операций, подлежащих обязательному контролю, отражена на рисунке.
В целях правильного понимания соблюдения аудируемым лицом законодательства ПОД/ФТ аудитору необходимо проверить факт постановки аудируемого лица на учет в надзорном органе, а также постоянного контакта с официальным сайтом Росфинмониторинга по вопросу выявления среди клиентов лиц, включенных в перечень экстремистов и террористов. Надзорный орган выбирается в зависимости от вида деятельности организации (индивидуального предпринимателя). Так, например, у страховых, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов надзорным органом является Центральный банк РФ, и дополнительная постановка на учет в Росфинмониторинге таким организациям не требуется; если же надзорного органа нет, как, например, у риэлторов, операторов по приему платежей, то постановка на учет в Росфинмони-торинге является обязательной.
При выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, аудируемое лицо должно направлять в Росфинмониторинг сведения по форме 4-СПД в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю. Соблюдение сроков представления информации также подлежит проверке аудитором.
В ходе выполнения аудиторских процедур необходимо обращать внимание на операции ауди-дуемых лиц со своими клиентами, которые могут указывать на действия по легализации доходов и финансированию терроризма. Приведем некоторые типичные примеры операций, которые могут
указывать на действия по легализации доходов и финансированию терроризма:
— запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
— несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
— совершение операций (сделок), предметом которых являются предметы искусства;
— существенное отклонение суммы операции (сделки) относительно действующих рыночных цен;
— многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
— регулярное получение клиентом денежных средств, причитающихся по операции (сделке), в наличной форме по инициативе клиента;
— досрочное расторжение договора лизинга без видимого основания в короткий срок после его заключения;
— многократное (три и более раз) совершение физическим или юридическим лицом сделок с одним объектом недвижимости и т.д.
Полный перечень подозрительных операций с позиции Росфинмониторинга отражен в приказе этого органа от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
5. Завершающим этапом в алгоритме действий аудитора (аудиторской организации) по соблюдению требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является оценка полученных аудиторских доказательств и формирование выводов. Интересна также позиция Минфина России по фактам выявленных нарушений, изложенная в письме от 29.01.2014 № 07-04-18/01: «Согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовес-
тных действий. В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. Например, информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».
Рассмотрев некоторые аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности, можно сформулировать следующие выводы:
1) в целях соблюдения федеральных стандартов аудиторской деятельности целесообразно внесение в локальные акты аудиторской организации (внутрифирменные стандарты) требований по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ;
2) для комплексного понимания системы ПОД/ФТ прохождение обучения аудиторами в форме целевого инструктажа является оправданной мерой;
3) необходимо проведение аудиторских процедур в части соблюдения требований ПОД/ФТ как на стадии планирования, так и проверки по существу;
4) оценка аудитором выявленных нарушений, формирование выводов и рассмотрение вопроса о передаче полученной информации в Росфинмо-ниторинг являются неотъемлемыми вопросами проводимой проверки.
Список литературы
1. Беленко В.В. Проблемы реализации финансового контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в современной России // Российская юстиция.
2013. № 10. С. 44-47.
2. Бондарь Е.О., Изутина С.В. Актуальные тенденции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации с учетом изменения международных стандартов // Современное право.
2014. № 10. С. 97-100.
3. Воробьева И.Г. Финансовые институты в российской системе противодействия легализа-
ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Финансовые исследования. 2014. № 2. С. 23-31.
4. Ивкова А.В. Противодействие легализации преступных доходов в процессе привлечения лиц к административной ответственности по статье 15.27 КОАП // Законность. 2013. № 1. С. 41-44.
5. Ковалева С. Виды и взаимосвязь рисков кредитных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Финансовая жизнь. 2013. № 3. С. 37-42.
6. Кочетов С.В. Финансовая разведка России в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма // Вестник Академии. 2013. № 3. С. 131-135.
7. Кубенко И.В. Деятельность евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) // Образование. Наука. Научные кадры.
2013. № 7. С. 155-157.
8. ЛадыгаА.И., КалядинаМ.Ю. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире.
2014. Т. 2. № 7. С. 78-81.
9. Лосева Н.А. Правила внутреннего контроля индивидуального аудитора в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Аудитор. 2013.№ 5. С. 20-25.
10. Паненков А.А. Проблемы совершенствования национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и оружия массового уничтожения // NB: Экономика, тренды и управление. 2014.№ 1. С. 13-30.
11. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: МУМЦФМ, 2012. 178 с.
12. Родичев М.Л. Возникновение и развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 41-46.
13. Сафонов А.И. Актуальные вопросы международного законодательства в области противодействия легализации преступных доходов // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2013. № 6. С. 366-373.
14. Соловьев И.Н. Новые возможности противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Финансовое право. 2014. № 2. С. 8-10.
15. Фомин В.Н. Правовые аспекты риска в сфере противодействия легализации преступных доходов // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 127-132.
16. Халикова Э.А., Козачкова Г.Н. Организационная модель финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в компаниях // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 4. С. 50-55.
17. Ханафеев Ф.Ф., Ханафеев А.Ф. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, как направление
обеспечения экономической безопасности государства // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2. С. 24-30.
18. Харченко В.В. Административно-правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 9. С.67-73.
19. Харченко В.В. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 11. С. 46-51.
20. Чуйкова Н.М. Финансовый мониторинг как совокупность мер по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. № 2. С. 26-31.
International Accounting Audit Activity
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
COUNTERACTION OF THE LEGITIMIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS OF CRIME AND THE FINANCING OF TERRORISM: AUDIT ACTIVITIES
Irina V. RAZUMOVA
Abstract
Subject The development of the system of counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism also affects audit activities exercising independent control over organizations that fall under the Federal Law "On Counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism" of August 07, 2001 № 115-FZ. Objectives The objectives ofthe study are to describe the background of the legal basis for counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism in the Russian Federa-
tion, and to analyze the algorithm of counteraction measures in the activity of audit firms and auditors. The main task of the paper is to develop practical recommendations for auditing. Methods I used the methods of comparison, synthesis and analysis to consider the existing laws and regulations on counteracting legalization of proceeds of crime and terrorist financing, and the enforcement procedure.
Results I substantiated the need to introduce requirements related to compliance with the laws on combating legalization (laundering) of proceeds of crime and terrorism financing into the bylaws of an
audit organization (internal standards); to organize training of auditors in the form of ad hoc briefing; to design necessary audit procedures to comply with the requirements of the system of combating legalization (laundering) of proceeds of crime and terrorism financing, both at the planning stage of the audit and when substantive procedures are performed. Conclusions I conclude that the auditor should consider the transfer of information, which is based on audit results, to the Federal Service for Financial Monitoring.
Keywords: money laundering, financing, terrorism, counteraction, auditing, audit procedures
References
1. Belenko V.V. Problemy realizatsii finansovogo kontrolya po protivodeistviyu legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem v sovremennoi Rossii [Problems of implementing financial control over money laundering in modern Russia]. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justitia, 2013, no. 10, p. 44-47.
2. Bondar' E.O., Izutina S.V. Aktual'nye ten-dentsii razvitiya sistemy protivodeistviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma v Rossiiskoi Federatsii s uchetom izmeneniya mezhdunarodnykh standartov [Actual trends in developing the system of counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism in the Russian Federation, taking into account the changes in international standards]. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2014, no. 10, pp. 97-100.
3. Vorob'eva I.G. Finansovye instituty v ros-siiskoi sisteme protivodeistviya legalizatsii (otmy-vaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [Financial institutions in the Russian system of counteraction of the legiti-mization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2014, no. 2, pp. 23-31.
4. Ivkova A.V. Protivodeistvie legalizatsii pres-tupnykh dokhodov v protsesse privlecheniya lits k administrativnoi otvetstvennosti po stat'e 15.27 KOAP [Counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime in the process of imposition of administrative sanctions under Article 15.27 of the
Administrative Code]. Zakonnost' = Justice, 2013, no. 1, pp. 41-44.
5. Kovaleva S. Vidy i vzaimosvyaz' riskov kredit-nykh organizatsii v sfere protivodeistviya legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem [Types and the relationship of risks of credit institutions in the area of counteraction of the legitimization of proceeds of crime]. Finansovaya zhizn' = Financial Life, 2013, no. 3, pp. 37-42.
6. Kochetov S.V. Finansovaya razvedka Rossii v mezhdunarodnoi sisteme protivodeistviya legalizatsii (otmyvaniyu) prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma [Financial intelligence of Russia in the international system of counteraction of the legalization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism]. Vestnik Akademii = Academy's Herald, 2013, no. 3, pp. 131-135.
7. Kubenko I.V. Deyatel'nost' evraziiskoi gruppy po protivodeistviyu legalizatsii prestupnykh dokho-dov i finansirovaniyu terrorizma (EAG) [Activities of the Eurasian Group on combating money laundering and financing of terrorism (EAG)]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry = Education. Science. Academic Staff, 2013, no. 7, pp. 155-157.
8. Ladyga A.I., Kalyadina M.Yu. Vzaimode-istvie nalogovykh i pravookhranitel'nykh organov v protivodeistvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [Interaction of tax and law enforcement authorities in combating the legalization (laundering) of proceeds of crime and the financing of terrorism]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v sovremennom mire = Basic and Applied Research in Modern World, 2014, vol. 2, no. 7, pp. 78-81.
9. Loseva N.A. Pravila vnutrennego kontrolya individual'nogo auditora v tselyakh protivodeistviya legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [An individual auditor's internal control rules for counteraction of the legalization of proceeds of crime and the financing of terrorism]. Auditor, 2013, no. 5, pp. 20-25.
10. Panenkov A.A. Problemy sovershenstvovani-ya natsional'noi sistemy protivodeistviya legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finan-sirovaniyu terrorizma i oruzhiya massovogo unich-tozheniya [Problems of improving the national system of anti-money laundering and combating the financing of terrorism and weapons of mass destruction]. NB:
Ekonomika, trendy i upravlenie = NB: Economics, Trends and Management, 2014, no. 1, pp. 13-30.
11. Rekomendatsii FATF. Mezhdunarodnye standarty po protivodeistviyu otmyvaniyu deneg, finansirovaniyu terrorizma i finansirovaniyu raspros-traneniya oruzhiya massovogo unichtozheniya [The FATF recommendations. International standards for combating money laundering, financing of terrorism and financing of proliferation of weapons of mass destruction]. Moscow, ITMCFM Publ., 2012, 178 p.
12. Rodichev M.L. Vozniknovenie i razvitie zakonodatel'stva o protivodeistvii legalizatsii pres-tupnykh dokhodov [Emergence and development of legislation on combating money laundering]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2013, no. 1, pp. 41-46.
13. Safonov A.I. Aktual 'nye voprosy mezhdunar-odnogo zakonodatel'stva v oblasti protivodeistviya legalizatsii prestupnykh dokhodov [Current issues of international law in the sphere of counteraction to money laundering]. Problemy ukrepleniya zakonnosti ipravoporyadka: nauka, praktika, tendentsii = Problems of Consolidation of Legality and Law Order: Science, Practice, Trends, 2013, no. 6, pp. 366-373.
14. Solov'ev I.N. Novye vozmozhnosti protivodeistviya finansirovaniyu terrorizma i legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem [New opportunities to counter terrorism financing and legalization (laundering) of proceeds of crime]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2014, no. 2, pp. 8-10.
15. Fomin V.N. Pravovye aspekty riska v sfere protivodeistviya legalizatsii prestupnykh dokhodov [Legal aspects of risks in the sphere of counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2013, no. 4, pp. 127-132.
16. Khalikova E.A., Kozachkova G.N. Organi-zatsionnaya model' finansovogo monitoringa po pro-tivodeistviyu legalizatsii nezakonnykh dokhodov v kompaniyakh [An organizational model of financial monitoring to counter money laundering in companies]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal = Economics and Management: Research and Practice Journal, 2014, no. 4, pp. 50-55.
17. Khanafeev F.F., Khanafeev A.F. Pro -tivodeistvie legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem kak napravlenie obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti gos-udarstva [Counteraction of the legitimization (laundering) of proceeds of crime as an area to ensure economic security of the State]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2014, no. 2, pp. 24-30.
18. Kharchenko V.V. Administrativno-pravovoi mekhanizm protivodeistviya legalizatsii (otmyvani-yu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [An administrative and judicial mechanism for combating the legalization (laundering) of proceeds of crime and terrorism financing]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel 'stvo; pravo i upravlenie = Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and Governance, 2013, no. 9, pp.67-73.
19. Kharchenko V.V. Pravovoe obespechenie protivodeistviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma [Judicial support to combating the legalization (laundering) of proceeds of crime and terrorism financing]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel 'stvo; pravo i upravlenie = Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and Governance, 2013, no. 11, pp. 46-51.
20. Chuikova N.M. Finansovyi monitoring kak sovokupnost' mer po protivodeistviyu legalizatsii dokhodov i finansirovaniyu terrorizma [Financial monitoring as a set of measures to counter money laundering and terrorism financing]. Vestnik Ros-siiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. Vstuplenie. Put'v nauku = Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. Introduction. Path to Science, 2013, no. 2, pp. 26-31.
Irina V. RAZUMOVA
Kirov IPKR of Federal Penitentiary Service
of Russia, Kirov, Russian Federation