Научная статья на тему 'Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: проблема соотношения требований международных стандартов и реалий российской действительности'

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: проблема соотношения требований международных стандартов и реалий российской действительности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3429
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ / НАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / COUNTERACTION / MONEY LAUNDERING / TERRORISM FINANCING / FATF RECOMMENDATIONS / AML/CFT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разумова И. В.

Предмет. Проблема создания эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации решается на законодательном уровне с 2001 г. Первоисточником российских правовых норм в этой сфере послужили требования международных актов в виде Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Создание эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма напрямую связано не только с имплементацией международных стандартов, но и с отражением в законодательных нормах специфических особенностей российской экономики. Цели. Исследование проблемы соотношения требований международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с правовыми нормами Российской Федерации, а также с реалиями российской экономики. Методология. В процессе исследования проблемы соотношения требований международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с правовыми нормами Российской Федерации использовались методы: логического анализа и синтеза, сравнительно-правовой, идеализации. Выводы. В российской экономике выявлены сферы деятельности, характеризующиеся высокой долей значительных сумм наличных платежей от физических лиц, следовательно, имеющие высокие риски легализации доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма. Для снижения риска отмывания доходов необходимо установить предельную сумму по расчетам наличными денежными средствами между физическими лицами и участниками наличных расчетов, а также включить в перечень организаций, попадающих под действие Федерального закона № 115-ФЗ, застройщиков и организаций, осуществляющих продажу физическим лицам транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating money laundering and the financing of terrorism: Interrelation of requirements of international standards and Russian reality

Subject The article addresses the creation of an efficient system of anti-money laundering and combating financing of terrorism in the Russian Federation. Objectives The study aims to investigate the relation of requirements of international standards on combating money laundering and the financing of terrorism with rules of law of the Russian Federation and specifics of the Russian economy. Methods I employed methods of logical analysis and synthesis, comparative and legal analysis, and method of idealization. Results The study identified economic sectors that are outside the system of anti-money laundering but have a high risk of transactions, which purpose is to legalize income. Conclusions and Relevance To reduce the risk of money laundering, it is necessary to establish the maximum amount of cash for settlements between individuals and participants of cash payments, and to include developers and entities involved in the sale of transport facilities to individuals in the list of organizations falling within the scope of Federal Law № 115-FZ.

Текст научной работы на тему «Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: проблема соотношения требований международных стандартов и реалий российской действительности»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Финансовый контроль

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ легализации доходов, полученных преступным путем, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И РЕАЛИЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Ирина Васильевна РАЗУМОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры тылового и финансового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, Киров, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 02.09.2016 Принята в доработанном виде 16.09.2016

Одобрена 30.09.2016

УДК 338.242 JEL: Ю6, Ю9, Z23

Ключевые слова:

противодействие, легализация доходов, финансирование терроризма, Рекомендации ФАТФ, наличное обращение

Аннотация

Предмет. Проблема создания эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации решается на законодательном уровне с 2001 г. Первоисточником российских правовых норм в этой сфере послужили требования международных актов в виде Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Создание эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма напрямую связано не только с имплементацией международных стандартов, но и с отражением в законодательных нормах специфических особенностей российской экономики.

Цели. Исследование проблемы соотношения требований международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с правовыми нормами Российской Федерации, а также с реалиями российской экономики.

Методология. В процессе исследования проблемы соотношения требований международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с правовыми нормами Российской Федерации использовались методы: логического анализа и синтеза, сравнительно-правовой, идеализации. Выводы. В российской экономике выявлены сферы деятельности, характеризующиеся высокой долей значительных сумм наличных платежей от физических лиц, следовательно, имеющие высокие риски легализации доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма. Для снижения риска отмывания доходов необходимо установить предельную сумму по расчетам наличными денежными средствами между физическими лицами и участниками наличных расчетов, а также включить в перечень организаций, попадающих под действие Федерального закона № 115-ФЗ, застройщиков и организаций, осуществляющих продажу физическим лицам транспортных средств.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В конце 1990-х годов в Российской Федерации началась работа по имплементации международных норм в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в российское законодательство. Международные нормы отражены в Рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Рекомендации ФАТФ устанавливают комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения. Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры

по противодействию этим угрозам1. Поэтому государства должны адаптировать Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты, к своим условиям. Актуальность исследования обусловлена необходимостью сопоставления норм права Российской Федерации с международными стандартами в сфере противодействия легализации доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также сопоставления законодательства с реальной рыночной ситуацией в целях выявления проблемных слабоконтролируемых финансовых потоков.

ФАТФ является межправительственным органом, созданным в 1989 г. Мандат ФАТФ

1 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. М.: МУМЦФМ, 2012. 178 с.

предусматривает установление стандартов и содействие эффективному применению правовых, регулирующих и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения и иными связанными угрозами целостности международной

финансовой системы. В сотрудничестве с другими заинтересованными международными участниками ФАТФ также работает над определением уязвимых мест на национальном уровне для защиты международной финансовой системы от злоупотреблений.

Первые 40 Рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. как инициатива по защите финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства, вырученные от продажи наркотиков. В 1996 г. Рекомендации были пересмотрены в первый раз с учетом развивающихся тенденций и способов отмывания денег и расширения сферы их применения далеко за пределы отмывания выручки от продажи наркотиков. В октябре 2001 г. ФАТФ расширила свой мандат, включив в него проблемы финансирования террористических актов и террористических организаций, и приняла восемь (позднее расширены до девяти) специальных Рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Рекомендации ФАТФ были пересмотрены во второй раз в 2003 г. и вместе со специальными рекомендациями признаны более чем 180 странами и являются международным стандартом по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма2.

Каждое государство имеет систему правовых норм, которая только в общей совокупности определяет специфику законодательного регулирования, а ментальность или традиционность народонаселения являются существенными факторами в правоприменительной практике. В связи с этим каждая страна обладает сложившейся самобытностью в понимании и применении законодательных норм. Согласно Рекомендациям ФАТФ странам следует определить и оценить риски отмывания денег и финансирования терроризма для страны и предпринять шаги, в том числе определив орган или механизм координации мер по оценке рисков, а также распределить ресурсы в целях эффективного

3

снижения этих рисков .

2 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты

по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. М.: МУМЦФМ, 2012. 178 с.

3 Там же.

В Российской Федерации национальная система противодействия легализации доходов отражает основные требования рекомендаций ФАТФ (табл. 1). Сопоставление международных норм с российскими позволяет сформулировать некоторые выводы:

1) отдельные международные стандарты в полном понимании отражены в конкретных национальных правовых нормах РФ: рекомендации 1-6, 9-12, 17-23;

2) часть международных стандартов не имеет аналогов в российской правовой системе либо размыта (в этом случае можно констатировать только косвенную их реализацию): рекомендации 7, 8, 14-16.

Хотелось бы остановиться отдельно на Рекомендации ФАТФ 22, которая определяет требования к установленным нефинансовым предприятиям и профессиям (далее - УНФПП) в отношении надлежащей проверки клиентов и хранения записей, изложенные в рекомендациях 10, 11, 12, 15 и 17. В Федеральном законе № 115-ФЗ перечень организаций, которые обязаны исполнять его требования, изложены в ст. 5. Приведем сопоставление международных и национальных норм (табл. 2).

В Рекомендациях ФАТФ применяется понятие «финансовые учреждения» в следующем контексте - любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет один или более из перечисленных далее видов деятельности или операций (сделок) для клиента или от его имени:

1) принятие депозитов и иных средств на возвратной основе от населения;

2) кредитование;

3) финансовый лизинг;

4) услуги перевода денег или ценностей;

5) выпуск и управление средствами платежа (например, кредитные и дебетовые карточки, чеки, дорожные чеки, платежные поручения и банковские переводные векселя, электронные деньги);

6) финансовые гарантии и обязательства;

7) операции:

- с инструментами денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты,

производные ценные бумаги и т.д.);

- с обменом иностранной валюты;

- с инструментами, привязанными к обменному курсу, процентным ставкам и индексам;

- с переводными ценными бумагами;

- с биржевой торговлей по срочным товарным сделкам;

8) участие в выпусках ценных бумаг и предоставление финансовых услуг, относящихся к таким выпускам;

9) управление индивидуальными и коллективными портфелями;

10) хранение и распоряжение наличными денежными средствами или ликвидными ценными бумагами от имени других лиц;

11) иное инвестирование, распоряжение или управление активами или денежными средствами от имени других лиц.

В России понятие финансовой организации раскрыто в Федеральном законе № 135-ФЗ4 -хозяйствующий субъект, оказывающий

финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Банку России), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Банку России).

В национальном законодательстве организации, оказывающие услуги связи, и операторы по приему платежей не отнесены к финансовым организациям. В Рекомендациях ФАТФ такие организации попадают под перечень финансовых учреждений, что послужило основанием отражения их в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

4 Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции».

Что же касается провайдеров услуг траста, то Рекомендации ФАТФ указывают на осуществление ими определенных видов деятельности:

1) действие в качестве агента по созданию юридических лиц;

2) действие в качестве (или создание условий для другого лица, чтобы оно действовало в качестве) директора или секретаря компании, партнера в товариществе или аналогичной позиции в отношении других юридических лиц;

3) предоставление зарегистрированного офиса, делового адреса или абонентского, корреспондентского или административного адреса для компании, товарищества или иного юридического лица или образования;

4) действие в качестве (или создание условий для другого лица, чтобы оно действовало в качестве) доверительного лица в трасте или осуществление эквивалентной функции для другой формы юридического образования;

5) действие в качестве (или создание условий для другого лица, чтобы оно действовало в качестве) номинального акционера для другого лица.

Российское законодательство имплементировало эту норму косвенно: через иностранные структуры без образования юридического лица, а также адвокатов, нотариусов и т.д. Согласно ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты, нотариусы, лица, о суще ствляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций обязаны осуществлять идентификацию клиентов, организацию внутреннего контроля, фиксирование и хранение информации.

Реалии российской экономики требуют постоянного мониторинга действительной ситуации и сопоставления ее с нормами законодательства о противодействии легализации

доходов, полученных преступным путем. Результаты такого мониторинга должны реализовываться в конкретных предложениях по совершенствованию норм права в этой сфере.

Так, в экономике России расчеты наличными до сих пор остаются нормой. При этом речь идет не о покупке хлеба в магазине, а о крупных сделках. Очевидно, что наличные платежи являются слабоконтролируемым сектором финансовых расчетов. Можно допускать в этой неменяющейся годами ситуации присутствие российского менталитета или экономических традиций, но все-таки более вероятным выводом является незаинтересованность в изменении ситуации и контролировании финансовых потоков.

Директор департамента наличного денежного обращения Банка России А.В. Юров в статье «Состояние наличного денежного обращения в России на современном этапе» отмечал: «Наличные деньги в России были и на сегодняшний день остаются наиболее предпочтительным инструментом платежа при совершении розничных трансакций. Так, согласно данным отчетности Банка России за 2014 г., доля наличных денег в сумме розничных операций составила 80,9%. И это несмотря на то, что выплата заработной платы в основном осуществляется безналичным способом. Стабильно высокий спрос населения и хозяйствующих субъектов на наличные деньги ежегодно приводит к росту их количества в обращении. 2014 год не стал исключением. За прошедший год количество наличных денег в обращении в России выросло на 0,5 трлн руб., или на 6,4%, и на начало 2015 г. составило 8,8 трлн рублей»5.

С наличным обращением напрямую связан сектор теневой экономики. Поэтому одной из основных задач финансового сектора на протяжении последних десятилетий является перевод основной доли розничного обращения из наличной в безналичную форму. Если рассматривать проблему наличного обращения с позиции противодействия легализации доходов, то основная масса организаций, у которых выручка формируется в основном за счет наличных платежей, попадает под перечень, указанный в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Тем не менее есть секторы российской экономики, выпадающие из системы противодействия легализации доходов. Так, значительные обороты наличных денежных средств проходят через компании-застройщики и

5 Юров А.В. Состояние наличного денежного обращения в России на современном этапе // Деньги и кредит. 2015. № 4.

организации, осуществляющие продажу легковых автомобилей. Представляется логичным отсутствие таких организаций в Рекомендациях ФАТФ, которые разработаны именно специалистами европейской экономики, где оборот наличных сводится только к мелким бытовым сделкам (в среднем в пределах 100 евро).

По официальным данным Росстата за пять месяцев 2016 г. введено общей площади жилых домов 13 700 тыс. м2, средняя цена 1 м2 составила 42 500 руб.6, то есть приблизительный оборот жилищного строительства в год составляет около 1,3 трлн руб., из которых основная доля поступлений - от физических лиц. Удивительным остается тот факт, что добропорядочный гражданин физически зачастую не может оплатить покупку квартиры по банковской карте, так как у застройщика просто нет терминала. Застройщики предлагают осуществить либо безналичный платеж, где банк взимает существенную комиссию, либо наличный платеж в кассу, что и выбирает покупатель. Ситуация на автомобильном рынке аналогичная: розничный оборот легковых автомобилей составляет около 4,6%7 от общего оборота, или 1,2 трлн руб., где основная расчетная форма - наличные денежные средства. При этом не стоит забывать и о других транспортных средствах, продажи которых столь быстро набирают популярность среди «элиты» нашего общества.

На основании изложенного складывается очевидное представление о выпадении из системы противодействия легализации доходов некоторых высокорисковых секторов экономики. Сфера действия российского законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствует реалиям рыночной экономики и требует корректировки под сложившиеся условия хозяйствования.

Для снижения риска отмывания доходов, полученных преступным путем, необходимо реализовать несколько мероприятий.

1. Установить предел для расчета наличными денежными средствами между физическими лицами и участниками наличных расчетов. В контексте Указания Банка России № 3073-У под участниками наличных расчетов

6 Официальный сайт Росстата.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/enterprise/building/

7 Официальный сайт Росстата.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/enterprise/building/

понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. В п. 5 Указаний определено, что такие расчеты осуществляются без ограничения суммы. Вполне обоснованным представляется ограничение наличных расчетов между физическими лицами с одной стороны и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с другой стороны в размере 100 000 руб. в рамках одного договора гражданско-правового характера.

2. Расширить перечень организаций, попадающих под действие Федерального закона № 115-ФЗ, и

включить в ст. 5 застройщиков и организации, осуществляющие продажу физическим лицам транспортных средств.

Усиливающиеся террористические угрозы в мире, отрицательные результаты борьбы с коррупцией в России, порождающие неконтролируемые финансовые потоки, требуют повышения эффективности существующей системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, за счет корректировки сферы действия законодательства и установления требований, соответствующих экономическим реалиям нашей страны.

Таблица 1

Сопоставление Рекомендаций ФАТФ (разделы A, B, C, D) с нормами российского законодательства

Table 1

A comparison of the FATF Recommendations (sections A, B, C, D) with the norms of Russian legislation

Номер Рекомендации ФАТФ Содержание (суть) рекомендации Норма российского законодательства

1 Страны должны требовать, чтобы финансовые учреждения и установленные нефинансовые предприятия и профессии (УНФПП) определяли, оценивали и принимали меры по снижению собственных рисков отмывания денег и финансированию терроризма Часть 2 ст. 7, ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

2 Странам следует иметь национальную политику в сфере ПОД/ФТ, определить орган или иметь координационный или иной механизм, который отвечал бы за выработку такой политики Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»

3 Странам следует рассматривать отмывание доходов как преступление Статьи174 и 174.1 Уголовного Кодекса РФ (далее - УК РФ)

4 Странам следует принять меры, аналогичные изложенным в Венской конвенции, Палермской конвенции и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в том числе законодательные меры, позволяющие компетентным органам замораживать или арестовывать и конфисковывать имущество и доходы Пункт 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

5 Странам следует признать преступлением финансирование терроризма Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ: предикатные преступления; ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ

6 Странам следует создать механизмы применения целевых финансовых санкций во исполнение резолюций Совета Безопасности ООН, относящихся к предупреждению и предотвращению терроризма и финансирования терроризма Статьи 3.12, 15.27, 23.62, 28.3, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее -КоАП РФ)

7 Странам следует применять целевые финансовые санкции в соответствии с резолюциями Совета безопасности ООН, относящимися к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования Указ Президента РФ № 808

8 Странам следует рассмотреть достаточность законов и инструкций, регулирующих деятельность организаций, которые могут быть использованы в нарушение закона в целях финансирования терроризма (некоммерческие организации) Нормы нет

9 Странам следует обеспечить, чтобы законодательство о защите тайны финансовых учреждений не препятствовало реализации Рекомендаций ФАТФ Часть 8 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

10 Финансовые учреждения должны быть обязаны принимать меры по надлежащей проверке клиентов Часть 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

11 Финансовые учреждения должны быть обязаны хранить по меньшей мере в течение пяти лет все необходимые записи об операциях Часть 4 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

12 Финансовые учреждения должны быть обязаны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент или бенефициарный собственник публичным должностным лицом своей страны Статья 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Финансовым учреждениям должно быть запрещено вступать в корреспондентские банковские отношения или продолжать их с банками-ширмами Статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ

14 Странам следует предпринять меры для обеспечения того, чтобы физические или юридические лица, предоставляющие услугу перевода денег или ценностей (УПДЦ), имели лицензию или были зарегистрированы и попадали под эффективные меры мониторинга Статья 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

http://fin-izdat.ru/journal/fc/ 7

15 Странам и финансовым учреждениям необходимо определять и оценивать риски отмывания денег или финансирования терроризма, которые могут возникнуть в связи с разработкой новых продуктов и новой деловой практики Нормы нет

16 Странам необходимо обеспечить, чтобы финансовые учреждения включали требуемую и точную информацию об отправителе и ... получателе в электронный перевод Статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ

17 Страны могут разрешить финансовым учреждениям полагаться на третьи стороны Часть 1.5 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

18 Финансовые учреждениям обязаны применять программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Часть 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

19 Финансовые учреждения должны быть обязаны применять расширенные меры надлежащей проверки к деловым отношениям и сделкам с физическими и юридическими лицами и финансовыми учреждениями из стран, в отношении которых к этому призывает ФАТФ Часть 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ

20 Если финансовое учреждение подозревает, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, оно должно быть обязано законом незамедлительно сообщать о своих подозрениях в подразделение финансовой разведки Часть 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ

21 Финансовые учреждения: a) должны быть защищены законом от уголовной и гражданской ответственности за нарушение любого ограничения на раскрытие информации; b) им должно быть запрещено законом разглашать тот факт («предупреждать»), что сообщение о подозрительной операции (сделки) (СПО) или связанная с этим информация направляется в ПФР Часть 8 ст. 7, ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ

22 Требования в отношении надлежащей проверки клиентов и хранения записей, изложенные в Рекомендациях 10, 11, 12, 15 и 17, применяются к установленным нефинансовым предприятиям и профессиям (УНФПП) Статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ

23 Требования, указанные в Рекомендациях с 18 по 21, применяются ко всем установленным нефинансовым предприятиям и профессиям Статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ

Источник: составлено автором Source: Authoring

Таблица 2

Сопоставление перечня организаций (видов деятельности), включенных в систему ПОД/ФТ, в международных стандартах и российском законодательстве

Table 2

A comparison of the list of organizations (activities) included in the AML/CFT system in international standards and Russian legislation

Рекомендации ФАТФ Федеральный закон № 115-ФЗ

Финансовые учреждения 1) Кредитные организации; 2) микрофинансовые организации; 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 4) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании; 5) ломбарды; 6) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 7) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; 8) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; 9) общества взаимного страхования; 10) негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; 11) организации федеральной почтовой связи; 12) операторы по приему платежей; 13) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами

Казино Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме

Агенты по операциям с недвижимостью Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (в том числе индивидуальные предприниматели)

Дилеры по драгоценным металлам и дилеры по драгоценным камням Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения

Адвокаты, нотариусы и другие независимые юристы и бухгалтеры Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

Провайдеры услуг траста или компании 1) Иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; 2) адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

Источник: составлено автором

Source: Authoring

Список литературы

1. Беленко В.В. Проблемы реализации финансового контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в современной России // Российская юстиция. 2013. № 10. С.44-47.

2. Бондарь Е.О., Изутина С.В. Актуальные тенденции развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации с учетом изменения международных стандартов // Современное право. 2014. № 10. С.97-100.

3. Воробьева И.Г. Финансовые институты в российской системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Финансовые исследования. 2014. № 2. С. 23-31.

4. Ивкова А.В. Противодействие легализации преступных доходов в процессе привлечения лиц к административной ответственности по статье 15.27 КОАП // Законность. 2013. № 1. С. 41-44.

5. Ковалева С. Виды и взаимосвязь рисков кредитных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Финансовая жизнь. 2013. № 3. С. 37-42.

6. Кочетов С.В. Финансовая разведка России в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма // Вестник Академии. 2013. № 3. С. 131-135.

7. Кубенко И.В. Деятельность евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 7. С. 155-157.

8. Ладыга А.И., Калядина М.Ю. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 7. С. 78-81.

9. Лосева Н.А. Правила внутреннего контроля индивидуального аудитора в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Аудитор. 2013. № 5. С. 20-25.

10. Сафонов А.И. Актуальные вопросы международного законодательства в области противодействия легализации преступных доходов // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2013. № 6. С. 366-373.

11. Соловьев И.Н. Новые возможности противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Финансовое право. 2014. № 2. С. 8-10.

12. Фомин В.Н. Правовые аспекты риска в сфере противодействия легализации преступных доходов // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 127-132.

13. Ханафеев Ф.Ф., Ханафеев А.Ф. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, как направление обеспечения экономической безопасности государства // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2. С. 24-30.

14. Харченко В.В. Административно-правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 9. С. 67-73.

15. Паненков А.А. Проблемы совершенствования национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и оружия массового уничтожения // NB: Экономика, тренды и управление. 2014. № 1. С. 13-30.

16. Разумова И.В. Прозрачность и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Налоги и финансы. 2015. № 2. С. 14-21.

17. Родичев М.Л. Возникновение и развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 41-46.

18. Халикова Э.А., Козачкова Г.Н. Организационная модель финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в компаниях // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 4. С. 50-55.

19. Юров А.В. Состояние наличного денежного обращения в России на современном этапе // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 9-11.

ISSN 2311-8709 (Online) Financial Control

ISSN 2071-4688 (Print)

COMBATING MONEY LAUNDERING AND THE FINANCING OF TERRORISM: INTERRELATION OF REQUIREMENTS OF INTERNATIONAL STANDARDS AND RUSSIAN REALITY

Irina V. RAZUMOVA

Kirov IPKR of FPS of Russia, Kirov, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 2 September 2016 Received in revised form 16 September 2016 Accepted 30 September 2016

JEL classification: H56, K39, Z23

Keywords: counteraction, money laundering, terrorism financing, FATF Recommendations, AML/CFT

Abstract

Subject The article addresses the creation of an efficient system of anti-money laundering and combating financing of terrorism in the Russian Federation.

Objectives The study aims to investigate the relation of requirements of international standards on combating money laundering and the financing of terrorism with rules of law of the Russian Federation and specifics of the Russian economy.

Methods I employed methods of logical analysis and synthesis, comparative and legal analysis, and method of idealization.

Results The study identified economic sectors that are outside the system of anti-money laundering but have a high risk of transactions, which purpose is to legalize income.

Conclusions and Relevance To reduce the risk of money laundering, it is necessary to establish the maximum amount of cash for settlements between individuals and participants of cash payments, and to include developers and entities involved in the sale of transport facilities to individuals in the list of organizations falling within the scope of Federal Law № 115-FZ.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Belenko V.V. [Problems of implementing the financial control over anti-money laundering and combating financing of terrorism in modern Russia]. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justitia, 2013, no. 10, pp. 44-47. (In Russ.)

2. Bondar' E.O., Izutina S.V. [Recent trends in the development of the system of combating legalization (laundering) of proceeds from crime and terrorist financing in the Russian Federation with regard to changes in international standards]. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2014, no. 10, pp. 97-100. (In Russ.)

3. Vorob'eva I.G. [Financial institutions in the Russian system of anti-money laundering and terrorist financing]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2014, no. 2, pp. 23-31. (In Russ.)

4. Ivkova A.V. [Combating money laundering in the process of instituting administrative action against persons under Article 15.27 of the Administrative Code]. Zakonnost' = Law, 2013, no. 1, pp. 41-44. (In Russ.)

5. Kovaleva S. [Types and interrelation of risks of credit institutions in the sphere of anti-money laundering].

Finansovaya zhizn' = Financial Life, 2013, no. 3, pp. 37-42. (In Russ.)

6. Kochetov S.V. [Russian financial intelligence in the international system of anti-money laundering and combating financing of terrorism]. Vestnik Akademii = Academy's Herald, 2013, no. 3, pp. 131-135. (In Russ.)

7. Kubenko I.V. [The activity of the Eurasian Group on Combating Money Laundering and Financing of Terrorism (EAG)]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry = Education. Science. Academic Personnel, 2013, no. 7, pp. 155-157. (In Russ.)

8. Ladyga A.I., Kalyadina M.Yu. [The interaction of tax and law enforcement authorities in combating money laundering and financing of terrorism]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire = Fundamental and Applied Research in the Modern World, 2014, vol. 2, no. 7, pp. 78-81. (In Russ.)

9. Loseva N.A. [Rules of internal control for an individual auditor to counteract money laundering and financing of terrorism]. Auditor, 2013, no. 5, pp. 20-25. (In Russ.)

10. Safonov A.I. [Topical issues of international laws in the field of combating money laundering]. Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendentsii = Issues of Strengthening the Law and Order: Science, Practice and Trends, 2013, no. 6, pp. 366-373. (In Russ.)

11. Solov'ev I.N. [New opportunities in combating terrorism financing and anti-money laundering].

Finansovoe pravo = Financial Law, 2014, no. 2, pp. 8-10. (In Russ.)

12. Fomin V.N. [Legal aspects of risk in the field of anti-money laundering]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2013, no. 4, pp. 127-132. (In Russ.)

13. Khanafeev F.F., Khanafeev A.F. [Combating money laundering as an area of economic security of the State]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2014, no. 2, pp. 24-30. (In Russ.)

14. Kharchenko V.V. [Administrative and legal mechanism of combating money laundering) and terrorism financing]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Education and Science: Science and Economy; Entrepreneurship; Law and Management, 2013, no. 9, pp. 67-73. (In Russ.)

15. Panenkov A.A. [Problems of improving the national system of combating money laundering and the financing of terrorism and proliferation]. NB: Ekonomika, trendy i upravlenie = NB: Economy, Trends and Management, 2014, no. 1, pp. 13-30. (In Russ.)

16. Razumova I.V. [Transparency and beneficial ownership in the ALM/CFT system]. Nalogi i finansy = Taxes and Finance, 2015, no. 2, pp. 14-21. (In Russ.)

17. Rodichev M.L. [Initiation and development of laws on combating money laundering]. Zhurnalpravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2013, no. 1, pp. 41-46. (In Russ.)

18. Khalikova E.A., Kozachkova G.N. [The organizational model of financial monitoring to combat money laundering in companies]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal = Economy and Management: Scientific and Practical Journal, 2014, no. 4, pp. 50-55. (In Russ.)

19. Yurov A.V. [The condition of cash circulation in Russia at the present stage]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 4, pp. 9-11. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.